УДК 338.46
МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СОГЛАСОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИННОВАЦИОННО-ВНЕДРЕНЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Малафеев А.А., Новак Л.В.
Целью данной работы является анализ применения модели координации параметров в системе «заказчик-поставщик» в иновационно-внедренческой системе. Научную новизну содержат следующие результаты работы: разработан новый подход к анализу инновационно-внедренческих систем; решена задача выбора механизма взаимодействия, обеспечивающего поставку инновационной продукции в точном соответствии с объемом заказа ее со стороны потребителя. Авторы приходят к выводу об обоснованности применения модели параметрической координации в инновационно-внедренческой системе. Применение описанной модели позволит определять политику финансирования инноваций в системе интегрированных организационно-экономических структур.
Ключевые слова: инновации, инновационно-внедренческая система, параметрическая координация.
CONSISTENT MODELING OF THE MECHANISM OF INTERACTION IN INNOVATION SYSTEM
Malafeyev A.A., Novak L.V.
The purpose of this article is to analyze the application of the "customer-supplier" model in the innovative system. The scientific novelty of the work includes the following: a new approach to analyze the innovative systems is developed, solved
the problem of choosing the interaction mechanism which can deliver the innovative products in strict accordance with the volume of orders from its customers. The authors comes to the conclusion that the application of the "customer-supplier" model in the innovative system is justified. Using the described model will determine the policy of financing innovation in the integrated organizational and economic structures.
Keywords: innovation, innovation system, parametric coordination.
Изучая процесс создания инноваций, мы сталкиваемся с системой интегрированных организационно-управленческих структур, формирующих иннова-цио-внедренческую систему, соответствующую инновационно-внедренческому циклу. Рассматривая структуру инновационно-внедренческой системы, целесообразно выделять элементы - субъекты научно-инновационной деятельности, непосредственно осуществляющие исследования, разработки и ввод результатов в экономический оборот, а также элементы управления, создающие направленное воздействие на субъекты инновационной деятельности в целях их поступательного развития в интересах развития национальной экономики, повышения национальной безопасности и роста благосостояния населения. Одни элементы в такой системе являются заказчиками инновационной или наукоемкой продукции, другие - поставщиками.
Для организации производства наукоемкой продукции необходим объем заказа, обеспечивающий, как минимум, безубыточность производства, а желательно и прибыль поставщика на приемлемом для его развития уровне. Зачастую размер заказа, определяемый центром для собственных нужд, не соответствует этому объему. Возникает проблема согласования интересов заказчика и поставщика инновационной продукции.
Рассмотрим процесс согласования экономических интересов между заказчиком и поставщиком наукоемкой продукции в решении задач выбора организационного механизма взаимодействия. Для этого исследуем поведенческие
модели заказчика и поставщика, позволяющие определить стратегии их поведения в процессе коммерциализации инновационной деятельности. При этом основным направлением повышения эффективности системы «заказчик-поставщик» инноваций является создание у поставщика заинтересованности в выборе и реализации такой стратегии, которая была бы ориентирована одновременно на достижение и собственных целей, и целей заказчика. Это означает, что выбор организационного механизма взаимодействия сводится к решению задачи согласования материальных финансовых потоков с одновременным согласованием экономических интересов между поставщиком и заказчиком, осуществляющим потребление поставляемых инноваций.
Рассмотрим задачу выбора механизма взаимодействия, обеспечивающего поставку инновационной продукции в точном соответствии с объемом заказа их со стороны потребителя. Назовем такой механизм согласованным по объему заказа. Стратегия поведения предприятия-поставщика описывается, без учета величины заказа со стороны заказчика, следующей моделью принятия решений:
/(У) = Ц • У - З(у) тах,0 < у < Утах (1)
где, у - количество инновационной продукции, выпускаемое предприяти-ем-поставщиком в единицу времени (месяц, квартал, год); Ц - договорная цена поставки; З(у) - функция затрат предприятия-поставщика; утах - максимально возможный объем выпуска инновационной продукции, определяемый производственными мощностями предприятия.
Решением этой модели является следующее оптимальное значение объема выпуска:
У0 = тш(У *> Утах ) (2)
где, у * - значение объема выпуска, обеспечивающего получение максимально возможного значения прибыли.
В результате решения модели (1) предприятие-поставщик определяет следующие параметры, характеризующие его состояние:
- объем выпуска наукоемкой продукции;
- затраты на создание инновации;
- величина прибыли от реализации наукоемкой продукции.
Стратегия поведения предприятия-поставщика сводится к определению
оптимального объема и оптимального значения прибыли. Однако стратегия предприятия-поставщика, выбираемая им на основании своего локального критерия, может не обеспечить достижение эффективных конечных результатов, связанных с выпуском инновационной продукции. Такая ситуация, как отмечалось, возникает, если интересы поставщика и заказчика не скоординированы.
Будем считать, что целевая функция заказчика отражает эффективность системы «заказчик-поставщик» в целом, а целевая функция поставщика оценивает эффективность только его деятельности и характеризует только его локальные интересы. Для координации деятельности поставщика заказчик формирует заказ на выпуск продукции, исходя из своих параметров функционирования. Реализация заказа поставщиком может привести к снижению его локальной целевой функции и возникновению противоречий в системе «заказчик-поставщик», что приведет к снижению ее эффективности.
Если предприятие-поставщик, стремясь максимизировать прибыль, выбирает оптимальный выпуск продукции, то в системе «заказчик-поставщик» отсутствуют противоречия, поскольку поставщик, реализуя свою цель, одновременно осуществляет реализацию заказа, установленного для него потребителем.
Назовем организационный механизм взаимодействия между заказчиком и предприятием-поставщиком, согласованным по объему заказа на их поставку, если поставщик при реализации своей цели определяет объем выпуска продукции, равный заказу, обеспечивающему ему максимальное значение прибыли.
Прибыль при реализации заказа поставщиком соответствует значению:
/(х) = /(х0) = /0 = Ц •х - З(х), (3)
Сравнивая значение прибыли, получаемой поставщиком при реализации оптимального объема выпуска у0 и заказа х при согласованном механизме взаимодействия, заключаем, что разность:
А/(х) = / (у 0) - / (х) = 0 (4)
Это означает, что если разность А А(х), определяемая в соответствии с (4), равна нулю, то в системе «заказчик-поставщик» отсутствуют противоречия.
Если разность А/(х) > 0, то это означает, что реализация предприятием-поставщиком заказа в объеме х приводит к уменьшению значения его прибыли на величину А А(х), что свидетельствует о наличии противоречий в системе «заказчик-поставщик». С ростом величины разности усиливаются и экономические противоречия между поставщиком и заказчиком, поэтому величина разности А А(х) является количественной мерой противоречивости в системе с позиции экономических интересов предприятия.
Для реализации условия (4) осуществим решение задачи координации интересов в системе «заказчик-поставщик» путем выбора величины дополнительного эффекта, получаемого предприятием-поставщиком как часть от общего эффекта, образованного в системе при условии реализации им заказа.
Величину дополнительного эффекта можно определить или путем выбора специальных функций стимулирования поставщика, являющихся изменяемой частью его целевой функции, или путем изменений различных параметров, например, договорной цены, или других параметров модели принятия решений, от которых зависит величина целевой функции предприятия. Для решения задачи согласованного взаимодействия в системе «заказчик-поставщик» путем выбора функции стимулирования представим целевую функцию поставщика в следующем виде:
/ (х У,с) = / (У) + с (х У) (5)
Величина С(х,у) представляет собой дополнительное стимулирование, получаемое предприятием в случае реализации им заказа на поставку инноваций в объеме х, установленного потребителем.
Определим область изменения величины дополнительного стимулирования для предприятия-поставщика С(х). Поскольку разность:
А/ (х) = тах / (У) - / (х) (6)
уе7
характеризует количественную меру противоречивости в системе «заказчик-поставщик», то величину стимулирования следует выбирать таким образом, чтобы эта разность была положительной.
Дополнительный эффект, определяемый заказчиком в соответствии с условием (6), позволяет настроить интересы поставщика на выполнение заказа.
Таким образом, заказчик настраивает интересы поставщика путем выбора функции стимулирования на выполнение оптимального заказа, и поэтому обеспечивает эффективное функционирование всей системы «заказчик-поставщик».
Использование данной модели в практике управления инновационновнедренческой системой позволит в равной мере учитывать экономические интересы как организаций, осуществляющих коммерциализацию научных исследований и разработок, так и центра, определяющего политику всей системы интегрированных организационно-экономических структур. Это позволит добиться высокой степени отдачи от вложения средств в инновации, не позволяя им застревать на какой-либо стадии инновационного цикла.
Список литературы
1. Богатырев В.Д. Модели механизмов взаимодействия в активных производственно-экономических системах. Самара: СНЦ РАН, 2003. 230с.
2. Малафеев А.А. Проблема определения объекта при исследовании инновационно-внедренческих систем // Вестник ОГУ, №13, 2011.
3. Новак Л.В. Моделирование механизма повышения конкурентоспособности в активных экономических системах. Самара: Сам. отд-ние Литфонда, 2009. - 184с.
4. Новак Л.В. Описание механизмов управления в активных производственно-экономических системах // Актуальные аспекты вузовской науки. Вы-
пуск 2. Сборник научных и научно-методических статей. Самара, Изд-во Самарский Институт Управления, 2007. С. 49. 55 с.
5. Новак Л.В., Меркушова Н.И. Механизм согласованного взаимодействия в системе «производитель-потребитель» // Вестник молодых ученых Самар. гос. экон. ун-та., 2007. №6. С. 120. 129 с.
References
1. Bogatyrev V.D. Modeli mehanismov vzaimodeystviya v aktivnyh proizvodstvenno-ekonomicheskih sistemah [Models of interaction mechanisms in active production and economic systems]. Samara: SNC RAN, 2003. 230 p.
2. Malafe’ev A.A. Problema opredeleniya obekta pri issledovanii innovacionno-vnedrenceskih system [The problem of determining an object in the study of innovation and innovative systems]. Vestnik OGU, no. 13 (2011).
3. Novak L.V. Modelirovanie mehanizma povysheniya konkurentosposobnosti v aktivnyh ekonomicheskih sistemah [Modelling the mechanism of improving the competitiveness of the active economic systems]. Samara, Samarskoe otdelenie litfonda, 2009. 187 p.
4. Novak L.V. Opisanie mehanismov upravleniya v aktivnyh proizvodstvenno-economicheskih sistemah [Description of control mechanisms in active economic systems]. Aktual’nye aspekty vuzovskoy nauri. Vypusk 2. Sbornik nauchnyh b nauchno-metodicheskih statey. Samara: Izdatel’stvo Samarskiq institute upravleniya, 2007.
5. Novak L.V.,Merkushova N.I. Mehanism soglasovannogo vzaimodeystviya v sisteme “Proizvoditel’ - Potrebitel’” [The mechanism of coordinated interaction in the "producer-consumer" system]. Vestnik molodyh uchenyh Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, no. 6 (2007).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Малафеев Александр Анатольевич, доцент кафедры экономики и управления на предприятиях сервиса, кандидат экономических наук
Самарский филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в г. Самара
ул. Средне-Садовая, 57, г. Самара, Самарская область, 443063, Россия e-mail: [email protected]
Новак Лилия Васильевна, доцент кафедры экономики и управления на предприятиях сервиса, кандидат экономических наук
Самарский филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в г. Самара
ул. Средне-Садовая, 57, г. Самара, Самарская область, 443063, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Malafeev Aleksandr Anatolevich, associate professor of economical and management department, Cand. Of.Ec.Sc.
Russian State University of Tourism and Service, Samara Branch 57, Sredne-Sadovaya street, Samara, 443063, Russia e-mail: [email protected]
Novak Liliya Vasilevna, associate professor of economical and management department, Cand. Of.Ec.Sc.
Russian State University of Tourism and Service, Samara Branch 57, Sredne-Sadovaya street, Samara, 443063, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Балановская А.В., декан экономического факультета АМОУ ВПО «Самарская академия государственного и муниципального управления», к.э.н., доцент