Моделирование корпуса шаровой опоры легкового автомобиля
Ю.В. Родионов, С.В. Баканова, А.А. Войнов Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Аннотация: На основе системного анализа повреждений деталей и сравнения долговечности существующих шаровых опор с полимерным гомогенным элементом с долговечностью модифицированных опор построены модель ячейки с усреднённым размещением модификатора в подложке опоры и модель приведения многослойного корпуса опоры к эквивалентному однослойному; выполнены расчёты контактного давления, контактных деформаций и напряжений. При расчёте учтены реологические и физико-химические свойства компонентов подложки и модификатора, влияние внешней среды. В результате обработки информации было установлено, что во всех точках контура материал испытывает двухосное плоское двухмерное напряжённое состояние, называемое чистым сдвигом с наличием касательных напряжений. В результате применения системного анализа установлено, что наиболее напряжённой опасной точкой является точка, лежащая в центре площадки соприкосновения деталей. Ключевые слова: шаровая опора, долговечность, моделирование, полимерный материал, гранула, модифицирование.
При разработке методов повышения надежности деталей на основе системного анализа необходимо, в частности, определить внутренние и локальные напряжения, а также проявляющиеся под действием нагрузок деформации [1-3]. Решение задачи осложняется тем, что элементы шаровых опор (ШО) легковых автомобилей имеют различные жёсткостные характеристики, а модифицированная подложка, кроме того, обладает гетерогенной структурой [4-7]. Для проектируемой оболочки на первом этапе гетерогенную подложку вкладыша заменяем эквивалентным однородным слоем, а далее многослойный корпус заменяем однослойным и решаем контактную задачу более простым способом.
Моделирование многослойного корпуса ШО однослойной сферической оболочкой с неполной сферой основано на решении аналогичной задачи для оболочечных аппаратов космонавтики [8]. Расчётные схемы приведены на рис. 1-4.
На рис. 1, а двухслойный корпус, состоящий из полимерного элемента 2 и металлической обоймы 3, заменяется однослойным корпусом (рисунок
2.1,6) с эквивалентным модулем упругости Еэкв.к . По рис. 2 для трёхслойного корпуса, содержащего в своём составе два полимерных элемента 2 и 3, вкладыш и КПВ, моделируется вначале эквивалентная однослойная полимерная оболочка (рис. 2, б), которая затем в сочетании с металлической обоймой корпуса позволяет получить модель однослойного эквивалентного корпуса ШО (рис. 2, в).
3
2 1
а)
б)
Рис. 1.- Расчётные толщины корпуса сферического подшипника скольжения: а - разрез двухслойного корпуса, б - модель эквивалентного однослойного корпуса
4 3 2 1
К
а
3
6
Рис 2. - Последовательное приведение трёхслойного корпуса шарнира к эквивалентной оболочке (разрез ШО): а - 1 - палец, 2 - полимерный вкладыш, 3 - полимерная подложка, 4 -обойма корпуса металлическая; 6-1 - палец, 2 - эквивалентный полимерный слой, 3 - обойма корпуса; в -1 - палец, 2 - эквивалентная однослойная оболочка корпуса.
2 1
3
а
6
г
Рис. 3. - Моделирование модифицированной подложки а - разрез ШО, 1 - палец, 2 - полимерный вкладыш, 3 - полимерная подложка с модификатором, 4 - металлическая обойма корпуса; 6 - гетерогенная структура подложки, в - структура подложки с идеальным расположением гранул модификатора, г - модель ячейки.
На рис 3, а показан трёхслойный корпус ШО, в составе которого содержится модифицированный полимерный слой. На рис. 3, 6 - г представлена последовательность приведения модифицированного
полимерного материала 3, при моделировании модифицированной эквивалентной ячейки.
В данном случае, при введении модификатора в виде гранул из металла в полимерный элемент 3, последний становится неоднородным слоем. Расстояние между гранулами определяем, анализируя два соседних элементарных объёма и сечение, проходящее через центры гранул.
Будем считать, что единичная гранула заполняет объём куба с ребром I = 2(И+Я). Следовательно, объём ячейки V= 8(И+Я)3, а объём гранулы Ум = 4пЯ3 / 3. Принимая концентрацию гранул К = Ум / V , установим:
К = ^ 3 , откуда И = 0,55• 1. (1)
6(И + Я)3 Я УК
Максимальная концентрация гранул будет при условии И = 0, что соответствует К = п / 6 = 0,5236, а минимальная - при И ^ да, откуда Vм ^0.
Двухслойная оболочка корпуса ШО характеризуется жёсткостями на изгиб DQ1 , Вх2 и жёсткостями на растяжение Ад1 и Ах2 для двух слоев [8].
Данные жёсткости при коэффициенте Пуассона для слоев V = (V мо + V пэ)/2 на единицу расстояния представляем в виде:
Ах [м.о Им.о + Еп Ип] , (2)
1 - V2
Dfl = ^ч + Еп ИК\ + и2-Емо Еп Имо И7—^, (3)
12(1 - vM.о ) 12(1 - vП ) (м. о Им.о + Еп Ип )) - V2 ) где Ах, De — приведённые жёсткости оболочки на растяжение и на изгиб;
V , V п, V мо — коэффициенты Пуассона: осреднённый, полимерного элемента и металлической обоймы;
Еп , Ем о - модули упругости полимерного элемента и металлической обоймы;
И, И м.о, Ип - полная толщина корпуса, толщина металлической обоймы
и полимерного элемента соответственно; И0 - расстояние между поверхностями двух слоёв ШО. Условно принимаем для расчета толщину эквивалентной однослойной оболочки равной толщине пакета двухслойной оболочки, т.е.
И = И + И м.о п
И = (И + И )/2 о 4 м.о п
Плотность материала эквивалентной однослойной оболочки будет
(Рм.оИм.о + РпИп )
Рэкв
И
(4)
Оболочка теряет устойчивость при критическом давлении дкр, при котором собственная частота определяется по формуле [6]:
г2 {п2 - ^ дКр (п) (п2 + 1)ф эквИЯ
2
п
ю
(5)
где Я - радиус срединной поверхности оболочки;
п - количество волн в окружном направлении. Минимальное значение дкр получается, когда в продольном направлении возникает одна полуволна. Следовательно,
*кр (п ) = % {п 2 - 1)+ ^
2 ^4
1
V ' /
п
6
(6)
где I - длина оболочки.
dqкр (п )
Из условия
/кР
ёп
= 0
получим выражение для п1 :
2 пЯ п 2 =
3Я 2 АХ (1 -V2
D|
(7)
0
2
Подставляя полученное выражение в (6), и учитывая, что обычно п >> 1, находим минимальное значение qКp:
4п
mm q
кр
V27
4 D 3 Ax (l -v 2 )
0
/VF
(8)
2
Подставляя выражения n и min qKp в (5), получим выражение для частоты колебаний оболочки :
ю =
2п
V3
V D0 Ax (l -v 2)
(9)
(10)
При рэкв •h = const получим ю « Eq Ex .
Окончательно, преобразовав (9), получим эквивалентный модуль нормальной упругости:
Eэкв к = л/ Ee ' Ex .
Входящие в (10) величины: E _ E (г ) + E (h) 12h02Eм.о^hм.о hп
Ee = ^м.о + ьпVп) +—-=--¿ту- ,
¿м.о h м.о + ¿п h п
Ex = Eм.о (гм.о ) + Eп (гп ). Приведённые безразмерные толщины:
(11) (12)
__h __h __hr\ _
h = м.о . h = -И. • h = _У_. h = h + h • h - h + h
'»Л/ГГ» — , , '»Д — , 1 Ur\ — , 1 n — "M Л Tiln, n — '»Л/ГГ>Т^'»Т
'м.о
h
и ' 0 h
'м.о 1 "И'
'м.о 1 "И
(13)
В формулах (10), (11), (12), (13)
- Ее и Ех - модули упругости при изгибе и растяжении;
- Ьшо , кп, Н0 - приведённые толщины металлической обоймы, полимера и высота срединного слоя.
Данные зависимости выражения Ее , Ех , Еэкв к позволяют при расчетах заменить классический корпус с полимером однослойной оболочкой с указанными параметрами.
Полимеры обладают рядом свойств, характерным как твердым, так и жидким телам. Поэтому обобщенный закон Гука, полагающий для упругого твердого тела линейную зависимость компонентов напряжения от компонентов деформаций, распространим и для полимерных материалов, используемых для ШО.
Работа изотропного идеально упругого тела характеризуется двумя константами: коэффициентом Пуассона V и модулем Юнга Е. Модуль
Е
упругости при сдвиге G определяется известным соотношением G = -г.
2(1 + ^
Модуль сжимаемости К, зависит от констант V и G и определяется выражением
Е
К = фЕ^. (14)
Определив значение приложенной нагрузки, главные радиусы кривизны поверхностей тел в точке касания и упругие характеристики материалов деталей можно установить:
1 - форму и размеры площадки контакта тел;
2 - величину деформации;
3 - величину и распределение давления по площадке контакта. Палец (индентор) в расчётной схеме представлен как тело I (рис. 4). Корпус ШО с эквивалентным модулем упругости, представляет собой
сферическую оболочку, которая является контртелом II по отношению к индентору - телу I.
Рис. 4. - Расчётная схема по определению контактных напряжений и смещений.
При расчёте на контактное взаимодействие приводим модули упругости двух тел к единому значению:
Е _ 2(еI' Еп) (15)
Епр _ Е + Е ' (15)
ЕI + ЕII
Упругие свойства взаимодействующих материалов обобщает коэффициент, который зависит от модулей упругости (Н/м) [9] и
определяется по формуле:
п_ 2(1 -v2)—, (16)
1 Е пр МПа ' '
С помощью приведённого модуля упругости Епр можно решать
практические контактные задачи при работе слоев из пластмассы.
В зоне взаимного контакта деталей I и II (рис. 4) возникает локальная круговая зона контакта радиусом а = Ь [10,11].
При известных геометрических размерах и упругих постоянных соприкасающихся тел радиус круговой площадки ШО определяется по
формуле: а _ Ь _ 3
3 1
-П-Р7 , (17)
2 к 2 V 7
где Ък - сумма кривизн индентора и контртела
I к = 2
1 1
% Я1
2
Ятт - Я
II 'Ч Я1 ■ Я11
(18)
- осевая сосредоточенная сила (Н). Преобразуем формулу (17), используя формулу (18). Окончательно для двух соприкасающихся сферических тел, одно из которых касается вогнутой поверхности другого, получим:
а = ь = 0,9086 з
3
п
Я1 ■ Яи р Яп - Я1
(19)
где п - коэффициент, определяемый по формуле (16). Взаимное перемещение пальца и корпуса характеризуется суммой перемещений точек первоначального касания и определяется по выражению
5 = 2 ■ 34 п21 к ■ Р 2
(20)
Безразмерный коэффициент П5 равен единице при круговой площадке контакта. Для пальца и корпуса ШО со сферическими поверхностями с известными П5 , п, и Ък сближение:
5 = 0,8255 ■ з
3
2 Яц - Я 1 1 2
п ——--■ р
Я ■ яп '
(21)
Наибольшая величина давления в общем виде определяется
1
следующей зависимостью:
.■ 3
п3
^2
V п у
Р.
(22)
Р0 = пр
При касании сферических тел радиуса Я1 и впадины радиуса Я11 , при безразмерном коэффициенте пр = 1, и сумме кривизн I к = 2 формула (22) упрощается и приобретает вид:
' ^ -1' V Я11 Я1У
p0 = 0,5784 •3
П
RII - RI V RII • RI
• Fz .
(23)
Po
= 0,5784 • 3
1
1,43 • 10
-11 2
(16,35 -16,30)10 3
ч 16,35 •Ю-3 16,30 • 10-3 ,
Fr
ъ
P0 = 3,48 • 106 •
При действии силы Fz наибольшее давление в центре площадки
р0
= 3,48-106 •3ЭГ87 = 47,3-106
м2
Распределение давления р по круговой площадке контакта
представляется ординатами £ полусферы радиуса а, построенной на этой
£
площадке [12 ], т.е. p = po • —, 0 < £ < а.
a
Из этой зависимости следует, что максимальное давление испытывает точка в центре площадки при £ = а, а по контуру площадки при £ = 0 р= 0.
Далее, зная распределение давления, можно перейти к определению напряжённого состояния в следующих точках соприкасающихся деталей:
а) на оси симметрии Z , проходящей через центр площадки контакта нормально к её поверхности;
б) в контурных точках поверхности площадки взаимодействия. Аксиальное напряжение, т.е. нормальное напряжение в площадках,
перпендикулярных к оси Z от действия сосредоточенной силы Fz , приложенной к поверхности тела:
а 2 п
11
00
рМ^Ф 3ъ3
2п
(24)
2
1
где
о.
P0 Г~2 2 Г _ .
p -—^л/ a - г и р = ^|z + г
.2 , „2
a
3 p(
0 3 а Ч^Мг
, от
• z I
О 0
(2 + г 2 )
ИЛИ о ^ - - Р0
1 +
/ \ 2 •
' Z х
V а у
(25)
Знак минус в выражении (25) показывает, что напряжение ^
является сжимающим. При z = 0 у центра площадки контакта ^ = - р0, а при
неограниченном возрастании z аксиальное напряжение ^ стремится к нулю. В центре площадки по оси 2 будут наибольшие сжимающие
напряжения:
аз - а2 - -Р0, о3 = - 47,3 МПа;
(26)
два других главных напряжения
а1 -а2
2у + 1 2
р0 - - 0,8р0, о = о2 = - 37,8 МПа. (27)
Следовательно, материал в центре площадки контакта испытывает трёхмерное, т.е. объёмное напряжённое состояние, близкое к всестороннему сжатию.
Максимальное касательное напряжение в этой точке
1тах
а1 -а3 -- 0,8Р0 -(- Р0) - 01 •
2
2
0,1 • 47,3 - 4,7 МПа. (28)
Напряжения в направлении осей Xи У выражаются зависимостью:
а х - а у - - Р0
(1 + 1
4 7 2
(1 + у))-агс tgа а z
а
1 +
Г \2 ' Z х
V а
. (29)
Для точки у центра поверхности контакта, где z = 0
1
1
а х -а у
Р0 •
(1 + 2у)
2
(30)
Величина Ттах в функции расстояния z от центра площадки соприкасания выражается следующей зависимостью:
"тах
1
2
Р0
(1 + у)-3 —т^г-(1 + ^ а
2 (7\2 а
1 +
z
V а у
(31)
Для точек, лежащих на пересечении контура круговой площадки соприкасания с осью Х, имеет место следующая система главных
напряжений
а1
1 - 2у
3
-Р0
а 2 - а г - 0;
1 - 2у
а3-а у
3
■Р0.
(32)
(33)
(34)
На контуре круговой площадки действует наибольшее растягивающее
1 - 2у
напряжение вдоль радиуса а1 -
3
Р0 - 0,133Р0
(35)
Напряжение, параллельное оси 2 в точках контура а 2 - а2 - 0. (39) Третье сжимающее напряжение действует по касательной к контуру
площадки касания
ох = а3
1 - 2у
3
Р0 -- 0,133 Р0;
(36)
о1 = 6,5 МПа. о2 = 0. о3 = - 6,5 МПа. Максимальное касательное напряжение во всех точках контура
т -а1 -а3 - 0,133 Р0 -(- 0,133 Р0 ) - 0133 р ттах --2---2-- 0,133Р0
Вывод: во всех точках контура материал испытывает двухосное плоское двухмерное напряжённое состояние, называемое чистым сдвигом с
наличием касательных напряжений. Наиболее напряжённой опасной точкой является точка, лежащая в центре площадки соприкосновения деталей.
Литература
1. Зайцева М.М., Мегера Г.И., Касьянов Д.Н. Проблема долговечности деталей грузовых автомобилей // Инженерный вестник Дона, 2017, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N2y2017/4076
2. Косенко Е.Е., Черпаков А.В., Косенко В.В., Недолужко А.И. Методы оценки эксплуатационной надежности автомобилей // Инженерный вестник Дона, 2017, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4303
3. Novikov A.N., Katunin A.A., Tebekin M.D., Novikov I.A. Vibration diagnostics as a way of defining car suspension bracket ball elements technical condition // International Journal of Applied Engineering Research. - 2015. Vol. 10. №24. pp. 44884-44888.
4. Радченко С.Ю., Новиков А.Н., Катунин А.А., Тебекин М.Д. Анализ видов повреждений шаровых шарниров // Мир транспорта и технологических машин. -2012.- № 1 (36). - С. 8-14.
5. Archard J.F. Interdisciplinary Approach to Friction and Wear. - NASA SP-181, Washington, 1968. 267 p.
6. Артёмов И.И., Войнов А.А. Повышение долговечности шаровых опор легковых автомобилей // Известия вузов. - М.: Машиностроение, 2007. -№ 9. - С. 43-51.
7. Колесников В.И., Бардушкин В.В., Сычёв А.П., Яковлев В. Б. Влияние микроструктуры на локальные значения напряжений и деформаций в волокнистом композите //Вестник машиностроения. -2005. - № 8. - С. 3538.
8. Банах Л.Я., Жеребчиков С.Н., Рудис М.А. Разработка математической модели и анализ собственных колебаний жидкостного
ракетного двигателя с учётом упругости составляющих подсистем / Проблемы машиностроения и надёжности машин. - Наука, 2004, № 6. С. 3-8.
9. Бидерман В. Л. Механика тонкостенных конструкций. Статика. М.: Машиностроение, 1977. 488 с.
10. Артёмов И.И., Савицкий В.Я., Сорокин С.А. Моделирование изнашивания и прогнозирование ресурса трибосистем. Пенза: Информационно-издательский центр Пензенского государственного университета, 2004. 374 с.
11. Когаев В.П., Махутов Н.А., Гусёнков А.П. Расчёты деталей машин и конструкций на прочность и долговечность: Справочник // М.: Машиностроение, 1985. 224 с.
12. Новиков А.Н. Математическое моделирование технического состояния шарового шарнира в условиях стендовых испытаний // Мир транспорта и технологических машин. 2014. № 4. С. 39-46.
References
1. Zajceva M.M., Megera G.I., Kas'janov D.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2017, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N2y2017/4076
2. Kosenko E.E., Cherpakov A.V., Kosenko V.V., Nedoluzhko A.I. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2017, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4303
3. Novikov A.N., Katunin A.A., Tebekin M.D., Novikov I.A. International Journal of Applied Engineering Research. 2015. Vol. 10. №24. pp. 44884-44888.
4. Radchenko S.Ju., Novikov A.N., Katunin A.A., Tebekin M.D. Mir transporta i tehnologicheskih mashin. 2012. № 1 (36). pp. 8-14.
5. Archard J.F. Interdisciplinary Approach to Friction and Wear. NASA SP-181, Washington, 1968. P. 267.
6. Artjomov I.I., Vojnov A.A. Izvestija vuzov. M.: Mashinostroenie, 2007. № 9. pp. 43-51.
7. Kolesnikov V.I., Bardushkin V.V., Sychjov A.P., Jakovlev V. B. Vestnik mashinostroenija. 2005. № 8. pp. 35-38.
8. Banah L.Ja., Zherebchikov S.N., Rudis M.A. Problemy mashinostroenija i nadjozhnosti mashin. Nauka, 2004, № 6. pp. 3-8.
9. Biderman V.L. Mehanika tonkostennyh konstrukcij. Statika. [Mechanics of thin-walled structures. Statics]. M.: Mashinostroenie, 1977. 488 p.
10. Artjomov I.I., Savickij V.Ja., Sorokin S.A. Modelirovanie iznashivanija i prognozirovanie resursa tribosistem [Modeling of wear and forecasting of tribosystems resource]. Penza: Informacionno-izdatel'skij centr Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2004. 374 p.
11. Kogaev V.P., Mahutov N.A., Gusjonkov A.P. Raschjoty detalej mashin i konstrukcij na prochnost' i dolgovechnost': Spravochnik [Calculations of machine parts and structures for strength and durability: Guide]. M.: Mashinostroenie, 1985. 224 p.
12. Novikov A.N. Mir transporta i tehnologicheskih mashin. 2014. № 4. pp.
39-46.