Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
численное моделирование / движение жидкости / CUDA / параллельные вычисления / метод SPH / гидродинамика / numerical simulation / fluid motion / CUDA / parallel computing / SPH method / hydrodynamics

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — К.В. Васильев

В рамках данной работы реализовано программное обеспечение для моделирования трехмерного потока жидкости на основе уравнения Навье-Стокса и метода Smoothed Particle Hydrodynamics. В процессе разработки использовался программный интерфейс CUDA для высокопроизводительного моделирования на основе параллельных вычислений, а также языки программирования высокого уровня С и C++. Приведены результаты трехмерной гидростатической симуляции распределения частиц в резервуаре, частично заполненном водой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FLUID DYNAMICS SIMULATION

This work implements software for simulating three-dimensional fluid flow based on the Navier-Stokes equations and the Smoothed Particle Hydrodynamics (SPH) method. The development process utilized the CUDA programming interface for high-performance modeling based on parallel computing, as well as high-level programming languages C and C++. Results of a three-dimensional hydrostatic simulation of particle distribution in a partially water-filled reservoir are presented.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ»

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ

К.В. Васильев, бакалавриат Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-5-117-121

Аннотация. В рамках данной работы реализовано программное обеспечение для моделирования трехмерного потока жидкости на основе уравнения Навье-Стокса и метода Smoothed Particle Hydrodynamics. В процессе разработки использовался программный интерфейс CUDA для высокопроизводительного моделирования на основе параллельных вычислений, а также языки программирования высокого уровня С и C++. Приведены результаты трехмерной гидростатической симуляции распределения частиц в резервуаре, частично заполненном водой.

Ключевые слова: численное моделирование, движение жидкости, CUDA, параллельные вычисления, метод SPH, гидродинамика.

В наше время несомненным препятствием для физических опытов, особенно в области гидродинамики, является невозможность проведения реальных экспериментов с существующими объектами. Очевидным и неоспоримым преимуществом вычислительной гидродинамики является возможность прогнозирования катастрофических и разнообразных природных явлений (например, паводков). Благодаря существующим в этой сфере методам стало достижимым решение сложнейших задач при сохранении точности и скорости разнообразных вычислений.

Метод SPH фокусируется на дискретных сущностях, называемых частицами [1], и их взаимодействиях. Частицы

представляют собой материальные точки с определенными свойствами (плотностью, давлением, скоростью и т. д.), которые перемещаются вместе с потоком жидкости. Гидродинамические свойства оцениваются в позициях частиц и рассчитываются из взвешенного среднего значений на других локальных частицах. Таким образом, каждая частица "сглаживается" по конечному объему постоянной массы [2], и таким образом метод SPH естественно адаптируется к плотности.

Для моделирования движения жидкости методом SPH используются следующие уравнения:

Уравнение импульса:

+ ^ + П«ь) VaWab(ha) + g,

где ра — скорость, ра — давление, ра — плотность частицы а, ПаЬ — вязкий терм, №аЬ(И.а) — сглаживающая функция, д — вектор авитации.

Формула для вязкости с учетом =

ЬУаЪгаЪ/г2аЪ.....+ ц2, где гаЪ = га — гь и

раь = ра — рь, а гк и рк — положение и скорость частицы, саЪ = (са + сь)/2,'Ц = 0.01И2, может быть записана как:

acab№ab + Р^а b Pab

0 иначе.

П«Ь = {--^- если Vab • ^ < (2)

Уравнение непрерывности:

^т = ^ гаь^аь ■ Vа^аЬ(Ла), (3)

ь

где = — — относительная скорость частиц

Ра = ^™Ль(Ла), (4)

ь

где ра — плотность частицы а, — масса частицы Ь, ^аЬ(Ла) — сглаживающая функция.

Этот вариант уравнения непрерывности не содержит производной по и может быть использован для расчета плотности на каждом шаге по времени. Уравнение состояния:

где В —

постоянный коэффициент, р0 — начальная плотность жидкости,

у — адиабатический показатель.

Трехмерное моделирование распределение частиц проходит в рамках резервуара, частично заполненного водой. Как показано на рисунке 1, ширина, длина и высота резервуара составляет 2.0 м.

Рис. 1. Геометрия моделируемого пространства в виде куба

Плотность воды составляет р = 1000 —г, численная скорость звука - с5 =

62.6 м, а коэффициенты искусственной вязкости - а = 1.2,^ = 2.4. Расстояние

между частицами устанавливается равным Дх = 0.023 м, а общее количество частиц жидкости - 262133 (см. рис. 2). Шаг по времени составляет 0.00005 с.

Рис. 2. Начальное расположение всех моделируемых частиц

В начальный момент времени все частицы находятся в состоянии покоя, все границы принято считать непроницаемы-

ми. Рисунок 3 показывает распределение частиц в течение 1 с после начального положения.

1) 2) - н

3) 1 I ж 11 Я 4)

Рис. 3. Расположение моделируемых частиц в процессе вычислений: 1) 0.25 с, 2) 0.5 с, 3)

0.75 с, 4) 1 с.

Можно видеть на рисунке 4, что моделируемая жидкость постепенно угасает и поверхность начинает становится гладкой. В процессе вычислений не возникает каких-либо нереальных явлений, волнения в

жидкости постепенно уменьшаются и граничные условия учитываются корректно, не позволяя частицам покидать область моделирования.

5) Л 6)

7) 8)

Рис. 4. Расположение моделируемых частиц в процессе вычислений: 5) 1.25 с, 6) 1.5 с, 7)

2.0 с, 8) 2.5 с

Рисунок 5 показывает стоячее положение всех частиц в жидком поле. Можно заметить, что частицы в большинстве своем располагаются на одинаковом расстоя-

нии друг от друга. Возмущений не наблюдается, поверхность является ровной, а график распределения давления всех жидких частиц изображен на рисунке 6.

Рис. 5. Конечное состояние системы в процессе выполнения

0.4 0.8 1.2 1.6

■ Аналитические результаты Полученные результаты

Рис 6. Распределение давления в зависимости от глубины

Анализ и тестирование разработанной программы позволили сделать вывод, что метод SPH является подходящим методом для реализации программного приложения на основе объектно-ориентированного подхода средствами языка С++ и про-

граммного интерфейса CUDA, а также что выбор сглаживающего ядра, шага по времени и способа учета граничных условий является ключевым фактором для достижения эффективности и точности вычислений.

Библиографический список

1. Monaghan J.J. Smoothed Particle Hydrodynamics // Annual review of astronomy and astrophysics. - 1992. - Vol. 30, № 1. - P. 543-574.

2. Muller M., Charypar D., Gross M. Particle-based fluid simulation for interactive applications // Fluid dynamics. - 2003. - July. - P. 154-159.

FLUID DYNAMICS SIMULATION

K.V. Vasilev, Bachelor's Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. This work implements software for simulating three-dimensional fluidflow based on the Navier-Stokes equations and the Smoothed Particle Hydrodynamics (SPH) method. The development process utilized the CUDA programming interface for high-performance modeling based on parallel computing, as well as high-level programming languages C and C++. Results of a three-dimensional hydrostatic simulation of particle distribution in a partially water-filled reservoir are presented.

Keywords: numerical simulation, fluid motion, CUDA, parallel computing, SPH method, hydrodynamics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.