МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
УДК 001. 891.573
В. А. Горюнов МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВУЗА
Отражена важность процесса подготовки управленческих кадров сферы образования, для которых создается тренажер-симулятор деятельности вуза. В его основе лежит оригинальная модель. Освещается та часть модели, которая описывает бизнес-процессы инфраструктуры типового российского вуза.
Ключевые слова: подготовка управленческих кадров, модель деятельности вуза, моделирование инфраструктуры вуза.
Перед современной Россией стоит острая проблема нехватки подготовленных специалистов в области государственного управления, в том числе управления вузом. К тому же анализ деятельности управленческого звена показывает, что опыт работы, сформировавшийся у руководителей в прежних условиях управления, не может охватить всех новых аспектов, возникающих в управлении современными российскими вузами, частично перешедшими на новые рыночные схемы финансирования.
Даже регулярные курсы повышения квалификации (через каждые 3-5 лет) не позволяют управленцам полностью перестроить свою профессиональную деятельность в соответствии с развитием инновационных процессов в образовании.
Переход страны к рыночной экономике требует модернизации системы управления и совершенствования сложившейся практики управления. В России еще ощущается недостаток в опыте подготовки управленческих кадров, способных успешно работать в жестких условиях рыночной экономики.
Структурная перестройка экономической системы страны, формирование общественных отношений и системы управления требуют от управленческого звена новых знаний и особых подходов к управлению [1], что обусловливает значимость подготовки высококвалифицированных управленческих кадров и необходимость формирования специальной системы их подготовки и переподготовки [2].
Управленцы должны приобретать опыт решения практических задач развития и совершенствовать объекты предпринимательства [3]. В рамках этой задачи является актуальным наличие инструментария, который бы позволил изучать и исследовать процессы, протекающие в управляемом объекте.
В качестве такого инструментария может выступить создаваемый тренажер-симулятор деятельности вуза. Созданный тренажер позволит управленцам получить навыки управления вузом, избе-
гая последствий от принятия неправильных управленческих решений в управлении реальным вузом. Проследив последствия от возможных неправильных управленческих решений в игровой среде, специалист получит ценный опыт и сможет впоследствии его применить в реальной жизни.
Тренажер создается на основе модели деятельности вуза, которая отражает процессы, протекающие в типовом российском вузе. Модель адаптирована под российскую систему образования и отражает ее специфику. Видится актуальным создание адекватной модели деятельности типового российского вуза с последующей реализацией на ее основе тренажера-симулятора деятельности вуза, использование которого позволит управляющему составу приобрести ценный опыт управления вузом и привить навык принятия правильных управленческих решений.
Для создания тренажера нужна особая модель, которая бы позволила создать программу, отражающую бизнес-процессы, протекающие в вузе, зависящие от значений параметров внешней среды, и позволяющую смоделировать типичные ситуации, возникающие при управлении вузом (открытие новой специальности и упразднение существующих, текучка кадров, развитие инфраструктуры и т. д. и т. п.). Общая схема предлагаемой модели деятельности вуза показана на рис. 1.
В рассматриваемой модели существуют четыре типа параметров: «Е и F», «V», «Р и Т» и «I». Параметры типа «Е и F» задаются экспертом во внешней среде. Параметры типа «V» задаются в интерфейсе игрока. Параметры типа «Р» рассчитываются внутри модуля, а параметры типа «I» определяются при вызове модуля.
Модель имеет два управляющих модуля: интерфейс игрока и интерфейс эксперта. Посредством интерфейса эксперта производится настройка зависимостей, задаваемых во внешней среде. В их роли выступают такие параметры, как показатели
Рис . 1
рынка, время шага игры, год начала игры и т. д.
Всем остальным управляет интерфейс игрока. Посредством этого интерфейса осуществляется управление деятельностью вуза путем изменения входных параметров каждого из модулей системы, что в совокупности определяет состояние вуза в каждый момент времени.
Интерфейсы эксперта и игрока меняют конфигурацию управляющих параметров вуза. Каждый модуль имеет свой набор управляемых параметров, поэтому, смотря на схему общей структуры модели, надо понимать, что модуль «конфигурация вуза» связан со всеми другими блоками, каждый из которых имеет свой набор управляющих параметров.
Пересчет всех параметров системы происходит через равный промежуток времени, являющийся шагом игры. За основу такого временного интервала был взят период, равный одному учебному семестру. Хотя параметры и пересчитываются через каждый шаг, игрок этого не замечает. За счет эмуляции режима реального времени все процессы предстают для него как непрерывные. Визуализация состояния процессов осуществляется в модуле «отчеты». Здесь такие параметры, как текущее финансовое состояние вуза, ведущееся строительство, количественный состав ППС и др., представляются в виде графиков, таблиц и диаграмм, на основе которых можно судить об успешности выбранной стратегии управления.
Важной частью модели вуза является управление его финансами, которое строится на балансе доходов и расходов вуза. В модуле «отчеты» происходит визуализация информации о текущем состоянии параметров вуза посредством графиков, диаграмм и таблиц.
Факультет является основной структурной единицей вуза. В модели одному факультету соответствует подготовка по одной специальности (направлению). На уровне факультетов моделируется управление учебным процессом, управление ППС (профессорско-преподавательский состав) и управление студентами, а также состояние инфраструктуры. Управление вузом фактически складывается из управления его отдельными факультетами. Единое управление осуществляется только системой финансов.
Рассмотрим модуль «Инфраструктура» подробнее. Его общая схема представлена на рис. 2.
К внутренним методам модуля «инфраструктура» относятся:
1. Выделение денег из бюджета.
2. Сдача в аренду.
3. Выплата зарплаты УВП.
4. Ремонт.
5. Расчет требуемой суммы на аренду и развитие (выполняется перед функциями 5-9).
6. Переоборудование площадей.
7. Капитальное строительство (учебные корпуса, общежития, спортивные объекты).
Внешняя среда
с
ш
£
©
к £
І Ї ш о
т §
>-
©
Выделение денег из бюджета, аренда, выплата зарплаты УВП, ремонт, расчет требуемой суммы на развитие и аренду, переоборудование площадей, капитальное строительство, закупка спецтехобеспечения, развитие КИС, развитие информационной составляющей ДО, пополнение библиотечных фондов, развитие транспорта, взятие в аренду (плановое)
Выполнение шага игры, возврат стоимости инфраструктуры, вычисление финансовых потребностей очередного шага, изменение числа больших, средних, малых лабораторных аудиторий, изменение площади общежитий, изменение хозяйственной площади
Е1-Е15
I
Р32
ГРІ9І
[Р28~| [Р29~1 [РЯ
Р31
Ю
00
СО
У1-У25
8. Закупка спецтехники.
9. Развитие КИС.
10. Развитие информационной
составляющей
ДО.
11. Пополнение библиотечных фондов.
12. Развитие транспорта.
13. Взятие в аренду (плановое).
Кратко рассмотрим каждый из этих методов. Каждый игровой семестр из бюджета вуза выделяется определенная сумма на развитие и поддержание инфраструктуры (административно-хозяйственная часть). При этом общая сумма складывается из выделенных средств в текущем семестре и уже существующего фонда расходов на АХЧ.
Р16: = Р16+11, где 11 - выделяемые деньги; Р16 - сумма в резерве (на АХЧ).
В случае тяжелого финансового положения, вузы иногда вынуждены «выживать» за счет сдачи в аренду имеющихся площадей. Данная возможность с целью адекватного отражения реальности предусмотрена и в нашей модели. При этом каждый игровой семестр происходит корректировка количества сдаваемых площадей в зависимости от действий управляющего. Чтобы не ставить под угрозу учебный процесс, разрешается сдача площадей, в данный момент находящихся в категории «хозяйственные». Количество получаемых средств
Настраиваемые параметры Рис . 2
от сдачи площадей в аренду рассчитывается исходя из стоимости аренды единицы площади и доли сдаваемых площадей от общего их числа.
Р19: = У2;
Т1: = Р18*Р19 //площади в аренде;
Р16: = Р16+Е8*Т1 //получение дохода; где Е8 - доход от единицы площади в аренде; Р16 -сумма в резерве (на АХЧ); Р18 - хозяйственные площади; Р19 - доля хозяйственных площадей в аренде; У2 - требуемая доля хозяйственных площадей в аренде.
Определенная часть средств вуза идет на заработную плату учебно-вспомогательному персоналу. Причем ее выплата происходит после выплаты заработной платы профессорско-преподавательскому составу и выплаты стипендии студентам очной формы обучения.
Численность штата хозяйствующего УВП зависит от объема обслуживаемой им инфраструктуры. В связи с этим количество нанимаемого хозяйствующего учебно-вспомогательного персонала определяется нормой числа сотрудников на единицу стоимости инфраструктуры и общей стоимостью инфраструктуры.
Р14: = Целая часть(Е15*Р20) + 1 //каждый год -наем нового персонала УВП.
Количество нанимаемого УВП, обслуживающего учебный процесс, и УВП управленческого типа
определяется игроком в зависимости от текущих потребностей:
P21: = I3;
P22: = I4.
Объем средств, идущий на выплату заработной платы УВП, вычитается из суммы, зарезервированной на АХЧ, и определяется средней заработной платой сотрудника и общим количеством сотрудников УВП. Общее количество сотрудников УВП складывается из числа сотрудников, обслуживающих учебный процесс, а также сотрудников хозяйствующего и управленческого типа:
P16: = P16-I2*(P14+P21+P22).
Если сумма, зарезервированная на расходы АХЧ, не покрывает расходы на заработную плату УВП, то образуется долг по заработной плате.
T1: = -P16;
If P16<0 then message(«образовался долг на сумму T1»);
где P4 - число научно-исследовательских лабораторий; E15 - норма по числу хозяйственных сотрудников УВП на единицу стоимости инфраструктуры; P20 - общая стоимость инфраструктуры; P21 - число сотрудников УВП управленческого типа; I3 -требуемое число сотрудников УВП управленческого типа; P22 - число сотрудников УВП, обслуживающих учебный процесс; I4 - требуемое число сотрудников УВП, обслуживающих учебный процесс; P16
- сумма в резерве (на АХЧ); I2 - зарплата сотрудника УВП; P14 - число сотрудников УВП хозяйствующего типа.
Средства на ремонт инфраструктуры выделяются из средств, зарезервированных на АХЧ, в том случае, если сумма, необходимая на ремонт, не превосходит объем зарезервированных средств. Объем необходимых средств определяется средней стоимостью ремонта единицы площади и общей площадью.
T1: = P16-E1*P12;
If T1>0 then P16: = T1.
Если стоимость ремонта превышает объем средств, выделенных на АХЧ, то игрок может взять деньги в долг. Если управляющий отказывается от заема или нет возможности увеличить заем, то те площади, на ремонт которых денег не хватило, выводятся из активов вуза.
else begin
T2: = -T1;
P16: = T1 //отрицательная;
T3: = T2/E1 //площадь, на ремонт которой не хватает;
Не хватает на ремонт T3 единиц площади - в долг?
if не залезать в долг (кредит) then begin
P12: = P12-T3;
P20: = P20-E3*T3.
При выводе площадей из активов вуза определя-
ется доля теряемых площадей общежития (T4), доля хозяйственных площадей (T5), доля площадей, используемых в учебном процессе (T6), и доля спортивных площадей (T7). Затем рассчитываются:
- оставшаяся актуальная площадь, без учета площадей общежития
P13: = P13-T3*(T5+T6+T7);
- оставшиеся спортивные площади
P11: = P11-T3*T7;
- оставшиеся хозяйственные площади
P18: = P18-T3*T5.
При подсчете потерь учебных площадей определяются потери в аудиториях каждого типа (большие, средние, малые):
T3 = T3*T6;
P1: = P1-T3*T4/E10 //потери по аудиториям;
P2: = P2-T3*T5/E11;
P3: = P3-T3*T6/E12;
P4: = P4-T3*T7/E13.
После учета потерь пересчитываются доли разных типов аудиторий от общего их числа и число мест в общежитии.
P23: = (P1*E10)/(P1*E10+P2*E11+P3*E12+P4*E13); P24: = (P2*E11)/(P1*E10+P2*E11+P3*E12+P4*E13); P25: = (P3*E12)/(P1*E10+P2*E11+P3*E12+P4*E13); P26: = (P4*E13)/(P1*E10+P2*E11+P3*E12+P4*E13); P5: = (P12-P13)/V1 // число мест в общежитии; end;
где E10 - площадь большой аудитории; E11 - площадь средней аудитории; E12 - площадь малой аудитории; E13 - площадь одной научно-исследовательской лаборатории; P1 - число лекционных (больших) аудиторий; P2 - число средних аудиторий; P3 - число малых аудиторий для лабораторных занятий; P4 - число научно-исследовательских лабораторий; P5 - число мест в общежитии; E1 -расходы на ремонт (на единицу площади); P11 -число спортивных объектов в единицах площади; P12 - общая площадь; P13 - общая актуальная площадь (без общежитий); P16 - сумма в резерве (на АХЧ); P18 - хозяйственные площади; P20 - общая стоимость инфраструктуры; P23 - доля больших аудиторий в учебных площадях; P24 - доля средних аудиторий в учебных площадях; P25 -доля малых аудиторий в учебных площадях; P26 -доля научно-исследовательских лабораторий в учебных площадях.
Для успешного развития вуза необходимы грамотные управленческие решения, в том числе и в сфере планирования бюджета. Одной из статей расхода бюджета является выделение средств на АХЧ, в том числе на аренду и развитие. При расчете требуемой суммы на АХЧ учитывают расходы на аренду площадей. Они определяются общей площадью больших, средних и малых аудиторий, а также стоимостью аренды единицы площади:
Р17: = (У22*Е10+У23*Е11+У24*Е12)*Е8 // аренда площадей.
В состав расходов на АХЧ также входят расходы на покупку и аренду спецтехники, учебного процесса и инфраструктуры. При этом отдельно рассчитываются расходы на каждый тип спецтехо-беспечения. Для расчета расходов на аренду спец-техники учитывают стоимость, количество каждого типа и коэффициент аренды единицы спецтех-ники от ее стоимости.
Под спецтехникой понимается любое оборудование, используемое в учебном процессе. Оно подразделяется по типам, соответствующим учебным предметам. В частности, к спецтехобеспечению относятся: ларингофонный кабинет, оборудование для проведения химических и физических опытов и т. п.
For і: = 1 Ш Е4 do Р17: = Р17+У25[і]*стоим_ спецтехобесп_ітип*Е14 // аренда спетехники.
Аналогичным образом рассчитываются расходы на покупку спецтехники. При этом учитывают стоимость каждого типа и необходимое его количество, которое нужно закупить:
For і: = 1 Ю У11Леп§;!Ь do Р17: = Р17+У11[і]* сто-имость_оборудования_і-го_типа.
Сумма, которую необходимо выделить на строительство таких объектов инфраструктуры, как учебные корпуса, корпуса общежитий, спортивные объекты, хозяйственные площади, определяется стоимостью строительства одного квадратного метра нужного типа инфраструктуры и запланированным объемом строительства.
Р17: = P17+V8*E3 // на строительство корпусов;
Р17: = Р17+У9*Е3 // на строительство общежитий;
Р17: = Р17+У10*Е3 // на строительство спорт-объектов;
Р17: = Р17+У18*Е3 // на строительство хозпло-щадей.
Расходы на развитие КИС определяются требуемым уровнем развития корпоративной информационной системы (КИС) (в кол-ве доп. норм) и нормой внедрения КИС в рублях на одного преподавателя:
Р17: = Р17+У12*Е5 // на развитие КИС.
Расходы на развитие информатизации ДО определяются требуемым развитием информатизации ДО (в кол-ве доп. норм) и нормой информатизации ДО в рублях на одного студента:
Р17: = Р17+У13*Е6 // на развитие информатизации ДО.
Расходы на библиотеку определяются требуемым количеством томов, приобретаемых библиотекой, и стоимостью одного тома в библиотеке:
Р17: = Р17+У14*Е2 // на библиотеку.
Расходы на транспорт определяются требованиями по развитию транспорта (в доп. единицах) и стоимостью единицы транспорта:
P17: = P17+V16*E7 // на транспорт.
На каждом новом шаге игры количество эксплуатируемых больших, средних и малых аудиторий, а также научно-исследовательских лабораторий может меняться. В основном это связано с перепланировкой, вызванной изменением нужд учебного процесса. Изменение количества учебных площадей каждого типа влечет изменение их доли относительно общего количества учебных площадей:
T1: = P23-(1-V19-V20-V21) // корректировка в долях площади больших аудиторий;
T2: = P24-V19 // корректировка в долях площади средних аудиторий;
T3: = P25-V20 // корректировка в долях площади малых аудиторий;
T4: = P26-V21 // корректировка в долях площади научно-исследовательских лабораторий;
//P24 - сколько есть V19 - сколько надо.
Если доля имеющихся площадей каждого типа не превосходит количества площадей, подлежащих перепланировке, то производим подсчет доли всей площади, подлежащей перепланировке (T5):
T5 = 0;
if T1>0 then T5: = T5+T1; if T2>0 then T5: = T5+T2; if T3>0 then T5: = T5+T3; if T4>0 then T5: = T5+T4 //T5 - сумма всех излишек в долях, т. е. доля аудиторий, подлежащая перепланировке.
С учетом количества площадей, подлежащих перепланировке, и стоимости перепрофилирования единицы площади, производим корректировку требуемой суммы на АХЧ:
P17: = P17+T5*(P13-P11-P18)*E9.
Для правильной корректировки площадей каждого типа (для того, чтобы распределение аудиторий по типам соответствовало установленному игроком) еще раз перераспределяем их доли:
// корректируем площади аудиторий по типам T1: = P1*E10+T1*(P13-P11-P18);
T2: = P2*E11+T2*(P13-P11-P18);
T3: = P3*E12+T3*(P13-P11-P18);
T4: = P4*E13+T4*(P13-P11-P18).
Корректируем расходы на АХЧ с учетом расходов на переоборудование вновь созданных (появившихся в результате перепланировки) аудиторий:
P17: = P17+P18*V3*E9+T1*V4*E9+T2*V5*E9+ +T3*V6*E9+T4*V7*E9.
Если требуемые расходы на АХЧ превосходят объем имеющихся в резерве средств (P16), то предлагается взять кредит, если это возможно:
If P17>P16 then begin //нехватка финансов. Предложение взять кредит, если это возможно: If согласие на кредит then begin
T1: = максимально возможная сумма кредита (запрос в модуле «финансы»)//
T2 - сумма кредита (от 0 до T1);
Берем_кредит (функция модуля «финансы»);
P16: = P16+T1;
end;
end;
где E2 - стоимость одного тома в библиотеке; E3 -стоимость строительства на единицу площади; E4 -число типов спецтехники; E5 - норма внедрения КИС в рублях на одного преподавателя; E6 - норма информатизации ДО в рублях на одного студента; E7 - стоимость единицы транспорта; E8 - доход от единицы площади в аренде; E9 - стоимость перепрофилирования единицы площади; E10 - площадь большой аудитории; E11 - площадь средней аудитории; E12 - площадь малой аудитории; E14 - коэффициент аренды единицы спецтехники от стоимости; P1 - число лекционных (больших) аудиторий; P2 - число средних аудиторий; P3 - число малых аудиторий для лабораторных занятий; P4 - число научно-исследовательских лабораторий; P11 - число спортивных объектов в единицах площади; P13 - общая актуальная площадь (без общежитий);
Р16 - сумма в резерве (на АХЧ); Р18 - хозяйственные площади; Р17 - требуемая сумма на АХЧ; Р23 -доля больших аудиторий в учебных площадях; Р24 - доля средних аудиторий в учебных площадях; Р25 - доля малых аудиторий в учебных площадях; Р26 - доля научно-исследовательских лабораторий в учебных; V8 - требуемое строительство корпусов; V9 - требуемое строительство общежитий; V10 -требуемое строительство спортсооружений; V!! -требуемая закупка спецтехники по типам - массив; V12 - требуемое развитие КИС (в кол-ве доп. норм); V13 - требуемое развитие информатизации ДО (в кол-ве доп. норм); V14 - требуемое количество томов, приобретаемых библиотекой; V16 - требования по развитию транспорта (в доп. ед.); V18 - требуемое строительство хозяйственных площадей; V19 - доля средних аудиторий при строительстве или переводе; V20 - доля малых (семинарских) аудиторий при строительстве или переводе; V21 -доля научных лабораторий при строительстве или переводе; V22 - число арендуемых лекционных аудиторий; V23 - число арендуемых семинарских аудиторий; V25 - число арендуемого спецтехобеспе-чения по группам модулей.
Список литературы
1. Дрепина О . А. Разработка направлений совершенствования подготовки управленческих кадров (Методические подходы): дис .. . . канд . экон . наук: 08.00 .05: Барнаул, 2004. 164 с. РГБ ОД, 61:05-8/1154
2 . Лукьянченко Н . Д ., Бунтовская Л . Л . , Шаульская Л . В . , Еськов А. Л . Учебное пособие по курсу «Социально-психологические основы
управления» (для студентов экономических специальностей вузов) . Донецк: ДонНУ, 2001.161 с .
3 . Стась А . Н. , Сухачев Г . А. Характеристика информационно-коммуникационной инфраструктуры обеспечения модели дополнительного
образования учителей для решения задач модернизации малокомплектных школ // Вестн . Томского гос . пед . ун-та . 2010 . Вып . 11. С . 90-92.
Горюнов В. А., ст. преподаватель.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 26.05.2010.
V A. Goryunov
modelling of higher school infrastructure
A mathematical model of the institute of higher education activities is presented in the article. On the basis of this model a program system, so-called institute administration simulator, is built. The simulator is designed to be applied in education and management training. Great attention is paid to the model of infrastructure development of Russian institute of higher education, where basic business processes associated with infrastructure development (such as building and taking areas on lease, library stock institute informatization) are shown.
Key words: modelling of higher school infrastructure, mathematical model, higher education, simulator, management training, business processes, infrastructure development.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]