УДК 332.14 Груша Георгий Романович [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ТРУДОВЫХ РЕСУРСАХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕГА-ПРОЕКТОВ
Grusha Georgiy Romanovich [email protected]
MODELING OF THE REGIONAL ECONOMY’S LABOUR REQUIREMENTS UNDER IMPLEMENTATION OF MEGAPROJECTS
Аннотация:
Статья посвящена проблеме моделирования и прогнозирования потребностей региональной экономики в трудовых ресурсах при реализации мега-проектов. Определены особенности прогнозирования и планирования потребности в трудовых ресурсах для регионов, реализующих мегапроекты, и обоснованы направления аналитической коррекции традиционных методик прогнозирования. Автором обозначены ключевые принципы построения модели балансирования спроса и предложения трудовых ресурсов, представляющей аналитическую основу для принятия управленческих решений в контуре управления динамикой трудовых ресурсов.
Ключевые слова:
региональная экономика, трудовые ресурсы, кадровая потребность, управление экономическим развитием, мега-проект.
Summary:
The article deals with problem of modeling and prognostication of the regional economy’s requirement in the human resources when implementing the megaprojects. It defines specific features of the prognostication and planning the labour requirements for the regions implementing the megaprojects, and substantiates areas of the analytic adjustment of the traditional prognostication methodologies. The author discusses the key development principles of the labour supply and demand balancing model that can be an analytic base for the managerial decisions making in the context of the human resources management.
Keywords:
regional economy, human resources, labour requirement, management of economic development, megaproject.
В процессе управления региональным развитием, обеспечивающим рост экономики, реализации политики по созданию новых высокоэффективных и высокопродуктивных рабочих мест, одной из ключевых проблем, с которой сталкивается региональная власть, является обеспечение возникающих кадровых потребностей экономики необходимыми трудовыми ресурсами [1]. Наиболее остро такая проблема встает в регионах, в которых драйвером экономического роста определена реализации мега-проектов.
Особенностью прогнозирования и планирования потребности в трудовых ресурсах для регионов, реализующих мега-проекты, является факт невозможности применения инструментов и методов, основанных на ретроспективном анализе функционирования региональной экономики. Так, реализация проекта проведения зимних Олимпийских игр в 2014 г. серьезным образом отразиться на отраслевой краевой структуре экономики в сторону увеличения вклада туристического сектора в валовый региональный продукт.
Как отмечает А.А. Полиди, при реализации мега-проектов снижается эффективность и функциональность объективного рыночного регулирования [2], что происходит по ряду причин:
- реализация мега-проектов с большим инвестиционным потенциалом в достаточно короткий промежуток времени может приводить к пиковым конъюнктурным изменениям на региональном рынке (фактор времени);
- в ходе реализации мега-проектов происходит существенное изменение в инфраструктурной среде региона, как правило, ликвидируются инфраструктурные зажимы развития региона, а хозяйствующие субъекты не могут своевременно адаптироваться к новым инфраструктурным условиям ведения бизнеса (инфраструктурный фактор);
- инициирование и реализация мега-проектов зачастую происходит в формате изменений и трансформации прав собственности, что может негативно сказываться на институциональной среде регионального развития (институциональный фактор).
Таким образом, процесс прогнозирования потребности в кадровых ресурсах в условиях реализации мега-проектов будет иметь ряд методических ограничений.
Тем не менее общий подход был и остается (с небольшими дополнениями и изменениями) единым, и включает в себя несколько этапов:
- определения целей и задач стратегического социально-экономического развития региона, как территории размещения производительных сил и ореола для жизни;
- определение сценариев социально-экономического развития региона и прогнозирование основных индикаторов;
- определение стратегии социально-экономического развития региона;
- определение перечня базовых и поддерживающих отраслей, формирование стратегии и прогнозов их развития;
- разработка баланса спроса и предложения трудовых ресурсов в регионе в отраслевом разрезе;
- формирование прогноза потребности в трудовых ресурсах;
- разработка мероприятий (плана) управления дефицитом / профицитом трудовых ресурсов в экономике региона;
- реализация плана и контроль эффективности мер государственного регулятивного воздействия.
При реализации в регионе мега-проектов традиционная процедура, организационные основы и экономические методы прогнозирования потребности в трудовых ресурсах требуют серьезной методической корректировки практически по каждому из функциональных блоков. Рассмотрим направления методической коррекции каждого элемента процедуры прогнозирования потребности в трудовых ресурсах со стороны региональной экономики.
1. При реализации в регионе мега-проектов, как правило, меняется стратегический сценарий развития, и используемые до этого модели прогнозирования перестают давать эффект, поскольку нарушается динамика временного ряда, который характеризует тенденции развития региональной экономики. Следовательно, реализация мега-проектов в рамках региональной или субрегиональной экономики обусловливает (при эффективной их реализации) пиковый рост индикаторов социально-экономического развития региональных систем. Это говорит о том, что необходимо применять не ретроспективные, а многофакторные нематематические модели, которые наилучшим образом будут описывать прогнозный период.
Реализация мега-проектов в регионе приводит к тому, что нарушаются тенденции основных индикаторов развития [3]. Так, реализация мега-проекта Сочи-2014 в Краснодарском крае позволила существенным образом повысить валовой региональный продукт, прежде всего, за счет интенсивного развития строительного сектора экономики региона. После того, как будет реализована подготовительная фаза, рост динамики будет наблюдаться в туристическом и транспортном секторах региональной экономики.
Значительный рост валового регионального продукта совершенно справедливо приводит к повышению региональной производительности и средней заработной платы по региону. Причем, рост заработных плат и производительности был отмечен на следующий день после объявления в Гватемале г. Сочи городом, принимающим Олимпийские игры. То есть мегапроекты могут создавать как объективные причины для роста производительности труда и заработной платы, так и субъективные причины.
2. Мега-проекты меняют отраслевую структуру экономики региона (так, реализация проекта зимних Олимпийских игр в Краснодарском крае обусловило существенный рост вклада строительного сектора в ВРП региона). Это приводит к необходимости пересмотра стратегических ориентиров в региональном развитии. Мега-проекты могут менять не только инфраструктурную среду региона, но и служить драйвером для развития новых диверсифицированных отраслей регионального хозяйства. В частности, в ходе реализации мега-проекта в Краснодарском крае туристический сектор может быть расширен за счет спортивного и конгрессного видов туризма.
3. В прогнозных моделях следует учитывать степень инноватизации отраслей региональной экономики [4], которая может быть значительно повышена в ходе реализации мегапроектов. Другими словами, претерпевают изменения балансовые модели прогнозирования потребности в трудовых ресурсах - чем больше степень инноватизации, тем меньше спрос со стороны региональной экономики на трудовые ресурсы (особенно в части низкоквалифицированного персонала).
4. Реализация мега-проекта зачастую требует пикового привлечения кадров (непосредственно в момент подготовки и проведения событийных мероприятий). Этот факт делает отчасти неэффективными действия хозяйствующих субъектов в силу опять же пикового спроса (корпоративный сектор не сможет нести бремя роста заработной платы), и поэтому государство должно предусмотреть более адекватные и оперативные меры погашения дефицита кадровых ресурсов.
Вышеперечисленные факты формируют новые требования к модели прогнозирования потребности региональной экономики в трудовых ресурсах в условиях реализации мегапроектов, которые необходимо учитывать при формировании организационных основ и экономических инструментов новой методики моделирования.
Что касается управления дефицитом / профицитом трудовых ресурсов, то принципиально оно строится на основании балансирования спроса и предложения трудовых ресурсов. Формирование балансовой модели начинается с факторного анализа влияния на региональную экономику реализуемого мега-проекта. При этом определяются отраслевые и инновационные структурные сдвиги. В ходе этого анализа необходимо определить, как изменится вклад различных отраслей в ВРП региона. Региональные отраслевые структурные сдвиги программируют появление новых бизнесов, определяют представление о характере их развития (экстенсивном или интенсивном), обусловливают вектор и тренд развития основных индикаторов в развитии региональной экономики.
Также следует отметить тот факт, что при реализации подготовительной фазы и эксплуатационной фазы мега-проекта региональная экономика сталкивается с существенным изменением спроса на трудовые ресурсы как по количественному, так и по квалификационному критерию. Так, в подготовительной фазе реализации мега-проекта Сочи-2014 региональная экономика нуждается в основном в трудовых ресурсах строительных специальностей, в активной фазе реализации проекта в трудовых ресурсах спортивной и спортивно-сервисной индустрии, в эксплуатационной фазе - в высококвалифицированном персонале туристического сектора. Таким образом, факторный анализ влияния мега-проекта на структуру региональной экономики необходимо проводить в соответствии с этапами реализации самого мега-проекта.
Кроме этого, факторный анализ влияния мега-проекта на региональную экономику необходимо вести с позиции изменения как бизнес-среды, так и инфраструктурного окружения. Как правило, все мега-проекты нацелены, прежде всего, на совершенствование инфраструктуры и сервисного окружения процесса развития производительных сил.
Методики анализа положения дел в региональной экономике с трудовыми ресурсами общеизвестны и не обусловливают проблем при их использовании [5]. Однако при реализации в регионе мега-проектов построение модели балансирования спроса и предложения необходимо вести не только по количественным, но и по качественным (квалификационным) показателям. В связи с этим полезным будет являться категорирование квалификационного состава, как в категории спроса, так и в категории предложения. Формирование именно такой модели сразу предоставляет аналитическую основу для принятия управленческих решений в контуре управления динамикой трудовых ресурсов.
Ссылки:
1. Кистанов В.В. Региональная политика России. М., 2007.
2. Полиди А.А. Направления государственного регулирования потребности в трудовых ресурсах в условиях реализации мега-проектов / А.А. Полиди, Г.Р. Груша // Экономические науки. М., 2013. № 2 (99).
3. Семидоцкий В.А. Обоснование мер государственной регулятивной политики в сфере инновационно-модернизационного развития Южного федерального округа / В.А. Семидоцкий, Р.Н. Ешугова, Ю.А. Шамара // Экономические науки. М., 2012. № 4 (89).
4. Зубаревич Н.В. Региональное развитие и институты // Экспертный канал «Открытая экономика». URL: http ://opec.1240639. html.
5. Алашеев С.Ю. Все ли решают кадры: методики прогнозирования кадровых потребностей экономики / С.Ю. Алашеев, Н.Ю. Посталюк // Образовательная политика. 2010. № 7-8 (45-46).