Научная статья на тему 'Моделирование процесса библиотечного общения'

Моделирование процесса библиотечного общения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
271
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ / ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ / MODEL / ELEMENTS OF COMMUNICATION PROCESS / COMMUNICATION FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Езова Светлана Андреевна

Раскрываются элементы модели процесса общения, акцентируется внимание на передаче содержания сообщения, обусловленного функциями общения и функциями библиотеки. Сделана попытка выстроить модель библиотечного общения, исходя из значимого логического основания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of a library communication

The elements of a communication model as a process are disclosed, special attention is paid to the transfer of the content of a message, conditioned by communication functions and library functions. An attempt is made to model library communication, basing on significant logical basis.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса библиотечного общения»

БИБЛИОСФЕРА, 2012, № 3, с. 51-53

Библиотековедение =

УДК 024 ББК 78.370.5

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА БИБЛИОТЕЧНОГО ОБЩЕНИЯ

© С. А. Езова, 2012

Восточно-Сибирский государственный институт культуры 670031, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1

Раскрываются элементы модели процесса общения, акцентируется внимание на передаче содержания сообщения, обусловленного функциями общения и функциями библиотеки. Сделана попытка выстроить модель библиотечного общения, исходя из значимого логического основания.

Ключевые слова: модель, элементы процесса общения, функции общения.

The elements of a communication model as a process are disclosed, special attention is paid to the transfer of the content of a message, conditioned by communication functions and library functions. An attempt is made to model library communication, basing on significant logical basis.

Key words: model, elements of communication process, communication functions.

Общение - одна из форм взаимодействия, действия; это процесс, который подчинен осознанной цели.

Общение как процесс являет собой набор действий, тесно взаимосвязанных между собой. Действие в интерпретации словаря С. И. Ожегова -проявление активности, энергии.

Под моделью в широком значении понимается «упрощенный мысленный или знаковый образ какого-либо объекта или системы объектов, используемый в качестве их "заместителя" и средство оперирования» [1, с. 300]. Моделирование - это ведущий и универсальный способ научного познания.

Поскольку библиотечному общению свойственны общие закономерности, присущие общению вообще, то в дальнейшем для краткости будем использовать термин «общение». Результаты исследования процессов библиотечного общения через его моделирование изложены в научно-методическом пособии [2, с. 16-23].

Для того чтобы выявить гипотетические параметры процесса библиотечного общения, представим его как вербальную модель (рисунок).

Рассмотрим виды действий, которые совершают субъекты общения по отношению друг к другу. Общение начинается с восприятия, познания, понимания партнерами друг друга, которые трактуются в психологии как перцептивные действия.

Целью, ради которой организуется этот процесс, является передача сообщения. Передать сообщение можно посредством речи и невербалики (жесты, мимика и т. д.).

Сообщение включает:

• значение - осознанные человеком мысли и чувства,

• символы - слова, звуки, действия, выражающие конкретное содержание значения, которые проявляются посредством как вербального, так и невербального языка, через кодирование и декодирование (трансформация идей и чувств в символы и организация их в форму сообщения и обратный процесс трансформации сообщений в идеи и чувства) [3, с. 17-18].

По мнению Л. С. Выготского, путь от мысли к слову лежит через значение. «Независимо от ее истинности или ложности, мысль проявляет себя то в слове, то в образе, то в действии, то в поступке, то во всем этом вместе и еще в чем-то неуловимом,

Модель процесса общения

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

таинственном, хотя, возможно, именно это неуловимое и есть самое важное и интересное в мысли. Едва ли кто-нибудь однозначно ответит на вопрос, что такое мысль и как она возникает» [1, с. 308— 309]. Синонимом понятия «мысль» является «идея».

В процессе общения партнеры совершают совокупность действий, поступков, которые интерпретируются в словарях Т. Ф. Ефремовой и Д. Н. Ушакова как поведение, ориентированное на удовлетворение возникших потребностей. Под поведением понимается «целенаправленная система последовательно выполняемых действий...» [1, с. 388]. Взаимодействуя, субъекты вступают во взаимоотношения, т. е. между ними устанавливается связь.

Сообщение передается конкретному лицу. Субъекты общения проявляют отношение к партнеру в своих действиях, поступках, поведении. Поэтому важным элементом структуры общения следует считать обращение (его формы).

Что касается действий по передаче сообщений, то существует и другой взгляд на этот элемент процесса общения.

А. В. Соколов считает, что содержание коммуникационных сообщений включает знания, умения, стимулы, эмоции, которые можно рассматривать как продукты духовной человеческой деятельности и интерпретировать как смыслы [4, с. 30]. Автор основывается на трех целях социальной коммуникации (причем в психологии они трактуются и как функции): познавательной, побудительной и экспрессивной. По аналогии (как движение смыслов) он рассматривает и духовное общение [4, с. 70].

Общение проявляется в различных видах деятельности, обусловлено множеством функций. Например, в литературе по психологии общения выделяется в общей сложности многообразие функций общения (по разным логическим основаниям в зависимости от целей):

• информационно-коммуникативная, эффективно-коммуникативная (Б. Ф. Ломов);

• инструментальная, синдикативная (сплочение малых и больших групп), трансляционная (передача способов обучения и др.), функция самовыражения (А. А. Брудный);

• контактная, информационная, побудительная, координационная, функция понимания, эмотивная (возбуждение в партнере эмоциональных отношений, оказание влияния (Л. А. Карпенко) [5, с. 244-245].

М. И. Лисина считает основной функцией общения организацию совместной деятельности с другими людьми. Основные функции, выделенные В. Панферовым, - коммуникативная, информационная, когнитивная, (познавательная), эмо-тивная (душевные переживания), креативная (преобразовательная) - трансформируются с ее точки

зрения в главную функцию общения - регулятор-ную (она проявляется во взаимодействии с другими людьми) [6]. Каждая из этих функций формирует соответствующий ей вид деятельности, атрибутом которых выступает общение.

Многоголосье потребностей читателей в решении своих проблем жизнедеятельности посредством библиотечных ресурсов порождает многообразие целей деятельности. Содержание этих целей закладывается в сообщения, которыми читатели обмениваются с библиотекарями. Например, библиотекарь сообщает читателю знания, одновременно убеждает его в их принятии, организует с ним совместную деятельность, выстраивает долговременные отношения и т. д. Следовательно и содержание сообщения должно включать все указанные элементы, иначе цели могут быть не достигнуты.

Специфика библиотечного общения обусловлена основополагающими функциями библиотеки: мемориальной, просветительской, образовательной, информационной, социализирующей, они соответствуют основным потребностям личности в библиотечном обслуживании. Специфические потребности читателей библиотека удовлетворяет посредством следующих функций: рекреационной, гедонистической, ценностно-ориентационной [7, с. 139-140].

Одной из ведущих функций современной публичной библиотеки, основываясь на реалиях библиотечной практики, становится коммуникационная.

В «Приоритетах развития Российской библиотечной ассоциации (РБА) на 2011-2015 гг.» сказано, что «РБА отстаивает взгляд профессионального сообщества России на библиотеку как полифункциональный институт культуры, информации, просвещения и образования (самообразования) -важный и неотъемлемый элемент духовной, социальной и экономической жизни России» [8]. Следовательно, в ранг значимых функций добавляется культурная. Таким образом, предметом содержания библиотечного общения должны быть проблемы культуры, информации, просвещения, образования.

Гуманизм как система ценностей и принципов, в центре которой находится человек (наивысшая ценность), провозглашен РБА мировоззренческой основой деятельности российского библиотечного сообщества.

Отношения, которые должны выстраивать библиотекари с субъектами взаимодействия, и формы обращения должны носить гуманный характер.

Возвращаясь к модели общения (см. рис.), уточним, что восприятие (перцептивные действия) распространяется на все элементы модели: передачу сообщения (т. е. вербальный и невербальные языки,

С. А. Езова, 2012, № 3, с. 51-53

которые задействованы в его передаче) поведение, взаимоотношения, обращение (его формы).

В зависимости от других логических оснований можно выстроить иные модели библиотечного общения.

Литература

1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.

2. Езова С. А. Библиотекарь и читатель: типы поведения : науч.-метод. пособие. - М. : Либерея - бибин-форм, 2009. - 112 с.

3. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. -СПб. : Прайм: Еврознак, 2003. - 320 с. роль

4. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2002. - 461 с.

5. Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : Политиздат, 1990. - 494 с.

6. Структура и функции общения. - URL: Ы1р:// psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=3 (дата обращения: 26.03.2012).

7. Столяров Ю. Н. Библиотека // Библиотечная энциклопедия. - М. : Пашков дом, 2007. - 1300 с.

8. Приоритеты развития Российской библиотечной ассоциации на 2011-2015 гг. - URL: http://www.rba.ru/ content/about/doc/prюrities.php (дата обращения: 26.03.2012).

Материал поступил в редакцию 03.04.2012 г.

Сведения об авторе: Езова Светлана Андреевна - кандидат педагогических наук, профессор, тел.: (3012) 45-06-01, e-mail: svetlana.ezova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.