Научная статья на тему 'Моделирование динамических режимов работы системы генерирования электроэнергии с комплексом аппаратуры регулирования и контроля'

Моделирование динамических режимов работы системы генерирования электроэнергии с комплексом аппаратуры регулирования и контроля Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
88
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ / СИСТЕМА ГЕНЕРИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ / АППАРАТУРА РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / SPACECRAFT / ELECTRIC ENERGY GENERATION SYSTEM / APPARATUS FOR CONTROL AND MONITORING / SIMULATION

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Тарасов Вячеслав Сергеевич, Лизунов Андрей Аркадьевич

Приведено моделирование динамических режимов работы системы генерирования электроэнергии с комплексом аппаратуры регулирования и контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Тарасов Вячеслав Сергеевич, Лизунов Андрей Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simulation of Dynamic Operating Modes of Electric Energy Generation System with Complex of Apparatus for Control and Monitoring

The simulation of dynamic modes of the electric energy generation system with a complex of apparatus for control and monitoring is given. Refs. 3. Figs. 9.

Текст научной работы на тему «Моделирование динамических режимов работы системы генерирования электроэнергии с комплексом аппаратуры регулирования и контроля»

УДК 629.7

В. С. Тарасов, А. А. Лизунов

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ С КОМПЛЕКСОМ АППАРАТУРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ

Приведено моделирование динамических режимов работы системы генерирования электроэнергии с комплексом аппаратуры регулирования и контроля.

E-mail: vpk@npomash.ru

Ключевые слова: космический аппарат, система генерирования электроэнергии, аппаратура регулирования и контроля, моделирование.

Освоение и исследование космоса требуют постоянного развития и совершенствования космических аппаратов (КА) и систем, в том числе системы генерирования электроэнергии (СГЭ). Во многом выполнение полетной программы КА зависит от надежности и эффективности работы СГЭ. Один из важнейших этапов создания нового КА — его компоновка и разработка [1,2].

Система генерирования энергии с комплексом аппаратуры регулирования и контроля (АРК) представляет собой нелинейную импульсную систему, исследование которой на устойчивость и качество переходных процессов аналитическими методами представляется очень трудоемкой задачей. В связи с этим наиболее целесообразным в настоящее время методом исследования динамических режимов таких систем является метод моделирования [3].

Принципиальная электрическая схема СГЭ с комплексом АРК, работающая на импульсную активно-емкостную нагрузку в режиме разряда аккумуляторной батареи приведена на рис. 1

На рис. 1 показаны: первичный источник — солнечная батарея БС; вторичный источник — аккумуляторная батарея АБ; дроссель — L; задающий генератор — ЗГ, вольтодобавочное устройство, состоящее из мостового инвертора И3, трансформатора T1 и диодов VD1, VD2.

Дроссель L и вольтодобавочное устройство входят в состав комплекса АРК. Кроме того, в состав комплекса входят корректирующий контур, состоящий из трансформатора T2 конденсатора C и резистора R', управляющее устройство, состоящее из двух инверторов И1 и И2, один из которых (И1) включен параллельно шинам АРК, а другой — через корректирующий контур и выходной фильтр АРК СА.

Параметры этих элементов следующие: индуктивность L = 3 мкГн, k\ = 0,7 и k2 = 4 — коэффициенты трансформации трансформаторов

Рис. 1. Принципиальная электрическая схема СГЭ

Т1 и Т2; С' = 2640 мкФ — конденсатор; Я' = 2,1 Ом — резистор; Са = 0,12 Ф — выходной фильтр.

Импульсная нагрузка состоит из фильтра Сн, сопротивления нагрузки ЯН и контактора £, при замыкании которого формируется постоянная составляющая тока нагрузки /н.п, сопротивления Я" и ключевого элемента УТ1, управляемого ЗГ, с помощью которых формируется импульсный ток нагрузки определенной амплитуды, частоты и длительности импульсов.

Суммарное активное сопротивление Я^ = 0,03 Ом включает в себя активное сопротивление дросселя Ь, активные сопротивления обмоток трансформатора Т1, сопротивления диодов У В1 и У В 2 и внутренние сопротивление АБ.

На рис. 1 также показаны ЯСа = 0,0001 Ом — активное сопротивление подводящих проводов цепи фильтра СА; Яс.н = 0,0005-0,002 Ом — активное сопротивление подводящих проводов цепи фильтра Сн; Ьш = 4 мкГн — индуктивность шины, соединяющей выход АРК и импульсную нагрузку; Яш = 0,001 Ом — активное сопротивление шины, соединяющей выход АРК и импульсную нагрузку; иА — напряжение на выходе АРК; ин — напряжение нагрузки; /бс и /аб — ток солнечной и аккумуляторной батарей; 1ш и 1н — ток шины и нагрузки.

Схема моделирования управляющего устройства, состоящего из двух инверторов И1 и И2, охваченных синхронизирующей связью, показана на рис. 2.

На рис. 2 также приведены характеристики инверторов И1 и И2 (а0 = 2200 Гц — номинальная частота переключения инверторов И1 и И2; и0 = 28 В — номинальное напряжение). С помощью блоков 1-6, 17, 18, 60-64 моделируются инверторы И1 и И2, а при использовании блоков 65-76, 7-16 — синхронизирующие связи между инверторами.

Рис. 2. Схема моделирования управляющего устройства СГЭ

Для моделирования силовой части СГЭ запишем следующую систему уравнений:

^б.с + 1&.б = 1';

I' = 1оА + 1ш;

1ш = 1Сн + 1н;

- О1а.б

UА — ICA RCA +

Сса1

IcA dt — иа.б — 1а.б RT — L-

dt '

и А = Ь '+ 1ш Я + ин; оЬ

ин = 1сн Ясн + [ 1сн ОЬ = 1н Ян

Моделирование силовой части СГЭ осуществлялось на основе данной системы уравнений в программной среде МаШЬаЪ. Схема моделирования представлена на рис. 3.

С помощью блока 81 задается ток первичного источника 1б с. В блоке 82 осуществляется операция 1Са = 1бс + 1аб--1ш. С помощью блока 83 задается величина, обратная емкости СА. Блок 96

осуществляет операцию интегрирования иСА = J(1Са/СаБлоком 97 задается сопротивление ЯСа. На выходе блока 84 получаем иА = 1СаЯСа + J (1Са/Сса)ОЬ. В блоке 89 осуществляется операция 1Сн = 1ш — 1н. С помощью блока 90 задается величина, обратная емкости Сн. С помощью блоков 122 и 123 задается сопротивление ЯСн.

В блоке 121 осуществляется операция иСн = [ (1Сн/СнНа выходе

Рис. 3. Схема моделирования силовой части СГЭ

блока 91 получаем: ин = /СнЯСн + у (1Сн/СС помощью блоков

57, 55, 117, 118, 15 моделируется импульсная нагрузка с определенной частотой, скважностью и амплитудой. В блоке 92 осуществляется операция иш = иА — ин — 1шЯш. С помощью блока 94 задается величина, обратная Ьш, и на выходе блока 95: 1ш = J (иш/Ьш)М. С

помощью блока 93 задается сопротивление Яш. С помощью блоков 110-116, 119, 120 моделируется работа корректирующего контура с учетом насыщения трансформатора Т2. С помощью блока 88 задается напряжение аккумуляторной батареи. Блок 98 выполняет роль инвертора И3. С помощью блока 99 задается коэффициент трансформации трансформатора Т1, а блоки 15,101,102,108 моделируют работу диодов У Б1, У Б2. На выходе блока 103 получаем величину иь = иа б + ив/д — иА — 1а.бЯ^. В блоке 104 задается величина, обратная индуктивности дросселя, а в блоке 107 осуществляется операция

интегрирования /аб = J (и^/Ь)б:Ь. С помощью блока 109 задается

сопротивление Я^. Блоки 40, 42, 43, 44 и 45 моделируют фильтр сред-

них значений, на выходе блока 44 получаем величину 1АБср за период коммутации инверторов И1 и И2.

Следует отметить, что все параметры заданы с учетом того, что система состоит из четырех одинаковых подсистем.

Соединив соответствующим образом модель управляющего устройства и модель силовой части, получим общую модель СГЭ, работающую на импульсно-емкостную нагрузку в режиме разряда АБ.

На рис. 4 приведены осциллограммы токов нагрузки, шины и одной АБ, ее напряжений на выходе АРК и нагрузки, построенные с помощью модели СГЭ, а на рис. 5 — те же осциллограммы, полученные экспериментальным путем. Большое расхождение между токами !а.бтах и 1а.бтт по результатам эксперимента и моделирования, объяс-

Рис. 4. Результаты моделирования СГЭ на ПЭВМ при 1бс = 0, 7ни = 400 А, Сн = 3 Ф, f = 80 Гц, 7 = 2

Рис. 5. Результаты экспериментальных исследований СГЭ

няется тем, что модель не учитывает неравномерности распределения токов из-за различной степени заряженности АБ в подсистемах.

На рис. 6 и 7 приведены осциллограммы токов и напряжений для режима /б.с = 200 А, /н.и = 400 А, Сн = 3 Ф, / = 80 Гц, 7 = 2. От предыдущего случая этот режим отличается тем, что /б с = 200 А. Как видно из сравнения рис. 4 и 6 (результаты моделирования на ПЭВМ) или рис. 5 и 7 (результаты экспериментальных исследований) увеличение тока /б с от нуля до 200 А приводит к увеличению пульсаций напряжения на выходе АРК и снижению пульсаций токов шины и АБ.

Рис. 6. Pезультаты моделирования СГЭ на ПЭВМ при /бс = 200 A, 1н и = 400 А, Сн = 3 Ф, f = 80 Гц, 7 = 2

На рис. 8 (результаты моделирования) и рис. 9 (результаты эксперимента) представлены осциллограммы токов и напряжений в системе при увеличении амплитуды импульсного тока нагрузки до /н и = 600 А. Из сравнения рис. 4 и 8 (см. рис. 5 и 9) видно, что увеличение возмущающего воздействия (тока нагрузки) при неизменных других параметрах системы приводит к увеличению пульсаций напряжений на выходе АРК и нагрузки и к увеличению пульсаций шины /ш. При этом также увеличиваются и средние значения токов 1ш и /аб.

Одним из способов уменьшения пульсаций напряжений и токов является увеличение емкости фильтра Сн.

Таким образом, в результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

Рис.7. Результаты экспериментальных исследований СГЭ при 1бс = 200А, Iни = 400 А, Сн = 3 Ф, f = 80 Гц, 7 = 2

1. Увеличение амплитуды импульсного тока нагрузки (возмущающего воздействия) приводит к росту пульсаций токов и напряжений.

2. Увеличение тока первичного источника на данных режимах работы СГЭ приводит к росту пульсаций на выходе АРК и к уменьшению пульсаций токов АБ.

3. При уменьшении частоты импульсной нагрузки от 120 до 40 Гц пульсации напряжений и токов несколько увеличиваются, однако резонансного пика пульсаций в диапазоне частот / = 40-50 Гц не наблюдается, что объясняется действием фильтра Сн.

Рис. 8. Pезультаты моделирования СГЭ на ПЭВМ при Iбс = 0, Iни = 600 А, Сн = 3 Ф, f = 80 Гц, 7 = 2

4. Возможными способами уменьшения пульсаций напряжений и токов в системе следует считать: увеличение емкости фильтра нагрузки Сн (Сн = 3 Ф); применение индуктивно-емкостного фильтра (Ьш — Сн-фильтра), причем пульсации напряжений и токов будут уменьшаться при увеличении Сн и Ьш, (значение Ьш подбиралось экспериментальным путем); уменьшение активного сопротивления цепи фильтра нагрузки Лс.н; комбинации вышеперечисленных способов.

В настоящее время специалистами ОАО "ВПК "НПО машиностроения" модифицирован стенд системы электропитания (С-312), на кото-

200 -

0 I------^

t, MC

£/дЖ 28,2 28,0 27,8 27,6 27,4

Г

350 300 250 200!

qT_I_I_i_i_i_^

t, мс

Рис. 9. Результаты экспериментальных исследований СГЭ при /б.с = 0, 1н.и = 600 А, Сн = 3 Ф, f = 80 Гц, y = 2

ром будут продолжены исследования нелинейности характеристик системы СГЭ малых космических аппаратов, исследованы динамические и статические характеристики устойчивости системы к воздействию импульсной нагрузки на штатных, нештатных и аварийных режимах эксплуатации.

Работа выполнена в рамках реализации Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы" (Государственный контракт № П608 от 06.08.09).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Туманов А. В., Зеленцов В. В., Щеглов Г. А. Основы компоновки бортового оборудования космических аппаратов. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010.

2. С а в е н к о в В. В. Проблемные вопросы разработки приборов для высоковольтной системы электроснабжения российского сегмента Международной космической станции // Энергия. - 2000. - № 2. - С. 26-30.

3. Наказненко М. Н. Математическое моделирование электрохимических накопителей в составе системы генерирования энергоснабжения // Авиационно-космическая техника и технология. - 2009. - № 9. - С. 182-186.

Статья поступила в редакцию 27.01.2011

Андрей Аркадьевич Лизунов родился в 1953 г., окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1986 г. Канд. техн. наук, начальник расчетно-конструкторского и экспериментально-исследовательского отдела систем электропитания ОАО "ВПК "НПО машиностроения". Специалист в области систем электропитания и альтернативной энергетики.

A.A. Lizunov (b. 1953) graduated from the Bauman Moscow Higher Technical School in 1986. Ph. D. (Eng.), head of design-construction and experiment-research department for electric power supply systems of OAO "VPK "NPO mashinostroeniya". Specializes in the field of electric power supply systems and alternative power engineering.

Вячеслав Сергеевич Тарасов родился в 1985 г., окончил Московскую государственную академию водного транспорта в 2005 г. и Брестский государственный технический университет в 2008 г. Аспирант, инженер расчетно-конструкторского и экспериментально-исследовательского отдела систем электропитания ОАО "ВПК "НПО машиностроения". Специализируется в области систем электропитания и альтернативной энергетики.

V.S. Tarasov (b. 1985) graduated from the Moscow State Academy of Water Transport in 2005 and the Brest State Technical University in 2008. Post-graduate, engineer of design-construction and experiment-research department for electric power supply systems of OAO "VPK "NPO mashinostroeniya". Specializes in the field of electric power supply systems and alternative power engineering.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.