УДК 656.132
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ИНТЕРВАЛА ДВИЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО МАРШРУТАМ РЕГУЛЯРНЫХ ПЕРЕВОЗОК С УЧЁТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Паршакова К.А., магистрант, направление подготовки 23.04.01 Технология транспортных процессов, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: parshakova_k_a@mail.ru
Научный руководитель: Якунин Н.Н., доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой автомобильного транспорта, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: Yakunin-N@yandex.ru
Аннотация. Актуальность исследования определена недостаточной изученностью влияния интервалов движения пассажирских автотранспортных средств на эффективность городских пассажирских перевозок по регулярным маршрутам.
Цель работы - повышение эффективности городских пассажирских перевозок по регулярным маршрутам на основе оптимизации интервалов движения автотранспортных средств.
Разработаны условия, определяющие выбор оптимального интервала движения пассажирских автотранспортных средств по маршрутам регулярных перевозок с учётом региональных особенностей.
Ключевые слова: транспорт, эффективность, интервал движения, пассажир, регулярные перевозки.
MODELING OF OPTIMAL INTERVAL MOVEMENT OF PASSENGER VEHICLES ON REGULAR ROUTES, TAKING INTO ACCOUNT REGIONAL PECULIARITIES
Parshakova K.A.,master student, training direction 23.04.01 Technology of transport processes, Orenburg State
University, Orenburg
e-mail: parshakova_k_a@mail.ru
Scientific adviser: Ykunin N.N., Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the department of road transport faculty transport, Orenburg State University, Orenburg e-mail: Yakunin-N@yandex.ru
Abstract. The relevance of the study is determined by the insufficient study of the influence of intervals ofmovement ofpassenger vehicles on the efficiency of urban passenger traffic on regular routes.
The purpose of the work is to improve the efficiency of urban passenger traffic on regular routes by optimizing the intervals of movement of vehicles.
The conditions determining the choice of the optimal interval of movement ofpassenger vehicles on the routes of regular traffic, taking into account regional characteristics.
Keywords: transport, efficiency, range of motion, the passenger, a regular service.
Обеспечение оптимальных интервалов движения с точки зрения повышения качества перевозок пассажиров имеет и экономическую сторону, которая в подавляющем большинстве исследований [1] рассматривается с позиции перевозчика. Вместе с тем, остаётся недостаточно изученным
влияние транспортного процесса. Теоретико-методический подход Решением задачи является минимизация суммарных общественных затрат, приходящихся на 1 пассажира. Рассчитывается по формуле:
L Стр • 3600 05 • I • О • С +C • О • — + _
1опт ii ^мин ^^мин ii т т
v
С =-оопт--> min . (1)
О
где одного потенциального пассажира, руб./мин. [3];
1<тт - оптимальный интервал движения, мин.; 1р - средняя дальность поездки пассажира, м
С - недополученный общественный доход от [4];
ШАГ В НАУКУ
2, 2019
V - средняя скорость движения автобуса на маршруте, м/с;
Стр - удельные затраты при передвижении автобусов продолжительностью в одну минуту, руб./ мин. [2].
Для нахождения оптимального интервала движения необходимо найти производную данной функции (1) по переменной I , тогда I на маршруте может быть определён:
1опт
стр ■ 7200 C ■ О
мин
Необходимые условия при выборе 1опт.
= 60 • q Пм-г
max " max = 1 ;
1) Если 1 < 1 < 1
' тт опт m
1 = 2 [5], тогда 1
mm опт,
2) Если 1 < 1 < 1
' mm — max — о
3) Если 1 < 1 < 1
' опт mm m
Q
, тогда 1 = 1
' лшп т.
, тогда 1 = 1 ;
max опт mim
4) Во всех остальных случаях выбор оптимального интервала движения для данного подвижного состава невозможен.
Пример расчёта
Расчёт проведён по г. Оренбург и г. Москва, значения, зависящие от региона, представлены в таблице 1.
опт
Таблица 1 - Значения, принятые в зависимости от региона
Регион Q, пасс/час С руб/мин мин, 1 -1 Площадьгородского расселения (F), км2 Скорость движения (v), км/ч Ч
1 2 3 4 5 6
г. Оренбург 1000 4000 8,53 259 20 1,2
г. Москва 22,25 2511
Результаты расчёта представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты расчётов оптимального интервала движения по городам Российской Федерации
Город q 1 , max7 мин 1 ., min мин 1 т опт мин руб з , руб % з , % % з , сумм7 руб Y
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Q = 300
г Оренбург 42 2,4 2,0 2,4 10318, 15312 8 12 80 130555 0,80
г. Москва 42 2,4 2,0 2,0 22245 18522 3 3 94 722803 0,66
Q = 4000
г. Оренбург 160 2,3 2,0 2,3 39308 90155 7 16 77 549162 0,80
г. Москва 160 2,3 2,0 2,2 96132 96132 3 3 94 2920409 0,75
Выводы
Значение интервала движения влияет на экономическую эффективность перевозок пассажиров по регулярным маршрутам, при использовании оптимального интервала можно достичь минимальных суммарных общественных затрат, приходящихся на перевозку одного пассажира. Выявлено, что значительное влияние на оптимальное значение интервала оказывает величина коэффициента сменности пассажиров, чем больше его значение, тем больше диапазон выбора оптимального интервала для од-
ного вида подвижного состава. Оптимальным интервалом движения, с точки зрения суммарных общественных затрат, является такой интервал, при котором затраты имеют наименьшее значение, когда 1 <1 <1 . Установлено, что большую часть
min опт max 7 J
затрат (до 94%) составляют затраты пассажиров на поездку в транспортном средстве. С увеличением стоимости недополученного общественного дохода от одного потенциального пассажира, средней длины поездки затраты на передвижение пассажиров увеличиваются.
Литература
1. Аземша С. А. Оптимизация интервалов движения транспортных средств при городских перевозках пассажиров в регулярном сообщении / С. А. Аземша, А. Н. Старовойтов, С. Н. Карасевич, С. В. Скирков-ский // Научный вестник автомобильного транспорта (НИИАТ). - 2014. - Вып.: январь-март. - С. 4-14.
2. Дрючин Д. А. Структурно-ориентированное моделирование работы городского пассажирского транспортного комплекса / Д. А. Дрючин // Автотранспортное предприятие. - 2016. - № 5. - С. 21-23.
3. Паршакова К. А. Метод определения недополученного общественного дохода от одного потенциального пассажира, вызванного ожиданием транспортного средства или поездкой в транспортном средстве в течении одной минуты / К. А. Паршакова, Д. Х. Нестеренко, Ш. М. Минатулаев // Международный электронный научно-технический журнал «Современные научные исследования и разработки». - 2018. - № 4 (21). - С. 404- 407.
4. Якунин Н. Н. Моделирование оптимального интервала движения пассажирских автотранспортных средств / Н. Н. Якунин, К. А. Паршакова, Н. В. Якунина // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2018. -№ 3. - С. 84-89.
5. Якунина Н. В. Методология повышения качества перевозок пассажиров общественным автомобильным транспортом: монография / Н. В. Якунина, Н. Н. Якунин. - Оренбург: Университет, 2013. - 289 с.