Научная статья на тему 'Моделирование корпуса шаровой опоры легкового автомобиля'

Моделирование корпуса шаровой опоры легкового автомобиля Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
170
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BALL BEARING / DURABILITY / MODELING / POLYMER MATERIAL / GRANULE / MODIFICATION / ШАРОВАЯ ОПОРА / ДОЛГОВЕЧНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПОЛИМЕРНЫЙ МАТЕРИАЛ / ГРАНУЛА / МОДИФИЦИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Родионов Ю. В., Баканова С. В., Войнов А. А.

На основе системного анализа повреждений деталей и сравнения долговечности существующих шаровых опор с полимерным гомогенным элементом с долговечностью модифицированных опор построены модель ячейки с усреднённым размещением модификатора в подложке опоры и модель приведения многослойного корпуса опоры к эквивалентному однослойному; выполнены расчёты контактного давления, контактных деформаций и напряжений. При расчёте учтены реологические и физико-химические свойства компонентов подложки и модификатора, влияние внешней среды. В результате обработки информации было установлено, что во всех точках контура материал испытывает двухосное плоское двухмерное напряжённое состояние, называемое чистым сдвигом с наличием касательных напряжений. В результате применения системного анализа установлено, что наиболее напряжённой опасной точкой является точка, лежащая в центре площадки соприкосновения деталей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Родионов Ю. В., Баканова С. В., Войнов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling housing ball joint passenger car

The compare the durability of the existing ball bearings (SHO) with the polymer homogeneous element with the durability of the modified supports, a cell model with the averaged placement of the modifier in SHO substrate and a model for bringing the multilayer sho body to the equivalent single-layer one are constructed; calculations of contact pressure, contact deformations and stresses are performed. The calculation takes into account the rheological and physico-chemical properties of the components of SHO substrate and modifier, the influence of the environment. As a result of calculations, it was found that at all points of the contour the material experiences a biaxial plane two-dimensional stress state, called pure shear with the presence of shear stresses. The most intense point of danger is the point lying in the center of the platform of contact of details.

Текст научной работы на тему «Моделирование корпуса шаровой опоры легкового автомобиля»

Моделирование корпуса шаровой опоры легкового автомобиля

Ю.В. Родионов, С.В. Баканова, А.А. Войнов Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация: На основе системного анализа повреждений деталей и сравнения долговечности существующих шаровых опор с полимерным гомогенным элементом с долговечностью модифицированных опор построены модель ячейки с усреднённым размещением модификатора в подложке опоры и модель приведения многослойного корпуса опоры к эквивалентному однослойному; выполнены расчёты контактного давления, контактных деформаций и напряжений. При расчёте учтены реологические и физико-химические свойства компонентов подложки и модификатора, влияние внешней среды. В результате обработки информации было установлено, что во всех точках контура материал испытывает двухосное плоское двухмерное напряжённое состояние, называемое чистым сдвигом с наличием касательных напряжений. В результате применения системного анализа установлено, что наиболее напряжённой опасной точкой является точка, лежащая в центре площадки соприкосновения деталей. Ключевые слова: шаровая опора, долговечность, моделирование, полимерный материал, гранула, модифицирование.

При разработке методов повышения надежности деталей на основе системного анализа необходимо, в частности, определить внутренние и локальные напряжения, а также проявляющиеся под действием нагрузок деформации [1-3]. Решение задачи осложняется тем, что элементы шаровых опор (ШО) легковых автомобилей имеют различные жёсткостные характеристики, а модифицированная подложка, кроме того, обладает гетерогенной структурой [4-7]. Для проектируемой оболочки на первом этапе гетерогенную подложку вкладыша заменяем эквивалентным однородным слоем, а далее многослойный корпус заменяем однослойным и решаем контактную задачу более простым способом.

Моделирование многослойного корпуса ШО однослойной сферической оболочкой с неполной сферой основано на решении аналогичной задачи для оболочечных аппаратов космонавтики [8]. Расчётные схемы приведены на рис. 1-4.

На рис. 1, а двухслойный корпус, состоящий из полимерного элемента 2 и металлической обоймы 3, заменяется однослойным корпусом (рисунок

2.1,6) с эквивалентным модулем упругости Еэкв.к . По рис. 2 для трёхслойного корпуса, содержащего в своём составе два полимерных элемента 2 и 3, вкладыш и КПВ, моделируется вначале эквивалентная однослойная полимерная оболочка (рис. 2, б), которая затем в сочетании с металлической обоймой корпуса позволяет получить модель однослойного эквивалентного корпуса ШО (рис. 2, в).

3

2 1

а)

б)

Рис. 1.- Расчётные толщины корпуса сферического подшипника скольжения: а - разрез двухслойного корпуса, б - модель эквивалентного однослойного корпуса

4 3 2 1

К

а

3

6

Рис 2. - Последовательное приведение трёхслойного корпуса шарнира к эквивалентной оболочке (разрез ШО): а - 1 - палец, 2 - полимерный вкладыш, 3 - полимерная подложка, 4 -обойма корпуса металлическая; 6-1 - палец, 2 - эквивалентный полимерный слой, 3 - обойма корпуса; в -1 - палец, 2 - эквивалентная однослойная оболочка корпуса.

2 1

3

а

6

г

Рис. 3. - Моделирование модифицированной подложки а - разрез ШО, 1 - палец, 2 - полимерный вкладыш, 3 - полимерная подложка с модификатором, 4 - металлическая обойма корпуса; 6 - гетерогенная структура подложки, в - структура подложки с идеальным расположением гранул модификатора, г - модель ячейки.

На рис 3, а показан трёхслойный корпус ШО, в составе которого содержится модифицированный полимерный слой. На рис. 3, 6 - г представлена последовательность приведения модифицированного

полимерного материала 3, при моделировании модифицированной эквивалентной ячейки.

В данном случае, при введении модификатора в виде гранул из металла в полимерный элемент 3, последний становится неоднородным слоем. Расстояние между гранулами определяем, анализируя два соседних элементарных объёма и сечение, проходящее через центры гранул.

Будем считать, что единичная гранула заполняет объём куба с ребром I = 2(И+Я). Следовательно, объём ячейки V= 8(И+Я)3, а объём гранулы Ум = 4пЯ3 / 3. Принимая концентрацию гранул К = Ум / V , установим:

К = ^ 3 , откуда И = 0,55• 1. (1)

6(И + Я)3 Я УК

Максимальная концентрация гранул будет при условии И = 0, что соответствует К = п / 6 = 0,5236, а минимальная - при И ^ да, откуда Vм ^0.

Двухслойная оболочка корпуса ШО характеризуется жёсткостями на изгиб DQ1 , Вх2 и жёсткостями на растяжение Ад1 и Ах2 для двух слоев [8].

Данные жёсткости при коэффициенте Пуассона для слоев V = (V мо + V пэ)/2 на единицу расстояния представляем в виде:

Ах [м.о Им.о + Еп Ип] , (2)

1 - V2

Dfl = ^ч + Еп ИК\ + и2-Емо Еп Имо И7—^, (3)

12(1 - vM.о ) 12(1 - vП ) (м. о Им.о + Еп Ип )) - V2 ) где Ах, De — приведённые жёсткости оболочки на растяжение и на изгиб;

V , V п, V мо — коэффициенты Пуассона: осреднённый, полимерного элемента и металлической обоймы;

Еп , Ем о - модули упругости полимерного элемента и металлической обоймы;

И, И м.о, Ип - полная толщина корпуса, толщина металлической обоймы

и полимерного элемента соответственно; И0 - расстояние между поверхностями двух слоёв ШО. Условно принимаем для расчета толщину эквивалентной однослойной оболочки равной толщине пакета двухслойной оболочки, т.е.

И = И + И м.о п

И = (И + И )/2 о 4 м.о п

Плотность материала эквивалентной однослойной оболочки будет

(Рм.оИм.о + РпИп )

Рэкв

И

(4)

Оболочка теряет устойчивость при критическом давлении дкр, при котором собственная частота определяется по формуле [6]:

г2 {п2 - ^ дКр (п) (п2 + 1)ф эквИЯ

2

п

ю

(5)

где Я - радиус срединной поверхности оболочки;

п - количество волн в окружном направлении. Минимальное значение дкр получается, когда в продольном направлении возникает одна полуволна. Следовательно,

*кр (п ) = % {п 2 - 1)+ ^

2 ^4

1

V ' /

п

6

(6)

где I - длина оболочки.

dqкр (п )

Из условия

/кР

ёп

= 0

получим выражение для п1 :

2 пЯ п 2 =

3Я 2 АХ (1 -V2

D|

(7)

0

2

Подставляя полученное выражение в (6), и учитывая, что обычно п >> 1, находим минимальное значение qКp:

4п

mm q

кр

V27

4 D 3 Ax (l -v 2 )

0

/VF

(8)

2

Подставляя выражения n и min qKp в (5), получим выражение для частоты колебаний оболочки :

ю =

2п

V3

V D0 Ax (l -v 2)

(9)

(10)

При рэкв •h = const получим ю « Eq Ex .

Окончательно, преобразовав (9), получим эквивалентный модуль нормальной упругости:

Eэкв к = л/ Ee ' Ex .

Входящие в (10) величины: E _ E (г ) + E (h) 12h02Eм.о^hм.о hп

Ee = ^м.о + ьпVп) +—-=--¿ту- ,

¿м.о h м.о + ¿п h п

Ex = Eм.о (гм.о ) + Eп (гп ). Приведённые безразмерные толщины:

(11) (12)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

__h __h __hr\ _

h = м.о . h = -И. • h = _У_. h = h + h • h - h + h

'»Л/ГГ» — , , '»Д — , 1 Ur\ — , 1 n — "M Л Tiln, n — '»Л/ГГ>Т^'»Т

'м.о

h

и ' 0 h

'м.о 1 "И'

'м.о 1 "И

(13)

В формулах (10), (11), (12), (13)

- Ее и Ех - модули упругости при изгибе и растяжении;

- Ьшо , кп, Н0 - приведённые толщины металлической обоймы, полимера и высота срединного слоя.

Данные зависимости выражения Ее , Ех , Еэкв к позволяют при расчетах заменить классический корпус с полимером однослойной оболочкой с указанными параметрами.

Полимеры обладают рядом свойств, характерным как твердым, так и жидким телам. Поэтому обобщенный закон Гука, полагающий для упругого твердого тела линейную зависимость компонентов напряжения от компонентов деформаций, распространим и для полимерных материалов, используемых для ШО.

Работа изотропного идеально упругого тела характеризуется двумя константами: коэффициентом Пуассона V и модулем Юнга Е. Модуль

Е

упругости при сдвиге G определяется известным соотношением G = -г.

2(1 + ^

Модуль сжимаемости К, зависит от констант V и G и определяется выражением

Е

К = фЕ^. (14)

Определив значение приложенной нагрузки, главные радиусы кривизны поверхностей тел в точке касания и упругие характеристики материалов деталей можно установить:

1 - форму и размеры площадки контакта тел;

2 - величину деформации;

3 - величину и распределение давления по площадке контакта. Палец (индентор) в расчётной схеме представлен как тело I (рис. 4). Корпус ШО с эквивалентным модулем упругости, представляет собой

сферическую оболочку, которая является контртелом II по отношению к индентору - телу I.

Рис. 4. - Расчётная схема по определению контактных напряжений и смещений.

При расчёте на контактное взаимодействие приводим модули упругости двух тел к единому значению:

Е _ 2(еI' Еп) (15)

Епр _ Е + Е ' (15)

ЕI + ЕII

Упругие свойства взаимодействующих материалов обобщает коэффициент, который зависит от модулей упругости (Н/м) [9] и

определяется по формуле:

п_ 2(1 -v2)—, (16)

1 Е пр МПа ' '

С помощью приведённого модуля упругости Епр можно решать

практические контактные задачи при работе слоев из пластмассы.

В зоне взаимного контакта деталей I и II (рис. 4) возникает локальная круговая зона контакта радиусом а = Ь [10,11].

При известных геометрических размерах и упругих постоянных соприкасающихся тел радиус круговой площадки ШО определяется по

формуле: а _ Ь _ 3

3 1

-П-Р7 , (17)

2 к 2 V 7

где Ък - сумма кривизн индентора и контртела

I к = 2

1 1

% Я1

2

Ятт - Я

II 'Ч Я1 ■ Я11

(18)

- осевая сосредоточенная сила (Н). Преобразуем формулу (17), используя формулу (18). Окончательно для двух соприкасающихся сферических тел, одно из которых касается вогнутой поверхности другого, получим:

а = ь = 0,9086 з

3

п

Я1 ■ Яи р Яп - Я1

(19)

где п - коэффициент, определяемый по формуле (16). Взаимное перемещение пальца и корпуса характеризуется суммой перемещений точек первоначального касания и определяется по выражению

5 = 2 ■ 34 п21 к ■ Р 2

(20)

Безразмерный коэффициент П5 равен единице при круговой площадке контакта. Для пальца и корпуса ШО со сферическими поверхностями с известными П5 , п, и Ък сближение:

5 = 0,8255 ■ з

3

2 Яц - Я 1 1 2

п ——--■ р

Я ■ яп '

(21)

Наибольшая величина давления в общем виде определяется

1

следующей зависимостью:

.■ 3

п3

^2

V п у

Р.

(22)

Р0 = пр

При касании сферических тел радиуса Я1 и впадины радиуса Я11 , при безразмерном коэффициенте пр = 1, и сумме кривизн I к = 2 формула (22) упрощается и приобретает вид:

' ^ -1' V Я11 Я1У

p0 = 0,5784 •3

П

RII - RI V RII • RI

• Fz .

(23)

Po

= 0,5784 • 3

1

1,43 • 10

-11 2

(16,35 -16,30)10 3

ч 16,35 •Ю-3 16,30 • 10-3 ,

Fr

ъ

P0 = 3,48 • 106 •

При действии силы Fz наибольшее давление в центре площадки

р0

= 3,48-106 •3ЭГ87 = 47,3-106

м2

Распределение давления р по круговой площадке контакта

представляется ординатами £ полусферы радиуса а, построенной на этой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£

площадке [12 ], т.е. p = po • —, 0 < £ < а.

a

Из этой зависимости следует, что максимальное давление испытывает точка в центре площадки при £ = а, а по контуру площадки при £ = 0 р= 0.

Далее, зная распределение давления, можно перейти к определению напряжённого состояния в следующих точках соприкасающихся деталей:

а) на оси симметрии Z , проходящей через центр площадки контакта нормально к её поверхности;

б) в контурных точках поверхности площадки взаимодействия. Аксиальное напряжение, т.е. нормальное напряжение в площадках,

перпендикулярных к оси Z от действия сосредоточенной силы Fz , приложенной к поверхности тела:

а 2 п

11

00

рМ^Ф 3ъ3

2п

(24)

2

1

где

о.

P0 Г~2 2 Г _ .

p -—^л/ a - г и р = ^|z + г

.2 , „2

a

3 p(

0 3 а Ч^Мг

, от

• z I

О 0

(2 + г 2 )

ИЛИ о ^ - - Р0

1 +

/ \ 2 •

' Z х

V а у

(25)

Знак минус в выражении (25) показывает, что напряжение ^

является сжимающим. При z = 0 у центра площадки контакта ^ = - р0, а при

неограниченном возрастании z аксиальное напряжение ^ стремится к нулю. В центре площадки по оси 2 будут наибольшие сжимающие

напряжения:

аз - а2 - -Р0, о3 = - 47,3 МПа;

(26)

два других главных напряжения

а1 -а2

2у + 1 2

р0 - - 0,8р0, о = о2 = - 37,8 МПа. (27)

Следовательно, материал в центре площадки контакта испытывает трёхмерное, т.е. объёмное напряжённое состояние, близкое к всестороннему сжатию.

Максимальное касательное напряжение в этой точке

1тах

а1 -а3 -- 0,8Р0 -(- Р0) - 01 •

2

2

0,1 • 47,3 - 4,7 МПа. (28)

Напряжения в направлении осей Xи У выражаются зависимостью:

а х - а у - - Р0

(1 + 1

4 7 2

(1 + у))-агс tgа а z

а

1 +

Г \2 ' Z х

V а

. (29)

Для точки у центра поверхности контакта, где z = 0

1

1

а х -а у

Р0 •

(1 + 2у)

2

(30)

Величина Ттах в функции расстояния z от центра площадки соприкасания выражается следующей зависимостью:

"тах

1

2

Р0

(1 + у)-3 —т^г-(1 + ^ а

2 (7\2 а

1 +

z

V а у

(31)

Для точек, лежащих на пересечении контура круговой площадки соприкасания с осью Х, имеет место следующая система главных

напряжений

а1

1 - 2у

3

-Р0

а 2 - а г - 0;

1 - 2у

а3-а у

3

■Р0.

(32)

(33)

(34)

На контуре круговой площадки действует наибольшее растягивающее

1 - 2у

напряжение вдоль радиуса а1 -

3

Р0 - 0,133Р0

(35)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Напряжение, параллельное оси 2 в точках контура а 2 - а2 - 0. (39) Третье сжимающее напряжение действует по касательной к контуру

площадки касания

ох = а3

1 - 2у

3

Р0 -- 0,133 Р0;

(36)

о1 = 6,5 МПа. о2 = 0. о3 = - 6,5 МПа. Максимальное касательное напряжение во всех точках контура

т -а1 -а3 - 0,133 Р0 -(- 0,133 Р0 ) - 0133 р ттах --2---2-- 0,133Р0

Вывод: во всех точках контура материал испытывает двухосное плоское двухмерное напряжённое состояние, называемое чистым сдвигом с

наличием касательных напряжений. Наиболее напряжённой опасной точкой является точка, лежащая в центре площадки соприкосновения деталей.

Литература

1. Зайцева М.М., Мегера Г.И., Касьянов Д.Н. Проблема долговечности деталей грузовых автомобилей // Инженерный вестник Дона, 2017, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N2y2017/4076

2. Косенко Е.Е., Черпаков А.В., Косенко В.В., Недолужко А.И. Методы оценки эксплуатационной надежности автомобилей // Инженерный вестник Дона, 2017, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4303

3. Novikov A.N., Katunin A.A., Tebekin M.D., Novikov I.A. Vibration diagnostics as a way of defining car suspension bracket ball elements technical condition // International Journal of Applied Engineering Research. - 2015. Vol. 10. №24. pp. 44884-44888.

4. Радченко С.Ю., Новиков А.Н., Катунин А.А., Тебекин М.Д. Анализ видов повреждений шаровых шарниров // Мир транспорта и технологических машин. -2012.- № 1 (36). - С. 8-14.

5. Archard J.F. Interdisciplinary Approach to Friction and Wear. - NASA SP-181, Washington, 1968. 267 p.

6. Артёмов И.И., Войнов А.А. Повышение долговечности шаровых опор легковых автомобилей // Известия вузов. - М.: Машиностроение, 2007. -№ 9. - С. 43-51.

7. Колесников В.И., Бардушкин В.В., Сычёв А.П., Яковлев В. Б. Влияние микроструктуры на локальные значения напряжений и деформаций в волокнистом композите //Вестник машиностроения. -2005. - № 8. - С. 3538.

8. Банах Л.Я., Жеребчиков С.Н., Рудис М.А. Разработка математической модели и анализ собственных колебаний жидкостного

ракетного двигателя с учётом упругости составляющих подсистем / Проблемы машиностроения и надёжности машин. - Наука, 2004, № 6. С. 3-8.

9. Бидерман В. Л. Механика тонкостенных конструкций. Статика. М.: Машиностроение, 1977. 488 с.

10. Артёмов И.И., Савицкий В.Я., Сорокин С.А. Моделирование изнашивания и прогнозирование ресурса трибосистем. Пенза: Информационно-издательский центр Пензенского государственного университета, 2004. 374 с.

11. Когаев В.П., Махутов Н.А., Гусёнков А.П. Расчёты деталей машин и конструкций на прочность и долговечность: Справочник // М.: Машиностроение, 1985. 224 с.

12. Новиков А.Н. Математическое моделирование технического состояния шарового шарнира в условиях стендовых испытаний // Мир транспорта и технологических машин. 2014. № 4. С. 39-46.

References

1. Zajceva M.M., Megera G.I., Kas'janov D.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2017, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N2y2017/4076

2. Kosenko E.E., Cherpakov A.V., Kosenko V.V., Nedoluzhko A.I. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2017, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4303

3. Novikov A.N., Katunin A.A., Tebekin M.D., Novikov I.A. International Journal of Applied Engineering Research. 2015. Vol. 10. №24. pp. 44884-44888.

4. Radchenko S.Ju., Novikov A.N., Katunin A.A., Tebekin M.D. Mir transporta i tehnologicheskih mashin. 2012. № 1 (36). pp. 8-14.

5. Archard J.F. Interdisciplinary Approach to Friction and Wear. NASA SP-181, Washington, 1968. P. 267.

6. Artjomov I.I., Vojnov A.A. Izvestija vuzov. M.: Mashinostroenie, 2007. № 9. pp. 43-51.

7. Kolesnikov V.I., Bardushkin V.V., Sychjov A.P., Jakovlev V. B. Vestnik mashinostroenija. 2005. № 8. pp. 35-38.

8. Banah L.Ja., Zherebchikov S.N., Rudis M.A. Problemy mashinostroenija i nadjozhnosti mashin. Nauka, 2004, № 6. pp. 3-8.

9. Biderman V.L. Mehanika tonkostennyh konstrukcij. Statika. [Mechanics of thin-walled structures. Statics]. M.: Mashinostroenie, 1977. 488 p.

10. Artjomov I.I., Savickij V.Ja., Sorokin S.A. Modelirovanie iznashivanija i prognozirovanie resursa tribosistem [Modeling of wear and forecasting of tribosystems resource]. Penza: Informacionno-izdatel'skij centr Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2004. 374 p.

11. Kogaev V.P., Mahutov N.A., Gusjonkov A.P. Raschjoty detalej mashin i konstrukcij na prochnost' i dolgovechnost': Spravochnik [Calculations of machine parts and structures for strength and durability: Guide]. M.: Mashinostroenie, 1985. 224 p.

12. Novikov A.N. Mir transporta i tehnologicheskih mashin. 2014. № 4. pp.

39-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.