Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ СКОРОЙ ПОМОЩИ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ СКОРОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пациент / диспетчер / информационная система / patient / dispatcher / information system

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — А П. Федорова, В В. Вдовенко

Обоснована актуальность разработки программного обеспечения диспетчерской службы. Выполнен анализ функций, выполняемых диспетчерами скорой помощи и на основе методологии IDEF0 осуществлено моделирование процессов работы диспетчера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — А П. Федорова, В В. Вдовенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE SUBJECT AREA IN THE DEVELOPMENT OF THE AMBULANCE DISPATCHER SERVICE SOFTWARE

The relevance of the dispatcher service software development is substantiated. The analysis of the functions performed by ambulance dispatchers was carried out and, based on the IDEF0 methodology, modeling of the dispatcher's work processes was carried out.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ СКОРОЙ ПОМОЩИ»

Секция «Программные средства и информационные технологии»

УДК 004.415

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ СКОРОЙ

ПОМОЩИ

А. П. Федорова Научный руководитель - В. В. Вдовенко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail:monastyrshina.a.p@yandex.ru

Обоснована актуальность разработки программного обеспечения диспетчерской службы. Выполнен анализ функций, выполняемых диспетчерами скорой помощи и на основе методологии IDEF0 осуществлено моделирование процессов работы диспетчера.

Ключевые слова: пациент, диспетчер, информационная система.

MODELING OF THE SUBJECT AREA IN THE DEVELOPMENT OF THE AMBULANCE

DISPATCHER SERVICE SOFTWARE

A.P. Fedorova Scientific supervisor - V.V. Vdovenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: monastyrshina.a.p@yandex.ru

The relevance of the dispatcher service software development is substantiated. The analysis of the functions performed by ambulance dispatchers was carried out and, based on the IDEF0 methodology, modeling of the dispatcher's work processes was carried out.

Keywords: patient, dispatcher, information system.

Сфера здравоохранения очень важна для общества и имеет высокие приоритеты. Информатизация здравоохранения стала одной из важных государственных задач. Деятельность скорой медицинской помощи характеризуется большим количеством информации, используемой в работе. Информация в основном хранится в бумажном виде и в целом такие методы хранения информации не практичны. Для того чтобы пациент получил своевременно медицинскую помощь необходимо оперативно принять вызов и в кратчайшие сроки направить бригаду соответствующего профиля на вызов. Сотрудникам скорой помощи необходимо заполнить и оформить на каждого пациента документацию, которая передается на заключение к старшим врачам, а потом в архив. Естественно бумажный носитель не вечен, поэтому требуется систематизация вызовов и их передачи. Поэтому автоматизация процесса работы скорой медицинской помощи является одной из важнейших задач по информатизации здравоохранения.

Таким образом, разработка программного обеспечения для диспетчерской информационной службы подстанции скорой медицинской помощи (СМП) является актуальной задачей.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2

Для разработки качественного программного обеспечения требуется выполнить моделирование предметной области [1, 2].

Сфера деятельности скорой медицинской помощи характеризуется большим количеством информации, используемой в работе. Деятельность диспетчера скорой медицинской помощи по работе с пациентами предполагает прием вызова, передача вызова бригаде по профилю и непосредственно заполнение электронной карты вызова с его результатом. Для этого им необходима единая информационная система, в которой диспетчер сможет просмотреть информацию о дежурном наряде, и иметь возможность осуществить запись. Работники поликлиники будут отслеживать статус пациентов, заполнять данные о пациентах и вести учет информации о вызовах. Качество и скорость обработки информации будет зависеть от того, насколько понятно информация представлена для пользователя и ее однозначность для диспетчера.

Для отображения процесса работы диспетчера учреждения воспользуемся методологией функционального моделирования ГОЕБО [3]. На рисунке 1 представлена модель процесса приема вызова и перенаправлении его соответствующей бригаде. Во время приема вызова происходит формирование жалоб и определение профиля бригады, после чего на вызов направляется соответствующая бригада.

Граф]:}; дежурств

-> Сотрудник Зыоср сотрудника Профнль Определение по профилю

=110 сотрудника

' т

Категория

Бригада Номер бригады

Бортовой не:-[ер

Ир э ф е сснон эльно е ориентирование

<-

Распределение

дежурного

наряда

<-

Рис. 1. Процесс ведения дежурного наряда

На рисунке 2 изображен процесс заполнения электронной карты. По результатам выезда бригады на вызов ставится диагноз, согласно которому назначается тактика по ведению и лечению пациента. Всю информацию о вызове диспетчер фиксирует в электронной карте. Для заполнения электронной карты необходимо в меню выбрать вызов, ввести персональные данные пациента, жалобы и повод к вызову, указать место вызова, о его заболевании, оказанной помощи и результате вызова. Вся эта информация сохраняется в электронной карте и перенаправляется в архив. Также в карте отображаются и фиксируются временные критерии, профиль и наряд бригады, а также место госпитализаций и передача данных в различные службы (полиция, БРНС, СЭС, поликлиническое звено) согласно выставленному диагнозу. У каждой электронной карты есть свой номер вызова, для быстрого поиска и оптимального хранения информации.

Секция «Про граммные средства и информацио иные техно ло гии»

ФИО

--► Документ Даннь:е пациента ДэЕоа к вызову Формврование жалоб пациента

Адрес

т т

Симптом

Дщные обследования

оказания помощи <-

Тактика ведения Диагноз

пациента Лечение

пациента <-

Рис. 2. Процесс заполнения электронной карты

Представленные модели являются основой для разработки программного обеспечения диспетчерской службы подстанции СМП, что позволит уменьшить документооборот в бумажном виде, ускорить процесс обслуживания пациентов и упростить основные задачи по взаимодействию с пациентами.

Библиографические ссылки

1. Соммервилл, Иан. Инженерия программного обеспечения / Иан Соммервилл. - 6-е изд. - М. : Издат. дом «Вильямс», 2002. - 624 с.

2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств.

3. Методология функционального моделирования IDEF0. Руководящий документ [Электронный ресурс] URL: https://advanced-quality-tools.ru/assets/idef0-rus.pdf (дата обращения: 10.3.2022).

4. Белышев, Д.В., Моделирование бизнес-процессов медицинской организации(лечебно-профилактического информационные технологии /Д.В. Белышев, Я.И Гулиев ;38-е изд. -Москва :М., 2014 - 35-36 с.: портр. Библиогр. в подстроч. примеч. - Текст : непосредственный.

© Федорова А.П., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.