Научная статья на тему 'Моделирование денежных потоков для оценки эффективности концепций развития авиатранспортных предприятий'

Моделирование денежных потоков для оценки эффективности концепций развития авиатранспортных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кольцова Анастасия Андриановна

В основу оценки эффективности проектов и стратегий развития положен принцип моделирования денежных потоков. По этапам реализации концепции развития авиатранспортной системы используются специфические денежные потоки, дифферен-цированные на текущие, инвестиционные и финансовые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASH FLOWS MODELLIND FOR AVIATRANSPORT COMPANIES DEVELOPMENT CONCEPT EFFECTIVNESS APPRAISAL

Cash flow modeling principle is the basis of effectivness' appraisal of development strategies and projects. On each stage of the concept realization different cash flows are used, including cash flows from current, investment and finance activities

Текст научной работы на тему «Моделирование денежных потоков для оценки эффективности концепций развития авиатранспортных предприятий»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

№ 106

УДК 338:336

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНЦЕПЦИЙ РАЗВИТИЯ АВИАТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

А.А. КОЛЬЦОВА

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Криволуцким Ю.В.

В основу оценки эффективности проектов и стратегий развития положен принцип моделирования денежных потоков. По этапам реализации концепции развития авиатранспортной системы используются специфические денежные потоки, дифференцированные на текущие, инвестиционные и финансовые.

Для оценки эффективности концепций развития авиатранспортных предприятий необходимо сформировать денежные потоки реальных денег. Денежный поток в данном случае представляет собой зависимость от времени денежных поступлений и платежей при реализации предлагаемых концепций развития авиатранспортных предприятий.

На каждом шаге значение денежного потока характеризуется: притоком, равным размеру денежных поступлений (или результатов в стоимостном выражении) на этом шаге;

оттоком, равным платежам на этом шаге;

сальдо (активным балансом, эффектом), равным разности между притоком и оттоком.

Денежный поток обычно состоит из потоков от отдельных видов деятельности: денежного потока от инвестиционной деятельности; денежного потока от операционной деятельности; денежного потока от финансовой деятельности.

В денежных потоках от операционной деятельности учитываются все виды доходов и расходов, связанных с производством авиатранспортной продукции и налоги, уплачиваемые с указанных доходах.

В притоках и оттоках реальных денег необходимо учитывать выручку от реализации авиатранспортной продукции и услуг, а также доходы и расходы от внереализационных операций, непосредственно не связанных с производством авиатранспортной продукции и услуг. К ним, в частности, относятся:

доходы от сдачи гражданских самолетов и оборудования ремонтных предприятий в аренду или лизинг (эти операции не являются основной деятельностью, которая связана с грузовыми и пассажирскими перевозками);

поступления средств при закрытии депозитных счетов (открытие которых предусмотрено проектом, если он не финансируется за счет государственного или регионального бюджетов) и по приобретенным ценным бумагам, других авиакомпаний и прочих хозяйствующих субъектов;

возврат ранее предоставленных займов.

На каждый вид основных ресурсов, потребляемых при реализации концепции, должны быть обоснованы цены и тарифы, согласованные участниками авиатранспортной коалиции.

В денежный поток от инвестиционной деятельности в качестве оттока включаются затраты по созданию и вводу в эксплуатацию новых гражданских самолетов и ликвидации, замещению или возмещению выбывающих существующих элементов парка. Сюда же относятся некапитализируемые затраты (уплата налога на земельный участок, используемый в ходе эксплуатации наземного комплекса, расходы по строительству объектов внешней инфраструктуры по созданию новых аэропортов и аэродромов и др.). Кроме того, в денежный поток от инвестиционной деятельности включаются изменения оборотного капитала (увеличение рассматривается как отток денежных средств, уменьшение — как приток). В качестве инвестиционного оттока включаются также собственные средства, вложенные на депозит, а также затраты на покупку ценных бумаг других хозяйствующих субъектов, предназначенные для финансирования.

В качестве притока в денежный поток от инвестиционной деятельности включаются доходы от реализации выбывающих активов, в том числе парка, узлов, систем, деталей, за вычетом соответствующих налогов.

В притоках учитываются как первоначальные капиталовложения, так и последующие, в том числе на замену выбывающего парка гражданских самолетов, определяемого на основании его сроков эксплуатации, которые могут не корреспондироваться с нормами амортизации.

На последних шагах расчета в составе капитальных вложений могут учитываться затраты, связанные с ликвидацией авиатранспортной коалиции, включая затраты на демонтаж предприятий наземного комплекса, защиту и восстановление среды обитания и т.д. (осуществление таких затрат может занимать несколько, а при формировании ликвидационного фонда и значительное число шагов).

Величину доходов от продажи парка гражданских самолетов при прекращении деятельности коалиции рекомендуется определять по данным прогнозной оценки. Сумма продажи может быть равна ликвидационной или остаточной стоимости парка самолетов.

В денежный поток от финансовой деятельности входят источники и размеры финансирования: акционерного капитала, субсидий и дотаций, а также условия привлечения заемных средств (объем, срок, условия получения, возврата и обслуживания).

Применительно к концепции развития авиатранспортных предприятий, которая состоит из нескольких этапов, структура потоков по видам деятельности должна быть представлена специфическим образом. В этом случае необходимо учесть не только разновидность потока, но и оценить: произойдет увеличение или уменьшение его величины в соответствии с концепцией развития авиатранспортных предприятий по этапам ее реализации.

Для реализации этапа планирования авиатранспортных услуг.

Для денежного потока от операционной деятельности:

к притокам относятся выручка от реализации авиатранспортных услуг, которая увеличивается за счет роста числа рейсов или за счет повышения тарифов на авиаперевозки на внутренних и международных авиа линиях;

к оттокам относятся расходы, связанные с выполнением перевозок; коммерческие расходы, связанные с организацией сбыта услуг и рекламой авиакомпаний; налоги, в том числе на прибыль, ЕСН.

Для денежного потока от инвестиционной деятельности:

к притокам относятся поступления за счет уменьшения оборотного капитала, в случае уменьшения объема перевозок и одновременного повышения тарифов;

к оттокам относятся затраты на приобретение и разработку пакета прикладных программ; капитальные вложения в авиатранспортные предприятия; затраты на увеличение оборотного капитала, в том числе ГСМ.

Для денежного потока от финансовой деятельности: притоки отсутствуют; оттоки отсутствуют.

Для реализации этапа обновления основных производственных фондов авиакомпаний и изменения характера и качества транспортных услуг.

Для денежного потока от операционной деятельности:

к притокам относятся выручка от реализации, за счет увеличения грузоподъемности гражданских самолетов и за счет улучшения классности полета;

к оттокам — расходы, связанные с выполнением перевозок; налоги, в том числе на прибыль, ЕСН. Для денежного потока от инвестиционной деятельности:

к притокам — продажа гражданских самолетов по остаточной или ликвидационной стоимости (цена лома); поступления за счет уменьшения оборотного капитала;

к оттокам относятся капитальные вложения в обновление парка гражданских самолетов; затраты на ликвидацию устаревшего парка гражданских самолетов; затраты на увеличение оборотного капитала и средства.

Для денежного потока от финансовой деятельности: притоки отсутствуют; оттоки отсутствуют.

Для этапа управления организационно-производственной структурой авиатранспортных предприятий.

Для денежного потока от операционной деятельности:

к притокам относятся выручка от реализации, за счет эффективного управления персоналом, повышения коэффициента загрузки наряда авиатранспортных средств, увеличения налета часов;

к оттокам — расходы, связанные с выполнением перевозок, в том числе за счет изменения зарплаты и социальных отчислений летно-подъемного состава, предполетной подготовки, простоев парка гражданских самолетов, сокращения затрат на текущий ремонт за счет увеличения пропускной способности ремонтной базы, снижения числа предполетных отказов; внереализационные расходы на счет уплаты неустоек за невыполненные или отложенные полеты; затраты на резервирование авиатранспортных средств; налоги.

Для денежного потока от инвестиционной деятельности: к притокам относятся за счет уменьшения оборотного капитала;

к оттокам относятся капитальные вложения за счет сокращения затрат на капитальный ремонт, затраты на модернизацию материально-технической базы; затраты на увеличение оборотного капитала и средства, вложения в резервные фонды материально-технической базы.

Для денежного потока от финансовой деятельности: притоки отсутствуют; оттоки отсутствуют.

Для этапа реализации финансово-экономическая стратегия авиационных предприятий-участников программ развития инфраструктуры воздушных перевозок.

Для денежного потока от операционной деятельности:

притоки, связанные с увеличением выручки за счет коалиционного обслуживания грузовых и пассажирских авиаперевозок;

оттоки, связанные с управленческими расходами организации и функционирования коалиции авиатранспортных предприятий.

Для денежного потока от инвестиционной деятельности:

к притокам — продажа акций за счет укрупнения авиатранспортных предприятий в коалицию; поступления за счет уменьшения оборотного капитала;

к оттокам относятся капитальные вложения в развитие авиатранспортной коалиции; затраты на увеличение оборотного капитала и средства.

Средства, принимающие участие в межкоалиционном движении не оказывают влияние на размер притоков и оттоков инвестиционной деятельности этого этапа. Влияние меж коалиционного обмена инвестиционными ресурсами авиакомпаний приводит к улучшению баланса между полученными и выплаченными процентами за пользование финансовыми средствами, что находит свое отражение в финансовой деятельности авиатранспортной коалиции.

Для денежного потока от финансовой деятельности:

к притокам относятся займы средств, в том числе и за счет кредита, лизинга; полученные проценты на предоставленные меж коалиционные ссуды; доходы от участия в других организациях;

к оттокам — затраты на возврат и обслуживание меж коалиционных займов; выплата дивидендов по акциям авиапредприятий.

Для этапа управления инвестициями в системе критериев «ресурсы-время»

Для денежного потока от операционной деятельности: притоки отсутствуют; оттоки отсутствуют.

Для денежного потока от инвестиционной деятельности:

к притокам — продажа гражданских самолетов по остаточной или ликвидационной стоимости; к оттокам относятся капитальные вложения в обновление парка гражданских самолетов; затраты на увеличение оборотного капитала.

Для денежного потока от финансовой деятельности:

к притокам относятся вложения собственного капитала и привлеченных средств: субсидий и дотаций, заемных средств;

к оттокам — затраты на выплату дивидендов по акциям авиапредприятия.

Концепция развития авиатранспортной системы реализуется с учетом принципа комплексного подхода в несколько этапов. Для получения наиболее надежной оценки экономической эффективности необходимо, чтобы проект был финансово реализуем на каждом из рассмотренных этапов. Однако возможны варианты, при которых сочетание двух и более этапов в целом дают финансовую реализуемость, при условии положительного сальдо на каждом шаге реализации проекта. В этом случае реализация этапов осуществляется параллельно.

CASH FLOWS MODELLIND FOR AVIATRANSPORT COMPANIES DEVELOPMENT CONCEPT

EFFECTIVNESS’ APPRAISAL

Koltsova A.A.

Cash flow modeling principle is the basis of effectivness’ appraisal of development strategies and projects. On each stage of the concept realization different cash flows are used, including cash flows from current, investment and finance activities.

Сведения об авторе

Кольцова Анастасия Андриановна, окончила МЭИ (1970), кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник НИИСИ РАН, автор более 50 научных работ, область научных интересов - методы математического моделирования, новые информационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.