Научная статья на тему 'Моделирование покупательского поведения потребителей образовательных услуг регионального вуза'

Моделирование покупательского поведения потребителей образовательных услуг регионального вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / МОТИВЫ ВЫБОРА / EDUCATIONAL SERVICES / BEHAVIOR OF CONSUMERS / MOTIVES OF A CHOICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бузуева Ю.Г.

Одна из важнейших функций маркетинговой деятельности состоит в выявлении потенциальных потребителей и определении процесса принятия их решения о покупке. Построение маркетинговой модели поведения потребителей образовательных услуг позволит выйти на качественно новый уровень взаимодействия с ними и в результате упрочить конкурентное положение самих вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING OF CONSUMER BEHAVIOUR OF CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES OF REGIONAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

One of the most important functions of marketing activity is the identification of potential consumers and definition of the adoption process of their decision about the purchase. Building marketing models of consumer behavior of educational services allows to reach the qualitatively new level of interaction with them and results the strengthen of the competitive position of the higher schools.

Текст научной работы на тему «Моделирование покупательского поведения потребителей образовательных услуг регионального вуза»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 338.46:37

Ю.Г. Бузуева

канд. экон. наук, специалист по маркетингу, ФГБОУВО «Приокский государственный

университет»

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА

Аннотация. Одна из важнейших функций маркетинговой деятельности состоит в выявлении потенциальных потребителей и определении процесса принятия их решения о покупке. Построение маркетинговой модели поведения потребителей образовательных услуг позволит выйти на качественно новый уровень взаимодействия с ними и в результате упрочить конкурентное положение самих вузов.

Ключевые слова: образовательные услуги, поведение потребителей, мотивы выбора.

Yu.G. Buzueva, Prioksky State University

MODELLING OF CONSUMER BEHAVIOUR OF CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES OF REGIONAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Abstract. One of the most important functions of marketing activity is the identification of potential consumers and definition of the adoption process of their decision about the purchase. Building marketing models of consumer behavior of educational services allows to reach the qualitatively new level of interaction with them and results the strengthen of the competitive position of the higher schools.

Keywords: educational services, behavior of consumers, motives of a choice.

В связи с тем, что на рынке высшего образования выбор вуза является ключевым этапом поведения потребителей, представляет интерес рассмотрение многочисленных исследований по этому вопросу. Мотивы выбора высших учебных заведений достаточно разнообразны, о чем свидетельствуют данные рисунка 1 [1-9].

Отделом маркетинга Приокского государственного университета (далее по тексту ПГУ) проводится комплексное маркетинговое исследование поведения потребителей высшего образования Орловской области (табл. 1).

Галева Р. считает, что без учета потребностей потребителей образовательных услуг невозможна разработка «обоснованной стратегии развития, реализация которой может существенно улучшить качество предоставляемых услуг...» [2, с. 117].

Для того чтобы выйти на качественно новый уровень взаимодействия с потребителями, а также с целью оптимизации использования инструментов маркетинга ежегодные результаты маркетинговых исследований необходимо использовать для построения и постоянного совершенствования модели поведения потребителей образовательных услуг. Пример такой модели, представлен на рисунке 2.

44

№ 1 (53) - 2016

Проблемы экономики и менеджмента

Рисунок 1 - Факторы, оказывающие влияние на выбор вуза

№ 1 (53) - 2016

45

Проблемы экономики и менеджмента

Таблица 1 - Процесс выбора вуза (показатели проранжированы по степени значимости для абитуриентов)

Годы 2010-2013 г. 2014 г. 2015 г.

Стратегия выбора высшего образова- ния 1. Направление подготовки/специальность - вуз 2. Вуз - Направление подготовки/специальность

Источники информа- ции 1. Интернет-источники 2. Друзья, знакомые 3. Родственники 4. Преподаватели и сотрудники вузов 5. Каталоги для выпускников 6. СМИ 7. Администрация и учителя школы 1. Интернет-источники 2. Друзья, знакомые 3. Преподаватели и сотрудники вузов 4. СМИ 5. Администрация и учителя школы 6. Профориентационные мероприятия, проводимые вузом 1. Интернетисточники 2. Друзья, знакомые 3. Администрация и учителя школы 4. Преподаватели и сотрудники вузов 5. СМИ 6. Профориентационные мероприятия, проводимые вузом 7. Родственники

Подготовка к сдаче ЕГЭ 1. Занятия с репетитором 2. Самостоятельная подготовка 3. Подготовительные курсы вуза (ПГУ) 4. Подготовительные курсы других вузов 5. Школьные занятия 1. Самостоятельная подготовка 2. Занятия с репетитором 3. Подготовительные курсы вуза (ПГУ) 4. Школьные занятия 5. Подготовительные курсы других вузов

Факторы выбора вуза 1. Качество образования 2. Наличие нужной специальности 3. Престиж вуза 4. Стоимость обучения 5. Уровень конкурса 1. Бюджетные места 2. Наличие нужной специальности 3. Условия обучения 4. Престиж вуза 5. Стоимость обучения 1. Бюджетные места 2. Престиж вуза 3. Наличие нужной специальности 4. Трудоустройство 5. Качество образования

Факторы выбора специальности 1. Престиж специальности 2. Советы родных и знакомых 3. Личный интерес 4. Несложность образовательного процесса 5. Количество бюджетных мест 1. Трудоустройство 2. Личный интерес 3. Качество образования 4. Престиж специальности 5. Бюджетные места

46

№ 1 (53) - 2016

Проблемы экономики и менеджмента

Рисунок 2 - Модель поведения потребителей образовательных услуг ПГУ

№ 1 (53) - 2016

47

Проблемы экономики и менеджмента

Список литературы:

1. Адаменко М.А. Маркетинговое исследование конкурентоспособности вуза // Практический маркетинг. - 2006. - № 9. - С. 26-30.

2. Галеева Р. Маркетинговые исследования вузовского сектора рынка образовательных услуг // Маркетинг. - 2010. - № 4. - С. 118-126.

3. Грошев И. Бренд высших учебных заведений: особенности формирования / И. Грошев, Ю. Ермолов, Е. Степанычева // Общество и экономика. - 2009. - № 11-12. - С. 218-243.

4. Ендовицкий Д. Маркетинговый анализ потребительских предпочтений / Д. Ендовицкий, О. Олейникова // Высшее образование в России. - 2008. - № 4. -С. 74-80.

5. Миляева Л.Г. Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг провинциальных городов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - № 5. -С. 48-58.

6. Соколова Г.В. Роль маркетингового анализа в оценке перспектив развития бизнеса на примере образовательных услуг // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - № 1. - С. 38-44.

7. Стегний В.Н. Студенчество как группа общественности / В.Н. Стегний,

О.В. Горбунова // Высшее образование в России. - 2012. - № 4. - С. 113-120.

8. Цой М. Факторный анализ рынка образовательных услуг / М. Цой, В. Щекол-дин // Маркетинг. - 2010. - № 5. - С. 97-105.

9. Шафранов-Куцев Г.Ф. Современные вызовы и реальность профориентационной деятельности в системе «школа - вуз - рынок труда» // Социс. - 2015. - № 1. -С. 120-128.

48

№ 1 (53) - 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.