УДК: 332.1 КОРКИШКО ИННА ВЯЧЕСЛАВОВНА
аспирант, ФГОБУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»,
e-mail: [email protected]
D0l:10.26726/1812-7096-2020-03-65-74 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация. Цель. Целью статьи является выявление недостатков процедуры оценивания эффективности деятельности органов местного самоуправления и поиск мер по их устранению для повышения производительности труда сотрудников местной администрации по реализации задач государственной социально-экономической политики. Методы. В представленной работе проведен анализ нормативного и правового регулирования организации и проведения процедуры оценивания эффективности деятельности органов местного самоуправления с целью построения модели процедуры. Графический метод обработки информации использовался автором для визуализации процедурных связей и выявления существующих недостатков в организации оценивания. Имеющаяся практика муниципального управления у автора способствовала обобщению опыта и применению прошлых научно-практических разработок для усовершенствования существующей модели оценки эффективности деятельности местной администрации. Результаты. В результате моделирования процедуры оценивания эффективности деятельности органов местного самоуправления в соответствии с федеральными и региональными нормативными правовыми актами выявлен ряд недостатков системного характера, предложена усовершенствованная модель оценивания. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности государственных и муниципальных органов исполнительной власти в целях совершенствования регулирования процесса реализации социально-экономической политики. Представленные материалы могут быть полезны для применения в учебных целях по специальностям: «муниципальное управление» и «региональная экономика». Выводы. Для повышения качества реализации региональной социально-экономической политики необходимо использование комплекса инструментов регулирования процессов деятельности в регионе, одним из которых является оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления. Повышение качества результатов этого инструмента начинается с анализа и моделирования имеющейся процедуры оценивания. Нивелирование недостатков существующей модели производится через укрепление процедурных связей на основе системных принципов для выполнения целевых установок инструмента регионального регулирования деятельности муниципальных властей.
Ключевые слова: оценка эффективности, органы местного самоуправления, процедура, модель, социально-экономическая политика.
KORKISHKO INNA VYACHESLAVOVNA
postgraduate student, Kuban state technological University, e-mail: [email protected]
MODELING OF THE EFFICIENCY ASSESSMENT PROCEDURE ACTIVITIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES
Abstract. Goal. The purpose of the article is to identify the shortcomings of the procedure for evaluating the effectiveness of local government bodies and search for measures to eliminate them in order to increase the productivity of local administration employees in implementing the tasks of the state socio-economic policy. Methods. In this paper, we analyze the regulatory and legal regulation of the organization and conduct of the procedure for evaluating the effectiveness of local government in order to build a model of the procedure. The graphical method of information
processing was used by the author to visualize procedural relationships and identify existing shortcomings in the organization of evaluation. The author's existing practice of municipal management contributed to the generalization of experience and application of past scientific and practical developments to improve the existing model for evaluating the effectiveness of local administration. Results. As a result of modeling the procedure for evaluating the effectiveness of local government bodies in accordance with Federal and regional regulatory legal acts, a number of systemic shortcomings were identified, and an improved evaluation model was proposed. Scope of the results. The results of the research can be used in the practical activities of state and municipal Executive authorities in order to improve the regulation of the implementation of socioeconomic policy. The materials presented may be useful for educational purposes in the following specialties: "municipal management" and "regional economy". Conclusions. To improve the quality of regional socio-economic policy implementation, it is necessary to use a set of tools for regulating the processes of activity in the region, one of which is to assess the effectiveness of local government bodies. Improving the quality of the results of this tool begins with analyzing and modeling the existing evaluation procedure. The shortcomings of the existing model are leveled by strengthening procedural links based on system principles to meet the targets of the instrument for regional regulation of the activities of municipal authorities.
Keywords: efficiency assessment, local government bodies, procedure, model, socio-economic policy.
Введение. Актуальность создания объективной системы оценивания эффективности деятельности муниципальных органов власти в РФ не угасает. Значимость такой системы связана с необходимостью обеспечения качественной реализации социально-экономической политики в муниципальном образовании. Проблеме оценки эффективности органов власти продолжают посвящать работы российские ученые, исследователи: Пак Х.С., Большаков Р.В., Ушакова Е С. (2017) [7]; Дежурова Е.В., Якимова О.Ю. (2017) [3]; Мамедов Ф.Р., Суфянова Е.З. (2018) [5]; Коваленко Е., Корчагина Т. (2019) [4]; Палатников Д.Е., Симунин Д.С. (2019) [8]; Филиппова А.В. (2019) [17]; Грачева А.В. (2019) [2]; Сабына Е.Н., Сабына М.Н. (2018) [15]; Передерев М.С., Ишков Р.С., Сыроижко В.В. (2019) [9]; Ворошилов Н.В. (2019) [1] и др. Вопрос качества существующей системы оценивания эффективности деятельности муниципальной власти является дискуссионным по нескольким причинам. И в первую очередь подвергается обсуждению и критике - несовершенство критериального аппарата: качество критериев оценивания, их связь с полномочиями органов местного самоуправления (далее - органы МСУ), отсутствие учета условий для достижения показателей, методы получения оценки по критерию. Критерии для оценки органов МСУ разработаны на федеральном уровне и бесспорно связаны с региональной социально-экономической политикой государства.
Российскими исследователями проблем реализации механизма оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления подчеркивается: «Федеративное государственное устройство России обусловливает важность разработки результативной системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в целях повышения степени управляемости для устранения негативных последствий экономической нестабильности» [18]. Эта задача приобретает особую значимость в свете Послания Президента РФ Федеральному Собранию 2020 г.: «Темпы изменений должны нарастать с каждым годом, с ощутимыми для граждан результатами по достижению достойного уровня жизни» [10]. Повышение качества и уровня жизни населения - основная задача социально-экономической политики, реализуемой ОМСУ. Поэтому скорость изменений по достижению достойного уровня жизни зависит от эффективности деятельности органов власти.
Органы МСУ по признанию многих ученых является самыми близкими к населению. В структуру органов МСУ входят: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы МСУ, предусмотренные уставом муниципального образования (далее - МО) [16]. Представительный орган МО осуществляет три основных функции: представительскую, нормотворческую и контрольную. А местная администрация не только реализует социально-
экономическую политику на конкретной муниципальной территории, достигает определенных результатов по развитию муниципального хозяйственного комплекса и качества жизни населения, но и первой узнает реакцию жителей на управленческие действия, получает обратную связь. Это свойство муниципальной власти предлагается использовать автором при регулировании процедуры оценивания эффективности деятельности органов МСУ.
Методы. Оценка эффективности деятельности органов МСУ является частью государственной социально-экономической политики и инструментом контроля ее реализации. В целях повышения результативности системы оценивания исследование ее свойств, выявление недостатков и проблемных участков осуществлялось методом моделирования. Усовершенствование существующей модели процедуры оценивания - путь к повышению качества результатов оценивания, следовательно, к увеличению темпов социально-экономического развития муниципальных образований.
Для изучения существующей модели оценки эффективности деятельности ОМСУ, была проанализирована нормативная и правовая база на федеральном и региональном уровнях, затем выстроены существующая и предлагаемая визуализированные модели процедуры оценивания с учетом принципов системного анализа и методов обобщения и экстраполяции.
Результаты. Укрупненная модель оценки эффективности деятельности органов МСУ по сути описана в методике оценки эффективности ОМСУ, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 №1313-р [14]. Задачи, которые решает система оценивания, представлены на рис. 1.
В федеральной методике оценивания обозначено, что мониторинг эффективности деятельности органов МСУ направлен на определение результативности, т. е. модель оценивания выстроена по принципу регистрации достигнутого муниципальной социально-экономической системой результата по критерию.
Исследование качества критериев не является целью данной статьи, но анализ перечня критериев и показателей позволяет сделать вывод, что за достижение их большинства отвечают муниципальные органы исполнительной власти. Это положение подтверждается региональной и муниципальной практикой оценки эффективности деятельности органов МСУ, когда за предоставление определенных показателей ответственными назначаются отраслевые и функциональные исполнительные органы власти.
Рис. 1. Целевые установки федеральной методики оценки эффективности
деятельности органов местного самоуправления (сост. автором по материалам Распоряжения Правительства РФ от 11.09.2008 №1313 [14])
В методике указано, что в качестве исходных данных для оценивания используются официальные данные, представленные в докладах глав местных администраций. Таким образом, источником данных для оценивания эффективности ОМСУ является информация муниципальной исполнительной власти.
Модель процедуры оценивания эффективности деятельности согласно федеральной методике [14] выглядит следующим образом (рис. 2).
Анализ организации оценивания эффективности ОМСУ на примере Краснодарского края [11] позволяет сделать вывод о конкретизации операций сбора, обработки и представления информации на региональном и муниципальных уровнях, а также своевременном внесении поправок в уточненную региональную методику оценки при изменении федерального законодательства.
На основе обобщения и анализа региональных и муниципальных документов Краснодарского края по процедуре оценивания эффективности деятельности органов МСУ автором была сформирована графическая модель процедуры, представленная на рис. 3.
Док.ти ЫГЛ1Ш л_| ч и 11 кстр ли |[ц МО по общим утврежяеваым
крш^ршш [I отчетным периодам
Данные Роспш
ОиСВПШНПС эффект |ШИОГТЕ[
1К1ШвО(П ОМСУ и
||||рСТ[.|П1Ш ,'|Щ[р|ПД.И
■иуыдолия
Свошып дослан губернатора
Ни риасмг ЛЩЯфОВ
Рис. 2. Модель процедуры оценивания эффективности деятельности органов МСУ (сост. автором на основании федерального законодательства[14])
Процедура оценивания содержит три этапа:
- этап сбора данных о показателях в соответствии с федеральными критериями;
- этап верификации данных: проверки на достоверность, обобщения, непосредственного оценивания, ранжирования и классификации;
- этап итогов: опубликование сводного доклада губернатора, награждение лидеров грантами.
На основании анализа модели и критериев оценки эффективности деятельности ОМСУ можно заключить, что оценивание носит отраслевой характер. Но преимущества такой модели не используются в полной мере. Отраслевые региональные министерства обладают большим объемом данных о качестве деятельности муниципальных органов исполнительной власти в определенной отрасли.
Углубленный профессиональный подход может обеспечить более качественный анализ деятельности муниципальных властей, дополнив имеющиеся федеральные показатели конкретизирующими данными. Это мероприятие позволит отразить управляющие воздействия региональных профильных министерств в рамках государственной социально-экономической политики. Так, Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края был издан приказ №1091 в феврале 2016 г. «Об утверждении порядка оценивания эффек-
тивности деятельности муниципальных органов по делам молодежи», в котором «Перечень показателей оценивания эффективности деятельности муниципальных органов управления образованием» увеличил количество показателей для муниципальной системы образования до 31 [12]. Таким образом, региональное министерство конкретизировало требования к результатам деятельности муниципальных властей. И эти требования выдвинуты к отраслевым муниципальным органам исполнительной власти. Такие конкретизирующие действия осуществляют и другие региональные министерства, но доклады со сравнительным анализом достижений муниципальных исполнительных органов власти на уровне региональных профильных органов исполнительной власти практически не публикуются в открытом доступе.
Рис. 3. Уточненная модель процедуры оценки эффективности деятельности органов МСУ в Краснодарском крае (сост. автором на основании регионального законодательства[11])
Тем не менее на региональном уровне обнародуются результаты оценивания эффективности деятельности органов МСУ в соответствии с федеральной методикой на официальных сайтах администраций во всех субъектах РФ. Таким образом, выполняется задача единства подходов.
Обсуждение. Необходимо отметить, что результаты оценивания слабо применяются, несмотря на заявленные возможности методики оценивания [14], представленные на рис. 4.
Существующая модель оценивания эффективности деятельности органов МСУ реализуется в плоскости: «отчетный период - результат».
Рис. 4. Возможности применения результатов оценивания эффективности деятельности органов МСУ (сост. автором по материалам Распоряжения Правительства РФ от 11.09.2008 №1313-р [14])
Если использовать все возможности отраслевой оценки эффективности, можно организовать оценку деятельности местной администрации в разрезе: «отчетный период - условия для управления - результат». И предлагаемая модель оценивания будет более корректной, так как будет соответствовать принципу детерминизма, который утверждает, «что за каждым следствием скрывается причина» [6]. Для формирования результативной модели оценки эффективности деятельности муниципальных властей необходимо соединить идею достижения цели социально-экономической политики с идеей соответствия условий управления возможности ее достижения.
В таком случае существующая модель трансформируется в модель «объединения», изображенную на рис. 5.
Этап сбора данных дополнен операцией разработки уточненного критериального аппарата с учетом показателей условий и показателей результатов. Руководствуясь отраслевым принципом и принципом иерархии, учитывая задачу учета мнения граждан, необходимо разрабатывать уточненное положение об оценке эффективности деятельности отраслевых и функциональных муниципальных подразделений в профильных региональных органах исполнительной власти, применяя метод ситуационного экспертного анализа. В качестве экспертов целесообразнее всего использовать руководителей отраслевых и функциональных муниципальных подразделений. Они уже на этапе разработки смогут провести самодиагностику своих структур на основе разрабатываемых критериев и соответственно выявить все проблемные участки деятельности и формируемой методики. Данный способ формирования уточненного положения об оценивании эффективности был реализован автором на практике (на один уровень иерархии ниже, т. е. для муниципальных учреждений). Разработанное автором положение используется руководством МО для оценки эффективности муниципальных учреждений социальной сферы уже более пяти лет. Процедура позволяет адаптировать критериальный аппарат под изменяющиеся социально-экономические условия и задачи. Таким образом, предлагаемая модель «объединения» основана на практическом опыте и построена с учетом системных принципов и методов обобщения и экстраполяции.
| ( >1 ЯСК'Т мгшкч ть 31 1 1-1 дни
||ро| нош 11срс«жа.1ыюс С||Ш)'.1ИриШИС |
Рис. 5. Модель «объединения» (сост. автором)
«Учет целевого предназначения системы управления, влияющих на нее условий и факторов, а также современных рекомендаций позволяет спроектировать ее наиболее продуктивную модель» [13, с.109]. Поэтому разработанная модель (рис. 4) имеет очевидные преимущества. В ней учтен и нивелирован недостаток существующей системы оценивания эффективности органов МСУ, а именно, слабость применения результатов оценивания. Этап применения результатов оценивания является ключевым, так как качество использования результатов системы оценивания эффективности деятельности свидетельствует о выполнении целевых установок государственных нормативных документов об измерении результативности муниципальной власти. Оценивание не должно заканчиваться на награждении лидеров.
Заключение. В результате проведенного исследования выявлены системные недостатки в процедуре оценки эффективности деятельности органов МСУ: неиспользование принципа детерминизма влечет за собой необъективность результатов. Недостаточная открытость и про-
зрачность процедуры также влияет на объективность и достоверность результатов. Это вызывает недоверие граждан, а следовательно, снижает их мотивацию к участию в управлении муниципальной территорией. Мнение граждан необходимо изучать на этапе сбора данных, до проведения социологических опросов, при создании уточненного положения об оценке эффективности деятельности органов МСУ. Экспертный ситуационный анализ разрабатываемого положения будет способствовать реализации принципа профессионализма, а значит, уменьшать количество недостатков в оценивании. Следовательно, результаты оценивания будут более объективными, и их можно будет применять в соответствии с мероприятиями рис. 4. Дополнительно предлагается использовать результаты оценивания в корректировке планов и формировании прогнозов развития отраслей в регионе и МО в комплексе.
Применение результатов оценивания должно быть усилено процедурными связями. Важно установить ответственность за стабильно низкие результаты при достаточных условиях для управления и стимулировать руководителей отраслевых и функциональных подразделений, добившихся высоких результатов. Таким образом, между показателями эффективности деятельности органов МСУ и показателями эффективности деятельности отраслевых и функциональных подразделений местных администраций, а также показателями стимулирования их руководителей устанавливается процедурная связь, которая усилит значимость результатов оценивания и мотивацию исполнителей.
Усовершенствование процедурной модели оценивания эффективности деятельности органов МСУ повлияет на адаптацию критериального аппарата оценивания под реальные социально-экономические условия, будет стимулировать власти к достижению целей социально-экономической политики, а значит, увеличит темпы социально-экономического развития МО.
Литература
1. Ворошилов, Н. В. Методический подход к оценке эффективности внутрирегиональной политики // Журнал экономических исследований. 2019. Т. 5. № 4. С. 94-111.
2. Грачева, А. В. Развитие системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2019 : сб. трудов II Международного научно-технического форума : в 10 т. ; под общ. ред. О.В. Миловзорова. 2019. С. 98-102.
3. Дежурова, Е. В., Якимова, О. Ю. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления // Инновации в образовательном процессе : материалы научно-практической конференции ; редколлегия: Б.Ф. Кевбрин и др. 2017. С. 269-273.
4. Коваленко, Е., Корчагина, Т. Проблемы управления эффективностью деятельности органов местного самоуправления // Самоуправление. 2019. Т. 1. № 2 (115). С.15-19.
5. Мамедов, Ф. Р., Суфянова, Е. З. Results of research activities 2018 : inventions, methods, innovations // Сборник материалов XLIIМеждународной научно-практической конференции. 2018. С. 285-287.
6. Нусратуллин, И. В. Методы исследований в экономике : учеб. пособие / И.В. Нусратуллин ; БИСТ (филиал) ОУП ВО «АТиСО». - Уфа : Изд.-во Башкирского института социальных технологий (филиала) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений». 2015.
7. Пак, X С., Большаков, Р. В., Ушакова, Е. С. Управление обращением бытовых отходов : оценка эффективности деятельности муниципальных образований // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). 2017. № 2(4). С. 41-47.
8. Палатников, Д. Е., Симунин, Д. С. Эффективность органов местного самоуправления : критерии оценки // Социальные и гуманитарные знания. 2019. Т. 5. № 2 (18). С. 114-123.
9. Передереев, М. С., Ишков, Р. С., Сыроижко, В. В. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления (городские округа Воронежской области) // Профессиональные компетенции государственных служащих : формирование и развитие : материалы всероссийской научно-практической конференции ; редколлегия: Е.М. Лещенко [и др.]. 2019. С. 255-261.
10. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию 15.01.2020. - URL : http:// kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения 25.01.2020).
11. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 февраля 2010 г. N 96 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов " в Краснодарском крае» (с изменениями на 18 апреля 2019 г.) (в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.03.2011 N 204, от 06.04.2011 N 317, от 30.03.2012 N 358, от 15.07.2013 N 735, от 21.11.2016 N 929, от 18.04.2019 N 229). - URL : http:// docs.cntd.ru/document/430613913 (дата обращения 10.11. 2019).
12. Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 29 февраля 2016 г. №1091 «Об утверждении порядка оценивания эффективности деятельности муниципальных органов управления образованием и органов по делам молодежи». - URL : http://docs.cntd.ru/ document/439048029 (дата обращения 01.02.2020).
13. Психология и педагогика : учеб. пособие ; под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева,
В.А. Сластенина. -М. : Изд-во «Совершенство», 1998.
14. Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 №1313-р (ред. от 13.07.2011) «О реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов "» (вместе с «Методикой мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», «Методическими рекомендациями о порядке выделения за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»). - URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_80l57/(дата обращения 15.01.2020).
15. Сабына, Е. Н., Сабына, М. Н. Совершенствование системы оценки эффективности деятельности муниципальных образований // Экономика Профессия. Бизнес. 2018. № 31. С. 75-80.
16. Федеральный закон от 06.10.2003 131-Ф3 (ред. От 27.12.2019) об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации. -URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_44571/7af8214defd24542ba9c45e06a63067a0fda4e2c/(дата обращения 20.01.2020).
17. Филиппова, А. В. Анализ эффективности деятельности муниципальных органов (на примере г. Уфа) // Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий : материалы III международной научно-практической интернет-конференции : в 2-х частях. 2019. С.135-139.
18. Чагина, А. В., Вильчинская, О. В. Проблемы реализации механизма оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления //Вестник БИСТ. 2010. № 1(5).
References:
1. Voroshilov, N. V. Metodicheskij podhod k ocenke effektivnosti vnutriregional'noj politiki // ZHurnal ekonomicheskih issledovanij. 2019. T. 5. № 4. S. 94-111.
2. Gracheva, A. V. Razvitie sistemy ocenki effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya // Sovremennye tekhnologii v nauke i obrazovanii - STNO-2019 : sb. trudov II Mezhdunarodnogo nauchno-tekhnicheskogo foruma : v 101. ; pod obshch. red. O.V. Milovzorova. 2019. S. 98-102.
3. Dezhurova, E. V., YAkimova, O. YU. Ocenka effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya // Innovacii v obrazovatel'nom processe : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii ; redkollegiya: B.F. Kevbrin i dr. 2017. S. 269-273.
4. Kovalenko, E., Korchagina, T. Problemy upravleniya effektivnost'yu deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya // Samoupravlenie. 2019. T. 1. № 2 (115). S.15-19.
5. Mamedov, F. R., Sufyanova, E. Z. Results of research activities 2018 : inventions, methods, innovations // Sbornik materialovXLIIMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 285-287.
6. Nusratullin, I. V. Metody issledovanij v ekonomike : ucheb. posobie / I.V. Nusratullin ; BIST (filial) OUP VO «ATiSO». - Ufa : Izd.-vo Bashkirskogo instituta social'nyh tekhnologij (filiala) Obrazovatel'nogo uchrezhdeni-ya profsoyuzov vysshego obrazovaniya «Akademiya truda i social'nyh otnoshenij». 2015.
7. Pak, H. S., Bol'shakov, R. V., Ushakova, E. S. Upravlenie obrashcheniem bytovyh othodov : ocenka effektivnosti deyatel'nosti municipal'nyh obrazovanij // Ekonomika i upravlenie narodnym hozyajstvom (Sankt-Peterburg). 2017. № 2(4). S. 41-47.
8. Palatnikov, D. E., Simunin, D. S. Effektivnost' organov mestnogo samoupravleniya : kriterii ocenki // So-cial'nye i gumanitarnye znaniya. 2019. T. 5. № 2 (18). S. 114-123.
9. Peredereev, M. S., Ishkov, R. S., Syroizhko, V. V. Ocenka effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya (gorodskie okruga Voronezhskoj oblasti) // Professional'nye kompetencii gosudarstvennyh sluzhashchih : formirovanie i razvitie : materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii; redkollegiya: E.M. Leshchenko [i dr.]. 2019. S. 255-261.
10. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu sobraniyu 15.01.2020. - URL : http://kremlin.ru/ events/president/news/62582 (data obrashcheniya 25.01.2020).
11. Postanovlenie glavy administracii (gubernatora) Krasnodarskogo kraya ot 27 fevralya 2010 g. N 96 «O realizacii Ukaza Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 28 aprelya 2008 goda N 607 "Ob ocenke effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskih okrugov i municipal'nyh rajonov" v Krasno-darskom krae» (s izmeneniyami na 18 aprelya 2019 g.) (v red. Postanovlenij glavy administracii (gubernatora) Krasnodarskogo kraya ot 09.03.2011 N 204, ot 06.04.2011 N 317, ot 30.03.2012 N 358, ot 15.07.2013 N 735, ot 21.11.2016 N 929, ot 18.04.2019 N 229). - URL : http://docs.cntd.ru/document/430613913 (data obrashcheniya 10.11. 2019).
12. Prikaz ministerstva obrazovaniya, nauki i molodezhnoj politiki Krasnodarskogo kraya ot 29 fevralya 2016 g. №1091 «Ob utverzhdenii poryadka ocenivaniya effektivnosti deyatel'nosti municipal'nyh organov upravleniya obrazovaniem i organov po delam molodezhi». - URL : http://docs.cntd.ru/document/439048029 (data obrashcheniya 01.02.2020).
13. Psihologiya i pedagogika : ucheb. posobie ; pod red. K.A. Abul'hanovoj, N.V. Vasinoj, L.G. Lapteva, V.A. Slastenina. - M. : Izd-vo «Sovershenstvo», 1998.
14. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 11.09.2008 №1313-r (red. ot 13.07.2011) «O realizacii Ukaza Prezidenta RF ot 28.04.2008 N 607 "Ob ocenke effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskih okrugov i municipal'nyh rajonov"» (vmeste s «Metodikoj monitoringa effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskih okrugov i municipal'nyh rajonov», «Metodicheskimi rek-omendaciyami o poryadke vydeleniya za schet byudzhetnyh assignovanij iz byudzheta subekta Rossijskoj Federacii grantov municipal'nym obrazovaniyam v celyah sodejstviya dostizheniyu i (ili) pooshchreniya dosti-zheniya nailuchshih znachenij pokazatelej deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskih okrugov i municipal'nyh rajonov»). - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_80157/ (data obrash-
cheniya 15.01.2020).
15. Sabyna, E. N., Sabyna, M. N. Sovershenstvovanie sistemy ocenki effektivnosti deyatel'nosti municipal'nyh obrazovanij //Ekonomika Professiya. Biznes. 2018. № 31. S. 75-80.
16. Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 131-FZ (red. Ot 27.12.2019) ob obshchih principah mestnogo samouprav-leniya v Rossijskoj Federacii. -URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_44571/7af8214defd24542ba9c45e06a63067a0fda4e2c/(data obrashcheniya 20.01.2020).
17. Filippova, A. V. Analiz effektivnosti deyatel'nosti municipal'nyh organov (na primere g. Ufa) // Problemy ekonomicheskogo rosta i ustojchivogo razvitiya territorij : materialy III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii: v 2-h chastyah. 2019. S.135-139.
18. CHagina, A. V., Vil'chinskaya, O. V. Problemy realizacii mekhanizma ocenki effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya // Vestnik BIST. 2010. № 1(5).