Научная статья на тему 'Моделирование коррупции в трехуровневых системах управления'

Моделирование коррупции в трехуровневых системах управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ДИНАМИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ПРИНУЖДЕНИЕ / ПОБУЖДЕНИЕ / УСЛОВИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / CORRUPTION / DYNAMIC GAMES / HIERARCHICAL CONTROL SYSTEM / COMPULSION / IMPULSION / CONDITIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Угольницкий Геннадий Анатольевич, Усов Анатолий Борисович

Рассмотрены динамические модели коррупции в трехуровневых системах управления. Даны определения равновесий в динамических играх трех лиц с учетом требований устойчивого развития в условиях коррупции, предложены алгоритмы их построения. Исследованы модели экономической коррупции в системах контроля качества поверхностных вод, основанные на определенных информационных регламентах, приведены примеры численных расчетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Угольницкий Геннадий Анатольевич, Усов Анатолий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamic models of corruption in three-level control systems of the consequent structure are considered. The definitions of equilibria in three-person dynamic games with respect to sustainable development requirements with corruption are given, algorithms of their construction are proposed. The models of economic corruption in the systems of surface water quality control based on corresponding informational patterns are considered, the examples of numerical calculations are given.

Текст научной работы на тему «Моделирование коррупции в трехуровневых системах управления»

УДК 519.83 + 519.86

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОРРУПЦИИ О ТРЕХУРОВНЕВЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ1

Г.А. Угольницкий, А.Б. Усов

Рассмотрены динамические модели коррупции в трехуровневых системах управления. Даны определения равновесий в динамических играх трех лиц с учетом требований устойчивого развития в условиях коррупции, предложены алгоритмы их построения. Исследованы модели экономической коррупции в системах контроля качества поверхностных вод, основанные на определенных информационных регламентах, приведены примеры численных расчетов.

Ключевые слова: коррупция, динамические игры, иерархическая система управления, принуждение, побуждение, условия устойчивого развития.

ВВЕДЕНИЕ

Пионерской работой по математическому моделированию коррупции считается статья С. Роз-Аккерман [1], представляющую собой адаптацию идей Г. Беккера относительно моделирования абстрактного рода преступлений и методики выбора соответствующих наказаний [2].

В дальнейшем коррупция как отдельная ветвь математического моделирования социально-экономических процессов изучалась по нескольким основным направлениям:

— математические модели, направленные на изучение коррупции как социальной практики внутри отдельной организации (внутренняя коррупция) и между организациями (внешняя коррупция);

— моделирование коррупции в общественно-политической жизни (в основном, коррупционных схем, присутствующих в избирательном процессе);

— исследование таких явлений, как множественность равновесных коррупционных состояний, цикличность возникновения и др.

Модели коррупции в иерархических системах описаны, например, в работах [3—8]. В России наиболее активно математическим моделированием коррупции занимаются А.А. Васин [10, 11], М.И. Левин [12], В.М. Полтерович [13]. Обзор моделей коррупции приведен в книгах [14—16].

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 12-01-00017) и Южного федерального университета.

В рамках авторского подхода управления устойчивым развитием построены и исследованы различные модели коррупции в иерархических системах и предложен ряд принципов ее моделирования [16—23], в том числе следующие.

• Базовой схемой моделирования служит иерархическая система «принципал — супервайзер — агент — объект» в различных модификациях и ее теоретико-игровое исследование, причем в динамических моделях состояние объекта описывается явно. Коррупции подвержен средний уровень управления (супервайзер), верхний уровень (принципал) считается некоррумпируемым и выполняет функции борьбы с коррупцией.

• Предполагаются известными определенные требования устойчивого развития управляемой системы (объекта). В динамических моделях они формулируются в терминах состояния объекта. Если требования устойчивого развития выполняются, то задача принципала считается решенной даже при наличии коррупции.

• Пары «принципал — супервайзер» и «супервайзер — агент» состоят в отношениях «ведущий — ведомый». Ведущий игрок (принципал или су-первайзер соответственно) для достижения своих целей использует методы принуждения (преимущественно административно-законодательные воздействия) и побуждения (преимущественно экономические воздействия); при математической формализации принуждение означает воздействие ведущего на множество допустимых стратегий ведомого (без обратной связи), а побуждение — на функцию выигрыша ведомого (с обратной связью).

• Различаются административная коррупция, при которой за взятку ослабляются административные требования, и экономическая коррупция, при которой взятка позволяет ослабить экономические требования верхнего уровня управления. При моделировании административная коррупция означает принуждение агента супервайзером с обратной связью по размеру взятки, а экономическая коррупция — побуждение агента супервайзером с дополнительной обратной связью по размеру взятки.

• Коррупция представляет собой угрозу устойчивому развитию объекта, поскольку взяточнику выгодно в обмен на взятку ослаблять требования устойчивого развития. С другой стороны, коррупция есть специфическая форма обратной связи в иерархических системах управления, в силу которой управляющие воздействия становятся функциями размера взятки.

При моделировании коррупции в динамических иерархических системах нами используются результаты, полученные А.Ф. Кононенко с соавторами [24—28].

1. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ

Рассмотрим трехуровневую систему управления, включающую в себя субъекты управления верхнего (принципал), среднего (супервайзер) и нижнего (агент) уровней, а также управляемую динамическую систему (УДС) — см. рисунок. Для простоты ограничимся случаем одного субъекта на каждом из уровней (В, С и Н соответственно). Основная цель субъекта В состоит в выполнении требований устойчивого развития (УР), которые формализуются как принадлежность траектории УДС определенной области пространства состояний. Субъект В может иметь дополнительные собственные интересы. Субъект С следит за выполнением требований УР от имени субъекта В, но может пренебрегать ими в обмен на взятку от субъекта Н. На УДС воздействует только субъект Н, который преследует исключительно свои частные интересы, исходя из которых может предлагать взятку субъекту С. Каждый из субъектов В и С при воздействии на нижестоящего субъекта (С и Н соответственно) может применять методы принуждения (C — compulsion) или побуждения (I — impulsion). Подробное математическое описание этих методов как решений иерархической игры представлено в книге [17].

Таким образом, возникают четыре информационных регламента для иерархической игры трех лиц:

Трехуровневая система управления

— В и С используют принуждение (регламент CC);

— В использует принуждение, С — побуждение (регламент CI);

— В использует побуждение, С — принуждение (регламент IC);

— В и С используют побуждение (регламент II).

При этом имеет место административная

(управления принуждения субъекта С становятся функциями размера взятки) и экономическая (управления побуждения субъекта С становятся функциями размера взятки) коррупция. Конечно, возможны и другие схемы информационного взаимодействия.

Исходная теоретико-игровая модель имеет вид:

T

Jb(z( • )) = Je-atgB(z(t))dt ^ max; (1)

о

q(t) e Q; p(t) e P, (2)

T

Jc(z( • )) = Je-a'gc(z(t))dt ^ max; (3)

о

s(t) e S; r(t) e R; (4)

T

Jh(z( • )) = je~atgH(z(t))dt ^ max; (5)

u(t) e U; b(t) e B; (6)

x = f(u(t), x(t)), x(0) = x0; (7)

x(t) e X*; 11 0. (8)

о

Здесь г(0 = («(О, р(?), 5(?), г(?), и(?), Ь(?), х(?)); «(?) и р(?) — векторы управлений принуждения и побуждения для субъекта В; 5(?) и г (?) — векторы управлений принуждения и побуждения для субъекта С; и(?) — вектор управлений субъекта Н; Ь(?) — вектор управлений субъекта Н, трактуемых как взятки; векторы «, 5 и и имеют одинаковую размерность; /в и &в, ^с и £с, ^н и £н — интегральные и текущие функции выигрыша игроков В, С, Н соответственно; Т — период рассмотрения, который может быть как конечным, так и бесконечным (второй вариант более адекватен задаче управления УР); а — коэффициент дисконтирования; х(?) — вектор состояния УДС; соотношения (7) описывают динамику УДС при заданных начальных условиях и управлениях ведомого; условия (8) выражают требования УР применительно к УДС.

Предполагается, что О, Р, Б, Я, и и В — компактные подмножества соответствующих метрических пространств; функции /в, /С и /н непрерывны по своим аргументам, для функции f из соотношений (7) выполнены условия Каратеодори.

Математически задача управления УР в условиях коррупции представляет собой динамическую игру (1)—(7) с фазовыми ограничениями (8). Ее смысл — нахождение решения динамической игры (1)—(7), т. е. приемлемого компромисса между субъектами управления, удовлетворяющего требованиям (8) к состоянию УДС, в условиях, когда управления игрока С зависят от размера взятки, предлагаемой игроком Н. Будем далее в ряде случаев для простоты опускать зависимость от времени.

Пусть сначала оба субъекта В и С применяют принуждение. Управления побуждения не используются. Будем интерпретировать управление принуждения 5(?) игрока С как некоторую «квоту» и считать ее функцией размера взятки: 5 (?) = 5(Ь(?)), т. е. квота может быть увеличена в обмен на взятку (административная коррупция). В общем случае административная коррупция означает изменение управления принуждения за взятку в пользу агента. При этом принципал должен обеспечить выполнение требований УР (8) посредством принуждения супервайзера.

Информационный регламент в игре трех лиц типа СС («принуждение — принуждение») в условиях административной коррупции имеет следующий вид.

• Субъект верхнего уровня В (принципал) выбирает управление принуждения (постоянную

стратегию) « е О и сообщает ее субъекту С.

• Обозначим ¿Г = {5 = 5(«, Ь):О х В — Б}. С учетом

известного значения « е О субъект среднего

уровня С (супервайзер) выбирает и сообщает субъекту Н стратегию принуждения с обратной связью по размеру взятки (механизм административной коррупции) 5 = 5(«, Ь) из своего

множества оптимальных ответов ЯСС («, и, Ь) =

= Дг£шах /СС («, 5(«, Ь), и, Ь, х), где траектория х

5 е £

определяется стратегией и. Структура стратегии 5 = 5(«, Ь) обусловлена следующими соображениями. Параметрическая зависимость 5(«) определяется воздействием принципала на множество допустимых стратегий супервайзера при принуждении. Зависимость 5(Ь) — это дополнительная обратная связь по величине взятки, возникающая при наличии административной коррупции.

• Зная механизм 5 е Я^ («, и, Ь), субъект нижнего уровня (агент) выбирает свою стратегию (и, Ь) из множества оптимальных ответов

RHC (s) = Arg max^ /¿C (u(s(q, b)), b, x)),

(и, b) e U x B

где U = {u = u(s(q, b)): S ^ U}, траектория x порождается стратегией u = u(s(q, b)).

Гарантированный выигрыш принципала

CC

CC

Yb

= sup

inf

inf (n(q, s, u, b, x)),

q e Q s e RCC (q, и, b) (и, b) e R^C (s)

где п: О х Б х и х В х X — О х Б х и х В х X — проекция [24]. Равновесие «принуждения — принуждения» с учетом требований УР в условиях административной коррупции есть

(«*, 5*, и *, Ь*) е ВЯСС: /ВСС (п(«*, 5*, и *, Ь*, х)) =

СС

= Ув ,

ВЯСС = {(«, 5, ии, Ь) е О X Б х и х В : 5(«, Ь) е е ЯСС («, и, Ь), и(5(«, Ь)) е ЯНС (5)} (9)

при условии (8), траектория х* порождается управлением и *(5 *(« *, Ь*)).

Алгоритм построения равновесия (9) заключается в следующем.

1. Решается параметрическая задача оптимального управления субъектом Н (5)—(7): ее решением является пара (Ь*(?), и *(?) = и *(5(«(?), Ь*(?)))), при этом оператор и *(?) порождает для каждой тройки («(?), 5(?), Ь*(?)) единственную траекторию УДС х*(?).

2. Решается параметрическая задача оптимального управления субъекта С (3), (4) в силу соотношений (7) при Ь(?) = Ь*(?), и(?) = u*(?). Ее решением является оператор s *(?) = s Ь(?)).

3. Решается задача оптимального управления субъекта В (1), (2) в силу соотношений (7) с дополнительным условием (8) при s(t) = s Ь*(?)), и(?) = u Ь*(?))), Ь(?) = Ь*(?).

Если решение этой задачи q *(?) существует, то ситуация (q *, s *(q *, Ь*), u *(s *(q *, Ь*)), Ь*) есть равновесие «принуждения — принуждения» с учетом требований УР в условиях административной коррупции (9).

Пусть теперь оба субъекта В и С используют побуждение. Управления принуждения не применяются. Будем интерпретировать управление побуждения г(?) субъекта С как некий «налог» и считать его функцией размера взятки: г (?) = г(Ь(?)), т. е. налог может быть уменьшен в обмен на взятку (экономическая коррупция). Возможны и другие интерпретации экономической коррупции, например, г(?) есть некоторые ассигнования, которые могут быть увеличены за взятку, и т. п. Таким образом, общий смысл экономической коррупции — изменение стратегии побуждения за взятку в пользу агента. При этом принципал должен обеспечить выполнение требований УР посредством побуждения супервайзера.

Информационный регламент в игре трех лиц типа II («побуждение — побуждение») в условиях экономической коррупции имеет следующий вид.

• Субъект В выбирает стратегию побуждения с

обратной связью р е Р = {р :Я ^ Р} и сообщает ее субъекту С.

• Обозначим Я = {Г = г(р , и, Ь): РР х их В^ Я}.

С учетом известной стратегии р е Р субъект С выбирает и сообщает субъекту Н стратегию побуждения с дополнительной обратной связью по размеру взятки (механизм экономической коррупции) г = г(р , и, Ь) из своего

множества оптимальных ответов ЯС (Р , и, Ь) = II ~ -

= Ащшах /С (п(р , г, и, Ь, х)), где траектория х

г е к

порождается стратегией и.

Рассмотрим подробнее структуру стратегии

Г = г(р , и, Ь). Параметрическая зависимость г(р ) обусловлена тем, что в момент принятия решения

субъект С знает стратегию р субъекта В, воздействующую на функцию выигрыша субъекта С. Зависимость г(и) — это исходный механизм побуждения с обратной связью по действию агента и. За-

висимость r(b) — это дополнительная обратная связь по размеру взятки b, возникающая при наличии экономической коррупции.

• Зная механизм Г е R^ (p , u, b), субъект Н выбирает свою стратегию (U, b) из множества оптимальных ответов Rg (Г") = Arg max /g (u( Г),

(U, b)е Uх B

b, x), где U = {U = u(r(p , u, b)) : R ^ U}, траектория x порождается управлением u(r(p , u, b)). Гарантированный выигрыш принципала равен

ii ii ~ " " YB = sup inf inf ZB (n(p , r, u, b,

>p е P r е «, b) (u, b) е (r)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

x)). Равновесие «побуждения — побуждения» с учетом требований УР в условиях экономической коррупции есть

(p*, r*, ", b*) е BR11 : J1 (n(p*, ", ", b*, x*)) =

ii

= Yb ,

BR11 = {(p , r, u, b) е P x R x U x B : r е

е Re1 (p, u, b), (u, b) е Rg (r)} (10) при условии (8), траектория x* порождается управлением u*(r*(p*, u*, b*)).

Алгоритм построения равновесия (10) опирается на предложенную в работе [24, с. 39] процедуру.

1. Обозначим для краткости y = (p , r, ii, b, x). Вычислим максимальный гарантированный выигрыш субъекта Н при использовании субъектами В и С стратегий наказания:

Lh = _ sup inf inf JH (n(y)).

(ii, b) e U x B p e p r e R

2. Определим множество dH = {(r, U, b) :

rII . ,~P ~ s , . rII ~P

/н (n(p , r, и, b, x)) i LH, где p — стратегия наказания субъекта С субъектом В, т. е. /<? (n(pP, r,

S II

U, b, x)) = min /C (n(y)).

p e P

3. Вычислим максимальный гарантированный выигрыш субъекта С при учете интересов субъекта Н и использовании субъектом В стратегии наказа-

Т II rII / / ~P S S ,

ния: LC = sup /C (n(p , r, и, b, x)).

(r, ü, b) e

4. Введем множество DC = {(p, r, ¿¿, b) :

jC (n(y)) l LC , /н (n(y)) l LH, Vi x(t) e X*} учета интересов субъектов С и Н при выполнении требований УР в условиях экономической коррупции.

5. Тогда гарантированный выигрыш субъекта В yb1 = sup /В1 (n(y)), откуда получаем равно-

(p, r, ü, b) e DC

весие (10). Конечно, реализация этого алгоритма

возможна при условиях DH ^ 0, DC ^ 0.

Наконец, рассмотрим информационный регламент типа CI, т. е. субъект В использует принуждение, а субъект С — побуждение. Таким образом, супервайзер реализует стратегию побуждения агента с дополнительной обратной связью по размеру взятки (экономическая коррупция), а принципал должен обеспечить выполнение требований УР посредством принуждения супервайзера.

• Субъект В выбирает управление (постоянную стратегию) q е Q и сообщает ее субъекту С.

• Субъект С выбирает и сообщает субъекту Н

стратегию r = r (q, u, b) из своего множества оп-CI

тимальных ответов RC (q, u, b) = Argmax /(n(q,

r e R

r, u, b, x)), где траектория x порождается стратегией u.

• Субъект Н выбирает свою стратегию (u, b) из множества оптимальных ответов RH (r) =

= Arg maxr /C (u( r), b, x).

(ü, b) e UX B

CI

Гарантированный выигрыш принципала yB =

= sup inf

q e Q

CI - -

inf /В (n(q, r, u, b, x)).

r e Rc(q, u, b) (ü, b) e Rjj1(r)

Равновесие «принуждения — побуждения» с учетом требований УР при экономической коррупции:

(«*, Г*, И*, Ь*) е ВЯС1 : /С1 (п(« *, Г*, И*, Ь*, х *)) =

С1

= Ув ,

ВЯС1 = {(«, Г, и, Ь) е О х Я X и X В : Г е

е ЯС1 («, и, Ь), (¿5, Ь) е ЯН1 (Г)} (11)

при условии (8), траектория х * порождается управлением и *(г *(« *, и *, Ь*)).

Алгоритм нахождения равновесия (11) заключается в следующем.

1. Вычислить максимальный гарантированный выигрыш субъекта Н при использовании

субъектами В и С стратегий наказания: хН =

= supr

s Я

(ü, b) e UX B

CI ~ ■

inf inf/H (n(q, r, u, b, x)).

q e Q

r e R

2. Найти множество D^1 = {(r, U, b) : /H (n(q,

- ^ CI

r, U, b, x)) l LH } для каждого q e Q.

3. Вычислить максимальный гарантированный

выигрыш субъекта С yj1 (q) = sup /<? (n(q, r,

~ = ci

(r, U, b) e

U, b, x)); обозначим через r*, (U*, b*) стратегии субъектов С и Н, реализующие (возможно, с s-точ-

ностью) величину yJI (q) для каждого q e Q.

4. Решить задачу оптимального управления с фазовыми ограничениями субъекта В (1), (2), (7), (8)

при r = r*, (U, b) = (U*, b*). Если ее решение q *

существует, то ситуация (q*, r* (q), U*(r(q, и, b), b*) есть равновесие «принуждения — побуждения» с учетом требований УР в условиях экономической коррупции (11).

Информационный регламент «побуждения — принуждения» рассматривается аналогично.

В качестве примера рассмотрим использование информационного регламента «побуждение — побуждение» (II) в условиях экономической коррупции в задаче контроля качества поверхностных вод.

2. МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМАХ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД

Рассмотрим трехуровневую систему контроля качества поверхностных вод, включающую в себя субъекты верхнего (федеральный центр, ФЦ), среднего (местные органы управления, ОУ), нижнего (промышленные предприятия, ПП) уровней и УДС [21]. Таким образом, (В, С, Н) = (ФЦ, ОУ, ПП). Будем считать, что на каждом уровне имеется единственный субъект.

Пусть на берегу реки (УДС) расположено ПП, сбрасывающее загрязняющие вещества (ЗВ) в реку вместе со сточными водами. Для простоты исследуем случай только одного вида ЗВ, например, азотосодержащих ЗВ. Предполагается, что взаимоотношения между элементами исследуемой динамической системы устроены следующим образом: ФЦ воздействует на ОУ, ОУ — на ПП, а ПП — только на УДС.

Промышленное предприятие стремится к максимизации получаемой в результате производства прибыли. В процессе производства в водоток (УДС) сбрасываются ЗВ. Органы управления определяют размер платы за сброс ПП загрязнений в водоток, который (размер) является функцией взятки, и стремятся к максимизации поступающих к ним от ПП средств. Федеральный центр должен поддерживать УДС в устойчивом состоянии. При по-

буждении ФЦ определяет, какая часть средств, полученных с ПП в виде платы за сброс загрязнений в водоток, остается у ОУ; при принуждении — минимально допустимую степень очистки сточных вод на ПП (если ОУ применяет принуждение по отношению к ПП) или минимально допустимый размер платы за сброс ЗВ (если ОУ применяет побуждение по отношению к ПП).

Орган управления преследует только собственные интересы и может быть заинтересован в получении взяток от ПП. За взятки ОУ занижает размер платы за сброс загрязнений в водоток. Чиновники ОУ взятки рассматривают как один из факторов (наряду с доходами от платы за загрязнение) в общем балансе их интересов. Фактически ОУ, вопреки декларируемым целям защиты государственных интересов, часто выступает как коммерческая структура. Поскольку благополучие ОУ зависит только от ФЦ, но не от качества жизни в регионе, то стандарты качества речных и сточных вод могут нарушаться в силу экономической коррупции. Федеральный центр должен создать условия, при которых поддержание системы в устойчивом состоянии даже в условиях коррупции будет экономически выгодно для ОУ. Добиться этого ФЦ может неединственным образом, поэтому, кроме того, он стремится к оптимизации индивидуального функционала. Если на конечном интервале времени дисконтирование не учитывается, то целевой функционал ФЦ

/в(Р('), «!(•), «2(-), Г(•), и(-), *(•)) =

Слагаемое CB(a(t)) в выражении (12) отражает затраты ФЦ на очистку речной воды; a(t)(1 — — p(t)r (b(t)) — поступления средств от ПП в виде платы за сброс ЗВ в речную систему. Максимум функционала (12) ищется по p(t) при побуждении и по qx(t) или q2(t) — при принуждении. Таким образом, в целевом функционале (12) учтены затраты на централизованную очистку речной воды и поступления от ПП в виде платы за сброс загрязнений.

Орган управления стремится к максимизации средств, поступающих к нему от ПП в виде взяток и платы за сброс загрязнений с учетом взяток, за вычетом расходов на очистку речной воды. Целевой функционал ОУ

т

/c(p(-), r(•), s(-), u(-), b(-)) = J{- Cc(a(t)) +

0

+ a(t)r (b(t))p(t) + b(t)a(t)}dt ^ max. (13)

Здесь CC(a(t)) — функция затрат ОУ на улучшение качества речной воды; ОУ управляет размером платы за сброс загрязнений в водоток r(b(t)) при побуждении и минимально допустимой степенью очистки сточных вод на ПП s(b(t)) — при принуждении. Слагаемое CC(a(i)) отражает затраты ОУ на очистку речной воды; a(t)p(t)r (b(t)) — поступления средств от ПП за сброс загрязнений в водоток; a(t)b(t) — размер взятки за сброс в водоток загрязняющих веществ в количестве a(t).

Цель ПП — максимизация своей прибыли в условиях коррупции, т. е.

J{-CB(a(t)) + (1 -p(t))r(b(t))a(t)}dt ^ max, (12) /H(r(.), и(-), b(-)) = J{zR(0(t)) - CH(u(t))W(t)

где ? — временная координата; и(?) — доля загрязняющих веществ, удаляемых на ПП в процессе очистки сточных вод; Ж(?) (а(?) = Ж(?)(1 — и(?))) — количество ЗВ, сбрасываемых в реку предприятием до (после) очистки сточной воды в момент времени ?; Св(а(?)) — функция затрат центра на улучшение качества речной воды, зависящая от общего количества сброшенных в реку ЗВ (а(?)); Т — момент времени, до которого ведется рассмотрение; г (Ь(?)) — функция платы за единицу сброшенных ЗВ, в условиях коррупции зависящая от размера взятки Ь(?); р(?) — доля поступающих от ПП средств, которая остается в распоряжении ОУ; «Д?) и «2(?) — управление ФЦ при принуждении, когда ОУ, в свою очередь, применяет принуждение и побуждение соответственно.

r(b(t))a(t) - b(t)a(t)}dt ^ max.

(14)

Здесь CH(u(t)) — функции затрат ПП на очистку единицы сбрасываемых ЗВ; 0(t) — производственные фонды; R(0(t)) — производственная функция ПП; z = const — цена единицы продукции. Максимум функционала (14) ищется по функциям u(t) и b(t).

Слагаемое zR^(t)) выражает доход ПП от реализации R(0(t)) единиц произведенной на предприятиях продукции, a(t)r (b(t)) — плату за сброс ЗВ в водоток; CH(u(t)) W(t) — затраты ПП на очистку сточной воды; a(t)b(t) — размер взятки за сброс в водоток загрязняющих веществ в количестве

= D u( t) . 1 - u (t) ' D = const.

a(t). Далее рассмотрим случай CH(u(t)) = D-

0

Оптимизационные задачи (12) — (14) решаются при ограничениях на управления

— фц У1 т р(?) т у2; о т т 1 - в;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 т q2(t) т гтах; V? : ? е [0, Т]; (15)

— ОУ т s(í) т 1 - в; «2(?> т г(Ь(?)) т Гтах;

V? : ? е [0, Т]; (16)

— ПП £(?) т и(?) т 1 - в; о т Ь(?) т Ьтах;

V? : ? е [0, Т]. (17)

Здесь значение величины в определяется технологическими возможностями ПП по очистке сточных вод; Ьтах — максимально возможная взятка, приходящаяся на единицу сброшенных ЗВ; гтах — максимально допустимый размер платы за сброс ЗВ без коррупции; у1 и у2 — минимально допустимые доли средств, поступающих от ПП к ФЦ и

Оу; значения rmax, bmax, П и ^2 зЭДанЫ.

Динамика изменения производственных фондов ПП описывается обыкновенным дифференциальным уравнением

¿Ф

Л

= —кФ + Y, Ф(0) = Ф0,

(18)

где к = const — коэффициент амортизации производственных фондов; Y — инвестиции в производство, которые будем считать постоянной величиной; величина Ф0 = const задана.

Пусть общее количество сбрасываемых ЗВ (до очистки) зависит от количества произведенной на ПП продукции линейно и производственные функции имеют вид

W(t) = pR^), R^) = ХФ°'5(0, X, в = const.

(19)

В качестве характеристики речной воды возьмем концентрацию ЗВ х(?), изменение которой со временем описывается обыкновенным дифференциальным уравнением

^ = Дх(?), и(?), ?), х(0) = х0, (20)

где Дх(?), и(?), ?) — некоторая заданная функция.

Известны предельно допустимые концентрации ЗВ в водотоке х

0 m x(t) m xmax, Vt : t е [0, T], и ограничения на качество сточной воды

(21)

W( t) [ 1 - u ( t) ]

Q°( t)

m Q,

max

Vt : t е [0, T], (22)

где Q (t) — расход воды на ПП в момент времени t,

Рассмотрим вначале информационный регламент II. Будем считать, что qx(t) = q2(t) = s(t) = 0, управлениями служат функции p(t), r(t), u(t), t) и b(t). Введем обозначения для проекций п( r) = = r (p(r), u, b); n(u) = u(r (p(r), u, b). Будем считать, что e r m D m r .

max max

Решение задачи (12)—(22) строится в соответствии с описанным в § 1 алгоритмом в случае информационного регламента II в условиях экономической коррупции, а именно:

1) вычисляется величина LH = T(D — 2 JDrmax) s

T T

s J W(t)dt + JгВ(Ф)Л; стратегии наказания имеют

00

вид / = p (rmax) = 0; ?P = r" (p (rmax), u>, b>) = rmax;

u > = 1 — ^D/rmax, ь >=0,

2) определяется множество dH = j (r, u, b) :

-J W(t) J D п ( u) + (1 - n( u )(n(") + b (t)))|dt m T x

0 L 1 - n(u) J

T

s (D — 2л/гт~ ) J W(t)dtJ;

il J

0

3) вычисляется величина

T

l£ = sup г {—CC(W(t)(1 — n( u)) +

(r, u, b) е DH °

+ (1 — n( u ))W(t)b(t))}dt;

4) вводится множество

T

DC = {(p , r, u, b) : J{—Cc((1 — n(u ))W(t)) +

0

ii

+ (1 — n( u ))W(t)(n( r )p(r(t)) + b(t))}dt l LC

TJ

— J W(t) Jd—"<-"1-

° L 1 - n( u)

+ (1 - n( u )(n( r) + b (t )))dt

m

m

t(d—2,ydmax) j w(t)dt,

значения xmax и Qmax заданы.

V? : 0 < х(?) < Хтах, ^(?)[1 - и(?)]/Оо(?) т 5) определяется величина т

у£ = __ 8ИР {-СВ(Ж(?)(1-п(и)) +

(р, г, и, Ь) е ДС о

+ (1 - р(г(?))) Ж(?)л(г )(1 - п(и ))}А и находится равновесие «побуждения — побуждения».

0

Приведем примеры нахождения равновесий. Во всех примерах равновесие «побуждения — побуждения» находится численно методом прямого упорядоченного перебора с учетом гипотезы постоянства управлений на некоторых временных интервалах [19, 20]. Именно, считается, что субъекты меняют свои управления п раз в известные моменты времени, т. е.

m(t) =

если 0 < t < tj, m2, если t1 < t < t2,

mN, если tn _, < t < T,

n -1 ■

где m. = const; t. = /At; At = T/n; m(t) — управление одного из субъектов управления (одна из функций p(t), r(t), u(t) и b(t)).

Пример 1. Пусть Дх(0, u(t), t) = -шх + C W(t)(1 - w(t)); CB(a(t)) = C2a(t); CC(a(t)) = C3a(t); Cp C2, C3 = const;

C2 = 20 у. е.; C3 = 30 у. е.; Cj = 0,015 (л • сут-1); n = 3; ш = 0,002 сут-1; z = 25 сут-1; = 200 у. е.; bmax = 70 у. е.; T = 540 сут; = 10 мг/л; Qma = 100; Ф0 = 1016 у. е.; D =18; x0 = 6 мг/л; х = 2; yj = 0,3; у2 = 0,8; s = 0,1; Y = 0 у. е.; р = 0,3 мг/(сут у. е.); Q0(t) = 0,6 W(/)/Qm„; к = 0,001 сут-1 (у. е. — условная единица). Получим, что коррупция в системе есть и L^ = -132 507 у. е.; L^ =

= 285 317 у. е.; у£ = 105 764 у. е.; /? = 285 882 у. е.;

/Н = -132 483 у. е., где , /Н — прибыль ОУ и ПП соответственно в равновесии «побуждения — побуждения».

Пример 2. В случае входных данных примера 1 и уменьшения затрат на очистку сточных вод на ПП (D = 1) коррупция в системе также присутствует, прибыль ПП растет, остальных субъектов уменьшается, так как на ПП выгодна высокая степень очистки сточных вод:

l|| = 397 870 у. е.; l£ = 93 911 у. е.; у" = 2166 у. е.;

/" = 94 262 у. е.; /£ = 398 121 у. е.

Пример 3. В случае входных данных примера 1 и увеличения расходов на очистку речной воды со стороны ОУ (С3 = 200 у. е.) ОУ терпит убытки, коррупция в системе есть: L^ = -132 507 у. е.; L^ = -269 677 у. е.; у£ = 175 732 у. е.; /<? = -269 156 у. е.; = -132 452 у. е.

Пример 4. Равновесие II с учетом условий УР системы существует не всегда. Например, его не существует в случае входных данных примера 1 и роста на ПП затрат на очистку сточных вод (D = 100), увеличения максимально возможной величины удельной взятки (b = 500 у. е.), уменьшения максимально допустимой

платы за сброс ЗВ (гтах = 10 у. е.) или ухудшения экологического состояния системы (х0 = 9 мг/л).

Пример 5. В случае входных данных примера 1 и уменьшения максимально возможной удельной взятки (Ьтах = 10 у. е.) коррупция в системе отсутствует, прибыль ФЦ и ПП растет, ОУ — падает: ¿Н = —132 507 у. е.; 41 = -477 12 у. е.; у" = 301 948 у. е.; /С = 68 267 у. е.; /н = -111 052 у. е. ♦

Рассмотрим информационный регламент СС. Считаем, что «2(?) = 0, а функции р(?) и г(?) заданы и не меняются, управлениями служат функции «Д?), я(?), и(?) и Ь(?). Пусть V?: ? е [0, Т] ^ О1 е2г(?).

Решение задачи (12)—(22) опять строится в соответствии с описанным в § 1 алгоритмом в случае информационного регламента СС, а именно:

1) если 1 - ^Б/г(?) + Ьтах < *(?) < 1 - е, то Ь*(?) = 0; и*(?) = *(?);

если 1 - л/Б/гС?) < *(?) < 1 - ^О/г(?) + Ьтах , то

Ь*(?) = Ьтах; и*(?) = 1 - л/О/г(?) + Ьтах ) или (Ь*(?) = 0; и*(?) = я(?)) в зависимости от входных данных модели;

если *(?) < 1 - УОМО, то (Ь*(?) = Ьтах; и*(?) = 1 - л/О/г(?) + Ьтах) или (Ь*(?) = 0; и*(?) =

= 1 - л/ОМО).

2) решается параметрическая задача максимизации функционала (13), (16) с учетом уравнения (18) и функцией (19) при Ь(?) = Ь*(?), и(?) = и*(?); ее решением является оператор /(?) = /(«Д?), Ь(?));

3) решается задача оптимального управления субъекта В (12), (15), (18)—(22) при я(?) = /(«Д?), Ь*(?)); и(?) = и*(5*(«1(1), Ь*(?))), Ь(?) = Ь*(?). Находится равновесие «принуждения — принуждения».

Равновесие ищется численно методом прямого упорядоченного перебора с учетом гипотезы постоянства управлений на некоторых временных интервалах [19, 20] в случае р(?) = 0,4; г (?) = гтах/2. Заметим, что результаты существенно зависят от заданных функций р(?) и г (?).

Пример 6. В случае входных данных примера 1 доходы ФЦ и ПП выросли по сравнению с примером 1, ОУ —

упали и /д0 = 142 658 у. е.; /°С = 35 664 у. е.; /°С =

= 109 371 у. е., где /£С , /£С и /¿С — прибыль ФЦ, ОУ

и ПП соответственно в равновесии «принуждения — принуждения».

Пример 7. В случае входных данных примера 2 доходы ФЦ и ПП опять выросли по сравнению с примером 2,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОУ — упали, и /^ = 28 531 у. е.; /^С = 7132 у. е.;

/£С = 4 588 851 у. е.

Пример 8. В случае входных данных примера 3 доходы ФЦ и ПП упали по сравнению с примером 3, ОУ —

выросли, /дС = 28 531 у. е.; = —114 127 у. е.; /¿С = = -632 454 у. е.

Пример 9. В случае входных данных примера 4 равновесие СС с учетом условий УР системы существует во всех указанных случаях (при Б = 100, Ьтах = 500 у. е., х0 = 9 мг/л). Путем принуждения удается добиться выполнения условий УР. ♦

В случае информационного регламента С1 будем считать, что = 0; = 0, а функция р(?) задана, управлениями служат функции #2(0, г (0, и(?), Ь(?). Введем обозначения для проекций

я; ~

п( г) = г(4, и, Ь); п( и) = и(4, и, Ь)).

Решение задачи (12)—(22) строится в соответствии с описанным в § 1 алгоритмом в случае информационного регламента С1 в условиях экономической коррупции, а именно:

т

1) вычисляется величина ХН = — ^^ | W(í)dí —

о

тт - в |г($Щ()(И + |гЯ(Ф)^; 4р =1 - е; Гр =

оо = Г (, ир, Ьр) = гтах; ир = 1 - в; Ьр = 0;

2) определяется множество

ПС1 и» 8 ,ч

Бн = {(Г, и, Ь) :

- | W(í)|Б п ( и ^ + (1 - п(и)(п(г) + Ь(0))| Л т о ^ 1 - п( и) ^

тт т к-^ | + в |г(?)Щ()(И;

в

о

о

3) вычисляется величина

т

уС1 (42) = с1 | {-^(^0(1-п( и)) +

(Г, и, Ь)Е % о

+ р (^(?)л( Г )(1 - п( и ))№

г г *

обозначим через Г * и (и*, Ь ) стратегии субъектов С и Н, реализующие величину у!? (42);

4) решается задача оптимального управления с фазовыми ограничениями субъекта В (12), (15),

(18)—(22) при Г = Г *, (и, Ь) = (и*, Ь ) и находится равновесие «принуждения — побуждения» с уче-

том требований УР в условиях экономической коррупции.

Равновесие С1, как и в рассмотренных ранее случаях, ищется численно и существенно зависит от выбранной функции р(?). Далее считается, что р(0 - 0,4.

Пример 10. В случае входных данных примеров 1, 4 и 5 равновесия «принуждения — побуждения» с учетом условий УР системы не существует. Для ОУ и ПП выгодно нарушать условия УР, а у ФЦ недостаточно рычагов воздействия на них.

Пример 11. В случае входных данных примера 2 доходы ОУ и ПП выросли по сравнению с примером 2, ФЦ —

упали, коррупция в системе есть, и = 387 556 у. е.;

/С = 62 665 у. е.; ¿С1 = 42 002 у. е.; /С = 389 882 у. е.,

где /В"1, /С"1 и /С — прибыль ФЦ, ОУ и ПП соответственно в равновесии «принуждения — побуждения».

Пример 12. В случае входных данных примера 3 доходы ПП упали по сравнению с примером 3, ФЦ и ОУ —

выросли, коррупция в системе есть, = -703 783 у. е.;

С1

в = 136 309 у. е.; /<? = -68 154 у. е.; /^ =

ГС1

/

= -636 750 у. е. ♦

Таким образом, как в случае информационного регламента II, так и регламента С1 равновесие с учетом условий УР системы строится не всегда, т. е. ФЦ не удается обеспечить выполнение условий УР из-за коррупции. В случае регламента СС равновесие существует для более широкого класса входных функций. Прибыль различных субъектов управления в равновесии системы существенно зависит от принятого информационного регламента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе даны определения и проведено исследование равновесий «принуждения и побуждения» с учетом требований устойчивого развития в условиях коррупции в трехуровневых системах управления. Методы принуждения и побуждения при иерархическом управлении [17] формализуются как информационные расширения игры двух лиц, в основном соответствующие регламентам Г^ и Г2^ описанным в книгах [24, 25]. Требования устойчивого развития учитываются дополнительно как фазовые ограничения в дифференциальной игре. Административная и экономическая коррупция трактуются как обратная связь управлений принуждения и побуждения по размеру взятки [18—23].

В играх трех лиц в аспекте методов управления возможны четыре варианта информационных регламентов: оба субъекта применяют один и тот же метод (принуждение или побуждение) либо они

применяют различные методы, при этом во всех случаях управления игрока среднего уровня дополняются административной или экономической коррупцией. Равновесие «принуждения — принуждения» с учетом требований устойчивого развития в условиях административной коррупции строится путем решения последовательности связанных параметрических задач оптимального управления с соответствующими фазовыми ограничениями. Для нахождения равновесия «побуждения — побуждения» с учетом требований устойчивого развития в условиях экономической коррупции использована предложенная в работе [24] процедура, основанная на построении взаимосвязанных, выгодных для игроков, программ. Равновесия «принуждения — побуждения» и «побуждения — принуждения» с учетом требований устойчивого развития в условиях коррупции ищутся с помощью комбинации этих подходов.

В качестве иллюстрации представлено применение указанных методов к задачам контроля качества поверхностных вод. Показано, что для рассмотренных примеров в случае регламента «принуждения — принуждения» принципалу всегда удается обеспечить выполнение требований устойчивого развития даже при коррупции, а для других регламентов — только при определенных значениях модельных параметров. Таким образом, в рамках примеров административно-законодательные методы в борьбе с коррупцией более эффективны, чем экономические.

ЛИТЕРАТУРА

1. Rose-Ackerman S. The Economics of Corruption // Journal of Political Economy. - 1975. - N 4. - Р. 187-203.

2. Becker G. Crime and Punishment: An Economic Approach // Journal of Political Economy. - 1968. - N 76. - P. 169-218.

3. Bac M. Corruption and supervision costs in hierarchies // Journal of Comparative Economics. - 1996. - N 2. - P. 99-118.

4. Bag P.K. Controlling corruption in hierarchies // J. Comparative Economics. - 1997. - Vol. 25, N 3. - P. 322-344.

5. Mookherjee D., Png I.P. Corruptible Law Enforcers; How Should They Be Compensated // Economic Journal. - 1995. -N 105. - Р. 112-121.

6. Hindriks J., Keen M., Muthoo A. Corruption, Extortion and Evasion // J. Public Economics. 1999. - Vol. 74, N 3. -P. 395-430.

7. Mishra A. Hierarchies, incentives and collusion in a model of enforcement // J. Economic Behavior and Organization. — 2002. - Vol. 47. - P. 165-178.

8. Lambert-Mogiliansky A., Majumdar M., Radner R. Petty corruption: A game - theoretical approach // Journal of Economic Theory. - 2008. - Vol. 4. - P. 273-297.

9. Drugov M. Information and delay in an agency model // The Rand J. Economics. - 2010. - Vol. 41. - P. 598-615.

10. Васин А.А., Картунова П.А., Уразов А.С. Модели организации государственных инспекций и борьбы с коррупцией //

Математическое моделирование. — 2010. — Т. 22, № 4. — С. 67—89.

11. Васин A.A., Николаев П.В., Уразов А.С. Механизмы подавления коррупции // Журнал новой экономической ассоциации. — 2011. — № 10. — С. 10—30.

12. Левин М.И., Цирик М.Л. Коррупция как объект математического моделирования // Экономика и математические методы. — 1998. — Т. 34, № 3. — C. 40—62.

13. Полтерович В.М. Факторы коррупции // Экономика и математические методы. — 1998. — Т. 34, № 3. — С. 30—39.

14. Выборнов Р.А. Модели и методы управления организационными системами с коррупционным поведением участников. — М.: ИПУ РАН, 2006.

15. Левин М.И., Левина Е.А., Покатович Е.В. Лекции по экономике коррупции. — М.: Изд. дом ВШЭ, 2011.

16. Угольницкий Г., Денин К. Математические модели коррупции. Теория и приложения. — LAP Lambert Academic Publishing, 2011. — 152 с.

17. Угольницкий Г.А. Иерархическое управление устойчивым развитием. — М.: Физматлит, 2010. — 336 с.

18. Денин К.И., Угольницкий Г.А. Теоретико-игровая модель коррупции в системах иерархического управления // Известия РАН. Теория и системы управления. — 2010. — № 1. — С. 192—198.

19. Угольницкий Г.А., Усов А.Б. Управление устойчивым развитием иерархических систем в условиях коррупции // Проблемы управления. — 2010. — № 6. — С. 19—26.

20. Угольницкий Г.А., Усов А.Б. Устойчивое развитие систем управления с учетом коррупции // Математическая теория игр и ее приложения. — 2010. — Т. 2, вып. 4. — С. 106—119.

21. Угольницкий Г.А., Усов А.Б. Статические модели коррупции в системах контроля качества водных ресурсов // Проблемы управления. — 2012. — № 4. — С. 38—44.

22. Антоненко А.В., Угольницкий Г.А., Усов А.Б. Статические модели борьбы с коррупцией в иерархических системах управления // Известия РАН. Теория и системы управления. — 2013. — № 4. — С. 165—176.

23. Угольницкий Г.А., Усов А.Б. Динамические иерархические игры двух лиц в программных стратегиях и их приложения // Математическая теория игр и ее приложения. — 2013. — Т. 5, вып. 2. — С. 82—104.

24. Горелик В.А., Кононенко А.Ф. Теоретико-игровые модели принятия решений в эколого-экономических системах. — М.: Радио и связь, 1982. — 144 с.

25. Горелик В.А., Горелов М.А., Кононенко А.Ф. Анализ конфликтных ситуаций в системах управления. — М.: Радио и связь, 1991.

26. Горелов М.А., Кононенко А.Ф. Динамические модели конфликтов. Язык моделирования // Автоматика и телемеханика. В печати.

27. Горелов М.А., Кононенко А.Ф. Динамические модели конфликтов. Равновесия // Там же. В печати.

28. Горелов М.А., Кононенко А.Ф. Динамические модели конфликтов. Иерархические игры // Там же. В печати.

Статья представлена к публикации членом редколлегии

В.Н. Бурковым.

Угольницкий Геннадий Анатольевич — д-р физ.-мат. наук,

зав. кафедрой, S (863) 297-51-14, Н [email protected],

Усов Анатолий Борисович — д-р физ.-мат. наук, профессор,

Н [email protected],

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.