УДК 373.1 ББК 88.8 П 46
Е.А. Плужникова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории педагогики и педагогических практик Армавирского государственного педагогического университета; E-mail: valerype@mail. ru
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. В статье рассматривается проблема моделирования процесса формирования мировоззрения школьников. Автором предложена теоретическая модель формирования мировоззрения на основе анализа и обобщения теории и практики отечественной педагогики.
Ключевые слова: мировоззрение, научное мировоззрение, структура, компоненты, стиль мышления, научная картина мира, факторы, моделирование, теоретическая модель.
E.A. Pluzhnikova
Candidate of Pedagogy, Assistant Professor of the Theory, History of Pedagogy and Pedagogical Practice Department of Armavir State Pedagogical University; E-mail: [email protected]
MODELLING OF FORMATION OF PUPILS’ SCIENTIFIC OUTLOOK
Abstract. The paper discusses the modelling of formation of pupils’ outlook. The author offers a theoretical model of formation of pupils’ outlook on the basis of the analysis and generalization of the theory and practice of national pedagogy.
Keywords: outlook, scientific outlook, structure, components, style of thinking, a scientific picture of the world, factors, modelling, theoretical model.
Проблема формирования научного мировоззрения школьников всегда актуальна и вызывает интерес теоретиков и практиков отечественной педагогики. Научное мировоззрение, как известно, является интегральным образованием личности. В его содержание и структуру входят компоненты, определяемые самыми разнообразными отраслями научных дисциплин.
Одним из методов педагогического исследования, позволяющих рассмотреть взаимосвязь компонентов мировоззрения и механизмов его формирования с точки зрения различных научных подходов, является моделирование. Как известно, модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [1, с. 10]. В ходе анализа литературы и практического опыта по формированию научного мировоззрения в отечественной педагогике была разработана авторская теоретическая модель формирования мировоззрения (рис. 1), позволяющая реализовывать ее в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы [2].
В данной модели показывается взаимосвязь компонентов (познавательный, ценностно-нормативный, морально-волевой и практический, А.А. Радугин [4]), входящих в структуру мировоззрения личности и результатов его сформированности, по которым мы можем оценить эффективность педагогической деятельности. Важным моментом оценки результата сформированности мировоззрения личности является опора теоретических
знаний и практических умений на жизненный опыт ученика, позволяющий максимально учитывать в учебно-воспитательном процессе его познавательные возможности, мотивацию и т.д.
Рис. 1. Теоретическая модель формирования мировоззрения
Основными показателями сформированности мировоззрения, как видно из представленной модели, является картина мира (научная, бытовая, религиозная) и соответствующий ей стиль мышления. Рассмотрим более подробно, как происходит формирование и взаимодействие каждого компонента мировоззрения в структуре личности школьника. Существует много определений понятия «личность», наиболее полно отвечает целям нашего исследования такое: «Личность - это психическая, духовная сущность человека, выражающаяся в разнообразных обобщенных системах качеств, представленных как совокупность социально значимых свойств человека; система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупности поведенческих актов; осознание окружающего мира и себя в нем» [5, с. 5]. Выделим механизмы, происходящие в психике, сознании человека, которые позволяют формировать, развивать у человека необходимые нам качества, мировоззрение и в конечном итоге личность. Остановимся более подробно на содержательной стороне каждого из перечисленных выше компонентов с учетом психолого-педагогических условий их формирования.
В структуру познавательного компонента входят знания различной степени обобщенности - повседневные, профессиональные, научные; знание и понимание человека о себе и своем месте в этом мире; знания общенаучных понятий. На основе этих знаний базируется конкретно-научная и универсальная картины мира, которые систематизируют и обобщают результаты индивидуального и общественного сознания, стиля мышления того или иного сообщества, народов или эпохи. Научная картина мира активно участвует в формировании научного мировоззрения, углубляя систему интегрированных знаний о социальном субъекте, об окружающих его природных и социальных условиях, о естественном процессе развития личности и общества, обусловленном объективными законами. Являясь структурным элементом мировоззрения, научная картина мира обладает следующими характеристиками:
- интегральными знаниями естественных, общественных, гуманитарных наук;
- системой научного знания о мире в целом, которая формируется в процессе интеграции частнонаучных картин мира;
- социальной картиной мира - науке о человеке и обществе);
- специфическими функциями: систематизирует научные знания, создает
методологическое основание построения частных научных теорий, интерпретирует и объясняет различные теории, «матрицы научного творчества», приращения нового знания, предвидения, объективированного в слове учителя или тексте учебника знания;
- специальными синтезированными научными знаниями, отражающими конкретно-
исторический характер этого знания, на основе философско-мировоззренческих принципов, в которых зафиксированы способ видения человеком мира и понимание его положения в этом мире;
- системой, которая постоянно обогащается за счет синтеза знаний, обогащения теоретического и практического опыта личности и опосредуется практическим преобразованием мира человеком, что обуславливает истинное отражение в сознании школьника природы, человека, общества;
- личностными, творческо-деятельностными характеристиками научного мировоззрения, объективирует свое содержание посредством усиления операционных моментов в познании.
Кроме научных знаний об окружающем мире и внутреннем мире человека, в мировоззрении осмысливается также весь уклад, образ жизни человека, выстраиваются образы прошлого и будущего, и все это дополняется ценностной значимостью и отражением социальной сущности личности. Знания усваиваются с помощью способов умственных действий, на основе которых осуществляются процессы мышления. Их классифицируют следующим образом: 1) по характеру преобладающих средств мышления: предметнодейственные, наглядно-образные, абстрактные, интуитивные; 2) по логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез и др.; 3) по форме результата: создание нового образа, определение понятия, суждение, умозаключение, теорема, закономерность, закон, теория; 4) по типу логики мышления: рассудочноэмпирические (логические) и разумно-теоретические (диалектико-логические).
Особый интерес представляет так называемый «научный стиль мышления». Формирование у учащихся современной научной картины мира и одновременно представлений о ее эволюции рассматривается как необходимое условие формирования у них современного научного стиля мышления. Впервые этот термин начал использоваться в 40-50-е годы XX столетия и применяется для обозначения нормы, системы принципов, которыми руководствуются ученые при переходе от исследований к его результатам. Стиль научного мышления опирается на предметное знание о мире, более обобщенное, чем теория. Речь идет о научной картине природы, как высшей формы систематизации знания. Отношение между научной картиной мира и научным стилем мышления можно представить схематически на рисунке 2, где ИИ - исходные идеи; ОП - основные понятия; Опр. - основные принципы; СО
- способ описания; НСМ - научный стиль мышления; НКМ - научная картина мира.
Видно, что посредством осуществляемых мыслительных процессов научная картина мира как бы проецируется, отражается в сознании ребенка. При таком подходе научная картина мира является базой, основой функционирования научного стиля мышления.
Рис. 2. Взаимосвязь научной картины мира и научного стиля мышления
Кроме того, научный стиль мышления целесообразно рассматривать как опосредованное звено между мировоззрением и предметными знаниями. Он обеспечивает синтез учебных предметов. Эта функция проявляется в единстве подхода к овладению естественнонаучным содержанием. Диалектический характер современного научного стиля мышления выступает в обучении своеобразной формой реализации межпредметности.
Таким образом, сформированность познавательного компонента нами фиксировалась по следующим критериям: 1) знания, соответствующие современной научной картине мира; 2) сформированность способов умственной деятельности, соответствующих научному стилю мышления; 3) сформированность общенаучных понятий.
Познавательный компонент формируется в процессе обучения посредством двух генеральных факторов, влияющих на становление научного мировоззрения школьников, а именно: через содержание образования и организационно-педагогическое влияние учителя. Являясь результатом активной творческой деятельности познающего субъекта и представляя собой формы систематизации знаний об окружающем мире, научная картина мира и мировоззрение включают в свою структуру знания о человеке как необходимый и обязательный элемент. Однако научная картина мира практически не содержит нравственных и эстетических элементов деятельности человека, на формирование которых направлен ценностно-нормативный компонент.
Ценностно-нормативный компонент наиболее ярко выражен в направленности личности, а именно: в ее интересах, взглядах, социальных установках, ценностных ориентациях, убеждениях, морально-этических принципах. Наиболее высокий уровень сформированности качеств личности, входящих в данный компонент, как мы уже отмечали ранее, представлен в научном мировоззрении. Данный компонент мы будем рассматривать в аспекте развития разнообразных нравственных и эстетических качеств личности, формирующихся в процессе становления мировоззрения школьника, который выполняет разнообразную деятельность.
Сфера нравственных и эстетических качеств основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль, и, кроме того, направлена на духовное развитие личности в процессе освоения и приобщения к культуре своего народа и народов мира. Важно сформировать отношение личности к осуществляемой им деятельности, людям труда и его результатам.
В структуре мировоззрения данный компонент представляется такими значимыми категориями и качествами личности, как свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, экологическая культура, космическое сознание, вера, воля и др. Особое значение имеет формирование такого качества личности, как трудолюбие, которое определяет степень морально-психологической готовности к деятельности, в том числе и познавательной. Трудолюбие, как индивидуальное качество,
проявляется в следующем - в активности, прилежности, потребности в деятельности, готовности, сознательности, усердии, воле.
Практический компонент влияет на результативность любого процесса, в том числе и становления мировоззрения личности и проявляется в готовности человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Поскольку предмет нашего исследования определен в области воспитания и образования, то особое внимание мы уделим его результативности, продуктивности, выраженной в сформированности способов учебной работы (И.С. Якиманская) и обучаемости учащихся (И.П. Подласый).
Сформированность «способов учебной работы» обозначает область процессуальных умений, играющих исключительно важную роль для успешного обучения [4]. Важнейшими способами учебной работы (общеучебными умениями) являются следующие умения: планирование учебной работы; организация своей учебной деятельности; восприятие информации; мыслительной деятельности; осмысливание результатов своих действий.
Более подробно рассмотрим содержание общеучебных и мировоззренческих умений и навыков мыслительной деятельности. Наряду с такими умениями, как осмысливание учебного материала, выделение главного; анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, индукция - дедукция, классификация, обобщение, систематизация доказательств, построение рассказа, ответа, речи, аргументация; формулирование выводов, умозаключений, особенно выделим умения давать мировоззренческую оценку природным и общественным явлениям; научно обосновывать и защищать свою мировоззренческую позицию; диалектически объяснять свою мировоззренческую позицию; применять и переносить знания из одной предметной области в другую при решении познавательных и практических задач; принимать решения, основанные на своей позиции; реально оценивать и осмысливать результаты своей деятельности и др.
Под обучаемостью понимают способность школьников к учению и возможность достижения ими запроектированных результатов в установленное время, ее рассматривают в учебном процессе как индивидуальную и групповую (коллективную). Кроме того, выделяют: обучаемость на уроках и обучаемость во внеурочной деятельности. Обучаемость на уроке определяется следующими характеристиками: уровнем общей подготовки (эрудиции) обучаемых; способностью к овладению определенным учебным материалом, усвоением знаний, умений, навыков; общими характеристиками внимания; особенностями мышления учащихся при изучении конкретного учебного предмета; психологической установкой на сознательное и прочное усвоение учебного материала (внешней и внутренней); мотивацией обучения (пониманием и осознанием целей, интересом к обучению и к изучаемому предмету, действенностью стимулов, отношением к выполнению ученических обязанностей и др.); темпами усвоения знаний, умений, навыков; здоровьем учащихся; возрастом обучаемых; ценностными ориентациями; дисциплинированностью, ответственностью и другими причинами [3]. Обучаемость в процессе самообучения (самоподготовки) характеризуется следующими показателями: самоконтроль (объем, частота, качество, система); воля и настойчивость; целенаправленность; умение учиться; работоспособность; ценностные ориентации и т.д. Большой интерес для нас представляет практический компонент обучаемости, так как в процессе любого вида деятельности личность широко использует обобщенные умения, межпредметные знания и реализуется в межличностных отношениях. Необходимо отметить, что практический компонент тесно связан с ценностно-нормативным в плане формирования необходимых качеств личности, которые реализуются и приобретаются в процессе творческой деятельности любого вида.
Морально-волевой компонент в структуре мировоззрения играет особое значение. Как известно, для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, выработка определенной психологической установки на готовность действовать. В структуру данного компонента входят: положительные мотивы деятельности и поведения; чувство долга и ответственности; познавательные интересы; установка на продуктивность; активность и др.
Результатом сформированности данного компонента в структуре личности должна явиться морально-психологическая готовность личности к любому виду деятельности, формироваться знания и умения мировоззренческой безопасности и устойчивости в различных жизненных ситуациях.
Особый интерес представляют качества и свойства личности школьника, сформированные в структуре научного мировоззрения в результате целенаправленной деятельности учителя. Это и ценностно-нормативные (взгляды, убеждения, идеалы личности, достоинство, честь, совесть, стыдливость, любовь, доброта вера и др.) и коммуникативные качества (общительность, гуманность, эмпатия, рефлексию и др.), это и эмоциональноволевые, (сила воли, дисциплинированность, прилежность, ответственность, усердие, сознательность, активность, настойчивость, целеустремленность, оптимизм в достижении цели и др.).
Таким образом, мировоззрение, являясь сложным системным образованием в структуре личности, состоит из взаимосвязанных по смыслу и содержанию компонентов. Содержание и структура каждого из компонентов мировоззрения оказывают определенное влияние на становление и развитие личности школьника. На основе знания и понимания особенности, а также специфики этих влияний, имея теоретическую модель, мы разработали авторскую программу формирования научного мировоззрения. Становление мировоззрения в учебно - воспитательном процессе целесообразно рассматривать через развитие системы структурных компонентов (познавательного, ценностно-нормативного, практического и эмоционально-волевого) и компонентов учебного процесса, выстраивая тем самым на основе теоретической модели формирования дидактическую модель.
Рассмотренная в статье теоретическая модель формирования мировоззрения была апробирована в ряде школ Армавира - гимназия № 1, МОУ - СОШ № 4, 7, 9. На основе теоретической модели мировоззрения совместно с учителями этих школ был разработан факультативный курс «Мир. Общество. Человек» для учащихся 10-11 классов. Перед проведением факультатива с учащимися были проведены авторские тестовые задания, которые были направлены на выявление сформированности у них картины мира (научной, бытовой, религиозной) и определенного стиля мышления, компонентов мировоззрения. В опросе были задействованы более 200 человек. Так, например, научное мировоззрение сформировано у 53% опрошенных; смешанное - у 45% опрошенных; религиозное - у 2% опрошенных. Исследование сформированности познавательного и ценностно-нормативного компонентов показало, что у 65% учащихся сформирована научная картина мира; а у 35% учащихся - ненаучная (33% - «смешанная», 2% - религиозная); у 48% учащихся сформирован научный стиль мышления, а у 52% - ненаучный, причем 50% - «смешанный, повседневный» и 2% - религиозный стили мышления.
После проведения факультативных занятий среди учащихся в течение учебного года снова был проведен опрос, результаты показали следующее: у 100% учащихся
сформировалась научная картина мира и у 83% учащихся - научный стиль мышления; у 17% учащихся сохранился «смешанный», «бытовой» стиль мышления (наличие таких убеждений, как «человек - царь природы», «человек властвует над миром, ему подчиненным» и т.п.).
Полученные результаты дают возможность судить о том, что целенаправленная работа по формированию научного мировоззрения школьников, основанная на моделировании данного процесса, позволяет нам достигать положительной динамики в развитии личности ребенка, развивая на его основе целостное представление о мире, обществе и человеке. Формирование научного мировоззрения позволяет также повысить уровень духовности и нравственной зрелости. Знания и умения о мировоззренческой безопасности позволяют личности противостоять негативным факторам, которые оказывают влияние на развитие личности школьников. Представленные результаты моделирования процессов формирования научного мировоззрения лишь начало изучения и разработки преобразований современного дидактического процесса.
1. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: монография. Новосибирск, 2005. С. 10.
2. Плужникова Е.А. Формирование научного мировоззрения школьников средствами межпредметной интеграции. Армавир, 2010. 147 с.
3. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. 432 с.
4. Радугин А.А. Философия: курс лекций. М., 1995. 504 с.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. 256 с.