Библиографический список
1. Авдеева Т.И. STEM образование: история и современность. Наука и инновации - современные концепции: сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. 2019: 41 - 46.
2. Библиотека Гумер. Гуманитарные науки. Москва: 2010. Available at: http://www.gumer.info
3. Каримова Б.Т. STEM-обучение - инновационный подход в современном образовании. Innovation Management and Technology in the Era of Globalization Materials of the V International Scientific-Practical Conference: In 2 volumes, 2018: 107 - 111.
4. Плиева А.О. Применение интернет-технологий в обучении студентов иностранному языку. Мир науки, культуры, образования. 2020; №2 (81): 325 - 327.
5. Буеракова М.А., Ламанова Л.Л. Внедрение элементов «STEM-образования» в начальной школе. Актуальные научные исследования в современном мире. 2019; № 1-4 (45): 48 - 50.
6. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании. Ставрополь, 2014.
7. Агарагимова В.К., Алиева Г.М., Арипов М.А. и др. Педагогика: вчера, сегодня, завтра: коллективная монография. Москва, 2016.
8. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М., Белоцерковец Н.И. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Москва, 2017.
9. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики. Гуманитарные науки. 2016; № 4 (36): 11 - 18.
References
1. Avdeeva T.I. STEM obrazovanie: istoriya i sovremennost'. Nauka i innovacii- sovremennye koncepcii: sbornik nauchnyh statej po itogam raboty Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. 2019: 41 - 46.
2. Biblioteka Gumer. Gumanitarnye nauki. Moskva: 2010. Available at: http://www.gumer.info
3. Karimova B.T. STEM-obuchenie - innovacionnyj podhod v sovremennom obrazovanii. Innovation Management and Technology in the Era of Globalization Materials of the V International Scientific-Practical Conference: In 2 volumes, 2018: 107 - 111.
4. Plieva A.O. Primenenie internet-tehnologij v obuchenii studentov inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; №2 (81): 325 - 327.
5. Buerakova M.A., Lamanova L.L. Vnedrenie 'elementov «STEM-obrazovaniya» v nachal'noj shkole. Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. 2019; № 1-4 (45): 48 - 50.
6. Agibova I.M., Sorokopud Yu.V., Filimonyuk L.A. Innovacionnyeprocessy vobrazovanii. Stavropol', 2014.
7. Agaragimova V.K., Alieva G.M., Aripov M.A. i dr. Pedagogika: vchera, segodnya, zavtra: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.
8. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M., Belocerkovec N.I. i dr. Innovacionnye processy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.
9. Gluzman A.V., Gorbunova N.V. Iskusstvo pedagogiki. Gumanitarnye nauki. 2016; № 4 (36): 11 - 18.
Статья поступила в редакцию 17.11.20
УДК 371.48
Pavlova O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Acmeology of Personality, Kostroma State University
(Kostroma, Russia), E-mail: oksanapavlova@ksu.edu.ru
Kuznetsova K.R, postgraduate, Department of Pedagogy and Acmeology of Personality, Kostroma State University (Kostroma, Russia),
E-mail: ksnnm@yandex.ru
MODELING THE PROCESS OF FORMING THE READINESS OF OLDER ADOLESCENTS TO MAKE DECISIONS IN A SITUATION OF UNCERTAINTY. The
article deals with a problem of forming the readiness of adolescents to make decisions in situations of uncertainty, which is one of the important tasks of developing the personality of a modern schoolchild. The article substantiates the idea of the need to train teachers to accompany teenagers in decision-making situations, to choose the forms, methods, and means to teach teenagers to make decisions and take responsibility for it. Special attention is paid to the development and description of the model of formation of readiness of adolescents to make decisions in situations of uncertainty, which is based on the principles and includes the steps of: stimulating reference adults positive motivation in adolescent decision-making; encouraging the understanding of decision-making in situations of uncertainty; selection of choices in a situation of uncertainty; reflection.
Key words: model, formation of readiness, situation.
О.А. Павлова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» г. Кострома,
E-mail: oksanapavlova@ksu.edu.ru
К.П. Кузнецова, аспирант, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», г. Кострома, E-mail: ksnnm@yandex.ru
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
В данной статье рассматривается проблема формирования готовности подростков к принятию решений в ситуациях неопределенности, что является одной из важных задач становления личности современного школьника. Обосновывается мысль о необходимости подготовки педагогов к сопровождению подростков в ситуациях принятия решения, выбору форм, методов, средств, позволяющих научить подростков принимать решения и нести за это ответственность. Особое внимание уделено разработки и описанию модели процесса формирования готовности подростков к принятию решений в ситуации неопределенности, которая базируется на принципах и включает следующие этапы: стимулирование референтным взрослым положительной мотивации у подростков к принятию решений; стимулирование осмысления принятия решения в ситуации неопределенности; отбор вариантов выбора в ситуации неопределенности; рефлексия.
Ключевые слова: модель, формирование готовности, ситуация неопределенности, принципы.
Для эффективности моделирования какого-либо процесса в первую очередь исследователям необходимо проанализировать и синтезировать предмет исследования. Модель необходима для того, чтобы создать проект возможностей и когнитивных потенциалов личности для получения и теоретического обоснования результата изучаемого процесса.
Анализируя и проектируя процесс формирования готовности старших подростков к принятию решений в ситуации неопределенности, мы вслед за А.Н. Да-хиным под моделью понимаем «логически последовательную систему соответствующих элементов, включающих цели образования, содержание образования, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом, учебных планов и программ» [1].
В свою очередь, процесс моделирования может рассматриваться как «этап на стадии проектирования в продуктивной деятельности» (А.М. Новиков), кото-
рый позволяет рассматривать совокупность теоретических и эмпирических результатов исследования, полученных в ходе изучения того или иного объекта. Моделирование, как метод научного исследования характеризуется определенной этапностью:
- постановка цели создания модели изучаемого процесса;
- формулировка этапов реализации модели и ее компонентов;
- проектирование модели и отбор необходимых методов и методик для ее проверки;
- внедрение модели в эксперимент;
- контроль результатов внедрения модели и необходимая корректировка ее компонентов.
В своей работе мы моделировали процесс формирования готовности подростков к принятию решений в ситуации неопределенности. Вслед за
А.И. Тимониным готовность мы понимаем как «особое личностное состояние, предполагающее наличие у индивида мотивационно-ценностного отношения к необходимости принятия решений, а также владение эффективными способами и средствами достижения результативности принятых решений в ситуациях неопределенности» [2].
Принятие решения - это всегда выбор наиболее оптимального способа достижения поставленной цели, исходя из собственных возможностей принимаемых ценностей, готовности нести ответственность за совершаемый выбор. Очень часто, как показывает анализ научной литературы, а также собственный педагогический опыт, старшие подростки принимают решения в ситуациях, которые они раньше не «проживали», в обстоятельствах, которые кажутся им незнакомыми, неопределенными, то есть сталкиваются с проблемой выбора эффективных путей выхода из проблемы. Задача педагога в этой ситуации:
- помочь подростку осуществить этот выбор на основе анализа его возможностей, а также требований, предъявляемых социальным окружением;
- обеспечить «обратную связь», то есть анализ совершаемых действий;
- сформировать у подростка готовность к принятию решений как качество личности.
Готовность к принятию решений в ситуации неопределенности мы рассматриваем как целостное образование личности, которое формирует у подростка устойчивое положительное отношение к выбору действий и поступков, умение делать осознанный социальный выбор с последующей реализацией принятого решения и осознание необходимости нести ответственность за совершаемые действия. Ситуация неопределённости выступает здесь основой процесса принятия решений.
Процесс принятия решений в ситуации неопределенности происходит как в специально созданных и организованных, так и в стихийных условиях. Эффективность результата зависит от имеющегося у подростка индивидуального и социального опыта.
Наша модель базируется на принципах, отраженных в ведущем философ-ско-психолого-педагогическом опыте. Это:
- принцип непрерывности педагогической деятельности. В процессе формирования готовности подростков к принятию решений необходимо постоянное педагогическое сопровождение, направленное на воспитание подростков, формирование адекватного поведения в ситуациях неопределенности. В процессе реализации данного принципа педагог на каждом этапе реализации модели находится рядом с ребенком, направляет его действия, проектирует ситуации принятия решений, усложняет их, «ведет» подростка от одного этапа к другому, усложняя его задачи;
- принцип разновариативности, направленный на предоставление различных видов деятельности, в которые включены подростки, на основе собственных интересов и задач, которые ставит перед ними общество. В нашей работе речь идет о множестве ролей и способов их реализации как основания для осуществления выбора и конструирования вариантов принятия решений в разных, часто неопределенных ситуациях. Это позволяет накапливать индивидуальный опыт, соотносить собственные возможности и притязания с принятыми в его окружении и заданными рамками поведения в социальных структурах;
- принцип индивидуализации, базирующийся на необходимости учета индивидуальных, возрастных и личностных особенностей подростков, особенностей жизнедеятельности конкретной личности. Данный принцип предполагает формирование готовности каждого подростка к принятию решений через использование различных (индивидуальных, коллективных) и необходимых в данный момент форм, методов и способов;
- принцип системности, который предполагает, что процесс формирования готовности подростков к принятию решений - это определенная система, состоящая из взаимосвязанных элементов, реализующаяся в соответствии с конкретным алгоритмом. Этими элементами системы могут быть ценностные ориентации, сформированные у подростка, и принимаемые им ценности социальной структуры, его окружающей; способы и варианты организации процесса становления личности подростка с учетом видов деятельности и общения, в которые он включен; выбор жизненных стратегий поведения; ответственность как качество личности, формирующееся на протяжении жизни индивида;
- принцип проективности, направленный на включение подростка в процесс обогащения его индивидуального опыта через интеграцию с социальным опытом его окружения, созданного, накопленного и сохраненного субъектами образовательного процесса, предполагающий осознание смыслов акта принятия решений и его последствий и тем самым обеспечивающий развитие самосознания личности.
Цель модели формирования готовности подростков к принятию решений в ситуациях неопределённости состоит в оптимизации образовательного процесса в школе через организацию различных видов деятельности, в которых участвуют подростки, а также их включение в процесс самостоятельного принятия решений в различных ситуациях при активном участии референтного взрослого.
Разрабатываемая нами модель включает ряд этапов:
- стимулирование мотивации у подростков к принятию решений со стороны референтного взрослого. Формирование мотива к актам принятий решений происходит под воздействием необходимости получить сведения о неопределенной ситуации, системе социальных ролей в ней и взаимоотношений,
в которых происходит выбор. Сформированный мотив к принятию решений является началом ситуации готовности к осознанному выбору того или иного действия в ситуации неопределенности и обусловливает практически-деятельност-ный компонент готовности.
Процесс формирования у подростков положительного мотива к принятию решений происходит под влиянием референтного взрослого [3]. При этом необходимо учитывать, что это влияние будет эффективным при субъект-субъектных отношениях межу участниками процесса. Субъектная позиция подростка обязательна, так как о сформированной готовности мы можем говорить только при субъектной позиции подростка, осознании им своих потребностей и целей.
Следующим этапом является стимулирование акта принятия решения в ситуации неопределенности. Задача данного этапа - это осознание необходимости совершения выбора, которая реализуется через решение следующих моментов: рассмотрение объективно существующих обстоятельств ситуации; выявление наличия альтернативы в процессе акта выбора; осмысление цели выбора в данной ситуации. Подросток, попадая в ситуацию неопределенности, знакомится с ее условиями, объектами и субъектами этой ситуации, происходит осознание целей принятия решений и необходимости нести ответственность за совершаемые действия. Деятельность педагога носит характер поддержки через использование различных педагогических средств и создание условий для совершения актов принятия решения.
Этап выбора вариантов принятия решения в ситуации неопределенности предполагает их анализ с предвидением результата совершенного выбора тех обстоятельств, в которые попал подросток. В связи с тем, что вариантов, как правило, несколько, у субъекта происходит осмысление каждого из них и сопоставление их со сложившимися обстоятельствами, собственными потенциалами и ресурсами, ценностно-ориентационными смыслами, что стимулирует выбор одного, наиболее приемлемого варианта решения затруднительной ситуации. Как правило, ценностная сфера подростков еще не сформирована, и в процессе совершения выбора приемлемого варианта выхода из затруднительной ситуации ему необходима поддержка сопровождающего его педагога. На этом же этапе происходят реальные действия по выбору выхода из неопределенной ситуации. Как правило, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей подростков, на этом этапе они могут испытывать затруднения, и актуальной становится помощь референтного взрослого. Кроме этого подростков часто страшит сам акт выбора и наличие вариантов выхода из сложившейся ситуации, а также необходимость самостоятельно принять решение, неся ответственность за его последствия. Педагог должен помочь ребенку преодолеть этот страх через использование различных приемов.
Последним этапом процесса формирования готовности подростков к принятию решений в ситуации неопределенности является рефлексивный этап, который нуждается в сопровождении со стороны педагога. На этом этапе происходит осознание последствий принятия решений посредством обдумывания производимых действия и операций, анализа каждого варианта принятия значимого решения, выявление положительных и отрицательных моментов, поиск причин неудач или ярких эффективных средств, помогающих принять адекватное решение.
Модель процесса формирования готовности подростков к принятию решений в ситуации неопределенности эффективно может реализовываться при соблюдении ряда педагогических условий. К ним можно отнести: включение подростков в ситуации неопределенности, стимулирование самостоятельного выбора решения в ситуации неопределенности, организация педагогической поддержки подростков в процессе принятия решений.
Обеспечение включения подростков в ситуации неопределенности необходимо как условие формирования готовности к принятию решений в связи с тем, что, предлагая ребенку ту или иную деятельность предполагающую выбор, мы стимулируем процесс самоопределения и анализа своих потенциалов и ресурсов. Чем больше созданных педагогом для подростка ситуаций неопределенности, тем больше вариантов выхода из этих ситуаций [4]. Происходит формирование умений совершать осознанный выбор, подросток учится преодолевать страх перед наличием различных вариантов выбора из ситуаций, определение и осознание границ собственных возможностей.
Условие сопровождения подростка в процессе принятии решений в ситуации неопределенности предполагает, что подросток для совершения адекватного выбора должен овладеть различными социальными ролями и совершать выбор исходя из сложившейся ситуации в определенных условиях. Это может происходить в различных формах: игровые практикумы, участие в «социальных пробах» [5], диспуты и дискуссии, ролевые игры. В этом вопросе ребенку необходимо научиться определять содержательную наполненность деятельности с учетом имеющихся у него потенциалов и своих субъективных особенностей.
Еще одним педагогическим условием, обеспечивающим эффективность формирования готовности подростков к принятию решений в ситуации неопределенности, является организация рефлексивного осознания подростком взаимодействия с субъектами ситуаций неопределенности. В любом акте принятия решений рефлексия является основой совершения деятельности. В любой ситуации принятия решений при формировании готовности подростков необхо-
димо иметь собственные представления о своих возможностях и участии в реально-практических ситуациях. Рефлексия является наиболее целесообразным и необходимым путем самовосхождения как способ самопознания, самооценки, самоанализа [6].
Этот комплекс условий представляет собой взаимосвязанную структуру, и каждое из них одинаково важно при формировании готовности подростков к принятию решений.
Модель изучаемого процесса также включает формы организации учебной и внеучебной деятельности в образовательной организации, позволяющие стимулировать процесс принятия решений в ситуациях неопределенности. Как показала проводимая нами на базе ФГКОУ «СОШ № 24» г. Вольска-18 (Шиханы-2) опытно-экспериментальная работа со школьниками 9 - 10 классов, старшие подростки часто находятся в ситуациях, которые воспринимают как неопределенные. Они часто сталкиваются с запретами взрослых, следовательно, вынуждены принимать решения, которые устраивают всех, и за результат которых должны нести ответственность. Часто к таким ситуациям школьники относят моменты, связанные с взаимодействием со друзьями-сверстниками, а также учебной деятельностью, особенно с выбором будущей профессии. Как показывают опросы, будущее подростков часто неопределенно в современной ситуации, что вызывает у них страх перед принятием решения и повышает тревожность, следовательно, задача педагога - сформировать готовность к разрешению этой неопределенности, ответственность за совершаемые действия, умение ставить краткосрочные и долгосрочные цели и определять свои перспективы. Это становится залогом их психического и социального здоровья.
Кроме того, как показали результаты исследования, часто неопределенными для подростков являются ситуации, связанные с опасностью и риском, которые для них интересны, но они испытывают страх при принятии решения дей-
Библиографический список
ствовать, часто это страх связан с возможным наказанием со стороны взрослого. Это одна из самых многочисленных ситуаций.
Наиболее эффективными формами, обеспечивающими процесс формирования готовности подростков к принятию решений, являются:
- познавательные (дискуссии, диспуты, просмотр тематических фильмов, предметные недели и др.);
- массовые (школьный класс, параллель); групповые (кружок, актив), микрогрупповые (объединение 2 - 3 подростков для решения социально ориентированной задачи);
- проектная и исследовательская деятельность подростков, предполагающая решение задач повышенной сложности и совершение выбора (поисковая работа).
В качестве наиболее эффективных методов формирования готовности подростков к принятию решений мы предлагаем следующие:
- проектный метод, включающий элементы исследовательского и проблемного обучения;
- создание специальных учебных заданий повышенной сложности;
- стимулирование самообразования подростков.
Таким образом, формирование готовности подростков к принятию решений в ситуации неопределенности должно основываться на принципах непрерывности педагогической деятельности, разновариантности, индивидуализации, системности, проективности; реализоваться в соответствии с прохождением этапов: стимулирование мотивации у подростков к принятию решений со стороны референтного взрослого; стимулирование акта принятия решения в ситуации неопределенности; выбора вариантов принятия решения в ситуации неопределенности; рефлексии. Также модель включает педагогические условия, формы и методы, обеспечивающие эффективность изучаемого процесса.
1. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность. Педагогика. 2003; № 4: 21 - 26.
2. Тимонин А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 1995.
3. Референтность. Большой толковый психологический словарь. Москва, 2000; Т. I: 236.
4. Арсеньев Ю.Н. Принятие решений. Москва: ЮНИТИ, 2003.
5. Рожков М.И. Социальные пробы как средство формирования социальной ответственности школьников. Журнал педагогических исследований. 2018; № 2: 12 - 19.
6. Щербинина О.С. Формирование готовности подростков к социальному самоопределению. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Кострома, 2004.
References
1. Dahin A.N. Pedagogicheskoe modelirovanie: suschnost', 'effektivnost' i neopredelennost'. Pedagogika. 2003; № 4: 21 - 26.
2. Timonin A.I. Formirovanie gotovnosti buduschego uchitelya k ispol'zovaniyu igry kak pedagogicheskogo sredstva. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 1995.
3. Referentnosf. Bol'shoj tolkovyjpsihologicheskijslovar'. Moskva, 2000; T. I: 236.
4. Arsen'ev Yu.N. Prinyatiereshenij. Moskva: YuNITI, 2003.
5. Rozhkov M.I. Social'nye proby kak sredstvo formirovaniya social'noj otvetstvennosti shkol'nikov. Zhurnalpedagogicheskih issledovanij. 2018; № 2: 12 - 19.
6. Scherbinina O.S. Formirovanie gotovnostipodrostkov k social'nomu samoopredeleniyu. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2004.
Статья поступила в редакцию 20.11.20
УДК 378
Pestova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),
E-mail: elena.pestova.72@list.ru
CONCEPTS OF SITUATIONAL TEACHING OF A PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE AT A HIGHER SCHOOL. The author considers the communicative situation as a dynamic system of interaction of specific factors of subjective and objective plans. Taking into account four factors of the communicative situation, the author develops and analyzes the principles of this method (skill formation, learning the meaning of words, either in a linguistic or cultural context, etc.). The article describes the most effective methods of teaching dialogue speech, which contribute to the development of speech and thinking, reveal intellectual abilities and provide an opportunity for self-realization. Situations are considered both as a component of the content, and as a method of learning at different stages of the formation of speech actions. The author gives examples of practice-oriented situations on the topics studied at the University of the Ministry of internal Affairs of Russia, which reflects the specific nature of the educational process as a whole.
Key words: communicative situation, types of speech activity, dialogue speech, educational activity.
Е.В. Пестоеа, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: elena.pestova.72@list.ru
КОНЦЕПТЫ СИТУАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
Автор рассматривает ситуационные задачи на занятиях иностранного языка как необходимый элемент сочетания конкретных факторов субъективного и объективного планов. Беря во внимание четыре фактора коммуникативной ситуации, автор разрабатывает и анализирует принципы рассматриваемого метода (формирование навыка, изучение значений слов, либо в лингвистическом, либо в культурном контексте и др.). В статье описаны наиболее эффективные методы обучения диалогической речи, которые являются основой развития речи и мышления, раскрывают когнитивный потенциал и способствуют полной реализации учебных потребностей обучаемых. Ситуации рассматриваются как важный элемент на всех этапах занятия (презентация, практика, продуцирование), а также как способ формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Автор приводит примеры практико-направленных ситуаций по изучаемым темам в вузе МВД России, что отражает специфический характер образовательного процесса в целом.
Ключевые слова: коммуникативная ситуация, виды речевой деятельности, диалогическая речь, образовательная деятельность.