Вопросы теории и практики журналистики. 2019. T. 8. № 3
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО. МЕДИАСРЕДА INFORMATION SPACE. MEDIA ENVIRONMENT
\
УДК 070
DOI 10.17150/2308-6203.2019.8(3).569-584 Лазутина Галина Викторовна
Кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник
Кафедра периодической печати, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: [email protected]
Galina V. Lazutina
PhD in Philology, Associate Professor, Senior Researcher Department of Periodical Press, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya Str., Moscow, 125009, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Линь Чуаньчжао
Аспирант
Кафедра периодической печати, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: [email protected]
Chuanzhao Lin
Graduate Student
Department of Periodical Press, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya Str., Moscow, 125009, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Смирнова Ольга Владимировна
Кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой
Кафедра периодической печати, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: [email protected]
Olga V. Smirnova
PhD in Philology, Associate Professor, Vice-Dean, Head of the Department
Department of Periodical Press, Faculty of Journalism. Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya Str., Moscow, 125009, Russian Federation, e-mail: [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ
В КОНТЕКСТЕ МЕДИАРЕПРЕЗЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ
Аннотация. Статья поднимает проблему создания теоретических основ медиарепрезентации деятельности политических лидеров. Обосновывая актуальность темы, авторы опираются, с одной стороны, на значимость медиарепрезентаций такого рода, а с другой стороны, — на важность концепции моделирования, утвердившегося в современной науке как метод познания и конструирования действительности. Этот метод дает возможность получить знаковую модель объектов реальности, позволяющую составить о них более глубокое представление и выявить возможности их усовершенствования, что крайне важно для развития процессов репрезентации политической коммуникации в массмедиа.
Авторы характеризуют сущность моделирования как научного метода, его принципы и алгоритмы, фиксируют внимание на его основных этапах и основных процедурах. Особое внимание обращается на возможности моделирования при изучении таких явлений как политическое лидерство и его медиарепрезентация. В статье дается общая характеристика политического лидерства, рассматриваются теории политического лидерства, ставится акцент на значении для практики медиарепрезентации синтетической теории лидерства и тех факторов, которые определяют стиль политического лидера. Развернуто представлены функции политического лидера и структура деятельности, необходимой для реализации функций.
На этих основаниях разрабатывается модель деятельности политического лидера, которая включает в себя в качестве основных составляющих функции лидера, типы деятельности, необходимые для реализации этих функций, и формы работы, традиционно используемые в практике политического лидерства. Модель предназначается для изучения практики медиарепрезентации деятельности конкретных политиков. Как инструмент исследования авторами статьи предлагаются методики, позволяющие получить данные о содержательном и жанрово-структур-ном наполнении изучаемых медиарепрезентаций.
В выводах статьи подчеркивается значение ответственности журналистов, работающих над созданием медиарепрезентации деятельности политических лидеров, и говорится о перспективах, которые открывает использование моделирования для совершенствования практики медиа-репрезентации как в российской, так и в международной практике.
Ключевые слова. Познание, моделирование, модель, политический лидер, деятельность, медиарепрезентация.
Информация о статье. Дата поступления 29 мая 2019 г.; дата принятия к печати 7 июня 2019 г.; дата онлайн-размещения 16 июля 2019 г.
MODELING AS A METHOD OF COGNITION IN THE CONTEXT OF THE STUDY OF LEADERS' REPRESENTATIONS
Abstract. The article raises the problem of creating a theoretical basis for media representation of political leaders' activities. To substantiate the re-
levance of the topic, the authors rely, on the one hand, on the importance of such media representation, and on the other hand, on the importance of modeling, a method that has proved to be the best way of cognition and construction of reality in modern science. Modeling makes it possible to make a sign model of the objects of reality. It helps to understand them and to find opportunities for their improvement. This process is extremely important for the development of political communication representation in the media.
The authors characterize the essence of modeling as of a scientific method, its principles and algorithms; they highlight its main stages and procedures. They focus on the possibilities the modeling gives when studying political leadership and its media representation. The article gives a general description of this phenomenon, examines its theory, and draws attention to the importance of the synthetic leadership theory and the factors that determine the style of a political leader. The functions of a political leader and the structure of the activities necessary for the implementation of these functions are presented in detail.
Political leader's activity model is developed on these grounds. It includes the main components of the leader's function, the types of the activities necessary to implement these functions, and the forms of work traditionally used in the practice of political leadership. The model is useful when studying media representation of some specific politicians. The authors suggest methods, as a research tool, that allow getting information about the content, structure and genre of the media presentations.
The conclusions emphasize the importance of a journalist's responsibility in working on a political media presentation, and consider the prospects the modeling has for improvement of media representation practice both in Russia and worldwide.
Keywords. Cognition, modeling, model, political leader, activity, media representation.
Article info. Received May 29, 2019; accepted June 7, 2019; available online July 16, 2019.
Преамбула: обоснование проблемы исследования
Репрезентация деятельности лидера — обязательная часть повестки в средствах массовой информации любой страны. Это не прихоть их редакторов или учредителей, не пиар-акция властных инстанций, хотя такие материалы и выполняют функцию укрепления авторитета лидеров. Тем не менее основное их предназначение в другом. Они необходимы обществу прежде всего потому, что через деятельность лидера, в которой совмещены психологическое воздействие на окружающих
и необходимые политические шаги руководителя, удается осуществлять процесс управления жизнью страны, затрагивающий всех. В связи с этим публикации о деятельности лидера представляют собой информацию, адресованную всем членам общества, чтобы они могли участвовать в этом процессе, адекватно понимая свои задачи. Таким образом институт власти укрепляет и расширяет сферу влияния на происходящее в стране, на происходящее в мире. По мнению исследователей, презентация в СМИ деятельности лидеров государства оказывается средством
усиления эффективности управления общественными процессами [1-3].
Однако если посмотреть, как освещается деятельность лидеров многих государств в массмедиа, мы увидим самые разные подходы к решению этой задачи. В одном случае СМИ пишут о деятельности лидера исключительно хвалебно, можно сказать, подобострастно. В другом случае нападают на него как на какую-то вредоносную силу. В третьем — ставят акценты не на его участии в решении общих проблем страны, а на его личной жизни. Медиаисследователи видят здесь проблему [4]. Тем не менее это не удивительно. В национальных медиасистемах презентация деятельности лидера зависит от многих факторов, в том числе — от социально-политического устройства страны, от ее национальных и культурных традиций, от демократичности и профессионализма журналистского корпуса.
В то же время сравнение практики разных СМИ показывает, что в ней есть и общее: в большинстве случаев журналисты разрабатывают схему отражения работы лидера, ориентируясь на сложившееся в обществе представление о ней и «установки сверху». Серьезное научное обоснование действий в этой сфере просматривается в материалах массмедиа далеко не всегда. Это связано не только с особенностями политической позиции руководства СМИ, не только с национальными культурно-историческими традициями, но и с недостаточной разработанностью самой концепции данной разновидности журналистской деятельности. Тем самым в центр внимания науч-
ной общественности выдвигается проблема создания теоретических основ репрезентации политического лидерства как тематического направления СМИ.
Разработка такой теории представляется тем более актуальной, что на сегодняшний день созрели научные предпосылки не только для того, чтобы уточнить предметно-функциональные особенности этой разновидности журналистской деятельности, но и для того, чтобы выявить метод, который позволяет наиболее адекватно представлять практику лидеров гражданам страны и сообществу всего мира. Международная наука уже располагает данными, пригодными для того, чтобы использовать их как научную основу медийной деятельности в данной сфере. Особого внимания в этом плане заслуживает концепция моделирования как метода познания и конструирования действительности. Она дает возможность получить материальную или знаковую модель существующих и планируемых объектов реальности, отражающую их наиболее существенные черты, а также выявить перспективы их усовершенствования [5], что крайне важно для развития процессов репрезентации политической коммуникации в массмедиа.
Цель предлагаемой статьи авторы видят в том, чтобы привлечь внимание журналистского сообщества к возможностям метода моделирования, которые позволяют использовать его как научную основу медиарепрезентации деятельности лидера. Таким образом можно вывести этот вид журналистики на новый уровень адекватности, новый уровень эффективности.
Теоретико-методологические
предпосылки концепции
Сложность и многогранность познаваемых объектов действительности ставят ученых перед необходимостью искать специальные способы для проникновения в суть исследуемого объекта. Один из таких способов связан с созданием более простых форм и структур, адекватно отражающих особенности объекта, но доступных для понимания и изучения. Этот более простой объект, поддающийся изучению, становится в процессе познания моделью более сложного, называемого оригиналом. Такой подход позволяет получать данные о предмете изучения, осуществляя перенос информации с оригинала на модель и обратно. На основе этого подхода и сформировался научный метод изучения явлений действительности с помощью аналогии между моделью и оригиналом, получивший наименование моделирования.
По сути своей метод моделирования представляет собой процесс замещения одного объекта исследования другим в целях получения науч -ной информации о качествах и свойствах объекта-оригинала с помощью объекта-модели [6]. Когда речь идет о моделях информационного характера, это замещение реализуется с помощью тех или иных знаковых систем. Научность метода обусловлена тем, что он должен осуществляться в соответствии с определенными правилами, которые позволяют добиться надежности и результативности его использования. Эти правила — результат изучения возможностей данного подхода. На сегодняшний день они уже достаточно подробно описаны в литературе [7].
Отмечается, что моделирование применяется не только для создания подобия внешнему виду объекта-оригинала, но также и для переноса его функций, его структуры, логики его действий на объект-модель. При изучении объектов, обладающих сложной структурой, модель можно представить в виде образа, отображающего только существенные спецификации изучаемого объекта. Это априорно упрощает модель по отношению к оригиналу, сохраняя для изучения его только необходимые структурные элементы и связи.
В число основных принципов моделирования должны быть обязательно включены:
- необходимость выявления тех характеристик объекта-оригинала, которые требуют изучения или улучшения;
- выбор доступных способов построения объекта-модели;
- прогнозирование действий, предполагающее проверку полученной на модели информации в условиях объекта-оригинала, а также соответствующую корректировку выводов.
Есть более развернутые и специализированные системы принципов [8]. Однако для нашей цели особую важность представляют алгоритмы, с помощью которых принципы реализуются. В частности, один из алгоритмов формирует последовательность процедур моделирования, предписывая тем самым ему определенную структуру. Как элементы в нее входят следующие этапы процесса моделирования:
1) накопление сведений об объекте-оригинале;
2) систематизация полученных данных для выявления существен-
ных сведений, необходимых при построении объекта-заместителя, т.е. модели;
3) определение познавательных задач, решения которых требует исследование модели;
4) решение познавательных задач, означающее завершение исследования модели;
5) проверка и корректировка полученных при изучении модели результатов в условиях объекта-оригинала.
Построенные с помощью таких процедур модели, в зависимости от цели моделирования, могут существенно различаться по разным признакам. Классификаций моделей существуетмножество. Однако та, которую предложила исследователь Л.М. Фридман, привлекает внимание совокупностью признаков, положенных в ее основу. Здесь модели образуют такой ряд:
- заместитель — модель, замещающая оригинал как реальность(в том числе и в процессе мысленного эксперимента);
- представление — модель, создающая представление об исследуемом объекте;
- интерпретация — модель, создаваемая как некоторое отступление от оригинала для упрощения понимания сущности объекта исследования;
- исследовательская модель, отражающая видение объекта данным исследователем [9, с. 25-26].
В преимущественном большинстве случаев модель обладает сразу несколькими признаками, что позволяет использовать ее для нескольких целей. Так, например, модель-заместитель может быть одновременно моделью-представлением, а может
выступать и как исследовательская модель — это вполне допустимые варианты.
Основной целью моделирования в науке является познание. Но возможности этого метода много шире. Его можно применять не только для углубленного изучения существующих объектов реальности, но и для выявления путей их усовершенствования, для прогнозирования их развития и даже для конструирования новых образований. Поэтому сегодня метод моделирования широко применяется в самых разных областях деятельности, в том числе — при создании ранее не существовавших объектов действительности [10].
Журналистика давно осознана обществом как информационное производство, информационная деятельность, вызванная к жизни для того, чтобы расширять познавательные возможности человека и способствовать его надежной ориентации в действительности. Об этом писали многие исследователи, в том числе крупный российский ученый Е.П. Прохоров. Ему принадлежат слова, ставшие признанием исходного момента журналистской деятельности: «Журналистика не располагает никакими другими средствами для выполнения своей социальной роли, кроме информации» [11, с. 40]. Это утверждение можно уточнять, с ним можно спорить, но отринуть его нельзя: для журналистики информация была и остается главным средством выполнения ее социальной роли.
В человеческом обществе информация передается с помощью знаковых систем: они делают доступными людям знаковые модели реальности, превращая их тем
самым в продукты человеческой деятельности, пригодные к потреблению. Фактически журналистское творчество — это создание оперативных информационных моделей конкретных реальных ситуаций с целью расширения индивидуального опыта человека и обогащения его познаний [12, с. 61-62, с. 69-72, с. 92-99].
Медиарепрезентация деятельности политического лидера тоже представляет собой информационное отражение реальности. Однако в подавляющем большинстве случаев, как уже сказано, оно создается стихийно, без использования научных инструментов. Это становится причиной того, что медиарепрезен-тация включает в себя спонтанные проявления субъективного восприятия журналистом деятельности политического лидера. В результате для оптимального течения социальной действительности могут возникать определенные риски. Особенно чувствительно это для процессов управления общественной жизнью. Идея использования моделирования в науке о журналистике оказывается востребованной именно в связи с необходимостью разработки научных основ медиарепрезентации деятельности политических лидеров. Характеристики моделирования как научного метода позволяют рассматривать их в качестве направляющих для журналистского отражения действительности.
Модель как инструмент
изучения медиарепрезентации
деятельности политических
лидеров
Тот факт, что моделирование начинается с накопления сведений об
объекте-оригинале и выявления тех из них, которые необходимы для построения объекта-заместителя, подсказывает, что возможности использовать моделирование при изучении медиарепрезентации деятельности политических лидеров связаны прежде всего с необходимостью осознать сущность понятия «политический лидер» и феномен политического лидерства.
Политическое лидерство изучается практически всеми социальными науками. Политология, психология, культурология, социология, социальная история, теория коммуникаций и многие другие области знаний не раз обращались к данному предмету. В научной литературе стало общепринятым представлять политическое лидерство как особую сферу деятельности, порождающую дискурс, который объединяет институциональные и не институциональные формы политической коммуникации, ориентируя ее на распределение власти.
Центром политической коммуникации практически всегда становится политический лидер — лицо, обладающее способностью возглавить движение масс, организовать их и стимулировать к активному участию в текущем процессе. Как правило, лидерство достигается благодаря личным качествам индивида, берущего на себя эту роль, — его способностям быть услышанным, понятым и принятым участниками движения. В свое время Макс Вебер произнес о политических лидерах замечательные слова: «Весь исторический опыт подтверждает, что возможного нельзя было бы достичь, если бы в мире снова и снова не тянулись к невозможному. Но тот, кто на это спо-
собен, должен быть вождем, мало того, он еще должен быть — в самом простом смысле слова — героем. И даже те, кто не суть ни то, ни другое, должны вооружиться той твердостью духа, которую не сломит и крушение всех надежд» [13].
Нередко к лидерству стремится человек, обладающий властью в силу определенного должностного статуса. Это еще не значит, что он своего добьется. Можно занимать высокую должность, но не иметь авторитета — при такой ситуации руководителю в лидеры никогда не выйти. Приоритет лидера зависит прежде всего от тех качеств, которые выделяют его среди других.
Теория лидерства образует достаточно широкий ряд концепций, основанных на разных признаках лидерства. Наиболее известны в этом ряду следующие:
- теория черт — она определяет лидерство на основе наличия специфических личностных качеств, благодаря которым человек может занять лидерскую позицию [14, р. 138];
- ситуационная теория — она определяет роль лидера потому, как проявилось в его деятельности сочетание определивших ее факторов: места, времени и сложившихся обстоятельств [15, с.220];
- теория роли последователей (конституентов) — она предусматривает необходимость для политического лидера солидарности с ожиданиями и целями его соратников [16, р. 67];
- теоретическая концепция синтетического лидерства — она строится на интегральном представлении обо всех факторах, определяющих роль лидера, и предусматри-
вает включение в границы лидерства ряда переменных, образующих соответствующие направления его реализации [17].
Когда речь идет о медиарепре-зентации деятельности политического лидера, синтетическая концепция лидерства, на наш взгляд, может быть наиболее применимой. Она дает возможность широкого выбора подходов и позволяет их комбинировать, ориентируясь наразвер-нутый круг направлений реализации лидерства. Этот круг формируется за счет таких переменных, как:
1) происхождение и способы социализации лидера,характер его выдвижения в обществе, личностные характеристики;
2) окружение лидера, состав его последователей и оппонентов;
3) взаимоотношения лидера со своими сторонниками и последователями, формы их взаимодействия в условиях внутренней жизни страны и международных отношений;
4) результаты взаимодействия лидера и его приверженцев в конкретных условиях и при конкретных обстоятельствах, возникающих в международной и внутренней жизни.
Эти переменные при определенном сочетании становятся фактором, формирующим стиль деятельности политического лидера и его основные цели. В работе «21 неопровержимый закон лидера» американский исследователь Д. Максвелл акцентирует непреходящий характер тех обстоятельств, которые определяют для лидеров возможность успешной деятельности в политике [18, с.64-86].
На практике цели деятельности политика обнаруживают себя как тематические направления дея-
тельности, в которых отчетливо выделяются два комплекса: один объединяет направления, связанные с внутреннейжизнью страны, в другом сосредоточена проблематика международной жизни. Направления, входящие в эти комплексы, связаны с важнейшими сферами действительности. В их числе — отношения в обществе и его здоровье, экономика и культура, экология и политика, наука и социальное бытие, промышленность и сельское хозяйство, искусство и литература. Интегральная концепция лидерства несет в себе представление о лидере как личности, которая представляет все интересы общества, понимает все потребности и стремления людей и потому отвечает за все. На этой почве и определяются обязанности, отражаемые в теоретических концепциях как функции лидера.
Исходный этап деятельности лидера, как правило, связан с характером ситуации, сложившейся в обществе, и комплексом дел, встающих перед лидером как первоочередные. В их число входит решение трех неотложных взаимосвязанных задач:
1) анализ сложившейся ситуации, требующий постановки политического диагноза;
2) выявление основного направления деятельности, необходимой для устранения возникших проблем, и разработка ее программы как совокупности определенных целей;
3) объединение сил, заинтересованных в достижении поставленных целей [19, с. 166].
На фоне этого исходного комплекса задач формируется устойчивое представление об обязательных функциях, осуществление которых
должно обеспечить лидеру выполнение взятой на себя роли.
Основой функционального ряда, на наш взгляд, выступает коммуникативная функция, предполагающая создание речевого, эмоционального, практического взаимодействия в обществе, позволяющего скрепить отношения властных структур и населения посредством объединения их потребностей и чаяний, объективируемых в политических документах и устных призывах. Значение коммуникативного подхода политиков к взаимодействию с населением трудно переоценить [20].
Конкретизацией коммуникативной функции выступает функция организаторская. Она ориентирует политического лидера на проявление качеств, благодаря которым он может вызвать у людей социальную активность, готовность к сплочению, к организованным действиям, может включить массы в решение конкретных практических задач.
Мобилизационная функция разворачивается как организация деятельности, направленной на укрепление солидарности людей, на пробуждение у них единодушного желания воплотить в жизнь политические программы, принципы, лозунги, выдвигаемые лидерами.
В том же ряду политологи видят функцию координационную: она нацелена на обеспечение согласованности в действиях всех политических сил и включает в себя не только координацию, но и корреляцию ошибочных шагов, уточнение реализуемых планов.
Развитие концепций, предлагаемых лидером, достигается благодаря функции новаторства. Она предполагает способность лидера
вырабатывать новые идеи, вносить конструктивные предложения, осуществлять изменения первоначально выработанного курса действий.
Однако при всем значении перечисленных функций ключевую роль для политического лидера играет задача объединения всех политических сил общества вокруг поставленных целей — иначе говоря, интегративная функция, способная обеспечить обществу гражданский мир и единство действий. В ней концентрируется смысл всех усилий политика. Деятельность политического лидера — это всегда реализация политической власти, осуществление внутренней и внешней политики, предусматриваемой совокупностью функций для того, чтобы были достигнуты поставленные цели [21].
Определенную роль в данном процессе может играть озабоченность лидера тем впечатлением, которое он производит на окружение. Поэтому как с его стороны, так и со стороны соратников предпринимаются специальные усилия для некоторого смещения складывающегося образа в лучшую сторону. Это нужно учитывать, поскольку неправомерно допускать полную подмену реального образа политика его имиджем [22-24]. Для создания реального образа политического лидера определяющее значение имеют его непосредственные дела. Они, и только они являются свидетельством результативности его усилий.
Чтобы выявить, из чего складываются дела политического лидера, нужен анализ связей, которые обнаруживаются между характерным для политического лидера функциональным рядом, существующими типами
деятельности1 и формами работы, используемыми лидерами для реализации функций. Попытаемся рассмотреть эти связи с помощью предлагаемой ниже таблицы (см. табл. 1).
Как показывает таблица, для реализации любой из функций политическому лидеру требуется активная деятельность, причем не один ее тип, а некоторая их совокупность (об этом с определенностью говорят наблюдения). В силу функциональной необходимости, наиболее востребованными оказываются такие типы деятельности как аналитическая, контрольно-аналитическая, организационная, моделирующая, рече-вая,авторская, практическая, рекреационная. В практике политического лидерства именно к ним прибегают акторы чаще всего, создавая необходимые комбинации.
В подавляющем большинстве случаев определенные сочетания этих типов деятельности образуют устойчивые формы работы, систематически используемые лидером. Основное место в их ряду (и это нетрудно заметить и в практике, и при знакомстве с таблицей) занимают такие:
1) работа с источниками,
2) работа с документами,
3) совещания,
4) доклады и выступления,
5) мониторинг актуальных тематических направлений,
1 Данная классификация типов деятельности принадлежит авторам. Она не имеет строгого характера, так как определяется по разным основаниям. Однако анализ наблюдений за практикой политиков показывает, что при реализации функций лидера используются все перечисленные здесь типы деятельности. Предполагается дальнейшая работа над уточнением их классификационных признаков.
Таблица 1
Структура деятельности, в которой реализуются функции политического лидера
Функции лидера Типы деятельности Преобладающие формы работы
Исходные задачи: анализ ситуации, программирование выхода,консолидация сторонников Поисковая, аналитическая, моделирующая, организационная, речевая, авторская, практическая Работа с источниками, беседы (обсуждение вариантов), программирование действий, агитационно-пропагандистские мероприятия
Коммуникативная Аналитическая,орга-низационная, речевая, эпистолярная,практи-ческая Работа с источниками, беседы, совещания, подготовка документов, переписка, доклады, выступления, проработка данных обратной связи
Организаторская Аналитическая, кон-трольно-аналитиче-ская,организационная, практическая, речевая, рекреационная Работа с документами, мониторинг актуальных тематических направлений, совещания, доклады, планирование,контрольные мероприятия,система поручений, демонстрация личного примера
Мобилизационная Авторская, речевая, организационная, рекреационная PR- акции, выступления на митингах и собраниях, создание публицистических текстов, пресс-конференции, встречи с разными группами населения, демонстрация личного примера
Координационная Контрольно-аналитическая, моделирующая, организационная, редакторская Контрольные мероприятия, работа с документами, мониторинг актуальных тематических направлений, проработка данных обратной связи, беседы,проведение совещаний
Новаторская Аналитическая, моделирующая, авторская, организационная Мониторинг актуальных тематических направлений,разработка идей,связанных с внутренней политикой; разработка идей для внешней политики; брифинги, совещания, пресс-конференции, PR-акции, проработка данных обратной связи
Интегративная Контрольно-аналитическая, разъяснительная, совещательная, эпистолярная, авторская, рекреационная, общение (обратная связь Совещания, встречи, пресс-конференции, доклады и выступления, переписка, массовые мероприятия публицистической и эстетической направленности, демонстрация личного примера
6) беседы,
7) разработка новых идей и предложений,
8) массовые мероприятия,
9)проработка данных обратной связи,
10) демонстрация личного примера.
Можно считать, что к сегодняшнему дню политология накопила немало сведений о деятельности политического лидера, которые являются необходимыми при создании ее модели как ориентира для медиа-репрезентации. Если учесть еще два немаловажных обстоятельства, можно будет заключить, что моделирование завершается созданием надежного инструмента для изучения и усовершенствования сложившейся практики медиарепрезентации деятельности политических лидеров. О каких обстоятельствах идет речь?
Первое из них заключается в том, что сущностной особенностью деятельности политического лидера является ее высокая насыщенность разными направлениями и формами работы. Если принять во внимание также характер целей, которым подчинены эти направления и формы работы, станет ясно, что рабочий день политического лидера по плотности и продолжительности намного превышает нормированный и предъявляет соответствующие требования к медийному контенту о нем. Это с неизбежностью должно отражаться на условиях подготовки медиа-репрезентации, ее алгоритмах и ее качестве, а следовательно, должно формировать определенный стиль деятельности журналистов, работающих в этой сфере.
Второе обстоятельство связано с динамическим характером деятель-
ности политического лидера. Она протекает как процесс, идущий на фоне богатого событиями контекста общественной жизни, и зависит не только от планов и воли лидера, но и от контекста, поскольку тот диктует определенную последовательность и значимость происходящего. Как следствие, в массмедиа возникает необходимость отражать в контенте эту последовательность и значимость, ограничивая возможности журналистской интерпретации воспроизведением хронологии и документальности, присущих деятельности политического лидера и, значит, требующих специфических выразительных средств.
В соответствии со сказанным, существенными чертами модели деятельности политического лидера и ее отражения в прессе оказываются такие особенности:
- полнота и динамичность событийной картины, характеризующей деятельность политического лидера;
- достоверность событийного ряда и его хронологических меток;
- сбалансированность тематических направлений;
- взвешенность журналистской рефлексии, направляемая высокой профессиональной ответственностью.
Роль ответственности следует подчеркнуть особо. Доктор политических наук В.В. Меньшиков, заключая в одной из своих статей анализ взглядов Макса Вебера на власть и политику, не случайно ставит ударение на том, что для Вебе-ра в сфере политики существовало лишь два рода смертных грехов: уход от существа дела и безответственность [25].
При создании модели деятельности политического лидера ее сущностные черты проявляют себя как принципы, которые должны направлять и деятельность политического лидера, и ее медиарепрезентацию. При использовании модели в качестве инструмента исследования эти черты становятся совокупностью критериев для оценки и коррекции практики медиарепрезентации. Если возникнет необходимость, они могут послужить и для оценки реальных практических шагов политика.
В нашем случае модель деятельности политического лидера (далее — ДПЛ) должна выполнить задачу инструмента исследования. Поэтому ее целесообразно представить в форме двух таблиц, отражающих два аспекта модели, требующие внимания исследователя. Первый ее аспект отражается в содержательном плане как зафиксированные в политологии существенные черты деятельности политического лидера, которые придают ей системность и целостность, делая очевидными существующие в этой области связи. Второй аспект модели отражает особенности выразительных средств, которые требуются для массмедиа при репрезентации политических со-
бытий. Он концентрирует внимание на жанровых решениях публикаций и наиболее используемых средствах воплощения происходящего. В совокупности эти две таблицы позволяют выявить те переменные в деятельности конкретного политического лидера, которые отразились в медиа-репрезентации и значение которых предстоит определить.
Познакомимся с характеристиками таблицы, отражающей содержательный план модели. На вертикальной ее оси располагается имя лидера и хронология исследуемого периода его деятельности в виде последовательности месяцев. На горизонтальной оси указываются исследуемые параметры модели, выступающие в конкретной ситуации как ее переменные (см. табл. 2).
Особенности другой таблицы связаны с характером применяемых в медиарепрезентации выразительных средств и соответственно получают иное выражение (см. табл. 3).
В результате заполнения таблиц данными, получаемыми с помощью кодификатора при исследовании контента медиарепрезентации деятельности конкретного политика, можно накопить важный материал не только для оценки качества и особенностей
Таблица 2
Содержательное наполнение модели ДПЛ
Период Направления деятельности Формы работы Тип деятельности Проявление лидерских функции
I
II
III
IV
V
VI
Таблица 3
Жанрово-структурные характеристики модели ДПЛ
Период Жанровые решения Логическая структура Характер аргументации Образный ряд Визуальные метки тематики
I
II
III
IV
V
VI
медиарепрезентации, но и для заключений более широкого плана. В число таких заключений могут войти характеристики стиля данного политического лидера, особенностей его личности, его функциональности, а главное — идеи для обогащения модели деятельности политического лидера и дальнейшего совершенствования на этой основе сложившейся практики медиарепрезентаций.
Особенно важной в данной связи представляется возможность сравнительного анализа медиарепрезен-таций деятельности политических лидеров разных стран. В условиях развивающегося информационного общества это открывает широкую дорогу для взаимного обогащения национальных традиций медиаре-презентации и национальных традиций политического лидерства.
Вместе с тем это создает возможность и для обоснованной критики медиарепрезентаций, искажающих по субъективным причинам реальную деятельность политиков той или иной страны, что тоже, как известно, происходит (вспомним свидетельства «ГазетыЛи», опубликованные под говорящим названием «Трамп и СМИ: борьба не на жизнь, а на смерть»2).
Таковы выводы, которые позволяют сделать рассмотрение возможностей моделирования в целях совершенствования теоретической базы и сложившейся практики ме-диарепрезентации деятельности политических лидеров.
2 Трамп и СМИ: борьба не на жизнь, а на смерть // Рамблер/новости. 2017.
2 июля. URL: https://news.rambler.ru/ articles/37443868-tramp-i-smi.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Berger P. L. The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge / P.L. Berger, T. Luckmann. — New York : Penguin Book, 1966. — 247 p.
2. Fairclough N. Tony Blair and the Language of Politics [Electronic Resource] / N. Fairclough // openDemocracy. — 2006. — 20 Dec. — Mode of accesse: https://www. opendemocracy.net/en/blair_language_4205jsp/.
3. Eatwell R. The Concept and Theory of Charismatic Leadership / R. Eatwell // Totalitarian Movements and Political Religions. — 2006. — No. 7. — P. 141-56.
4. Van der Pas D. A Leader Without A Party: Exploring The Relationship Between Geert Wilders' Leadership Performance in the Media and his Electoral Success / D. van der Pas, C. de Vries, W. van der Brug // Party Politics. — 2011. — Vol. 19. — No. 3. — P. 458-476.
5. Фролов И.Т. Гносеологические проблемы моделирования / И.Т. Фролов. — М. : Наука, 1961. — 453 с.
6. Штофф В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. — М. : Наука, 1966. — 302 с.
7. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем / Н.П. Бусленко. — М. : Наука, 1978. — 400 с.
8. Щеклеин В.С. Моделирование информационных систем : конспект лекций / В.С. Щеклеин. — Ульяновск : Изд-во УлГТУ, 2002. — 46 с.
9. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. — М. : Знание, 1984. — 80 с.
10. Лебедев А.Н. Моделирование в научно-технических исследованиях / А.Н. Лебедев. — М. : Радио и связь, 1989. — 222 с.
11. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П Прохоров. — М. : Аспект Пресс, 2011. — 351 с.
12. Лазутина Г В. Журналистика в жизни общества - пером теоретика и практика / Г.В. Лазутина. — М. : Фак. журналистики МГУ, 2016. — 252 с.
13. Вебер М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер // Избранные произведения. — М. : Прогресс, 1990. — С. 644-706.
14. Bogardus E. Leaders and Leadership / E. Bogardus. — New York : Appleton-Century-Crofts, 1934. — 325 p.
15. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. — М. : Аспект Пресс, 1999. — 375 с.
16. Bass B.M. Bass & Stogdill's Handbook of Leadership: Theory, Research, and Managerial Application / B.M. Bass. — New York : Free Press, 1981. — 807 p.
17. Херманн М. Стили лидерства в формировании внешней политики / М. Херманн // Полис. Политические исследования. — 1991. — № 1. — С. 91-98.
18. Максвелл Д. 21 неопровержимый закон лидерства / Д. Максвелл. — М. : Попурри, 2001. — 448 с.
19. Пугачев В.П. Введение в политологию : учебник / В.П. Пугачев, А. И. Соловьев. — 4-е изд., перераб. — М. : Аспект Пресс, 2005. — 477 с.
20. Ильин М.В. Личность в политике: «Кто играет короля?» / М.В. Ильин, Б.И. Коваль // Полис. Политические исследования. — 1991. — № 6. — С. 127-138.
21. Мухаев РТ. Политические институты. Личность и политика / РТ. Мухаев // Политология. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Юрайт, 2014. — С. 307-450.
22. Белов А.А. Политический образ, политический имидж и политический бренд — общее и частное [Электронный ресурс] / А.А. Белов. — Режим доступа: elect-assist. ru>political-image/.
23. Bass B.M. Leadership and Performance Beyond Expectations / B.M. Bass. — New York : Free Press, 1985. — 256 p.
24. Mumford M.D., Antes A.L., Caughron J.J., Friedrich T.L. Charismatic, Ideological, and Pragmatic Leadership: Multi-Level Influences on Emergence and Performance / M.D. Mumford [et al.] // Leadership Quarterly. — 2008. — No. 19. — P. 144-60.
25. Меньшиков В.В. М. Вебер о власти / В.В. Меньшиков // Человек. Сообщество. Управление. — 2012. — № 1. — С. 41-48.
REFERENCES
1. Berger P.L, Luckmann T. The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge. New York, Penguin Book, 1966. 247 p.
2. Fairclough N. Tony Blair and the Language of Politics. openDemocracy, 2006, December 20. Available at: https://www.opendemocracy.net/en/blair_language_4205jsp/.
3. Eatwell R. The Concept and Theory of Charismatic Leadership. Totalitarian Movements and Political Religions, 2006, no. 7, pp. 141-56.
4. Van der Pas D., de Vries C., van der Brug W. A Leader Without A Party: Exploring The Relationship Between Geert Wilders' Leadership Performance in the Media And his Electoral Success. Party Politics, 2011, vol. 19, no. 3, pp. 458-476.
5. Frolov I.T. Gnoseologicheskie problemy modelirovaniya [Epistemological Problems of Modeling]. Moscow, Nauka Publ., 1961. 453 p.
6. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya [Modeling and Philosophy]. Moscow, Nauka Publ., 1966. 302 p.
7. Buslenko N.P. Modelirovanie slozhnykh sistem [Modeling of Complex Systems]. Moscow, Nauka Publ., 1978. 400 p.
8. Shcheklein V.S. Modelirovanie informatsionnykh sistem [Modeling of Information Systems]. Ulyanovsk State Technical University Publ., 2002. 46 p.
9. Fridman L.M. Naglyadnost'i modelirovanie v obuchenii [Visibility and Modeling]. Moscow, Znanie Publ., 1984. 80 p.
10. Lebedev A.N. Modelirovanie v nauchno-tekhnicheskikh issledovaniyakh [Modeling of Scientific and Technical Research]. Moscow, Radio i svyaz' Publ., 1989. 222 p.
11. Prokhorov E.P. Vvedenie v teoriyu zhurnalistiki [Introduction to the Theory of Journalism]. 8th ed. Moscow, Aspekt Press Publ., 2011. 351 p.
12. Lazutina G.V. Zhurnalistika v zhizni obshchestva - perom teoretika i praktika [Journalism in the Life of Society from the Viewpoint of Theory and Practice]. Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University Publ., 2016. 252 p.
13. Weber M. Politik als Beruf. München, Verlag von Duncker & Humblot, 1919. 296 S. (Russ. ed.: Veber M. Politika kak prizvanie i professiya. Izbrannye proizvedeniya. Moscow, Progress Publ., 1990, pp. 644-706.).
14. Bogardus E. Leaders and Leadership. New York, Appleton-Century-Crofts, 1934. 325 p.
15. Andreyeva G.M. Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2000. 375 p.
16. Bass B.M. Bass & Stogdill's Handbook of Leadership: Theory, Research, and Managerial Application. New York, Free Press, 1981. 807 p.
17. Hermann M.G. Styles of Leadership in the Policy Making. Polis. Politicheskie issledo-vaniya = Polis. Political studies, 1991, no. 1, pp. 91-98. (In Russian).
18. Maxwell J. The 21 Irrefutable Laws of Leadership. Nashville, Nelson Business, 1998. 540 p. (Russ. ed.: Maxwell J. 21 neoproverzhimyi zakon liderstva. Moscow, Popurri Publ., 2001. 448 p.).
19. Pugachev V.P., Solovev A.I. Vvedenie vpolitologiyu: uchebnik[An Introduction to Political Science]. 4th ed. Moscow, Aspekt Press Publ., 2005. 477 p.
20. Ilyin M.V, Koval B.I. Personality in Politics: «Who Plays the King? Polis. Politicheskie issledovaniya = Polis. Political studies, 1991, no. 6, pp. 127-138. (In Russian).
21. Mukhaev R.T. Political Institution. Personality and Politics. Politologiya [Political Science]. 5th ed. Moscow, Yurait Publ., 2014, pp. 307-450. (In Russian).
22. Belov A.A. Politicheskii obraz, politicheskii imidzh i politicheskii brend - obshchee i chastnoe [Political Representation, Political Image and Political Brand: The General and the Particular]. Available at: elect-assist.ru>political-image/. (In Russian).
23. Bass B.M. Leadership and Performance Beyond Expectations. New York, Free Press, 1985. 256 p.
24. Mumford M.D., Antes A.L., Caughron J.J., Friedrich T.L. Charismatic, Ideological, and Pragmatic Leadership: Multi-Level Influences on Emergence and Performance. Leadership Quarterly, 2008, no. 19, pp. 144-160.
25. Menshikov V.V. M. Weber on Authority. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie = Man. Community. Management, 2012, no. 1, pp. 41-48. (In Russian).
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Лазутина ПВ. Моделирование как метод познания в контексте медиарепрезентации деятельности политических лидеров / П.В. Лазутина, Ч. Линь, О.В. Смирнова // Вопросы теории и практики журналистики. — 2019. — Т. 8, № 3. — С. 569-584. — DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(3).569-584.
FOR CITATION
Lazutina G.V., Lin Ch., Smirnova O.V. Modeling as a Method of Cognition in the Context of the Study of Leaders' Representations. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2019, vol. 8, no. 3, pp. 569-584. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(3).569-584. (In Russian).