Научная статья на тему 'Моделирование формирования творческих кластеров на территориях крупных городов'

Моделирование формирования творческих кластеров на территориях крупных городов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
819
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / CREATIVE CLUSTER / КРЕАТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ / CREATIVE INDUSTRY / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ / PROCESS MODEL / СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ / STRUCTURAL MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байков Евгений Александрович, Байкова Ирина Александровна

В статье актуализируются поддержка и стимулирование роста креатив-ных индустрий как одного из приоритетных направлений государственнойполитики. Подчеркивается социально-экономическая значимость формиро-вания творческих кластеров на территориях крупных городов. Исследуетсяотечественный и зарубежный опыт создания таких кластеров в мегапо-лисах. С учетом этого предлагаются процессная и структурная моделиформирования творческих кластеров в крупных городах, анализируются ихособенности и содержательные составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION OF FORMING CREATIVE CLUSTERS ON THE TERRITORIES OF MAJOR CITIES

The article updates the support and stimulation of the growth creative industriesas one of the priority directions of the State policy. The authors underline the socialand economic importance of creative clusters in the territories of major cities.The article explores domestic and foreign experience in setting up such clusters inmetropolitan areas. With that in mind, the authors propose process and structuralmodels of creative clusters formation in cities; analyze their features and meaning fulcomponents.

Текст научной работы на тему «Моделирование формирования творческих кластеров на территориях крупных городов»

МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ КРУПНЫХ ГОРОДОВ

SIMULATION OF FORMING CREATIVE CLUSTERS ON THE TERRITORIES OF MAJOR CITIES

УДК 334.021: 7.071

БАЙКОВ Евгений Александрович

профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор военных наук, профессор, [email protected]

BAIKOV, Evgeny Alexandrovich

Professor at the Economic and Social Processes Management Department, the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Military Science, Professor, [email protected]

БАЙКОВА Ирина Александровна

доцент кафедры медиакоммуникационных технологий Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат политических наук, irenez@ yandex.ru

BAIKOVA, Irina Aleksandrovna

Associate Professor at the Media Communications Technologies Department, the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Political Sciences, irenez@ yandex.ru

Аннотация.

В статье актуализируются поддержка и стимулирование роста креативных индустрий как одного из приоритетных направлений государственной политики. Подчеркивается социально-экономическая значимость формирования творческих кластеров на территориях крупных городов. Исследуется отечественный и зарубежный опыт создания таких кластеров в мегаполисах. С учетом этого предлагаются процессная и структурная модели формирования творческих кластеров в крупных городах, анализируются их особенности и содержательные составляющие.

Ключевые слова: творческий кластер, креативная индустрия, моделирование, процессная модель, структурная модель.

Abstract.

The article updates the support and stimulation of the growth creative industries as one of the priority directions of the State policy. The authors underline the social and economic importance of creative clusters in the territories of major cities. The article explores domestic and foreign experience in setting up such clusters in metropolitan areas. With that in mind, the authors propose process and structural models of creative clusters formation in cities; analyze their features and meaningful components.

Key words: creative cluster, creative industry, modeling, process model, structural model.

© Байков Е. А., Байкова И. А., 2016.

В настоящее время в большинстве развитых и ряде развивающихся зарубежных стран поддержка и стимулирование роста креативных индустрий является одним из приоритетных направлений государственной политики. Это связано с тем, что в мире все активнее формируется новая концепция социального и экономического развития, выдвигающая культурные ресурсы и творчество на первый план в условиях постиндустриальной экономики. Правительства многих государств стали включать рост экономики творческих индустрий в национальные планы развития, при этом большинство из них ориентированы на поддержку и продвижение малого предпринимательства в креативной сфере, на формирование творческих кластеров.

Высокий уровень развития сферы культуры в Санкт-Петербурге, Москве, других крупных городах России свидетельствует о существовании значительного потенциала для формирования в мегаполисах культурных кластеров и развития современных творческих индустрий.

В экономической литературе встречается большое количество вариаций понятия «кластер», рассматривающих различные содержательные аспекты данной категории. Наиболее распространенной и простой трактовкой этого термина, по мнению авторов, является следующая: «Кластер - это расположенная в определенном регионе (районе, месте) группа компаний и организаций в отдельной области деятельности, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга» [1, с. 235]. Применительно к творческим индустриям возникает такое понятие, как творческий кластер (креативное пространство) - место креативной деятельности и культурного досуга с коммерческими функциями, размещенное в первоначально не предназначенном для этого здании (квартале) (обычно промышленного назначения) [2].

Концепция создания творческих кластеров на территориях мегаполисов базируется на реализации возможности получения дополнительных экономических, социальных и инновационных преимуществ субъектами хозяйствования творческих индустрий городов, позволяющих им успешно позициониро-

ваться на рынках товаров и услуг в условиях возрастающей конкуренции, высокого уровня неустойчивого состояния внешней среды.

Административные органы управления крупных городов, осознавая социально-экономическую значимость и актуальную необходимость формирования творческих кластеров на своих территориях, в последнее время начинают предпринимать практические меры по разработке инновационных проектов в данной области. Так, например, Комитет по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга заявил, что креативный кластер может появиться в городе к 2020 г. Будущий квартал инноваций предполагается создавать в два этапа. На первом этапе планировалось до 2015-2016 гг. сформировать организационную структуру креативного кластера, выработать единые подходы к определению границ сектора креативных индустрий и приступить к реализации пилотного проекта квартала в Санкт-Петербурге. Второй этап предполагает тиражирование уже созданного пилотного проекта до 2020 г.

В перечень потенциальных площадок для размещения креативного квартала вошли: следственный изолятор «Кресты», канатный цех завода «Красный гвоздильщик» и трамвайный парк № 2 на Васильевском острове, фабричный комплекс «Красное знамя» на Петроградской стороне, территория, включающая в себя объекты Адмиралтейства, Петровского дока и Летнего сада Кронштадтского района [3].

Вместе с тем необходимо отметить, что в Санкт-Петербурге действуют около двух десятков программ по развитию малого и среднего предпринимательства. Однако специальных программ по поддержке предпринимательства в области творческих индустрий на данный момент не существует. Тем не менее творческие индустрии в секторе малого и среднего предпринимательства в городе развиваются. Многие инвесторы Санкт-Петербурга давно оценили потенциал объектов творчества, способных стать доходным бизнесом или точками притяжения в их девелоперских проектах. Немалую привлекательность для инвесторов играют «креативные пространства», которые,

как правило, развивают свою деятельность в заброшенных или нефункционирующих, чаще всего промышленных, зданиях города.

Успешными примерами «креативной модернизации» могут служить уже существующие площадки в городе, которые можно причислить с определенными допущениями к творческим кластерам:

1. «Лофт Проект Этажи» (Лиговский проспект, 74, бывший Смольненский хлебозавод).

2. «Креативное пространство «Ткачи» (наб. Обводного канала, 60, бывшая прядиль-но-ткацкая фабрика им. Петра Анисимова).

3. «Экспериментальная платформа «Тайга» (Дворцовая наб., 20, дом гофинтенданта Петра I П. И. Мошкова).

4. «Арт-пространство Bye-Bye Ballet» (ул. Белинского 9, дом Демидовых).

5. «Творческое пространство К7» (Казанская 7, бывшее производственное объединение электромеханический завод «Заря»).

Как показали анализ имеющегося опыта и проведенные исследования, системными проблемами в области формирования творческих кластеров крупных городов, требующими незамедлительного решения, являются [2; 4]:

• недостаточность научно-методических разработок и апробированных моделей формирования творческих кластеров на городских территориях;

• отсутствие системности существующих инициатив по поддержке сектора креативных индустрий со стороны органов государственной власти;

• концентрация усилий органов государственной власти и бизнеса на крупных монопроектах и отсутствие интереса к распространению получаемого опыта в проектах меньшего масштаба;

• отсутствие единых подходов к определению границ творческих кластеров;

• недостаток опыта применения механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в секторе креативных индустрий;

• слабая коммуникация существующих творческих профессиональных объединений.

С учетом указанного одной из основополагающих и первоочередных проблем в рассматриваемой области является предварительное

эффективное моделирование формирования творческих кластеров, которое должно осуществляться, как представляется, в двух основополагающих аспектах: процессном и структурном.

Процессная модель формирования кластеров должна предусматривать то, каким образом и при участии каких стейкхолдеров (заинтересованных институтов, юридических и физических лиц) будет осуществляться процесс формирования кластера.

Структурная модель формирования кластеров должна отражать то, какой будет в конечном итоге структура формируемого кластера.

Процессная модель формирования творческого кластера

В общемировой практике наиболее известны и распространены три процессные модели формирования кластеров: британская, австралийская и американская [5].

В британской модели в качестве механизма формирования используется специально созданная структура, в которую входят государственные институты, компании, учебные и научно-исследовательские учреждения, а также общественные организации. Основным элементом данного механизма является министерство экономического развития, которое через свои агентства осуществляет финансирование и контроль программ по созданию кластеров. Эта модель предусматривает государственное финансирование процесса создания кластера от стадии планирования до его формирования.

В австралийской модели используется механизм, в который также входят частные компании, государственные органы, учебные и научно-исследовательские учреждения. Однако в этой модели ключевыми элементами являются правительство (министерство торговли и промышленности Австралии) и частный сектор, которые в равных пропорциях финансируют проект создания кластера через специально созданную организацию, состоящую в основном из представителей частных компаний, а также государственных органов и научных учреждений.

Американская модель в какой-то степени является антиподом британской, так как в этом

случае инициатива создания кластера исходит от частных компаний, университетов или общественных организаций и используется минималистский принцип финансирования со стороны государства. Основными элементами механизма в этой модели являются частный сектор, учебные заведения и научно-исследовательские учреждения, которые нанимают фирму-посредника. Основными задачами этой фирмы являются создание ассоциации кластера, а также разработка стратегии процесса создания кластера и бизнес-плана.

Сравнительный анализ трех вышеописанных моделей создания кластера позволяет сделать вывод о том, что набор функциональных элементов механизма формирования кластера практически универсален - это частные компании, органы государственной власти, профессиональные и общественные организации, образовательные и научные учреждения. Однако их взаимосвязь и содержание, принципы и концептуальные подходы к процессу формирования зависят от избранной модели.

Как показал проведенный анализ, с точки зрения методических подходов к формирова-

нию творческих кластеров в российских крупных городах в наибольшей степени приемлема так называемая «австралийская модель», предполагающая ведущую роль и равновесное участие государственных и бизнес-структур. Государственно-частное партнерство (ГЧП), как одна из основных форм взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях, будет являться оптимальным механизмом для создания творческого кластера в городе.

С учетом этого наиболее целесообразная процессная модель формирования творческого кластера должна предусматривать равноценное участие административных органов власти и бизнеса в его создании, развитии и обеспечении деятельности (рисунок 1). Непосредственное участие в этом процессе должны также принимать образовательные и научно-исследовательские учреждения, профессиональные сообщества и общественные организации. Перечисленные участники кластеризации должны образовать ассоциацию создаваемого кластера, в соответствии с

Рисунок 1

Блок-схема процессной модели формирования творческого кластера мегаполиса

рекомендациями которой будут определяться организационная форма, состав и функции органа непосредственного управления кластером - управляющей компании.

К административным и законодательным органам города, которые должны принимать участие в формировании творческого кластера, могут быть отнесены применительно к Санкт-Петербургу, например, Комитет по культуре, Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка, Комитет по инвестициям, Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в части их касающейся, районные и муниципальные администрации, Законодательное собрание города.

Бизнес-структуры творческого кластера -это предприятия кино- и телеиндустрии, сферы художественно-изобразительного искусства, музыкальной, театральной, дизайнерской, архитектурной, издательской, рекламной и других сфер деятельности, связанных с творчеством.

К образовательным и научно-исследовательским учреждениям, которые могут принимать активное участие в формировании и обеспечении творческого кластера Северной столицы, могут быть отнесены, например, Санкт-Петербургский государственный институт культуры и искусств, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры, Институт проблем региональной экономики РАН и др.

Профессиональных сообществ и общественных организаций в Санкт-Петербурге, которые могут иметь самое непосредственное отношение к формированию творческого кластера, достаточно много. Перечислим только некоторые из них: Торгово-промышленная палата Санкт-Петербурга, Ассоциация промышленников и предпринимателей, Творческий союз работников культуры, Ассоциация народных и художественных промыслов и ремесел, Профсоюз работников культуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Международный открытый фонд культуры

и образования, Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, Санкт-Петербургские союзы архитекторов, дизайнеров, художников и т. п.

Управляющая компания, формируемая ассоциацией кластера, должна представлять собой самостоятельное юридическое лицо, в организационных принципах которой используется ГЧП. Она должна управляться советом директоров, в состав которого будут входить в первую очередь представители административных органов власти, бизнеса, учебных и научных учреждений, общественных организаций. Оперативное управление формированием и деятельностью кластера должна осуществлять генеральная дирекция в лице генерального директора - наемного топ-менеджера. К сфере ответственности управляющей компании могут относиться [6]: разработка стратегии формирования и развития кластера, планирование и оперативное управление; организация формирования кластера; привлечение и контроль расходования финансовых средств; решение вопросов по аренде, обслуживанию и ремонту недвижимости, инженерных сооружений и оборудования; организация взаимодействия между предприятиями-участниками кластера и т. п.

Структурная модель формируемого творческого кластера

Методологическую основу типовой структурной модели кластера составляют базовые положения известного американского ученого М. Портера, касающиеся цепочки создания ценности и конкурентных сил в отрасли [7; 8], а также результаты последующих исследований зарубежных и отечественных специалистов в этой области (см., например, [9; 10; 11]).

В соответствии с указанными базовыми положениями в наиболее общем виде структурная модель кластера схематично может быть отображена следующим образом (рисунок 2).

Блок 1 — Корневой бизнес (ядро) - это все предприятия, локализованные на территории кластера, сгруппированные по видам основной продукции или по подотраслям. Здесь важна оценка вклада предприятий кластера в экономику территории — общее количество предприятий, объем отгруженной продукции

Рисунок 2

Блок-схема структурной модели кластера

или предоставляемых услуг, численность занятых, оценка налогов как экономического вклада в региональный бюджет.

Блок 2 — поставщики предприятий кластера. Разделены на местные компании и предприятия из других регионов. При этом проводится оценка влияния поставщиков из других регионов и анализ возможности развития собственных поставщиков, т. е. наращивания охвата кластера. Поставщики также группируются по видам поставок (сырье, оборудование, технологии и т. п.).

Блок 3 — потребители предприятий кластера. Сегменты — внутреннее потребление, межрегиональные поставки, экспорт, что позволяет напрямую оценить экспорт кластера как основной критерий эффективности и разработать меры государственной поддержки, исходя из возможности наращивания экспортных поставок.

Блок 4 — поддерживающая инфраструктура. Включает в себя административную поддержку, финансовые институты, образовательные и научные учреждения, профессиональные и общественные организации, предприятия, оказывающие складские, транспортные, логистические услуги и т. д.

В типовую модель включены также элементы, формально не входящие в структуру кластера, — внешние поставщики и вывоз

за пределы региона. Такое расширение необходимо для анализа экономической целесообразности замены внешних поставщиков на местных или углубления цепочки переработки для изменения структуры экспорта продукции кластера.

С учетом изложенного выше структурная модель творческого кластера мегаполиса может состоять из следующих составных элементов: управляющая компания; ядро кластера - творческие бизнес-структуры по отраслям или направлениям деятельности; внешние и внутренние поставщики; внутренние и внешние потребители; обеспечивающая инфраструктура (рисунок 3).

Организационная форма, предназначение, структурный состав и функциональные направления деятельности управляющей компании были рассмотрены ранее при изложении процессной модели творческого кластера.

Ядро творческого кластера может в свою очередь структурно состоять из творческого ядра, обслуживающего и обеспечивающего компонентов.

Творческое ядро в данной модели может быть представлено различными частными предприятиями творческой индустрии: киностудиями, продюсерскими центрами, театрами-студиями, музыкальными клубами, мастерскими художников и скульпторов,

Рисунок 3

Блок-схема структурной модели творческого кластера мегаполиса

студиями дизайна и архитектуры, галереями моды и художественными галереями, издательскими центрами, бизнес-инкубаторами и предприятиями, реализующими «Start Up» проекты в сфере творчества и т. п.

В состав обслуживающего компонента ядра кластера могут входить кинозалы и концертные площадки, художественные галереи, арт-студии, выставочные и презентационные площадки, игровые и развлекательные зоны, рестораны и арт-кафе, магазины различного назначения, арт-хостелы и т. д.

Обеспечивающий компонент ядра кластера может быть представлен различными предприятиями и организациями, обеспечивающими деятельность творческого ядра и обслуживающего компонента, например, рекламно-информационными агентствами, финансово-кредитными организациями и т. п.

Поставщики товаров и услуг для ядра кластера могут подразделяться на внутренних и внешних по сфере деятельности предприятий ядра. Внешние поставщики, хотя и формаль-

но не входят в состав кластера, но являются составным элементом неразрывной цепи поставок. В силу этих причин они должны рассматриваться в неразрывной связи с творческим ядром и внутренними поставщиками как полноправный элемент системы в целом. Кроме того, при определенных обстоятельствах внешний поставщик может стать внутренним элементом системы. То же самое касается потребителей и покупателей товаров и услуг предприятий ядра кластера. При определенных условиях внешний потребитель может стать внутренним, например, приехать за товаром непосредственно на территорию кластера или перевести свой офис непосредственно в кластер.

Инфраструктурное обеспечение деятельности всех структурных элементов творческого кластера может осуществляться различными предприятиями, учреждениями и организациями: административными органами, финансовыми институтами, образовательными и научными учреждениями, профессиональными и

общественными организациями, предприятиями, оказывающими складские, транспортные, логистические услуги и т. д. При этом грань разделения организаций инфраструктурного обеспечения на внутренние и внешние подчас может быть размыта. Например, компания, оказывающая услуги складирования, может иметь склады как на территории кластера, так и вне его. Или образовательное учреждение, дислоцирующееся вне творческого кластера, может иметь образовательные площадки, учебные аудитории и лаборатории, кафедры на территории кластера.

Таким образом, реализация кластерного подхода для развития креативных индустрий в крупных городах позволит существенно увеличить инвестиционную привлекательность

данного сектора. Это повлечет за собой рост притока частных инвестиций в креативный сектор с последующим изменением структуры финансирования кластера в пользу частного капитала. Развитие креативных индустрий будет осуществляться в тесной связи с развитием науки и высшего образования в данной сфере. Результатами эффективного взаимодействия креативного бизнеса и системы образования станет появление новых образовательных продуктов и повышение качества образования в творческих специальностях. Однако все вышеуказанное будет достижимо при условии наличия эффективных научно-методических разработок и апробированных моделей формирования творческих кластеров на городских территориях.

Список литературы

1. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. М.: Вильямс, 2010. 592 с.

2. Моделирование процесса формирования творческого кластера на территории Санкт-Петербурга: отчет о НИР. СПб.: СПбГИКиТ, 2014. 136 с.

3. Депрессивные территории вылечат творчеством. URL: http://www.kommersant.ru/ doc/2050844 (дата обращения: 15.07.2016).

4. Концепция создания креативного кластера в Санкт-Петербурге (проект). URL: http://www.slideshare.net/ssuserab094c/ss-15462151 (дата обращения: 15.07.2016).

5. Модели формирования кластеров. URL: http://textb.net/79/14.html (дата обращения: 15.07.2016).

6. Бабкина Н. И., Байков Е. А. Особенности создания и функционирования интегрированной системы внутрифирменного стратегического планирования предприятия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2014. № 3 (197). С. 149-155.

7. Porter M. E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York: Free Press, 1985.

8. Porter M. E. The Five Competitive Forces that Shape Strategy. Harvard Business Review. January. 2008. 86 р.

9. Анисова Н. Модель кластера. URL: http://www.expert-ural.com/1-626-12975/ (дата обращения: 17.07.2016).

10. Барсуков Д. П., Кудряшов В. С. Формирование промышленного кластера: теоретические и методические аспекты: монография. СПб.: СПбГУКиТ, 2014. 170 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Кудряшов В.С. Методика формирования промышленных кластеров // Петербургский экономический журнал. 2015. № 2. С. 49-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.