Научная статья на тему 'Моделирование функционирования мобильных роботов в виртуальной среде на ПЭВМ'

Моделирование функционирования мобильных роботов в виртуальной среде на ПЭВМ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
117
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Капустян С. Г., Усачев Л. Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование функционирования мобильных роботов в виртуальной среде на ПЭВМ»

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

системах экологического мониторинга в интересах Министерства по чрезвычайным ситуациям, региональных центров по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

УДК 681.325.5

С.Г. Капустин, Л.Ж. Усачев МОДЕЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ РОБОТОВ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ НА ПЭВМ

В настоящее время в перспективных комплексах управления подвижными объектами и в системах моделирования и тренажерных комплексах широко используются принципы виртуальной реальности. Использование данных принципов при моделировании систем управления движением мобильных роботов (МР) позволяет с большой степенью подобия отображать и исследовать поведение МР во внешней среде при различных параметрах подсистем робота и различных алгоритмах, реализуемых в системе управления, что, в свою оче-

,

времени и средств на разработку систем управления МР.

Применительно к системам управления МР для создания средств моделирования и отображения обстановки виртуальной реальности необходимо разработать математические модели составных частей системы управления, организации взаимодействия между ними, каналов технического зрения и представления внешней среды - сцены, элементов сцены, объектов, разработать алгоритмы и программные средства синтеза сцены и построения реалистичного изображения (визуализации) на устройствах отображения в заданном мас.

Виртуальная реальность для МР представляет собой некоторую модель внешней обстановки, которая включает в себя: видеоизображение местности (ландшафт, небо); видеоизображение статических (неподвижных) объектов, которые в совокупности с видеоизображением местности образуют сцену; видеоизображение динамических (подвижных) объектов, перемещающихся по .

В докладе рассматриваются основные принципы представления вирту. ,

описаны геометрическими моделями как гранные поверхности, содержащие несвязные, односвязные и многосвязные элементарные геометрические фигуры. Два или более объектов могут быть объединены в один составной объект, при этом его составные части могут совершать независимые собственные дви-.

К достоинствам используемого подхода к представлению объектов и разработанных алгоритмов отображения следует отнести очевидную легкость распараллеливания вычислений при формировании кадра.

Секция автомобильной электроники

Подобная организация позволяет достаточно просто и гибко изменять параметры и алгоритмы функционирования основных подсистем робота (в последнем случае путем замены соответствующего функционального модуля с

).

УДК 681.325.5

.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ВОЖДЕНИЯ БЕЗЭКИПАЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

( ), -

собных автономно функционировать в условиях, опасных для жизни человека, назрела во многих областях науки и техники, например при проведении космических и подводных исследований, при работе в зоне радиоактивного или химического загрязнения и т.п. Действительно, БТС должно представлять собой сложную сис-, , исполнительные подсистемы, которые должны работать параллельно и, в принци, . как БТС с помощью одного централизованного вычислительного устройства очень ,

, , , при этом требование режима реального времени для всей системы в целом. Решение данной проблемы лежит, по-видимому, на пути построения системы автоматического вождения (САВ) БТС на базе многопроцессорных распределенных систем.

В настоящем докладе описываются основные принципы построения такой распределенной многопроцессорной системы автоматического вождения БТС, основанные на более чем 20-летнем опыте исследований в данной области.

Система автовождения БТС должна решать целый комплекс задач, в частно, , ( , -ской, тепловизионной и т.п.) и формирование модели видимой части среды движения на ее основе; накопление и корректировка иерархической базы знаний БТС о ;

текущему моменту времени в базе знаний модели среды; принятие решения о текущем движении БТС по спланированной траектории с учетом динамических ; -ного движения на приводы; обработка навигационной информации и определение текущего местоположения БТС в среде и текущих значений курса, крена и дифферента шасси на ее основе. Сложность при этом заключается в том, что все эти задачи должны решаться в реальном времени, причем понятие реального времени для каждой из этих задач различное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.