Научная статья на тему 'Моделирование деятельности библиотек по формированию здорового образа жизни'

Моделирование деятельности библиотек по формированию здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / МОДЕЛЬ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / HEALTH / MODEL / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODELLING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князева Лилия Вячеславовна

Представлены модели деятельности библиотеки по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ), как самостоятельного учреждения, так и во взаимодействии с другими социальными институтами, через реализацию валеологической функции в библиотеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling libraries activities in promoting healthy lifestyle

Models of library activity on forming a healthy way of life, both as an independent establishment, and in cooperation with other social institutions via valeological function of the library are presented

Текст научной работы на тему «Моделирование деятельности библиотек по формированию здорового образа жизни»

БИБЛИОСФЕРА, 2013, № 1, с. 52-56

Библиотековедение =

УДК 021.4:613 ББК 78.373.8:51.204.0

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

© Л. В. Князева, 2013

Муниципальное учреждение культуры «Старооскольская Централизованная библиотечная система» 309530, Белгородская обл., г. Старый Оскол, мкр. Жукова, 30б

Представлены модели деятельности библиотеки по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ), как самостоятельного учреждения, так и во взаимодействии с другими социальными институтами, через реализацию валеологической функции в библиотеке.

Ключевые слова: здоровье, модель, структурно-функциональное моделирование.

Models of library activity on forming a healthy way of life, both as an independent establishment, and in cooperation with other social institutions via valeological function of the library are presented.

Key words: health, model, structural and functional modelling.

Анализ проблемы здоровья в зарубежной и отечественной философской, психолого-педагогической литературе показал, что Здоровье - естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность.

Гуманизация современной работы в библиотеке зависит от способности библиотекарей на деле реализовывать индивидуальный подход к читателю. В этом контексте библиотечная поддержка представляет собой ту искомую систему средств, которая реально помогает пользователям по формированию здорового образа жизни в их самостоятельном, нравственном и профессиональном становлении.

Для создания научно-методической и практической основы для организации работы по формированию здорового образа жизни в библиотеке автором были разработаны модели. В их основе -структурно-функциональный подход.

Структурно-функциональная характеристика любой системы строится на основе выделения в ней структурных составляющих и определения их ролей относительно друг друга; предполагает рассмотрение компонентного аспекта.

В моделировании важен компонентный аспект, суть которого состоит в определении исходных элементов системы и их свойств. Именно компонентный состав обусловливает возможность построения системы и ее устойчивость, позволяет подвергнуть анализу низлежащие компоненты, их взаимодействия между собой и макросистемой [1, с. 10-15].

Структурность формирования ЗОЖ в библиотеке означает определенную совокупность устойчивых связей рассматриваемого объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе (сохранение основных свойств функций и качеств при возможных внешних и внутренних изменениях). Кроме того, структурность рассматривается как некая организация системы, облегчающая описание ее функций; в данном случае структура определяет функции каждого элемента системы, и в то же время функции способствуют совершенствованию системы на основе установления характерных связей между элементами в целостной мегасистеме.

Структурно-функциональное моделирование заключается, как утверждает М. Месаревич [5], в создании теории развивающейся системы, компоненты которой не только статические явления и вещи,но и свойства, состояния, связи и отношения, фазы, этапы, циклы и уровни функционирования и развития.

С. С. Коровин [4] выделяет следующие основные системообразующие элементы структурно-функционального моделирования:

• социальные и личностные потребности;

• характерные общие цели и частные задачи структурных элементов;

• комплекс факторов, обеспечивающих рационализацию процесса здоровьесбережения;

• методологические основы понятийно-категориального аппарата;

• дидактические основы.

Эти позиции также были учтены при создании нами моделей по формированию ЗОЖ.

Разработка моделей деятельности библиотек по формированию ЗОЖ на основе структурно-функционального подхода выявила множество разнохарактерных связей и функций внутри исследуемого объекта (библиотеки), что повлияло на целостное единство внешнего проявления во взаимодействии с социальными институтами. Теоретические основы и основные направления деятельности любых библиотек, реализующих валеологическую функцию, определяют предлагаемые ниже модели, являющиеся научно-методической основой работы библиотек, как, впрочем, и других социальных институтов, осуществляющих формирование ЗОЖ населения.

Концептуальными для моделей деятельности библиотек по формированию ЗОЖ служат: принцип взаимодействия [3]; выделение структуры модели на основе влияющих на нее факторов ресурсного обеспечения. Данные установки позволяют предложить столько моделей, сколько может дать внешняя среда для библиотеки как общепризнанного социального института. Таким образом, использование методологических возможностей структурно-функционального подхода позволило предложить следующие модели по формированию ЗОЖ, основанные на взаимодействии с социальными институтами.

Каждая из представленных моделей поможет сделать работу библиотеки целенаправленной, планомерной и системной по формированию ЗОЖ. Развитие работы по формированию ЗОЖ согласно созданным моделям зависит как от самой конкретной библиотеки, так и от всех социальных институтов.

Реализация валеологической функции в библиотеке как сферы трансляции ценностей ЗОЖ нами представлена тремя моделями деятельности библиотеки по формированию ЗОЖ как самостоятельного учреждения, так и во взаимодействии с другими социальными институтами:

1. Внутрибиблиотечная модель - осуществляется на базе библиотеки за счет собственных ресурсов.

2. Модель социального партнерства - между учреждениями происходит обмен недостающими ресурсами, информацией и перемещение пользователей. Данная модель имеет несколько разновидностей:

• кооперация - осуществляется библиотекой во взаимодействии с социальными институтами;

• ресурсная кооперация - на основе объединения нескольких библиотек вокруг наиболее сильного, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалами и играющим роль ресурсного учреждения;

• кооперация нескольких библиотек - осуществляется на основе обмена ресурсами между несколькими библиотеками.

3. Смешанная модель осуществляется на базе собственной библиотеки и других социальных институтов, которые находятся с библиотекой в партнерских отношениях или взаимодействуют с ней как ресурсные организации.

Внутрибиблиотечная модель

Модель основана на том, что в формировании ЗОЖ библиотека будет опираться исключительно на собственные ресурсы. Большинство библиотек стремятся к автономности и независимости, так как при этом можно наиболее полно реализовать собственные интересы.

Для пользователей преимущества внутрибиб-лиотечной модели состоят в том, что они чаще будут иметь возможность получать знания по данной тематике по месту жительства, учебы.

Однако очевидно, что данная модель может быть реализована только в библиотеках, располагающих большим фондом литературы по теме ЗОЖ. Выбор данной модели нередко говорит о том, что руководство библиотеки больше тяготеет к сохранению прежней системы и сопротивляется необходимости вносить какие-либо изменения. При использовании внутрибиблиотечной модели высока вероятность сохранения традиционной работы, а также сохранения собственного контингента пользователей независимо от их индивидуальных потребностей и возможностей.

Модель социального партнерства

Особый тип взаимодействия библиотек разных типов и социальных институтов. Она основана на их равном положении в системе относительно друг друга и на многообразии горизонтальных, так называемых неиерархических связей и «узлов», т. е. мест решения различных вопросов между учреждениями. По этим связям между учреждениями происходит обмен недостающими ресурсами, информацией и перемещение пользователей.

Одним из основных положений в библиотечном деле, по мнению Н. С. Карташова [3], является закон взаимодействия библиотек, заключающийся в органической способности библиотек объединять самыми разнообразными способами свои ресурсы в интересах обслуживания пользователей. В эти ресурсы входит информация, в том числе и по формированию ЗОЖ. На протяжении всей истории развития библиотечного дела мы наблюдаем взаимодействие библиотек, их сотрудничество, кооперацию в целях наиболее плодотворного удовлетворения информационных и духовных запросов населения.

Инновационная деятельность библиотек, расширение номенклатуры услуг, в том числе сервисных услуг, основанных на применении информационно-коммуникационных технологий в библиотеках, необходимость развития ресурсов для полноценного удовлетворения информационных потребностей населения обуславливает сотрудничество библиотек с разнообразными учреждениями и организациями.

Каждая библиотека, включенная в социальное партнерство, получает доступ ко всем ее объединенным ресурсам и тем самым усиливает свои собственные возможности. За счет такого взаимодействия пользователи получают более разнообразный спектр информационных услуг и знания в формировании ЗОЖ. Обмен опытом и конкуренция учреждений, включенных в модель социального партнерства, повышают качество работы.

Таким образом, функционирование каждого учреждения в отдельности и всей системы в целом становится более надежным, так как социальное партнерство обладает множеством взаимозаменяемых равноценных вариантов.

Социальное партнерство способно быстро реагировать как на чрезвычайные ситуация внутри самой библиотеки, так и на изменение внешних условий, потребностей пользователей.

Наиболее сложным при создании модели социального партнерства является налаживание взаимодействия разных типов социальных институтов. При установлении контактов с другими учреждениями важно ответить на два вопроса: В каких направлениях (т. е. с какой целью) будет осуществляться взаимодействие? На каких началах оно будет выстраиваться? Так, учреждения могут интегрироваться в данную модель с целью получения или предложения другим учреждениям отдельных видов недостающих ресурсов (материалов, книг, журналов, информации и др.) или организации процесса в целом.

Пользователи, как правило, предпочитают получать информацию в стенах одного социокультурного учреждения. Это объясняется отсутствием, с их точки зрения, какой-либо существенной разницы в качестве доступа.

Мотивами получения информации в одной библиотеке могут также служить:

• традиция, желание пользоваться одной библиотекой;

• значимость стабильности;

• прежние положительные результаты.

Мотивами смены библиотеки для пользователя,

наиболее вероятно, будут:

• значительная разница в качестве преподнесения информации между библиотеками;

• наличие больших возможностей получения информации, например, на льготных условиях или бесплатно;

• отсутствие в библиотеке какой-то важной

и нужной информации. При построении концепции наиболее ответственным для руководителей библиотек является момент выбора типа взаимодействия библиотеки с другими социальными партнерами. Учреждения могут взаимодействовать друг с другом на паритетных, т. е. равных началах и по типу организаций-доноров. В первом случае образуется модель социального партнерства кооперация - формирование ЗОЖ осуществляется на базе библиотеки во взаимодействии с социальными институтами (рис. 1а); во втором - ресурсная кооперация (рис. 16).

Кооперация отличается от ресурсной кооперации (рис. 1в) тем, что отношения между скооперированными учреждениями строятся на основе взаимовыгодного обмена ресурсами или усилиями. Среди кооперативных моделей на сегодня наиболее распространенными являются социокультурные комплексы, которые чаще создаются на селе, а также сетевые кооперации библиотек, нередко возникающие в малых городах. В кооперацию входят: органы власти, информационные организации,

Рис. 1. Модель социального партнерства: а - кооперация, б - ресурсная кооперация, в - кооперация нескольких библиотек

Б - библиотека, СИ - социальный институт.

организации культуры, религиозные общины, образовательные учреждения, общественные организации и др.

Основное преимущество социокультурного комплекса - возможность сохранения с его помощью библиотек сельских поселений. Открытие таких комплексов на селе позволяет создать вариативную систему работы. Благодаря объединению с другими социальными институтами села библиотеки приобретают базу для проведения мероприятий по формированию ЗОЖ населения. В комплексах улучшаются условия для саморазвития, расширяются знания по формированию ЗОЖ.

Недостатки работы комплексов, прежде всего, связаны с отсутствием нормативно-правовой базы для их создания и функционирования, со сложностью координации интересов работников различных трудовых коллективов и преодоления межведомственных барьеров. В связи с этим условием создания комплексов служит наличие обязательной поддержки со стороны органов местного самоуправления.

В ресурсной модели кооперация формирования ЗОЖ осуществляется на базе библиотеки во взаимодействии с социально-культурными институтами (см. рис. 1).

Одно из учреждений является «донором» для других, использующих его ресурсы. Ресурсные сети строятся на основе объединения нескольких библиотек вокруг наиболее сильного, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалами ресурсного учреждения. Ресурсными организациями могут становиться библиотеки разных типов и видов, обладающие ресурсами для оказания помощи социально-культурным институтам, где ресурсными организациями выступает библиотека.

Ресурсные модели несколько проще по своей организации, чем кооперативные, так как не нуждаются в координации работы сразу нескольких учреждений.

Наиболее распространенной ресурсной моделью, по-видимому, будет договорная модель взаимодействия библиотеки и социально-культурных институтов. Многие библиотеки уже сейчас осуществляют деятельность своей библиотеки на основе заключения договоров с социальными институтами. Положительным в таких моделях является то, что они, действительно, позволяют поднять уровень знаний по формированию здорового образа жизни, и поэтому такая работа библиотек более привлекательна для пользователей.

Другой моделью социального партнерства является кооперация нескольких библиотек - формирование ЗОЖ происходит на основе обмена ресурсами между несколькими библиотеками (рис. 1в). Эта модель может стать особенно популярной в ма-

лых и средних городах, а также в микрорайонах крупных городов, где несколько библиотек разных типов и видов расположено поблизости.

Кооперация создает возможность реализации формирования здорового образа жизни в условиях ресурсов в данной проблеме.

Модель кооперации имеет ограниченное применение. Ее создание возможно в тех случаях, когда учреждения расположены недалеко друг от друга.

Кооперация нескольких библиотек экономична, так как строится на основе более интенсивного использования объединенных ресурсов; устойчива к внешним возмущающим факторам (например, болезни библиотекаря или занятости), так как ее элементы обладают высокой степенью взаимозаменяемости; повышает степень открытости библиотеки, способствует расширению и увеличению разнообразия профессиональных контактов библиотекаря. Все это вместе взятое должно улучшить условия для профессионального роста и развития кадров.

Однако, как и другие модели, она также не лишена недостатков. В основном они связаны с организацией работы скооперированных между собой учреждений. Сложности могут проявляться в неготовности соседних учреждений к истинно партнерским отношениям, например: в стремлении к доминированию, в возникновении конфликтов между библиотекарями соседних библиотек. Возможны конфликты по вопросам совместного использования объединенных ресурсов. Не достигнув согласия, скооперированные учреждения могут быстро распасться.

Далеко не все библиотечные коллективы готовы к работе в таких условиях. Можно ожидать, что будут возникать трудности при составлении планов, расписания мероприятий. При кооперации библиотек должны выиграть наиболее сильные библиотекари: они получат преимущественное право работать в других библиотеках, перенимая опыт своих коллег.

В основном большинство библиотек и социальных институтов в работе с посетителями ориентируются на их интересы.

Смешанная модель

Осуществляется на базе собственной библиотеки и других социальных институтов, которые находятся с библиотекой в партнерских отношениях или взаимодействуют с ней как ресурсные организации (рис. 2).

По-видимому, какая-то одна модель в чистом виде будет использоваться редко. Как правило, библиотеки интегрируются в сеть по смешанному типу. Так, возможно сочетание внутрибиблиотеч-ной модели с ресурсной моделью, при которой библиотеки имеют несколько договоров с различными

Рис. 2. Варианты смешанной модели

социальными институтами. Или другой вариант, когда библиотека реализует внутрибиблиотечную модель и одновременно входит в кооперативные отношения с рядом соседних библиотек. Она может одновременно пользоваться услугами ресурсного центра, используя социальное партнерство соседних библиотек и опираться на свои собственные ресурсы.

Связи библиотеки не должны ограничиваться только собственными связями, можно устанавливать контакты с учреждениями регионального и федерального уровней, расположенными за пределами собственного округа и даже региона, находить контакты с учреждениями образования за рубежом.

Данные виды моделей применимы к любому типу и виду библиотеки, независимо от их географического расположения на территории России.

Иными словами, может быть создано бесчисленное множество самых разных вариантов моделей работы библиотек для формирования ЗОЖ пользователей, главное иметь четкое представление последовательности работы в данной проблеме и следующий алгоритм:

1. Осознание библиотекой валеологической функции.

2. Умение формулировать цель работы по формированию ЗОЖ.

3. Правильный выбор взаимодействия библиотеки с социальными институтами.

4. Готовность и стремление сторон к сотрудничеству.

5. Опора на опыт предшественников.

6. Внедрение инновационных форм работы.

7. Систематичность и последовательность.

Важно заметить, что ни одно из семи сформированных нами выше положений, взятое в отрыве от остальных, не даст желаемого результата. Речь должна идти о системном подходе, постоянном учете всех условий и факторов. Только в этом случае мы сможем говорить об успешной организации и реализации валеологической функции в условиях библиотек России.

Литература

1. Гинецинский В. И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. - 1997. -№ 3. - С. 10-15.

2. Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения : обзор. информ. - М. : Медицина, 1998. -240 с.

3. Карташов Н. С. Региональное библиотековедение : науч.-метод. пособие. - М. : Либерия, 2005. - 204 с.

4. Коровин С. С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М., 1997. - 53 с.

5. Месаревич М. Основания общей теории системы. -М. : Наука, 1966. - 186 с.

Материал поступил в редакцию 18.12.2012 г.

Сведения об авторе: Князева Лилия Вячеславовна - ведущий методист по работе с филиалами библиотек сельских территорий, тел.: (4725) 46-01-09, e-mail: mukoskol@yandex.ru

а

б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.