Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования образно-интонационных навыков у будущих учителей музыки'

Моделирование процесса формирования образно-интонационных навыков у будущих учителей музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / ОБРАЗНО-ИНТОНАЦИОННЫЕ НАВЫКИ / FIGURATIVELY-INTONATIONAL SKILLS / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / FUTURE MUSIC TEACHERS / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / INDIVIDUAL TEACHING PATH / ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД / HEURISTIC METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козий Ольга Михайловна

В статье рассматривается проблема формирования образно-интонационных навыков будущих учителей музыки в условиях модернизации высшего музыкально-педагогического образования на Украине. Раскрывается эффективность моделирования как основного метода познания и наиболее доступной формы наглядности, обеспечивающих продуктивность обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE PROCESS OF FORMING FIGURATIVELY-INTONATIONAL SKILLS OF THE FUTURE MUSIC TEACHERS

The article deals with the problem of forming figuratively-intonational skills of future music teachers under the conditions of modernization of the higher musical-pedagogical education in Ukraine. This article reveals the effectiveness of modeling as the main method of perception and the most accessible form of visual aids providing productivity of teaching.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования образно-интонационных навыков у будущих учителей музыки»

школьного образования.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На данном этапе ни одна из форм оценивания не обладает достаточными качествами для того, чтобы считаться универсальной. Выставление отметок будет способствовать развитию мотивационной сферы обучаемых, если они будут осознавать актуальность получаемых знаний и жизненность формируемых умений, четко понимать систему предъявляемых требований, обладать уверенностью, что получение отметки зависит только от них самих и степени их усердия. Поэтому организация контроля образовательных достижений учащихся требует сочетания как традиционных, так и инновационных форм оценивания без ухода в крайности и придания одному из них абсолютного значения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие. М: Логос, 2002. - 432с.: ил.

2. Kellaghan Thomas Using the results of a national assessment of educational achievement / Thomas Kellaghan, Vincent Greaney, T. Scott Murray. p. cm. - (National assessments of educational achievement; v. 5). The International

Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2009.

3. Исмагилова Э.Ф. Анализ оценочных систем и оценочных шкал, используемых в россии и в общей мировой практике // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 74-76.

4. Денисова О.П. Подготовка студентов к контролю остаточных знаний на основе обобщающего повторения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.

2012. № 4 (11). С. 86-88.

5. Романишин И.М. Проблема качества стандартизированного теста формата внешнего независимого оценивания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.

2013. № 1 (12). С. 219-223.

6. Старченко Е.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов языковых направлений вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 276-279.

7. Будаев В.Д. О трудности перехода на балль-но-рейтинговую систему оценки знаний студентов // Вестник Герценовского университета. 2010. №10. С. 51 - 54.

INFLUENCE OF MARKS IN REALISATION STIMULATING SUPERVISORY FUNCTIONS IN TRADITIONAL AND INNOVATIVE FORMS OF THE ASSESSMENT OF EDUCATIONAL

ACHIEVEMENT OF STUDENTS

© 2014

E.F. Ismagilova, post-graduate student

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: In the article the impact examines assessment and the marks on the effectiveness of the implementation of the incentive function of monitoring educational achievement.

Keywords: assessment, mark, estimated activity, enabling the monitoring function, learning motivation, traditional forms of training, tests, score-rating system.

УДК 377.8

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНО-ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

© 2014

О.М. Козий, преподаватель кафедры музыкального искусства

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье анализируется проблема формирования образно-интонационных навыков будущих учителей музыки в условиях модернизации высшего музыкально-педагогического образования. Раскрывается эффективность моделирования как основного метода познания и наиболее доступной формы наглядности, обеспечивающих продуктивность обучения.

Ключевые слова: моделирование, образно-интонационные навыки, будущие учителя музыки, индивидуальная траектория обучения, эвристический метод.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Качественно новые требования к уровню профессионального образования и информационная перенасыщенность его содержания создают определённые трудности усвоения учебного материала студентами и долговременной фиксации его в памяти. С целью оптимизации учебного процесса и лучшего закрепления материала в современном обучении используется моделирование -основной метод научного познания, как наиболее доступная форма наглядности, сконструированная в виде определённой последовательной схемы учебных действий, которыми студентов должны овладеть в процессе профессиональной подготовки. Использование моделирования в современных научных исследованиях обеспечивает реализацию задач высшей школы, отвечает требованиям Болонской декларации относительно обеспечения высокого качества образования. С помощью моделирования повышается эффективность усвоения учебного материала, поскольку в нём системно представлены все составляющие учебного процесса.

Анализ последних исследований и публикаций, в ко-

торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В сфере педагогических исследований проблеме моделирования посвящены работы учёных, которые охватывают различные её аспекты. В нашем исследовании проанализировали работы, рассматриваемые моделирование как: создание системы для опосредованного способа получения знаний про определённый объект (К. Батароева) [4]; метод обучения в высшей школе (Н. Голубь) [5]; новый тип модельного познания (Й. Новик) [8]; искусственная система, отображающая с определённой точностью свойства объекта исследования (О. Рудницкая) [10] и др. Однако проблема моделирования процесса формирования образно-интонационных навыков у будущих учителей музыки в процессе вокального обучения еще не нашла достаточного отображения в музыкальной педагогике, что и послужило причиной для её разработки. В связи с этим актуализируется проблема моделирования процесса формирования образно-интонационных навыков у будущих учителей музыки как основного показателя творчески развитой личности профессионала высо-

кого уровня.

Формирование целей статьи. Целью написания данной статьи послужила необходимость практики в разработке составляющих методической модели формирования образно-интонационных навыков у будущих учителей музыки и их теоретическое обоснование.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Относительно нашей проблемы, модельный характер вокального обучения будущих учителей музыки в условиях педагогических колледжей приобретает особую актуальность, поскольку процесс формирования образно-интонационных навыков является синтетическим и включает в себя не только научно-теоретическое и художественно-образное мышление, но и практические навыки владения механизмами правильного вокального звукоизвлечения и звуковедения.

Анализ музыковедческой литературы, которая непосредственно касается проблемы нашего исследования, в частности музыкальной интонации как ключевого понятия процесса интонирования, представлен в научных работах выдающихся теоретиков: Б. Асафьева [2], В. Медушевского [6], Е. Назайкинского [7], Г. Побережной [9], Б. Яворского [12] и др.

Важное место в овладении всем учебно-методическим комплексом подготовки будущих учителей музыки принадлежит чистому интонированию учителем вокально-хоровых произведений, поскольку их художественно-образная презентация на уроках музыки и во внеклассной работе является эталоном выполнения для учеников разного возраста. Поэтому основой развития навыков чистого интонирования должны быть как основные системы организации музыкально-звукового материала голосовым аппаратом, так и психологические механизмы, которые регулируют процесс интонирования.

Музыкальная педагогика уже давно признала тот факт, что точное интонирование является главной задачей формирования навыков вокального исполнительства потому, что без точного образно-художественного интонирования не может быть понятен замысел композитора. Певцы и хормейстеры в своей практической и теоретической деятельности уделяют постоянное внимание осмысленному интонированию, связывая с ним как художественные задачи, так и приемы, направленные на отрабатывание навыков точного вокального зву-коизвлечения и звуковедения.

Современная методика музыкального образования рассматривает проблему интонирования в двух аспектах: с одной стороны как способ осмысления композиторского художественно-образного замысла произведения и художественно-эмоционального воспроизведения музыкального материала, а с другой - как одно из средств музыкально-эстетичного воспитания молодёжи разного возраста, формирование в них художественного вкуса и развития музыкального слуха исполнителей.

Показ преподавателем вокально-хорового произведения на занятиях по вокалу, в хоровом классе и на занятиях по хоровому дирижированию предусматривает не только мануально-графическое его представление, но и точное, вокально-эмоциональное интонирование, которое в обобщенном виде относится к художественной трактовке и воспроизведению художественно-образного содержания музыкального произведения. Поэтому очень важно сформировать у студента психологическую установку на художественно-комплексное исполнение музыкального произведения, где чистое интонирование и эмоционально-образное исполнение создают ансамбль средств музыкальной выразительности, помогают певцу лучше понять и воссоздавать его содержание, а окружающим целостно воспринимать произведение вокально-хорового искусства.

Как известно, эффективность вокальной деятельности зависит от качества, прочности и гибкости во-

кально-интонационных навыков, поскольку вокальная подготовка будущих учителей музыки происходит в комплексе с теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками.

Вообще под понятием «навыки» понимают психическое новообразование, благодаря которому индивид способен точно и быстро выполнять определенные действия. В музыкальной педагогике данное понятие характеризуется как действие, отдельные компоненты которого в результате повтора стали автоматизированными [11, с. 236].

Таким образом, навыки - это целиком автоматизированные, инстинктивно исполняемые компоненты умений, реализованные на уровне несознательного контроля. В общепринятом понимании «вокальные навыки» рассматриваются как процесс выполнения вокальных действий и, вследствие многоразового повторения, доведенный до автоматизма. Е. Назайкинский акцентирует внимание на многопластовости интонации, которая подчинилась «психической, языковой и культурной детерминации», а в музыке «поднялась на художественный уровень и пополнилась еще несколькими пластами» [7, с. 248].

Основой развития навыков интонирования должны быть как основные системы организации музыкально-звукового материала, так и психологические механизмы, регулирующие сам процесс интонирования. Современная методика музыкального воспитания рассматривает интонирование в двух аспектах: с одной стороны как образ осмысления и воспроизведение музыки, а с другой - как одно из средств воспитания и развития музыкального слуха [9, с. 23].

Под интонированием, в аспекте развития образно-интонационных навыков, мы понимаем не только точность воспроизведения высоты определенного тона музыкального звука, но и эмоционально насыщенную художественно-образную передачу содержания и характера музыки, мелодии в целом. Процесс интонирования протекает, как творческий акт, в котором ярко выражается, как творческая индивидуальность чисто интонирующего певца или руководителя детского вокально-хорового коллектива, так и его психоэмоциональное состояние и психологические качества личности.

Поэтому наиболее эффективный путь формирования образно-интонационных навыков, по нашему мнению, это синтезированный процесс параллельного развития певческо-дикционных, вокально-технических, художественно-образных навыков с использованием креативных методов певческого обучения будущих учителей музыки в поисках художественно-образного исполнения произведения.

Важным моментом индивидуальных занятий относительно постановки голоса (вокала) выступает педагогический мониторинг, с помощью которого осуществляется постоянное руководство и контроль за качеством и соблюдением образовательных траекторий каждого студента, разработанных совместно с преподавателем с учётом их индивидуальных вокально-исполнительских способностей и возможностей. Эти индивидуальные образовательные траектории чётко размещаются в логической последовательности и представлены схематически, в зависимости от целей и задач вокального (или другого вида) обучения.

Относительно нашей проблемы модель формирования образно-интонационных навыков будущих учителей музыки имеет следующие составляющие: цель обучения, задачи, содержание, принципы, функции, методы, формы организации эффективного обучения, компонентную структуру, этапы экспериментального обучения, психолого-педагогические условия, критери-ально-уровневую систему оценивания творческих достижений, конечный результат). Необходимость включения в высшую систему музыкально-педагогического образования модельного способа овладения содержани-

ем и технологией вокальной подготовки является показателем её реформирования и модернизации.

Рассматривая суть каждого из составляющих данного процесса, остановимся на их основных позициях. Так, целью обучения есть разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка поэтапной методики формирования образно-интонационных навыков студентов. Относительно цели исследования были определены следующие задачи: 1. Проанализировать и систематизировать литературу относительно проблемы исследования. 2. Уточнить определение понятия «образно-интонационные навыки» относительно вокального обучения будущих учителей музыки педагогических колледжей, раскрыть его суть, содержание, компонентную структуру. 3. Определить принципы и педагогические условия эффективного формирования. 4. Разработать методическую модель и поэтапную методику формирования образно-интонационных навыков студентов-музыкантов педагогических колледжей. 5. Разработать критерии, показатели и определить уровни сформированности образно-интонационных навыков будущих учителей музыки. 6. Произвести экспериментальную проверку эффективности авторской методики.

В основу содержания процесса формирования образно-интонационных навыков заложен интеграционный принцип соединения музыковедческих междисциплинарных знаний, которые раскрывают их семантическую понятийно-смысловую сферу. К принципам данного вида обучения мы относим: общедидактические принципы (наочности, доступности и научности, целостности и системности, оптимизации обучения, природосответ-ствия и гармонического развития личности, связи теории с практикой, интегративности содержания образования, самообразования) и принципы обучения искусству (художественно-эстетического аксиологизма, взаимодействия музыкального образования с национальными традициями, активнодеятельной и эмоционально-духовной насыщенности содержания образования, культуро-соответствия, индивидуализации и рефлексии).

В процессе экспериментальной работы нами были выделены следующие функции вокального исполнения, а именно: социально-преобразующая (художественное средство отображения жизненных событий и духовного обогащения детей и школьной молодёжи путём вокального искусства); мотивационно-регулятивная (влияет на профессиональное самоопределение и проектирует учебные действия), познавательно-эвристическая (средство получение комплекса профессиональных знаний и реализации творческого потенциала студента); вокально-деятельная (умение художественно-эмоционально воссоздавать образное содержание вокальных произведений в условиях уроков музыки и сцены); эстетико-воспитательная (духовно обогащает и гармонизует личность), культурно-просветительская (средство формирования художественной культуры личности слушателя в процессе презентации вокальных произведений).

Для решения поставленных экспериментальных задач был обусловлен комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ литературы относительно проблемы исследования с целью уточнения сущности понятия «образно-интонационные навыки»; систематизация и обобщение; анкетирование, беседы, тестирование, инструктаж, демонстрирование, наблюдение, наглядная иллюстрация, обсуждение, методы экспертных оценок, экспресс-интервью, метод конструирования понятий - для расширения, дифференциации и систематизации понятийно-категориальной базы знаний; анализ нормативных документов, а также реального опыта преподавателей высших музыкально-педагогических заведений с целью установления эталонных уровней этого направления вокальной подготовки и перспектив повышения профессионального мастерства будущих учителей музыки; педагогический эксперимент; научно-исследовательские и творчески-поисковые методы: эксперимен-

тальные, рефлексивные, для стимуляции творческой активности и моделирования знаний вокально-исполнительского мастерства; методы математической обработки результатов (количественный и качественный сравнительный анализ реального состояния и динамики полученных экспериментальных данных).

К формам организации эффективного обучения мы засчитываем, кроме урочной, еще и концертную деятельность, и проведение практики и медиа-образование (использование мультимедийных технологий в самообразовании).

Процессуальная сторона формирования образно-интонационных навыков студентов-музыкантов педагогических колледжей рассматривается нами с позиции взаимозависимости и взаимодействия таких структурных компонентов: мотивационно-целенаправленного, который определяется заинтересованностью студентов в качественном, интонационно чистом звукоизвлечении, обеспечивающем высокое мастерство вокального исполнительства; когнитивно-технологического, который предусматривает овладение комплексом специальных вокально-теоретических знаний (гигиены и охраны певческого голоса, физиологии построения и механизмов звукоизвлечения голосового аппарата и т. д.); рефле-сивно-исполнительского, который является результатом объединения вокально-теоретических знаний с составляющими вокально-исполнительского комплекса.

Для оптимизации экспериментального обучения нами были разработаны следующие этапы: адаптацион-но-мотивационный (обеспечение адаптации студентов к условиям экспериментального обучения и определения существующего уровня образно-интонационных навыков студентов), вокально-технологический (формирование вокально-исполнительского тезауруса и осуществление ознакомления студентов с современными технологиями вокального исполнительства), коригиру-юще-интонационный (исправление на основе тестовой диагностики ошибок звукоизвлечения и звуковедения), творчески-деятельный (симулирование проявления креативных способностей в вокальном исполнительстве студентов).

К психолого-педагогическим условиям оптимизации процесса формирования образно-итонационных навыков мы засчитываем: создание «комфортной для занятий вокалом учебной среды», мотивационно-позна-вательное обеспечение процесса формирования, актуализацию вокальной деятельности на основе вокально-теоретических знаний, моделирование и прогнозирование индивидуальной образовательно-исполнительской траектории студентов, активизацию элементов певческой рефлексии как источника и способа самопознания духовного мира личности и необходимый инструмент художественно-образного мышления, осознанное понимание значения качественно-интонационного вокального воспроизведения образно-интонационных навыков в процессе формирования художественного образа и характера музыкального произведения.

К конечному результату мы засчитываем вокально-исполнительский комплекс, состоящий из специальных теоретических знаний в области вокального исполнительства и практических интонационно-образных навыков.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Для оптимизации моделирования процесса формирования образно-интонационных навыков необходимо прежде всего создание творческой атмосферы и комфортной, продуктивной учебной среды, что обеспечит эффективное использование всех структурных компонентов методической модели: комплекса методов, среди которых ведущими выступают эвристические методы формирования образно-интонационных навыков у студентов, а использование оригинальной поэтапной методики значительно расширит развитие креативных способностей студентов, поможет

сформировать их образно-интонационные навыки, отыскать новые интерпретационные грани раскрытия художественно-образного содержания музыкального произведения. Умение синтезировать вокально-технические навыки в соответствии с образно-интонационными особенностями музыкальных произведений приобретается с опытом и значительно расширяет творческие возможности как студента, так и преподавателя.

Проведенные исследования не исчерпывают всех аспектов изложенной проблемы. Дальнейшие исследования продолжатся в изучении и разработке методики развития вокально-интонационных и образно-интонационных навыков студентов педагогических колледжей в процессе изучения дирижерско-хоровых дисциплин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин Э. Б. Методология педагогики музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин. 3-е изд., испр. и доп. М.: «Издательство Гном», 2010. 416 с.

2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музгиз, 1971. 376 с.

3. Барсова И. А Специфика языка музыки в создании художественной картины мира / И. А. Барсова // Художественное творчество / Вопросы комплексного изучения. 1984. Л.: Наука, 1986. С. 99-116.

4. Батароев К. Б. Аналогии и модели в познании / К. Б. Батароев. Новосибирск: Наука, 1981. 320 с.

5. Голуб Н. Моделювання як метод навчання у вищш школi // Вюник Львiвськоо ушверситету. Серiя «Фшолопя». Вип. 50. Львiв, 2010. С. 66-72.

6. Медушевський В. В. Человек в зеркале интонационной формы / В.В. Медушевський // Советская музыка. 1980. № 9. С. 39-48.

7. Назайкинский Е. В. Интонация в речи и в музыке // О психологии музыкального восприятия / Назайкинский Евгений Владимирович. М.: Музыка, 1972. С. 248-336.

8. Новик Й.Б. Новый тип модельного познания // Вопросы философии. 1980. № 7. С. 131.

9. Побережна Г. I. 1нтонацшна природа музики // Загальна теорiя музики тдручник / Побережна Галина 1ошвна, Щериця Тамара Володимирiвна. К.: Вища школа, 2004. С. 23-52.

10. Рудницька О. П. Методи наукового дослвдження // Педагопка: загальна та мистецька: навч. поабник. К.: МОН Украни, АПН Украни, 1ПППО Украши, 2002. 270 с.

11. Современный психологический словарь /сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. 490 с.

12. Яворский Б. Л. Звуковая речь // Избранные труды. Т.2. Ч.1. М. Советский композитор, 1987. С. 41-47.

© 2014

MODELING OF THE PROCESS OF FORMING FIGURATIVELY-INTONATIONAL SKILLS OF THE FUTURE MUSIC TEACHERS

O.M. Kozii, lecturer of the Department of musical art

Uman State Pedagogical University named after Pavlo Tychyna, Uman (Ukraine)

Annotation: The article deals with the problem of forming figuratively-intonational skills of future music teachers under the conditions of modernization of the higher musical-pedagogical education in Ukraine. This article reveals the effectiveness of modeling as the main method of perception and the most accessible form of visual aids providing productivity of teaching.

Keywords: modeling, figuratively-intonational skills, future music teachers, individual teaching path, heuristic method.

УДК 378.091.26

ПРОБЛЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

© 2014

О.А. Котлярова, преподаватель кафедры английской филологии

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, Луганск (Украина)

Аннотация: Проведенный теоретический анализ проблемы оценивания учебной деятельности студентов вузов в рамках кредитно-модульной системы доказал, что оно должно проводиться системно и комплексно на всех этапах учебно-воспитательного процесса и охватывать все виды учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: учебная деятельность студентов, оценивание, кредитно-модульная система обучения, учебно-воспитательный процесс, современные условия подготовки специалистов.

Постановка науково'1' проблеми та ïï значення. Cучacнa вищa ocвiтa пepeдбaчae впpoвaджeння нaйбiльш eфeктивниx cпocoбiв гадготовки мaйбутнix фaxiвцiв дo мaйбутньoï пpoфeciйнoï дiяльнocтi. npo^c iннoвaцiйниx змш у пeдaгoгiцi габув шиpoкoгo poзмaxу i якicнoгo poзмaïття. Шряд iз впpoвaджeнням дидaктичниx iннoвaцiй тa вдocкoнaлeнням юнуючт cиcтeм нaвчaння бeзпocepeдньo впливaють га якють тa eфeктивнicть нaвчaльнoгo пpoцecу кoнтpoль тa oцiнкa peзультaтiв нaвчaльнo-пiзнaвaльнoï дiяльнocтi cтудeнтiв. Пpoблeмa opгaнiзaцiï aдeквaтнoго тa oб'eктивнoго oцiнювання нaвчaльниx дocягнeнь cтудeнтiв i впpoвaджeння eдинoгo cтaндapту oцiнювaння peзультaтивнocтi дидaктичнoгo пpoцecу нaбувae aктуaльнocтi у зв'язку з пpиeднaнням дo Бoлoнcькoгo пpoцecу.

Аналгз остантх дослгджень з Ц1е'1' проблеми. Пpoблeму oцiнювaння нaвчaльнoï дiяльнocтi cтудeнтiв ВНЗ в умoвax кpeдитнo-мoдульнoï cиcтeми дocлiджувaли E. Бapкaлoвa [1], Б. Кopoльoв [2], В. Кpeмeнь [3], М. Caдикoв [4], З. Слепгань [5], A. Xapкiвcькa [б],

Г. Чуйкo [7], П. Яа^ць [8] тa iн.

Aнaлiз ocтaннix дocлiджeнь сучасних украшських та зарубiжних науковцiв дoзвoляe дiйти вставку, щo пpoблeмa oцiнювaння нaвчaльниx дocягнeнь poзглядaeтьcя в cучacнiй пeдaгoгiчнiй cлoвникoвo-eнциклoпeдичнiй лiтepaтуpi здeбiльшoгo для xaparcrep^rara oцiнки як визнaчeння cтупeня зacвoeння знaнь, умiнь i нaвичoк cтудeнтaми вiдпoвiднo дo вимoг нaвчaльниx пpoгpaм; як пpoцec, щo «вiдбувaетьcя пocтiйнo: пiд чac poбoти нa зaняттi, cпocтepeжeння зa нaвчaльнoю дiяльнicтю cтудeнтa, aнaлiзу вiдпoвiдeй, викoнaння ним piзнoгo poду poбiт. Визнaчae piвeнь дocягнутиx уcпixiв oцiнкa, якa являе coбoю cтимул дo нaвчaння» [9, с. 120].

Формулювання мети та завдань статт1. Мета статп - проаналiзувати проблему ощнювання навчально1' дiяльностi студенпв у рамках кpeдитнo-мoдульнoï cиcтeми навчання в сучасних умовах пiдготовки майбутшх фахiвцiв.

Виклад основного матергалу й обтрунтування

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.