УДК 37.01
МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ
© 2016
Стадников Максим Дмитриевич, аспирант кафедры иностранных языков и технологии перевода Воронежский государственный технический университет (394026, Россия, Воронеж, Московский проспект, 14, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)
Аннотация. В статье рассматривается понятие профессиональной компетентности специалистов по технической защите информации, приводятся ее определение и структура. Автоматизированные обучающие системы предложены как средство формирования профессиональной компетентности и составные элементы интегрированной информационной среды. Описаны этапы и методика их проектирования. Общая технология проектирования автоматизированных обучающих систем показывает необходимость оптимизировать сложную структуру системы с учетом динамики работы ее компонентов. Эти задачи решаются аналитическими методами лишь в простых случаях. Использование на этапах проектирования (прогнозирования, внешнего и внутреннего структурирования), помимо учета статических взаимосвязей, динамических аспектов работы системы вызывает необходимость применять методы имитационного моделирования. Однако они не позволяют анализировать значительное количество вариантов автоматизированных обучающих систем, достаточное для выбора лучшего варианта проектирования. Чтобы преодолеть эти противоречия, необходимо конкретизировать общую методику проектирования автоматизированных обучающих систем для учета специфики подготовки специалистов по технической защите информации. При построении современного образовательного процесса нельзя ограничиваться применением одного вида технологии обучения, необходимо комплексное использование как общепедагогических технологий, так и современных технологий, появление которых обусловлено процессом информатизации общества в целом и образования в частности (компьютерное обучение, программированное обучение и др.).
Ключевые слова: автоматизированная обучающая система, проектирование, профессиональная компетентность, техническая защита информации.
SIMULATION OF INTEGRATED INFORMATION ENVIRONMENT FOR THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF SPECIALISTS IN THE TECHNICAL
INFORMATION PROTECTION
© 2016
Stadnikov Maxim Dmitrievich, a graduate student of the department of foreign languages and translation technology
Voronezh state technical university (394026, Russia, Voronezh, Moskovsky Prospekt, 14, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)
Abstract. The article deals with the concept of professional competence of experts for technical protection of information, given its definition and structure. Automated training system offered as a means of formation of professional competence and the constituent elements of an integrated information environment. Stages and methods of their design. General technology development of automated learning systems demonstrates the need to optimize the complex structure of the system taking into account the dynamics of the operation of its components. These problems can be solved analytically only in simple cases. Using the design stages (forecasting, external and internal structuring), in addition to meeting the static relationships, the dynamic aspects of the system makes it necessary to use simulation techniques. However, they do not allow you to analyze a large number of variants of the automated training systems, sufficient to choose the best option design. In order to overcome these contradictions, it is necessary to specify the general methodology for the design of automated learning systems to take into account the specifics of the training of specialists for technical protection of information. the construction of the modern educational process should not be limited to the use of one type of learning technology, it is necessary to use a complex of general pedagogical techniques and modern technology, the appearance of which is due to the process of informatization of society in general and education in particular (computer training, programmed instruction, and others.).
Keywords: automated training system, designing, professional competence, technical protection of information.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [1] требуется вхождение России в мировое информационное и образовательное пространство. Это, в свою очередь, связано с применением существующих технологий обучения на качественно новом уровне. Появляется необходимость использования современных технологий обучения, используемых в образовательных системах различных стран.
В Военной доктрине Российской Федерации (2014) [2] среди основных приоритетов развития определены: совершенствование систем военного образования и воспитания, подготовки кадров, военной науки, подготовка высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих. Без качественной подготовки будущих специалистов невозможно создание боеспособной армии, соответствующей реалиям сегодняшнего дня, уровню развития вооружения и военной техники, новым принципам вооруженной борьбы. Решение задач технической защиты информации (ТЗИ) с точки зрения рефлексивного управления относится к интеллектуальной игровой деятельности сторон в конфликтных ситуациях,
в ходе которой выигрывает та сторона, у которой уровень обобщения ситуации выше.
Содержание решаемых задач ТЗИ и их целевое назначение показывают, что одним из основных показателей, определяющих эффективность их решения, является уровень профессиональной подготовки специалистов. Достижение требуемого уровня подготовки специалистов может быть обеспечено за счет применения в учебном процессе современных информационных технологий и более эффективного использования существующего потенциала военно-образовательных учреждений (А.А. Вербицкий), что также позволит сократить временные и материальные затраты на подготовку специалистов по ТЗИ [3].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Существуют различные трактовки понятия «профессиональная компетентность»: в современной педагогической науке оно многозначно, междисциплинарно [4-13]. С точки зрения Н.М. Борытко [14], профессиональная компетентность как единство теоретической и практической готовности к выполнению профессиональных функций
интегрирует профессиональные и личностные качества. Н.И. Запрудский [15] под профессиональной компетентностью понимает систему знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности, которые позволяют выполнять профессиональные задачи различного уровня.
Формирование целей статьи (постановка задания). Мы во многом согласны с перечисленными авторами и, проанализировав основные руководящие документы, определяющие требования к уровню подготовки будущих специалистов по ТЗИ, сформулировали собственное определение профессиональной компетентности будущего специалиста по ТЗИ как интегративное качество личности, способность эффективно решать производственные, профессионально значимые, а нередко и боевые задачи в различных областях информационных технологий, информационной безопасности и защиты информации, управлять работой коллектива, принимать участие в научных дискуссиях, добывать, анализировать и применять профессиональную информацию.
Кроме того, на основе требований к уровню подготовки специалистов по ТЗИ нами разработана структура профессиональной компетентности (рисунок 1).
Компетенции в научно-исследовательской деятельности Способность к проведению научных исследовании
- s 1 - 1 f
Компетенция в контрольно-аналитической деятельности Способность к контролю работоспособности систем и анализу эффективности их функционирования
Компетенции в организационно управленческой деятельности Организаторские и лидерские качества
Компетенции в эксплуатационной деятельности а - 1 Л- Навыки работы с аппаратурой
Компетенции в проектно-конструкторской деятельности Способность к проектированию и разработке новых систем и средств
Рисунок 1 - Структура профессиональной компетентности специалистов по ТЗИ
В структуре профессиональной компетентности будущих специалистов по ТЗИ мы выделили следующие составляющие в соответствии с видами будущей профессиональной деятельности: компетенции в научно-исследовательской деятельности, компетенции в контрольно-аналитической деятельности, компетенции в организационно-управленческой деятельности, компетенции в эксплуатационной деятельности, компетенции в проектно-конструкторской деятельности. Опыт образовательной деятельности показывает, что сложно обеспечить формирование профессиональной компетентности обучающегося традиционными методическими приемами - требуется применение инновационных технологий (разработка и внедрение тренажерной техники по ТЗИ). Учебные заведения, готовящие специалистов по ТЗИ, в настоящее время испытывают острую нехватку инструментальных средств выявления и измерения технических каналов утечки информации (ТКУИ) и средств обучения. Образовательные продукты таких фирм, как «НЕЛК», «МАСКОМ» и «Сюртель», наиболее распространены на рынке информационных технологий в данной области. Обеспечение вузов инструментальными средствами в полном объеме невозможно по причине их высокой стоимости. Имеющиеся же предложения средств обучения по своей стоимости нередко дороже реальных программно-аппаратных комплексов (ПАК) ТЗИ.
Опыт использования контекстого подхода в образовательной деятельности, предполагающего внедрение форм, методов и средств активного обучения в профессиональном образовании, показывает, что только с их помощью можно формировать как познавательные, так
и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать теоретическое и практическое мышление обучающегося, давать целостное понятие о предстоящей профессиональной деятельности [16]. Таким образом, подготовка специалиста по ТЗИ, способного успешно выполнять требуемые задачи, невозможна без применения реальных средств и комплексов ТЗИ или тренажеров, позволяющих имитировать их работу.
Для формирования профессиональной компетентности специалистов по ТЗИ нами предложена и разработана интегрированная информационная среда (ИИС), которая должна стать ядром информационно-образовательной среды вузов, готовящих специалистов данного профиля подготовки. Данная система состоит из программно-аппаратных средств обучения, содержащих модели средств и комплексов защиты информации, алгоритмы их функционирования и выявления ТКУИ, программных средств и методического обеспечения автоматизации образовательного процесса специалистов по ТЗИ [7].
Рассматривая модель формирования профессиональной компетентности специалистов по ТЗИ [18], можно сделать вывод, что составными элементами ИИС являются автоматизированные обучающие системы (АОС).
В настоящее время в состав ИИС для подготовки специалистов по ТЗИ входят следующие модули АОС:
1. АОС формирования навыков практической работы на ручном измерителе частоты «РИЧ-3».
2. АОС формирования навыков практической работы на комплексе «Плавск-АК 1А».
3. АОС система формирования навыков практической работы на анализаторе спектра «НР Е4405».
4. АОС: «Автоматизированное рабочее место ведения радио- и радиотехнического контроля» («УПО-14»).
5. АОС: «Автоматизированное рабочее место ведения радио- и радиотехнического контроля» (МКТК-1 «Плавск», «УПО-10»).
6. Автоматизированная методика расчета коэффициента реального затухания электромагнитных полей.
7. АОС формирования процедур деятельности на комплексе «Плавск-АК».
8. АОС формирования навыков защиты речевой информации.
9. АОС формирования процедур деятельности на комплексе «RS Turbo».
10. АОС формирования процедур деятельности на комплексе «RS Digital».
11. АОС формирования процедур деятельности на комплексе «РМ-СК».
Применение АОС обеспечивает:
- рост дидактической эффективности в сравнении с существующей системой обучения;
- гарантированное достижение всеми обучающимися заданного качества усвоения программы обучения;
- достижение каждым из обучающихся заданного качества усвоения наиболее рациональным для него путем при условии работы обучающего с достаточно большой группой обучающихся;
- наиболее приемлемое преодоление противоречия между увеличивающимся объемом информации в изучаемой предметной области и относительно фиксированным лимитом времени на ее усвоение;
- создание для обучающего условий, которые бы при общей интенсификации процесса обучения не требовали от него все большей отдачи физических и моральных сил.
Данные требования определяют структуру АОС формирования знаний, умений и навыков специалистов по ТЗИ. Выбор структуры АОС определяется распределением функций управления обучением между обучающим и АОС, целями обучения и допустимой загруженностью обучающего [19]. При этом обучающий остается главным организатором процесса управления учебной деятельностью обучающихся и несет полную
ответственность за качество обучения. Его основными, не поддающимися формализации задачами, являются: формирование знаний и навыков обучающихся, их воспитание, обучение тому, как именно нужно учиться, как делать верные суждения о фактах и сведениях, как думать аналитически и творчески.
В соответствии с технологией проектирования таких сложных АОС необходимо согласованное решение требуемых задач с использованием параллельного и последовательного отличных друг от друга методов [20-28]. Исходя из этого, процесс проектирования АОС рационально показать в блочно-модульном виде. При этом каждой подсистеме и каждому компоненту АОС соответствует свой модуль.
Такое деление на модули в соответствии с объектами проектирования обусловлено иерархической морфологией АОС.
В каждом модуле определены компоненты и описано взаимодействие между ними, а также учтены различные обучающие воздействия и осуществляется выбор структуры системы. При этом в соответствии с требуемыми техническими характеристиками производится оценка объекта проектирования. Обобщенная методика проектирования АОС определяет содержание каждого этапа их проектирования, представленных на рисунок 2.
На системном уровне описываются и оцениваются функционирование АОС в целом, а также ее развитие в изменяющихся условиях подготовки специалистов по ТЗИ за весь период существования.
Вложенность этапов проектирования АОС позволяет прогнозировать состав операций не только для системы в целом, но и для ее подсистем. Для количественной характеристики дидактической эффективности разрабатываемых АОС выделяют набор соответствующих параметров.
Этап Содержания этапа Уровни
проектирования
проектирования
проектирования
Прогнозирование
Внешнее
структурирование
Внутреннее структурирование
X----
51с (чб Vчаи'дпне воздействия)
О
4.
Е)
Функциональное конструирование
Ьш длниих
Функционально-логический
Технологическое конструирование
Схемотехнический
Рисунок 2 - Этапы проектирования АОС
На рисунке 2 этап внутреннего структурирования представлен тремя уровнями дробления АОС. На первом уровне (I) система представляется как целое. На уровне ¡2 система разделяется на два модуля: подсистему оценки качества подготовки и подсистему отображения учебных элементов. Уровень ¡3 предполагает дробление до функциональных модулей элементов.
Такая структура процесса проектирования дает возможность на основе описания подготовки специалистов по ТЗИ проработать техническую реализацию модулей АОС.
Функционально-логический уровень предполагает конструирование модулей и оценку их соответствия системному уровню. Реализуется процесс моделирования всей системы - АОС (функциональный и логический) на базе стандартной библиотеки компонентов.
Анализ и верификация схемы объекта проектиро-
вания производится на схемотехническом уровне с использованием средств прецизионного моделирования ^рюе-программы). Также на этом уровне проходит оценка требований двух верхних уровней (системного и функционально-логического) и возможность выполнить их при помощи стандартных элементов.
Учитывая обобщенную методику проектирования сложных обучающих систем, процесс формирования профессиональной компетентности специалистов по ТЗИ целесообразно разделить на три этапа: начальный, промежуточный и конечный.
На начальном этапе обучения путем предъявления учебных элементов, его объяснения и описания обучающийся приобретает теоретические знания по средствам обнаружения, измерения параметров и определения местоположения радиоэлектронных средств, а также о способах выявления существующих ТКУИ.
Теоретические (декларативные) знания - это знания «что», т. е. знание конкретных данных о понятиях в области деятельности специалиста по ТЗИ и связей между понятиями, - знания о назначении, состояниях, процессах, взаимодействии установленного оборудования и закономерностях функционирования средств и комплексов ТЗИ, а также знания о внешних средствах деятельности (рабочее место, средства отображения информации, органы управления и т. п.).
Запоминание происходит путем извлечения обучающимся в процессе обработки учебного материала смыслов и отличительных признаков понятий, а также путем установления между понятиями родовидовых, причинно-следственных и иных связей. В ходе накопления теоретических знаний формируется способность к описанию, объяснению и прогнозированию явлений и процессов в области деятельности специалиста по ТЗИ через установление все новых и новых отношений (связей) между понятиями.
На промежуточном этапе обучения формируются умения выполнять пошаговые задания, демонстрируемые эталонной моделью, на моделях средств и комплексов ТЗИ. На данном этапе обучения путем предложения обучающемуся решить функциональные задачи формируются репродуктивные знания - умения, т. е. способность самостоятельно выполнить известную деятельность на основе ранее усвоенной теоретической основы деятельности. У обучающегося формируется ориентировочная основа деятельности, а процедурные знания постепенно трансформируются в умения.
Практические (процедурные) знания - знания «как» что-то сделать, т. е. знание процедур деятельности специалистов по ТЗИ с опорой на теоретические знания, - запоминаются значительно медленнее, чем теоретические, путем многократных повторений процедур. В процессе повторений и на основе теоретических знаний формируется ориентировочная основа деятельности [14] специалиста по ТЗИ на конкретных образцах техники, а процедурные знания постепенно трансформируются в умения и затем в навыки. При отсутствии повторений (тренировок) сложные навыки быстро утрачиваются.
На конечном этапе на основе усвоенного обобщенного способа деятельности по обнаружению, измерению параметров, определению местоположения радиоэлектронных средств и выявлению ТКУИ обучающийся должен выполнить в изменившихся условиях путем самостоятельной трансформации известной ориентировочной основы деятельности поставленную задачу. Все действия обучающийся должен выполнять самостоятельно. В случае допущения ошибки обучающее воздействие меняется и формируется задание на устранение ошибки. После выполнения планового задания обучающемуся будет выдано сообщение «Задание выполнено» с указанием количества допущенных ошибок, тогда из меню команд можно вызвать процедуру формирования нового задания оператору. Задания разбиты на типовые варианты и генерируются случайным образом.
Задачи, решаемые АОС для подготовки специалистов по ТЗИ, определяются из общих задач управления обучением, которые включают в себя управление информационной моделью учебного элемента путем адаптации приема, способа обучения, содержания, объема и темпа предъявления учебной информации к особенностям обучающегося, к его ошибкам, действиям, качеству действий и контролируемым параметрам. Решение дидактической задачи осуществляется путем формирования способа и приема обучающего воздействия. В каждом практическом занятии необходимо выделить два основных вида обучающих воздействий:
- первое обучающее воздействие - предъявление изучаемого учебного элемента, его объяснение и описание (применяется при «теоретической» презентации);
- второе обучающее воздействие - предъявление учебной задачи (применяется для выяснения результативности первого обучающего воздействия при «теоретической» презентации и в качестве основного обучающего воздействия при «практическом» обучении).
В качестве сценариев автоматизированных учебных занятий в АОС необходимо включить «теоретическое обучение» и «формирование умений и навыков практической работы» на средствах и комплексах ТЗИ. Обучающее воздействие необходимо организовать таким образом, чтобы привить обучающемуся знания о назначении, состояниях, процессах и закономерностях функционирования средств ТЗИ, а в дальнейшем сформировать знание процедур деятельности по обнаружению, измерению параметров и определению местоположения радиоэлектронных средств, выявлению ТКУИ [15].
Теоретический курс должен содержать материал и об изучаемых средствах для обнаружения, измерения параметров и определения местоположения радиоэлектронных средств, и о способах выявления существующих ТКУИ. На практическом этапе обучающийся должен выбрать один из двух уровней освоения области деятельности: теоретическую или практическую подготовку.
Технология формирования знаний, умений и навыков специалиста по ТЗИ основана на детализации решаемых им задач. Главной целью данной методики является формирование у обучающихся уровня профессиональной компетентности, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта и квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам по защите информации. Комплекс этих характеристик определяется исходя из профессиональных задач специалистов по ТЗИ, перечня и номенклатуры используемых средств и комплексов ТЗИ и конкретных условий выполнения требуемых действий.
Проведя анализ средств автоматизации проектирования АОС, технических составляющих различных подходов, мы выделили основное направление совершенствования средств автоматизации проектирования АОС для подготовки специалистов по ТЗИ, которое заключается в использовании современных приемов и методов моделирования с применением средств вычислительной техники и информационных технологий. С учетом этого методика проектирования АОС для подготовки специалистов по ТЗИ может включать этапы, показанные на рисунке 3.
Данная методика предъявляет требования к архитектуре ИИС и структуре проблемно ориентированного программного обеспечения автоматизации проектирования АОС. Это дает возможность прорабатывать техническое воплощение основных модулей, сохраняя функциональную сущность подсистем и изменяя способы технической реализации на основе полного формирования и описания модели АОС.
Таким образом, мы рассмотрели понятие профессиональной компетентности будущих специалистов по технической защите информации. Эффективность фор-
мирования профессиональной компетентности обучающихся обеспечивает разработанная интегрированная информационная среда с модулями АОС.
Рисунок 3 - Методика проектирования АОС для подготовки специалистов по ТЗИ
Нами предложена методика проектирования АОС, составляющих основу ИИС, для формирования требуемого уровня профессиональной компетентности специалистов по ТЗИ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
2. Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета. - 2014. - 30 дек.
3. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М. : Высш. шк., 1991. 207 с.
4. Гирка И.В. Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42-45.
5. Одарич И.Н. Особенности моделирования организации учебного процесса по формированию профессиональной компетентности бакалавра // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42-44.
6. Притуляк Л.Н. Особенности формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей ДНЗ // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 71-74.
7. Алехина М.А., Есаулова И.В. Формирование профессиональной компетентности студентов экономических направлений в процессе изучения математических дисциплин // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 49-53.
8. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Технология учебных полей как эффективный инструмент формирования профессиональной компетентности // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 32-35.
9. Коваль В.А. Периодизация становления профессиональной компетентности будущих учителей-филологов (ретроспективный анализ) // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 15-18.
10. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.
11. Деревянко Е.В. Формирование профессиональной компетентности будущих горных инженеров в условиях интерактивных технологий обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 19-22.
12. Третьяк И.Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 130-132. _
13. Ярыгин О.Н., Рябова В.М. Искусственный интеллект и интеллектуальная компетентность // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 1. С. 34-36.
14. Борытко, Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога //Эйдос: интернет-журн. 2007. Режим доступа: http://www.eidos.ru/jornal/2007/09030-10. htm
15. Запрудский Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем. - Минск: Сэр-Вит, 2008. - 340 с.
16. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. М.: Наука, 1976. - 327 с.
17. Стадников М.Д. Модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности специалистов по технической защите информации с применением интегрированной информационной среды / М. Д. Стадников // Мир образования - образование в мире. 2015. № 4. С. 259-272.
18. Стадников М.Д., Комарова Э.П. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности специалистов по технической защите информации в контексте информационно-образовательной среды вуза, //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. №1. С. 104-108.
19. Стадников М.Д. Педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетентности специалистов по технической защите информации //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 150-153.
20. Коростелев А.А., Полторецкий Д.А. Автоматизированные информационно-аналитические системы в аналитической деятельности управления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 38-41.
21. Зубренкова О.А., Шигорина Н.А. Выбор автоматизированной информационной системы - основа формирования производственно-организационной структуры предприятия // Вестник НГИЭИ. 2014. № 7 (38). С. 97-103.
22. Коростелев А.А. Современные подходы к моделированию технологии аналитической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 334-337
23. Прошина Р.Д., Прошина Е.С., Волков В.В. Математическое обеспечение интегрированного комплекса сетевых автоматизированных лабораторий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 12 (16). С. 62-68.
24. Бабич М.Ю. Вопросы взаимодействия моделей автоматизированных информационных систем управления // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 5 (09). С. 97-101.
25. Коростелев А.А. Методологические подходы к использованию информационных технологий в аналитической деятельности руководителей школы // Информатика и образование. 2008. № 9. С. 108-112.
26. Жадько К.С. Методологические основы работы автоматизированных систем учета // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 51-53.
27. Коростелев А.А., Комар Т.В. Управление информационными потоками в аналитической деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 42-45.
28. Ханислямова С.В. Структурные модели для автоматизированного формирования компонентов методического обеспечения информационных систем // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. № 4 (26). С. 227-231.