20///.3-
Е. В. Вовк
УДК 371
МОДЕЛИРОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
МАРШРУТОВ
ПО ЛИЧНОСТНЫМ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
РЕЗУЛЬТАТАМ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Н а современном этапе своего развития система отечественного образования переживает период модернизации, который характеризуется осознанием необходимости смены ориентиров в образовании от традиционного пути получения знаний к формированию универсальных способностей. Данная необходимость отражена в актуальных государственных нормативных документах, посвященных модернизации системы образования Российской Федерации.
Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 гг.» гласит, что миссией отечественной системы образования на современном этапе его развития является реализация всеми гражданами личностного позитивного потенциала, а именно: культурного, экономического и социального. Из этого следует, что модернизация в указанном ключе напрямую связана с индивидуализацией процесса образования [2].
Современная образовательная политика в России предусматривает удовлетворение образовательных потребностей личности, общества и государства посредством следования в образовании принципам индивидуализации. Учет данных принципов способствует созданию условий, позволяющих оптимизировать и повысить эффективность процесса формирования духовно-нравственной развитой личности гражданина, способного обес-
печить высокий уровень жизни себе и окружающему обществу, содействовать процессу закономерного развития государства. Указанная необходимость в индивидуализации образования как одной из характеристик его модернизации реализуется путем применения ряда специальных средств. Одним из таких средств является технология построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом их особенностей различного рода.
Целью данной статьи является исследование проблемы моделирования индивидуальных образовательных маршрутов с учетом личностных и образовательных результатов обучающихся.
Индивидуализация в истории отечественного образования - явление не новое. Однако на разных этапах развития образования изменялось научное отношение к данному явлению и подходам его достижения в образовательном процессе. В течение длительного времени в отечественной педагогике индивидуализация образования понималась в качестве организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей личности обучающегося, его способностей и возможностей, знаний и умений, наличия склонностей и опыта. Такой подход отражен в научных взглядах Т.М. Ковалевой, П.Г. Щедровицко-го, Д.Б. Эльконина и др.
В современных педагогических исследованиях наблюдается изменение и углубление концептуальных позиций советских ученых относительно проблемы индивидуализации учебного процесса. Идеи моделирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся представлены в научных исследованиях Л. К. Артемовой, С. В. Воробьевой, С. В. Жолована, Т. А. Тряпициной и др. Сегодня под индивидуализацией образования понимается «процесс приобретения обучающимся на протяжении всего пути его развития определенных уровней самосознания и самоопределения как необходимых элементов индивидуальности, с помощью которых личность способна усваивать общекультурный потенциал и вносить творческий элемент в социальное» [4, с. 32].
В современных педагогических концепциях как одно из средств достижения индивидуализации образования рассматривается процесс моделирования образовательных маршрутов обучающихся. В результате анализа публикаций Е. А. Александровой, Е. А. Климова, Ю. Н. Логиновой определена тенденция к использованию понятия «индивидуальная образовательная траектория» наряду с термином «индивидуальный образовательный маршрут». Изучение работ указанных авторов позволяет прийти к выводу, что данные понятия не являются тождественными, так как образовательная траектория понимается учеными как более широкое понятие по сравнению с индивидуальным образовательным маршрутом.
По мнению А. В. Хуторской, индивидуальная траектория образования представляет собой «осознанный выбор необходимых компонентов содержания образования (цели обучения, выполнимые задачи, доступные формы и методы работы, темп деятельности, личностная составляющая, способы и формы контроля и оценки проделанной работы)» [7, с. 154].
Исследуя проблему моделирования индивидуального образовательного маршрута, Т. А. Тряпицина анализирует в его рамках роль индивидуальной программы, которая основывается на реализации таких личностных характеристик обучающегося, как степень учебной и социальной успешности, уровень состояния здоровья. По мнению исследовательницы, в процессе реализации индивидуальной программы обучения позиция самого обучающегося не является до конца самостоятельной, ведь в данном ключе остается лишь сделать выбор [4].
Н.Г Зверева предлагает рассматривать индивидуальный образовательный маршрут в качестве вариативной структуры учебной деятельности обучающегося, в которой необходимо учитывать его личностные особенности. Исследовательница подчеркивает, что уровень эффективности процесса моделирования индивидуального образовательного маршрута влияет на образовательное и личностное
развитие обучающегося не только в рамках отдельного предмета, но и в рамках всего учебно-воспитательного процесса [3].
Согласно результатам исследований М. А. Ку-наш, М. И. Лукьяновой, С. В. Марковой, можно утверждать, что индивидуальный образовательный маршрут - это интегрированная модель движения обучающегося в образовательном процессе.
Развитие образования характеризуется постоянным обновлением идей относительно проектирования образовательных маршрутов и поиска различных способов решения указанной проблемы. По мнению ряда исследователей (В. И. Богословский, Н. А. Дука, А. В. Туркина) в вопросе рассмотрения индивидуального образовательного маршрута ключевыми являются понятия «путь» или «движение», определяющие его сущность. Говоря о сущности процесса моделирования индивидуального образовательного маршрута, стоит понимать, что он является не просто определенным выбранным учебным путем, а маршрутом реализации личностного потенциала обучающегося, обязательным условием которого является сохранение активной личностной позиции.
Реализация индивидуального маршрута образования возможна в результате целенаправленного проектирования образовательной программы. Согласно принципам индивидуализации, обязательным условием является осознание процессов самоопределения и самореализации обучающегося.
Рассмотрев сущность понятия «индивидуальный образовательный маршрут», обратимся к проблемам построения маршрутов образования. К одной из них исследователи относят тот факт, что в процессе моделирования сам маршрут и принципы его построения непосредственно для личности обучающегося остаются неясными. Ведь сама деятельность для обучающегося не является самоцелью, а средством достижения определенных результатов, значимых для него. Для того чтобы повысить интерес обучающегося к самой деятельности, следует повысить ее актуальность для обучающихся. Для этой цели
20///.3
процесс моделирования индивидуальных образовательных маршрутов должен строиться с учетом личностных и образовательных результатов.
По мнению Н. Е. Сторожевой, в процессе моделирования образовательных маршрутов важным условием является учет принципов, направленных на повышение эффективности использования технологии построения индивидуальных образовательных маршрутов в учебно-воспитательном процессе. К данным принципам исследовательница относит:
- обязательное соблюдение интересов обучающегося;
- личную активную позицию обучающегося;
- взаимодействие и согласованность действий обучающегося и учителя;
- системное, целенаправленное и гарантированное сопровождение обучающегося учителем;
- опору на достижение планируемых личностных и образовательных результатов, необходимую для оценки успешности образовательного процесса всеми его участниками [5].
В процессе моделирования индивидуальных образовательных маршрутов результаты образовательной деятельности должны быть ожидаемыми и измеряться конкретными достижениями обучающихся, которые выражаются в знаниях, умениях, навыках, способностях, компетенциях. Указанные результаты выступают определяющим фактором того, что «должен будет выполнять обучающийся по окончании обучения» [1, с. 13].
Такая позиция к пониманию результатов обучения с применением технологии моделирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов позволяет видеть планируемые результаты образовательной деятельности более точно, благодаря чему конкретно их формулировать, что оптимизирует процесс их достижения в современных условиях реализации учебно-воспитательного процесса.
Результаты образовательной деятельности, как и в традиционной педагогике, воспринимаются сегодня в качестве оценки успешности учебной деятельности. Однако на
современном этапе развития отечественного образования и педагогической науки оценка является более объемной, содержательной и эффективной категорией в вопросах применения на практике.
В процессе моделирования индивидуальных образовательных маршрутов рациональным является осознание необходимости планирования личностных и образовательных результатов обучающегося для того, чтобы последний мог осознавать, прогнозировать и контролировать собственные учебные успехи и достижения, свое отношение к результатам образовательной деятельности, к самому себе в рамках данной деятельности и к процессу обучения в целом.
Обратимся к более подробному рассмотрению указных результатов. Итак, в данном исследовании под образовательными результатами понимается усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретение опыта решения проблемных ситуаций как в учебной деятельности, так и в общественной жизни, подбор способов и направлений деятельности. Обобщая вышесказанное, можно указать на то, что данные образовательные результаты являются теми общими ключевыми компетенциями, которые прописаны в актуальных государственных образовательных стандартах, а также теми знаниями и умениями, которые должны быть сформированы у обучающегося по окончании изучения определенной дисциплины согласно учебной программе.
В значении личностных результатов будем рассматривать систему мотивационно-ценностных отношений обучающегося. Данная система включает такие компоненты, как отношение к себе, другим субъектам процесса образования, к процессу обучения и его результатам. По мнению педагогов-практиков, актуализация личностных и образовательных результатов обучающихся происходит уже на начальном этапе моделирования индивидуального образовательного маршрута.
Определение перечня стадий, этапов или уровней процесса моделирования индивидуальных маршрутов образования обучающихся
является сегодня одной из актуальных педагогических проблем. Вслед за М. В. Трофимовым считаем эффективным применение таких стадий организации процесса моделирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, как концептуальная и прикладная [6].
Концептуальная стадия включает такие компоненты, как обоснование цели, идеи и проблемы реализации проектируемого индивидуального маршрута образования. Важной на данной стадии является проблема определения основания для выбора маршрута, которыми могут служить жизненные и профессиональные планы обучающегося, уровень его достижений в учебной деятельности, степень образованности, уровень состояния здоровья и другие факторы. Более осознанному подходу к процессу моделирования и реализации индивидуальных маршрутов на концептуальной стадии способствует процесс самостоятельного формулирования личных образовательных целей самими обучающимися.
Прикладная стадия предполагает разработку алгоритма действий субъектов образовательного процесса, выбор заданий и форм диагностики и коррекции полученных результатов. Указанная стадия состоит из следующих этапов:
- содержательный этап, заключающийся в определении учебных дисциплин и модулей освоения;
- проектировочный этап, состоящий из процедуры построения модели специальных заданий, определения порядка усвоения ключевых компетенций, выбора способов усвоения знаний для организации самостоятельного обучения;
- диагностический этап, заключающийся в оценке уровня личностных и образовательных результатов.
Рассмотрим примерный алгоритм реализации образовательного маршрута в рамках конкретного учебного предмета. Он может включать такие компоненты:
- ознакомление с алгоритмом образовательного маршрута;
- постановка целей образовательной деятельности;
- выбор способов и форм деятельности, направленной на освоение материала, с учетом индивидуального стиля учебной деятельности обучающегося;
- освоение учебного материала;
- промежуточная диагностика личностных и образовательных результатов;
- итоговое представление и оценка результатов освоения учебного содержания [6].
В рамках указанного примерного алгоритма необходимым условием является определение сущности и функции деятельности обучающегося и педагога, технологических аспектов организации процесса обучения, разработка карт самообразования и самооценки, маршрутных листов.
На современном этапе развития системы образования с целью повышения его эффективности целесообразным является осознание необходимости индивидуализации процесса обучения. Одним из средств достижения данного условия является применение технологии построения индивидуальных образовательных маршрутов, которые следует воспринимать в качестве нормативных документов, отражающих путь личностного развития и становления обучающегося в процессе освоения учебных программ.
В процессе движения по выбранному индивидуальному образовательному маршруту личность может достигнуть максимального уровня компетентности и успешности в образовательной деятельности. Основанием для выбора маршрута может служить ряд факторов, но одними из ведущих критериев должны быть личностные и образовательные результаты. Важным аспектом является процесс моделирования маршрута, включающий этапы целеполагания, выбора технологических приемов реализации учебной программы, диагностики и оценки полученных результатов.
АННОТАЦИЯ
В статье обосновывается необходимость индивидуализации системы образования, рассматривается сущность данного процесса на современном этапе развития отечественной педагогической науки. В работе проанализи-
20///.3
рована технология моделирования индивидуальных образовательных маршрутов как одно из средств индивидуализации процесса образования. В статье указаны рекомендуемые стадии процесса моделирования индивидуальных образовательных маршрутов и его примерный алгоритм.
Ключевые слова: индивидуализация процесса образования, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный образовательный маршрут, личностные и образовательные результаты обучающегося, процесс моделирования индивидуальных образовательных маршрутов, алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута.
SUMMARY
The necessity of individualization of education system is substantiated in the article, the essence of this process at the present stage of development of national pedagogical science is considered. In work the technology of modeling of individual educational routes as one of means of an individualization of process of formation is analyzed. The article describes the recommended stages of process of modeling individual educational routes and its approximate algorithm.
Key words: individualization of process of education, individual educational trajectory, individual educational route, personal and educational outcomes of the student, the simulation of individual educational routes, the algorithm of designing the individual educational route.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
2. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы»: утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/доку-менты/ 3409 (дата обращения: 22.10.2016 г.)
3. Зверева Н. Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза на основе комплексной психолого-педагогической диагностики: дис. ... канд. пед. наук. - Шуя , 2007. - 232 с.
4. Образовательная программа - маршрут ученика: ч. 1 / под ред. А. П. Тряпициной, Е. И. Казаковой. - СПб.: ЮИПК, 1998. - 118 с.
5. Сторожева Н. Е. Особенности проектирования индивидуальных маршрутов обучающихся с учетом их личностных и образовательных результатов // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. -№ 4 (20). - С. 176-180.
6. Трофимов М. В. Проблемно-поисковая организация индивидуальных образовательных маршрутов студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2012. - 22 с.
7. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
О. Н. Гончарова, Е. А. Стус
УДК 372.851
МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека и, прежде всего, на систему образования оказывает интенсивное развитие информационных технологий.