Научная статья на тему 'Моделирование физических эффектов при аварийных разрывах подводных газопроводов'

Моделирование физических эффектов при аварийных разрывах подводных газопроводов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
385
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ РИСКА / РАЗРЫВ ПОДВОДНОГО ГАЗОПРОВОДА / ВОЛНА СЖАТИЯ / RISK ANALYSIS / SUBSEA GAS-PIPELINE RUPTURE / COMPRESSION WAVE

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Сафонов Владимир Сергеевич, Ганага Сергей Владимирович

На базе численного моделирования с использованием современных программных комплексов ANSYS и LS-DYNA проведен анализ влияния различных факторов (внутренний диаметр трубы, давление перекачиваемого газа в месте аварии, скоростьраспространения и общая величина магистральной трещины, глубина моря в месте аварии и др.) на параметры волны сжатия, формируемой при разрушении подводных газопроводов. По результатам численного моделирования выявлены основные параметры процесса. Определена степень влияния различных факторов на характеристики волны сжатия, формируемой при аварии. Проведено сравнение с натурными экспериментальными данными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Сафонов Владимир Сергеевич, Ганага Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of physical effects in case of emergency disruptions o f underwater pipelines

Numerical modeling with the use of modern software systems ANSYS and LS-DYNA served as a base for the analysis of infl uence of different aspects (internal diameter of a pipe, pumped gas pressure at the area of an accident, propagation speed and overall length of the long-distance crack, sea depth at the area of an accident, etc.) upon the parameters of compression waves formed during the destruction of underwater pipelines. Numerical modeling results helped to determine the main parameters of the process. Level of infl uence of different aspects upon the characteristics of a compression wave formed during the accident was determined. Authors made the comparison with a fi eld experimental data.

Текст научной работы на тему «Моделирование физических эффектов при аварийных разрывах подводных газопроводов»

212

Ключевые слова:

анализ риска, разрыв подводного газопровода, волна сжатия.

Keywords:

risk analysis, subsea gas-pipeline rupture,

compression wave.

Научно-технический сборник • ВЕСТИ ГАЗОВОЙ НАУКИ

УДК 622.691.4

В.С. Сафонов, С.В. Ганага

Моделирование физических эффектов

при аварийных разрывах подводных газопроводов

При разрушении подводных газопроводов сжатый до высоких давлений газ при своем расширении в окружающей водной среде будет формировать волну избыточного давления, которая может оказать определенное негативное воздействие на смежные нитки газопроводов и иные технологические объекты. Для оценки последствий воздействия такой волны сжатия на объекты морской инфраструктуры была разработана расчетная методика, позволившая выявить влияние различных технологических и природных факторов на особенности протекания физических процессов при разрывах подводных газопроводов.

После разрушения газопровода газ начинает выделяться в окружающую среду и под действием разности давлений граница контакта «газ - жидкость» начинает расширяться. В приграничной (к разрушающемуся газопроводу) области жидкости формируется зона (волна) сжатия, которая начинает распространяться со скоростью, равной местной скорости звука в жидкости. Скорость звука в воде (около 1500 м/с) существенно выше, чем в сжатом газе (при давлениях в газопроводе 10-15 МПа скорость звука в газе составляет 400-470 м/с), поэтому волна сжатия «отрывается» от границы контакта «вода - газ».

В любой момент времени область деформированной жидкости ограничивается фронтом волны сжатия с внешней стороны и границей раздела сред - с внутренней. При разрыве подводного газопровода большая часть потенциальной энергии сжатого газа переходит в кинетическую энергию воды в форме скоростного напора, следующего за фронтом волны сжатия в жидкости.

Механизм разрушения подводного газопровода в подавляющем большинстве случаев реализуется в виде одиночной протяженной трещины, при движении которой вдоль тела трубы идет как бы ее развальцовка, в разрыве трубы образуется контакт сжатого газа и воды.

Процесс формирования волны сжатия в воде с учетом особенностей разрушения газопровода можно условно разбить на следующие стадии:

• образование первичной трещины (нарушение герметичности трубы) и ее последующий рост (на который влияют коррозия, циклические воздействия и т.п.) до критического размера (~1/4 диаметра трубы), начиная с которого происходит быстрое (лавинообразное) увеличение ее длины вверх и вниз по потоку под действием внутреннего давления газа за счет разрушения металла в вершинах;

• непосредственно процесс стремительного роста трещины с переменной (уменьшающейся по времени) скоростью. Зоны концентрации напряжений при этом непрерывно перемещаются в текущее место расположения вершины трещины. Происходит раскрытие металла трубы вновь образовавшегося участка трещины под действием внутреннего давления газа. Скорость распространения вершины трещины по металлу трубы существенно зависит от условий нагружения, а также от свойств материала и может составлять в начале процесса несколько сотен м/с, постепенно снижаясь до нескольких десятков м/с;

• сопровождающее раскрытие трещины истечение газа высокого давления в водную среду с формированием волны сжатия и следующей за ней волны скоростного напора. По мере продвижения трещины по трубе последовательно начинают «работать», т.е. воздействовать на окружающую среду, объемы газа, заключенные в раскрывающихся участках.

№ 3 (14) / 2013

Современные подходы и перспективные технологии в проектах освоения нефтегазовых месторождений российского шельфа

213

В качестве исходных данных для моделирования разрыва подводного газопровода были частично использованы результаты полномасштабных экспериментальных исследований [1], проведенных на озере глубиной около 12,2 м, образовавшемся в скальном карьере с почти вертикальными стенками. Испытываемые участки трубопроводных секций опускались на дно на расстоянии около 100 м от берега в месте, где влияние эффектов отражения волн сжатия от боковых стенок карьера на измерения давления в воде было минимальным. Разрушение происходило в местах искусственных надрезов («трещин») на трубах в результате повышения внутреннего давления при закачке в трубопроводную секцию азота. Заглубление труб в грунт не проводилось.

Измерения проводились для случаев:

• труба 558 х 6,35 мм (22"), длина секции -143 фута, давление разрушения ~ 10,0 МПа; зафиксированный диапазон скорости распространения трещины - 170-200 м/с, по мере распространения скорость движения трещины быстро падала до 35-50 м/с (на расстоянии 3 м от надреза);

• труба 1067 х 15,2 мм (42"), длина секции -173 фута, давление разрушения ~ 11,4 МПа; измеренный диапазон скорости движения трещины - 210-225 м/с.

По показаниям датчиков давления зафиксированы три характерных интервала времени: период начала повышения давления (t0); момент достижения пика давления (//) и период установления примерно постоянного давления (t2), несколько превышающего давление столба воды.

Для трубопровода диаметром 30 дюймов построены зависимости пикового и установившегося давлений в воде от величины, обратной расстоянию от источника разрушения (рис. 1).

Кроме того, исследовано влияние наличия бетонного покрытия подводного газопровода на скорость развития трещины в трубе. На рис. 2 приведены результаты измерений скорости развития трещины в трубе с бетонным покрытием и без него. Показано, что скорость отличается не более чем на 7 %. Таким образом, наличие бетонного покрытия оказывает несущественное влияние на скорость распространения трещины в трубе.

На основании экспериментальных данных с учетом влияния бетонного покрытия трубы для дальнейших расчетов по моделированию аварийного разрыва подводного газопровода была выбрана начальная скорость распространения трещины в трубе - 200 м/с - с последующим ее снижением по линейному закону вдоль линии разрыва до 50 м/с.

Рис. 1. Зависимости пикового и установившегося давлений в воде от величины, обратной расстоянию от источника [1]

№ 3 (14) / 2013

214

Научно-технический сборник • ВЕСТИ ГАЗОВОЙ НАУКИ

Рис. 2. Результаты измерений скорости развития трещины в трубе

Анализ экспериментальных данных [1] позволил сделать следующие общие выводы:

• фронт волны сжатия в воде представляет собой сферическую поверхность, а сам источник импульса - сферу с радиусом, примерно равным 0,8 диаметра трубы;

• максимальное давление во фронте волны сжатия в воде на расстояниях, сравнимых с длиной трещины, меняется обратно пропорционально расстоянию;

• характерное установившееся давление составляет некоторую фиксированную долю от начального давления в трубе (в предположении его независимости от декомпрессии газа внутри трубы);

• зависимость формирующегося при разрушении подводного трубопровода избыточного давления от времени можно представить некоторой идеализированной импульсной функцией, в которой пиковая величина давления (Pmax) зависит от начального давления в трубе (Ртр), ее диаметра (Дтр) и расстояния от точки разрыва;

• время подхода в заданную точку первичной волны (начало повышения давления - t0) пропорционально расстоянию (X, м), деленному на скорость распространения звука в воде (~ 1500 м/с), - t0 ~ Х/1500. Для условий эксперимента время достижения пика давления t1 ~ t0 + At (At = 7 мс); время наступления установившегося давления t2 ~ t1 + 10 мс = t0 + 17 мс.

Для моделирования быстропротекающих процессов при сложном нелинейном поведе-

нии материалов и изменяющихся в процессе решения граничных условиях могут быть использованы разнообразные численные методики на основе лагранжева, эйлерова либо смешанного подхода к описанию сплошной среды [2-7].

Преимущества лагранжева подхода проявляются при решении задач с контактными границами, учете неоднородностей строения материалов, а также при использовании сложных моделей деформирования сред, включающих предысторию процесса нагружения. Задачи, где наряду с твердыми средами рассматривается движение газообразных или жидких сред, сопровождающееся очень большими перемещениями или взаимопрониканием сред, могут быть решены только с использованием эйлеровых методик либо бессеточными методами (метод частиц). В рассматриваемом случае при наличии сложных контактных границ между средами чисто эйлеровы методики малоэффективны, а наиболее предпочтительным является применение методики, основанной на смешанном лагранжево-эйлеровом подходе. Такая методика была разработана и впервые апробирована авторами статьи при моделировании различных процессов при разрыве подземного магистрального газопровода [8] с помощью программного комплекса ANSYS/LS-DYNA. В настоящей работе опыт создания нелинейных многофазных моделей был применен для оценки вклада природных и технологических факторов на параметры волны сжатия, формируемой при аварии и распространяющейся в жид-

№ 3 (14) / 2013

Современные подходы и перспективные технологии в проектах освоения нефтегазовых месторождений российского шельфа

215

кости во все стороны от места разрыва трубы. Разработанная методика позволила провести:

1) моделирование поведения тела трубы в рамках оболочечной теории с возможностью пластического течения материала, упрочнения и разрушения по критерию исчерпания пластичности;

2) учет бетонного покрытия трубы;

3) связанный расчет течения газа в трубе, учитывающий взаимодействие трубы и газа с окружающей водой и возможность притока флюида в расчетную область из удаленных участков трубопровода;

4) расчет преднагруженного состояния системы под действием силы тяжести и внутреннего давления.

Расчеты проводились для различных типоразмеров труб, глубин воды и рабочих давлений. При этом принималось, что материал стенки труб - сталь 17ГС, толщина бетонной оболочки - 100 мм. Расположение трубопроводов на глубинах 12,2; 100; 200 и 350 м моделировалось введением в расчетную модель постоянного гидростатического давления с величинами 0,122; 1; 2 и 3,5 МПа соответственно.

Разрыв трубы моделировался двумя способами: как условно мгновенный с общей протяженностью разрыва 24 м, так и с учетом реальной скорости роста трещины, выбранной по результатам экспериментов. Характер раскрытия тела трубы представлен на рис. 3.

а

Рис. 3. Стадии раскрытия трещины в трубе подводного газопровода при значениях t, с:

а - 0,006; б - 0,012; в - 0,06

№ 3 (14) / 2013

216

Научно-технический сборник • ВЕСТИ ГАЗОВОЙ НАУКИ

Размеры и форма газового пузыря, возникающего при разрушении подводного трубопровода в различные моменты времени, с учетом реальной скорости раскрытия трещины приведены на рис. 4.

На первом этапе исследований была проведена проверка влияния скорости раскрытия трещины на максимальные величины и пространственное распределение давлений в волне сжатия, распространяющейся от места аварии. Под максимальным давлением понимается сумма максимального динамического давления во фронте волны сжатия и гидростатического давления столба воды в точке наблюдения. Расчеты проводились для трубопровода, находящегося на глубине 350 м, с внутренним диаметром 42 дюйма и внутренним давлением в трубе 13 МПа. На рис. 5 приведены трехмерные разрезы по плоскостям XZ и YZ полей давлений, возникающих в воде после начала ава-

а

в

д

рии и распространяющихся во все стороны от места разрыва на различные моменты времени. Показаны варианты расчета для случаев: а) «мгновенного» раскрытия трещины; б) раскрытия трещины с изменяемой в пределах 20050 м/с скоростью.

На рис. 6 представлены графики зависимости максимального давления во фронте волны сжатия, распространяющегося в воде, от обратного расстояния от расчетной точки до начала координат (1/R, м-1). Начало координат здесь и далее на рисунках располагается на пересечении оси аварийной трубы и плоскости симметрии YZ. Расстояние измеряется от начала координат вдоль оси Z.

Согласно рис. 6, модель мгновенно-

го разрыва завышает максимальное давление во фронте волны сжатия приблизительно на 1 МПа. Формы импульса давления и пространственное распределение давления в волне

б

е

Рис. 4. Характеристики газового пузыря, возникающего при разрыве подводного трубопровода, при значениях t, с: а - 0,001; б - 0,025; в - 0,045; г - 0,075; д - 0,095; е - 0,135

№ 3 (14) / 2013

Современные подходы и перспективные технологии в проектах освоения нефтегазовых месторождений российского шельфа

217

t = 0,001 с t = 0,006 с

а

t = 0,006 с t = 0,014 с

б

IS 11 9 7 5 3 МПа

Рис. 5. Поля давлений, возникающих в воде после начала аварии: а - мгновенное раскрытие трещины; б - постепенное раскрытие трещины с изменяемой

в пределах 200-50 м/с скоростью

0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2 1,4

Обратное расстояние, м

Рис. 6. Зависимость давления волны сжатия от обратного расстояния

сжатия при этом практически не изменились. Дальнейшие расчеты проводились для случая раскрытия трещины с изменяемой в пределах 200-50 м/с скоростью.

Далее был проведен анализ влияния величины внутреннего давления газа в трубе. Расчеты выполнялись для подводных газопроводов с внутренним диаметром 42 дюйма и внутренним

№ 3 (14) / 2013

218

Научно-технический сборник • ВЕСТИ ГАЗОВОЙ НАУКИ

давлением в трубе 13 и 20 МПа, находящихся на глубинах 100, 200 и 350 м. На рис. 7 приведены графики изменения максимального давления волны сжатия от расстояния.

На рис. 8 представлены характерные формы изменения давления волны сжатия от времени в воде для газопровода, находящегося на глубине 100 м, для различных расчетных точек, находящихся на расстояниях 0,8; 1,3; 2; 3 и 5 м от оси трубы.

Произведена проверка сделанного на базе экспериментов [1] вывода о том, что максимальное давление во фронте волны сжатия в воде на расстояниях, сравнимых с длиной трещины, меняется обратно пропорционально расстоянию. На рис. 9 представлена зависимость давления во фронте волны сжатия в

воде от величины, обратной расстоянию от оси разрушающейся трубы. Расчеты проводились для подводных газопроводов с внутренним диаметром 42 дюйма и внутренним давлением в трубе 20 МПа, находящихся на глубинах 100, 200 и 350 м. Показано, что в выбранных координатах зависимость близка к линейной функции только до расстояния 5 м (0,2 - в обратных координатах).

На расстояниях более 5 м характер зависимости меняется, и давление становится обратно пропорциональным квадрату расстояния.

Таким образом, далее волна сжатия в воде представляет собой сферическую поверхность, а сам источник импульса - сферу с радиусом, примерно равным характерному размеру разрыва трубопровода.

Рис. 8. Динамика максимального давления на различных расстояниях от оси трубы

№ 3 (14) / 2013

Современные подходы и перспективные технологии в проектах освоения нефтегазовых месторождений российского шельфа

219

Рис. 9. Зависимость давления волны сжатия от обратного расстояния

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

1. Путем численного моделирования с использованием современного программного комплекса ANSYS/LS-DYNA оценивались вклады различных факторов (диаметр трубы, давление газа в газопроводе, скорость распространения и величина магистральной трещины, глубина моря в месте аварии и др.) на параметры волны сжатия, формируемой при аварии.

2. В результате численного моделирования распространения волны сжатия в водной среде при разрыве подводного газопровода определены уровни и характер воздействия. Профиль давления носит плавно нарастающий неударный характер, т.е. полученные при численном моделировании параметры волны сжатия не соответствуют параметрам ударной волны. Для областей, расположенных далее 5 м от места разрыва, для рассмотренных параметров аварии амплитуда волны сжатия не превышает гидростатического давления на заданной глубине более чем на 1 МПа.

3. Произведена проверка экспериментального вывода о том, что максимальное давление во фронте волны сжатия в воде на расстояниях, сравнимых с длиной трещины, меняется обратно пропорционально расстоянию. Закон соблюдается до расстояний около 5 м. Далее величина давления волны сжатия убывает обратно пропорционально квадрату расстояния.

4. При авариях на глубинах около 100 м и более волна сжатия практически не окажет заметного влияния на объекты, находящиеся на поверхности воды.

Список литературы

1. Maxey W.A. Fracture arrest behavior of underwater pipe lines / W.A. Maxey // Journal Pipe Line Industry. - October 1987. - P. 32.

2. LS-DYNA Theoretical manual / compiled by O. John Hallquist. - Livermore Software Technology Corporation, 2005.

3. ANSYS LS-DYNA. Environment: User Guide.

4. LS-DYNA. Keyword user’s manual: Version 971. - July 2006.

5. Муйземнек А.Ю. Математическое моделирование процессов удара и взрыва в программе LS-DYNA / А.Ю. Муйземнек, А.А. Богач. - Пенза, 2006.

6. Дубинский С.А. Программный комплекс ANSYS/LS-DYNA 8.0 / С.А. Дубинский. -САПР и графика, 2004.

7. Мощь нелинейных возможностей //

Ansys Solution. - 2000. - V 2. - № 1.

8. Сафонов В.С. Моделирование развития аварийных процессов при разрыве подземного магистрального газопровода / В.С. Сафонов, ГВ. Белов, С.В. Ганага // ANSYS solutions (рус. ред.). - М., 2008. - № 2.

9. Ганага С.В. Моделирование аварийного разрыва газопровода на подводном переходе / С.В. Ганага, С.А. Ковалев // Применение методов математического моделирования

и информатики для решения задач газовой отрасли. - М.: Газпром ВНИИГАЗ, 2012. -С. 148-155.

№ 3 (14) / 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.