Научная статья на тему 'Моделирование «Гарантированности перевозок грузов» помашинными отправками автотранспортным средством в городах'

Моделирование «Гарантированности перевозок грузов» помашинными отправками автотранспортным средством в городах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ГАРАНТИРОВАННОСТЬ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самусова Т. В., Витвицкий‌ Е. Е.

Для «гарантированности перевозок груза» на практике Перевозчик завышает время их выполнения и (или) занижает плановую выработку автотранспортных средств (АТС), что увеличивает их потребное количество, время и затраты. Интересы экономики, наоборот, требуют сокращения затрат на перевозки грузов, выявленное противоречие определяет актуальность темы. Цель требуется решение задачи определения выполнимых и невыполнимых в конкретных эксплуатационных условиях величин обязательств Перевозчика по договору перевозки, т.е. «гарантированности перевозок грузов». Для достижения цели потребовалось разработать теоретические положения «гарантированности перевозок грузов», в том числе установить зависимости влияния грузоподъемности АТС и расстояния перевозок грузов, при одновременном изменении величин Vт и tпв, на «гарантированность перевозок грузов» в микро и особо малой АТСПГ с учетом неравномерности работы АТС в городских условиях эксплуатации; разработать методику «гарантированности перевозок грузов» как неотъемлемую часть методики оперативного планирования. Методом исследования является моделирование разработка планов перевозок при каждом новом значении показателей заново. Разработаны теоретические положения «гарантированности перевозок грузов» и методика, применение которых позволяет до опыта определить выполнимые величины обязательств Перевозчика по договору перевозки и снизить расходы на перевозку грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самусова Т. В., Витвицкий‌ Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование «Гарантированности перевозок грузов» помашинными отправками автотранспортным средством в городах»

УДК 656.13

МОДЕЛИРОВАНИЕ «ГАРАНТИРОВАННОСТИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ* ПОМАШИННЫМИ ОТПРАВКАМИ АВТСТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В ГОРОДАХ

Т. В. Самусова, Е. Б. Знтшщкнп Сибирская государственная азтомобилыю дорожись академия, с. Омск, Россия

Аннотация -для «гарантнрованностн перевозок груза» на практике Перевозчик завышает время их выполнения и (или) мважает плановую выработку автотранспортных средств (АТС), что увеличивает их потребнее количество, время п затраты. Интересы жономикп, наоборот, требуют сокращения затрат на перевозки грузов, выявленное противоречие определяет актуальность темы. Цель - требуется решение задачи определения выполнимых и невыполнимых в конкретных эксплуатационных условиях вс лнчпи обязательств Перевозчика по договору перевозки, т.е. «гарантированное™ перевозок грузов». Для достижения цели потребовалось разработать теоретические положения «гарантированное™ перевозок грузов», в том числе установить зависимости влияния грузоподъемности АТС п расстояния перевозок грузов, при одновременном изменении величин Ут и <ив, на «гарантнрованность перевозок грузов»:- в мнк]н) n oiiiiin ДТГТТТ с YHViliu ьи-р.жжшерноп и [i;ihiiiki АТС к шрщгких уг.шкимх «спмуяга-

иии; разработать методику «гарантированное™ перевозок грузов» как неотъемлемою часть методики оперативного планирования. Методом исследования является моделирование - разработка планов перевозок при каждом новом значении показателей заново. Разработаны теоретические положения <• гарантирован но сти перевозок грузов» н методика, применение которых позволяет до опыта определить выполнимые величины обязательств Перевозчика по договору перевозки и енпзнть расходы на перевозку грузов.

К.гншгаыг гликп: мнпцио, I и|1лн I и|111к:«нн1>|-|>> и ере км-Mite i|iy:«iK.

I. Введение

В хозяйственной практике в Российской Федерации взаимоотношения сторон строятся на основании договоров [1], параметры которых каждая сторона должка определять, поскольку за их невыполнение стороны несут ответствешюеть. Это тресуег наличия инструмента, который бы позволял расетптать выполшгмые (или невыполнимые) в конкретных эксплуатационных условиях обязательства по договору перевозки [2J, т.е. результата моделирования.

Учгнмми СиГАДИ .шилчино, H in ipHkiHk/t риошы АТС к городих oryin« I кл>г 1ги иг iijkk io нл wajMiqiyim, л вс множестве автотранспэртных систем перевозок грузов (АТСПГ) [1. 5-7 н др.]. Работа одного АТС на маятниковом маршруте с обратным не груженым пробегом отнесена к мнкро АТСПГ, а работа одного АТС на других маятниковых и кольцевых маршрутах - к особо малой АТСПГ Ежедневно наблюдается неравномерность работа АТС - <когда одна н та же работа выполняется каждый раз в разное время» [2] или когда в одних и тех же условиях в разные дни АТС выполняет разную работу, из за чего возможно невыполнение Перевозтнхом своих обязательств.

Обзор состояния теории грузовых автомобильных перевозок показал отсутствие положений и методик, поз-зеляюптих определять «гарантированноеть перевозок груза»; в мнкро и особо малых АТСПГ. Стремясь оЗсспе-

ЧИ1К <1/фИШИТХЖЛННШГК ИГ])ГШШК I рули», ПтрГКО-СЧИК «1КМШИГ1 кргмя ИЧ НЫИОЛНГНИХ И (или) /МНИЖЛГГ 11.1»-

нозую выработку Ai С. что приводит к увеличению потребного колнчсетза АТС. времени н затрат на перевозку rpvaa. Интересы экономики наоборот требуют сшвкепня стоимости товаров н услуг путем сокращения затрат па перевозки грузов, не. согласно «Транспортной стратегии Российской Федерацш: па перпол до 2030 года>:, позволяет повысить конкурентоспособность обслуживаемых организации Указанное противоречие предстал ляет практическую и паучиую проблему и определило актуальность темы псследовахшя.

П. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Требуется определить выполнимые н невыполнимые в конкретных жеплуатацненных условиях величин обязательств Перевозчика по договору перевозки, т.е. «гарантнрованкоеги перевозок грузов» [2] помашинкыми отправками в городах в мнкро и особо малых АТСПГ.

Ш. Теория

Do множестве работ [2 и др.] указывается «на вероятностный характер гранепортного процесса н необходимость его учета в процессе планирования перевозок грузов». Теория Еероятносш - наука, изучающая закономерности в случайных явлениях. «.. .которые при неоднократном всспронзвслсннн одного н того же опыта протекают каждый раз несколько по ппому». В грузовых автомобильных перевозках это «ездка» р н др.]. Дохаза по, что вероятностный характер траиспоршого процесса определяют средняя техническая скорость (VT) и время простоя под погрузкой-разгрузкой [2]. Пол нх влиянием ездка заканчивается в разное время, т.е. наблюдается неравномерность работы АТС. В рамках исследований практики выполнения перевозок грузов в мнкро и особо ма лых АТСГТ угтанотитенгг

а) в -ечени^ яремрети е.гдки могут одновременно ичменяткс* несколько показателей. например VT и ти, я не рн.чдшьно и нчшш^хжинно к ль шмшили ]мнгг [? и /ф ],

5) на практике наблюдается равногозможное сочетание разных единовременных изменений нескольких ио-казатслсй (далее событий), например: «VT плюс с п in ллюс g»; «Vt минус о и t^ минус о»; «V, плюс о н tm минус о»; «VT минус с н Гттт плюс <?'> |2J. За основу приняты детермннирозаиный подход н концепция развитая теории грузовых автомобильных перевозок |2 и др. |. разработанные теоретические положения и модели мнкро н особо малых АТСПГ [2-4]. прием «цепных подстановок». как метод анагшза Согласно [2, 3] оакторамн. иол-лел-ащими исследова1ппо. являются V? и tnB. Днаиазоп возмохаплх изменений VT и тт - от минус За дс плюс Зо (т.е. «правило трех сигм» [2]. Для обеспечения требований теории статистики по количеству расчетов для построения зависимостей (не менее десяти счетов} в работе шаг изменений фактора (Л) принимаем равным 0,5а, к и, |/1 киличгстко ]>i«-4trmH /шя каждою и:« к»чмо.кин1х сойытий рикно ггми Вочможиыг нлрнмг шнпянич чни-KCIK фичщюк — («IUIKH-. ИЛ К К » «минус минус», «IIJIKX минус», «минус, IIJIKX») ПГЦГКОЧКИ l|IV4«W 1Ч уЩП"1К-

ляются АТС разной грузоподъемности и на разных расстояниях в городах. Поэтому влияние факторов «грузоподъемность АТС» н «расстояние перевозок груза» на «гарантирование сть перевозок грузов» также подлежит изучению Установление зависимостей влияния грузоподъемности АТС и расстояния перевозок грузов, при одновременном изменении величин VT н t^, на сгоранткрованность перевозок грузов» г микро и особо малой АТСПГ с учетом неравномерности работы АТС в городских условия?: эксплуатации проведено в следующем порядке

1. Подготовка исходных данных

2. Идентификация АТСПГ.

3 Устаноштение rxevibi маршрута переяток гручои

4. Приихше нервон£ча.1ьио1 о значения рассшянлм иерезизих ípysuv из мсследуеямми интервала (дан хурода Омска lx-1-SO км. ilíu 1 км) Принятие нсуионлмальшл о значении гуузшшдьемнисш АТС из рассмгпрдеаемш о диапазона (q = 1-20 т. шаг 1 т). Уточнение исходных данных (по средним значениям (М) V, и ti»), в соответ-ствнн с грузоподъемностью АТС. определение размаха V, и w определение шага изменений. Б мнкро н особо малой АТСПГ. с учетом (.правила трех сигм», AVT (0,5о) равен 1,15А км/ч. Д t^ (0.5о) ралес: 0,01 ч.

5. Проекпгровапне АТСПГ. при значениях исследуемых факторов равных М±Д; М=2Д; Ь£=ЗД, М=1Д; М±5Д; М=бД, для каждого значения грузоподьемкости нз рассматриваемого диапазона АТС н расстояния перевозок грузов нз рассматриваемого интервала пробегов Установление наличия и количества не «гарантирэванности перевозок грузов». Фиксация результатов проектирования АТСПГ.

6. Формулировка выводов.

Иириингы j:nnt*HHV

- с учетом и без учета ограничения мгновенной скорости движения АТС в городе:

- при равенстве и неравенстге загрузки АТС на звеньях маршрута.

При учете ограничения мгновенной скорости движения АТС в городе, согласно Правилам дорожного движения, порядок проведения расчетов следующий:

1. пп. 1 б аналогично вышеизложенному порядку.

/. Наложение ограничения нп мгновенную скорость, согласно |2|, определение размаха Ч'-. определение шага измепешш. количество которых, согласно исходным условиям равно б. Тогда д\г7 (0,5о), с учетом «правила трех сигм», равен 0,526 км/ч.: Д^ (0,5а) равен 0,01 ч.

S. Проектирование АТСПГ для событий «V, плюс о и t^ плюс о»; «Vv плюс о и t^ минус о», при значениях исследуемых факторов равных (т^=М+Д и V,= М+Д); (1Ш=М+2Д н V =М+2Д ); (tUB=M~3A н \Г,=\1+ЗД );

(.ш—М+-4Д и V-— М+4Д ), <1в-М+5Д и У^М+ЗД), (ц^—М~бД и \>*т—М+бД), дли иа^юю :Ш1ч<г.чим гру.юио.иьем-носш из рассматриваемого диапазона и расстояния перевозок грузов из рассматриваемого интервала пробегов.

У. Установление наличия н количества не «гврантираванности перевозок грузов».

10 Фиксация результатов проектирования АТСПГ.

11 Формулировка сыводов.

IV РЕЗУЛЬТАТЫ :Ж01РРИМЕНТПВ

Один из примеров моделирования - методика «гарашнрованкоетн перевозок грузов» в мнкро АТСПГ. как нсотьемлнмая часть методики оперативного планирования прсдставлснп на рис. 1.. где пунктиром обозначена методика «гарантнрованностн перевозок грузов»

1

6. Подготовка планового задания водителю для пополнения

Остлнои

Рис. I. Усовершенствованная методика оперативного планирования в мнкро АТСПГ

VI. ВЫЕОЛЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование позволило установить:

1. Не «гараптирооаппосхь перевозок грузов» неодпорохк». следует различать «общую пе гарантровашюсть перевозок грузов», которая наблюдается в интервале возможных значений исследуемого показателя, кроме значения М—А. и «не гарантнрованкос1ь перевозок грузов при любом изменении ТЭП», которая наблюдается ирн значении исследуемого показателя, равном М±Д.

2. Причиной не с гарантированное™ перевозок грузов» на практике является не учет неравномерности работы АТС в оперативном планировании н использование средних значений ТЭП.

3. В мнкро АТСПГ : для события «минус Ут и минус 1тш» не «гарантированностъ перевозок грузов» составляет 100.00% (д = 1—20 гони); для события «минус VI и плюс Гпв» не <■ гарантированностъ перевозок грузов» составляет 100,00 % (при q = 1—20 тонн): для события «плюс Ут и минус 1пв» любая не «гарантированное!! перевозок грузов» составляет 0Г00%: для события «плюс Ут и плюс Гпв» не «гарантированностъ перевозок грузов» при разных грузоподъемностях АТС находятся в интервале от 0,00% (при q = 1 тонна) до 3,33% (прн ц = 12—15. 17-20 тонн). Учет ограничения мгновенной скорости движения АТС позволил установить, что для события «плюс Ут и плюс 1пв» не «гаравхированностъ перевозок грузов» прн разных грузоподъемностях АТС находятся в интервале от 2,22% (при с] = 1 тонны) до 9.99% (прн ц = 19 тонн). Сопоставление показало, что не «гарангнрованность перевозок грузов» при учете ограничения мгновенной скорости движения АТС, в интервале расстояний перевозок грузов от 1 до 90 км. возрастает по каждой грузоподъемности АТС без исключения

4. В особо малых АТСПГ (независимо от загрузки на звеньях маршрута): для события «минус Ут и минус Гпв» не «гарантированностъ перевозок грузов» составляет 100.00 % (при г| = 1—20 тонн): для события «минус Ут и плюс Гпв)> не «гарантированностъ перевозок грузов» составляет 100.00% (прн q = 1—20 тонн); для события «плюс Ут и минус (пв» любая не «(гарантированностъ перевозок грузов» составляет 0,00%; для события «плюс Ут я плюс от» не «гарантированностъ перевозок грузов» прн разных грузоподъемностях АТС находится в интервале от 1.11% (прн q = 1 тонны) до 8.88% (прн £]_ = 20 тонн). Учет ограничения мгновенной скорости движения АТС. позволил установить, что для события «плюс Ут и плюс шв» не «гарантированностъ перевозок грузов» прн разных грузоподъемностях АТС находится в интервале от 3.33% (прн q = 1 тонны) до 16.66% (при q 20 тонн). Сопоставление показало, что прн учете ограничения мгновенной скорости движения АТС в микро и особо малой АТСПГ. в интервале расстояний перевозок грузов от 1 до 90 км. не «гарантированностъ перевозок грузов:» возрастает по каждой грузоподъемности АТС без исключения.

5. При учете ограничения мгновенной скорости движения АТС в микро АТСПГ для события «плюс Ут и плюс Шв», начни ал с расстояния перевозок грузов 10 км. а в особо малой АТСПГ — начиная с расстояния перевозок грузов 15 км. не «гарантированное™ перевозок гру зов» не установлено.

6. Применение разработаных теоретических положений «гарантированное™ перевозок грузов» и методик «гарантированности перевозок грузов» позволяет определить выполнимые и невыполнимые величины обязательств Перевозчика по договору перевозки, тем самым снизить расходы на перевозку грузов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Витыщкий Е. Е. Теория транспортных процессов н систем (Грузовые автомобильные перевозки): учеб. пособие. Омск: СнбАДИ, 2010. 208 с.

2. Исследование одновременного влияния вероятностных величин среднетехнической скорости я времени погрузки разгрузки на «гарантированностъ перевозок грузов» в мнкро и особо малой автотранспортных систем : отчет о НИР (промежуточ.): 10-1С / СнбАДИ: рук. Внтвнцкий Е Е.; нсполн.: Самусова Т. В. Омск. 2014. 25 с. № ГР 01200950434. Инк № 02201450586.

3. Самусова Т. В.. Внтвнцкий Е. Е. Обоснование подхода к разработке «негарантированности перевозок грузов:» в микро и особо малой автотранспортных систем перевозок грузов II Материалы 67-й научно-практ. конференции «Теория, методы проектирования машин и процессов в строительстве». Омск. 2013. С. 119—122.

4. Т. В. Самусова, С. С. Войтенков. Программно-математическое обеспечение «Расчет гарантированности перевозок грузов в мнкро и особо малых автотранспортных системах» № 21352 от 03.11.2015. М. : ОФЭРНнО. 2015.

5. Самусова Т В.. Внтвшгкий Е. Е. О гарантированности перевозки груза И Актуальные проблемы автотранспортного комплекса: межвузовский с6 науч. ст. Самара. 2013. С. 222—226.

6. Самусова Т. В., Внтвнцкий Е. Е. Определение «гарантированности перевозок грузов» в городских условиях эксплуатации // Вестник транспорта. 2015. № 6. С. 41—44.

7. Самусова Т. В.. Витвицънй Е. Е. Гарантированностъ перевозок грузов под воздействием факторов внешней и внутренней среды в мнкро автотранспортной системе И Сборник научных трудов кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте» / СнбАДИ. Омск, 2015. № 8. С. 238—243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.