Выводы
Имитационное моделирование позволяет оценить рекреационную нагрузку на общественное городское пространство, выявить наиболее коммерчески привлекательные области, проанализировать поведение толпы, протестировать планируемые изменения, выявить возможные проблемы и найти наилучшее решение. После создания модели - а иногда и в процессе разработки -исследование структуры и понимание поведения системы, позволяет проверять, как она ведет себя при определенных условиях, сравнивать различные сценарии и оптимизировать ее. Положительный эффект применения имитационного моделирования в архитектурно-ландшафтных проектах выражается соответствующей рекреационной емкостью проектируемого объекта - «количественно выраженной способностью территории обеспечивать некоторому числу людей психологический комфорт для отдыха и оздоровления без деградации природной среды или антропогенных элементов в ландшафте» [ ГОСТ Р 57617-2017, статья 3, пункт 38] [4].
Приведенный алгоритм и методы имитационного моделирования в будущем необходимо использовать при проектировании общественных пространств.
Список литературы
1. Официальный сайт AnyLogic. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.anylogic.ru/ (дата обращения: 10.10.2021).
2. Официальный сайт «Екатеринбург - ЭКСПО» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ekaterinburgexpo.ru/about/expo/ (дата обращения: 10.12.2020).
3. Свод принципов комплексного развития городских территорий. Книга 1/ КБ Стрелка // М., 2019.
4. СП 475.1325800.2020 Парки. Правила градостроительного проектирования и благоустройства [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/564612858/ (дата обращения: 10.10.2021).
5. Галако В.А., Колтунова А.И. Рекреационная емкость зеленой зоны г. Екатеринбурга/электронный архив УГЛТУ.
6. Дивакова М.Н., Гущин А.Н. Системный аналитик - будущая компетенция архитектора // Архитектура и строительство России, 2018. № 3. С. 102-107.
7. Гущин А.Н. Информационные технологии в управлении. Москва-Берлин, 2014. 112 с.
8. Гущин А.Н., Дивакова М.Н. Воссоздание идентичности уральского города как города-завода путем архитектурно-ландшафтной реконструкции. Архитектура и дизайн, 2019. № 2. С. 23-34.
9. Gushchin A., Divakova M. Design of associational cultural landscapes using cognitive technologies. В сборнике: 4th International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts SGEM2017. Conference Proceedings. Sofia, 2017. С. 547-556.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕШЕХОДНОГО ПОТОКА НА ПРИМЕРЕ УЛ. "БУЛЬВАР КУЛЬТУРЫ", Г. ЕКАТЕРИНБУРГ Меньщиков А.С.
Меньщиков Артем Сергеевич - студент магистратуры, направление подготовки: архитектурно-ландшафтное проектирование, кафедра градостроительства и ландшафтной архитектуры, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный архитектурно-художественный университет, г. Екатеринбург
Аннотация: в статье приводится презентация построения модели пешеходного потока.
Ключевые слова: дискретно-событийное моделирование, AnyLogic.
Введение
Дискретно-событийное моделирование зародилось примерно тогда же, когда появилась системная динамика. В 1961 году инженер компании IBM Джеффри Гордон представил программу GPSS, которая считается первой реализацией метода моделирования на основе дискретных событий. В наши дни существует множество различных программных инструментов для дискретно-событийного моделирования [1]. Дискретно-событийный метод используется, когда систему можно достоверно представить в виде последовательности операций, в частности последовательности действий пешехода.
Методы
Программный продукт «AnyLogic» поддерживает и объединяет несколько подходов: агентное моделирование, дискретно-событийное моделирование и системную динамику [2], [3]. Индивидуальное поведение каждого пешехода (объекта), описывается способом дискретно-событийного моделирования с использованием "агентов" в качестве людского потока. С помощью инструментов программы "AnyLogic" была создана модель пешеходных потоков бульвара Культуры, представленная на рисунках 1 и 2.
Модель задается графически в виде диаграммы процесса, блоки которой представляют собой отдельные операции. Как правило, диаграмма процесса начинается с блока «источник», генерирующего агентов. Этот блок передает агентов в последующие блоки диаграммы, задающие операции моделируемого процесса. Завершается диаграмма процесса обычно блоком, уничтожающим этих агентов.
Ключевые объекты моделируемого пространства построены с помощью фигур разметки пространства (Рис. № 1).
Рис. 1. Подоснова, пересечение улиц Машиностроителей и Бульвара культуры, р-н
Уралмаш
Все процессы, происходящие в моделируемом пространстве, были заданы с помощью диаграммы процесса, собираемые из блоков Пешеходной библиотеки (Рис. № 2)
Рис. 2. Диаграмма процесса пешеходного потока
Результаты
Запустив модель, получаем схему пешеходного потока, с наиболее загруженными участками (Рис. №3)
Рис. 3. Схема пешеходного потока, с наиболее загруженными участками Заключение
Пешеходные потоки наиболее плотно скапливаются в 3-х точках, где необходимо перейти дорогу, и где происходит сужение тротуара.
Рекомендации: создать больше пешеходных переходов, расширить тротуары вдоль проезжих частей, применить эти приемы в проекте.
Список литературы
1. Гущин А.Н., Дивакова М.Н. Системный аналитик - будущая компетенция архитектора // Архитектура и строительство России, 2018. № 3. С. 227.
2. Григорьев И.Н. AnyLogic за три дня. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://simulation.su/uploads/files/default/2017-uch-posob-grigoriev-anylogic/ (дата обращения: 21.12.2021).
3. Арнальдо Перес. C# - Дискретно-событийное моделирование: пример с увеличением популяции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.microsoft.com/m-ru/archive/msdn-magazine/2016/march/csharp-discrete-event-simulation-a-population-growth-example/ (дата обращения: 21.12.2021).
4. Гущин А.Н., Дивакова М.Н. Воссоздание идентичности уральского города какгорода-завода путем архитектурно-ландшафтной реконструкции. Архитектура и дизайн, 2019 № 2 С. 23-34.
5. Gushchin A., Divakova M. Design of associational cultural landscapes using cognitive technologies. В сборнике: 4th International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts SGEM2017. Conference Proceedings. Sofia, 2017 С. 547-556.