Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОМ СТАРТАПЕ: ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОМ СТАРТАПЕ: ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моделирование производственных ситуаций / студенческий стартап / педагогические технологии обучения / масштабирование стартапа / технологическое предпринимательство / modeling of production situations / student startup / pedagogical learning technologies / startup scaling / technological entrepreneurship

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колиниченко Александр Васильевич, Белоновская Изабелла Давидовна

В рамках грантового конкурса «Студенческий СТАРТАП» автором был предложен проект стартапа «Центр профессионального обучения с применением учебной буровой установки». Проект принял участие в конкурсе АНО «Платформа Национальной технологической инициативы». Параллельно в Оренбургском государственном университете Департаментом молодежной политики и взаимодействия с сообществами была запущена акселерационная программа поддержки студенческих инициатив, создана «Предпринимательская точка кипения» и открыта стартап-студия. В созданных в ОГУ условиях удалось реализовать авторский стартап. Нефтяная и газовая отрасли испытывают острую нехватку квалифицированных специалистов для работы на буровом оборудовании. Обучение буровым работам проводится на учебных установках, имитирующих и моделирующих ситуации нефтегазодобычи на компьютерных тренажёрах. Основным недостатком виртуального обучения является неполнота сформирования умений выполнения цикла заданных работ. Действующие производственные установки являются источником повышенной опасности и нередко применяются только в качестве макетов. В работе центра обучения наряду с виртуальными тренажерами используется действующий тренажер «Учебная буровая установка», патент на которую был получен в рамках грантового конкурса УМНИК 2019 и который был создан при поддержке грантового конкурса «Студенческий стартап 2022». В центре прошли обучение, повышение квалификации и переподготовку 85 человек. Результаты доказали эффективность педагогических технологий и удовлетворенность обучающихся. Развитие студенческого стартапа от идеи создания учебной бурильной установки до центра обучения практическим навыкам работы в нефтегазовой отрасли стало реальной возможностью для молодёжи города и области приобрести и совершенствовать востребованную современную компетенцию. Масштабирование стартапа целесообразно для самостоятельных учебных центров, центров компетенций и экспериментальных площадок распространения студенческого предпринимательства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колиниченко Александр Васильевич, Белоновская Изабелла Давидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION OF PRODUCTION SITUATIONS IN A STUDENT STARTUP: TRAINING PRACTICE

As part of the «Student STARTUP» grant competition, the author proposed a startup project «Vocational Training Center using a training drilling rig.» The project took part in the competition of the ANO «Platform of the National Technology Initiative». In parallel, at Orenburg State University, the Department of Youth Policy and Community Interaction launched an acceleration program to support student initiatives, created an «Entrepreneurial Boiling Point» and opened a startup studio. In the conditions created at OSU, it was possible to implement the original startup. The oil and gas industries are experiencing an acute shortage of qualified specialists to operate drilling equipment. Training in drilling operations is carried out on training installations that imitate and simulate oil and gas production situations on computer simulators. The main disadvantage of virtual training is the incomplete formation of skills to perform a cycle of assigned work. Existing production plants are a source of increased danger and are often used only as mock-ups. In the work of the training center, along with virtual simulators, the operating simulator «Training Drilling Rig» is used, the patent for which was received as part of the UMNIK 2019 grant competition and which was created with the support of the «Student Startup 2022» grant competition. The center provided training, advanced training and retraining for 85 people. The results proved the effectiveness of pedagogical technologies and student satisfaction. The development of a student startup from the idea of creating a training drilling rig to a center for training practical skills in the oil and gas industry has become a real opportunity for the youth of the city and region to acquire and improve sought-after modern competencies. Scaling a startup is advisable for independent training centers, competence centers and experimental sites for the spread of student entrepreneurship in the region.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОМ СТАРТАПЕ: ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ»

DOI: 10.25198/1814-6457-240-165 УДК 371.694: 662.276

Колиниченко А.В., Белоновская И.Д.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: kolinichenkoav@gmail.comt251589@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОМ СТАРТАПЕ: ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ

В рамках грантового конкурса «Студенческий СТАРТАП» автором был предложен проект стартапа «Центр профессионального обучения с применением учебной буровой установки». Проект принял участие в конкурсе АНО «Платформа Национальной технологической инициативы». Параллельно в Оренбургском государственном университете Департаментом молодежной политики и взаимодействия с сообществами была запущена акселерационная программа поддержки студенческих инициатив, создана «Предпринимательская точка кипения» и открыта стартап-студия. В созданных в ОГУ условиях удалось реализовать авторский стартап. Нефтяная и газовая отрасли испытывают острую нехватку квалифицированных специалистов для работы на буровом оборудовании. Обучение буровым работам проводится на учебных установках, имитирующих и моделирующих ситуации нефтегазодобычи на компьютерных тренажёрах. Основным недостатком виртуального обучения является неполнота сформирования умений выполнения цикла заданных работ. Действующие производственные установки являются источником повышенной опасности и нередко применяются только в качестве макетов. В работе центра обучения наряду с виртуальными тренажерами используется действующий тренажер «Учебная буровая установка», патент на которую был получен в рамках грантового конкурса УМНИК 2019 и который был создан при поддержке грантового конкурса «Студенческий стартап 2022». В центре прошли обучение, повышение квалификации и переподготовку 85 человек. Результаты доказали эффективность педагогических технологий и удовлетворенность обучающихся. Развитие студенческого стартапа от идеи создания учебной бурильной установки до центра обучения практическим навыкам работы в нефтегазовой отрасли стало реальной возможностью для молодёжи города и области приобрести и совершенствовать востребованную современную компетенцию. Масштабирование стартапа целесообразно для самостоятельных учебных центров, центров компетенций и экспериментальных площадок распространения студенческого предпринимательства в регионе.

Ключевые слова: моделирование производственных ситуаций, студенческий стартап, педагогические технологии обучения, масштабирование стартапа, технологическое предпринимательство.

Kolinichenko A.V., Belonovskaya I.D.

Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: kolinichenkoav@gmail.com; t251589@mail.ru

SIMULATION OF PRODUCTION SITUATIONS IN A STUDENT STARTUP:

TRAINING PRACTICE

As part of the «Student STARTUP» grant competition, the author proposed a startup project «Vocational Training Center using a training drilling rig.» The project took part in the competition of the ANO «Platform of the National Technology Initiative». In parallel, at Orenburg State University, the Department of Youth Policy and Community Interaction launched an acceleration program to support student initiatives, created an «Entrepreneurial Boiling Point» and opened a startup studio. In the conditions created at OSU, it was possible to implement the original startup. The oil and gas industries are experiencing an acute shortage of qualified specialists to operate drilling equipment. Training in drilling operations is carried out on training installations that imitate and simulate oil and gas production situations on computer simulators. The main disadvantage of virtual training is the incomplete formation of skills to perform a cycle of assigned work. Existing production plants are a source of increased danger and are often used only as mock-ups. In the work of the training center, along with virtual simulators, the operating simulator «Training Drilling Rig» is used, the patent for which was received as part of the UMNIK 2019 grant competition and which was created with the support of the «Student Startup 2022» grant competition. The center provided training, advanced training and retraining for 85 people. The results proved the effectiveness of pedagogical technologies and student satisfaction. The development of a student startup from the idea of creating a training drilling rig to a center for training practical skills in the oil and gas industry has become a real opportunity for the youth of the city and region to acquire and improve sought-after modern competencies. Scaling a startup is advisable for independent training centers, competence centers and experimental sites for the spread of student entrepreneurship in the region.

Key words: modeling of production situations, student startup, pedagogical learning technologies, startup scaling, technological entrepreneurship.

Нефтяная и газовая отрасли испытывают острую нехватку квалифицированных специалистов. Ежедневно работодатели размещают все новые вакансии на сайтах поиска работы и в социальных сетях. В условиях санкционных ограничений и импортозамещения потребность в продукции этих сырьевых отраслей только возрастает, а, следовательно, интенсивно идет модернизация бурового оборудования. В этой связи в Российской Федерации, как и в государствах евразийского экономического союза, растет потребность в обновлении практических умений обучающихся профессиям и специальностям нефтегазовой отрасли, в повышении уровня их технико-технологической квалификации.

Проблематика разработки и совершенствования методов, технологий и средств обучения нефтегазовому делу постоянно находится в центре внимания и производственников, и профессиональных образовательных организаций различных уровней и отраслевых принадлежностей [1], [2]. Вузы, колледжи, техникумы для проведения практических занятий со студентами по направлению подготовки «Нефтегазовое дело» остро нуждаются в мобильных, современных, реалистичных, безопасных и экономически доступных обучающих комплексах, обеспечивающих формирование технико-технологических умений работы в нефтегазовой отрасли. Одним из основных видов таких умений является работа на современной буровом оборудовании.

Проблема повышение уровня профессиональных компетенций специалистов по буровым работам имеет особенности, существенно

затрудняющие ее решение. Реальная работа на буровой установке опасна, трудна, требует предварительной подготовки, устойчивых оперативных умений, отработанных практических навыков, ситуационной мобильности. В полевых условиях обучение не только рабочих, но и мастеров и техников сопряжено с рисками тяжелых травм, аварий и существенных материальных потерь [3]. Наибольшую опасность представляет движущееся оборудование и механизмы, а также их подвижные части (рисунок 1).

В этой связи формирование умений работы на буровом оборудовании (в том числе при повышении квалификации и переподготовке специалистов нефтегазовой отрасли), как правило, проводится на учебных установках, имитирующих и моделирующих ситуации нефтегазодобычи. На сегодняшний день существует множество установок, в которых основной упор в обучении ставится на компьютерные тренажёры [4]-[8]

Современные высокоинтеллектуальные системы компьютерного обучения имеют высокий уровень визуализации производственных процессов [9], [10], что позволяют понять общий принцип технологии бурения и работы техники. Так, в ООО «ЦСМРнефть» (Казань) разработана и используется четырех уровневая система практического обучения с использованием комплексного интерактивного тренажёре по эксплуатации нефтяных скважин (инфогра-фика на рисунке 2).

При использовании компьютерного тренажера модификации «К» возможно моделирование процессов поведения пласта также возможна отработка операций на моделированном

Рисунок 1 - Основные опасности для работников, занятых в бурении

скважинам оборудовании и фактически виртуально отработать действие оператора по исследованию скважин.

Портативный тренажёр представляет собой принципиальную модель компьютерного тренажёра, но с тем отличием, что к нему дополнительно подключены макеты, выполненные для отработки физической памяти при отработке операций на устьевом оборудовании, расположенном на столе обучающегося в уменьшенном размере. Выполняя операции на физическом оборудовании обучающийся контролирует показатели на компьютерном тренажёре.

Полномасштабный тренажерный комплекс модификации «ПМ» представляет собой группу макетного оборудования, на котором можно отработать непосредственные операции персонала в ситуациях максимально приближенным к реальным условиям. При этом он дополнен оборудованием не только скважинным и фонтанной арматурой, но и есть возможность отработать операции на автоматической групповой замерной установке.

Особое внимание уделяется и мобильным виртуальным тренажерам, например, таким как

Рисунок 2 - Четырехуровневая система обучения на компьютерном тренажере (по описанию сайта https://csmrtes.ru), графическое представление авторов статьи

Онлайн (веб-версия) позволяющая проходить виртуальные практические операции с минимальным набором технических средств. Данный тренажер возможно использовать в удобное время для прохождения обучения.

Основным недостатком данных комплексов является «виртуальность», которая обеспечивает возможность не требовать от обучающегося привлечения всей полноты физических и интеллектуальных усилий, но в результате не позволяет добиться формирования умений полноценного выполнения цикла заданных работ.

Так, компьютерные тренажеры не позволяют произвести реалистичные опытные замеры буримости разных геологических пород, не воспроизводят усилия подачи бурового инструмента, недостаточно формируют ловкость, силу и физическую выносливость при бурении, не обеспечивают и адекватное эмоциональное напряжение, провоцируя ситуации игры. На тренажерах, как правило, возможно отрабатывать только заранее известные «жесткие» сценарии по уже написанным программам. Существенным ограничением использования компьютерных комплексных тренажеров является и их высокая стоимость, которая затрудняет широкое использование их в системе ограниченного бюджетного финансирования профессионального образования.

В ответ на выявленное противоречия образовательного процесса автором статьи А.В. Колиниченко была предложена идея создания мобильной, экономичной и достаточно безопасной учебной бурильной установки, обеспечивающей максимально приближение условий работы к реалиям бурения на основе моделирования производственных ситуаций. Целью создания такой установки стало результативное формирование и развитие технико-технологических умений и практических навыков бурильных работ различных категорий обучающихся в сфере нефтегазового дела.

В рамках грантового конкурса «Студенческий СТАРТАП» автором статьи А.В. Колиниченко был предложен проект «Центр профес-

сионального обучения с применением учебной буровой установки» [11].

Были реализованы основные фазы разработки стартапа (рисунок 3).

Проведенные опросы студентов, анализ рынка труда региона и перспективы развития нефтегазовой отрасли определили целевую аудиторию потребителей образовательных услуг. Проектная команда стартапа ставила цель создать учебный образовательный центр для освоения практических умений в сфере нефтегазовой отрасли как для студентов вузов и колледжей, так и для обучения и переобучения профессионалов, планирующих в силу жизненной или производственной ситуаций сменить сферу деятельности [12].

На этапе поиска инвесторов стартапа была подана заявка на участие в конкурсе АНО «Платформа Национальной технологической инициативы». Параллельно в Оренбургском государственном университете Департаментом молодежной политики и взаимодействия с сообществами была запущена акселерационная программа поддержки студенческих инициатив, создана «Предпринимательская точка кипения» и открыта стартап-студия. Проект ОГУ стал победителем трех конкурсных отборов. В созданных в ОГУ условиях удалось разработать

реализуемый стартап «Центр профессионального обучения с применением учебной буровой установки», который прошел фазы инициативы, проектной разработки, организации работ, оформления документации, подготовки учебного и технического оснащения, апробации и находится в стадии реальной деятельности, переходящий в фазу масштабирования.

Так, в проектной фазе стартапа для достижения поставленной цели решены следующие задачи, представленные на рисунке 4.

Образовательные задачи стартапа были синхронизированы с техническими задачами разработки проекта учебной буровой установки. Учитывалось, что бурение обеспечивается вращательными способом с промывкой или продувкой скважины, или шнеками. В этой связи было принято, что учебная буровая установка будет приводиться в действие от асинхронного электродвигателя 37 кВт с применением трехфазного частотно-регулируемого преобразователя на 45 кВт, 380-480 В и будет применен электрогидравлический привод.

Технические характеристики установки сопоставимы с действующим оборудованием. Характеристики вращателя: подвижный тип с ходом 5200 мм. При условии установки частотного преобразователя будет обеспечена частота

1Иде1 2 Кгяанк ^ Маоиетанг 4 Ковцещвн

1

V

5 ТеХНЗЧЖЕВе í Прлоинп " Т^ПГКЕЖ ЕГЬгз;:

^¿гак г* (Аль (¡мфсш)

1

Ч>

1С- ГЬ'с.иганг ] 1 ■¡г фсрпазк докумешщЕ)

(бгтатзчкиж) 4 об^чиощяхсн (3 осутмЯщпса) Р граикжьщ етйЕурс

]

V

1*1 Мапп м?азо1анне ад 14$

13 Р^ЕЛзсггзи \ М^шзасзЕ^Еаяк

/ ¿г (рэПЕШ£>±НВЗ ДОЕЯЦНН, ЕШНЗЯНЫН зашли, ¿ощтрсы,

абучаощииси) (■Ч ВЯЦЙКШ^ВЕ, В; ооучаНшдасн)

заштнв) щхнетнын евссиж)

Рисунок 3 - Основные фазы развития стартапа по формированию практических умений обучающихся

по направлению «Нефтегазовое дело»

вращения от 140 об/мин до 325 об/мин и момент от 2010Н/М до 830 Н/Н. Привод вращателя аксиально-поршневого типа должен обеспечивать рабочее давление гидросистемы 980 МПа 100 кгс/см2. Механизм опускания мачты, подачи и подъема инструмента должен обеспечиваться грузоподъемностью 45 кН 4600 кгс. Бурильные трубы в учебной буровой установке диаметром мм 50 (63) и длиной до 1,5 м, будут обеспечивать оптимальную мобильность работы при обучении.

В то же время комплекс оснащен элементами защиты и обеспечивает остановку в случае неправильных действий обучающегося. Безопасность применения учебной буровой установки достигается за счет уменьшения размеров буровых труб, также мачта дополнительно защищена металлическим кожухом, для исключения произвольного контакта с движущимися частями в период выполнения спускоподъемных операций. Программно отключена возможность включения электродвигателя с открытой дверцей кожуха. При выполнении операций преподаватель-тренер следит за правильностью и безопасностью операций, в случае нарушения он экстренно выключает оборудование переносным пультом. Выполнение свинчивания и развенчивания буровых труб производится со скоростью 30 оборотов в минуту, что предотвращает возможность зацепа и наматывания спец одежды на боровой инструмент.

Комплекс предназначен для приобретения и закрепления знаний и навыков практическо-

Рисунок 4 - Задачи проектной фазы развития стартапа

го обучения студентов по управлению технологическими агрегатами буровой установки методом силовой подачи бурильного инструмента, приобретения практических навыков при управлении электро-гидравлическим приводом, распределительной и контрольно-регулирующей гидроаппаратурой для обеспечения спуско-подъемных операций и бурения.

В пилотном проекте приняло участие группы общей численностью 23 человека. По окончанию обучения было проведено анкетирование с целью определения индекса удовлетворенности участников пилотной группы. На основании обратной связи индекс удовлетворённости составил 0,89.

Действующий тренажер «Учебная буровая установка» был создан при поддержке гранто-вого конкурса «Студенческий стартап 2022». Стартап «Центр профессионального обучения с применением учебной буровой установки» был представлен на мероприятии «Презентация 50 лучших стартапов» (Москва, ноябрь 2022 г.), где был отмечен в числе десяти лучших. Идея использования действующего авторской конструкции тренажера стала основой создания ООО «Буровой центр» совместно с ООО «Центр профессионального обучения» (г. Оренбург).

Уникальность учебного центра состоит в том, что в нем на ряду с виртуальными тренажерами используется действующая учебная буровая установка, патент на которую был получен в рамках грантового конкурса УМНИК 2019 [13] (рисунок 5).

По проекту использование в учебном процессе учебной буровой установки позволит обеспечить плавный переход от цифровых тренажёров к реальным буровым условиям. Для работы и обслуживания учебной буровой установки необходимо не более 4 человек в рамках обучения по предмету «Обслуживание бурового оборудования».

В ныне действующем центре прошли обучение, повышение квалификации переподготовку 85 человек. Результаты диагностики сформированности практических умений были распределены на четыре уровня - низкий, средний, высокий и продвинутый.

На низком уровне сформированности практических умений обучающийся выполнял не

более 50% необходимых трудовых действий, на среднем уровне выполнял не менее 75% трудовых действий, на высоком выполнял не менее 98% трудовых действий, на продвинутом уровне не только выполнял все трудовые действия, но и предлагал варианты совершенствования работы оборудования.

В рамках апробации учебной буровой установки проходили обучение группы студентов техникума по программам подготовки помощника бурильщика капитального ремонта скважин и помощника бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ. Обучение и проведение экзамена проводилась с использованием макета учебной буровой установки, где было возможно отработать ряд

практических задач, таких как проведение буровых работ в соответствии с технологическим регламентом и обслуживание и проведение ремонта бурового оборудования.

Обучение в учебном центре реализуется по 4 направлениям -капитальный ремонт скважин, бурение нефтяных и газовых скважин, разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений и профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (рисунки 4,5).

Лидирующее место по обучению занимает разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, общее число обучающихся составило 43 человека. Самой востребованной профессией по этому направлению было оператор обезвоживающей и обессоливающей

Рисунок 5 - Патент на оборудование «Учебная буровая установка» для стартапа. Учебная буровая установка с выносным пультом.

Рисунок 6.- Результаты диагностики сформированности практических умений

Профессии рабочих.

общие для всех отр а сл ей нар одного хозяйства: 15

Направления обучения вучеоном центре

Капитальней .ремонт сквам-ин; 40

Разработкам эксплуатация нефтяных и газовых месторождений; 43

Бу рение нефтяных и газовых скйажнн: 30

Рисунок 7 - Направление обучения в учебном центре ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Программа повышения квалификации 26%

Щ

Профессионал ь _ное обучение 58%

Профессиональ ная

переподготовка 16%

Рисунок 8 - Организация профессионального обучения в проектном учебном центре

востребованную современную компетенцию. Запатентованная учебная установка стала интегратором программ обучения по различным программам посредством моделирования на данном оборудовании различных производственных ситуаций при условии обеспечения реалистичности процесса работы бурильного оборудования и безопасности обучающихся. Масштабирование стартапа целесообразно в нескольких вариантах. Практика показала возможность использование аналогичных установок и соответствующих педагогических технологий для работы самостоятельных учебных центров. Востребованным считаем использование подобных методов моделирования и установок в качестве основы центра компетенций при вузах, колледжах, техникумах и производственных организациях. Полученный опыт создания стартапа является базисом экспериментальной площадкой распространения студенческого предпринимательства в регионе.

30.08.2023

Список литературы:

1. Будзинская, О. Кадровое обеспечение нефтегазовой отрасли в новых условиях / О. Будзинская // Энергетическая политика. -2021. - №10(164). - С. 90-99. - Э01 10.46920/2409-5516_2021_10164_90.

2. Ефимов, И. П. Кадровая потребность экономики Российской Арктики: взгляд в будущее / И. П. Ефимов, В. А. Гуртов, И. С. Степусь // Вопросы экономики. - 2022. - №8. - С. 118-132. - ЭОТ 10.32609/0042-8736-2022-8-118-132

установки. По направлению «Капитальный ремонт скважин» обучилось 40 человек, ведущей по численности профессией была «Помощник бурильщика капитального ремонта скважин». Так же обучение проводилось по профессиям рабочих, общих для всех отраслей народного хозяйства, таких как стропальщик, по данному направлению было обучено 15 человек.

Из диаграммы видно, что основным направлением обучения является приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами.

Таким образом, развитие студенческого стартапа от идеи создания учебной бурильной установки до создания центра обучения практическим навыкам работы в нефтегазовой отрасли стало реальной возможностью для молодёжи города и области приобрести и совершенствовать

3. Репях, Л. П. Моделирование и реализация подготовки персонала нефте-газовой отрасли к ситуациям производственного риска / Л. П. Репях. - Текст: непосредственный // Вестник ОГУ. - 2020. - №1 (224). - С. 94-100.

4. Подлевских, А. П. Классификация тренажеров для подготовки специалистов предприятий технического сервиса / А.П. Под-левских // Вестник Международного университета природы, общества и человека «Дубна». Серия: Естественные и инженерные науки. - 2018. - №4(41). - С. 37-42.

5. Яценко, А. В. ССК открыла собственный учебный центр, оснащенный уникальным буровым тренажером / А. В. Яценко // Деловой журнал Neftegaz.RU. - 2019. - №12(96). - С. 26-27.

6. Воронина, Л. В. Разработка компьютерного тренажера бурения и управления скважиной / Л. В. Воронина, И. Р. Капшаев // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 апреля 2020 года. - Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. - С. 46-48.

7. Ахмадулин, Р. К. Виртуальный многопользовательский тренажер для имитации технологического процесса бурения нефтяных и газовых скважин / Р. К. Ахмадулин, А. Е. Мурашко, Ю. А. Засадный // Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности. - 2020. - №11(568). - С. 47-50. - DOI 10.33285/0132-2222-2020-11(568)-47-50.

8. Синченко, А. В. Применение тренажера автоматизированного рабочего места бурильщика SHELF 6000 Drill в учебном процессе по направлению 131000 «Нефтегазовое дело» / А. В. Синченко, И. Л. Капитонова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. - 2014. - №2. - С. 59. Белоновская, И. Д. Технологии визуализации в гибридном обучении будущих инженеров: направления реализации и профессионально-личностная успешность / И. Д. Белоновская, В. В. Кольга, Т. А. Горяйнова // Primo Aspectu. - 2021. - №1(45). -С. 85-93. - DOI 10.35211/2500-2635-2021-1-45-85-93. - EDN VBWTPJ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Волкова, М. М. Применение виртуальных тренажеров для обучения специалистов нефтегазовой отрасли / М. М. Волкова, Р. А. Манурова, Д. Н. Шайдуллина // Вестник технологического университета. - 2019. - Т. 22, №4. - С. 115-121.

11. Колиниченко, А. В. Разработка проекта учебной буровой установки для формирования профессиональных умений будущих техников-технологов нефтяной и газовой промышленности / А. В. Колиниченко, И. Д. Белоновская // Школа-семинар молодых ученых и специалистов в области компьютерной интеграции производства, Оренбург, 17 ноября 2022 года / Оренбургский государственный университет. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2022. - С. 122-126..

12. Колиниченко, А. В. Особенности формирования профессиональных навыков рабочих кадров нефтяной отрасли с использованием учебной буровой установки / А. В. Колиниченко, И. Д. Белоновская // Primo Aspectu. - 2023. - №2(54). - С. 94-99. -DOI 10.35211/2500-2635-2023-2-54-94-99. - EDN SUGIXI.

13. Патент №205121. Российская Федерация. Учебная буровая установка с применением регулируемого электрического привода: №2020139989: заяв. 05.12.2020: опуб. 28.06.2021 / Колиниченко А.В. - 4 с.

References:

1. Budzinskaya, O. (2021) Personnel support for the oil and gas industry in new conditions. Energy Policy, No. 10(164), pp. 90-99. DOI 10.46920/2409-5516_2021_10164_90.

2. Efimov, I.P., Gurtov, V.A. and Stepus, I.S. (2022) Personnel needs of the economy of the Russian Arctic: a look into the future. Questions of Economics, No. 8, pp. 118-132. DOI 10.32609/0042-8736-2022-8-118-132

3. Repyakh, L.P. (2020) Modeling and implementation of training of oil and gas industry personnel for production risk situations. Bulletin of OSU, No. 1 (224), pp. 94-100.

4. Podlevskikh, A.P. (2018) Classification of simulators for training specialists at technical service enterprises. Bulletin of the International University of Nature, Society and Man «Dubna». Series: Natural and engineering sciences, No. 4(41), pp. 37-42.

5. Yatsenko, A.V. (2019) SSC opened its own training center, equipped with a unique drilling simulator. Business magazine Neftegaz.RU, No. 12(96), pp. 26-27.

6. Voronina, L.V. and Kapshaev, I.R. (2020) Development of a computer simulator for drilling and well control. Fundamental and applied scientific research: current issues, achievements and innovations: collection of articles of the XXXIII International Scientific-practical conference, Penza, April 15, 2020. Penza: «Science and Enlightenment» (IP Gulyaev G.Yu.), pp. 46-48.

7. Akhmadulin, R.K., Murashko, A.E. and Zasadny, Yu.A. Virtual multi-user simulator for simulating the technological process of drilling oil and gas wells. Automation, telemechanization and communications in the oil industry, No. 11(568), pp. 47-50. DOI 10.33285/0132-2222-2020-11(568)-47-50.

8. Sinchenko, A.V. and Kapitonova, I.L. (2014) Application of the SHELF 6000 Drill automated driller workstation simulator in the educational process in the direction 131000 «Oil and Gas Business». Bulletin of the Russian Peoples'Friendship University. Series: Engineering Research, No. 2, P. 5

9. Belonovskaya, I.D., Kolga, V.V. and Goryaynova, T.A. (2021) Visualization technologies in hybrid training of future engineers: directions of implementation and professional and personal success. Primo Aspectu, No. 1(45), pp. 85-93. DOI 10.35211/2500-2635-2021-1-45-85-93. EDN VBWTPJ.

10. Volkova, M.M., Manurova, R.A. and Shaidullina D.N. Application of virtual simulators for training specialists in the oil and gas industry. Bulletin of the Technological University, vol. 22, No. 4, pp. 115-121.

11. Kolinichenko, A.V. and Belonovskaya, I.D. (2022) Development of a project for a training drilling rig to develop professional skills of future technicians in the oil and gas industry. School-seminar of young scientists and specialists in the field of computer integration production, Orenburg, November 17, 2022. Orenburg: Orenburg State University, pp. 122-126.

12. Kolinichenko, A.V. and Belonovskaya, I.D. (2023) Features of the formation of professional skills of workers in the oil industry using a training drilling rig. Primo Aspectu, No. 2(54), pp. 94-99. DOI 10.35211/2500-2635-2023-2-54-94-99. EDN SUGIXI.

13. Patent No. 205121. Russian Federation. Training drilling rig using an adjustable electric drive: No. 2020139989: application. 12/05/2020: pub. 06.28.2021. Kolinichenko A.V. - 4 p.

Сведения об авторах:

Колиниченко Александр Васильевич, аспирант Оренбургского государственного университета

E-mail: kolinichenkoav@gmail.com Белоновская Изабелла Давидовна, профессор кафедры технологии машиностроения, металлообрабатывающих станков и комплексов, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета доктор педагогических наук, профессор E-mail: t251589@mail.ru; http://orcid.org/0000-0003-0968-8764

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.