Научная статья на тему 'Моделирование конъюнктуры инфотелекоммуникационного рынка'

Моделирование конъюнктуры инфотелекоммуникационного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаков В. Ф., Азаров И. В.

В настоящее время рынок инфотелекоммуникаионных услуг является наиболее стремительно развивающимся. В среднем ежегодные темпы развития данной отрасли составляют 30-35%, что существенно выше, чем в других отраслях экономики. Важно отметить, что в структуре телекоммуникационного рынка проявляется тенденция снижения темпов роста сегмента мобильной связи и увеличение доли услуг передачи данных. Одновременно снижаются темпы развития инфраструктуры мобильной связи, так как основная доля населения уже пользуется такими услугами при этом растет спрос на услуги передачи данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаков В. Ф., Азаров И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование конъюнктуры инфотелекоммуникационного рынка»

щего гарантийное и постгарантийное обслуживание.

Вышеперечисленные особенности организации и управления потоковыми процессами должны обязательно учитываться при установлении хозяйственных связей предприятий и их логистизации, предусматривающей создание логистических систем, логистических цепей и других логистических образований в отечественной промышленности и сфере услуг.

Таким образом, оптимизация потоковых процессов в условиях управления резервами предприятий с целью обеспечения их гибкости требует дальнейшей проработки в области постановки задач в условиях неопределенности и рисков российской экономики, в области нахождения оптимального уровня соответствия потоков, повышения эффективности всей логистической системы за счет оптимизации ее структуры, организационно-экономического механизма, а также оптимизации затрат, ориентированных на максимальное удовлетворение рыночных потребностей

Литература.

1. Гопферт И. Логистика сегодня и в будущем // Jahrbuch Logistik, 2001.

2. Зырянов A.B. Некоторые проблемы логистики и развитие понятийного аппарата исследования региональных логистичаских систем // Современные проблемы экономической теории и практики: Межвуз. науч. сб. Уфа: УГНТУ, 2004.

3. Карнаухов С.Б. Логистические системы в экономике России. М., Благовест-B., 2002.

4. Киршина. Коммерческая логистика. М., 2003.

5. Коидзуми Е. Логистика в промышленной сфере / Материалы семинара Японского центра. М., 2003. № 1290.

6. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под ред. В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-М., 2004.

7. Костоглодов Д. Д. Логистика фирмы. М.: ПРИОР, 2004.

8. Родионова В. Н., Туровец 0. Г., Федоркова Н. В. Логистика: Конспект лекций. М.: ИНФРА-М, □

2002. О

9. Семененко А. И. Предпринимательская логистика. Ч. 1. СПб.: СПбУЭФ, 1994.

10. Семененко А.И., Сергеев В.И.. Логистика. Основы теории: Учебник для вузов. СПб.: Союз, 2001. ^

11. Сергеев В. И. Логистика в бизнесе: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001. а

12. Смехов А. А. Введение в логистику. М.: Транспорт, 1993. ®

13. Стаханов В. Н., Тамбовцев С. Н. Промышленная логистика: Учеб. пособие. М.: ПРИОР, 2000.

о а

МИНАКОВ В.Ф., АЗАРОВ И.В. °

о

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ ИНФОТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО РЫНКА

ей

I—

- О

а

о

<

о

В настоящее время рынок инфотелекоммуникаионных услуг является наиболее стремительно 2

развивающимся. В среднем ежегодные темпы развития данной отрасли составляют 30-35%, что суще- 2

ственно выше, чем в других отраслях экономики. Важно отметить, что в структуре телекоммуникаци- 2

онного рынка проявляется тенденция снижения темпов роста сегмента мобильной связи и увеличе- ^

ние доли услуг передачи данных. Одновременно снижаются темпы развития инфраструктуры мобиль- о ной связи, так как основная доля населения уже пользуется такими услугами при этом растет спрос

на услуги передачи данных. Увеличение такого спроса заставляет телекоммуникационных операто- |

ров развивать соответствующую инфраструктуру. Целью данной статьи является анализ и моделиро- о

вание конъюнктуры инфотелекоммуникационного рынка. т

С целью построения наиболее адекватной математической модели было произведено исследова- 5

ние данного рынка в г. Ставрополе в период ноябрь-декабрь 2005 г. В процессе анализа рынка было ^

опрошено 300 респондентов во всех районах города в возрасте от 18 до 50 лет. Исследование прово- 5

дилось по результатам анкетирования, при этом учитывались ответы на вопросы анкеты только теми о

респондентами, которые уже пользуются услугами глобальной сети. А тем респондентам, которые в 9

О

настоящее время не пользуются услугой доступа в Интернет предлагалось ответить на вопрос: "Когда в будущем Вы намерены подключиться к глобальной сети". Распределение ответов на поставленный вопрос представлено на рисунке 1. Следует отметить, что из 300 респондентов на данный вопрос дали ответ 200 человек и, следовательно, представлены на рисунке 1. Распределение характеризует тенденцию роста Интернет-аудитории в долевом выражении только от активной части населения, использующие ресурсы Интернет или намеривающие их использовать. При этом результаты обследования представлены нарастающим итогом.

01

01

Z

СО □

01

о

i—

®

i— s

о

а

®

ей

X

>

О О

О d

О

<

>

о о

о о

о

ей

о

I—

о о

CL

о

X

о

Рисунок 1. Тенденции роста Интернет-аудитории.

Анкетированием получена структура пользователей Интернета по сферам использования, представленная в таблице 1.

Установлен уровень затрат пользователей глобальной сети (в г. Ставрополе): ежемесячная оплата услуг провайдеров, в среднем, составляет 365 рублей. При этом 95% не довольны скоростью соединения, 60% обрывами соединения, 30% низким качеством обслуживания и 40% высокой стоимостью соединения. По мнению респондентов, в настоящее время, необходимая скорость передачи данных в Интернете в среднем равна 655 килобит в секунду.

Таблица 1

Структура сфер применения глобальной компьютерной сети Интернет

Сферы нпголыомви Лично Коллеги Звкишые Друля

ПриНЧВОДСТЖНЕШ деятельность, 22% 22% 24% 20%

Осуществление платежей т т Ш IS%

Маркетинг 4% 4% 14% 14%

Менеджмент Ь% 4% 8% 2%

Электронные торги т &% 6% №

Получение професеяональяой информации 80% 50% 50% 64%

Другое %% 30% 30% 44%

Для анализа деятельности основных провайдеров на телекоммуникационном рынке региона и распределения клиентов респондентам предлагалось ответить на вопрос: "Какой Интернет-провайдер Вас обслуживает". Структура распределения провайдеров края по числу клиентов представлена на рисунке 2.

Из рисунка 2 следует, что основную долю рынка обслуживает МРК ЮТК г. Ставрополя. Данное положение объясняется тем, что население уже пользуется стационарными телефонами данной компании и соответственно, больше доверяет ей. Кроме того, предпочтение пользователей зависит от рекламных акций в средствах массовой информации, на рекламных щитах, брендинга (ЮТК-успешный бренд на территории Южного федерального округа) и ряда других факторов. Наконец, сегментация

рынка зависит от времени деятельности той или иной компании. Так, например, телекоммуникационная компания "Искра" успешно функционирует на рынке телекоммуникационных услуг более длительный срок по сравнению с другими компаниями и поэтому, занимает более высокие позиции.

Г решил pp.i Г. С пн рс 1С |-л

3L ашнь

12%

Рисунок 2. Структура телекоммуникационного рынка Ставропольского края. Установлено, что в структуре телекоммуникационных услуг появился выход в Интернет с помощью мобильного телефона. В настоящее время он составляет не более 4% от услуг.

Сопоставительный анализ тарифов доступа в Интернет по картам экспресс-оплаты представлен в таблице 2. Таблица 2

Стоимость пользования Интернетом по картам экспресс-оплаты, руб./час

11II MJLÜ. 1 h-lipil.l

Да 1-UO ру&лси 100 руздтен 200 pywicii руолей ?00 рублей

|||10ИЯН.1Гр -(SN.Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с 7:00 до 19:00 - 15 14 13

t 19;0tl ВО 24:00 - 1 1 10 4

с 24:00 ,в 7:00 - 9 7.SO - 6.90

"1 H»B»ir:ic|> 1 P-L-l

с 7:0(1 vw 19:00 - IJ IS 1 3

с 19:00 .то 24:00 - 15 15 1.5

с 24:00,ю 7:00 - 10 10 10

Г 1 РАВЯЙ 44Й0ТЮЭ

с 7:00 .ni 14;0U I6JM 1 12.60

с 19:00 24:00 I2JM L2.60 L2.SO - 9.40

с 24:00 до "7:00 5.40 i.44J - 4,50

ilpOHÜ НЧ3 I.IIW|IJ»

с 7:00 _~ю 19:00 - 12.S 12.S 12.Я

С 1^:0(1 Л1 - 12-.S 12Д

с 24:00 да 7:00 - 7,S

IllJOILHH.lC-p ТиЧНОНМуННШ^ОМК*

е 7:00дв 19:00 1S- - 12 -

с 19:00 дп 24:00 12 - 10,5- -

с 24:00,w 7:00 10 - e.s ti.i

Из таблицы 2 следует, что наиболее "молодые" провайдерские компании предлагают меньшую стоимость оплаты доступа в Интернет, что наглядно видно на примере организации SIL. При этом следует отметить, что крупнейшая и старейшая компания предоставляет провайдерские услуги с наименьшей стоимостью в период с 24 до 7 часов. Таблица 2 наглядно показывает, что ЮТК в предоставлении коммутированного доступа не является монополистом на рынке провайдерских услуг.

Следующим этапом анализа телекоммуникационного рынка является исследование ежемесячного трафика пользователей Интернетом (рисунок 4).

Экономическую эффективность от использования Интернет-технологий, по мнению респондентов, может принести информация от анализа товарных, сырьевых, финансовых и прочих рынков и оценивают в среднем в 13,5 рублей эффекта на 1 рубль затрат (рисунок 5).

О!

01

Z

СО □

О! о

I—

ф

I—

s

о

а

ф

ей

х

>

О О

о а

о

<

>

о о

о

о

Ö ей

о

I—

о о

CL

о

X

о

Рисунок 3. Гистограмма распределение нагрузки по часам суток.

N

01

г

03 □

□ си

о

I—

ф

I— ^

о а ф

ей ^

X

>

О О

Рисунок 4. Распределение использования Интернета по размеру ежемесячного трафика.

Из 300 опрошенных респондентов 50% считают необходимым перевести в сетевой режим (через глобальную сеть) не более 30% платежей всех видов, 30% - до 60% всех осуществляемых платежей и 10% - до 80% платежей. На вопрос "какую долю личных платежей Вы хотели бы перенести в разряд электронных" 10% опрошенных совсем не хотели бы переводить личные платежи через глобальную сеть, 30% - хотели бы перевести до 50% личных платежей, и 50% опрошенных хотели бы перевести до 80% личных платежей в разряд электронных.

о а

о

<

>

о о

о о сь

о ф

о

х

О

Рисунок 5. Оценка экономической эффективности от использования Интернет-технологий.

До 30% опрошенных считают, что необходимо расширить сеть общественного доступа в Интернет на 100% и выше, 50% респондентов считают необходимым увеличение на 80% и 10% - до 30%. При этом респонденты высказывали предложения по созданию беспроводных систем доступа. В настоящее время такую услугу предоставляет только компания У1Р-ЬШЕ и только в одном месте города, что крайне недостаточно, и при этом следует учесть, что спрос на данную услугу уже сформировался.

Рассмотренные выше показатели характеризуют востребованность той или иной услуги и, соответственно, полезны для формирования предложения со стороны телекоммуникационных компаний на соответствующие услуги.

Для определения области равенства спроса и предложения на телекоммуникационном рынке получены их зависимости от тарифов провайдерских организаций.

При построении кривой предложения использовалась ежемесячная тарифная плата и не учитывались доходы, полученные в результате превышением пользователя лимитного объема трафика. На рисунке 6 представлено графически соотношение спроса и предложения на рынке телекоммуникационных услуг. При этом следует учесть, что данные, представленные на рисунке, включают в себя только затраты на пользование провайдерскими услугами и не включают в себя ежемесячные платежи за традиционные услуги связи (телефонные разговоры проводного вещания, радио и сотовую связь).

Рисунок 6. Спрос и предложение на телекоммуникационном рынке.

Следующим шагом при анализе рынка телекоммуникаций, является построение линии тренда (сглаживание ряда). Для кривых спроса и предложения получено уравнение тренда, в виде полинома второй степени, имеющего следующий вид:

ад = А^2

(1)

где ¿ц, ¿з, -ежемесячные затраты пользователей.

Рассчитав коэффициенты по методу наименьших квадратов, получим полиномы второй степени, описывающие спрос и предложение.

Рисунок 7. Кривые спроса и предложения.

Для кривой спроса справедлива следующая зависимость:

Для предложения справедлива зависимость вида:

N

01

г

03 □

□ си

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

I—

ф

I— ^

о а ф

ей ^

X

>

О О

О

а

о

<

>

о о

о о

о

ей

о

I—

о о сь

о ф

о ф

о

X

о

Dt{x) = 0.7857 +0.9286* + 7 (3)

Пересечение кривых спроса и предложения представлены на рисунке 7.

Следующим этапом исследования телекоммуникационного рынка является нахождение равновесного состояние на рынке инфотелекоммуникационных услуг доли населения, имеющую адекватные ежемесячные расходы на пользование глобальной сетью. Для этого приравняем уравнения (1) и (2) и найдем соответствующее их равенству значения ежемесячных затрат на услуги провайдера.

В результате решения исходного уравнения получаем, что оптимальные ежемесячные затраты пользователей Интернетом должны составлять 308 рублей, при этом данные затраты позволят обслужить 17% клиентов любой провайдерской организации.

Рассмотренная выше модель наглядно показывает, какие тарифные планы могут составлять провайдерским организациям с целью удовлетворения того или иного уровня спроса на инфотелекомму-никационном рынке.

ПАТРИНА E.H.

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СФОРМИРОВАННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ПО В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального развития человека становятся

2 главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается социальный статус высшего профессионального образования, предъявляются новые требова-□ ния к его уровню и качеству. Особо выделяется проблема подготовки преподавателей вузов, способен ных осуществлять многофункциональную деятельность, связанную с профессиональным образованием и обладающих достаточно высокой педагогической компетентностью, позволяющей работать в ^ постоянном режиме инновационного развития. Потребность в педагоге, последовательно и полноценно а реализующем социальный и профессиональный эффект образования, формирующем прежде всего ® личность человека нового века, способного к творчеству, к самореализации в столь быстро изменяю-о щемся мире, ставит перед высшей школой качественно новые задачи.

® Это обстоятельство обусловило необходимость использования так называемого "компетентнос-

СО

| тного" подхода как в определении основных целей образования, так и оценке педагогической дея-^ тельности, в основе которой лежит триединая сущность преподавателя высшей школы: "специалист-о педагог-воспитатель". Основные требования, предъявляемые к преподавателю высшей школы могут ^ быть сформулированы исходя из этого через набор ключевых системообразующих компетентностей: ? профессиональная, педагогическая, коммуникативная, социально-экономическая и общекультурная. ^ Педагогическая компетентность преподавателя высшей школы - ведущий фактор становления и ^ развития профессионала, позволяющий "ликвидировать несоответствие между существующим обра-о зованием и реальными образовательными потребностями". Суть данного подхода состоит, образно о говоря, в том, что цели обучения формулируются в виде триады - "умение педагогически действовать", о "умение быть педагогом" и "умение жить в создаваемом педагогическом пространстве". Именно пот этому педагогическая компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составля-£ ющую педагогического образования, включает не только когнитивную и операционально-технологи-£ ческую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, а также резуль-;= таты обучения (педагогические знания и умения), систему ценностных ориентации и др. Сформиро-^ ванность педагогической компетентности преподавателя высшей школы означает способность моби-2 лизовать полученные псиъхолого-педагогические знания, умения, опыт и способы поведения в усло->| виях конкретной педагогической ситуации, конкретной преподавательской деятельности.

о Критериями для выявления уровней сформированности педагогической компетентности препо-

®

^ давателя высшей школы являются мотивационно-личностное отношение к педагогической деятель-

Л ности; сформированность психолого-педагогических знаний, ненобходимых для ее осуществления;

о технологическая готовность; выраженность рефлексивных умений, связанных с педагогической дея-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.