Научная статья на тему 'Моделирование непрерывного процесса формирования информационной компетентности'

Моделирование непрерывного процесса формирования информационной компетентности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
96
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Лоскутова Евгения Васильевна, Сольская Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование непрерывного процесса формирования информационной компетентности»

МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Е. В. Лоскутова И. Ю. Сольская

В условиях роста темпов обновления знаний информационные технологии выходят на новый уровень применения: как сфера деятельности и как условие реализации любого высокотехнологичного производственного процесса. В связи с этим развитие информационной компетентности специалистов становится важной задачей учебно-производственной деятельности. При этом возникает существенная проблема необходимости увязки учебного процесса в вузах и сузах и непрерывной системы профессионального обучения и переобучения непосредственно на рабочих местах предприятий. Информационная компетентность по своей сути является системообразующим фактором формирования профессиональной компетентности специалиста, выступая и как инструмент формирования профессиональной компетентности, и как ее составляющая. Однако многие методические проблемы ее формирования и развития остаются сегодня не решёнными.

Так как процесс формирования информационной компетентности имеет многоуровневую иерархическую структуру, закономерным является использование соответствующих методов его исследования, отраженных в научных трудах в области системного анализа, обработки информации и управления сложными системами, таких ученых, как Ю. М. Горский, Л. А. Заде, М. Меса-рович, Н. Н. Моисеев, К. Негойце, Ф. И. Перегудов, А. Н. Печников, Н. М. Соломатин, И. Такахара, А. И. Уемов, Д. М. Хомяков, Э. Г. Юдин и др. В процессе исследований был проведен анализ современного состояния процесса формирования информационной компетентности специалистов. Результаты проведенной комплексной оценки уровня информационной компетентности, представленные в табл. 1, позволили выявить несоответствие информационной компетентности подавляющего большинства современных специалистов предъявляемым требованиям и невозможность формирования высокого уровня информационной компетентности в рамках только нескольких специализированных информационных дисциплин или курсов.

Таблица 1

Результаты комплексной оценки уровня информационной подготовки

1. Уровень обученности (когнитивный компонент)

Численность специалистов, участвующих в исследовании Количество вопросов в итоговом тесте Отношение количества правильных ответов к общему числу вопросов теста (соответствующая оценка) Средний балл

182 30 90-100 % (отлично) 75-89 % (хорошо) 60-74 % (удовлетв.) менее 60 % (неудов-летв.)

Количество специалистов 17 39 114 12

Удельный вес специалистов, получивших соответствующую оценку 9,34 % 21,43 % 62,64 % 6,59 % 3,34

132

Продолжение табл. 1

2. Уровень освоения (деятельностная составляющая)

Численность специалистов, участвующих в исследовании Количество заданий с установленным временным интервалом выполнения Отношени е правильно проведенных операций к общему числу операций за определенное время соответствующая оценка) Средний балл

176 45 90-100 % (отлично) 75-89 % (хорошо) 60-74 % (удовлетв.) менее 60 % (неудов-летв.)

Количество специалистов 11 18 123 24

Удельный вес специалистов, получивших соответствующую оценку 6,25 % 10,23 % 69,89 % 13,63 % 3,09

3. Уровень проектировочно-мотивационной составляющей (развивающий компонент)

3.1. Реализация индивидуальных и групповых практико-ориентированных проектов

Численность специалистов, участвующих в исследовании Количество реализованных проектов (с участием руководителя) Количество соответствующих оценок Средний балл

отлично хорошо удовлетв. неудовлетв.

123 41 8 19 и 3

Удельный вес специалистов, получивших соответствующую оценку 19,51 % 46,34 % 26,83 % 7,32 % 3,78

3.2. Экспертная оценка руководителей выпускных квалификационных работ в части владения информационными технологиями

Численность специалистов, участвующих в исследовании Число участвующих в опросе руководителей Количество соответствующих оценок Средний балл

отлично хорошо удовлетв. неудовлетв.

164 15 12 48 94 10

Удельный вес специалистов, получивших соответствующую оценку 7,32 % 29,27 % 57,31 % 6,1 % 3,37

3.3. Самооценка по результатам анкетирования

Численность специалистов, участвующих в опросе Количество соответствующих оценок Средний балл

отлично хорошо удовлетв. неудовлетв.

84 11 28 41 4

Удельный вес специалистов, получивших соответствующую оценку 13,1 % 33,33 % 48,8 % 4,77 % 3,55

В рамках исследования была разработана функциональная модель формирования информационной компетентности (рис. 1), в котором показано, что последовательность формирования и развития информационной компетентности может быть определена как стратифицированная система с тремя стратами. Основное положение стратифицированного описания систем S: X^Y, по М. Месаровичу1, состоит в том, что множество внешних стимулов X и множество откликов Y представимы в виде декартовых произведений. В качестве семейства стимулов X в данной системе примем основные типовые задачи (определяемые с учетом требований работодателей), решение которых обеспечивает формирование множества откликов системы Y, определяющих готовность специалиста к решению предложенной типовой задачи и

1 См.: Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973.

133

формирующих в комплексе соответствующий уровень информационной компетентности.

1 этап

Разработка верхнего уровня иерархии модели (контекстная диаграмма АО), описывающего цель моделирования, толку зрения, границы i[ внешние связи

Декомпозиция контекстной диаграммы - целевая функция системы уточняется с помощью составляющих ее процессов, взаимодействие между которыми описывается информационными потоками (диаграмма А-0)

Декомпозиция функщюнальных блоков диаграммы А-0 для более детального рассмотрения составляющих систему' процессов

Рис. 1. Этапы разработки модели формирования информационной компетентности

Определим следующие множества:

а) набор типовых задач, определяющих уровень информационной компетентности специалиста в соответствии производственными требованиями (внешние стимулы): X, 1 < i < n;

б) результаты итогового контроля, определяющие уровень того или иного компонента информационной компетентности: Yi, 1 < i < n, таких, что X = XXn и Y = Yi*.* Yn.

Это дает возможность разбиения откликов и входных стимулов на компоненты, т. е. каждая пара (X, Y), 1 < i < n приписывается определенной страте (рис. 2). Основная идея состоит в том, что процесс успешного формирования информационной компетентности специалиста представляет собой практическую реализацию трех уровней (страт), предполагающий успешное выполнение определенных профессиональных задач X,.

Множество Y, состоит из откликов i-й страты - соответствующего уровня информационной компетентности, основанной на результатах итогового контроля, и определяемых правильностью решения поставленной на входе системы задачи. Ц представляет собой множество стимулов, исходящих от страт и примыкающих к i-й страте верхних уровней иерархии, а множество W , соответственно, - нижних.

134

Рис. 2. Трехуровневая модель формирования профессиональной компетентности

Реализация задач каждой страты предполагает освоение соответсвующего элемента информационной компетентности (конкретной компетенции) на основе заданных требований и соответствующего распределительного воздействия страты верхнего уровня. Результатом же реализации становится сформированный уровень информационной компетентности, определяющий, в свою очередь, информационное воздействие на вышестоящую страту. Тогда S, 1 < i < n - стратификация системы формирования информационной компетентности S, так как существуют 2 семейства отображений:

1) h: Yi ^ W+1, 1 < i < n

Результат контроля решения поставленных типовых задач, формирующих определенный набор знаний, умений, навыков, определяющих уровень информационной компетентности специалиста; W на i-й страте является необходимым условием успешной реализации системы решения образовательных задач на следующем уровне подготовки.

2) с: Yi ^ V-1, 1 < i < n.

3) По результатам контроля уровня информационной компетентности на i-той страте реализуется вмешательство на нижележащие страты с целью корректировки методов, подходов, средств ее формирования.

135

Полученные отображения такие, что для каждого элемента х из X и y=S(x):

1) Уз = S3 (хз, h2 (У2)),

2) у2 = S2 (Х2, Сз (Уз) , hi (yi)),

3) yi = Si (xi, С2 (У2)).

На каждом витке обучения в рамках всего объема дисциплин, практик, курсов повышения квалификации специалисты углубляют, расширяют и интегрируют в профессиональную сферу навыки и знания информационного характера, при этом уровень информационной компетентности каждый раз может быть диагностирован в соответствии со структурой и содержанием знаний и умений специалиста определенному уровню развития производст-ва1 2.

Рис. 3. Алгоритм оценки уровня информационной компетентности

Для решения этой задачи необходимо определение структуры - внутренних компонентов категории «информационная компетентность» и соответствующие им показатели оценки ее уровня (табл. 2). На основе выделенных основных видов действий по работе с информацией определена траектория развития процесса формирования (оценивания) уровня информационной компетентности в соответствии с ее компонентным составом .

1 Лоскутова Е. В. Стратифицированное описание системы формирования информационной компетентности будущих экономистов // Междунар. науч.-исслед. журн. 2012. № 5 (5). С. 100-ЮЗ.

2 Лоскутова Е. В., Сольская И. Ю., Чичкалюк В. А. Формирование профессиональных компетенций в транспортном университете / под ред. И. Ю. Сольской. Иркутск: ИрГУПС, 2013. 172 с.

136

Таблица 2

Компоненты и показатели оценки уровня информационной компетентности

Компонент Показатель оценки Характеристика показателя Методика оценивания

Когнитивный Уровень обученности Отражает степень познавательного компонента учебнопроизводственной деятельности, позволяет оценить полноту знаний обучаемых Отношение количества правильных ответов к общему числу вопросов теста

Деятельностный Уровень освоения Отражает степень выработки умений и навыков профессиональной деятельности с использованием средств информационных технологий Отношение правильно проведенных операций к общему числу операций за определённое время

Мотивационный (развивающий) Реализация индивидуальных и групповых практик ориентированных проектов Качественная оценка по результатам наблюдения за ходом разработки и реализации, а также результатам защиты

Экспертная оценка руководителей выпускных квалификационных работ в части владения информационными технологиями Оценка экспертов по результатам подготовки и защиты курсовых работ и ВКР

Самооценка по результатам анкетирования Оценка собственной мотивации развития навыков получения, оценивания, использования информации

На каждой страте формирования информационной компетентности в рамках всех дисциплин, модулей и практик необходима и реализуема оценка уровня информационной компетентности по заданным критериям в каждом выделенном компоненте в соответствии с установленными показателями оценивания. Освоение компонентов информационной компетентности должно проходить через все циклы и разделы дисциплин и практик, формируя путем решения выделенных типовых задач вертикальные и горизонтальные связи в стратифицированной системе формирования информационной компетентности.

Возможность применения данного подхода на практике поддерживается наличием развитых электронных систем управления обучением, таких как Moodle, которые обеспечивают технологичность процедур оценивания уровня освоения специалистами соответствующего материала.

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.