Научная статья на тему 'Моделирование поведения фирм во внелегальной экономике'

Моделирование поведения фирм во внелегальной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕЛЕГАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ВНЕЛЕГАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИРМ ВО ВНЕЛЕГАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ ВО ВНЕЛЕГАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюков Евгений Сергеевич

Рассмотрены актуальные проблемы моделирования поведения фирм во внелегальной экономике. В основу разработки модели легли результаты выявленных особенностей и тенденций поведения фирм во внелегальной экономике, а также теория игр. Модель описывает принятие решения относительно стратегии ценообразования фирм во внелегальной экономике с целью максимизации теневой прибыли. В свою очередь, концептуальные аспекты разработанной модели легли в основу механизма государственного регулирования поведения фирм во внелегальной экономике, который направлен на снижение уровня теневизации экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование поведения фирм во внелегальной экономике»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 31(246). Экономика. Вып. 33. С. 71-77.

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Е. С. Бирюков

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ ВО ВНЕЛЕГАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Рассмотрены актуальные проблемы моделирования поведения фирм во внелегальной экономике. В основу разработки модели легли результаты выявленных особенностей и тенденций поведения фирм во внелегальной экономике, а также теория игр. Модель описывает принятие решения относительно стратегии ценообразования фирм во внелегальной экономике с целью максимизации теневой прибыли. В свою очередь, концептуальные аспекты разработанной модели легли в основу механизма государственного регулирования поведения фирм во внелегальной экономике, который направлен на снижение уровня теневизации экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: внелегальная экономика, внелегальная деятельность хозяйствующих субъектов, взаимодействие фирм во внелегальной экономике, механизм государственного регулирования деятельности фирм во внелегальной экономике.

Анализ преобразований, вызванных трансформацией экономики России, все острее поднимает вопрос о месте и роли экономических субъектов в обществе. Ведь именно они выступают ключевыми структурными единицами современного рыночного процесса. В экономике отчетливо проявляются тенденции укрупнения участников рынка, являющиеся следствием трансформации экономического пространства. Это ситуация, при которой в каждой ведущей отрасли присутствует несколько крупных компаний, которые контролируют рынок, качество выпускаемых продуктов, издержки производства и прибыль, устанавливают цены и объемы выпуска.

Дальнейший рост и развитие экономики просто немыслимы без учета отношений, складывающихся на основных отраслевых рынках, что, в первую очередь, предполагает исследование особенностей взаимодействия и взаимовлияния фирм, анализ последствий межфирменных отношений, с целью прогнозирования дальнейших шагов на пути создания эффективного рыночного хозяйства.

Особую роль в современной экономике играет среда, в которой функционируют фирмы. В связи с этим особенно остро проблема взаимодействия и взаимовлияния фирм возникает во вне-легальной экономике. Внелегальная экономика, ставшая неотъемлемым элементом российской хозяйственной системы, оказывает воздействие на все структурные единицы современного рыночного процесса. Недобросовестная конкуренция, нелегальное производство товаров и услуг,

сокрытие доходов, оборот неучтенной наличности, отмывание денег, коррупция — все это привело к угрожающему перетеканию финансовых ресурсов из легального сектора экономики в теневой.

Взаимодействие фирм во внелегальной экономике оказывает прямое, как правило, негативное воздействие на уровень рыночных цен в отрасли, величину выпуска, качественные характеристики товара, размер денежных и иных затрат на производство и продвижение товаров на рынок, размер усилий для преодоления барьеров входа в отрасль и т. д. Кроме того, необходимо также отметить негативное влияние внелегальной составляющей деятельности фирм на социально-экономические процессы, которое заключается в недополучении бюджетами различных уровней налоговых доходов, ослаблении контроля за деятельностью фирм со стороны государства, утечке капитала за рубеж, ослаблении конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке.

Таким образом, масштаб и динамика теневых процессов свидетельствуют о наличии не отдельных трудностей в регулировании взаимовлияний и взаимоотношений фирм, а о большой проблеме, кроющейся внутри такого феномена, как внелегальная экономика. Наличие теневой составляющей в структуре отраслевых рынков делает актуальной задачу детального изучения особенностей межфирменных взаимодействий и государственного регулирования такого рода рынков в современной экономике России.

Модель поведения фирм во внелегальной экономике основывается на известной игровой модели «Дилемма заключенного», которая описывает принятие решения относительно стратегии ценообразования хозяйствующих субъектов.

В условиях внелегальной экономики любая фирма решает вопрос: использовать нелегальные методы при работе на рынке или нет. Целевая функция такой фирмы будет представлена функцией максимизации теневой прибыли. Существенным фактором, влияющим на принятие решения об использовании нелегальных методов, является «цена» внелегальности, т. е. потенциальные издержки работы вне правового поля с учетом вероятности их возникновения. В табл. 1 представлена матрица выигрышей фирм, принимающих решения относительно стратегии ценообразования во внелегальной экономике, для отображения которой используем следующие обозначения: РЕфир1 — прибыль фирмы 1; РЕф — прибыль фирмы 2; (лв) — фирма, использующая легальные методы работы на рынке, при высокой цене; (лн) — фирма, использующая легальные методы работы на рынке, при низкой цене; (нв) — фирма, использующая нелегальные методы работы на рынке, при высокой цене; (нн) — фирма, использующая нелегальные методы работы на рынке, при низкой цене, при

этом в числителе будем указывать значение прибыли для первой фирмы, а в знаменателе — для второй.

Предложенная модель требует некоторых пояснений.

РЕ (лв) (лв) — прибыль фирмы, когда все участники рынка применяют только легальные методы и устанавливают высокую цену.

РЕ (лв) (лн) — прибыль фирмы, установившей высокую цену, когда все участники рынка применяют только легальные методы, а конкурент установил низкую цену.

РЕ (лн) (лв) — прибыль фирмы, установившей низкую цену, когда все участники рынка применяют только легальные методы, а конкурент установил высокую цену.

РЕ (лн) (лн) — прибыль фирмы, когда все участники рынка применяют только легальные методы и устанавливают низкую цену.

РЕ (нв) (лв) — прибыль фирмы, действующей вне правового поля, когда все участники рынка установили высокую цену, при этом конкурент действует только в рамках закона.

РЕ (лв) (нв) — прибыль фирмы, применяющей только легальные методы, когда все участники рынка устанавливают высокую цену, а конкурент может применять нелегальные методы в своей деятельности.

Таблица 1

Матрица выигрышей фирм, принимающих решения в стратегии ценообразования

во внелегальной экономике

Фирма 2

Легальные методы

Высокая цена

Низкая цена

Нелегальные методы

Высокая цена

Низкая цена

ыд

дот

е

е ы н ь л а г е еЛ

я

яак

о с ы В

я а к з и Н

^ф11р|(лв)|(лв)2 /^ф,|р3(лв)2(лв)|

/>/гф,1Р|(лв)|(лнЬ

^фир2(лн)2(лв)1

/¥ф1ф|(лв)|(нв)2 Р^фир2 (нв)2(лв).

РРф„р1(яв)1(нн)2 /,/Гф„р2(нн)2(лв),

Р^1)Ир|(лн)|(лв)2

^ФИР2(ЛВ)2(ЛН)1

/^фИр|(лн)|(лн)2

РРф и р2 (Л Н ) 2 (л Н ) 1

/>/ГфИр|(лн)|(нв)2

^ФИР2(НВ)2(ЛН)1

/)/7фИр|(лн)|(нн)2 РРф и р2 (нн)2(лн),

Ф

ы

д

дот

е

е ы н ь л а г е л

е Не

я

яак

о с ы В

я

яак

з и Н

/¥фИр|(нв)|(лв)2 (лв)2 (нв)|

/}/;1„,р|(нв)|(лн)2

РРфи р2 (Л Н )2 ( Н В ) |

/¥фИр|(нв)|(нв)2 (нв)2(нв)|

/¥фИР|(нв)|(нн)2 РРфир2 (нн)2(нв)1

РР(\)и<р\ (НН )| (лв)2 РРф ир2 (лв)2 (нн)[

РРфир\ (НН )| (лн)2

РРфир2

(лн )2 ( НН)[

Р/ГфИр|(нн)|(нв)2 /,^Ф„р2(нв)2(нн)1

РР,фИр1(нн)|(нн)2 РРфчр! (нн)2(нн).

РЕ (лн) (нн) — прибыль фирмы, применяющей только легальные методы, когда все участники рынка устанавливают низкую цену, а конкурент может применять нелегальные методы в своей деятельности.

РЕ (нн) (лн) — прибыль фирмы, действующей вне правового поля, когда все участники рынка установили низкую цену, при этом конкурент действует только в рамках закона.

РЕ (лн) (нв) — прибыль фирмы, применяющей только легальные методы и устанавливающей низкую цену, когда конкурент устанавливает высокую цену и может применять нелегальные методы в своей деятельности.

РЕ (нв) (лн) — прибыль фирмы, действующей вне правового поля и устанавливающей высокую цену, при этом конкурент действует только в рамках закона и устанавливает низкую цену.

РЕ (нн) (лв) — прибыль фирмы, действующей вне правового поля и устанавливающей низкую цену, при этом конкурент действует только в рамках закона и устанавливает высокую цену.

РЕ (лв) (нн) — прибыль фирмы, применяющей только легальные методы и устанавливающей высокую цену, когда конкурент устанавливает низкую цену и может применять нелегальные методы в своей деятельности.

РЕ (нв) (нв) — прибыль фирмы, когда все участники рынка действуют вне правового поля и устанавливают высокую цену (картельный сговор).

РЕ (нв) (нн) — прибыль фирмы, установившей высокую цену, когда все участники рынка действуют вне правового поля, а конкурент установил низкую цену.

РЕ (нн) (нв) — прибыль фирмы, установившей низкую цену, когда все участники рынка действуют вне правового поля, а конкурент установил высокую цену.

РЕ (нн) (нн) — прибыль фирмы, когда все участники рынка действуют вне правового поля и устанавливают низкую цену (сговор с целью недопустить на рынок новых конкурентов).

Ожидаемая величина прибыли от лега

В числителе указано значение прибыли для первой фирмы, в знаменателе — для второй.

Исходя из существующих моделей поведения фирм и анализа предлагаемой модели, можно сделать следующие выводы:

PF (лв) (лв) > PF (лн) (лн);

PF (нв) (нв) > PF (нн) (нн). (1)

Прибыль фирм, установивших одновременно высокие цены при прочих равных условиях, больше прибыли фирм, установивших низкие цены:

PF (лн) (лв) > PF (лв) (лн). (2)

Если фирмы действуют в рамках закона, то фирма, установившая низкие цены, получит большую прибыль, чем фирма, установившая высокую цену. В более общем виде:

PF (лн) (лв) > PF (лв) (лв) > PF (лн) (лн) >

> PF (лв) (лн). (3)

Прибыль, полученная фирмой с использованием нелегальных методов в своей деятельности, должна быть скорректирована на коэффициент, отражающий вероятность неполучения прибыли в случае преследования такой фирмы государством. Такой коэффициент (Рн) будет определять вероятность «разоблачения» фирмы.

Для того чтобы определить по модели, какую стратегию поведения изберет каждая фирма, необходимо вычислить ожидаемую прибыль для каждого варианта (табл. 2).

Для выбора оптимальной стратегии фирма может применять различные критерии, например: максиминный критерий Вальда, минимаксный критерий Сэвиджа, критерий равновероятных исходов Лапласа, критерий Гурвица и т. п. В исследовании, в процессе разработки модели был применен критерий Лапласа. Из таблицы видно, что с увеличением вероятности раскрытия факта осуществления нелегальной деятельности фирмой стратегия ее поведения меняется в сторону отказа от внелегальной деятельности. Если

Таблица 2

юй и внелегальной деятельности фирм

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Варианты поведения фирмы 1 Варианты поведения фи рмы 2 Ожидаемое значение прибыли (Рн = 0) Ожидаемое значение прибыли (Рн = 0,7)

ВЛ НЛ ВН НН

ВЛ 10 2 7 0 4,75 4,75

НЛ 12 5 10 2 7,25 7,25

ВН 20 10 6 15,25 4,575

НН 23 15 18 10 16,5 4,95

принять во внимание симметричность стратегий фирм, прибыль с учетом теневой составляющей сократится с 10 до 5 единиц. Данная модель может быть дополнена фактором «цена внелегаль-ности», т. е. величиной издержек, которые фирма будет нести, если ее внелегальная деятельность станет известна. Таким образом, задача государства в сфере регулирования внелегальной деятельности на отраслевых рынках состоит в увеличении вероятности раскрытия факта внеле-гальной деятельности.

Проведенное нами исследование подтвердило, что фирма во внелегальной экономике, как особый сегмент рыночного хозяйства, имеет принципиальное значение, поскольку масштабы тене-визации экономической деятельности на отраслевых рынках огромны. Такая ситуация говорит о слабости государственного регулирования деятельности фирм во внелегальной экономике, следствием чего является трансформация официальной хозяйственной деятельности в наиболее благоприятные, с точки зрения экономической целесообразности, виды внелегальной активности. Это явление в свою очередь является тормозящим фактором развития экономики в целом и требует разработки механизмов государственного регулирования деятельности фирм во внелегальной экономике.

Динамика масштабов внелегальной деятельности свидетельствует о несостоятельности государства своевременно реагировать на проявление фирм во внелегальной экономике, поэтому решение этой проблемы на современном этапе сводится к своевременному выявлению и раскрытию внелегальной составляющей деятельности фирм. Процессы трансформации и усиление взаимозависимости хозяйствующих субъектов в национальной экономике, а также резкое увеличение теневизации деятельности фирм потребовали от правительства существенной переоценки ситуации и выработки соответствующей реакции на эти изменения.

Влияние на формирование и деятельность хозяйствующих субъектов во внелегальной экономике со стороны государства является сложной комплексной проблемой. Регулирование такого рода деятельности предполагает всестороннее изучение экономических, юридических, политических факторов и условий.

Вышеназванные проблемы государственного регулирования деятельности фирм во внелегальной экономике носят комплексный характер

и требуют эффективного механизма государственного регулирования, который должен быть направлен на своевременное выявление и снижение уровня теневизации экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Механизм государственного регулирования деятельности фирм во внелегальной экономике представлен на рисунке.

Раскроем более детально предложенный механизм государственного регулирования деятельности фирм во внелегальной экономике.

Для объединения информационных потоков необходимо создание системы мониторинга влияния легальной и внелегальной деятельности фирм на хозяйственный комплекс. Под мониторингом будем понимать непрерывное наблюдение за хозяйствующими субъектами и анализ их хозяйственной, финансовой и административной деятельности.

Проведение мониторинга легальной и внелегальной деятельности фирм целесообразно возложить на органы Федеральной службы государственной статистики, Инспекции ФНС РФ, Управления ФАС РФ, так как эти государственные структуры обладают наиболее полной информацией об экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Главной целью мониторинга является формирование системы государственного управления и регулирования хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов в регионе, состоящее в информационно-аналитическом обеспечении контрольных, координационных и программных функций в сфере выявления внелегальной деятельности.

Стоить отметить, что также необходимо совершенствование работы контролирующих и статистических органов. На наш взгляд, основным направлением в этой сфере является повышение адресности, на основе их качественного взаимодействия.

Это позволит избежать излишнего административного давления на бизнес и снизить затраты на контрольные мероприятия. Повысить эффективность проверок можно только посредством совершенствования аналитической работы. Она должна строиться на основе применения современных информационных технологий, преодоления ведомственной разрозненности данных, широкого внедрения систем поддержки принятия решений. Одним из направлений повышения эффективности контролирующих

Механизм государственного регулирования деятельности фирм во внелегалъной экономике

и статистических органов должно быть широкое внедрение системы приема отчетности в электронной форме с использованием компьютерных сетей.

Для качественной обработки данных о деятельности хлзяйствующих субъектов во внеле-гальной экономике необходимо создание Центра по диагностике и минимизации внелегальной деятельности фирм. Основной целью создания такого центра является диагностика деятельности фирм во внелегальной экономики, оценка ее влияния на макроэкономические показатели и экономический рост региона. Реализация цели требует решения центром следующих задач:

- выявление масштабов и характера внелегальной деятельности хозяйствующих субъектов;

- выявление структуры внелегальной деятельности;

- оценка ущерба, наносимого экономке от внелегальной деятельности хозяйствующих субъектов.

Исходя из поставленных задач, работа центра состоит из информационного, аналитического и организационного блоков.

Информационный блок служит для сбора, хранения, обработки, систематизации, анализа и распространения данных о состоянии и тенденциях теневой экономики региона. В связи со сложностью объекта исследования работа на данном этапе представляет собой сложно структурированную систему, предполагающую формирование базы данных показателей внелегаль-ной деятельности хозяйствующих субъектов.

Аналитический блок служит для определения ущерба, наносимого внелегальной деятельностью фирм в различных сферах жизнедеятельности, выявления теневых финансовых потоков в отраслях экономики; выполняется диагностирование состояния территорий в результате воздействия внелегальной составляющей от деятельности хозяйствующих субъектов, с определением основных очагов ее проявления.

Организационный блок служит для определения направлений регулирования внелегальной деятельности хозяйствующих субъектов с целью нейтрализации негативного воздействия на хозяйственный комплекс региона и разработку программы целевых мероприятий по минимизации внелегальной составляющей хозяйствующих субъектов.

Результатом работы Центра по диагностике и минимизации внелегальной деятельности

фирм является сводная база данных показателей, характеризующих внелегальную деятельность хозяйствующих субъектов и комплекс мер по минимизации негативных последствий от вне-легальной деятельности фирм. Предлагаемый комплекс мер направлен, прежде всего, на противодействие внелегальной деятельности экономическими методами, посредством вовлечения субъектов внелегальной деятельности в легальный бизнес, на создание условий, при которых экономический смысл внелегальной деятельности теряется. Создание таких условий предполагает в первую очередь снижение доходности вне-легальной экономики, а именно формирование высоких рисков осуществления внелегальной деятельности и государственных трансфертов, которые недоступны во внелегальной экономике. Разделим предлагаемые мероприятия по минимизации негативных последствий от внелегаль-ной деятельности хозяйствующих субъектов на 4 блока.

Блок 1 — меры, направленные на устранение факторов, затрудняющих осуществление официальной деятельности.

Блок 2 — меры, повышающие риск ведения внелегальной деятельности.

Блок 3 — меры, увеличивающие расходы на ведение внелегальной деятельности.

Блок 4 — меры, формирующие дополнительные преференции со стороны государственных органов для хозяйствующих субъектов, не использующих внелегальные механизмы ведения хозяйственной деятельности.

Устранение факторов, затрудняющих осуществление официальной деятельности, необходимо, в первую очередь, для вовлечения в официальный сектор тех субъектов внелегальной деятельности, для которых решающим фактором ухода в «тень» является не минимизация налоговых отчислений, хотя это также немаловажное обстоятельство, а избегание различного рода барьеров. Здесь, прежде всего, важно снятие административных барьеров и максимально возможное снижение административного давления на законопослушных участников хозяйственной деятельности.

Меры, увеличивающие расходы на ведение внелегальной деятельности и увеличивающие риск ведения такой деятельности, включают, прежде всего, повышение вероятности обнаружения фактов применения внелегальных способов ведения деятельности, что может быть реа-

лизовано путем обеспечения высокой эффективности работы контролирующих органов. Этому может способствовать глубокий предпровероч-ный анализ и целенаправленный отбор объектов проверки.

Меры, формирующие дополнительные преференции со стороны государственных органов для хозяйствующих субъектов, не использующих внелегальные механизмы ведения хозяйственной деятельности, включают в себя всестороннюю поддержку со стороны государства в производственной, финансовой, инвестиционной, административной и правовой сферах деятельности фирм.

Таким образом, главными специфическими чертами предложенного механизма являются: 1) объединение информационных потоков о легальной и внелегальной деятельности хозяйствующих субъектов, 2) создание единого Центра диагностики и минимизации внелегальной деятельности, результатом, деятельности которого станет генерирование информации и создания сводной база данных показателей, характеризующих внелегальную деятельность хозяйствующих субъектов и разработка рекомендации по минимизации негативных последствий от вне-

легальной деятельности, 3) реализация мероприятий по минимизации негативных последствий от внелегальной деятельности хозяйствующих субъектов через административные, налоговые, финансовые и судебные институты.

Список литературы

1. Байе, М. Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса : учеб. пособие для студентов вузов / М. Р. Байе ; пер. с англ., под ред. A. M. Никитина. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 743 с.

2. Вехи экономической мысли. Т. 2. Теория фирмы / под ред. В. М. Гальперина. СПб. : Экон. шк., 1999. 534 с.

3. Нейман, Дж. Теория игр и экономическое поведение / Дж. Нейман, О. Моргенштерн. М. : Политиздат, 1970. 310 с.

4. Ечмаков, С. М. Теневая экономика: анализ и моделирование / С. М. Ечмаков. М. : Финансы и статистика, 2004. 408 с.

5. Пресечение недобросовестной конкуренции: Опыт. Проблемы. Правоприменительная практика / под ред. В. Л. Илларионова, О. В. Коломий-ченко, М. И. Кондратенко, Ю. А. Матицина. СПб., 2003. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.