Научная статья на тему 'Моделирование интеллектуального капитала компании'

Моделирование интеллектуального капитала компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ / СТРУКТУРНЫЙ КАПИТАЛ / КЛИЕНТСКИЙ КАПИТАЛ КОМПАНИИ / COMPANY'S CLIENT CAPITAL / INTELLECTUAL CAPITAL / HUMAN / STRUCTURAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пронина Ирина Валерьевна

В работе описана концептуальная модель интеллектуального капитала, включающая в себя определение интеллектуального капитала, его структуру, общие и специфичные свойства, функции. Доказана необходимость моделирования интеллектуального капитала компании как важнейшего элемента процесса управления результатами интеллектуальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The company intellectual capital modelling

The article contains the conception model of the company intellectual capital model which includes the intellectual capital definition, structure, characteristics, functions. The necessity of the company intellectual capital modelling as a basic element of the intellectual products management is proved.

Текст научной работы на тему «Моделирование интеллектуального капитала компании»

Meshkov D.V. Human consciousness as a subject of institutional design activity. The article is devoted to research of the influence of information technologies on human consciousness, their forming influence on develop-

ment of informal rules (norms and traditions) as parts of socio-economic institutes of society.

Key words: institutionalism, mass consciousness, information technologies.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА КОМПАНИИ И.В. Пронина

В работе описана концептуальная модель интеллектуального капитала, включающая в себя определение интеллектуального капитала, его структуру, общие и специфичные свойства, функции. Доказана необходимость моделирования интеллектуального капитала компании как важнейшего элемента процесса управления результатами интеллектуальной деятельности.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, человеческий, структурный капитал, клиентский капитал компании.

Моделирование интеллектуального капитала (ИК) компании представляется нам важнейшим элементом процесса управления данным экономическим ресурсом в целях увеличения стоимости компании. Модель ИК компании - объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал (ИК), воспроизводя интересующие его свойства и характеристики. Она является описанием совокупности его компонентов и элементов на формализованном языке с целью изучения их свойств, функций и построения оптимальной структуры в рамках компании.

В качестве модели ИК выступает мысленно представляемый объект, замещающий в процессе исследования объект-оригинал. поскольку исследование самого объекта затруднено. На наш взгляд, это можно объяснить сложностью и неоднородностью ИК по своему составу, характеру использования, степени влияния на результаты финансовохозяйственной деятельности и др. Именно поэтому модель ИК, на наш взгляд, выступает как своеобразный инструмент для его познания и использования в любой компании.

Концептуальная модель ИК представлена определенным множеством понятий и связей между ними (понятие компонентов и элементов ИК), являющихся смысловой структурой (ИК) рассматриваемой предметной области. Она состоит из перечня взаимосвязанных понятий, свойств, характеристик,

классификацией понятий, признаков, законов, функций. Данный вид модели характеризуется эмпирическим выявлением свойств и зависимостей ИК, а также доопытным воссозданием ИК в модели, и поскольку модель известна, то считается познанным и сам объект (интеллектуальный капитал).

Формальное построение модели в эмпирическом исследовании является основой для содержательной интерпретации объекта-оригинала. При этом особенное внимание необходимо уделять полноте модели, поскольку модель ИК реализует оригинал в конечном числе отношений, что и является критерием их типологизации.

На наш взгляд, ИК любой компании представляет собой неотъемлемую для нее относительно устойчивую систему элементов структурного, человеческого, клиентского капиталов, позволяющих создавать избыточную прибавочную (добавленную) стоимость и качественно изменять окружающую среду (рис. 1).

В целях роста своей стоимости любая компания, на наш взгляд, должна обладать всеми компонентами и элементами ИК, поскольку каждый из них обладает определенными свойствами и выполняет определенные задачи. Наличие и использовании всей совокупности продуктов творческого труда деятельности имеет в своей основе синергетический эффект, позволяющий увеличивать стоимость компаний.

Рис. 1. Интеллектуальный капитал компании

Человеческий капитал как совокупность относительно устойчивых качеств индивидов определяет способность людей генерировать эффективные решения и позволяет создавать и распространять инновации в окружающем мире. Функционирование человеческого капитала служит обновлению, развитию и прогрессированию компаний.

Структурный капитал компании как ее относительно устойчивая система ресурсов позволяет ей соответствовать требованиям рынка, отвечает за организацию всех процессов во внешней и внутренней среде экономического субъекта. При этом инфраструктурные активы (система финансовых отношений, процессов управления, бизнес-процессов, информационных систем и др.) призваны обеспечить оптимальные для решения поставленной цели распределение и организацию имеющихся у фирмы ресурсов, уделяя особое внимание определенному порядку и закономерному единству в их расположении и связи. Интеллектуальные активы (объекты авторского, смежного, патентного прав) компании позволяют ей не только обезопасить

себя от использования собственных продуктов творческого труда конкурентами, но и увеличить количество возможных направлений их применения, создавая свою собственную рыночную нишу.

Клиентский капитал компании играет важную роль в формировании надежных, доверительных и взаимовыгодных отношений экономического субъекта со своими собственниками (акционерами), инвесторами, страховщиками, клиентами, работниками, посредниками, поставщиками и другими партнерами. Элементы клиентского капитала отвечают за продвижение продукции, работ, услуг компании на рынке, аргументированное информирование целевых групп о рыночной роли фирмы, эффективность имиджа организации как социально ориентированной и экономически успешной, выработку комплексов мероприятий по содействию выгодной реализации продукции и др.

Все компоненты ИК тесно взаимосвязаны между собой. Человеческий капитал является создателем клиентского и структурного капиталов, способствует их развитию и

совершенствованию. В свою очередь клиентский и структурный капиталы оказывают влияние на человеческий капитал, требуя наличия и развития определенных его качеств. Качественное изменение какого-либо компонента и элемента ИК влечет необходимость изменения других.

Увеличение стоимости компании основывается на общих и специфических свойствах ИК, позволяющих решать определенные задачи [1]. Среди общих свойств мы выделяем его актуальность, достоверность, адекватность, доступность, оперативность, объективность и т. д.; среди специфических - абсолютный характер прав на результаты интеллектуальной деятельности, накапливаемость, «веерный» характер использования и др.

Общие и специфические свойства ИК позволяют ему не только отражать реальное состояние окружающей, в т. ч. экономической, действительности, но и качественно изменять ее, реализуя информационную, познавательно-гносеологическую, преобразовательную, научно-исследовательскую, интегративную, практическую и другие функции. В результате реализации вышеуказанных функций ИК происходит качественное изменение окружающей среды (рис. 2).

Совершенствование внутренней среды ИК во многом обеспечивается функционированием и совершенствованием человеческого капитала. Отличительная особенность данного компонента состоит в том, что он может приумножаться путем развития прежде всего квалификационных, личностных свойств индивидов, что в свою очередь сказывается на качественных характеристиках структурного и клиентского капиталов. Человеческий капитал

может создать новые элементы либо усовершенствовать имеющиеся. Активизация работы с компонентами ИК в его внутренней среде направлена прежде всего на увеличение их стоимости, что в свою очередь окажет положительное воздействие на стоимость компании.

Преобразование внешней среды ИК предполагает его нахождение и эффективное использование внутри самой компании. При этом именно человеческий капитал находит оптимальное распределение ресурсов, позволяющих достигать поставленные перед компанией цели. Особая роль принадлежит уже структурному капиталу и его элементам, поскольку именно благодаря ему формируется единство и порядок распределения и функционирования ресурсов, оптимизируется

структура и деятельность компании.

Качественное изменение мегасреды -прерогатива клиентского капитала, который отвечает за эффективное распространение результатов интеллектуальной деятельности, формирование собственной рыночной ниши и ее удержание. Использование ИК в мегасреде преследует цель позиционирования компании на рынке, роста мобильности и адаптируемости к изменению условий функционирования фирмы.

Вместе с тем существует и обратная связь между ИК и его окружающей средой. Так, мегасреда, или внешняя среда компании, оказывает воздействие на внешнюю среду ИК, предъявляя особые рыночные требования, которым должен соответствовать клиентский капитал. Изменение клиентского капитала в свою очередь вызывает необходимость изменения человеческого (развитие качеств, необходимых для создания новых

Рис. 2. ИК компании и ее окружающая среда

продуктов творческого труда) и структурного капиталов (трансформация или создание новых инфраструктурных и интеллектуальных активов).

Таким образом, между ИК и окружающей средой существует тесная взаимосвязь, проявляющаяся в их совместном преображении. Прогресс или регресс зависит от рационального и эффективного использования человеческого, структурного и клиентского капиталов.

ИК может быть использован как во внутренней, так и во внешней средах компании. Нам представляется важным использование продуктов творческого труда в любой среде по единым направлениям, предполагающим создание и разработку новых результатов интеллектуальной деятельности, мониторинг их состояния, анализ внутренних и внешних факторов их развития, выявление наиболее эффективных вариантов их использования, прогнозирование их развития.

При этом любой компании для улучшения качественных показателей своей деятельности необходимо не только наличие ИК, но и его качественное управление (рис. 3) [5].

Получение информации о компонентах ИК - важнейший функциональный элемент управления данным экономическим ресурсом. Оно осуществляется с помощью информационно-аналитической системы (совокупности финансовых, инвестиционных, экономических и других показателей), бухгалтерского учета, оценки ИК [3].

На основе полученных данных осуществляется прогнозирование, представляющее собой опирающееся на реальные расчеты предположение о динамике развития компании на основе эффективного использования ИК. С одной стороны, этап прогнозирования

по времени предшествует планированию, но его данные также ложатся в основу формирования плановых документов. Прогнозы позволяют составить альтернативные варианты в структуре ИК, направлениях их использования и позволяют выбрать наиболее оптимальный вариант развития экономического субъекта. Прогнозирование осуществляется при помощи экономико-математического моделирования, программирования и экспертных оценок.

Полученные данные воздействуют на планирование ИК как системы мер и действий, направленных на определение структуры вышеуказанного экономического ресурса, вариантов его использования. Оно также включает в себя экономический анализ выполнения показателей за предшествующий период, расчеты показателей и их увязку в единое целое.

Оперативное управление ИК осуществляется в соответствии с полученным планом и представляет собой систему приемов, методов, способов целенаправленного воздействия на компоненты интеллектуального капитала, позволяющих наиболее полно им реализовать свои функции и достичь поставленных целей.

Регулирование ИК связано с обеспечением достижения результатов планирования и направлено на обеспечение сбалансированности всех компонентов и элементов ИК, изменении их темпов развития (убыстрение или замедление) и др.

Контроль за компонентами ИК предназначен для проверки полноты, своевременности, законности, эффективности использования результатов интеллектуальной деятельности. В результате полученной информации составляются новые прогнозные данные.

Рис. 3. Функциональные элементы процесса управления ИК

При этом представляется важным подчеркнуть значимость информационного обеспечения управления ИК и выделить особую роль оценки стоимости рассматриваемого экономического ресурса, поскольку именно реализация ее функциональных элементов и дает всю необходимую информацию для эффективного менеджмента ИК, преследующего цель роста стоимости компании [5].

Для этого, на наш взгляд, представляется важным каждому экономическому субъекту иметь специалистов в области интеллектуального капитала (юрист, бухгалтер, экономист, оценщик, менеджер, маркетолог, налоговик, инженер-патентовед) и даже специальный отдел по управлению интеллектуальным капиталом в своей организационной структуре. Среди задач данного подразделе -ния можно выделить выявление результатов интеллектуальной деятельности (четкая структуризация ИК), осуществление правовой охраны ряда элементов ИК, мониторинг состояния элементов ИК, выявление основных направлений использования ИК, анализ внешних и внутренних факторов развития ИК, моделирование и прогнозирование развития ИК. Реализация указанных мероприятий способствует созданию новых продуктов интеллектуальной деятельности, их введению в хозяйственный оборот и его осуществлению [2].

Таким образом, управление ИК представляет собой достаточно сложную для реализации совокупность мероприятий, преследующих цель создания высокой добавленной стоимости.

Достижение цели увеличения стоимости компании достигается в результате реализации экономических механизмов, представляющих собой совокупность способов и методов, позволяющих увеличить стоимость компании (цель механизма). Эта цель может быть достигнута двумя способами, когда ИК, с одной стороны, выступает как часть стоимости экономического субъекта (в данном случае воздействуют на состав и структура активов), а с другой стороны, как источник добавленной стоимости.

В случае реализации экономического механизма, когда ИК рассматривается как часть стоимости компании, необходимо выделить факторы, которые повышают качественные характеристики каждого компонента

данного экономического ресурса. Изменение ценности ИК и его компонентов отражается в изменении стоимости компании, поэтому лишь совершенствование результатов творческого труда будет положительно сказываться на росте стоимости компании. Также важен мониторинг индикаторов стоимости ИК. Каждый экономический субъект в зависимости от специфики своей деятельности может выявить свои факторы и индикаторы стоимости ИК, свидетельствующие об устойчивости своего развития.

При реализации экономического механизма, при котором ИК выступает как источник добавленной стоимости, компании необходимо выявить свои собственные способы создания добавленной стоимости и получения различных преимуществ от создания и использования продуктов творческого труда. К таким способам можно отнести создание новых направлений бизнеса, заключение рыночных сделок, распределение ограниченных ресурсов и др.

Варианты реализации вышеуказанных механизмов факторного влияния ИК на стоимость компании должны быть тщательно изучены и проанализированы экономическим субъектом.

Моделирование ИК представляется нам важнейшим этапом управления стоимостью компании. Создание особым структурным подразделением модели ИК и управление ею позволит любому экономическому субъекту выявить наиболее перспективные направления использования ИК с учетом свойств его компонентов, что позволит или увеличить стоимость самого ИК, или создать добавленную стоимость в результате его применения, или найти такие условия его применения, которые положительно скажутся на финансовых результатах деятельности компании.

1. Гаврилова Н. Преимущества использования интеллектуальной собственности // Экономист. 2002. № 4. С. 32-35.

2. Дежина И., Леонов И. Экономико-правовое обеспечение коммерционализации интеллектуальной собственности в России // Вопр. экономики. 2003. № 10. С. 66-76.

3. Илышев А., Сучкова И. Управлению интеллектуальной собственностью - нормативную базу // Экономист. 2000. № 3. С. 71-77.

4. Рождественский А.Е. Интеллектуальные активы как фактор управления предприятием // Вопр. оценки. 2001. № 1. С. 79.

5. Якутин Ю. Управление знаниями // Экономика и жизнь. 2004. № 5. С. 31.

Поступила в редакцию 23.05.2008 г.

Pronina I.V. The company intellectual capital modelling. The article contains the conception model of the company intellectual capital model which includes the intellectual capital definition, structure, characteristics, functions. The necessity of the company intellectual capital modelling as a basic element of the intellectual products management is proved.

Key words: intellectual capital, human, structural capital, company’s client capital.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИОРИТЕТЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ К.Н. Савин

В статье рассмотрены проблемы и основные факторы развития топливно-энергетического комплекса России, его основные тенденции и прогнозные параметры развития на перспективу.

Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, проблемы, перспективы.

Топливно-энергетический комплекс

(ТЭК) России всегда играл важную роль в экономике страны. За годы реформ в связи с резким падением объемов производства в других отраслях экономики его роль еще более возросла.

В течение прошедшего десятилетия ТЭК в основном обеспечивал потребности страны в топливе и энергии, сохранив тем самым энергетическую независимость России. В настоящее время преодолена тенденция спада и начался рост добычи газа, нефти и угля, производства электроэнергии, объема и глубины переработки нефти. Производственные структуры ТЭК в результате проведенных структурных преобразований, либерализации и приватизации в значительной мере адаптировались к рыночным методам хозяйствования. В результате проведенных работ по реструктуризации угольной промышленности повысилась ее экономическая эффективность, ликвидируются убыточные неперспективные предприятия. Начались реформы электроэнергетики и жилищно-коммунальной сферы. Сформированы основы регулирования хозяйственных отношений в энергетическом секторе экономики, включая вопросы недропользования, налогообложения и ценообразования.

В течение почти 50-ти последних лет практически все фундаментальные и прикладные научные проблемы в области энер-

гетики решались силами российской науки. По ряду направлений, связанных с передачей электроэнергии на сверхдальние расстояния при высоком напряжении переменного и постоянного тока, созданием безопасных АЭС нового поколения, высокоэффективным комбинированным производством электрической и тепловой энергии, сверхдальним транспортом большого количества природного газа по газопроводам диаметром до 1,4 м, отечественные разработки не уступают лучшим мировым достижениям.

Вместе с тем, по другим направлениям, включая парогазовые и газотурбинные электростанции, решение экологических проблем в электроэнергетике, сокращение непроизводственных потерь электрической и тепловой энергии при ее транспортировке и распределении среди конечных потребителей, автоматизации технологических процессов при производстве электроэнергии и тепла, российские разработки в той или иной мере отстали от передовых зарубежных.

Изменения, происходящие в общественном строе страны и хозяйственных отношениях, резко уменьшили возможности государства финансировать научно-технический прогресс из средств федерального бюджета. Но и при этом государство должно сохранить за собой важные рычаги определяющего влияния на научно-технический прогресс в энергетике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.