Научная статья на тему 'Моделирование профессиональной деятельности учителя начальных классов'

Моделирование профессиональной деятельности учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1461
119
Поделиться
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / MODEL OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITIES / NEW STANDARDS OF EDUCATION / PRIMARY SCHOOL TEACHER / DESIGNING PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Талзи Светлана Станиславовна

В связи с необходимостью внедрения новых стандартов образования и профессиональных стандартов педагога возникает потребность в моделировании профессиональной деятельности учителя начальных классов. В статье предлагаются основания и технология генерирования модели профессиональной деятельности педагога на различных уровнях

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Талзи Светлана Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Generating the model of a primary school teacher professional activities

Due to the necessity of introducing the new standards of education and the teacher’s professional standards the need for modeling professional activities of a primary school teacher appears. The paper offers the base and technology of generating the model of a primary school teacher professional activities at different levels

Текст научной работы на тему «Моделирование профессиональной деятельности учителя начальных классов»

С. С. Талзи

(Санкт-Петербург)

Моделирование профессиональной деятельности

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В связи с необходимостью внедрения новых стандартов образования и профессиональных стандартов педагога возникает потребность в моделировании профессиональной деятельности учителя начальных классов. В статье предлагаются основания и технология генерирования модели профессиональной деятельности педагога на различных уровнях

Модернизация общего образования, проводимая в настоящее время в России, предусматривает усиление требований к учителю первой ступени обучения (начальной общей школы]. Учителю начальных классов необходимо выбирать наиболее эффективную модель образовательного процесса, владеть различными педагогическими технологиями, проектировать индивидуальный образовательный и воспитательный маршрут маленького ученика.

Готовность учителя к этому шагу затруднена многими противоречиями. С одной стороны, государственный образовательный стандарт, определяя уровень требований к деятельности учителя начальных классов и соответствующие этим требованиям содержание и методы обучения и контроля, создает объективные предпосылки для расширения возможностей совершенствования деятельности учителя, ее перехода на многомерную структуру профессиональных обязанностей. С другой стороны, современный уровень профессионального образования и повышения квалификации не соответствует этим требованиям. В частности, в государственных образовательных стандартах отражены требования к педагогическим кадрам начального образования [5].

Поэтому актуальной является способность учителя и методических служб к генерированию модели профессиональной деятельности учителя. Особенно это относится к учителю начальных классов, так как, во-первых, именно эта ступень чаще всего первой вступает в этапы модернизации образования, а во-вторых, именно с младших поколений начинается изменение в процессах социализации, вызванное изменениями в технологиях: совре-

менные дети на интуитивном уровне осваивают те блага цивилизации, которые воспитывающие их взрослые способны освоить с некоторыми усилиями. Учитывать и корректированные связанные с этим процессы может учитель, эффективно владеющий мобильными методами совершенствования технологий образования. Иными словами, перевод стратегических педагогических целей на язык педагогических задач формирует потребность целостного, системного анализа и диагностики содержания и процесса профессиональной деятельности учителя, определения ее перспективных конструктивных особенностей и разработки целостной профес-сиологической модели деятельности учителя начальных классов. В новых условиях от учителя требуются формирование способностей высококвалифицированного осуществления учебно-воспитательного процесса в школе, проведения научных исследований, освоения новых технологий и информационных систем, воспитание у учащихся духовности и нравственности, осуществление саморегулирования собственной педагогической деятельности [3, 4]. Все эти аспекты могут быть отражены в профессиологической модели деятельности учителя начальных классов.

При определении структуры и содержания профессиональной деятельности учителей необходимо учитывать как её инвариантный, так и вариативный характер. В современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку современный период развития образования можно квалифицировать как период существенного обновления. Сущность и структура педагоги-

ческой деятельности - один из актуальнейших вопросов современной педагогической науки и практики.

Профессиональную деятельность учителя по ее характеру можно рассматривать как последовательное решение профессиональных задач. Однако в условиях модернизации отечественного образования перед учителем встают новые по своему содержанию профессиональные задачи. Среди них следует отметить такие, как объективная оценка качества знаний учащихся, освоение новых информационных технологий, воспитание и развитие обучаемых в условиях информационного общества, взаимодействие с родителями, адаптация молодых учителей и организация наставничества.

Включение России в международное образовательное пространство требует учёта лучших образцов опыта подготовки учителей начальных классов. В частности, американские ученые признают, что для того, чтобы сделать подготовку и деятельность учителей более эффективной, необходимо создание условий для творческой организации педагогического опыта. В качестве путей осуществления индивидуального подхода предлагается применять индивидуализированные программы обучения, индивидуальное наставничество, обучение, построенное на основе семинаров, способствующее развитию рефлексивного мышления, ведение «дневника рефлексии», создание проблемной модели педагогического процесса и т. п.

Привлекает опыт подготовки учителя начальных классов во Франции. Как отмечается в исследованиях (Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, В. А. Ротерберг, М. Ф. Шабаева, Н. Г. Шабло], первое педагогическое условие, связанное с профессионально-педагогической подготовкой и последующей педагогической деятельностью учителя начальных классов, включает в себя следующие направления:

- мотивированность выбора педагогической профессии (будущие студенты университетских институтов отбираются на основании специального собеседования];

- формирование личностных качеств учителя начальных классов с помощью курсов по выбору: интегрированность сознания, глобальность мышления, широкая информированность;

- подготовка учителя к решению совре-

менных проблем: школьная адаптация детей различных этнических групп;

- практическая направленность в преподавании психологии и педагогики: будущие учителя овладевают тестовыми заданиями и техникой их расшифровки.

Анализ отечественного и зарубежного опыта подтверждает, что одно из фундаментальных положений современной педагогики состоит в том, что в процессе развития личность становится не только объектом воспитательных воздействий, но и активным субъектом работы над собой, что ее можно развивать и формировать только путем включения в разнообразные виды деятельности и побуждения её к собственной активности в выработке и укреплении у себя положительных свойств и качеств [1].

В отечественной педагогической науке постоянно идёт переосмысление функций педагогической деятельности на предмет её соответствия актуальным задачам образования. На практике каждый педагог выстраивает на основе выделенных им приоритетов избранных функций собственную модель педагогической деятельности. К участию в этом процессе прямо или косвенно привлекаются методические службы региона и собственно образовательной организации. Анализ воззрений различных учёных на функцию педагогической деятельности позволяет сделать выводы о том, что функции педагога зависят от характера труда и объекта педагогической деятельности, они разнообразны, имеют тенденцию к изменению в зависимости от изменения условий и целей педагогической деятельности, взаимосвязаны [2, 6].

Согласимся с Е. В. Пискуновой, что «преобладание той или иной функции в деятельности педагога указывает на то, что активность учащихся имеет определенный вид, поскольку реализуется определенный метод обучения» [4]. На основании проведённого анализа представим наше понимание функций деятельности педагога как совокупности различных процессов профессиональной деятельности, обусловленных внешними факторами (нормативные требования, индивидуальные запросы заказчиков образования и др.] и внутренними факторами (свойствами и качествами личности педагога], влияющих в конечном итоге на уровень и качество результата образования. Поэтому функция в системном представлении заключает в себе и цель

деятельности, и способы ее достижения, и комбинации видов деятельности. Соединённые функции - это система организации деятельностных процессов и как субъективное отношение к отраженному явлению, и как механизм реагирования на окружающую действительность.

Задача измерений реальных функций педагога непроста прежде всего потому, что педагогическая деятельность учителя очень сложная, многофункциональная. Основные ее виды: диагностико-прогностическая, обучающая, развивающая, воспитывающая, управленческая, консультативно-просветительская, а также деятельность по совершенствованию своего профессионального мастерства. Все эти функции как элементы целостной системы деятельности должны быть направлены на единые цели. Однако цели, намечаемые учителем в процессе социально-профессиональной деятельности, дифференцируются в зависимости от концептуальных положений традиционной и личностно ориентированной системы обучения. Нами установлено, что актуальная профессиологическая модель деятельности учителя начальных классов должна основываться на следующих базовых принципах.

Принцип индивидуальности, который базируется на закономерности, согласно которой в педагогической деятельности учителя начальных классов достигается больший результат, когда более эффективно используется положительный личностный потенциал педагога и ученика.

Принцип развития базируется на педагогической закономерности, согласно которой система профессиональной деятельности учителя начальных классов является частью педагогической системы и, как часть системы, эффективность ее функционирования ориентирована на развитие личности и коллектива.

Принцип оптимальности базируется на том, что в профессиональной деятельности учителя начальных классов в рамках ФГОС есть универсальные цели, средства, формы, методы обучения, воспитания и развития. Оптимальность - это такое состояние педагогической деятельности, которое является наилучшим для учителя не вообще, а в настоящее время и с учетом всех важнейших обстоятельств, с которыми оно связано.

Принцип вариативности основывается на закономерности: профессиональная деятельность учителя начальных классов будет эффективна, если он признает разнообразие содержания, форм, методов образовательного процесса, умеет выбирать и конструировать любую модель педагогического процесса с учетом цели собственного развития, его педагогической поддержки.

Принцип сотрудничества, сотворчества опирается на закономерность: в педагогическом процессе достигается сотворчество там, где большая результативность и более эффективно определяется сотрудничество педагога и ученика. Принцип становится значимым там, где более высокого уровня творческих способностей и профессионального мастерства достиг сам учитель.

Принцип социализации опирается на систему профессиональной деятельности учителя начальных классов - открытую систему, представляющую часть социальной системы. В настоящее время социальная сфера выдвигает к системе образования, а следовательно, и к профессиональной деятельности учителя следующую цель: формирование нового российского гражданина - высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество.

Обозначенные выше идеи и принципы раскрывают существенные характеристики профессиональной деятельности учителя, работающего в режиме личностно ориентированного образования. Они образуют ядро концептуальной модели деятельности учителя начальных классов. Их понимание поможет практическим работникам повысить эффективность, результативность педагогической деятельности. Для реализации этих идей необходимо пересмотреть цели профессиональной деятельности учителя, выяснить, какими знаниями, умениями, способностями, личными качествами должен обладать учитель начальных классов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все элементы педагогической системы в процессе генерирования педагогом собственной модели профессиональной деятельности объединяются в структурное целое, через взаимное сочетание, взаимное согласование, взаимное дополнение.

Литература

1. Беспалько В. П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия педагогики // Педагогика. - 1993. - № 5. -С. 16-25.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. - 480 с.

3. Иванова С. В. Изменения инструментария мониторинга педагогических компетенций работников образования // Наука Красноярья. - 2013. - № 3(08]. - С. 94.

4. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2005. - №12. -С. 122-134. - То же: [Электронный ресурс]. - URL: Ы^р://суЬег-leшnka.ru/artide/n/sotsюkultш'naya-obuslovlennost-izmenemya-funktsiy-professюnalno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-ucЫtelya (дата обращения: ¡20.0f3.2013].

5. Проект стандарта образования педагога [Электронный ресурс]. - URL: http://img.rg.ru/pril/article/73/89/59/Standart.pdf (дата обращения: 15.06.2013].

6. Успенский В. Б., Чернявская А. П. Введение в психолого-педа-гогическую деятельность : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 176 с.

---------^-----------