Научная статья на тему 'Моделирование функциональных возможностей цифрового ассистента и условий его реализации в вузовском учебном процессе'

Моделирование функциональных возможностей цифрового ассистента и условий его реализации в вузовском учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗОВСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛЬ / РОБОТ / ЦИФРОВОЙ АССИСТЕНТ / UNIVERSITY EDUCATIONAL PROCESS / MODEL / ROBOT / DIGITAL ASSISTANT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Людмила Павловна

Автор рассматривает проблемы моделирования вузовского учебного процесса в условиях появления современных средств обучения цифровых помощников и ассистентов роботов. В статье представлена модель учебного процесса и основные подходы к ее построению; выявлены функциональные возможности робота в условиях взаимодействия с педагогом и студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING FUNCTIONAL CAPABILITIES OF THE DIGITAL ASSISTANT AND THE CONDITIONS FOR ITS IMPLEMENTATION IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL PROCESS

The author considers the problems of modeling the university educational process in response to emerging modern teaching tools digital assistants robots. The article presents an educational process model and the main approaches to its design; functional capabilities of the robot in terms of its interaction with the teacher and students have been revealed.

Текст научной работы на тему «Моделирование функциональных возможностей цифрового ассистента и условий его реализации в вузовском учебном процессе»

DOI 10.23859/1994-0637-2019-4-91-21 УДК 378. 14, 378. 16

Тихонова Людмила Павловна

Кандидат педагогических наук, доцент, специалист регионального научно -технического центра,

Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: [email protected]

МОДЕЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ цифрового АССИСТЕНТА И УСЛОВИЙ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ВУЗОВСКОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. Автор рассматривает проблемы моделирования вузовского учебного процесса в условиях появления современных средств обучения - цифровых помощников и ассистентов - роботов. В статье представлена модель учебного процесса и основные подходы к ее построению; выявлены функциональные возможности робота в условиях взаимодействия с педагогом и студентами.

Ключевые слова: вузовский учебный процесс, модель, робот, цифровой ассистент

© Тихонова Л. П., 2019

Tikhonova Liiidmila Pavlovna

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Specialist of the regional scientific and technical center, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected]

MODELING FUNCTIONAL CAPABILITIES OF THE DIGITAL ASSISTANT AND THE CONDITIONS FOR ITS IMPLEMENTATION IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL PROCESS

Abstract. The author considers the problems of modeling the university educational process in response to emerging modern teaching tools - digital assistants - robots. The article presents an educational process model and the main approaches to its design; functional capabilities of the robot in terms of its interaction with the teacher and students have been revealed.

Keywords: university educational process, model, robot, digital assistant

Введение

Деятельность субъектов вузовского учебного процесса характеризуется загруженностью, множеством рутинных и часто повторяющихся действий. Этому способствуют большие объемы научной информации, быстрая смена инноваций в науке и технике. Будущим студентам предстоит их освоить, чтобы соответствовать вызовам цифровой экономики. Поиск средств и методов расширения возможностей учебного процесса, активизации деятельности педагогов и обучающихся - проблема, решение которой лежит в плоскости интеграции информационного, технического и педагогического знания. Одно из перспективных направлений - робототехника. Внедрение роботов и роботизированных систем (РТС) как средств обучения, помощников и ассистентов - основа формирования цифровых компетенций будущих специалистов различного профиля. В России объективно существуют возможности организации вузовского учебного процесса с помощью РТС, но в то же время педагогических

исследований, где такие инструменты решали бы актуальные проблемы высшего образования, пока недостаточно [12].

Основная часть

Внедрение в образование современных средств обучения и технологий неизменно влечет за собой смену субъект-объектной позиции участников этого процесса на субъект-субъектную. Восприятие и воспроизведение информации, предоставляемой преподавателем, перетекает в активное усвоение и генерирование знаний, получаемых из различных источников; создается многоканальная система, которая аккумулирует информацию и обеспечивает взаимодействие между преподавателем и студентами. Традиционные функции обучающего и обучающихся не уходят из учебного процесса, а претерпевают изменения и становятся менее выраженными. Преподаватель выступает в качестве менеджера и режиссера обучения, студент - в качестве субъекта деятельности [10]. Деятельность педагога становится более разнообразной, а деятельность студентов принимает ярко выраженный творческий характер. В обучении появляется все больше примеров, проблемных ситуаций, заданий на выполнение проектов, что способствует формированию умений их определения и решения. Формальный подход сменяется гибкими индивидуализированными формами контроля, самоконтролем и рефлексией. Результатом обучения становятся способности к творческому использованию полученных умений и навыков в профессиональной деятельности.

Современные средства обучения представляют собой целый спектр аппаратного и программного обеспечения (интерактивные доски, стенды, цифровые плакаты, программы для создания и воспроизведения контента, электронные тренажеры; цифровые лаборатории); информационных ресурсов (электронные учебники, спра-вочно-правовые и информационные системы); технологий использования мультимедиа в учебных целях (тестирование, самостоятельная работа и проч.). Несмотря на то, что во многих научных исследованиях данные средства не обозначаются как цифровые ассистенты, они рассматриваются именно в этом контексте, т. е. как объекты, созданные человеком, используемые в процессе обучения в качестве помощников, носителей информации (учебной, социальной, нормативной и др.) [13].

Анализ специальной и психо лого-педагогической литературы, опыта деятельности зарубежных и российских вузов показал, что в некоторых из них в качестве помощников и ассистентов активно используются более новые и технологичные инструменты. Это роботы телеприсутствия, роботы-учителя (Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Московский технологический институт, Томский политехнический университет и ряд других), системы для конструирования роботов (Festo Didactic Mechatronics, Control Kit и LEGO Mindstorms) [12]. Использование таких средств в каждом новом случае требует большой подготовительной работы и в первую очередь - педагогического моделирования.

На современном этапе развития педагогики моделирование признается актуальным и востребованным методом исследования. Моделирование - целостная, взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность приемов, логических операций по-

знания, практических действий (экспериментирование, интерпретация, верификация), выполняемых для построения и исследования модели объекта с целью изучения самого объекта. Сущность моделирования и его теоретические аспекты отражены в работах С. И. Архангельского, Е. В. Мещеряковой, М. В. Ядровской, В. М. Монахова, А. Х. Шелепаевой, М. М. Поташника, Г. П. Поповой и др. Существует большое количество работ по моделированию учебной среды с применением современных электронных средств обучения в вузе. Главная задача моделирования в этом случае, отмечают авторы, - создание условий, способствующих:

- повышению мотивации студентов к выполнению различных видов учебной и учебно-профессиональной деятельности;

- достижению необходимого уровня освоения компетенций, стимулирующих ответственность, формирующих навыки самообучения [2].

Моделирование, по мнению А. В. Гобыш, В. В. Филатовой, В. И. Бутыриной, позволяет прогнозировать различные возможности для всех участников процесса, степень доступности к учебно-методическим и контролирующим материалам, активизацию самостоятельной работы студентов [2]. Среди педагогических условий реализации моделей с применением электронных средств обучения на данном этапе важны наличие ресурсного обеспечения программными средствами и создание информационно-коммуникационной виртуальной среды. Все это способствует интенсификации учебного процесса, повышению качества подготовки и эффективности работы как педагога, так и студентов [5], [8]. В то же время создание имитационной модели учебного процесса с применением новых средств обучения позволяет отразить реально протекающий процесс с требуемой степенью точности: определить цели, средства их достижения, планируемые результаты.

Рассмотрим более подробно основные подходы к моделированию функциональных возможностей нового средства обучения - робота, рассматриваемого в качестве цифрового ассистента и помощника в вузовском учебном процессе. Робот в нашем исследовании - это автоматическое устройство, действующее по заранее заложенной программе и предназначенное для коммуникации с людьми и оказания помощи различного характера. Термин «цифровой» - прилагательное, употребляемое в контексте цифровых устройств, цифровых технологий [6]. Значение понятия «ассистент» -помощник. Словосочетание «цифровой ассистент» появляется в нашем языке все чаще и понимается как цифровой помощник (от англ. Virtual Digital Assistant (VDA)) - веб-сервис (приложение) для персонального компьютера (ПК) и других инструментов, который выполняет обязанности личного секретаря при пользователе. Исходя из этого, и в контексте данной статьи мы будем рассматривать «цифрового ассистента» как помощника, реализующего определенные функции в учебном процессе с целью снижения нагрузки как на преподавателя, так и на студентов.

На первом этапе разработке модели предшествует определение структурных компонентов (С. И. Архангельский, В. И. Гинецинский, Н. В. Кузьмина). Поскольку учебный процесс - это взаимодействие преподавателя и обучающихся, направленное на достижение целей обучения и воспитания при помощи цифрового ассистента [4], то в соответствии с этим компонентами нашей модели являются: субъекты педагогического взаимодействия и их деятельность, цель деятельности, ее содержание,

средство обучения, функции субъектов и робота, условия функционирования средства обучения и результат деятельности субъектов при функционирования средства обучения [3].

Целевой компонент - это цели: а) деятельности педагога - эффективное построение учебного процесса для успешного формирования компетенций студентов, б) деятельности студента - овладение компетенциями. Главное условие успешности протекания этого процесса - совпадение целей преподавателя и обучающегося.

Содержательный компонент модели представляет реализацию целевого компонента и включает изучение содержания учебной дисциплины на основе планирования и организации педагогом учебно-познавательной деятельности обучающихся, предъявления информации, формирования умений, навыков и освоения, закрепления и применения полученных знаний, умений и навыков студентами.

Средством обучения в учебном процессе является робот (РТС) или совокупность нескольких цифровых средств, работающих одновременно и необходимых для решения конкретных образовательных задач (например, робот, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор / робот, цифровая лаборатория). Целенаправленное взаимодействие преподавателя и студентов сопряжено с выполнением определенных функций. Выполняет ряд функций и цифровой ассистент, поэтому следующий рассматриваемый компонент - функциональный.

Трудовые функции и действия вузовских преподавателей представлены в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [9]. Это преподавание по программам профессионального обучения (учебные курсы, дисциплины (модули)); организация учебно-профессиональной, исследовательской, проектной деятельности обучающихся по программам высшего образования (ВО) и (или) дополнительным профессиональным программам (ДПП); разработка научно-методического обеспечения реализации учебного курса, дисциплины (модуля) и многое другое. К функциям обучающегося можно отнести освоение учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); самоконтроль и самооценку освоения образовательной программы; совместную с обучающим учебно-профессиональную, исследовательскую, проектную деятельность.

В этом же компоненте модели рассмотрим назначение предлагаемого нами средства обучения. Отметим, что функции таких цифровых инструментов, как интерактивная доска, компьютер, видеокамера, мультимедийный проектор и другие, достаточно подробно определены и широко известны. Однако функции робота в учебном процессе нуждаются в уточнении и конкретизации, поскольку целенаправленных исследований по этому вопросу мы не обнаружили. Конкретизация предусматривает анализ литературы в трех направлениях:

1) функциональные возможности робота на основе технических данных;

2) функции робота как средства обучения;

3) функциональные возможности робота на основе взаимодействия с субъектами в вузовском учебном процессе.

Изучив технические данные, мы определили, что данное средство способно:

- перемещаться по аудитории и обходить препятствия;

- осуществлять регистрацию присутствующих путем авторизации на экране или с помощью навесного сканера QR-кода;

- демонстрировать заданные презентации и web-ресурсы;

- сопровождать представляемый контент речевой информацией, отвечать на вопросы;

- демонстрировать медиаконтент (фото и видео);

- запускать на фронтальном экране Windows совместимые приложения;

- работать с «облачными» приложениями и сервисами;

- фотографировать, распечатывать фото на принтере или отправлять фото на электронную почту [7].

Исследуя функции средств обучения и рассматривая их во взаимосвязи с техническими возможностями цифрового ассистента, мы выяснили, что он может выполнять следующие функции:

- информационную - как непосредственный источник знаний;

- адаптивную - поддержание благоприятных условий протекания учебного процесса через демонстрацию необходимого научного контента на занятии и во время самостоятельной работы студентов и проч.;

- компенсаторную - облегчение учебного процесса за счет его интенсификации и выполнения рутинных действий субъектов;

- управленческую - организация и управление учебной деятельностью студентов через получение обратной связи о результатах работы и обучения в целом;

- интегративную - через комплексное использование других средств обучения;

- интерактивную - прямое взаимодействие субъектов со средством обучения;

- мотивационную - активизация познавательной деятельности студентов [11].

Основываясь на интегративном подходе, с помощью объединения в одно целое

ранее разрозненных частей: технических возможностей [7], функций средств обучения [11], действий субъектов [9], - мы получили качественные преобразования совместной деятельности педагога, обучающихся и робота и, как следствие, - функциональные возможности цифрового ассистента в процессе взаимодействия с субъектами. Анализ и синтез полученной информации позволили заключить, что в учебном процессе робот может распознавать лица обучающихся, служить базой данных для фиксации присутствующих, а также результатов обучения; вести статистическую обработку информации о ходе учебного процесса по группе и каждому индивидуально; работать в локальной сети и сети Интернет, взаимодействовать с электронным оборудованием цифровой аудитории; выполнять голосовые команды педагога и студентов; визуализировать учебные материалы и сопровождать представляемый контент речевой информацией; осуществлять вводный, текущий и итоговый контроль и самоконтроль знаний, телеприсутствие педагога и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (находящихся вне аудитории).

Работа робота в качестве ассистента требует подготовительной работы и выполнения ряда условий. В первую очередь, зная его функциональные возможности, важно определить, где и как он будет использоваться в качестве помощника: на лекциях, практических или лабораторных занятиях; на каких этапах - актуализации,

поиска, обобщения, объяснения нового материала, повторения, контроля. Формы и этапы позволяют конкретизировать методы обучения (активные, интерактивные) и содержание изучаемого, исследуемого, контролируемого материала. Поскольку робот - техническое средство, работающее на основе методов искусственного интеллекта, программного обеспечения, то дальнейшая его подготовка осуществляется на основе интеграции педагогического и информационного знания, т. е. с привлечением как педагогов, так и программистов. Если преподаватель способен определить требуемый контент учебного материала, методы его представления, создать «сценарий» воспроизведения предлагаемого содержания, то специалист в области информатики может разработать и верифицировать алгоритмы (проверить правильность) деятельности цифрового ассистента (распознавание лиц, речи, темп речи и др.) в учебном процессе. Соотнесение желаемого (с позиций педагогики) и возможного (с позиций искусственного интеллекта) позволяет преподавателю спрогнозировать дальнейшие действия: разработать методику использования робота на занятии для преподавателя и пользователя, а также методику проведения самого занятия. Междисциплинарный подход способствует адаптации и продвижению нового средства обучения в вузовский учебный процесс. Для реализации модели функционирования цифрового ассистента необходима совместная научно-исследовательская деятельность педагогов, программистов и робототехников. Только в этом случае будут соблюдены условия, а взаимодействие субъектов учебного процесса получится наиболее эффективным.

Можно говорить о следующих результатах деятельности субъектов при функционировании нового средства обучения: со стороны педагога - сформированные компетенции при фиксации присутствующих на занятии студентов на основе распознавания роботом их лиц; проведении контроля и фиксации данных контроля и тестирования роботом, их визуализации; обработке статистических данных на этой основе; работах в локальной сети вуза и сети Интернет по изучаемым темам и взаимодействии с электронным оборудованием в аудитории на основе голосовых команд роботу; визуализации и голосовой трансляции роботом презентаций и разделов лекций педагога; работе педагога в режиме онлайн или телеприсутствия; со стороны обучающегося - освоенные компетенции при усвоении и генерировании знаний, полученных из различных источников (локальной сети вуза, сети Интернет, презентаций преподавателя); диалогическом голосовом взаимодействии с роботом и получении информации о собственных достижениях при изучении дисциплины; учении в режиме телеприсутствия (в случае болезни); самоконтроле, взаимоконтроле и тестировании в режиме онлайн или телеприсутствия (см. рисунок).

Таким образом, мы получим более низкую загруженность субъектов учебного процесса за счет передачи ряда функций и действий цифровому ассистенту, высвобождение времени как педагога, так и обучающихся, смену традиционных методов обучения на более современные, творческие с использованием высокотехнологичных средств, и, как результат, уровень сформированности и освоения компетенции будет выше.

я S

Я is

о §

Субъекты и их деятельность

Цель

Содержание

Средство обучения

Функции

Условия функционирования средства обучения

Результат деятельности субъектов при функционировании средства обучения

Деятельность педагога

Формирование компетенций

обучающихся с использованием цифрового ассистента

Деятельность обучающегося

Освоение компетенций

обучающимися с использованием цифрового ассистента

Содержание учебной дисциплины

Функции педагога

Воспитательная, обучающая, организаторская, кор-

рекционная:

- преподавание учебного курса, дисциплины (модуля) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП;

- организация учебно-профессиональной, исследовательской, проектной деятельности обучающихся по программам ВО и (или) ДПП;

- разработка научно-мето-дического обеспечения реализации учебного курса, дисциплины (модуля) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП

Робот (помощник, цифровой ассистент)

Функциональные возможности робота на основе технических данных: осуществляет регистрацию посетителей путем авторизации на экране или с помощью навесного сканера QR-кода; демонстрирует заданные презентации и web-pecypcbi; сопровождает представляемый контент речевой информацией, отвечает на вопросы; демонстрирует медиаконтент (фото и видео); запускает на фронтальном экране Windows совместимые приложения; работает с «облачными» приложениями и сервисами; фотографирует, распечатывает фото на принтере или отправляет на электронную почту.

Функции робота как средства обучения: информационная, адаптивная, компенсаторная, управленческая, интегративная, интерактивная, мотивационная.

Функциональные возможности робота на основе взаимодействия с субъектами процесса обучения: распознавание лиц обучающихся, создание базы данных и учет присутствующих, а также результатов обучения; статистическая обработка информации о ходе учебного процесса по группе и каждому студенту; работа в локальной сети и сети Интернет по изучаемым темам, взаимодействие с электронным оборудованием в аудитории; выполнение голосовых команд и поддержание диалога; визуализация и голосовая трансляция презентаций и разделов лекций педагога; вводный текущий и итоговый контроль и самоконтроль знаний; телеприсутствие педагога, обучающихся с ОВЗ (находящихся в аудитории)

Функции обучающегося

- освоение учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

- совместная с обучающим учебно-про-фессиональная, исследовательская, проектная деятельность;

- самоконтроль и самооценка освоения образовательной программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) программ

Определены формы организации обучения (лекция, лабораторная работа, практическое занятие), методы (пассивные, активные и интерактивные) и содержание учебного материала, составлены сценарии отобранного содержания, разработаны и верифицированы алгоритмы деятельности робота (распознавание лиц, речи, ее темп и т. д.), создана методика использования робота на занятии в процессе обучения для преподавателя и пользователя, а также методика проведения занятия

Сформированные компетенции при фиксировании присутствия студентов на занятии на основе распознавания роботом их лиц; проведении контроля, фиксировании данных контроля и тестирования роботом, их визуализации; обработке статистических данных на этой основе; работах в локальной сети вуза и сети Интернет по изучаемым темам и взаимодействии с электронным оборудованием в аудитории на основе голосовых команд роботу; визуализации и голосовой трансляции роботом презентаций и разделов лекций педагога в режиме онлайн или телеприсугствия

Освоенные компетенции при усвоении и генерировании знаний, полученных из различных источников (локальная сеть вуза, сеть Интернет, презентации преподавателя); диалогическим голосовом взаимодействии с роботом и получении информации о собственных достижениях при изучении дисциплины; учении в режиме телеприсугствия (в случае болезни); самоконтроле, взаимоконтроле и тестировании в режиме онлайн или телеприсугствия

Выводы

В науке и технике появляются все новые разработки, на которые важно опираться и в образовании. Организация учебного процесса с их использованием возможна на основе педагогического моделирования. Модель - искусственно создаваемый объект, моделирование - метод исследования, позволяющий получить новые знания об этом объекте. Моделирование на основе интегративного подхода, с учетом тенденций развития современных средств обучения позволило выявить не только функциональные возможности робота как цифрового ассистента, но и условия его реализации в учебном процессе вуза. Анализ и синтез имеющейся информации показали, что робот может распознавать лица обучающихся, служить базой данных для фиксации присутствующих и результатов обучения; вести статистическую обработку информации о ходе учебного процесса по группе и каждому индивидуально; работать в локальной сети и сети Интернет, взаимодействовать с электронным оборудованием цифровой аудитории; выполнять голосовые команды педагога и студентов; визуализировать учебные материалы и сопровождать представляемый контент речевой информацией; осуществлять вводный, текущий и итоговый контроль и самоконтроль знаний, телеприсутствие педагога и обучающихся с ОВЗ (находящихся вне аудитории). Использование робота в качестве помощника и ассистента возможно, если определены формы и методы организации обучения, содержание учебного материала; созданы сценарии воспроизведения учебного контента; разработаны и верифицированы алгоритмы деятельности цифрового ассистента (распознавание лиц, речи, ее темп и т. д.), методика использования робота на занятии для преподавателя и пользователя, методика проведения занятия.

Поскольку знания об исследуемом объекте дополняются, уточняются, то и модель, представленная здесь, не является статичной, она требует апробации и корректировки, а ее реализация предполагает:

- расширение возможностей коммуникации всех участников вузовского учебного процесса;

- снижение загруженности педагогов и студентов;

- создание «опережающих» условий обучения в ситуации быстрой смены технологий, производств, требований к постоянному обновлению профессиональных знаний и уровня квалификации;

- главное - формирование необходимых и востребованных цифровых компетенций будущих специалистов, инженеров и педагогов высокого уровня.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гобыш А. В., Филатов В. В., Бутырин В. И. Модель организации учебного процесса в вузе с использованием электронных образовательных технологий // Успехи современной науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 190-202. - URL: https:// elibrary.ru/ download/ elibrary_ 29203512_55261971.PDF (дата обращения: 11.04.2019).

2. Елистратов К. А. Современные средства обучения в совершенствовании организации обучения учащихся основам первой помощи и психологической защиты в школе // Молодой ученый. - 2017. - № 8. - С. 328-331. - URL: https://moluch.ru/archive/142/39996/ (дата обращения: 11.04.2019).

3. Казимова Д. А., Абдульманова Д. И., Манашова Г. Н., Есмагамбетова Д. Б. Структурные элементы модели формирования управленческой компетенции будущих педагогов в системе профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 10 (часть 1). - С. 27-32. - URL: https:// www.expeducation.ru/ ru/ arti-cle/view?id=4115 (дата обращения: 11.04.2019).

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. - Москва: Академия, 2005. - 448 с. - URL: https:// pedagogical.academic.ru/ 847/ УЧЕБНЫЙ_ ПРОЦЕСС (дата обращения: 11.04.2019).

5. Латышева Л. П., Скорнякова А. Ю., Черемных Е. Л. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по математике // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - С. 110-116. - URL: https:// elibrary.ru/ download/ elibrary_23460809_ 60247018.pdf (дата обращения: 11.04.2019).

6. О роботе TIME-D/FURO-D. - URL: http://itis-time.ru/robot/time-d/ (дата обращения: 11.04.2019).

7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - Москва: ИТИ Технологии, 2006. - 944 с. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/264410 (дата обращения: 11.04.2019).

8. Павлова Е. С., Никитина М. Г. Модель технологии организации учебного процесса в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 4 (19). - С. 128-131. - URL: https:// elibrary.ru/ download/ elibrary_ 22896962_90280892.pdf (дата обращения: 11.04.2019).

9. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186851/ (дата обращения: 11.04.2019).

10. Романова Н. В. Функции преподавателя и студента в информационной образовательной среде вуза // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 1006-1011. - URL: https:// cyberleninka.ru/ article/v/ funktsii-prepodavatelya-i-studenta-v-informatsionnoy-obrazovatelnoy-srede-vuza (дата обращения: 11.04.2019).

11. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под редакцией В. В. Давыдова. -Москва: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 2. - 607 с.

12. Тихонова Л. П. Об актуальности внедрения современных цифровых технологий // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2019. - № 1 (88). - С. 203-221. -URL: https:// elibrary.ru/ download/ elibrary_ 36936502_ 59012429.pdf (дата обращения: 11.04.2019).

13. Ханнанов Н. К. Цифровые инструменты для проведения исследовательских работ по естественнонаучным предметам // Образовательные технологии и общество. - 2012. - № 1. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-instrumenty-dlya-provedeniya-issledovatelskih-rabot -po- estestvennonauchnym-predmetam (дата обращения: 11.04.2019).

References

1. Gobysh A. V., Filatov V. V., Butyrin V. I. Model' organizatsii uchebnogo protsessa v vuze s ispol'zovaniem elektronnykh obrazovatel'nykh tekhnologii [The model of organization of educational process at university with the use of e-learning technologies]. Uspekhi sovremennoi nauki i obra-zovaniia [Success of modern science and education], 2017, no. 4, рp. 190-202. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_29203512_55261971 .PDF (accessed: 11.04.2019).

2. Elistratov K. A. Sovremennye sredstva obucheniia v sovershenstvovanii organizatsii obuche-niia uchashchikhsia osnovam pervoi pomoshchi i psikhologicheskoi zashchity v shkole [Modern teaching resources in improving the organization of students' training in the basics of first aid and psychological protection at school]. Molodoi uchenyi [Young Scientist], 2017, no. 8, pp. 328-331. Available at: https://moluch.ru/archive/142/39996 (accessed: 11.04.2019).

3. Kazimova D. A., Abdul'manova D. I., Manashova G. N., Esmagambetova D. B. Strukturnye elementy modeli formirovaniia upravlencheskoi kompetentsii budushchikh pedagogov v sisteme professional'nogo obrazovaniia [Structural elements of the model of future teachers' management competence formation in the system of professional education]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperi-mental'nogo obrazovaniia [International Journal of Experimental Education], 2013, no. 10, pp. 27-32. Available at: https:// www.expeducation.ru/ ru/ article/ view?id=4115 (accessed: 11.04.2019).

4. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Iu. Pedagogicheskii slovar' [Pedagogical dictionary]. Moscow: Academiia, 2005. 448 p. Available at: https://pedagogical.academic.ru/847/ School_ process (accessed: 11.04.2019).

5. Latysheva L. P., Skorniakova A. Iu., Cheremnykh E. L. Model' organizatsii vneauditornoi samostoiatel'noi raboty studentov po matematike [A model of organization of extracurricular independent work of students in mathematics]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2014, no. 12, pp. 110-116. Available at: https://elibrary.ru/down-load/elibrary_-23460809_60247018.pdf (accessed: 11.04.2019).

6. O robote TME-D/FURO-D [About the robot TIME-D / FURO-D]. Available at: http://itis-time.ru/robot/time-d/ (accessed: 11.04.2019).

7. Ozhegov S. I., Shvedova N. Iu. Tolkovyi slovar' russkogo iazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow: ITI Tekhnologii, 2006. 944 p. Available at: https: //dic.academic.ru/ dic.nsf/ogegova/ 264410 (accessed: 11.04.2019).

8. Pavlova E. S., Nikitina M. G. Model' tekhnologii organizatsii uchebnogo protsessa v vuze [Technology organizational model of the educational process at universities]. Vektor nauki Tol'iat-tinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika, psikhologiia [Science Vector of Tolyatti State University. Series: Pedagogy, Psychology], 2014, no. 4 (19), pp. 128-131. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_22896962_90280892.pdf (accessed: 11.04.2019).

9. Prikaz Mintruda Rossii ot 08.09.2015 № 608n "Ob utverzhdeniiprofessional'nogo standarta 'Pedagog professional'nogo obucheniia, professional'nogo obrazovaniia i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia'" (Zaregistrirovano v Miniuste Rossii 24.09.2015 N 38993) [Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation dated 08.09.2015 N 608n "On approval of the professional standard 'Teacher of vocational training, vocational education and additional vocational education'". Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 24.09.2015 № 38993]. Available at: http: // www .consultant.ru/document /cons_doc_LAW_186851 (accessed: 11.04.2019).

10. Romanova N. V. Funktsii prepodavatelia i studenta v informatsionnoi obrazovatel'noi srede vuza [The teacher and student's functions in the information and educational environment of the university]. Izvestiia Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo [Izvestiya of Penza State Pedagogical university named after V. G. Belinsky], 2012, no. 28, pp. 1006-1011. Available at: https:// cyberleninka.ru / article / v/ funktsii- prepo-davatelya -i-studenta -v-informatsionnoy-obrazovatelnoy - srede -vuza (accessed: 11.04.2019).

11. Rossiiskaia pedagogicheskaia entsiklopediia: v 2 t. [Russian pedagogical encyclopedia in 2 vol.; ed. by V. V. Davydov]. Moscow: Bol'shaia Rossiiskaia entsiklopediia, vol. 2, 1993. 607 p.

12. Tikhonova L. P. Ob aktual'nosti vnedreniia sovremennykh tsifrovykh tekhnologii [On the relevance of the introduction of modern digital technologies into education]. Vestnik Cherepo-vetskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Cherepovets State University], 2019, no. 1 (88), pp. 203-221. Available at: https:// elibrary.ru/ download/ elibrary_36936502_59012 429.pdf (accessed: 11.04.2019).

13. Khannanov N. K. Tsifrovye instrumenty dlia provedeniia issledovatel'skikh rabot po estestvennonauchnym predmetam [Digital tools for research activities in natural science subjects]. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo [Educational technology and society], 2012, no. 1. Available at: https:// cyberleninka. ru/ article/ n/ tsifrovye -instrumenty -dlya -provedeniya- issledovatels-kih -rabot- po- estestvenno nauchnym premetam (accessed: 11.04.2019).

Для цитирования: Тихонова Л. П. Моделирование функциональных возможностей цифрового ассистента и условий его реализации в вузовском учебном процессе // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2019. - № 4 (91). - С. 215-225. DOI: 10.23859/19940637-2019-4-91-21

For citation: Tikhonova L. P. Modeling functional capabilities of the digital assistant and the conditions for its implementation in the university educational process. Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 4 (91), pp. 215-225. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-4-91-21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.