Научная статья на тему 'Моделирование компетентностного подхода в образовательном процессе'

Моделирование компетентностного подхода в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМПЕТЕНЦИИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ / MODELING / EDUCATIONAL PROCESS / COMPETENCE / SYSTEM APPROACH / SEMANTIC DIFFERENTIAL / EXPERT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лучко О. Н., Маренко В. А.

В статье рассмотрен компетентностный подход к образовательному процессу с системных позиций. Приведены результаты анкетирования участников образовательного процесса и работодателей. Для обработки экспериментальных результатов использованы методы экспертного анализа и семантического дифференциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лучко О. Н., Маренко В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modelling the competence approach in the educational process

The article deals with the competence approach in the educational process from the system positions. The results of the survey of the educational process participants, and employers are considered. The methods of semantic differential and expert analysis are used.

Текст научной работы на тему «Моделирование компетентностного подхода в образовательном процессе»

7. Schuster T., Weib P. A New Approach to Competence-Based Business Partner Profiles for Collaborative Business Process Management // Collaborative Networks for a Sustainable World: 11th IFIP WG 5.5 Working Conference on Virtual Enterprises, PRO-VE 2010 (St. Etienne, France, October 2010): Proceedings. - New York: Springer, 2010. P. 356-363.

8. Зиндер Е. З., Юнатова И. Г. Пространство непрерывного образования и перспективная Комплексная образовательная среда // Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями: Материалы XIV Научно-практической конференции. - М.: МЭСИ, 2011. С. 121-129.

9. Зиндер Е. З. Проблемы интегрированного подхода к сертификации процессов, продуктов, специалистов, образовательных программ в сфере ИТ // Стандартизация, сертификация, обеспечение эффективности, качества и безопасности информационных технологий (ИТ-стандарт 2011): Материалы 2-й межд. конф. (Москва, октябрь 2011). - www.mtk22.ru (ссылка на «Заявленные доклады», дата обращения: 24.10.2011).

10. Bloom B. S. (Ed.). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. - New York: Longman. 1984. 201 p.

11. Krathwohl D. R. A revision of Bloom's taxonomy: an overview // Theory Into Practice, 2002. Vol. 41. No. 4. P. 212-218.

12. Блинов В. И., Волошина И. А., Есенина Е. Ю., Лейбович А. Н., Новиков П. Н. Словарь-справочник современного российского профессионального образования. Вып. 1 - М.: ФИРО, 2010. 19 с.

13. KSAO. - http://www.humanresources.hrvinet.com/what-is-ksao/ (дата обращения: 24.10.2011).

14. Building the e-CF. A combination of sound methodology and expert contribution. - e-CF 2.0 CWA, 2010. Part III. 31 p.

15. Codd E. F. A Relational Model of Data for Large Shared Data Banks // Communications of the ACM, 1970. Vol. 13. No. 6. P. 377-387.

16. Блинов В. И., Сазонов Б. А., Лейбович А. Н., Батрова О. Ф., Волошина И. А., Есенина Е. Ю.,

Сергеев И. С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. - М.: ФИРО, Центр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, 2010. 7 с.

17.Профессиональный стандарт в области информационных технологий по профессии «Системный аналитик». - М., 2007. 57 с.

18.Тельнов Ю. Ф., Ипатова Э. Р. Технологии смарт-обучения для реализации инновационных образовательных проектов // Открытое образование, 2011. № 3. С. 56-63.

УДК 519.25+378

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

О. Н. Лучко, к. п. н., проф., декан факультета туризма и прикладной информатики

Омский государственный институт сервиса Тел.: (3812) 23-80-66, e-mail: rector@omgis.ru http://www.omgis.ru/ В. А. Маренко, к. т. н., доцент, с. н. с.

Тел.: (3812) 23-67-39, e-mail: marenko@ofim.oscsbras.ru Омский филиал Института математики им. С. Л. Соболева (ОФ ИМ СО РАН)

http://ofim.okno.ru/

The article deals with the competence approach in the educational process from the system positions. The results of the survey of the educational process participants, and employers are considered. The methods of semantic differential and expert analysis are used.

В статье рассмотрен компетентностный подход к образовательному процессу с системных позиций. Приведены результаты анкетирования участников образовательного процесса и работодателей. Для обработки экспериментальных результатов использованы методы экспертного анализа и семантического дифференциала.

Ключевые слова: моделирование, образовательный процесс, компетенции, системный подход, семантический дифференциал, экспертный анализ.

Keywords: modeling, educational process, competence, system approach, semantic differential, expert analysis

Введение

В современных условиях мировым стандартом образовательного процесса становится двухуровневая структура «бака-лавр/ма-гистр», которая является важным элементом Болонского процесса. От новой

структуры высшего образования по сравнению с традиционной ожидается большее соответствие социально-экономическим условиям современной жизни. Это должно выразиться в реализации следующих преимуществ:

• большей гибкости образовательных программ;

• повышении национальной и международной мобильности;

• увеличении эффективности взаимодействия высшего образования и сферы труда;

• большей адекватности высшего образования индивидуальным потребностям.

При этом в высшем профессиональном образовании идет переход на позиции ком-петентностного подхода, в котором усиливается акцент на развитие творческих способностей обучаемых [1-3].

Представляет практический интерес вопрос о соответствии современного видения конечного результата обучения коллективом преподавателей и руководителей вуза тем требованиям, которые предъявляют работодатели к выпускникам направления «Прикладная информатика». При этом следует отметить, что прикладная информатика как отрасль деятельности, выражающаяся в эффективном использовании мощных программных систем, становится все более распространенной на рынке труда. Так, по официальной классификации [4] общее число /^-специальностей составляет несколько десятков. В качестве основы содержания подготовки студентов по данному направлению рассматривается «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направления 230700 Прикладная информатика» [4].

Целью исследования является сопоставление реального состояния дел в образовательном процессе с идеальным, предполагающим наличие у выпускников вузов максимального количества соответствующих компетентностных характеристик.

1. Задачи современного

образовательного процесса

Базовое вузовское образование формирует у обучающихся готовность действовать в изменяющейся профессиональной среде, а также позволяет сокращать сроки адаптации к практической деятельности. Доминанта в требованиях к современной сфере высшего образования состоит в том, чтобы выпускник, наряду с базовыми знаниями и соответствующим общим уровнем развития, мог дополнительно обучаться и оперативно перестраиваться. Задача современного образовательного процесса состоит в том, чтобы подготовить выпускника максимально адаптивным, мобильным, который в короткие сроки сможет подстроиться под требования работодателей. Большинство современных молодых специалистов не способно использовать свои знания для решения практических задач и психологически не подготовлено к реальной трудовой деятельности [5].

Компетентностный подход как основа высшего профессионального образования нормативно закрепляется в важнейших законодательных документах. Так в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что «профессиональное образование - вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работы по конкретной профессии или специальности» [6].

Особенность компетентностно-го подхода в сегодняшнем высшем образовании состоит в том, чтобы преодолеть оторванность различных дисциплин друг от друга, сосредоточиться на том, для чего получаемые знания могут быть использованы в трудовой сфере. Компетентностная позиция демонстрирует системный подход к образованию, т. к. концентрирует внимание на интегра-тивных характеристиках качества подготовки выпускника как целостной личности.

Важно фиксировать не только отдельные проявления потенциала личности, но и все его компоненты, включая возможные в будущем. Целостность рассматриваемому подходу придает позиция, с которой компетенции рассматриваются как своеобразный каркас для всего многообразия результатов обучения. Компетентностный подход даже определяют как метод моделирования результатов образования и их представления, как совокупность норм качества высшего образования.

Текстовое описание системы компетенций, приведенное в Федеральном государственном образовательном стандарте направления 230700 Прикладная информатика, схематически можно представить следующим образом (рис. 1).

Наборы компетенций отражают результаты обучения, а именно то, что студент будет знать, понимать или способен делать после завершения процесса обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт направления 230700 Прикладная информатика включает в качестве обязательных 22 профессиональные

с воспитанием гражданина, развитием личности и формированием общественной ответственности у обучаемых. Профессиональные компетенции - навыки, методы и технические приемы, необходимые для деятельности в определенных предметных областях, отражают способности целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, самостоятельно решать проблемы, а также подвергать критической оценке результаты своей деятельности.

Руководители образовательного процесса ставят задачу способствовать сближению общих и профессиональных компетенций. Вузу предоставляется право предусматривать и дополнительные компетенции с учетом направленности своей основной образовательной программы и, что особенно важно, мнения работодателей.

Одним из аспектов компетентностной концепции является разрушение профессиональных замкнутостей, что не исключает требования высокого профессионализма в конкретных предметных областях, который предполагает наличие широкого набора навыков, способность переносить их из одной сферы занятости в другие, а также работать в группе, инициативность и другие социальные характеристики личности [7].

Образование как сложная социальная система слабоформализуема и содержит различные неопределенности, связанные, например, с невозможностью достаточно полно учитывать реакцию окружающей среды, субъективностью, с недостаточностью и нечеткостью наших знаний о самой проблеме. Поэтому процессы, происходящие в ней, целесообразно изучать с помощью системных исследований, используя моделирование. А для принятия обоснованных решений необходимо опираться на знания, сосредоточенные у специалистов на вербальном уровне, их опыт и интуицию.

2. Построение обобщенных моделей

Вузовская система подготовки студентов должна выстраиваться вокруг проблемы повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда, которая включает разработку современных образовательных

компетенции, структура которых представлена двумя группами: общепрофессиональные компетенции и деятельности (проектная, организационно-управленческая и производственно-техническая, аналитическая, научно-исследовательская. Комплекс компонент компетенций позволит реализовать гибкость подготовки специалистов путем сбалансированности общих и профессиональных составляющих. Общие компетенции помогут осуществлять анализ и синтез объекта исследования, принимать решения, адаптироваться, работать как в команде, так и самостоятельно. Эти компетенции связаны

программ, наполнение их разнообразными дисциплинами в соответствии с требованиями времени, соответствующими практиками с применением новых педагогических технологий и методического обеспечения [8].

Моделирование компетентностного подхода в образовании поможет яснее определить и цель, и содержание, и результаты обучения, в числе которых главными являются все же профессиональные компетенции, включающие такие компоненты, как проектная деятельность, организационно-управленческая, производственно-технологическая и аналитическая деятельность.

Нами разработана анкета в виде таблицы компетенций, словесно представленных в новом образовательном стандарте, предполагающая оценку интервьюируемыми значимости каждой из компонент системы компетенций по методу семантического дифференциала. Семантический дифференциал - это несколько нанесенных горизонтально на один бланк «-балльных шкал меж-

ду двумя полюсами. Каждая такая шкала соответствует п градациям исследуемого свойства. Задача эксперта - зафиксировать свою оценку в виде отнесения ее к определенному полюсу шкалы с соответствующей градацией. Таким образом, в каждой строке таблицы должна быть проставлена метка, фиксирующая отношение эксперта к исследуемому свойству.

Нами предлагается некоторую компетенцию оценивать по непрерывной шкале от минимального значения до максимального. В результате экспертного анализа возникнет субъективный семантический профиль прошкалированного объекта - ломаная линия, соединяющая все метки. В нашем исследовании это семантический профиль субъекта, обладающего соответствующими профессиональными компетенциями, полученный с помощью коллективного мнения экспертов. Фрагмент нашей анкеты представлен в таблице.

Таблица

Фрагмент анкеты

Аспект компетенции Шкала «свойство» Шкала «важность свойства»

Нормативно-правовой Min, совсем мало, мало, не очень мало, средне, не очень много, много, очень много, Max Min, совсем мало, мало, не очень мало, средне, не очень много, много, очень много, Max

Системный Min, совсем мало, мало, не очень мало, средне, не очень много, много, очень много, Max Min, совсем мало, мало, не очень мало, средне, не очень много, много, очень много, Max

Естественнонаучный Min, совсем мало, мало, не очень мало, средне, не очень много, много, очень много, Max Min, совсем мало, мало, не очень мало, средне, не очень много, много, очень много, Max

Нами учитывались понятия современной теории измерений, служащей основой метода экспертных оценок, прежде всего той ее части, которая связана с анализом заключений экспертов, выраженных в качественном виде. Согласно этой теории эксперты обычно могут сравнить объекты в целом, но не могут вычленить вклад отдельных факторов. Эксперт может сказать (и обосновать), что один показатель качества исследуемого объекта более важен, чем другой, первый технологический объект более опасен, чем второй, и т. д. Но он не в состоянии количественно оценить, «во сколько раз» или «на сколько» один объект более важен или более опасен [9].

По результатам обработки анкет, заполнявшихся представителями различных категорий: финансистами, производственни-

ками и предпринимателями - получен ряд компетентностных моделей в виде семантических профилей. Так как нами исследовались качественные характеристики будущих специалистов, то экспертные оценки в баллах считаются измеренными в порядковой шкале. Для построения графического материала определялись средние баллы методом медианных рангов. Для этого брались ответы экспертов по каждому свойству объекта исследования и располагались в порядке неубывания. На центральном месте полученной последовательности и находилось искомое медианное значение.

На рис. 2 представлены графические модели - семантические профили компетенций выпускника с точки зрения 1) руководителей образовательного процесса, 2) преподавателей и 3) самих студентов.

Анализ моделей показывает, что на общепрофессиональные компетенции (1-3) взгляды руководителей и преподавателей не совпадают. Руководители считают, что этим компетенциям, как и научно-исследовательским (21, 22) надо уделять не меньше внимания, чем остальным. Обеспечение трудоустройства выпускников вузов - один из критериев при оценке качества образования. В новых условиях и работодателю требуются более универсальные работники, и сами работники, чтобы быть востребованными на современном рынке труда, должны быть более мобильными и гибкими. В наших исследованиях финансисты отдавали предпочтение проектной и аналитической

Рис. 2. Компетентностные модели выпускника вуза с точки зрения 1) руководителя образовательного процесса, 2) преподавателя, 3) студента

Чтобы оценка выпускников нашего вуза была реалистичной необходимо представить рассматриваемый поток наших выпускников на фоне потоков специалистов такого же профиля, которые продуцируют другие вузы. Наши исследования будут продолжены в этом направлении.

Абстрактный взгляд на совокупность профессиональных компетенций изменяется вместе с динамикой общественной среды.

компонентам, производственники - проектной, организационно-управленческой и производственно-технологической деятельности, предприниматели - только организационно-управленческой и производственно-технологической деятельности. На рис. 3 представлены семантические профили выпускника вуза с точки зрения 1) руководителей финансовых структур, 2) производственников и 3) предпринимателей, которые предполагают наличие соответствующих компетенций у тех потенциальных специалистов своих учреждений и организаций, профессиональная деятельность которых будет связана с использованием информационных технологий.

шш сред. '«л«

Рис. 3. Компетентностные модели выпускника вуза с точки зрения 1) руководителя финансовых структур, 2) производственника, 3) предпринимателя

Он должен корректироваться в соответствии с конечными результатами обучения. Ком-петентностный подход противостоит традиционному квалификационному подходу в плане формирования стратегии подготовки выпускников вуза с учетом всего многообразия реальных и возможных профессиональных задач.

Преимущества компетентностного подхода сформулировала Уте Клемент, руководитель известной немецкой фирмы НоЫес:

св-во так

сред.

(¡дел л о

|№ал. важность

св-ва

Рис. 4. Положение реальной и идеальной точек в семантическом пространстве

«...если «квалификация» описывает функциональное соответствие между требованиями рабочих мест и целью образования, то компетентность должна включать возможность действовать адекватно ситуации в широких областях» [7].

Компетентностный подход в определенных пределах учитывает и квалификационные характеристики. Об этом свидетельствует различие компетенций в узком и широком смысле. Узкий взгляд означает следование правилам и процедурам, использование технических профессиональных навыков для выполнения типовых задач. А широкий взгляд дает стратегию обучения, направление профессионального совершенствования. В случае разработки общей образовательной программы по направлению «Прикладная информатика» существенную помощь могут оказать квалификационные требования, разработанные ведущими специалистами /Г-отрасли применительно к основным /Г-специальностям. В их числе, например, «Специалист по информационным системам».

Хотя компетенции и не в состоянии охватить все многообразие результатов обучения, но позволяют дать этим результатам, прежде всего качеству подготовки специалистов, интегрированные характеристики, включающие когнитивные, мотивационно-ценностные и эмоционально-волевые компоненты. Они ориентируют на «лучшее», на эффективную работу «в широком формате контекстов с высокой степенью саморегулирования и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств и среды», с учетом будущих потребностей экономики.

Интегральный характер компетенций выражается в их междисциплинарной при-

роде. Они являются результатом образовательных технологий, организационных форм обучения и учебной среды. Специалисты советуют при разработке стандартов компе-тентностного подхода отойти от «жесткого» закрытого нормирования содержания образования и осваивать «мягкие» открытые формы его проектирования [10].

Идеальный и реальный интегральные показатели, характеризующие выпускника вуза с позиций компетентностного подхода, представлены на рис. 4. Для построения этих показателей, или так называемого «семантического пространства», использовались две двухполюсные шкалы с промежуточными градациями. Одна шкала - «свойство», другая - «важность свойства» с полярными значениями max и min. Семантический дифференциал в этом случае использовался для диагностики самооценки. Каждый студент, участвовавший в анкетировании, оценивал самого себя по двум шкалам, указанным выше. Результат самооценки следующий: в семантическом пространстве появилась точка «реал.». Степень удаления этой точки от идеальной - мера дальнейшего профессионального роста.

Заключение

Компетентностный подход как ориентир образовательного процесса - это мера совпадения его образа и реального успеха молодого специалиста в профессиональной деятельности. Показателем качества результата является востребованность и мобильность выпускников на рынке труда. Очертить границы профессионального профиля сложно из-за широты профессиональных контекстов, в которых придется действовать выпускникам, и бесконечным разнообразием задач реальной жизни. Реализация концепции компетентностного подхода с соответствующими прогнозируемыми результатами позволяет проектировать объем, уровень, содержание теоретических и эмпирических знаний. Построение образовательного процесса в этом случае формирует измеримые результаты, понятные и студенту, и педагогу, и работодателю. Это делает процесс обучения прозрачным и контролируемым.

Проведенное моделирование позволяет зафиксировать сегодняшнее отношение участников образовательного процесса к новой парадигме образования в вузе, оценить ее перспективы, запланировать проведение в будущем ретроспективного анализа накапливаемого экспериментального материала.

Литература

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. № 5. С. 34-42.

2. Болонский процесс: середина пути / Под ред. В. И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 379 с.

3. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. 2-е изд. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 230700 Прикладная информатика. - http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm783-1.pdf.

5. Фуколова Ю. В. Если нужных кандидатов нет, наступает коллапс // Секрет фирмы, 2008. № 31 (263). С. 58-60.

6. Об образовании в Российской Федерации: Проект федерального закона. -http://zakonoproekt2010.ru/media/files/41d33d800a1ba82aab 25.pdf.

7. Решение конференции // Высшее образование для XXI века: Материалы VII Международной конференции (18-20 ноября 2010). - М.: МосГУ, 2010.

8. Литвинова О. А., Речинский А. В. 1Т: обзор рынка и примеры классификации специальностей // Прикладная информатика, 2007. № 4 (10). С. 12-39.

9. Орлов А. И. Экспертные оценки: Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2002. 37 с.

10. Специалист по информационным системам: Квалификационные требования (профессиональный стандарт) в области информационных технологий. - http://www.apkit.ru/files/spez.doc.

УДК 65.011.56

МЕТОДОЛОГИИ ВНЕДРЕНИЯ ERP-СИСТЕМ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ. ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВНЕДРЕНИЯ ERP

С. П. Бабенчук, аспирант Тел.: (916) 512-52-36, e-mail: BabenchukSP@yandex.ru Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

http://www.mephi.ru

This paper aims to review and analyze the implementation methodologies and project management from the leading manufacturers of ERP systems. Within the frame of the article the author dwells on the methodology from SAP - Methodology ASAP, Oracle -AIM, PJM, Microsoft - Dynamics Sure Step. The article also considers approaches to evaluating the effectiveness of the projects of ERP systems implementation. In the aggregate, these methods allow for the effective implementation of ERP systems.

Целью данной статьи является обзор и анализ методологий внедрения и управления проектами от ведущих производителей ERP-систем. В рамках статьи рассматриваются методологии от SAP -методология ASAP, Oracle - AIM, PJM, Microsoft - Dynamics Sure Step. Также в статье рассмотрены подходы к оценке эффективности проектов внедрения ERP-систем. В совокупности рассмотренные методы позволяют осуществлять эффективное внедрение ERP-систем.

Ключевые слова: ERP, ERP-системы, внедрение ERP, методологии внедрения ERP, ASAP, AIM, Microsoft Dynamics Sure Step, C/SCSC, сбалансированная карта оценок.

Keywords: ERP, ERP system, introduction of ERP, implementation methodology ERP, ASAP, AIM, Microsoft Dynamics Sure Step, C/SCSC, Balanced Scorecard.

1. Введение том осуществления деятельности, планиро-

В настоящий момент во всем мире про- вания и принятия решений. До недавнего

должает набирать обороты популярность времени считалось, что сам факт внедрения

ERP-систем. Системы управления предпри- ERP-системы дает конкурентное преимуще-

ятием становятся неотъемлемым инструмен- ство, однако по мере того, как росло количе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.