Научная статья на тему 'Моделирование информационной транспортно- логистической системы функционирования горных предприятий'

Моделирование информационной транспортно- логистической системы функционирования горных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЛОГИСТИКИ / INFORMATION LOGISTICS SYSTEM / ОПТИМАЛЬНАЯ СХЕМА ПЕРЕВОЗОК / OPTIMUM TRANSPORTATIONS SCHEME / ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / FORWARDING SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эгиев Калой Магомедханович

Рассмотрены варианты обоснования и выбора информационной системы для автоматизации автохозяйств горнодобывающего предприятия, обеспечивающей автоматизированный сбор, обработку, передачу и представление потребителям данных о местоположении и состоянии транспортных средств, а также информации, получаемой на основе этих данных, в целях эффективного и безопасного использования транспортных средств различного назначения и принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Эгиев Калой Магомедханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM MODELING MOUNTAIN ENTERPRISES FUNCTIONING

In work justification and information system choice options for the mining enterprise motor transport services automation providing the automated collecting, processing, transfer and representation data to consumers on vehicles location and a condition, and also information obtained on these data basis for effective and safe use different function and accessory vehicles are considered.

Текст научной работы на тему «Моделирование информационной транспортно- логистической системы функционирования горных предприятий»

УДК 681.518

К.М. Эгиев

МОДЕЛИРОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННОЙ

ТРАНСПОРТНО-

ЛОГИСТИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассмотрены варианты обоснования и выбора информационной системы для автоматизации автохозяйств горнодобывающего предприятия, обеспечивающей автоматизированный сбор, обработку, передачу и представление потребителям данных о местоположении и состоянии транспортных средств, а также информации, получаемой на основе этих данных, в целях эффективного и безопасного использования транспортных средств различного назначения и принадлежности.

Ключевые слова: транспортно-логистическая система; информационная система логистики; оптимальная схема перевозок; транс-портно-экспедиционное обслуживание.

В контексте моделирования информационной тарнспорт-но-логистической системы функционирования горных предприятий необходима локализация информационных потоков в виде формализованного описания организационно-функциональной структуры отдельной транспортной компании, созданной в целях повышения эффективности оперативного управления и контроля над своевременным материально-техническим обеспечением и транспортно-экспедиционным обслуживанием добывающих предприятий. Основные виды деятельности компании заключаются в комплексном материально-техническом обеспечении и транспортно-экспедиционном обслуживании; перевозке материалов и иных товаров и грузов в соответствии с правилами перевозок грузов и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими перевозку и прием грузов; содержание автомобильных дорог; контроль над своевременным поступлением грузов; выполнение таможенных и иных формальностей в отношении грузов; проверка количества и состояния грузов и

ISSN 0236-1493. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2017. № 6. С. 419-424. © 2017. К.М. Эгиев.

транспортных упаковок; погрузка и выгрузка грузов; хранение грузов; отправка готовой продукции, выполнение таможенных и иных формальностей, связанных с отправкой готовой продукции.

Концептуальной основой моделирования информационной транспортно-логистической системы функционирования горных предприятий служит SWOT — анализ деятельности компании, который проводится в следующих основных направлениях. Сильные стороны: наличие производственной базы, находящейся непосредственно в регионах добычи полезных ископаемых, со всеми необходимыми мощностями для обеспечения добывающих предприятий ресурсами; наличие необходимого кадрового потенциала; оперативное внедрение инновационных решений; соответствующее качество предоставляемых транспортных услуг.

Слабые стороны: возможный дефицит материальных ресурсов; сложно прогнозируемый рост цен на основные материалы (ГСМ, запасные части и др.); слабая подготовка профильных молодых специалистов; низкий по сравнению с добычными предприятиями уровень оплаты труда; значительный износ основных средств, прежде всего автомобильного парка, парка дорожно-строительных механизмов и тягового подвижного состава.

Возможности: внедрение автоматизированной системы; унификация транспортно-логистических бизнес-процессов; минимизация человеческого фактора; вывод заработной платы работников на конкурентный уровень; удержание себестоимости оказываемых транспортных услуг на конкурентоспособном уровне за счет постоянного совершенствования, улучшения и интенсификации производства.

Угрозы: зависимость от курса валюты при обновлении основных средств; рост цен на основные материалы (ГСМ, запасные части и др.); увеличение себестоимости оказываемых услуг; не полная автоматизация процессов.

На основании данных приведенного анализа факторов внешней и внутренней среды функционирования компании для обоснования и выбора вариантов эффективного стратегического развития необходима реализация проекта создания информационной тарнспортно-логистической системы функционирования горных предприятий. Данный проект приводит к формированию оптимальных систем логистики, выгоден по показателям эффективности; имеет потенциальную возможность решения системных вопросов.

Принятые решения по проекту обусловлены следующими причинами: возникающие случаи возникновения ДТП, приводящие к гибели людей, загрязнению окружающей среды (техногенная обстановка) и высоким штрафным санкциям; нарушение требований правил складирования жидких и сухих реагентов по причине наличия недостаточной площади склада в связи с увеличением объема переработки реагентов, что приводит к сверхнормативным простоям вагонов под разгрузкой; не обеспечение плановых объемов грузоперевозок автотранспортом, срыв сроков поставки большегрузных автомобилей; сверхнормативный простой автотранспорта в ремонте, не своевременная поставка запасных частей и расходных материалов, поставка некачественных запасных частей; удорожание обслуживания автотранспортных средств иностранного производства, удорожание расходных материалов для эксплуатации АТС иностранного производства.

Для реализации вариантов эффективного стратегического развития горнодобывающего предприятия встала проблема выбора информационной системы для автоматизации автохозяйств. Эффективно выстроенная автоматизированная информационная система позволяет оптимизировать управление предприятием, ускорить и закрепить надлежащее выполнение многих функций в транспортно-логистических процессах, тем самым снижая затраты предприятия в целом.

Известно, что организация работы автотранспорта, учет и оптимизация всех связанных с ней издержек — задачи далеко не тривиальные. Необходимо постоянно держать все процессы под контролем, оперативно реагировать на нештатные ситуации, минимизировать влияние так называемого «человеческого фактора», то есть делать все для того, чтобы каждое транспортное средство использовалось максимально эффективно.

Для повышения эффективности планирования и учета работы автохозяйств требуется задействовать большое число сотрудников различных компетенций, также необходимо выработать единые правила взаимодействия людей, организовать соответствующую информационную технологию для обмена данными между участниками управления транспортным потоком. Программа реализующая данных набор функций предназначена для ведения учета работы автотранспорта и автоматизации документооборота предприятий с различным количеством автопарка. Она должна быть выполнена как самостоятельный продукт и при этом позволяет интегрировать свои данные с другими

программами. Программа должна содержать необходимый для работы набор справочников для ввода и хранения информации, набор документов, отражающих те или иные операции, алгоритмы проведения документов, расчетов и набор отчетов, необходимых для ведения учета работы автотранспорта. Программа должна позволять вести учет и автоматизировать документооборот по ряду основных функциональных направлений деятельности автотранспортного предприятия.

Внедрение модулей программного продукта позволит не только осуществлять постоянный контроль работы предприятия, но и влиять на процесс формирования затрат (в том числе на транспортировку грузов). Стоит отметить еще ряд планируемых эффектов: сокращение бумажного документооборота и ручной работы; сокращение влияния человеческого фактора; высвобождение рабочего времени сотрудников (отдел труда и заработной платы, экономисты, диспетчера и др.); возможность учета затрат по каждой единице транспортных средств, что является одним из ключевых механизмов управления транспортным предприятием.

Таким образом, в результате проведенных исследований можно сформировать основные направления стратегического видения создания и функционирования информационной транс-портно-логистической системы функционирования горных предприятий в различных срезах.

Люди: квалифицированные работники в транспортно-логи-стической сфере; вовлеченный в логистический процесс функционирования горного предприятия персонал; улучшения условий труда; актуализированные документированные процедуры по кадровым вопросам; формирование планов обучения, планирование карьеры персонала в сфере транспорта и логистики; разработка системы мотивации и поощрения персонала; комплексное обучение руководителей и специалистов работе в программном продукте; актуализация документированных процедур по кадровым вопросам; минимизация человеческого фактора на производстве; определение порядка, условий и механизма планирования, оценки результатов, а также контроля и дальнейшего совершенствования по кадровым вопросам.

Процессы: новые модели целевых логистических процессов; КПД целевых процессов; унификация логистических бизнес-процессов; расчет экономической эффективности от внедрения новых логистических процессов и снижения себестоимости; план внедрения новых логистических процессов по итогам

аудита; переход автотранспортного парка на газооборудование; оптимизация и внедрение новых бизнес-процессов; модернизация производства; реструктуризация непрофильных активов; повышение прозрачности; уменьшение затрат на ГСМ.

Технологии: целевая ИТ архитектура, поддерживающаяся новые логистические процессы и интеграцию с другими ИС; планы по автоматизации; автоматизация производственных мощностей; интеграция имеющихся ИС и разработка новой ИС (закупочной деятельности, складского хозяйства и т.д.); автоматизация логистических бизнес-процессов и бюджетирования.

Ожидаемые результаты деятельности компании после решения вышеуказанных вопросов: повышение уровня транспортных услуг с оптимальной схемой перевозок; повышение эффективности логистической и закупочной деятельности; повышение уровня автоматизации логистических процессов и энергоэффективности; передача ремонтных баз в аутсорсинг; продление срока службы автотранспортных средств; безопасное движение автотранспортных средств; соответствие экологической безопасности окружающей среде; повышение уровня социальной стабильности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гончаренко С. Н., Ярощук И. В., Ширинкин М. С. Модели и методы выбора структуры информационных комплексов горнопромышленного предприятия с учетом факторов риска // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2009. — № 2. — С. 257.

2. Гончаренко С. Н., Гетун Д. К. Оценка инвестиционной привлека-тельностикоммерческихпроектов освоенияподземногопространства// Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2006. — № 3. — С. 39-44.

3. Гончаренко С. Н. Оценка влияния эффективности использования технологического оборудования на результаты производственно-хозяйственной деятельности горнодобывающего предприятия // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2007. — № 10. — С. 194-202.

4. Галкин В.И., Шешко Е.Е. Инженерная логистика погрузочно-разгрузочных транспортных и складских работ на горных предприятиях: Учебное пособие. — М.: Горная книга, МГГУ, 2009.

5. Павлова Н. В. Виды организации производственно-логистических систем // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2011. — № 6. Отдельные статьи, специальный выпуск. Инновационные процессы в организации горного производства. — С. 28—34.

6. Федунец Н.И., Гончаренко С.Н. Оценка возможности управления производственными параметрами основных технологических циклов горнодобывающего предприятия // Горный информационно-аналитический бюллетень. —2007. — № 9. — С. 230—239. ЕШ

КОРОТКО OB ABTOPE

Эгиев Karnü Магомедхановиц — MaracTp, e-mail: [email protected], HTACy HHTy «MHCHC».

UDC 681.518

Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2017. No. 6, pp. 419-424. K.M. Egiev

INFORMATION TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM MODELING MOUNTAIN ENTERPRISES FUNCTIONING

In work justification and information system choice options for the mining enterprise motor transport services automation providing the automated collecting, processing, transfer and representation data to consumers on vehicles location and a condition, and also information obtained on these data basis for effective and safe use different function and accessory vehicles are considered.

Key words: transport and logistics system, information logistics system, optimum transportations scheme, forwarding service.

AUTHOR

Egiev K.M., Magister, e-mail: [email protected],

Institute of Information Technologies and Automated Control Systems, National University of Science and Technology «MISiS», 119049, Moscow, Russia.

REFERENCES

1. Goncharenko S. N., Yaroshchuk I. V., Shirinkin M. S. Gornyy informatsionno-analiti-cheskiy byulleten'. 2009, no 2, pp. 257.

2. Goncharenko S. N., Getun D. K. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'.

2006, no 3, pp. 39-44.

3. Goncharenko S. N. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2007, no 10, pp. 194-202.

4. Galkin V. I., Sheshko E. E. Inzhenernaya logistikapogruz,ochno-razgruz,ochnykh trans-portnykh i skladskikh rabot na gornykh predpriyatiyakh: Uchebnoe posobie (Engineering logistics handling transport and storage operations at mining enterprises: Educational aid), Moscow, Gornaya kniga, MGGU, 2009.

5. Pavlova N. V. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2011, no 6, pp. 28-34.

6. Fedunets N. I., Goncharenko S. N. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'.

2007, no 9, pp. 230-239.

_Ù,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.