Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров через проектирование содержания общепрофессиональных дисциплин'

Моделирование процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров через проектирование содержания общепрофессиональных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОЦЕСС МОДЕЛИРОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ / MODEL / MODELING PROCESS / PROFESSIONAL COMPETENCES / EDUCATIONAL PROCESS / PROJECTING OF CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синкина Елена Александровна

Рассмотрен процесс проектирования содержания дисциплин профессионального цикла с помощью создания модели формирования профессиональных компетенций будущего бакалавра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS THROUGH DESIGN GENERAL PROFESSIONAL DISCIPLINES

This article describes the process of designing the content of the professional disciplines by creating a model of the formation of professional competence of future bachelors.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров через проектирование содержания общепрофессиональных дисциплин»

УДК 378.14.015.62

Е.А. Синкина E.A. Sinkina

Пермский национальный исследовательский политехнический университет Perm National Research Polytechnic University

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

MODELING THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS THROUGH DESIGN GENERAL PROFESSIONAL DISCIPLINES

Рассмотрен процесс проектирования содержания дисциплин профессионального цикла с помощью создания модели формирования профессиональных компетенций будущего бакалавра.

Ключевые слова: модель, процесс моделирования, профессиональные компетенции, образовательный процесс, проектирование содержания.

This article describes the process of designing the content of the professional disciplines by creating a model of the formation of professional competence of future bachelors.

Keywords: model, modeling process, professional competences, educational process, projecting of content.

Целью проектирования содержания общепрофессиональных дисциплин «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов» является разработка модели формирования профессиональных компетенций бакалавров технических вузов. Моделирование является одним из научных методов исследования и широко применяется в педагогике. Моделирование занимает важное место наряду с такими методами, как познание, наблюдение и эксперимент.

В научной педагогической литературе метод моделирования более подробно описан в трудах В.А. Штофа, В.Г. Афанасьева, И.Б. Новик, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, Г.В. Суходольского и др.

По мнению Г.В. Суходольского, моделирование - это процесс создания иерархии моделей, в которых учебно-воспитательный процесс моде-

лируется в различных аспектах и различными средствами [1]. Моделирование дает возможность более глубоко изучить сущность объекта исследования. Процесс моделирования изучает педагогический процесс в целом, в результате чего можно увидеть не только отдельные элементы педагогического процесса, но и их взаимосвязь. Моделирование дает возможность изучения педагогического процесса до его реализации, при этом становится возможным предсказать отрицательный результат и исправить возможные ошибки.

Метод моделирования основывается на построении модели. Слово «модель» происходит от латинского слова modele, modulus, что означает «мера, образец». Построить модель - значит провести материальное или мысленное имитирование реально существующей системы путем создания специальных аналогов, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы.

У понятия «моделирование» есть сопоставимое ему понятие, часто встречающееся в научных текстах, - «проектирование». Под понятием «проектирование» понимают деятельность по созданию, планированию или конструированию какой-либо системы, объекта или модели.

Педагогическое проектирование - это деятельность субъекта образования, направленная на конструирование моделей преобразования педагогической действительности. Суть педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта. Педагогическое проектирование способствует созданию более технологичных и усовершенствованных педагогических процессов [2].

Моделирование процесса формирования профессиональных компетенций используется для построения модели адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности, т.е. для создания модели специалиста. При этом создаются инновационные формы организации процесса обучения.

Главной целью инновационной формы организации образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Чтобы практическая необходимость в изучении общепрофессиональных дисциплин в вузе стала для студентов очевидна, на занятиях они должны получать не только новую и интересную для них информацию, но и:

- во-первых, сами участвовать в приобретении информации и обмене ею;

- во-вторых, ориентироваться на практическое применение этой информации в своей будущей профессиональной деятельности;

- в-третьих, развивать свои профессиональные компетентности.

Ориентация в процессе обучения на развитие личности, создание благоприятных условий для развития творческого потенциала и креативности студентов, их способности к самореализации, формирование социально значимой системы ценностей, применение инновационных педагогических технологий приведут в итоге к формированию качеств личности, необходимых в дальнейшем для профессиональной деятельности, т.е. к формированию профессиональных компетенций.

При исследовании процесса обучения можно заметить, что нередко подходы к определению целей и содержания профессионального образования оказываются узкими, внимание акцентируется на отдельных, достаточно важных, но в то же время локальных его сторонах.

В настоящее время требования к профессиональной подготовке специалистов возрастают в связи с проникновением профессиональных знаний в самые различные области деятельности людей, ускорением процессов изменения отдельных профессиональных функций, появлением новых видов профессиональной деятельности, требующих качественно нового подхода к содержательному и технологическому аспектам высшего профессионального образования.

Профессиональная подготовка обладает целостностью, системностью, инвариантными свойствами и приводит к формированию профессиональной компетентности - важнейшей составляющей при подготовке специалистов разных уровней и узких специализаций.

С помощью переноса модели деятельности специалиста на содержание обучения в соответствии с изменением внешних условий, изменением представлений о деятельности специалиста и его компетенциях можно создать компетентностную модель формирования профессиональных компетенций будущего бакалавра по направлению 150700 «Машиностроение» при изучении профессиональных дисциплин базовой общепрофессиональной части «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов» (рисунок).

При создании модели мы основывались на принципах педагогики профессионального образования, которые отражены в трудах С.Я. Батышева, В.А. Сластенина и др. Нами была сформулирована цель, которая включает в себя создание условий для формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров в процессе изучения дисциплин общепрофессионального цикла «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов», была учтена совокупность следующих компонентов: мотивационно-целевого, содержательного, деятельностного, оценочного. Каждый компонент имеет цель и задачи, использует определенные методы и средства образовательного процесса, выполняя при этом присущие ему функции.

В структуре любого учебного процесса выделяется мотивационноцелевой компонент, который имеет целью развитие мотивации студента к изучению общепрофессиональных дисциплин, к будущей профессиональной деятельности, формирование профессиональной направленности личности, формирование профессиональных компетенций в области машиностроения. Данный компонент формирует внутреннее побуждение к действию.

Рис. Компетентностная модель формирования профессиональных компетенций будущего бакалавра по направлению 150700 «Машиностроение» при изучении профессиональных дисциплин базовой общепрофессиональной части «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов»

Содержательный компонент включает в себя усвоение целостной системы теоретических и практических знаний по общепрофессиональным дисциплинам «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов», построенной на интеграции знаний. Данный компонент опирается на компе-тентностно-ориентированное содержание профессиональных дисциплин базовой общепрофессиональной части «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов». В результате создаются условия для развития у студентов способности к саморазвитию, самоопределению, самостоятельности и самореализации и одновременно формируются профессиональные знания, умения и владения в области машиностроения.

Деятельностный компонент последовательно формирует профессиональные компетенции будущих бакалавров при изучении дисциплин «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов». Данный компонент отвечает за развитие у студентов способности к проектно-конструкторской, производственно-технологической, научно-исследовательской, организационно-

управленческой деятельности, которые являются компонентами профессиональной деятельности.

Оценочный компонент предусматривает определение уровней сформированное™ профессиональных компетенций (низкий, средний, высокий) будущих бакалавров по направлению 150700 «Машиностроение». Он нацелен на отслеживание процесса и результата образования. Структура оценочного компонента включает в себя диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования. Важным, по нашему мнению, является отслеживание характеристик процесса профессионального становления личности, которые дают большую информацию по сравнению со сведениями о результатах.

Особенностью разработанной модели процесса формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров по направлению «Машиностроение» при изучении профессиональных дисциплин базовой общепрофессиональной части «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов» является системность и интегрированность рассмотренных компонентов, что обусловливает комплексную ориентацию образовательного процесса на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого и формирование его профессиональных компетенций.

Список литературы

1. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. - 166 с.

2. Синкина Е.А. Проектирование содержания дисциплин профессионального цикла для подготовки студентов технического вуза // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 11. - С. 14-17.

Получено 15.02.2013

Синкина Елена Александровна - старший преподаватель, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: [email protected]).

Sinkina Elena Aleksandrovna - Senior Lecturer, Perm National Research Polytechnic University (614990, Perm, Komsomolsky av., 29, e-mail: [email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.