Научная статья на тему 'Моделирование нагруженности несущих конструкций харвестеров на транспортных и технологических операциях'

Моделирование нагруженности несущих конструкций харвестеров на транспортных и технологических операциях Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
143
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ХАРВЕСТЕР / МАНИПУЛЯТОР / MATHEMATICAL MODEL / HARVESTER / MANIPULATOR

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Голякевич С. А.

Представлена пространственная математическая модель для оценки динамической нагруженности специализированных колесных харвестеров 4К4 и 6К6. Учтены характеристики жесткости и демпфирования элементов шасси, манипулятора и механизма крепления харвестерной головки Проведена оценка адекватности модели для транспортных и технологических операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The spatial mathematical model for an estimation dynamic loads specialised wheel harvesters 4x4 and 6x6 is presented. Characteristics of rigidity are considered elements of the chassis, the manipulator and the fastening devices harvester heads the estimation of adequacy of model for transport and technological operations is lead.

Текст научной работы на тему «Моделирование нагруженности несущих конструкций харвестеров на транспортных и технологических операциях»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Таблица 4 Стоимость 1 кг отходов

производства растительных масел (данные на 1.01.2012 г.)

Отходы производства растительных масел Стоимость, руб.

Отходы производства подсолнечного масла 5

Отходы производства рапсового масла 4

Отходы производства соевого масла 4

В последние годы появились публикации о получении консервационных материалов путем наноструктурирования [4, 5]. Результаты испытаний показывают высокую защитную эффективность таких ингибиторов коррозии. Однако для их получения используются товарные растительные масла, а в качестве растворителей - минеральные масла.

Нами на кафедре технологии машиностроения и ремонта Московского государственного университета леса совместно с Московским государственным агроинженерным университетом разработан ингибитор коррозии, полученный на основе синтеза отходов производства рапсового масла. Введением в отработанное моторное масло разного количества ингибитора коррозии можно управлять защитной способностью получаемого консервационного состава. Оптимальная концентрация ингибитора коррозии позволит получить экономичный консервационный со-

став для противокоррозионной защиты в зависимости от климатических условий хранения машин. Опытно-промышленная партия этого ингибитора коррозии выпущена компанией «Автоконинвест» и в настоящее время проходит производственную проверку.

Библиографический список

1. Черноиванов, В.И. Сохраняемость и противокоррозионная защита техники в сельском хозяйстве / В.И. Черноиванов, А.Э. Северный, А.Н. Зазуля и др. - М.: ГОСНИТИ, 2010. - 266 с.

2. Северный, А.Э. Практикум по хранению и защите от коррозии сельскохозяйственной техники: учебно-методические рекомендации / А.Э. Северный, Е.А. Пучин, В.Е. Рязанов и др.. - М.: ФГНУ «Ро-синформагротех», 2009. - 160 с.

3. Князева, Л.Г. Возобновляемое сырье для противокоррозионной защиты сельскохозяйственной техники / Л.Г. Князева, В.Д. Прохоренков, А.И. Петрашев и др. // Повышение эффективности использования ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции - новые технологии и техника нового поколения для растениеводства и животноводства. Сб. научн. докладов XV международной научно-практической конференции (1819 сентября 2009 г., г. Тамбов). - Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2009. - С. 372-376.

4. Гайдар, С.М. Защита сельскохозяйственной техники от коррозии и износа с применением нанотехнологий: дисс. ... д-ра техн. наук / С.М. Гайдар. - М.: МГАУ им. В.П. Горячкина, 2011 - 34 с.

5. Гайдар, С.М. Теория и практика создания ингибиторов коррозии для консервации сельскохозяйственной техники / С.М. Гайдар. - М.: Росинфор-магротех, 2011. - 301 с.

моделирование нагруженности несущих конструкций харвестеров на транспортных и технологических операциях

С.А. ГОЛЯКЕВИЧ, асп. каф. лесных машин и технологии лесозаготовок Белорусского ГТУ

Важнейшим условием эффективной эксплуатации валочно-сучкорезно-раскря-жевочных машин (харвестеров) является обеспечение их безотказной работы. До 20 % эксплуатационных отказов этих машин происходит по причине выхода из строя несущих конструкций, что актуализирует задачу исследования их нагруженности.

gsa.bstu@gmail.com Для оценки динамической нагружен-ности специализированных колесных харвестеров 4К4 и 6К6 на транспортных и технологических операциях разработана комплексная пространственная математическая модель, схема которой приведена на рис. 1.

При моделировании приняты следующие допущения: величины жесткости колес

42

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013

К 90-ЛЕТИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО»

Рис. 1. Схема пространственной динамической модели харвестера 4К4 и 6К6

описываются соответствующими функциями от нагрузки; жесткости гидравлических систем наклона опорной платформы манипулятора, приведенные жесткости стрелы и рукояти, а также телескопического звена постоянны, демпфирующие свойства элементов системы пропорциональны первой производной по деформации, а связи элементов модели голономны.

Необходимость использования переменной вертикальной жесткости шин подтверждена экспериментально, а постоянные величины жесткостей шин в продольном и поперечном направлении приняты на основании исследований [1]. Упругие характеристики гидроцилиндров манипулятора были приняты согласно исследованию [2].

Наличие поперечного шарнира в несущей конструкции специализированного хар-

вестера приводит к значительным отличиям в их моделировании в сравнении с машинами с «жесткими» рамами. Крутильная жесткость полурам в поперечной и изгибная жесткость рамы в продольной плоскости значительно больше, чем жесткость гидравлической блокировки горизонтального шарнира, что подтверждают исследования [3]. Поэтому в математической модели распределенная масса рамы заменена сосредоточенной, а каждая из полурам обладает выделенным моментом инерции относительно продольной оси. Ввиду наличия в конструкции заднего модуля харвес-тера 6К6 балансирных опор в модель введены обобщенные координаты их поворота.

Движение элементов шасси харвесте-ра 4К4 в пространстве описывается 7 обобщенными координатами соответственно: Z

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013

43

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Рис. 2. Общий вид опорно-поворотной платформы манипулятора

Рис. 3. Гасители колебаний харвестерной головки

Z18, Z19 - поступательное движение сосредоточенной массы шасси M по осям OZ, OY, OX; Z Z20 - вращательное движение рамы в плоскости YOZ и XOY с моментами инерции рамы I I ; Z Z - вращательное движение задней и передней полурам в плоскости XOZ с моментами их инерции I I соответственно. Для описания работы балансирных тележек в машинах с колесной формулой 6К6 дополнительно введены обобщенные координаты Z Z14, описывающие вращательное движение балансирных опор заднего модуля левого и правого борта в плоскости YOZ

и моменты их инерции I , I относительно

1 ш5 ш6

осей поворота.

Величины жесткости и демпфирования элементов шасси имеют следующие обозначения: С -С , - жесткости шин в направлении оси OZ, Кш1-Кш6 - их коэффициенты демпфирования; С -С - жесткости шин в направлении оси OY, Кш1-Кш6 - их коэффициенты демпфирования; Сгш1-Сгш6 - жесткости шин в направлении оси OX, Кгш1-Кгш6 - их коэффициенты демпфирования; Сш7 и Кш7 - крутильная жесткость и коэффициент демпфирования механизма блокировки шарнира. Указанные жес-

44

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013

К 90-ЛЕТИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО»

ткости и демпфирующие свойства шин записаны для машин с колесной формулой 6К6.

Геометрическое положение элементов шасси описывается соответствующими величинами: l1 - расстояние от центра тяжести шасси до задней оси; l - расстояния от передней оси до центра тяжести шасси; l3 - расстояние от места крепления передних опор манипулятора до задней оси; l l5 - расстояние от задней оси до осей передних и задних колес балансирной тележки; c - расстояние между передними и задними опорами манипулятора; d - высота опорной платформы манипулятора; b1 - расстояние между серединами левых и правых колес; b2 - расстояние между вертикальной плоскостью середины колеса и ближайшей к нему опоры платформы манипулятора; b3 - расстояние между левыми и правыми опорами манипулятора; h - высота положения центра тяжести машины; h2 - расстояние от опорной поверхности до опор манипулятора; h3 - расстояние от оси горизонтального шарнира сочленения полу-рам до опорной поверхности.

Современные манипуляторы часто оборудуются опорно-поворотной платформой, изображенной на рис. 2.

При моделировании такой платформы учитывались вертикальные жесткости задних гидроцилиндров С, С и соответствующие им коэффициенты демпфирования K1, K11; вертикальные жесткости передних опор С2, С и их коэффициенты демпфирования K K21; приведенные продольные С5, С51 и поперечные С6, С61 жесткости опор с коэффициентами демпфирования K K51, K6, K

Кинематическое положение манипулятора относительно шасси определяется следующими угловыми координатами: а - угол наклона стрелы манипулятора к горизонтальной плоскости jok, в - угол наклона рукояти к вертикальной плоскости iok, у - угол поворота манипулятора относительно плоскости YOZ. Положение центров тяжести соответствующих звеньев манипулятора определяется длинами x1 - x Высота положения центра тяжести манипулятора относительно поворотной платформы h а длина подвески хар-вестерной головки h.

Пространственное движение манипулятора описывается 6 обобщенными координатами: Z1, Z Z8 - поступательное движение центра тяжести манипулятора в направлении осей oi, oj, ok относительной системы координат; Z Z5, Z6 - вращательное движение манипулятора в соответствующих плоскостях; I I I - моменты инерции вращательного движения манипулятора; т1 - масса манипулятора, сосредоточенная в его центре тяжести при заданном кинематическом положении звеньев.

Отличием в моделировании технологического оборудования харвестеров от других манипуляторных лесозаготовительных машин является наличие в рукояти манипулятора телескопического звена с жесткостью С9 и коэффициентом демпфирования K9, а также «не- жестким» подвесом харвестерной головки массой тг к манипулятору. В конструкцию подвески современной харвестерной головки входят гасители колебаний (рис. 3). В модели учтены величины их жесткости С7, С8 и демпфирующих свойств K7, K8, а также приведенные жесткости С3, С4 и демпфирующие свойства K3, K4 которые определяются параметрами ротатора головки и ее подвесной скобы.

Движение харвестерной головки описывается обобщенными координатами Z Z15-Z17. Координата Z4 описывает свободное вращение харвестерного агрегата в поперечной плоскости манипулятора и применяется при описании операции валки дерева.

Рис. 4. Нормированные спектральные плотности в шарнире сочленения полурам: 1 - теоретическая зависимость; 2 - экспериментальная зависимость

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 1/2013

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.