-►
Экономика и менеджмент предприятия
Кузнецов Д.Н.
моделирование механизма формирования цены на продукцию промышленного предприятия
Актуальность отвечающего времени научного подхода к ценообразованию на предприятиях в современных условиях обретает всё более чёткие черты. В настоящее время, зачастую недостаточно пользоваться лишь традиционными подходами и методами, которые могут быть с успехом применены лишь в отдельных случаях. Это объясняется тем, что они учитывают только часть факторов, которые необходимо рассматривать при реализации системы действительно гибкого и эффективного ценообразования. В процесс ценообразования необходимо внедрять новые идеи, механизмы, которые могли бы позволить предприятию оперативно и с высокой степенью достоверности решать вопросы, связанные с установлением цен на выпускаемую продукцию. Это особенно важно в связи с тем, что исследование роли механизма формирования цен на продукцию в процессе функционирования предприятия выявляет тот факт, что цена - категория, предоставляющая один из наиболее гибких, доступных и эффективных рычагов управления эффективностью предприятия [1].
Перспективу в этой связи, по мнению автора, имеет применение ценообразования, ориентированного на бизнес-процессы, учитывающего весь комплекс значимых ценообразующих факторов, реализуемого с применением математических методов, позволяющих с высокой степенью достоверности количественно обосновать результат.
Предлагаемый автором подход, названный «процессно-ориентированное ценообразование» основывается на тщательном изучении бизнес-процессов предприятия, являющихся поставщиками необходимой для ценообразования внутренней информации.
Связь бизнес-процессов с ценой, устанавливаемой на продукцию осуществляется по нескольким цепочкам взаимосвязей. Среди них "бизнес-процессы - затраты - цена", "бизнес-процессы - качество - цена", "бизнес-процессы - управление - цена" и некоторые другие. Формализация взаимосвязей между ключевыми показателями бизнес-процессов и элементами
системы ценообразования предприятия способствует формированию оптимальных с точки зрения состояния внутренних бизнес-процессов цен.
Таким образом, бизнес-процессы во многом определяют ту часть факторов ценообразования, которую принято называть внутренними факторами, которые в большей мере зависят от самого предприятия, и напрямую не зависят от внешней среды. Использование процессного подхода в данном случае позволяет получить достоверную информацию для изучения характера влияния этих факторов на цены.
Поскольку бизнес-процессы связаны с внутренними факторами ценообразования, а внешние факторы, которые играют немаловажную роль в ценообразовании, формируются внешней средой, то процессно-ориентированное ценообразование не может ограничиваться лишь рассмотрением бизнес-процессов. Система процессно-ориенти-рованного ценообразования обязательно должна быть дополнена внешними факторами и подсистемой их учёта и анализа. Точный комплексный учёт основных ценообразующих факторов, как внутренних (издержки производства, качество выпускаемой продукции, цели и стратегия предприятия и прочие) так и внешних - рыночных (спрос, конкуренция, государственное регулирование и т. п.), управление ими и грамотное использование полученной информации в процессе формирования цен - необходимая предпосылка для эффективного управления на предприятиях. Учитывая всё сказанное выше, мы можем прийти к определению процессно-ориентированного ценообразования.
Процессно-ориентированное ценообразование - это подход к установлению цены на основе информации о рыночных факторах и бизнес-процессах компании, рассматриваемых во взаимосвязи, в конкретной ситуации продажи продукта в определенных условиях, нацеленный на достижение требуемых результатов деятельности.
Следует признать, что использование данного подхода на практике может иметь ряд трудностей,
связанных с внедрением на отдельных предприятиях. Так, поскольку подход является процессно-ориентированным, для его успешного внедрения и эффективного использования на предприятии должны быть созданы определённые условия, связанные с обязательным наличием качественной детализированной бизнес-процессной структуры, формализацией бизнес-процессов и выделением их ключевых показателей. Также, процессно-ори-ентированное ценообразование, имея в основе процессную идеологию, использует информацию об издержках, полученную с использованием учёта затрат, на основе системы взаимосвязанных бизнес-процессов, т. е. метода Activity Based Costing, который с учётом высокой значимости знания об объективном уровне издержек для ценообразования становится формальным компонентом системы на основе рассматриваемого подхода.
Реализация системы ценообразования на предприятии является комплексным мероприятием. Сама такая система может быть описана тремя моделями различного уровня, отличающимися друг от друга степенью детализации и абстрагирования.
Первый уровень моделирования - разработка модели ценообразования, основанной на объединении подсистем деятельности предприятия. Она характеризует систему ценообразования как один из механизмов предприятия, который выступает с одной стороны как инструмент воздействия, т. е. механизм управления предприятием, а с другой стороны - как объект воздействия, связанный с другими подсистемами деятельности и испытывающий на себе их влияние.
Исследование автором процесса ценообразования на промышленных предприятиях позволяет сделать вывод о том, что в своей сущности этот процесс - комплексный. Оказывая влияние на разные подсистемы функционирования предприятия, он сам в значительной мере подвержен влиянию с их стороны. Качественное ценообразование, ставящее целью достижение требуемых результатов деятельности предприятия, не ограничивается усилиями специалистов отдела маркетинга, управленческого учёта или специалистов по финансовому анализу и планированию.
Как комплексный процесс, ценообразование в ходе определения уровня цен должно опираться на совокупность информации, полученной от всех основных подсистем деятельности предприятия: маркетинговой деятельности, производственной, сбытовой, менеджмента и т. д. Таким образом, в процесс ценообразования оказываются вовлечён-
ными большинство подсистем функционирования современного промышленного предприятия. Анализ данного процесса позволил автору сформировать комплексную модель ценообразования предприятия на основе объединения моделей подсистем деятельности предприятия (см. рис. 1).
Второй уровень моделирования затрагивает описание непосредственно механизма (системы) процессно-ориентированного ценообразования, как совокупности взаимосвязанных процедур, осуществляемых в процессе формирования цен на производимую продукцию.
По результатам исследования представились логичными основные положения, принципы и моменты, которые были заложены автором в основу модели системы процессно-ориентированного ценообразования (см. рис. 2).
Среди них системность модели, ключевая роль миссии предприятия, рассмотрение трёх уровней управления ценами, взаимосвязь тактики, стратегии и конкретных используемых инструментов ценообразования, использование в работе механизма информации о ключевых показателях бизнес-процессов, в частности в процессе учёта и управления издержками, наличие процедур анализа результатов.
Предлагаемая модель содержит систему инструментов и методов целенаправленного воздействия на цену, что позволит предприятиям эффективно управлять ценами и формировать целостный механизм ценовой политики. Это также позволит устранить серьёзный недостаток ценообразования на многих промышленных предприятиях - упрощённый подход к методам изучения спроса и конкуренции, малое внимание к внешним факторам ценообразования, которые в определённых условиях являются решающими в выборе цены.
По мнению автора, реализация данной модели позволит осуществлять выбор адекватной ценовой политики исходя из специфики проявления как внутренних - внутрипроизводственных факторов, так и внешних - рыночных факторов ценообразования.
Предлагаемый поход позволяет взглянуть на затратные методы и методы ориентации на конкурента не как на приоритетные и доминантные методы промышленного ценообразования, а как на частные инструменты, используемые в конкретной, требующей их применения ситуации в комплексе с прочими многочисленными инструментами ценообразования. По мнению автора, в системе ценообразования промышленного пред-
^Научно-технические ведомости СПбГПУ 3-1' 2008. Экономические науки
Продукции
Рис. 1. Модель ценообразования на основе объединения моделей подсистем деятельности предприятия
Рис. 2. Модель системы процессно-ориентированного ценообразования
приятия необходимо комплексное использование существующих в отечественной и мировой практике методов.
Помимо прочего, реализация этой модели позволит при анализе и учёте затрат в процессе принятия решений по ценам использовать достоверную и актуальную информацию об издержках предприятия, получаемую посредством использования информации об издержках, связанных с протеканием бизнес-процессов компании. Это даёт возможность разрешить проблему учёта косвенных издержек производства и реализации продукции в условиях возрастания их доли в общей совокупности затрат предприятий. С реализацией механизмов процессно-ориентированных методов учёта затрат и процессно-ориентированного ценообразования предприятие получает возможность определения действительного уровня рентабельности по отдельным видам и группам продукции, что является важной предпосылкой не только эффективного ценообразования, но и качественного управленческого учёта.
На третьем уровне моделирования детально рассматриваются конкретные механизмы и процедуры ценообразования, формируется экономико-математическая модель ценообразования.
Экономико-математическая модель ценообразования предприятия представляет собой систему математических уравнений, логических утверждений и данных, которые описывают взаимодействие переменных, характеризующих деятельность предприятия по формированию цен. В качестве такой модели рассматривается система, решающая проблему установления цен на продукцию промышленного предприятия [2, 3].
Экономико-математическая модель ценообразования характеризуется следующими возможностями:
1. Позволяет рассчитать одну или несколько переменных, связанных с установлением уровня цен, а также непосредственно, значение цены.
2. Позволяет управлять значениями одной или нескольких таких переменных.
3. Предназначается для коррекции уровня цены под влиянием альтернативных значений ценообразующих переменных.
Для того, чтобы построить такую модель, необходимо учесть большое количество как внутренних, так и внешних факторов со всем спектром показателей, их характеризующих. Причём при формализации причинно-следственных связей между этими показателями необходимо прини-
мать во внимание тот факт, что они могут носить достаточно сложный характер, взаимодействуя как прямо, так и опосредованно, образуя так называемые контуры, т. е. циклы, в которых через цепь причинно-следственных связей тот или иной показатель с определённой задержкой оказывает влияние сам на себя или на другие показатели. Кроме того, правильное установление цен зависит от целей, которые стоят перед предприятием, т. е. модель должна учитывать и целевые значения показателей.
В таких условиях аналитическая формализация экономико-математической модели ценообразования затрудняется необходимостью создания и разрешения громоздкой системы уравнений с большим количеством неизвестных. Поэтому для комплексного моделирования ценообразования на предприятии, охватывающего всё множество значимых факторов автором предлагается использовать имитационное моделирование, позволяющее не только получить прогнозную, наиболее полно отвечающую внутреннему состоянию и внешнему окружению величину цены, но и составить прогноз последствий от установления цен для предприятия. В отличие от аналитических методов решения, применение имитационного моделирования позволяет построить модель, адекватно отражающую реальные процессы, происходящие в системе, взаимодействие различных характеристик и их изменение во времени.
Построение имитационной динамической модели производится в несколько этапов. На первом этапе, осуществляется отбор факторов, включаемых в модель. Каждый из факторов может быть представлен одним или несколькими характеризующими показателями, как эндогенными, так и экзогенными. Так, для представления фактора издержек в модели было задействовано более десяти взаимосвязанных показателей (некоторые из которых, в свою очередь подвергались декомпозиции по тому или иному признаку, например, по видам продукции).
Вторым важным этапом построения модели является определение причинно-следственных связей между показателями. Структура причинно-следственных связей имитационной динамической модели ценообразования, взаимосвязь цены, факторов и показателей, на основе которых производятся расчеты в модели, может быть представлена, например, в виде следующего фрагмента (см. рис. 3).
4
Научно-технические ведомости СПбГПУ 3-1' 2008. Экономические науки
Рис. 3. Фрагмент диаграммы причинно-следственных связей между показателями экономико-математической модели ценообразования
На заключительном этапе формирования экономико-математической модели выявленные причинно-следственные связи формализуются математически. При этом, математический аппарат, используемый для получения аналитических выражений, должен гарантировать правильное описание причинных связей рассматриваемых процессов, поскольку только в этом случае удаётся разработать модель, адекватно отображающую реальную динамику изучаемого процесса. Некоторые из взаимосвязей могут быть формализованы аналитически при помощи функциональных зависимостей, часть же из них не поддаётся такой формализации или она затруднена недостатком информации об исследуемых процессах и явлениях. Для выявления тенденций развития исследуемого предприятия, а также для математической формализации причинных связей между показателями модели могут быть использованы корреляционный и регрессионный анализ.
Для включения в модель качественных показателей предлагается использовать приёмы декомпозиции качественных показателей на количественные, а также теорию нечётких множеств [4].
В результате моделирования механизма ценообразования промышленного предприятия на описанных трёх уровнях мы последовательно проходим путь от определения места и роли процесса ценообразования в сложной экономико-социальной системе, которой является современное предприятие, а также структуры и взаимосвязей процедур механизма до математической формализации конкретной модели формирования цен на продукцию. Построенные модели, таким образом, описывают внешнее окружение системы ценообразования, ориентированной на бизнес-процессы, её внутренний состав и структуру, а также непосредственно методы и приёмы, применяемые для окончательного установления цен. Такой подход, по мнению автора, позволяет на новой, более
объективной и качественной основе подойти к формированию механизма ценообразования на предприятии, а ценовую политику сделать не прос-
то набором общих принципов, правил и методов, но и формализованным компонентом системы управления предприятием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Долан Р. Дж., Саймон Г. Эффективное ценообразование. М.: Изд-во "Экзамен". 2005. 416 с.
2. Несмачных О. В. Управление предприятием на основе системы сбалансированных показателей эффективности // Научно-технические ведомости СПбГПУ 2006. № 6-2(48).
3. Окороков В. Л. Имитационное динамическое моделирование. Л.: ЛПИ. 1984. 44 с.
4. Слепнева Т. А., Яркин Е. В. Цены и ценообразование: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. 2001. 240 с. (Серия "Высшее образование").
Протченко П.С.
флкторы снижения себестоимости продукции судостроительного предприятия
Отсутствие государственных заказов на военную технику в годы перестройки способствовало тому, что ОАО "АСЗ" стало выходить с гражданской продукцией на российские и зарубежные рынки. Чтобы успешно конкурировать на этих рынках, продукция предприятия должна быть качественной, изготовлена в срок и иметь конкурентную цену. Цена на продукцию должна быть ниже или равной мировым и в тоже время быть ниже себестоимости продукции. Поэтому снижение себестоимости продукции стало одним из приоритетных направлений повышения эффективности финансово-экономической деятельности предприятия. Себестоимость продукции, работ и услуг - это выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Поскольку состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы ее калькулирования - самими предприятиями, от применяемых методических подходов зависит себестоимость, а следовательно, и конкурентная цена продукции предприятия.
Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т. е. самоокупаемости - основополагающего признака рыночного механизма, хозяйственного
расчета. Себестоимость - один из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов.
В системе показателей экономической эффективности производства в отраслях материального производства планируются и анализируются такие показатели, как производство продукции на одну денежную единицу (д. е.) затрат, а также снижение затрат на одну д. е. продукции (работ).
При планировании и анализе экономии от снижения себестоимости продукции рассчитывают экономию по следующим группам факторов.
1. Повышение технического уровня производства.
2. Улучшение организации производства и труда.
3. Изменение объема, структуры и размещения производства.
4. Улучшение использования природных ресурсов.
5. Развитие производства.
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.
Экономию, обусловливающую фактическое снижение себестоимости, можно рассчитать по следующему составу (типовой перечень) факторов:
Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производс-