Научная статья на тему 'Моделирование и оценка выполнимости совместно выполняемых административных регламентов в среде радикалов*'

Моделирование и оценка выполнимости совместно выполняемых административных регламентов в среде радикалов* Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / СРЕДА РАДИКАЛОВ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Демурчев Никита Георгиевич, Науменко Владимир Викторович, Минин Владимир Александрович

В статье рассматривается задача обеспечения функциональной безопасности системы государственного управления на основе модели выполнимости административных регламентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Демурчев Никита Георгиевич, Науменко Владимир Викторович, Минин Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of ensuring the functional security of the public administration system on the basis of the administrative regulation performability model is considered in the article. The investigations have been fulfilled in the frames of the "Scientific and Scientific-Pedagogical Personnel of the Innovation Russia" Federal Designated Project.

Текст научной работы на тему «Моделирование и оценка выполнимости совместно выполняемых административных регламентов в среде радикалов*»

75/2011 Г^

Вестник Ставропольского государственного университета [jfbÎH

1ЕШШИЕ ИН УК И

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ВЫПОЛНИМОСТИ

СОВМЕСТНО ВЫПОЛНЯЕМЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ В СРЕДЕ

РАДИКАЛОВ*

Н. Г. Демурчев, В. В. Науменко, В. А. Минин

MODELLING AND ESTIMATION OF THE PERFORMABILITY OF JOINTLY SATISFIABLE ADMINISTRATIVE REGULATIONS IN THE MEDIUM OF RADICALS

Demurchev N. G., Naumenko V. V.,

Minin V. A.

The problem of ensuring the functional security of the public administration system on the basis of the administrative regulation perform-ability model is considered in the article. The investigations have been fulfilled in the frames of the "Scientific and Scientific-Pedagogical Personnel of the Innovation Russia" Federal Designated Project.

Key words: administrative regulation, the medium of radicals, functional security.

В статье рассматривается задача обеспечения функциональной безопасности системы государственного управления на основе модели вы/полнимости административных регламентов.

Нлючевы/е слова: административны!й регламент, среда радикалов, функциональная безопасность.

УДК 004.056.52

Одной из важных задач административной реформы является повышение эффективности и качества осуществления функций исполнительных органов государственной власти на основе их стандартизации и регламентации. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года является правовой базой для улучшения исполнения государственных функций за счет оптимизации административного регулирования их исполнения -для разработки и применения административных регламентов в исполнительных органах государственной власти. В соответствии с данным законом регламент становится ключевым элементов системы государственного управления, от эффективности выполнения которого зависит эффективность всей системы государственного управления. Современная система государственного управления является критической социотех-нической системой, неэффективная работа которой ухудшает социально-экономическое развитие. Поэтому целесообразно проводить оценку функциональной безопасности системы государственного управления на основе выполнимости административных регламентов.

Для описания деятельности министерства с точки зрения выполнения его регламентов

'Исследования выполнены в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

Н. Г. Демурчев, В. В. Науменко, В. А. Минин

Моделирование и оценка выполнимости совместно выполняемых административных.

III

Рис. 1. Модель выполнения регламента

рассмотрим пятимерную модель выполнения регламентов системы (рис. 1) представляющей собой совокупность пяти составляющих [1].

Основной смысл предложенной модели заключается в следующем. Регламент достигается на основе пяти составляющих: целей, требований, функций, задач, ресурсов. Выполнимость регламента основывается на согласовании этих составляющих. Представим цель, требования, функции, задачи, ресурсы в виде множеств: а = {а1,- , ап} (набор целей), В = {Ь1,' , Ьт} (перечень требований), С = {с1;* ,ек} (набор функций), в = {а1,' ,а} (множество задач), Е = {е1;» , е1} (множество

необходимых ресурсов). Решение задачи согласования будет выглядеть в виде функции согласования: Ррел = / {А, В, С, В, Е}.

Необходимо отметить, что государственное управление не имеет формализуемой целевой функции. Перечень показателей, которые характеризуют качество оказания государственных услуг, неустойчив, он постоянно пересматривается и всегда может оспариваться. Целевая функция государственного управления на данный момент не имеет общественно признанной, единой и непротиворечивой трактовки. Цели государственного управления, как правило, используются в виде перечня и не сворачиваются в одну, детализацией которой можно считать остальные. Цели определяются политически, зависят от формы правления, времени, самоопределения управленческих элит в кон-

кретный момент времени [2]. Поэтому целесообразно рассматривать целевые функции регламентов отдельно от целевой функции государственного управления. Таким образом, можно считать, что цель регламента достигнута, если регламент выполнен в соответствии с предъявляемыми ему требованиями.

Таким образом, необходима разработка методов моделирования и оценки, позволяющих решать задачу согласования требований и задач регламента, функций должностных лиц, которые задействованы в выполнении регламента, а также необходимых ресурсов.

Рассмотрим существующие подходы моделирования административных регламентов. Так в органах государственного управления можно найти аналогии основным функциям управления типичной компании, таких как целеполагание и стратегическое планирование, организация структур для различных целей, управление бизнес-процессами, управление персоналом [2], что позволяет применить инструментарий для моделирования бизнес процессов для оценки выполнимости административных регламентов.

Проведем анализ графический нотации BPMN, разработанной компанией Business Process Management Initiative, которая предназначена для воспроизведения базовой структуры и потока действий и данных внутри бизнес-процесса. Основу подхода составляет графический язык описания систем, который обеспечивает точное и лаконичное описание модулируемых объектов и удобен в использовании и интерпретации.

При описании функциональной модели будем использовать следующий понятийный аппарат:

• задача - проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь при заданных условиях, требованиях и ресурсах. В данной методике задачей называется элементарная составляющая регламента, для которой заданы время выполнения и лица, ответственные за выполнение;

• роль - субъект или совокупность субъектов, выполняющих определенный набор задач;

75/2011 Г^

Вестник Ставропольского государственного университета [¡вдН

• регламент - последовательность действий (задач) при выполнении какой-либо функции органа государственного управления;

• административная процедура (функция, подфункция) - обособленная совокупность действий необходимых для выполнения поставленных целей.

Для описания административных регламентов в нотации ВРМЫ определим соответствие вышеприведенных понятий и элементов ВРМЫ (см. таблицу 1).

На основании таблицы соответствия построим диаграмму ВРМК для типового административного регламента (рис. 2).

Таблица 1

Таблица соответствия элементам BPMN

№ Понятие, используемое в настоящем описании Элемент BPMN Обозначение в BPMN

1 Задача Задание (task) см. изображение 1

2 Роль Пул (Pool) см. изображение 2

3 Административная процедура (функция, подфункция) Свёрнутый подпроцесс (collapsed subprocess) см. изображение 3

а

Задача 1

Задача 2

Административная мроца^-ра 1

Рис. 2. Диаграмма в нотации BPMN

Н. Г. Демурчев, В. В. Науменко, В. А. Минин

Моделирование и оценка выполнимости совместно выполняемых административных.

Из предлагаемой схемы видно, что методология ВРМК позволяет выполнить согласование функций и задач административного регламента. Поэтому данный подход можно использовать для предварительного описания моделируемых регламентов. Однако недостатком методологии ВРМК является невозможность ее интеграции математическими моделями оценки регламентов, что не позволяет проверить соответствие предъявляемым к регламенту требованиям. Также методология ВРМК не позволяет проводить согласование нескольких административных регламентов, в которых задействованы общие ресурсы.

Рассмотрим подход по описанию системы государственного управления, который позволит выполнить нормализацию выделенных составляющих (целей, функций, задач, требований, ресурсов) и привести их к единому виду, а также рассмотреть их в качестве составляющих административных процессов. Для реализации такого подхода наиболее подходящей является среда радикалов, которая предполагает под собой реализацию метода проб и ошибок, а именно оснащение системы некоторым набором свободных элементов, предназначенных для конструирования таких проб. Под радикалом понимается любая функциональная система, имеющая два доступных извне состояния: активное и пассивное [5]. Достоинством данной методики является возможность управления системой в условиях динамически изменяющихся ресурсов, что характерно для социотехнических систем.

Для представления проблемной области сложной системы в данной методике используется класс стандартных схем радикалов, который будет пополняться. Класс стандартных радикалов включает уникумы и контейнеры. Уникумы соответствуют компонентам проблемной области сложной системы, а контейнеры - свойствам (связям) таких компонентов.

Уникумами в системе государственного управления являются задачи (обозначаются

как иРЯОМЬЕМ[п]) и субъекты (обозначаются как иМАЩ1]).

Контейнерами в свою очередь являются:

• Роль - контейнер, включающий субъектов, объединенных общим набором выполняемых функций. Обозначается как оЯОЬЕ[ш], имеет такие же индексы, как и уникумы. Отношение роли и субъекта, обозначается как оЯОЬЕ^{иМАК[1];...иМАК[1]}.

• Функция - контейнер, который объединяет последовательность задач для ее достижения. Обозначается как оРиЫСТЮК (оБ). Отношение функции с задачами, обозначается как оБ^{иР[1]; иР[2];...иР[п]; иР[1] ^иР[1];...;иР[п-1]^иР[п]}.

• Связь - контейнер, отражающий связь двух контейнеров (например роли с задачей) оСОККЕСТ (сС). Отношение роли и задачи обозначается как сС^{иР[1]^ иЯОЬЕ[1]; иР[2]^ иЯОЬЕ[2]; иР[п]^ иЯОЬЕ[п]}.

• Регламент - контейнер, который объединяет контейнеры функции, или контейнеры-маршруты, или задачи, или связи обозначается как сЯЕОиЬАТЮШ (сЯЕв) оЯЕО^{иР[1]; иР[2];...иР[п];}, оЯЕО^{оЯ[1]; оЯ[2];... оЯ[п];}, оЯЕО^{оР[1]; оБ[2];... оБ[п];}; оЯЕО^{сС[1]; сС[2];... сС[п];}. Геометрическая схема радикалов представлена на рисунке 3.

Таким образом, используя нотацию ВРМК в качестве исходных данных для построения схемы радикалов можно объединить описания всех регламентов исследуемого субъекта государственного управления и выявить общие ресурсы. Данная схема позволяет легко трансформироваться в соответствии с изменяющимися условиями работы системы государственного управления, вводить в нее новые переменные, а главное проводить оценку на основе различных математических моделей путем введения новых контейнеров, описывающих показатели задач и ролей например,

сРАКАМЕТЕЯ[1]^{иЯОЬЕ[1]}, сРАЯАМЕТЕЯ[2] ^{иЯОЬЕ[1]}.

75/2011

Вестник Ставропольского государственного университета

cREG[1] cREGtt] с С [ 1 ] с С [ к ] cf[1] с f [m] uP[1] uP[l] cR0LE[1] cROLE[n]

uMAN[1] uMAN[n]

1 1

;

п

! ■

Рис. 3. Геометрическая схема радикалов элементов системы государственного управления

Разработка методики оценки выполнимости на основе среды радикалов позволит не только объединить существующие методы оценки выполнимости и методы оптимизации регламентов, но и производить оценку в процессе выполнения регламентов и реагировать на изменение параметров системы в реальном масштабе времени, то есть осуществлять управление административными процессами.

Реализация такой методики в виде программного сопровождения управленческой деятельности позволит вывести систему государственного управления на качественно новый уровень путем непрерывного мониторинга и устранения конфликтов в процессе выполнения административных регламентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клименко А. В. Оценка качества регионального управления — 2005 [Электронный ресурс]. URL:

http://bigc.ru/government/actual/regions/quality _estimation/qrm/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

2. Науменко В. В. Методология разработки функциональной схемы регламента социо-технической системы на основе среды радикалов // Труды Международной научно-технической конференции. — Пенза: Пензенская государственная технологическая академия, 2009. - Вып. 10. - С. 192-196.

Региональные конфликты и проблемы безопасности северного Кавказа: монография / коллектив авторов; отв. ред. акад. Г. Г. Матишов, В. А. Авксентьев. — Ростов-н/Д.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. — 384 с. — Ил.: 20. Табл.: 59.

Пирогов М. В., Чечкин А. В. Технология решения задач в нормализованной среде радикалов // Конференция «Интеллектуальные системы и компьютерные науки». — М.: МГУ, 2006.

Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муници-пальныхуслуг» № 210-ФЗ от 27 июля 2010 г.

Н. Г. Демурчев, В. В. Науменко, В. А. Минин

Моделирование и оценка выполнимости совместно выполняемых административных...

Об авторах

Демурчев Никита Георгиевич, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат технических наук, заведующий кафедрой организации и технологии защиты информации. Сфера научных интересов автора -безопасность информационных систем, системы разграничения доступа, технологии интеллектуального анализа данных. (1ешигоЬеу @ 81аУ8и.ги

Науменко Владимир Викторович, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», аспирант. Сфера научных интересов авто-

ра - теория систем и системный анализ, имитационное моделирование, проектирование информационных систем. 88и-2008@шай.ги, паишепко.у@81аУ8и.ги Минин Владимир Александрович, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», студент 5 курса, специальность «Прикладная математика и информатика». Сфера научных интересов - математическое моделирование технических процессов, интеллектуальный анализ данных.

ауеге87 @уаш!ех. ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.