Моделирование инновационной составляющей сбалансированной системы показателей ИТ-компании
А. А. Мунтьянова Астраханский государственный технический университет, Астрахань
Аннотация: Разработана стратегическая карта для IT-компании. Рассмотрена задача моделирования сбалансированной системы показателей для IT-компании на основе раскрашенных сетей Петри. Для анализа структуры системы сбалансированных показателей, цели и показатели представлены в виде раскрашенной сети Петри, состоящей из набора классических сетей Петри. Предложенная модель Системы Сбалансированных показателей, разработанная с использованием раскрашенной сети Петри, позволяет проводить «горизонтальный» и «вертикальный» анализ ССП как независимо по показателям целям и перспективам как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи. Ключевые слова: ССП, IT-компания, система сбалансированных показателей, раскрашенная сеть Петри, модель, стратегическая карта, горизонтальная структура, вертикальная структура.
Для достижения успеха IT-компаниям необходимо быстро адаптироваться к изменениям рынка и превосходить конкурентов по скорости и качеству предоставления услуг, а также цене и широте ассортимента предлагаемых услуг. Оперативные действия должны быть хорошо скоординированы и направлены на достижение целей в долгосрочной перспективе, иначе для IT-компании есть риск остаться на месте, перестав развиваться. IT-компания должна уметь идентифицировать свою стратегию и мобилизовать все ресурсы для достижения поставленных стратегических целей.
Одним из инструментов отображения реализованной стратегии служит сбалансированная система показателей (ССП, Balanced ScoreCard, BSC) [1]. Термин «ССП» был впервые использован в 1992 г. Д. Нортон и Р. Капланом, которые по результатам проведенного исследования широкого круга компаний смогли предложить новую методику оценки компаний.
Задача сбалансированной системы показателей заключается в возможности трансформации миссии компании в определенные задачи и показатели [2]. Данные показатели отображают баланс между внешними
отчётными данными для клиентов и внутренними характеристиками наиболее значимых бизнес-процессов, роста, обучения и инноваций [3,4]. Одной из основных задач 1Т-компании является поддержание инновационной активности компании [5]. 1Т-компании, чтобы иметь устойчивое конкурентное преимущество, необходимо постоянно проводить работу по созданию новых программных продуктов и услуг, новых методов их предоставления, что будет способствовать привлечению новых клиентов и освоению новых рынков сбыта, а как следствие - увеличению прибыли 1Т-компании. Стратегическая карта для 1Т-компании (Рис. 1), помимо четырех основных составляющих, должна включать пятую перспективу -«Инновации» [6].
Рис. 1. - Стратегическая карта 1Т-компании «Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» («Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832). Инновации в деятельности 1Т компании можно классифицировать по различным признакам, в зависимости от направления деятельности компании - создание программного продукта,
сопровождение программного продукта, развитие рынков сбыта программного продукта. Составляющая ССП «Инновации» направлена на создание новых программных продуктов или оптимизацию существующих, создание новых методов оказания услуг 1Т компании и другого.
Для моделирования [8,9] структуры ССП 1Т-компании, цели и показатели представим в виде раскрашенной сети Петри [10], состоящей из набора классических сетей Петри (рис. 2):
• «Вертикальная» структура ССП, включающая целеполагание на основе «древовидных» ациклических сетей Петри;
• «Горизонтальная» структура ССП, учитывающая взаимовлияние отклонений от нормы показателей на основе когнитивных карт (при этом, мы исходим из гипотезы: при нахождении показателей в пределах нормы, т.е. заданного интервала значений, их влиянием друг на друга можно пренебречь) на основе «взвешенных» сетей Петри.
Пусть набор СРИ = К, /<л, с, С) - раскрашенная сеть Петри, Л' -непустое конечное множество позиций; К - непустое конечное множество переходов, причём 8глКф0\ с - непустое конечное множество цветов; С:
»2е - функция, ставящая в соответствие каждой позиции и переходу сети допустимое подмножество цветов из с; х х с —» Мик(с)
сопоставляет каждой тройке ?е8, к е Ки й е С(к) мультимножество из Мм/£(С(?)). Функцию вида М?: £ ^ Мыи(С($)) назовем разметкой раскрашенной сети Петри [11].
Множество разметок раскрашенной сети Петри СРЫ назовем множеством всех функций вида М?? : Мм/£(С(5)), обозначим через МСРПару (СРЫ, Муо), где СРЫ - раскрашенная сеть Петри, Му() е ,Мсры, назовем раскрашенной сетью Петри с выделенной начальной разметкой.
Множество к = \lVls |Му0Г )Му} назовем множеством достижимых
разметок раскрашенной сети Петри СРИ с выделенной начальной разметкой Мб0. На рис. 2 изображена раскрашенная сеть Петри Ns=(СPN,Ms0), с разметкой Ms0, которая соответствует системным взаимосвязям ССП 1Т-компании между показателями, целями и перспективами si (позициями) за счет причинно-следственных связей к (событий).
Рис. 2. - Граф ССП на основе раскрашенной сети Петри N8
Множество событий К = [к\, к2, ..., к43} отображает причинно-следственные связи ССП 1Т-компании, поэтому не приводится наименование каждого события для сети Петри ССП. В текущей конфигурации стратегическая карта ССП 1Т-компании (рис. 1) состоит из 19 целей и 5 перспектив, и 18 показателей (рис. 1). Количество целей и показателей для разных конфигураций может отличаться. Представим множество позиций £ раскрашенной сети Петри, как подмножество показателей М; целей ССП X и перспектив ССП РЯ\
Б = (Б1 п Б2 п Б3),
где подмножество Б1 = 82, ..., ¿*18} множества позиций раскрашенной сети
Петри совпадает с множеством показателей ССП 1Т-компании М = {т1, т2,
1 2 ..., т18} в рассматриваемой конфигурации 1Т, Б = М; подмножество Б = {^15,
s16, ..., £з7} совпадает с множеством целей ССП 1Т-компании X = {х1, х2, ...,
2 3
x19}; S = M; подмножество S = {s26, s27, ..., s42} совпадает с множеством перспектив ССП Pr = { Pin, Ptd, Pip, Pc, Pf}, S3 = PR.
Разработана стратегическая карта ССП для ИТ-компании, состоящая из 19 целей и 5 перспектив, и 18 показателей.
Предложена модель ССП для ИТ-компании, отличающаяся структурно от классической ССП Нортона и Каплана введением дополнительной перспективы «Инновация», которая показала, что наряду с распространенными в отрасли IT показателями для оценки эффективности работы IT-компании и ее конкурентоспособности, необходимо учитывать показатели инновационной деятельности. Количество целей и показателей для разных конфигураций может отличаться. Модель ССП для ИТ-компании на основе раскрашенной сети Петри, отображающая «горизонтальную» и «вертикальную» структуру ССП, позволяющая моделировать динамику достижения целей и изменения показателей ССП на основе когнитивного анализа.
Литература
1. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005, 320 с.
2. Ханова А.А. Концепция системы интеллектуального управления стратегически-ориентированным предприятием // Статистика и Экономика. 2011. № 1. С. 187-193.
3. Иванов А. В. Стратегическое управление промышленным предприятием в контексте его вхождения в состав регионального производственного кластера // Инженерный вестник Дона, 2010, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2010/320
4. Бочарникова М.Ю., Ханова А.А., Хортонен А.С. Анализ структуры и оценка сбалансированной системы показателей на основе когнитивной
модели // Научный вестник Новосибирского государственного технического университета. 2014. № 2 (55). С. 86-96.
5. Сербиновский Б. Б., Черемисова Н. Ф.. Анализ направлений инновационной деятельности и управление развитием коммерческой организации // Инженерный вестник Дона, 2013, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2022.
6. Keyes, Jessica Implementing the it balanced scorecard: Aligning IT with Corporate Strategy. - Auerbach is an imprint of Taylor & Francis Group, 2005. -523 p.
7. Protalinskii O.M., Shcherbatov I.A., Esaulenko V.N. Analysis and modelling of complex engineering systems based on the component approach // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 24. № 24. pp. 268-275.
8. Щербатов И. А. Математические модели сложных слабоформализуемых систем: компонентный подход // Системы. Методы. Технологии. 2014. № 2 (22). С. 70-78.
9. Мурадян И. А., Юдицкий С. А. Метод анализа конфигураций организационных систем на сетях Петри // Управление большими системами: сборник трудов. Выпуск 16. - М. : ИПУ РАН, 2007. - С. 163-170.
10. Ханова А. А. Методология стратегического управления грузовым портом на основе имитационного моделирования. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук/Астраханский государственный технический университет. Астрахань, 2013. C. 89-115.
References
1. Kaplan R.S., Norton D.P. Sbalansirovannaja sistema pokazatelej: ot strategii k dejstviju [The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action]. M.: ZAO «Olimp-Biznes», 2005, 320 p.
2. Khanova A.A. Koncepcija sistemy intellektual'nogo upravlenija strategicheski-orientirovannym predprijatiem [The concept of system of
intellectual management of the strategically focused]. Statistika i Jekonomika. 2011. № 1. pp. 187-193.
3. Ivanov A. V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2010, №4; URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2010/320.
4. Bocharnikova M.Ju., Khanova A.A., Khortonen A.S. Nauchnyj vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014. № 2 (55). pp. 86-96.
5. Serbinovskij B. B., Cheremisova N. F. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №4; URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2022.
6. Keyes, Jessica Implementing the it balanced scorecard: Aligning IT with Corporate Strategy. Auerbach is an imprint of Taylor & Francis Group, 2005. 523 p.
7. Protalinskii O.M., Shcherbatov I.A., Esaulenko V.N. World Applied Sciences Journal. 2013. V. 24. № 24. pp. 268-275.
8. Shherbatov I.A. Sistemy. Metody. Tehnologii. 2014. № 2 (22). pp. 7078.
9. Muradjan I. A., Judickij S. A. Upravlenie bol'shimi sistemami: sbornik trudov. Vypusk 16. M. : IPU RAN, 2007. pp. 163-170.
10. Khanova A.A. Metodologija strategicheskogo upravlenija gruzovym portom na osnove imitacionnogo modelirovanija. [Methodology of strategic management of a cargo port based on simulation modeling]. Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni doktora tehnicheskih nauk. Astrahanskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet. Astrahan'. 2013. pp. 89-115.