Научная статья на тему 'Моделирование логистических бизнес-процессов предприятия'

Моделирование логистических бизнес-процессов предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2383
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / BUSINESS-PROCESS / ПРОИЗВОДСТВО ФЛОАТ-СТЕКЛА / FLOAT-GLASS PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Биккеняев Рустам Фатихович

Рассмотрены основные преимущества моделирования бизнес-процессов; обоснована необходимость применения методологии SADT для формирования модели логистических бизнес-процессов на примере производства тонированного флоат-стекла.Рассмотрены основные преимущества моделирования бизнес-процессов; обоснована необходимость применения методологии SADT для формирования модели логистических бизнес-процессов на примере производства тонированного флоат-стекла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование логистических бизнес-процессов предприятия»

УДК 658.566.001.57

Р.Ф. Биккеняев

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассмотрены основные преимущества моделирования бизнес-процессов; обоснована необходимость применения методологии SADT для формирования модели логистических бизнес-процессов на примере производства тонированного флоат-стекла.

Бизнес-процесс, производство флоат-стекла.

R.F. Bikkenyayev ENTERPRISE LOGISTIC BUSINESS-PROCESSES' MODELING

The main advantages of modeling of business-processes are considered here. The necessity of using the methodologies of SADT for shaping the models of logistical business-processes on the example of production of toned float-glass is stated.

Business-process, float-glass production.

Современные предприятия вынуждены постоянно заниматься улучшением своей деятельности. Это требует разработки новых технологий и приемов ведения бизнеса, повышения качества конечных результатов деятельности, внедрения новых, более эффективных методов управления и организации деятельности предприятий.

Какие пути улучшения деятельности предприятия выбирает современный руководитель? Прежде всего, необходимо понять, что ни один руководитель не хочет потерять самостоятельность в способности находить и принимать решения в вопросах улучшения деятельности предприятия. Потерять самостоятельность в вопросах управления предприятием -значит потерять компетентность. Поэтому для современного руководства важнее и естественнее не иметь гениев среди своих сотрудников и не покупать передовые и зарекомендовавшие себя во времени технологии и приемы улучшения бизнес-процессов, а обладать необходимой и достаточной информацией о работе своего предприятия и предпочтениях клиентов. Необходимой и достаточной является информация, позволяющая знать не только, как работает предприятие в целом, как оно взаимодействует с внешними поставщиками и заказчиками, но и как организована деятельность на каждом отдельно взятом рабочем месте. Современное предприятие - это, если можно так выразиться, корабль, который может плыть, только если все его части будут объединены в определенном порядке и каждая часть выполняет только ту функцию, которая имеет значение для остальных частей и всего корабля в целом. Только при таком условии корабль сможет держаться на плаву и им можно будет управлять. Именно потому, что существует необходимость иметь такого рода информацию, создается модель бизнес-процессов.

Модель позволяет провести всесторонний анализ, взглянуть на бизнес-процесс со всех точек зрения, увидеть то, что, возможно, не видят все работники предприятия, в том числе и руководство.

Идея моделирования бизнес-процессов - это уже сигнал к тому, что для современного руководителя и всех работников предприятия необходимо четкое видение всей деятельности и, главное, ее конечного результата.

Имея модель предприятия, всех его бизнес-процессов, сориентированных на конкретную цель, мы открываем возможность его совершенствования. Анализ предприятия как модели - это удобный способ ответа на вопрос, что необходимо и достаточно для достижения конкретной поставленной цели.

Экспериментировать с предприятием непозволительно, если его ресурсы ограничены, чего не скажешь о модели. В этом отношении предоставляется возможность избежать лишних рисков. Моделирование бизнес-процессов с максимальной приближенностью к действительности позволяет выбрать и проверить пути улучшения, без необходимости проведения реальных экспериментов с предприятием. Известно много примеров, когда, например, проекты по внедрению готовых или разработанных под заказ информационных систем, направленных на оптимизацию деятельности предприятия, оканчивались неудачей. Зачем рисковать, если можно многие проекты проверить заранее - на модели?

Моделирование бизнес-процессов предприятия открывает и другие возможности, имеющие не меньшее значение. Как уже говорилось, модель позволяет заранее дать оценку с разных точек зрения. Для предприятия первоочередные требования предъявляются к его функционированию, управлению, эффективности, конечному результату деятельности и степени удовлетворенности клиентов. Такой анализ бизнес-процессов предприятия называется аудитом бизнес-процессов. На промышленном предприятии он может проводиться с периодичностью производственного цикла. Общая цель аудита бизнес-процессов состоит в получении оперативной информации по текущей деятельности всех бизнес-процессов предприятия. Аудит бизнес-процесса проводится после создания и описания модели предприятия.

Моделирование бизнес-процессов позволяет проанализировать не только, как работает предприятие в целом, как оно взаимодействует с внешними организациями, заказчиками и поставщиками, но и как организована деятельность на каждом отдельно взятом рабочем месте.

Моделирование бизнес-процессов - это описание бизнес-процессов предприятия, позволяющее руководителю знать, как работают рядовые сотрудники, а рядовым сотрудникам - как работают их коллеги и на какой конечный результат направлена вся их деятельность.

Моделирование бизнес-процессов - это эффективное средство поиска возможностей улучшения деятельности предприятия.

Моделирование бизнес-процессов - это средство, позволяющее предвидеть и минимизировать риски, возникающие на различных этапах реорганизации деятельности предприятия.

Моделирование бизнес-процессов - это метод, позволяющий дать оценку текущей деятельности предприятия по отношению к требованиям, предъявляемым к его функционированию, управлению, эффективности, конечным результатам деятельности и степени удовлетворенности клиента.

Моделирование бизнес-процессов - это метод, позволяющий дать стоимостную оценку каждому процессу, взятому в отдельности, и всем бизнес-процессам на предприятии, взятым в совокупности.

Моделирование бизнес-процессов - это всегда верный способ выявления текущих проблем на предприятии и предвидения будущих.

Каждая операция на предприятии предполагает материальные затраты и затраты на оплату труда работников. Средства моделирования открывают дополнительную возможность - проведение стоимостного анализа бизнес-процессов. Стоимостной анализ представ-

ляет собою соглашение об учете, используемое для сбора затрат, связанных с работами, с целью определить общую стоимость бизнес-процесса. С помощью стоимостного анализа модели процесса можно решить такие задачи как:

- определение действительной стоимости производства продукта;

- определение действительной стоимости поддержки клиента;

- идентификация работ, которые стоят больше всего (те, которые должны быть улучшены в первую очередь);

- обеспечение менеджеров предприятия финансовой мерой предлагаемых изменений, то есть оценкой эффекта предлагаемых изменений в бизнес-процессах с финансовой точки зрения.

Иногда сложно определить источник внутренних противоречий, некоторую несогласованность в функциях или оптимальную последовательность работ в бизнес-процессах предприятия. В этом аспекте, построенная модель позволит не только идентифицировать проблему, но наглядно показать причины возникающих проблем. Следует также подчеркнуть, что модель бизнес-процессов предприятия представляет собою систему с выделенными в ней структурой, элементами, взятыми отдельно от внешней среды или вышестоящей системы. Такого рода полученная информация позволяет делать фундаментальный анализ, то есть идентифицировать противоречия с вышестоящей системой (для предприятия это может быть отрасль народного хозяйства, или территориальный округ и т.п.). Такого рода анализ позволяет прогнозировать перспективность деятельности предприятия, в том числе и вероятность его кризиса.

Сегодня на рынке компьютерных технологий представлены несколько специальных программ, позволяющих обследовать предприятие и построить модель. Выбор методологии и инструментов, с помощью которых проводится моделирование бизнес-процессов, основополагающего значения не имеет. Существуют стандартизированные, опробованные временем методологии и инструментальные средства, с помощью которых можно обследовать предприятие и построить его модель. Главное их достоинство - простота и доступность к овладению.

Наиболее известной и распространенной методикой является методология структурного анализа SADT (Structured Analysis and Design Technique). На основе этой методологии был принят стандарт моделирования бизнес-процессов IDEFO. IDEFO принят в качестве стандарта в нескольких международных организациях, в том числе в НАТО и МВФ. BPwin -является инструментальным средством, полностью поддерживающим стандарт IDEFO.

Характеристика логистического бизнес-процесса

Наименование характеристик

Вход подпроцесса Поставщик входа подпроцесса Выход подпроцесса Потребитель выхода подпроцесса Управляющее воздействие Поставщик управляющего воздействия Ресурсы Поставщики ресурсов

Вход 1 -сырье и материалы Вход 2 -план производства ЛС ОМТО, транспортный цех Основное производство ЛС Выход 1 -информация о наличии ГП на складах Выход 2 -ГП с сопроводительной документацией Выход 3 -отчеты ОПЛС Потребители, транспортный цех КРУЛП Документация: № 1 - распорядительная (приказы, распоряжения) № 2 - организационная (положение, должностные, рабочие инструкции) № 3 - технологическая (ТР, ТИ) № 4 - конструкторская (чертежи, схемы) № 5 - нормативная (ГОСТы, ТУ) № 6 -СМК (МИ, политика, цели, планы по качеству) №7 - информация (отчеты по аудитам, по рекламациям) Ген. директор, ФЭО ОК цех № 1 ОГТ СКБ ОУК и С, ОГТ ОУК и С ОУК и С Ресурс № 1 -персонал Ресурс №2 -ТЭР (газ, вода, электроэнергия) Ресурс № 3 -инфраструктура (здания, сооружения, оборудование, транспорт, связь, АСУ, средства измерения) Ресурс № 4 - тара Ресурс № 5 -производственная среда (ОТ, средства защиты) ОК ОГЭ цех № 2, 4, № 10 ОКС, ОГМ, цех № 6, ОГЭ, ИС, ООТ, цех № 12, ОМТО цех №8 ОМТО, ООТ

Методология БАОТ применяется для моделирования различных бизнес-процессов, в т.ч. и логистических. Пример построения модели процесса «производство тонированного флоат-стекла» приведен на рисунке. Характеристика логистического бизнес-процесса приведена в таблице.

Отдел материально технического обеспечения (ОМТО)

Управляющие воздействия

Отдел продаж листового стекла (ОПЛС)

Потребители, транспортный цех

--------- ь 1= т. 1 1 1 1 1 Координационно-регулирующее

Ресурсы управление логистическими процессами (КРУЛП)

-- материальные потоки;

— - информационные потоки

Карта логистического процесса основного производства. Процесс: «Производство светотеплозащитного и декоративного листового стекла»

Рассмотренное на примере производства тонированного флоат-стекла моделирование бизнес-процессов и представленная на рисунке модель основного производства листового стекла характеризуют взаимодействующие подразделения. Из модели мы четко видим, кто обеспечивает вход и выход в подразделение и какого типа управляющие воздействия оказываются системой. Приведенная в таблице характеристика логистического бизнес-процесса расшифровывает модель управления подпроцессами.

В заключение следует подчеркнуть, что главное достоинство идеи анализа бизнес-процессов предприятия посредством создания его модели - ее универсальность. Во-первых, моделирование бизнес-процессов - это ответ практически на все вопросы, касающиеся совершенствования деятельности предприятия и повышения его конкурентоспособности. Во-вторых, руководитель или руководство предприятия, внедрившие у себя эту методологию, будут иметь информацию, которая позволит самостоятельно совершенствовать свое предприятие и прогнозировать его будущее, что особенно актуально в условиях экономического кризиса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под общ. и науч. ред. проф. В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2004. 976 с.

2. Савенкова Т.И. Логистика: учеб. пособие / Т.И. Савенкова; 2-е изд., стер. М.: Оме-га-Л, 2007. 256 с.

З. Пахомова А. В. Предприятие автомобильного транспорта в рыночной системе / А.В. Пахомова. Саратов: СГТУ, 1998. 92 с.

Биккеняев Рустам Фатихович -

аспирант кафедры «Экономика и управление на автомобильном транспорте» Саратовского государственного технического университета

Статья поступила вр<

Bikkenyaev Rustam Fatikhovich -

Post-graduate Student of the Department of «Economics and Management in Automobile Transportation» of Saratov State Technical University

акцию 18.07.09, принята к опубликованию 09.09.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.