Научная статья на тему 'Моделирование потоков денежных средств в процессах планирования проектов развития судоходной компании'

Моделирование потоков денежных средств в процессах планирования проектов развития судоходной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моделирование / потоки денежных средств / управление проектами / процессы планирования / судоходная компанія

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. Л. Семенчук

Предложена методика наиболее полного определения потоков денежных средств в процессах планирования для проекта развития судоходной компании, которая учитывает изменения потоков денежных средств в зависимости от предполагаемого темпа их роста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATING CASH FLOWS IN PROJECT PLANNING OF THE SHIPPING COMPANY DEVELOPMENT

An approach of the most complete cash flows determination in project planning of the shipping company development is offered. It possesses cash flows changes depending on their prospective rate growth

Текст научной работы на тему «Моделирование потоков денежных средств в процессах планирования проектов развития судоходной компании»

Посилання на статтю_

Семенчук Е.Л. Моделирование потоков денежных средств в процессах планирования проектов развития судоходной компании/ Е.Л. Семенчук// Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2005 - №2(14). С. 133-142.

УДК 336.741.236.2:656.611.2

Е.Л. Семенчук

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОТОКОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССАХ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ СУДОХОДНОЙ КОМПАНИИ

Предложена методика наиболее полного определения потоков денежных средств в процессах планирования для проекта развития судоходной компании, которая учитывает изменения потоков денежных средств в зависимости от предполагаемого темпа их роста. Рис. 2, ист. 12. Ключевые слова: моделирование, потоки денежных средств, управление проектами, процессы планирования, судоходная компаыя.

К.Л. Семенчук

МОДЕЛЮВАННЯ ПОТОК1В ГРОШОВИХ КОШТ1В У ПРОЦЕСАХ ПЛАНУВАННЯ ПРОЕКТУ РОЗВИТКУ СУДНОПЛАВНО1 КОМПАНП

Запропонована методика найбтьш повного визначення поток1в грошових коштв в процесах планування для проекту розвитку судноплавноТ компанп, яка враховуе зм1ни поток1в грошових кошт1в у залежност1 вщ передбачуваного темпу Тх росту. Рис. 2, дж. 12.

K.L. Semenchuk

SIMULATING CASH FLOWS IN PROJECT PLANNING OF THE SHIPPING COMPANY DEVELOPMENT

An approach of the most complete cash flows determination in project planning of the shipping company development is offered. It possesses cash flows changes depending on their prospective rate growth.

Постановка проблемы. В настоящее время проекты разрабатываются предприятиями исходя из поставленных целей и стратегий, которые базируются на известных возможностях предприятия (финансовых, трудовых, информационных и т.д.) и обеспечиваются за счет собственных или привлеченных средств. В условиях рыночной экономики, когда предприятиям приходится работать практически без поддержки со стороны государства и при высокой степени риска и неопределенности, первостепенное значение приобретает научно обоснованное обеспечение процессов планирования всех видов деятельности каждой отдельной судоходной компании.

В зависимости от видов деятельности процессы планирования судоходной компании представлены:

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14)

1

- планированием основной производственной деятельности на разных временных горизонтах с учетом состояния фрахтового рынка и специфики деятельности самой компании;

- планированием в проектах и программах пополнения, обновления и выбытия флота.

Анализ последних публикаций. Согласно известным представлениям [1,2] планирование, учет, контроль, анализ и регулирование относятся пк общим функциям управления. В теории управления проектами принят соответствующий процессный подход [3,4].

Управление всяким проектом представляет собой комплекс взаимосвязанных действий. Природа проекта как сложного организационного образования проявляется в составе процессов проекта. Процессы проекта как серии действий (работ), приводящих к определенному результату, в теории управления проектами [3,5] рассматриваются в двух аспектах: процессы, суть которых сводится к описанию работ в проекте, а также как процессы, ориентированные на определение и создание продукта проекта. Процессы управления проектами классифицируются по пяти группам: процессы инициализации, планирования, выполнения, контроля и закрытия.

В работе [6] рассмотрены вопросы стратегического и оперативного управления разработкой и реализацией инвестиционных проектов на предприятиях морского транспорта, оценки эффективности инвестиций в развитие флота и портов.

Вопросы моделирования принятия решений при управлении работой флота в различных формах судоходства разработаны И. А. Лапкиной [7]. В данной работе освещены вопросы инвестиционной деятельности судоходной компании и оценки эффективности проектов в области судоходства.

Монография И.В. Морозовой [8] посвящена вопросам построения целостной системы управления техническим развитием судоходного предприятия, в которой все решения принимаются на основе оценки состояния финансового обеспечения и движения основных фондов. Рассмотрены вопросы оптимального срока службы действующего флота, его ремонта, модернизации действующих, а также покупки новых судов.

Целью данной работы является создание методики наиболее полного определения потоков денежных средств в процессах планирования для проекта развития судоходной компании, которая учитывает изменения потоков денежных средств в зависимости от предполагаемого темпа их роста.

Основной материал. Одна из целей проектного анализа состоит в оценке будущих доходов судоходной компании, которые участвуют в формировании финансового потока [6,7,9,10]. Так как поток ожидается в будущем, то его величина корректируется с помощью ставки дисконтирования, чтобы учесть изменение стоимости денег во времени. В морском судоходстве фактор времени проявляется такими значениями - постройка судна в среднем составляет 3 - 4 года, а его эксплуатация 12 - 15 лет [8,9].

Всемирное развитие флота в 2002 году составляло 825,6 миллиона регистровых тонн, а в начале 2003 года - 844,2 миллиона регистровых тонн, что свидетельствует о ежегодном темпе роста в 2, 2 %. Поставки судов-новостроек в течение 2002 года достигли самого высокого когда-либо зарегистрированного уровня и возросли на 8,4 % по сравнению с 2001годом.

Средний возраст флота развивающихся стран составил 13,5 лет, а мировой средний возраст судов - 12,6 лет. Однако средний возраст весьма существенно зависит от специализации судов. Универсальные грузовые суда - самые старые (17,0 лет), а самые молодые - контейнеровозы (9,1 лет). Для развивающихся

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14)

стран средний возраст универсальных грузовых судов - 19,1 лет; 65,3 % из них имеют возраст 20 лет и старше. Средний возраст мирового флота танкеров -11,6 лет, 24 % из их числа - это суда, возраст которых 20 лет и старше. Эксплуатация пассажирских судов может достигать 30 лет и более1.

Как видно, проекты в морском бизнесе относятся к категории долгосрочных, а для анализа эффективности подобных проектов приемлемо допущение о продлении срока поступления потоков денежных средств до бесконечности [11].

Алгебраически современная стоимость всех перспективных потоков денежных средств судоходной компании ^^ равна сумме приведенных стоимостей ожидаемых поступлений и выплат:

PV =

CF1

cf;

CF\

(1 + ^ (1 + )2 (1 + ^)

+ ■■■ = 1-

100

100

100

CFt

t=1

(1 ^) 100

(1)

3

где ОР? - поток денежных средств при реализации проекта в момент времени ^

р - соответствующая ставка дисконтирования для финансовых потоков.

В этом равенстве ставка дисконтирования предполагается постоянной в течение всего периода времени реализации данного инвестиционного проекта. Так как в формуле присутствует знак да, то все ожидаемые денежные потоки, начиная с момента инвестирования и в далекую перспективу, при определении приведенной стоимости капитала компании дисконтируются с одной и той же ставкой.

Рассмотрим несколько моделей, описывающих характер будущих потоков денежных средств по периодам:

- модель нулевого роста;

- модель постоянного роста;

- модель переменного роста.

Приведем графическое представление возможных потоков денежных средств (рис. 1).

Данные предположения в основном связаны с отражением характера темпов роста доходов судоходной компании. Пусть денежный поток судоходной компании в момент времени t равен величине денежного потока в момент времени М, умноженной на темп роста доходов д?:

СЕ, = С^ • (1 + ^ ), (2)

где

СР, - СЕ, 1

Е =---— . (3)

^ с^-1 ()

Применяемые модели различаются в зависимости от предположений о темпе роста денежных потоков.

Следует отметить, что возможно использование рассматриваемых моделей в определенной очередности, а также их повторение в различные интервалы времени в течение всего жизненного цикла проекта развития судоходной компании.

а) нулевой рост

1 Примечание. Источник: UNCTAD REVIEW OF MARITIME TRANSPORT 2003 (www.unctad.org)

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14) 3

ден.ед

СЕ]

СЕп

СЕ,

СЕ

0

1

Время

б) постоянный рост ден.ед.

> к д........„

> 1

д.......у

> к

д >г

СЕХ

СЕ;

СЕЛ

0 1 в) переменный рост ден.ед.

ёг+ёг+2 ~ ё

Время

ё1

> к

ёт

ёт

:.+г

ёт

СЕ

т -2

Т-2

СЕт-I —Т-1

СЕТ

СЕ„

Т+]

тгг

СЕ

Т +2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тгг

Время

Рис. 1. Графическое изображение моделей нулевого, постоянного, переменного роста

В случае стабильности денежных потоков, когда какой-либо их рост не происходит, применяется модель нулевого роста. Эта модель предполагает, что темп роста денежных потоков равен нулю. Так как д1 = 0, то = CFt+1, т. е. величины денежных потоков в текущем и в следующем году равны между собой. Приняв указанное предположение, в числителе равенства (1) заменим на

СЕ]:

2

3

4

2

3

4

4

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14)

РУ = £-

СЕ]

(4)

V 100.

Поскольку СЕ - фиксированное число, то его можно вынести за знак суммы:

1

РУ - СЕ ^

г •

(5)

'=1'1 + -Р-100

Из курса математического анализа известно, что если

( \т 1

1 + -

100

< 1, то

1 +

V 100 у

—»0 при Т ^ оо Г121Г, следовательно, -)0 . Далее, пользуясь

100

свойством бесконечных рядов, получим:

1

Нш РУ - Нш

Т — го Т — го 1

(1+-£-) 100

100

1

(1(1+-£-) 10а 100

1+-Р -1 100

1+Р-

100

-. (6)

С учетом (6) из равенства (5) получаем формулу для модели нулевого роста:

СЕ х100

РУ-■

(7)

Следует отметить, что в соответствии с [12]ии, если

1 + -

100

> 1, то

1 + -

100

— го при Т —^ го и тогда ^шРУ — , т.е. предела не существует.

Т—го

г

1

1

1

Т

1

"Управл1ння проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14)

5

Если

1 + -

100

= 1, в этом случае РУ = Т ■ -

(1 + )

ЦщРУ = ш ■ Если

Т

100

1+-

100

= -1, тогда РУ предела не имеет.

В случае, когда предполагается, что потоки денежных средств будут расти постоянно, применяется модель постоянного роста. Эта модель предполагает, что денежные потоки изменяются от периода к периоду в равной пропорции, т.е. с одинаковым темпом роста. Предполагается, что денежный поток за предыдущий год ОР1 возрастет в соответствующей пропорции д так, что

в следующем году ожидается поток денежных средств в размере СЕ ■ (1 + <?)•

Через год после следующего ожидается, что величина денежных средств

вырастет в той же пропорции д, т. е. СЕ = СЕ ■ (1 + <?)2 или в общем виде поток

денежных средств, с учетом темпа роста, имеет вид:

СЕ, = СЕ, ■ (1 + g )_-1,

(8)

СЕ,+1 = СЕ, ■ (1 + ^ • (9)

Приняв указанное предположение, РУ выражается формулой:

■ (1+g )_-1

_=1 (1)_

(10)

100

Поскольку СЕ фиксированное число, то его можно вынести за знак суммы:

РУ = СЕ ± 0±*__ = сЕ _^_(11)

_ (1 + ) 100

_ (1 + 7^)' (1 + g)

100

1 + g р

Пользуясь свойством бесконечных рядов, получим при -< 1, т.е. -)я:

Р 100

1 + -

100

1

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

6

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14)

1+g

1+-

100

lim PV =

T ^^

1 + g

1+P-

100

С учетом (12) преобразуем (11), получим

1 -

PV = CF •

1 + g

1+g

100

g

CF1

(— - g)(1 + g) — 100 100

g

(13)

Следует сказать, что модель нулевого роста, рассмотренная выше, есть частным случаем модели постоянного роста. Действительно, если темп роста принять равным нулю, то величина потока денежных средств останется на одном и том же уровне, что и означает нулевой рост.

Модель переменного роста применяется в случае, когда темп роста непостоянен. Особенностью этой модели является период времени в будущем (обозначаемый через Т), после которого ожидается, что поток денежных средств будет расти с постоянным темпом д. То есть:

CFr+> = CFr (1 + g),

(14)

CFt+n = CFT • (1 + g)n

(15)

С помощью этой модели можно вычислить современную стоимость с учетом темпа роста. Это можно сделать таким образом: разделить общий период времени на две части, т.е. сначала необходимо определить суммарную современную стоимость СР до периода времени Т включительно. Обозначая эту величину РУТ~, получим:

pvt =z-

CFt

t=1 (1 + ^)' 100

(16)

Затем требуется определить приведенную стоимость после момента времени Т. Для этого используется модель постоянного роста. Сначала предполагается, что начало отсчета перенесено в момент времени Т. Это означает, что потоки денежных средств (СР) в следующий момент времени Т +1 и далее будут расти с постоянным темпом роста g (рис.1, в). В момент

времени Т+1 поток денежных средств равен СРт+1 = СРТ • (1 + g) , поэтому он может быть определен на основе модели постоянного роста, задаваемой равенством (13).

Обозначим суммарную современную стоимость поступлений после

наступления момента Т через РУТ+, тогда путем дисконтирования за время Т по

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14)

7

ставке Р получаем формулу расчета современной стоимости всех потоков денежных средств, приведенных к моменту времени Т=0, таким образом:

РУТ+1 =-

СЕ.'

(-^ - g )(1_-Р- )Т 100 100

(17)

Здесь в числителе поток денежных средств в момент времени Т _1, так как СЕ+1 = СЕ ■ (1 + g) , поскольку предыдущий поток СЕ учтен в РУТ- .

Найдем с помощью (13) приведенную стоимость до периода времени Т и по (17) приведенную стоимость после периода Т. Суммируя эти два выражения, получим:

Т СЕ СЕ РУ = ру _ РУТ+ = ^ _ _ —- Т_' ^-• (18)

_=41 + ) (тР - g )(1 _тР)

100 100

100)

Покажем связь между моделью постоянного и переменного роста. В частности, если предположить, что момент времени, с которого должен начаться постоянный рост, равен нулю (рис. 2), получим:

РУТ - = се = СЕ

ден.ед

>

.......5

-2 ,

РУТ+1 =

Ж

Т+1

- я)(1 )Т - я) 100 100 100

СЕ

СЕ

Т-2

СЕ„

Т_1

(19)

СЕ

Т-1 Т-2 Т=0 Т+1 Т+2 Время

Рис. 2. Временная ось для модели переменного роста

моделью переменного роста

Тогда в соответствии с РУ = РУГ_ _ РУГ+, при Т=0 получим

и

8

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14)

PV = CF0 +

cf; _cf, cfi cf>(wo-g+1+g}

Современная стоимость потоков денежных средств PVr+ после наступления момента Т соответствует модели постоянного роста.

Выводы. Рассмотренные модели могут способствовать эффективному планированию проекта развития судоходной компании. Процесс планирования должен охватывать среднесрочную и долгосрочную перспективу, поскольку период эксплуатации судов может достигать 15 и более лет (для пассажирских судов свыше 30 лет). Методы и средства планирования должны основываться на методах прогнозирования, включающих как формализованные методы, так и методы экспертных оценок.

При прогнозировании потоков денежных средств учитываются предполагаемые темпы их роста, горизонт планирования в проекте, конъюнктура фрахтового рынка, влияющая на фрахтовую ставку, а также процентная ставка по кредиту.

Отдельные фазы жизненного цикла проекта пополнения флота характеризуются неравномерностью притоков и оттоков денежных средств. Для первой фазы жизненного цикла характерны только оттоки - в виде объемов долевых вложений денежных средств, например, при покупке судна. После окончания строительства в течение времени полезного использования объекта соотношения притоков и оттоков, в случае стабильного состояния рынка, характеризуется постепенным уменьшением последних. Это объясняется необходимостью погашения обязательств по кредиту, ответственность за которые, как правило, распространяется, начиная с первого года эксплуатации судна, либо возможной отсрочкой возврата кредита на ряд первых лет.

Концепция моделирования денежных потоков позволяет сформировать, с точки зрения системного подхода, представления о движении денежных средств на всем протяжении жизненного цикла проекта развития судоходной компании, а также учесть способность объекта генерировать доходную часть финансовых потоков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Панарин П.Я. Управление работой флота. - Одесса: ОГМУ, 2001. - 213 с.

2. Воевудский Е.Н. Управление на морском транспорте. - М.: Транспорт, 1993. - 366 с.

3. Керiвництво з питань проектного менеджменту. Переклад с англ./ Пщ ред. С.Д. Бушуева, 2-е изд., К.: Видавничий дiм «Дтова Укра'ша», 2000. - 198 с.

4. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие для вузов. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2001. - 574 с.

5. Бушуев С.Д., Морозов В.В. Управление закупками в проектах: В 2 т./Украинская ассоциация управления проектами, УкрИНТЭИ. - К.: УкрИНТЭИ, 1999. - Т. 1. - 188 с.

6. Краев В.И., Пантина Т.А. Экономическая оценка инвестиций на водном транспорте / Под ред. проф. В. И. Краева. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. - 299 с.

7. Лапкина И.А. Моделирование принятия решений в управлении работой флота судоходной компании. - Одесса: ОГМУ, 1996. - 203 с.

8. Морозова И.В. Моделирование принятия решений в управлении техническим развитием судоходного предприятия.- Одесса: ОКФА: ОГМУ, 1997. - 148 с.

9. Goss R.O. Studies In Maritime Economics. - Cambridge: University Press, 1970. -194 p.

10. Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. - М.: ИНФРА - М, 2003. -

1028 с.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14)

9

11. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 144 с.

12. Пискунов Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисления для вузов, т.2: Учебное пособие для вузов. - 13-е изд. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1985. - 560 с.

Стаття надшшла до редакцп 13.04.2005 р.

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2005, № 2(14)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.