Н. В. Каленская
МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Ключевые слова: инфраструктурное обеспечение, инновационное развитие, ресурсное обеспечение, транзакционные
издержки, химические предприятия.
В статье рассматриваются вопросы моделирования инфраструктурного обеспечения инновационного развития предприятий. Кроме того, автор рассматривает проблему соотношения внешней инфраструктуры и внутренней инфраструктуры химических предприятий.
Key words: infrastructure prrovision, innovation development, tranzaction, chemical complex.
The article examines the questions of modelling infrastructure provision for innovation development enterprises. Also the article examines correlation of foreign infrastructure and inside infrastructure of enterprises.
Процесс формирования инфраструктурного
обеспечения инновационного развития требует наличия определенных факторов в виде параметров эффективности инновационного взаимодействия между элементами внутри системы. Наиболее характерными являются структурообразующие факторы, которые образуют «подпространство» элементов и находятся в тесной зависимости.
Качественный уровень инфраструктурного обеспечения определяется теснотой связи между элементами инновационной и рыночной
инфраструктуры при этом он определяется наличием институциональных соглашений между элементами системы. Институциональная среда обеспечивает данную взаимосвязь, которую можно идентифицировать с такой категорией как «инфраструктура достижений» - это вузы, научные организации, НТЦ, технопарки, проектные
структуры, где соглашения принимают
вещественную форму и выполняются в определенных институциональных рамках.
Инфраструктура достижений инновационной системы в количественном измерении может быть
представлена числом патентов и лицензий,
техническими разработками, хозяйственными договорами, ноу-хау, авторскими свидетельствами. Следует учесть, что следующим этапом инфраструктуры достижений является
коммерциализация нематериальных активов,
которая в свою очередь сопровождается
инфраструктурным обеспечением.
Формирование инфраструктурного
обеспечения происходит в условиях оптимального распределения ограниченного ресурса.
Качество уровня инфраструктурного
обеспечения для рассматриваемого момента времени (й) определяется нами коэффициентом. Kn(tl-). Причем, по мере выделения ресурса на все виды формирования элементов инфраструктурного обеспечения инновационного развития
предприятий НХК коэффициент (Кп)й меняется. Изменение данного коэффициента зависит во многом от типа самой системы и уровня рыночной, инновационной и институциональной
инфраструктуры. При этом под влиянием изменения институциональной среды, проявляется основное качество инфраструктурного обеспечения - его инвариантность. Здесь под инвариантностью мы понимаем способность архитектуры
инфраструктурного обеспечения комбинировать либо все свои элементы, либо часть из них, в зависимости от ресурсных возможностей системы (региона).
Исследования [1] показывают, что
качественный уровень инфраструктурного обеспечения пропорционален выделяемому ресурсу Ср на ее формирование с коэффициентом пропорциональности Кр, т.е. соотношение ресурсов выделяемых на рыночную инфраструктуру и инновационную инфраструктуру (формула 1).
(Кп)х=Кр Ср. (1)
Как уже отмечалось, инфраструктурное обеспечение - инвариантно. В основе инвариантности заложены следующие причины:
- тип системы (мы рассматриваем инновационно ориентированную систему);
- кластерный признак (присутствует ли кластерные образования в данном регионе).
- особенность институциональных соглашений внутри кластерных образований.
Рассматривая взаимодействие
инфраструктурных элементов, следует учесть их архитектуру в условиях инвариантности. Если мы рассматриваем инновационную систему внутри НХК, то взаимодействие набора инфраструктурных элементов будет формироваться под влиянием отраслевой направленности, обнаруживая связь отраслевой специфики и типа инфраструктурного обеспечения.
Качественный уровень инфраструктурного обеспечения определяется теснотой связи между элементами инновационной и рыночной инфраструктуры. При этом, теснота связей определяется наличием институциональных соглашений между элементами инфраструктуры.
Исследования в области обеспечения условий инновационного развития показывают, что
качественный уровень инфраструктурного обеспечения пропорционален выделяемому ресурсу Ср на ее формирование с коэффициентом
пропорциональности Кр .
В условиях ограниченности ресурсов можно определить объем средств отражающий общий ограниченный ресурс промышленного комплекса задействованный на инновационное развития (формула 2).
С = Сп + Ср, (2)
где С - объем средств, отражающих ограниченный общий ресурс промышленного комплекса региона;
СП- объем средств прямой деятельности предприятий НХК;
СР- объем выделяемых средств на инфрастурктурное обеспечение.
Линейное приближение оптимального распределения ограниченного ресурса достигается при (формула 3):
с
Сп=Ср= —, (3)
Таким образом, максимальный эффект достигается при условии, что из общего ограниченного ресурса предприятия на
инфраструктурное обеспечение инновационного развития предприятия выделяется четвертая часть. В исследованиях В.В. Глухова, В.Г. Колосова, О.М. Юня, определено, что общий ограниченный ресурс распределяется поровну между прямой производственной деятельностью самого предприятия и инфраструктурой. Однако данное положение не учитывает привлечение ресурсов внешнего инфраструктурного обеспечения. Таким образом, мы полагаем, что эффективность ресурсного обеспечения инфраструктуры
формируется под воздействием внутреннего инвестиционного фактора и инвестиционного фактора инфраструктурного обеспечения.
Максимальный эффект ^ Увеличение доли инновационной составляющей в производственной деятельности = Инфраструктурное обеспечение.
Появляется необходимость оптимального распределения ресурсов предприятия между инновационным развитием и инфраструктурным обеспечением.
В свою очередь, распределение
ограниченного ресурса предприятия на
составляющие позволяет достигнуть максимального значения как общего экономического эффекта Сэф1"^, так и максимального значения уровня производственной инфраструктуры предприятий.
Инфраструктурное обеспечение (ИО) как отмечалось ранее, есть организационный механизм, при этом любой его элемент должен оценивать собственный эффект. Если этого эффекта не будет, то нарушается одна из задач инфраструктурного
обеспечения увеличение - синергетического эффекта. При анализе экономической
эффективности инфраструктурного обеспечения необходимо конкретизировать три условия.
1. Выбор сравнительных вариантов;
2. Определение объекта, где проявляется результат;
3. Сопоставимости вариантов.
Выбор условий оценки эффективности ИО основывается на масштабах его деятельности и источнике затрат по образованию
институциональных соглашений в рамках интеграционного процесса внутри предприятия. При этом эффективность инфраструктурного
обеспечения определяется наличием следующих результатов:
- минимизацией сроков достижения экономических результатов;
- увеличения доли инновационной
продукции;
-экономическим результатом использования научно-технического потенциала.
Сложность процесса оценки эффективности инфраструктурного обеспечения, объясняется сложностью оценки эффективности самой
инновационной деятельностью, т. к. показатели эффективности практически отсутствую. На сегодняшний день отсутствие таких показателей заменяется использованием стандартов. Поэтому переход к сетевым структурам и стандартам рассматривается в отечественной практике, как основа инновационного развития. Стандарты в оценке инновационной деятельности позволяют решить комплексные задачи, такие как:
- расширение масштабов и упрощение выхода российских предприятий на мировые рынки;
- формирование системы стандартов
инновационного развития;
- повышение конкурентоспособности товаропроизводителя.
При разработке методики оценки инфраструктурного обеспечения инновационного развития промышленных, в том числе химических, предприятий были решены две взаимосвязанных задачи:
1) определены исходные показатели
инновационного развития, предполагающие
инфраструктурное обеспечение;
2) обоснован метод расчета парных коэффициентов корреляции и формирования рациональной архитектуры инфраструктурного обеспечения.
Качественным показателем
инфраструктурного обеспечения является
использование результатов науки для решения прикладных задач. Данный показатель, может быть представлен (формула 4):
ИО (Иру+Н(сд+К(Р$+Р(гх)) = ЭР, (4)
где ИО - инфраструктурное обеспечение, привлеченный инновационный потенциал; Н(с,) -
привлеченный научный потенциал; К(р,) -
привлеченный кадровый потенциал; Р(г,)) -
привлеченный ресурсный потенциал. ЭР -
достигнутый экономический результат,
Значение достигнутого экономического результата (ЭР) будет пропорционально меняться от увеличения / уменьшения влияния ресурсов
инфраструктурного обеспечения.
Выделенные нами показатели можно
объединить в группы инфраструктурного обеспечения (ИО), полученная картина группировки отражена в таблице 1.
Таблица 1 - Группировка исходных показателей инфраструктурного обеспечения
Показатели Показател Показатели
потенциала и процесса результата ИО
ИО ИО
Экстенсивные параметры ИО
- Расходы на 1. Количество
привлеченный Я&Б в созданных
инновационны ВВП (%) инновационных
й потенциал; продуктов/техно
логий
Н(с,$ - предприятиями
привлеченный 2. Количество
научный созданных
потенциал; инновационных
Р(г,) - процессов
привлеченный предприятиями
ресурсный
потенциал.
Км - Расходы на 3. Увеличение
привлеченный подготовку доли
кадровый кадров для квалифицирован
потенциал сферы ного персонала в
инновацио сфере
нного инновационного
бизнеса(%) менеджмента
В зависимости от состояния показателей внутри привлеченного потенциала, тот или иной
© Н. В. Каленская - д-р экон. наук, проф. каф. маркетинга, территориального развития ПФУ, nemina@rambler.ru.
элемент будет компенсировать его вес в общей системе. Таким образом, можно варьировать участие элементов инфраструктурного обеспечения в обеспечении экономического результата. Величина ЭР решения прикладных задач в рамках инновационного развития прямо зависит от деятельности инфраструктурных элементов.
Формирование рациональной архитектуры инфраструктурного обеспечения зависит от учета степени корреляции исходных показателей ИО.
Для инфраструктурного обеспечения инновационного развития необходимо рассмотреть, насколько эффективны трансакции
инфраструктурных элементов. Это позволит сформировать магистральные направления, усиливающие влияния инфраструктурных элементов на инновационное развитие промышленных предприятий.
Литература
1. Инновации плюс инвестиции. Организационный механизм поддержки инновационно-инвестиционной деятельности / Под. Ред. В.В. Глухова., В.Г. Колосова.-С-Пб.: Изд-во С-ПбГТУ,1996.-130 с.
2. Шинкевич, А.И. Инновационное развитие
промышленного комплекса: системообразующие
элементы межсекторальных инноваций / А.И. Шинкевич, Е.В. Липлянина // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - №5. - С.44-54.
3. Шинкевич, А.И. Технологические «окна
возможностей»: управление трансакционными
издержками инновационного развития / А.И. Шинкевич, М.В. Шинкевич, И.А. Зарайченко // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №3. - С.207-214.
4. Шинкевич, А.И. Управление устойчивым
инновационным развитием хозяйственных систем в условиях глобализации экономики / А.И. Шинкевич // Сборник материалов международной научно-
практической конференции «Рычаги и механизмы формирования устойчивого развития экономики в условиях мировой глобализации». 9-10 декабря 2010 г. Ч.2. Тернополь. - 2010. - С. 326-327.
коммерции и предпринимательства Института управления и