Научная статья на тему 'Моделирование малого беспилотного летательного аппарата самолетного типа'

Моделирование малого беспилотного летательного аппарата самолетного типа Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
154
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БПЛА / UAV / АЭРОДИНАМИКА / AERODYNAMICS / FLIGHTGEAR / JSBSIM

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Жернаков Сергей Владимирович, Ожегов Артур Александрович

В статье приведен обзор системы моделирования полета “JSBsim” применительно к моделированию беспилотного летательного аппарата самолетного типа массой до 5 кг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING OF THE SMALL UNMANNED AERIAL VEHICLE OF PLANE TYPE

This article presents an overview of the flight dynamics model JSBsim with respect to the modeling of small fixed-wing UAV weighing up to 5 kg.

Текст научной работы на тему «Моделирование малого беспилотного летательного аппарата самолетного типа»

УДК 004.942

МОДЕЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

САМОЛЕТНОГО ТИПА

MODELLING OF THE SMALL UNMANNED AERIAL VEHICLE OF PLANE TYPE

©Жернаков С. В.

д-р техн. наук

Уфимский государственный авиационный технический университет

г. Уфа, Россия zhsviit@mail.ru ©Zhernakov S.

Dr. habil.

Ufa State Aviation Technical University

Ufa, Russia zhsviit@mail. ru ©Ожегов А. А.

Уфимский государственный авиационный технический университет

г. Уфа

ozhegov. aa@yandex. ru ©Ozhegov A.

Ufa State Aviation Technical University

Ufa, Russia ozhegov.aa@yandex.ru

Аннотация. В статье приведен обзор системы моделирования полета "JSBsim" применительно к моделированию беспилотного летательного аппарата самолетного типа массой до 5 кг.

Abstract: this article presents an overview of the flight dynamics model JSBsim with respect to the modeling of small fixed-wing UAV weighing up to 5 kg.

Ключевые слова: БПЛА, аэродинамика, Flightgear, JSBSim.

Keywords: UAV, aerodynamics, Flightgear, JSBSim.

Интерес к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) связан с относительной дешевизной их применения по сравнению с пилотируемыми средствами. Часто беспилотные летательные аппараты применяются для наблюдения с воздуха за наземными объектами, для этого на борту располагается целевое оборудование — фото-видеоаппаратура с массой порядка 100 г — 1 кг. Рассмотрим беспилотный летательный аппарат, подобный по массогабаритным параметрам радиоуправляемой авиамодели класса F5 FAI [1]. Основные характеристики авиамоделей этого класса:

- тип электродвигателя — электрический;

- наибольшая площадь крыла: 150 дм2;

- наибольшая масса: 5 кг;

- нагрузка на крыло от 12 до 75 г/дм2.

Для моделирования движения летательного аппарата используются имитаторы полета, наиболее развитым из которых является Flightgear. В данном имитаторе наиболее удобна

для применения динамика полета JSBSim. Основы динамики JSBSim описаны в [1], полный перечень параметров в [2].

Динамика JSBSim включает в себя разные физические модели летательного аппарата, которые рассчитываются одновременно и влияют друг на друга. Все силы и моменты считаются приложенными к одной точке — аэродинамическому центру аппарата. Для моделирования движения трехмерной модели в JSBSim существуют две системы координат: Structural Frame и Body Frame (Рисунок 1).

Рисунок 5. Системы координат в динамике JSBSim.

Body Frame — это система координат, движущаяся совместно с моделью. Нуль системы координат находится в центре тяжести (Centre of gravity), ось U смотрит вперед, V — вправо, W — вниз. В этой системе координат моделируются скорости и ускорения. Если повернуть Body Frame вокруг оси V на 180 мы получим систему координат Structural Frame, нуль которой называется datum. Эта система координат используется для отображения видимой трехмерной модели. Все координаты в файле динамики отсчитываются именно от начальной точки (datum) Structural Frame.

Все модели динамики полета описываются в файле на языке XML. Перечислим основные разделы файла динамики полета.

Раздел геометрических параметров (metrics) описывает основные геометрические параметры планера. <metrics>

<wingarea unit="M2"> 0.15 </wingarea> <wingspan unit="M"> 1.2 </wingspan> <chord unit="M"> 0.12 </chord> <wing_incidence unit="DEG"> 3 </wing_incidence> <htailarea unit="M2"> 0.024 </htailarea> <htailarm unit="M"> 0.561 </htailarm> <vtailarea unit="M2"> 0.00446 </vtailarea> <vtailarm unit="M"> 0.5 </vtailarm> <location name="AERORP" unit="M"> <x> 0.198 </x> <y> 0 </y> <z> 0.025 </z>

</location>

<location name="EYEPOINT" unit="M"> <x> 0.198 </x> <y> 0 </y> <z> 0 </z> </location>

<location name="VRP" unit="M">

<x> 0 </x> <y> 0 </y> <z> 0 </z> </location> </metrics>

Рассмотрим первую строку внутри раздела. Здесь описывается площадь крыла (wingarea), которая измеряется в квадратных метрах (M2) и имеет значение 0,15. В следующих строках заданы значения размаха крыла (wingspan), хорды профиля (chord), угла поперечного V крыла (wing_incidence) и т. д. Внутри раздела имеются три подраздела, описывающие положение аэродинамического центра (AERORP — reference point), точки отсчета действующей на летчика перегрузки (EYEPOINT) для моделей пилотируемых аппаратов и точки datum системы координат Structural Frame (VRP — visual reference point).

Раздел суммы масс (Mass Balance) описывает моменты инерции, массу аппарата, положение центра тяжести. <mass_balance>

<ixx unit="KG*M2">1.356</ixx> <iyy unit="KG*M2">1.356</iyy> <izz unit="KG*M2">2.712</izz> <ixz unit="KG*M2">0</ixz> <iyz unit="KG*M2">0</iyz> <ixy unit="KG*M2">0</ixy> <emptywt unit="KG">0.4</emptywt> <location name="CG" unit="M"> <x>0.2</x> <y>0</y> <z>0.02</z> </location> </mass_balance>

Здесь заданы шесть моментов инерции: три осевых (ixx, iyy, izz) и три центробежных (ixz, iyz, ixy); масса пустого самолета и положение центра тяжести.

Раздел реакций земли (ground_reactions) описывает координаты и свойства точек модели, которые могут взаимодействовать с земной поверхностью. <ground_reactions>

<contact type="BOGEY" name="NOSE"> <location unit="M"> <x> 0 </x> <y> 0 </y> <z> 0 </z> </location>

<static_friction> 0.8 </static_friction> <dynamic_friction> 0.5 </dynamic_friction> <rolling_friction> 0.5 </rolling_friction> <spring_coeff unit="LBS/FT"> 24 </spring_coeff> <damping_coeff unit="LBS/FT/SEC">1.001</damping_coeff>

<max_steer unit="DEG"> 0 </max_steer> <brake_group> NONE </brake_group> <retractable> 0 </retractable> </contact> </ground_reactions>

В этом примере указана только одна точка, в которой носовое колесо (NOSE) стойки шасси (BOGEY) касается земли. Заданы коэффициенты трения, коэффициент упругости (spring_coeff), коэффициент демпфирования (damping_coeff), угол поворота колеса (max_steer) и пр.

Раздел каналов управления также описывается на языке XML, но его удобнее показать в виде структурной схемы (Рисунок 2), нарисованной программой JSBsimComander.

Рисунок 6. Схема каналов управления.

Каждый канал имеет входные и выходные переменные, которые можно связать с пультом управления оператора или системой управления из сторонней программы, например, Матлаба.

Рассмотрим канал управления рулем высоты, верхний на Рисунке 2. Входные переменные: вертикальное положение ручки управления (fcs/elevator-cmd-norm) и положение ручки триммера руля высоты (fcs/pitch-trim-cmd-norm). Переменные подключены к сумматору, вывод которого соединен с рулевой машинкой (Elevator Control). Рулевая машинка преобразует входной диапазон (-1; 1) в угол отклонения руля высоты, например, (-0,2 рад; 0,3 рад). Значение отклонения руля высоты отправляется в выходную переменную.

В следующем разделе описываются параметры для расчета аэродинамических сил и моментов. Раздел aerodynamics состоит из шести подразделов, три раздела отвечают за силы:

LIFT, DRAG, SIDE; остальные три — за моменты: PITCH, ROLL, YAW. Динамика суммирует все силы и моменты по соответствующим осям. Рассмотрим подраздел подъемной силы (LIFT). <aerodynamics> <axis name-'LIFT" unit-'LBS">

<functi on name-'aero/coeffitient/CLalpha ">

<description>Lift_due_to_alpha</description> <product>

<property>aero/qbar-psf</property>

<property>metrics/Sw-sqft</property>

<table>

<independentVar>aero/alpha-rad</independentVar> <tableData> -0.2 -0.85 0 0.25

0.21 1.4 0.6 0.71 </tableData> </table> </product> </function>

</axis> </aerodynamics>

Altfcuda I ft) 12.1 12.0 11.5 11.0 10.5

U Body 200 150 100 50

Alpha '.degj

-2.0 -Э.0

-5.0

-e.o

nli.e.2u_N2ll]

75 is

25 50 71 10Ü 125 150 173 200 225 25Ö Time

Рисунок 3. Графическое представление параметров полета.

Вычисляется значение аэродинамического коэффициента Су (aero/coefficient/CLalpha), в зависимости от угла атаки (aero/alpha-rad), заданного таблицей, скоростного напора (aero/qbar-psf) и площади крыла (metrics/Sw-sqft). В результате мы получаем значение подъемной силы в фунтах (unit="LBS"), и динамика учитывает эту величину для соответствующей оси.

Для записи параметров полета используется раздел вывода в текстовый файл. Можно вывести любые переменные модели с заданной частотой, например, 100 Гц.

На Рисунке 3 показаны графики, построенные на основе четырех переменных.

Для наглядного моделирования полета создается графическая модель, которая представлена в отдельном файле формата AC3D (Рисунок 4). Проектирование можно вести в любом редакторе трехмерных моделей с последующим экспортом в указанный формат.

Для правильного отображения необходимо совместить точку начала координат трехмерной модели с нулем системы координат Structural Frame.

Рисунок 4. Графическая модель.

Данная статья дает представление о моделировании беспилотного летательного аппарата самолетного типа массой до 5 кг через описание основных разделов файла динамики полета «JSBsim».

Список литературы:

1. Никифоров Ю. Основы аэродинамики JSBSim для авиасимулятора FlightGear. Режим доступа:

http://www.avsim.su/wiki/Основы_аэродинамики_JSBSim_для_авиасимулятора_FlightGear (дата обращения 15.03.2016 г).

2. The JSBSim v2.0 configuration file format. Режим доступа: http://jsbsim.sourceforge.net/JSBSim.xsd. (дата обращения 15.03.2016 г).

3. JSBSim Aerodynamics. Режим доступа: http://wiki.flightgear.org/JSBSim_Aerodynamics (дата обращения 15.03.2016 г).

References:

1. Nikiforov Yu. Osnovy aerodinamiki JSBSim dlya aviasimulyatora FlightGear. Available at: http://www.avsim.su/wiki/Osnovy_aerodinamiki_JSBSim_dlya_aviasimulyatora_FlightGear (data obrashcheniya 15.03.2016 g).

2. The JSBSim v2.0 configuration file format. Available at: http://jsbsim.sourceforge.net/JSBSim.xsd. (data obrashcheniya 15.03.2016 g).

3. JSBSim Aerodynamics. Available at: http://wiki.flightgear.org/JSBSim_Aerodynamics (data obrashcheniya 15.03.2016 g).

Работа поступила в редакцию Принята к публикации

20.04.2016 г. 22.04.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.