Научная статья на тему 'Моделирование проектировщика в системах автоматизированного проектирования'

Моделирование проектировщика в системах автоматизированного проектирования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
121
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Соснин Петр Иванович, Соснин Дмитрий Петрович

Предлагается подход к построению модели проектировщика по результатам обработки его оперативных рассуждений, регистрируемых в форме вопросно-ответного протокола. Модель открывает возможности управляемого формирования коллективов проектировщиков, разрешать споры об авторстве «идей-гипотез»; определить вклад в проект каждого члена коллектива; выявить лицо (или лица), оказавшее(ие) негативное воздействие на процесс проектирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование проектировщика в системах автоматизированного проектирования»

Наместников Алексей Михайлович, кандидат технических наук, г/, о. доцента кафедры «Информационные системы», окончил радиотехнических факультет УлГТУ. Имеет публикации в области интеллектуальных САПР.

УДК 681.32

П. и. соснин, д. п. соснин

1

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВЩИКА В СИСТЕМАХ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Предлагается подход к построению модели проектировщика по результатам обработки его оперативных рассуждений, регистрируемых в форме вопросно-ответного протокола. Модель открывает возможности управляемого формирования коллективов проектировщиков, разрешать споры об авторстве «идей-гипотез»; определить вклад в проект каэюдого члена коллектива; выявить лицо (или лица), оказавшее(ие) негативное воздействие на процесс проектирования.

К числу особо важных направлений персонификации процессов деятельности D(t) в автоматизированном проектировании относятся моделирование индивидуального Eq и коллективного опыта S({Eq}, а также моделирование рассуждений R(t), управляющих процессами применения опыта и его накопления.

Предлагается система персонификации D(t), в основе которой лежит вопросно-ответное протоколирование (QA-протоколирование) рассуждений R(t), сопровождающих D(t), и специальная обработка содержимого QA-протоколов.

Построения системы персонификации исходят из следующих основных установок.

1. Каждая работа Dk(t) или её часть, возлагаемая на конкретного исполнителя (субъекта Sbq(t)), интерпретируется как эксперимент, QA-протоколирование которого используется для исследования Sbq(t) и построения его модели M(Sbq(t)).

2. Вопросы Q и ответы А, составляющие QA-протоколы, интерпретируются как продукты работ специального типа и как специфический тип событий, способных изменить индивида Sbq(t).

3. Особенности коллективной работы находят своё выражение в организационных структурах, связывающих членов коллектива { Sbq(t)} в человеко-компыотерных средах.

Первая установка раскрывает дополнительный положительный эффект от

QA-протоколирования (к основным положительным эффектам [1] относятся вопросно-ответное управление в Dk(t), а также накопление и систематизация

опыта в работах типа Эк(1)). Во второй установке вводится «запрос» на необходимость исследования речевых, языковых и творческих способностей субъекта 8ЬЧ(0 для их учёта в модели М(8ЬЧ(1;). Событийная интерпретация вопросов и ответов раскрывает их с позиций «природных явлений», которые способны оказывать воздействие на 8ЬЯ(1). Третья установка позволяет выделить для связного моделирования (и использования) два уровня персонификации - уровень индивидов (8ЬЧ(1)} и уровень их объединения в коллективы {К^(8ЬЧ(0)}.

В основу подхода к построениям системы персонификации 8({8Ьч(0},{Ок<1(1:)} положено графовое представление Одд(1) для (^А-протокола, каждая из вершин которого ^ представлена кодом:

Ь;:К;,Т;ХЬДр(ЬДе(Ъ;), (1)

где Ц- - уникальное имя события (идентификатор конкретного вопроса или ответа); Т} - описание события (соответствующего вопроса или ответа) на естественно-профессиональном языке Ь; (1(1^)} - множество временных характеристик, согласованных с причинно-следственными и динамическим отношениями области {р(Ь^} - определяет структуру как исполнителя деятельности Вк(() , так и пользователя её результатов; е(^) - фиксирует результат(ы) оценивания Ъ^ как значимого события.

Интерпретация конструктов типа и А (или их совокупностей) в виде системы событий ставит вопрос о потенциальном её применении. Просматриваются следующие полезные возможности:

- демонстрация динамики процесса принятия решения;

- анализ возможности параллельно-согласованного развития событий (с целью распределения работ между исполнителями в типовых проектных решениях);

- демонстрация (в подходящем темпе) развития событий на определённом интервале времени;

- демонстрация положения дел, сложившихся к определённому моменту времени процесса решения;

- персонификация событий в различных целях, в частности для последующего определения авторства и вклада членов коллектива в принятие решений;

- анализ и квалификация событий в различных целях, в частности по их значимости для процесса решения и результата проектирования;

- обучение типовым решениям, развитие умений и навыков в их реализации в Ок(1).

Обратимся к множеству (р(^) } и возможностям его систематизации. Каждый элемент р(1^) этого множества привязан к временным характеристикам события Ь,- и выполняет функции указателя на субъекта 8ЬЧ, породившего вершину Ъ| в рассуждении Я(1).

В таком понимании р(Ъ^ указатель pj определяет субъекта 8ЬЯ, ответственного за содержание вершины Ь, и её вклад в управление

(построение) Вк(1). Кроме ответственности^ указателем pJ можно связать профессиональный опыт и/или способности субъекта 8ЬЯ, которые явно или неявно были им вложены в построение Ъу

Если деятельность Ок(0= ф $)} выполняется группой субъектов {8ЬЧ}, порождающих и использующих С)А-протокол, то протокол состоит из множества вершин

(2)

из которого выделимы все вершины, за которые отвечает субъект

Разработаны инструментарий и методика построения и обработки протоколов, применяя которые, субъект формирует совокупность использованных им понятий 8Я(1Ч,1:), закодированных в виде семантической сети; совокупность прологоподобных описаний 8Ч(ЫД).

Для тех вершин, которые имеют тип «вопрос-задача», субъект выбирает и/или строит множество {Р^} схем (алгоритмов, программ) построения «ответов»; заполняет содержанием множество {Ея,} форм деятельиостных рефлексов, раскрывая личностное в мотивациях (через мотивы Мч), целеустремлениях (через цели С11) и предпочтениях (через умения и навыки ёя, в том числе в процессах оценивания).

Если объединить и связать в компьютерной среде то, что извлечено из <ЗА-протокола по указателю р(] на ' субъекта 8ЬЯ, то образованная конструкция

Мк(8Ъя)= 8(82,(Ч0, З^ЧО, {Ря.}. {Ея ,}, С4 с1ч) (3)

интерпретируется и используется как модели Мк(8Ьч) индивида, оставившего след в процессе и результате деятельности Э^).

Предположим, что субъект участвовал в исполнении ряда работ ^(1)}, в каждой из которых формировалась его модель Мк(8Ь{). На базе таких моделей строится объединённая модель

представляющая профессиональное «лицо» субъекта в «выборке», функции которой представляет множество {П^)}.

Одной из специфик С>А-протоколов является их формирование субъектами, которые структурируют и кодируют проводимые ими рассуждения Ы(0 в единицах «вопрос» и «ответ» исходя из личного опыта, в том числе из присущей им языковой и речевой компетенции. В частности, не принято включать в рассуждения, то что вносит свой вклад в через умолчания. В этом плане С>А-протоколы отражают только часть реально проводимых действий, составляющих 0(1).

Информативная значимость протоколирования может быть (причём легко) повышена, если к С>А-протоколам присоединить протоколы, регистрирующие все действия, проведённые в компьютерной среде, а не только те, о которых «объявлено» в (^А-протоколах. Исследования дополнительных протоколов (обозначим их сЬ-протоколами) способны внести в модель Мк(8Ья) дополнительные полезные составляющие.

Сам факт регистрации и использования (¿-протоколов открывает возможность управляемых воздействий на 0(1), например: черсч профилирование (предварительную настройку) операционных сред, которым субъект отдаёт предпочтение в своих типовых действиях; чере1 комплексирование (сборку в группу) ряда типовых действий, исполняемые как составной навык; через запрет (по тем или иным причинам; определённых действий, возможно через запрет доступа к данным, запускающим действия в работу; через специально кодируемые

подтверждения авторства действий или их результатов.

* »' *

Такого рода умолчания широко применяются в компьютерной практике (профили, сценарии, пароли, «электронные подписи» и другие средства), что является ещё одним основанием для включения их спецификаций в модель Мк(8Ья).

Таким образом, учёт действий, выходящих за рамки рассуждений, приводит к моделям субъекта типа

М(ЭЬЯ) = 8(ф (СХА-протоколы), у(с1-протоколы)), (5)

где обозначение-* ф (С>А-протоколы) указывает на составляющие М(8Ь<|)> извлечённые из (^А-протоколов, а обозначение \|/(с!-протоколы) определяет составляющие, согласованные с актуальными или потенциальными содействиями.

Возможность построения модели М(8ЬЧ) ставит вопрос об ес( использовании. Просматриваются следующие полезные применения: самоанализ М(8ЬЯ) с целью совершенствования субъектом 8ЬЧ своего опыта и компьютерного представления; исследования М(8ЬЯ) сторонними субъектами с целью подбора кандидатуры на выполнение определённой работы; формирование коллектива исполнителей определённой деятельности и создание условий (в человеко-компьютерных средах) для её эффективного исполнения; целевое автоматизированное обучение 8ЬЯ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сосиин П.И. Человеко-компьютерная диалогика. Ульяновск: УлГТУ, 2001. 286с.

Соспии Петр Иванович, доктор технических наук, профессор, окончил радиотехнический факультет Ульяновского политехнического института. Заведующий кафедрой «Вычислительная техника» УлГТУ. Имеет статьи и монографии в области искусственного интеллекта и автоматизации проект ирован ия.

Сосиин Дмитрий Петровичу окончил Ульяновский государственный технический университет, аспирант кафедры «Вычислительная техника». Занимается проблемами искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.