Научная статья на тему 'Моделирование образовательной среды нравственного развития детей'

Моделирование образовательной среды нравственного развития детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / МОДЕЛЬ / АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ / MORAL RELATIONS / COMPONENTS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MODEL / ALGORITHM OF REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шафикова Гульназ Радмиловна

Раскрыты психолого-педагогические условия организации образовательной среды, способствующей нравственному развитию детей, определены требования к проектированию компонентов образовательной среды, предложены модель и алгоритм ее создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of the educational environment of moral development of children

In the work psychological and pedagogical conditions of educational environment arrangement are revealed, they promote moral development of children. Requirements to projecting of educational environment components are defined, a model and an algorithm of its creation are proposed.

Текст научной работы на тему «Моделирование образовательной среды нравственного развития детей»

УДК 373.2/3.015.3 © Г.Р. Шафикова

Моделирование образовательной среды нравственного развития детей

Раскрыты психолого-педагогические условия организации образовательной среды, способствующей нравственному развитию детей, определены требования к проектированию компонентов образовательной среды, предложены модель и алгоритм ее создания.

Ключевые слова: нравственные отношения, компоненты образовательной среды, модель, алгоритм реализации.

G.R. Shafikova

Modeling of the educational environment of moral development of children

In the work psychological and pedagogical conditions of educational environment arrangement are revealed, they promote moral development of children. Requirements to projecting of educational environment components are defined, a model and an algorithm of its creation are proposed.

Keywords: moral relations, components of educational environment, model, algorithm of realization.

В условиях роста технологического могущества цивилизации глубокую озабоченность вызывает снижение нравственных межличностных отношений, являющихся фактором планетарного масштаба, порождающим кризис взаи... модействия между людьми, государствами и народами. Как следствие - нарушение мирного соседства народов, которое создает угрозу военных действий между ними.

Решению задачи формирования нравственных отношений человека способствует образовательная среда как «психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, при этом ее психологической сущностью является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса» [1]. На этапе становления личности образовательная среда детского сада или школы может стать значимым фактором ее нравственного развития, так как основным воздействующим элементом образовательной среды является система отношений субъектов образования. Для нравственного развития личности в образовательной среде необходимо построение такой системы ее связей с другими участниками образования, которая бы способствовала созданию гуманной системы отношений к миру, себе и другим. В нашем понимании этому может помочь образовательная среда, направленная на практико-ориентированную концепцию, основанную на идее «диалог равных партнеров».

Методологической основой разработки идеи концепции «диалога равных партнеров» являются положения К.Д. Ушинского о том, что личность формируется только в диалоге с другой

личностью, в котором стороны максимально самостоятельны и открыты, способны слышать собеседника [5].

Современные исследователи подчеркивают, что в учебно-педагогическом взаимодействии диалог характеризуется неравновесностью психических состояний, различием личностных смыслов и ассиметричностью психологических позиций сторон в силу различий функций, прав, обязанностей и опыта у детей и педагогов [2]. Отсюда следует подчеркнуть, что для развития личности в образовательной среде детского сада и школы необходимо специально организовы,. вать не просто диалог субъектов образования, а диалог равных партнеров образования как субъект-субъектное взаимодействие суверенных и открытых миру людей, осуществляющих свободный выбор.

В нашем понимании образовательная среда может стать средой «диалога равных партнеров», если кроме выполнения традиционных функций образования она будет направлена на выполнение нравственно-коммуникативной и культуроориентирующей функций. Не останавливаясь подробно на их содержании, отметим следующее. Ребенок в процессе взросления нуждается в социальной поддержке. И такое содействие он должен искать у педагогически компетентных, нравственно направленных взрослых, так как в противном случае он найдет его за рамками образовательной среды, где сегодня часто наблюдается аморальная направленность воздействий. Следовательно, перед образовательной организацией стоит задача создать среду, способствующую, во-первых, удовлетворению доминирующих потребностей ребенка в референтном общении, в самопознании и самоутверждении, в свободе и в бескорыстной поддержке, а, во-вторых, направленную на осво-

ение прошлого, настоящего и будущего национальной и мировой культуры, так как это позволяет овладеть навыками, необходимыми для жизнедеятельности и легкой интеграции в соответствующий социум, для поиска своего места в нем, для налаживания продуктивного нравственного взаимодействия с другими людьми, что способствует раскрытию своих потенций (человечности), согласованию своей мировоззренческой позиции с ориентациями других. Во многом выполнение данной функции связано с реализацией информационно-транслирующей функции образовательной среды. Осуществление данной традиционной педагогической функции предполагает специфическое насыщение учебной и внеучебной деятельности субъек... тов образовательного процесса нравственными действиями и переживаниями, так как они являются основными трансляторами смыслов в сознание человека.

В образовательной среде мы выделяем следующие содержательные компоненты: социальный, психологический, дидактический и педагогический. Для создания образовательной среды «диалога равных партнеров» в образовательной организации необходимо обратить пристальное внимание на проектирование данных компонентов соответственно определенным требованиям.

Моделирование всех компонентов образовательной среды осуществляется в контексте организации возможностей для удовлетворения потребностей всех субъектов образовательного процесса, т.е. для организации психологического компонента образовательной среды. Он обеспечивает позитивную социализацию и индивидуализацию личности через удовлетворение доминирующих потребностей: физиологических, познавательных и социальных, в безопасности, деятельности, сохранении и повышении самооценки, а также в свободе, самопознании, самореализации, в бескорыстной поддержке, в стремлении быть субъектом и индивидуальностью.

Для создания образовательной среды, удовлетворяющей основные потребности детей, в первую очередь необходима организация целенаправленной социальной поддержки каждого субъекта образовательного процесса. Это относится к социокультурному компоненту образовательной среды. Он включает в себя учет роли социального окружения в развитии личности: педагогов, родителей, сверстников и других субъектов этого процесса. Кроме того, личность должна овладеть культурой того социума, членом которого она является. Также на нее оказывает влияние среда, в которой она проживает -

городская или сельская, соседи, граждане и др. Поэтому в этом компоненте необходимо выделить следующие элементы: культурный, родительский и педагогический, средовой, референтно-групповой (ровесники), межгрупповой (дети разных возрастов).

Следует отметить, что элементы социокультурного компонента в разных образовательных организациях и на различных этапах формирования личности имеют особенности влияния. Так, в детском саду наибольшую значимость представляют родительский и педагогический элементы в силу тесного взаимодействия и активного сотрудничества сторон. В начальной школе значимое влияние оказывают педагогический и культурный элемент. А в подростковом возрасте - средовой, референтно-групповой (ровесники), межгрупповой элементы. Данные особенности социального компонента необходимо учитывать при организации образовательной среды нравственного развития детей разного возраста, включая в образовательный процесс все влияющие элементы, обогащая их взаимодействием нравственного содержания.

Опыт наших исследований показывает, что активизации социокультурного компонента образовательной среды как детского сада, так и школы способствует проектный метод взаимодействия участников образовательного процесса: социальные акции, проекты. Например, привлечение резервов семейной педагогики (родительские субботы, семейные праздники); постоянно действующие общественные движения «Патриот», «Эколог», «КВН», «Фанаты», «Театр для детей», «Учимся жить вместе. Доступная среда»; привлечение родителей к организации дополнительного образования и повышению профессиональной педагогической компетентности и др.

Выделенные элементы социокультурного компонента определяют основной круг субъектов, направления и задачи организации образовательной среды нравственного развития детей. Специальная работа по развитию нравственных отношений детей в образовательной среде должна вестись не только с детьми, но и с их социальным окружением - родителями, педагогами, сверстниками и социально-культурной средой организации.

Анализ исследований показал, что успех в деятельности образовательной организации как воспитательной системы, организующей, координирующей и корректирующей сложнейший процесс развития нравственных отношений детей, зависит от соблюдения комплекса условий. Их систематизация привела нас к выделению

следующей группы требований к организации социокультурного компонента образовательной среды:

• нравственно-психологический климат в детском коллективе;

• гуманистическое пространство социальных связей детского коллектива с обществом;

• личностно-ориентированная модель учебно-педагогического взаимодействия;

целостное культурное образовательное пространство, создаваемое с учетом социальной защиты, диалога культур;

• демократический стиль управления образовательным процессом.

Организация целостного социокультурного пространства предполагает определенное проектирование дидактического компонента образовательной среды. Он отражает принципы организации образовательного процесса, способствующего нравственному развитию детей, и включает в себя средства их реализации. К дидактическим средствам мы относим как материальные (дидактический материал, учебные пособия, сборники задач и упражнений, пространственно-предметная, социальная среда и др.), так и средства нематериального характера (методы и приемы обучения и воспитания, органи... зации деятельности, учебно-педагогического взаимодействия и влияния стимулов).

К организации материальных средств дидактического компонента образовательной среды следует предъявить следующие требования:

- организация безопасной гетерогенной и сложной образовательной среды, включающей зоны для различной активности субъектов;

- организация связности различных функциональных зон, что создает возможность соединять различные виды образовательной деятельности в единый процесс;

- организация гибкости и управляемости образовательной среды;

- обеспечение символической функции, направленной на обогащение необходимыми символами образовательной среды, формирование идейной среды социума;

- обеспечение индивидуализированности образовательной среды, что дает возможность удовлетворения потребности в физической и эмоциональной безопасности;

- организация аутентичности (сообразности жизненным проявлениям) образовательной среды в соответствии с индивидуальными особенностями субъектов образования (высшей нервной деятельностью, характером, зоной актуального и ближайшего развития, мотивацией и др.).

Создание материального аспекта предъявляет свои требования и к созданию нематериального аспекта дидактического компонента - методов, форм и приемов обучения и воспитания. Они должны способствовать нравственному развитию личности. Опыт наших исследований показывает, что к таким методам следует отнести: проблемный, программированный, моделирования, проектный, совместного решения учебно-исследовательских задач, ТРИЗ, игровые, дискуссионные, материализации, стимулирования и организации деятельности и др.

Следует отметить, что дидактический компонент образовательной среды формирует фон и влияет на социально-психологический климат образовательного процесса, способствует удовлетворению индивидуальных потребностей и определяет возможности нравственного развития субъектов.

Системообразующим содержательным компонентом всей образовательной среды детского сада является педагогический компонент. Он представлен структурными (целевой, технологический, содержательный, оценочный, аналитический) и функциональными (гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский) элементами.

Целевой элемент включает в себя концептуальную основу образовательной деятельности -развитие нравственных отношений детей в образовательной среде, основанной на идее «диалога равных партнеров». Целевые ориентиры организации педагогических условий определены в Федеральных государственных образовательных стандартах. Содержанием педагогического компонента системы является учебная и внеучебная деятельность детей.

В свете нравственного развития детей к содержанию деятельности субъектов образовательной среды следует выделить некоторые требования:

1) насыщенность нравственными идеями и фактами, составляющими основу формирующегося мировоззрения, что дает возможность латентного влияния на нравственное сознание, чувства, накопление опыта, нравственную деятельность (постановку конкретных целей, планирование, предвидение, принятие этических решений, проявление альтруизма, ответственности);

2) интегрированности многообразия, глобальности, непрерывности, природо- и культу-росообразности, личностной значимости. У детей должно быть сформировано целостное представление о мире (природе - обществе - самом

себе), о роли и месте каждого изучаемого факта в общей картине мира.

Технологический (стимулирующий) элемент педагогического компонента предполагает набор средств достижения цели. К ним относятся:

со-бытийная совместная деятельность детей и педагогов, где главным способом познания является собственная активность и опыт ребенка. Представления у ребенка появляются как ответы на собственные вопросы в процессе собственной деятельности и поэтому это всегда «личное знание»;

• преобладание стратегии учебно-педагогического сопровождения. Основной формой учебно-педагогического взаимодействия является сотрудничество - диалог субъектов, их совместная деятельность и анализ ее хода и результатов, доверие и ответственность, сознательность. Смысл активности педагога предполагает помощь ребенку полноценно работать и создавать наиболее благоприятные условия для этого. Не дети приспосабливаются к педагогу, а наоборот, он старается максимально полно учесть особенности каждого ребенка, организовать деятельность каждого. Педагог озабочен тем, как активизировать ребенка и как помочь проявиться этой активности конструктивно и эффективно;

индивидуализация и дифференциация обучения. Творчество, поиск, выбор являются основными способами существования ребенка в пространстве образовательной среды. Дети свободны в выборе содержания, его трудности, пути усвоения. Ребенок чувствует себя в безопасности, в ситуации успеха, поэтому стремится к проявлению активности и самости, к гармонии с собой и другими, к компетентности как компонентам собственного личного достоинства;

• организация социально значимой работы. Ребенок учится и познает все в результате собственного экспериментирования в пространстве, взаимодействия с близкими, знакомыми и малознакомыми людьми. Он созидает на благо общества, обогащает своими произведениями окружающий мир и культуру родного края. Такая организация деятельности формирует умения, необходимые для успешной интеграции личности в современную общественную жизнь, построение ее на нравственной основе.

Основной формой организации учебных средств является совместная деятельность участников образовательного процесса, которую мы предлагаем алгоритмизировать. Любую совместную деятельность педагога с детьми можно вести в форме одной длительной ролевой игры -«Путешествие по Многоликой Вселенной По-

знания», которая имеет сюжет (завязка, игровое действие, кульминация, развязка, оценка), распределение ролей (экипаж двухпалубного корабля), оборудование (зрительный, музыкальный, литературный ряды, средства деятельности) [4]. Деление группы на две палубы позволяет внести в учебно-педагогическое взаимодействие элементы соперничества и сотрудничества. Каждое мероприятие - это остановка корабля у определенного причала (например, «Великий цифровой океан», «Лесной остров» или «Материк бабушки Сказки»). Алгоритм проведения мероприятия предполагает строгую последовательность игрового мероприятия и распределения ролей.

Модель формирования нравственных отношений детей в образовательной среде опосредованно отражает совокупность факторов и процессов, воспроизводящих, имитирующих развитие нравственных отношений (НО в рисунке) детей в образовательной среде и принципов их организации (рис.).

В модели выделены следующие блоки: первый - это гносеологический, направленный на изучение наличного уровня развития нравственных отношений детей. Следующий блок модели - проектировочно-целевой, главной задачей которого является определение дальнейших направлений развития нравственных отношений детей согласно их возможностей, создание системы для реализации данных направлений в образовательной среде с учетом общеметодологических принципов исследования в психологии (детерминизма, развития, гуманизма) и конкретных принципов их реализации (универсализации, развивающего обучения, нравственной компетенции). Это позволяет выделить условия и факторы (детерминанты) данного процесса. Исполнение данных функций предусматривает определенную организацию основных детерминант образовательной среды. В связи с чем следующим блоком модели выступает детермина-ционный, направленный на выявление и учет факторов развития нравственных отношений детей в образовательной среде конкретной образовательной организации. К таким факторам относятся ее педагогический, дидактический, психологический и социокультурный компоненты. Организация детерминационного блока системы позволяет перейти к следующему блоку модели - содержательному. Основной целью этого блока является разработка направлений совместной деятельности педагогов, родителей, детей в развитии нравственных отношений в образовательной среде.

Рис. Модель формирования нравственных отношений детей в образовательной среде

Следующий блок - технологический, который отвечает за внедрение в образовательный процесс программы развития нравственных отношений школьников на основе психолого-педагогических технологий. Последним блоком модели выступает итогово-аналитический, который ставит своей задачей анализ итогов с целью выявления достижений развития нравственных отношений учащихся с помощью разработанной системы критериев и показателей. Основной прогнозируемый результат - появле... ние просоциально направленной системы связей детей с миром, собой и другими.

Единство блоков обеспечивается за счет целостной образовательной политики, основанной на идее создания образовательной среды «диа-

лога равных партнеров» и построенной на принципах системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов: единство морального знания и нравственной деятельности, универсализации, нравственной компетенции, субъ-ектности, развивающего обучения.

Наши многолетние исследования показы-. вают, что опора на выделенные выше принципы и требования, модель при организации образовательной среды позволяют повысить развитие нравственных отношений детей [6], которые мы, вслед за В.Н. Мясищевым, рассматриваем основой нравственности человека [3].

Литература

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография - СПб.: Союз, 2002. -271 с.

2. Дмитриева Л.Г. Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Самара, 2011. - 37 с.

3. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева - М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. -С.166.

4. Назарова М.Д. Тетрадь успеха. Уроки Помо-гайки. Автоматизированное учебное пособие для инновационных школ с гуманитарной ориентацией -Уфа: Школа Гармонии, 1997. - 100 с.

5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения / сост. Н.А. Сундуков - М.: Просвещение, 1968. - 557 с.

6. Шафикова Г.Р. Проектирование образовательной среды развития нравственных отношений у подростков // Человеческий капитал. - 2011. - №10. -С. 144-147.

Шафикова Гульназ Радмиловна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой дошколь. ной педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. E-mail: shafiko-va@inbox.ru

Shafikova Gulnaz Radmilovna, candidate of psychological sciences, associate professor, head of the department of preschool pedagogy, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla. E-mail:shafikova@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.