Научная статья на тему 'Моделирование бизнес-процессов современного вуза на основе информационных технологий'

Моделирование бизнес-процессов современного вуза на основе информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4287
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцев Анатолий Константинович, Мешкис Дариюс Кестутис

В статье предлагается инновационный подход к реформированию традиционного вуза за счет качественного преобразования не только образовательных процессов, но и всех сторон его деятельности на основе возможностей, которые дают современные информационные технологии. Вводится понятие инновационно-ориентированного вуза, представляющего собой новый тип «бизнес-модели» высшего учебного заведения, для которого вопросы разработки конкурентоспособных стратегий развития, формирования новой инновационной культуры и трансформации основных образовательных и управленческих бизнес-процессов становятся актуальными теоретически и практически. Авторы представляют особый путь трансформации традиционного вуза в инновационно-ориентированный вуз на основе формирования широкомасштабной деятельности по развитию важнейших бизнес-процессов, опирающийся на интеллектуальный потенциал сотрудников и студентов, - основы основ создания и укрепления стержневых компетенций современного вуза, которые составляют базу его конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование бизнес-процессов современного вуза на основе информационных технологий»

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

Моделирование бизнес-процессов современного вуза на основе информационных технологий

А. К. Казанцев,

д. э. н., профессор, зав. кафедрой операционного менеджмента и бизнес-информатики ФМ СПбГУ

Д. К. Мешкис,

заместитель руководителя МИПК «Перспектива»

В статье предлагается инновационный подход к реформированию традиционного вуза за счет качественного преобразования не только образовательных процессов, но и всех сторон его деятельности на основе возможностей, которые дают современные информационные технологии. Вводится понятие инновационно ориентированного вуза, представляющего собой новый тип «бизнес-модели» высшего учебного заведения, для которого вопросы разработки конкурентоспособных стратегий развития, формирования новой инновационной культуры и трансформации основных

образовательных и управленческих бизнес-процессов становятся актуальными теоретически и практически.

Авторы представляют особый путь трансформации традиционного вуза в инновационно ориентированный вуз на основе формирования широкомасштабной деятельности по развитию важнейших бизнес-процессов, опирающейся на интеллектуальный потенциал сотрудников и студентов, — основы основ создания и укрепления стержневых компетенций современного вуза, которые составляют базу его конкурентоспособности.

Новая парадигма и стратегия развития высшего образования

Две сферы человеческой деятельности приобрели решающее значение для социально-экономического развития общества: широкое использование информационных технологий в совершенствовании бизнес-процессов и превращение высшего образования в важнейший компонент социальноэкономического и нравственно-духовного базиса общественного прогресса.

Постоянные и сравнительно частые изменения в общественном производстве, которые все больше зиждутся на знаниях, настоятельно требуют корректировки и уточнения имеющихся у специалистов знаний и компетенций, а также получения недостающих. Это означает массовую востребованность, доступность, открытость высшего образования, включая необходимость обучения требуемым компетенциям в течение всей жизни граждан.

Можно утверждать, что формируется новая парадигма, новая модель высшего образования, которая существенно отличается от классической, традиционной модели. Новые потребности общественного развития ставят перед высшим образованием столь грандиозные задачи, не имеющие аналогов в прошлом, что их решение требует самого радикального пересмотра и стратегии, и форм, и методов обучения, а следовательно, и управления высшим образованием.

В концентрированном, программном виде указанные вызовы и новые задачи сформулированы во Всемирной декларации о высшем образовании для ХХ!

века: подходы и практические меры ЮНЕСКО, принятой в 1998 году в Париже на Всемирной конференции по высшему образованию [10].

Сохраняя и укрепляя основные ценности традиционного высшего образования, связанные с подготовкой высококвалифицированных кадров, университеты и другие учебные заведения высшего образования должны стать доступными для обучения на протяжении всей жизни граждан, желающих обрести новые знания и компетенции, предоставляя учащимся оптимальный диапазон выбора и придавая гибкий характер началу и прекращению получения высшего образования на основе использования курсов и учебных программ, постоянно адаптируемых к современным и будущим потребностям общества.

Центральным требованием здесь выступает обеспечение равноправного и справедливого доступа к высшему образованию, который определяется способностями, возможностями, усилиями, упорством и настойчивостью тех, кто хочет получить такое образование на протяжении всей жизни, а также отсутствием любых дискриминационных условий.

Вторым важным требованием становится диверсификация моделей высшего образования в целях обеспечения равных возможностей, что предполагает осуществление многообразных форм обучения и подготовки кадров, таких как традиционные степени бакалавров и магистров, краткосрочные курсы, обучение в течение неполного дня, гибкое расписание, модульные курсы, дистанционное обучение с соответствующей поддержкой и т. д. [10, ст. 8].

В наиболее общем виде можно говорить о замене стратегии своеобразной элитарности высшего образования на стратегию его массовой доступности, базирующейся на возможностях современных информационных технологий обучения (мультимедийных учебных курсов и электронных учебников, дистанционного обучения, е-learning, Интернет-образования).

Новая парадигма высшего образования в качестве главной цели ставит формирование у студентов определенного набора компетенций на основе передачи и освоения знаний. При этом под компетенциями следует понимать активные знания, превратившиеся в рабочий инструмент специалиста, который он использует для решения разнообразных задач и проблем. В составе компетенций выделяются общие, специальные (отраслевые) и корпоративные компоненты.

В рамках традиционной вузовской системы, которая сегодня переживает достаточно сложный и болезненный процесс кардинальных преобразований, вызванных новыми потребностями общественного развития, указанные цели невыполнимы.

Классическая модель высшего образования в качестве основной цели или основного результата ставит передачу студентам набора знаний, которые они должны усвоить или, точнее, запомнить, чтобы потом использовать в своей профессиональной деятельности.

Набор знаний, жестко регламентируемый государственными стандартами обучения, включает как общие, так и специальные учебные дисциплины, которые формируют квалификацию каждого специалиста. Основными формами такой передачи знаний являются лекционные и семинарские занятия, направленные на запоминание студентом передаваемых знаний. Экзамены, зачеты и текущий контроль также ориентированы на проверку того, что студент смог запомнить. Роль самостоятельной работы студентов сведена к некой дополнительной функции за рамками учебного процесса.

Возможна ли реализация указанных целей, учитывая те реальные ограничения финансовых средств, материальной базы, преподавателей и сотрудников вузов, которые сегодня очевидны для любого исследователя? Только при условии кардинальных преобразований основных образовательных процессов. Путь экстенсивного расширения сферы высшего образования до нужного уровня вряд ли возможен. Негативным фактором, явно затрудняющим реализацию основной цели радикальных преобразований высшего образования, следует признать приверженность многих руководителей и преподавателей традиционным методам и подходам к образовательным процессам. Важную роль играет также инактивная идеология управления, которая преобладает среди руководителей вузов.

«Руководители инактивного типа... удовлетворены положением вещей и хотят не более чем сохранить его: лучшее — враг хорошего. Они верят, что большинство изменений или временно, или иллюзорно и что их дела — даже в момент нестабильности — сами придут в состояние равновесия» [1, с. 58].

Подчеркнем еще раз, что необходимость кардинальных преобразований порождают не информационные технологии сами по себе, а потребности широкого распространения научных знаний, которые превращаются в важнейший компонент культурного, социально-экономического и экологического развития и формирования нравственных и духовных ценностей общества. А современные информационные технологии открывают лишь новые возможности и адекватные методы передачи и распространения знаний, формирования на их основе необходимых компетенций, управления образовательными бизнес-процессами и обеспечения равноправного доступа всем желающим получить необходимые компетенции.

Что представляют собой бизнес-процессы вуза

Сфера образования является потенциально благодатной почвой для использования информационных технологий, поскольку образовательные бизнес-процессы представляют собой разнообразные процессы передачи и накопления знаний, а также их преобразование в квалификационные характеристики специалистов. Однако опыт использования компьютерной техники и информационных технологий в традиционных вузах не дает оснований для оптимистических выводов и прогнозов. Причина заключается в том, что большинство вузов пошли по пути их встраивания в действующие образовательные процессы.

Следует различать два принципиально разных подхода или пути применения информационных технологий в вузах. Первый путь означает естественные попытки чисто механически добавить компоненты информационных технологий в действующие бизнес-процессы, стремясь получить большую производительность, эффективность и качество. Данный подход является преобладающим, но он не позволяет использовать главные преимущества информационных технологий.

Второй путь представляет собой реинжиниринг старых или проектирование качественно новых бизнес-процессов, которые основаны на потенциальных возможностях использования информационных технологий. Например, создание электронных библиотек вместо того, чтобы использовать мощные компьютеры для поисковых библиотечных систем, сохраняя традиционные библиотеки как основу.

«Пора прекратить ходить коровьими тропами. Вместо оснащения существующих процессов вычислительной техникой и программным обеспечением необходимо их уничтожить и начать заново. Следует подвергнуть наши компании реинжинирингу: воспользоваться мощью современных информационных технологий, чтобы радикально перестроить бизнес-процессы и достичь значительного повышения их производительности» [39, с. 256]. Естественной методологией при этом выступает процессный подход.

Применение процессного подхода для проектирования систем управления сложными объектами и организациями, как отмечают многие авторы, все

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

чаще доказывает свою результативность [18]. Однако в методической литературе, посвященной данной проблеме, преобладают технические вопросы описания и моделирования бизнес-процессов при помощи существующих программных продуктов и нотаций. При этом допускается прямо противоположное понимание одних и тех же терминов. Не вдаваясь в анализ различных взглядов и полемику с другими авторами, мы вынуждены обозначить принятое в статье понимание используемых терминов.

Центральное место в процессном подходе занимает понятие бизнес-процесса. По сути, процесс есть устойчивая совокупность технологически взаимосвязанных операций (цепочка работ), выполнение которых создает ценный результат для клиентов процесса (как внешних, так и внутренних), который они могут использовать для дальнейшей работы. Внутренним клиентом может быть другой бизнес-процесс, структурные подразделения организации и т. д.

Целесообразно различать три уровня агрегирования, на которых объединенные бизнес-процессы имеют одинаковые характеристики: уровень бизнес-функций, вид деятельности и контекстный уровень. В литературе такие процессы называют также бизнес-процессами высокого уровня, сквозными, комплексными, сложными [18, 21].

Отдельные взаимосвязанные и однотипные (однородные) процессы формируют специализированную бизнес-функцию. Ключевой характеристикой можно считать их однотипность, которая определяется направленностью бизнес-процессов на одинаковые (однотипные) ценности. Например, функция приема и набора студентов в вуз включает все процессы, ориентированные на создание ценностей для абитуриентов, а функция обучения — процессы передачи, усвоения и проверки знаний и навыков, которые необходимы в соответствии с образовательной программой.

Вид деятельности представляет собой более высокий уровень агрегирования бизнес-процессов по сравнению с функциональным уровнем. По сути, это устойчивый набор разнотипных функций, обеспечивающий выполнение определенных целей организации в целом. Так, в вузе можно выделить образовательную, научно-исследовательскую деятельность, которые включают разные функции, разные наборы бизнес-процессов, направленных на достижение разных целей.

Органическое соединение всех бизнес-процессов внутри организации формирует наивысшую форму их агрегирования — системный уровень, или бизнес-систему. Именно здесь возникает новое качество бизнес-процессов, которое отсутствует на других уровнях — стратегический замысел, включая миссию организации, главную стратегическую цель и портфельные стратегии развития. Принимаемые на высшем уровне стратегические решения задают целевую направленность, ориентацию всей совокупности бизнес-процессов организации, формируя приоритеты и основные требования к получаемым ими результатам. В традиционных, как правило, государственных вузах стратегия определяется государственным орга-

ном, который осуществляет руководство сферой высшего образования в целом.

Выделяя и анализируя состав и взаимосвязи бизнес-процессов, осуществляемых в вузе, следует сначала рассматривать их безотносительно к существующей организационно-штатной структуре, поскольку они первичны и определяют ту внешнюю организационную форму, в которой реализуются. Задача нашего исследования, прямо противоположная традиционному подходу, — провести декомпозицию образовательной деятельности до уровня бизнес-процессов, построив модели вуза «как есть» и «как должно быть», и сформулировать основные точки реформирования, в которых формируются потребности создания новых бизнес-процессов, основанных на возможностях информационных технологий.

Следует также учесть, что процесс реформирования высшей школы уже осуществляется во многих вузах, которые ведут поиск новых форм деятельности, создают новые бизнес-процессы, обеспечивающие им ощутимые конкурентные преимущества. Но это явный выход за рамки традиционного образования, это становление качеств, которые должны быть присущи модели вуза «как должно быть».

Моделирование бизнес-процессов инновационно ориентированного вуза

Инновационно ориентированный, или «конкурентоспособный» вуз, по мнению В. С. Катькало, представляет собой новый тип бизнес-модели высшего учебного заведения, что делает крайне актуальными теоретические и практические вопросы стратегий, структур и адаптационных умений таких вузов [23].

Теоретически возможны два разных подхода к построению соответствующей модели. Во-первых, можно попытаться сконструировать модель идеального вуза, в которой будут представлены реформированные бизнес-процессы в их завершенной форме. Такая модель должна описывать тот конечный результат трансформации вузов, к которому они должны стремиться на протяжении длительного периода своего развития.

Во-вторых, можно сформировать модель современного вуза, включив в нее собственно процессы трансформации или реформирования по принципу «как должно быть». Такая модель даст ответ на вопрос, какие изменения нужны традиционному вузу, чтобы он приобрел качества конкурентоспособного вуза.

Второй вариант моделирования нам представляется более точным, более соответствующим смыслу понятия «инновационно ориентированный вуз» (И-вуз). Рассматривая основные функции и бизнес-процессы традиционного вуза в качестве основы для построения модели «как должно быть», следует, в первую очередь, выявить те точки реформирования и направления возможных изменений, которые следует закладывать в модель современного вуза.

Традиционный вуз (или Т-вуз) формируется и действует в рамках жесткой регламентации со стороны министерства и весьма ограниченного бюджетного финансирования. Государственному вузу уста-

Рис. 1. Контекстный уровень модели Т-вуза

навливается план приема по специальностям, определяется в лицензии предельная численность студентов и утверждаются государственные образовательные стандарты, которые лежат в основе образовательных программ, подлежащих обязательной государственной сертификации. Утверждение ректора, инспекции, отчетность, согласование многих вопросов — дополнительные звенья, ограничивающие академические свободы традиционного вуза (см. рис. 1).

Главная задача Т-вуза — эффективно осуществлять подготовку дипломированных специалистов высшей квалификации в строгом соответствии с контрольными цифрами, лицензией и государственны-

ми образовательными стандартами, выполняя одновременно плановые объемы научных исследований.

Достижение основных результатов деятельности, установленных вузу министерством, осуществляется на основе постоянного выполнения четырех видов деятельности: образовательной, научно-исследовательской, обеспечивающей и управленческой. В целом, анализируя работу традиционного вуза, мы выделили 4 вида деятельности и 21 бизнес-функцию, в состав которых включаются 117 основных бизнес-процессов.

Образовательная деятельность в Т-вузе включает все бизнес-процессы, непосредственно направлен-

При Законода- распор тельные акты минис 1 казы, яжения терства Лице і О нзия ст Гос. бразов. Меж андарты со дународные глашения

1 ’ г

Информация ^ 1 і Отчет о деятельности вуза

Управленческая деятельность Пп. 1

Регламенты Решения УС, приказы Диплом гос. образца ^

Отчеты Вступи- тельные документы Планы

к і к 1 і і План ОД , і г ' г План НИР План обеспечения вуза

Образовательная деятельность 0р. 2

Возврат документов ^

Сертификат I

Информа- ционные материалы Отчеты по ОД г 1 Результаты НИР

11 1 1 і

НИР Пп. Я

^Отчеты НИР Г 1 Г 1

Гранты Финансовые средства

і і Договоры

Обеспечивающая деятельность

1 Отчеты по обеспечению

Мате- А - і

риальные Рек- тор Материальнотехническая база

ресурсы Ученый совет

Абитуриенты АУП Студенты Факультеты Преподаватели

Рис. 2. Типовые виды деятельности Т-вуза

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

Рис. 3. Функции образовательной деятельности Т-вуза

ные на предоставление желающим и подготовленным гражданам необходимых условий для получения высшей профессиональной квалификации по утвержденным специальностям. Это основная и доминирующая деятельность в каждом вузе (см. рис. 2).

Основная парадигма классического высшего образования — отобрать наиболее способных абитуриентов, передать им обязательный и, как правило, избыточный набор знаний (определяемых государственными образовательными стандартами) и контролировать усвоение студентами получаемых знаний. Важным

требованием является также формирование определенных навыков, в том числе самостоятельной работы.

Образовательная деятельность объединяет шесть основных бизнес-функций: прием на обучение, обучение студентов по основным образовательным программам, обучение слушателей на учебных курсах, проведение итоговых аттестационных испытаний, совершенствование образовательных программ и руководство образовательной деятельностью (см. рис. 3).

Учитывая ограниченные рамки статьи, рассмотрим более подробно лишь две группы образователь-

Рис. 4. Бизнес-процессы обучения студентов в Т-вузе

Рис. 5. Контекстный уровень модели И-вуза

ных бизнес-процессов, потребность реформирования которых на основе использования информационных технологий наиболее явная.

Бизнес-функция «Обучение студентов по основной образовательной программе» включает пять бизнес-процессов, которые создают ценности для студентов при подготовке по конкретной образовательной программе, включающей в строгом соответствии с государственным образовательным стандартом определенный набор учебных дисциплин гуманитарного, общенаучного, математического и специального циклов, прохождение практики и проведение промежуточной аттестации (см. рис. 4).

Процесс обучения в Т-вузе представляет собой передачу и усвоение необходимых теоретических знаний и формирование требуемых навыков, качество которых зависит как от преподавателей, так и

от личных способностей, мотивированных усилий и самостоятельной работы студента.

На вход процесса поступают информационные образовательные ресурсы (учебные материалы, задания, контрольные работы и т. д.). В ряде работ в качестве входа в образовательный процесс поступают студенты, имеющие определенный (исходный) уровень знаний. Такое решение нельзя признать корректным, ибо входной ресурс должен перерабатываться в выходные результаты. Более правильно, с нашей точки зрения, рассматривать студента в качестве ресурсного механизма, с помощью которого осуществляется процесс обучения (аналогичное положение в модели имеют преподаватели).

В конечном счете, усвоенные знания являются для студента как внешнего клиента самой главной ценностью. Они во многом предопределяют уровень его квалификации и дальнейший карьерный рост. Но студент, поступая в вуз, приобретает статус внутреннего клиента (во многом пассивного, ограниченного в своих правах и возможностях, которого можно при определенных обстоятельствах отчислить из вуза). И здесь действуют иные, непосредственно более значимые для него, чем знания, ценности — экзаменационные оценки и зачеты, которые идут в диплом и фиксируются в зачетной книжке и экзаменационных ведомостях. Поэтому выходными результатами будут усвоенные знания и навыки, а также оценки по всем учебным дисциплинам, входящим в образовательную программу.

Управляющее воздействие данным агрегированным процессом осуществляется с помощью учебнопрограммной документации, включая рабочий учеб-

Рис. 6. Виды деятельности И-вуза

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

ный план по направлению подготовки, разрабатываемой вузом самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, учебных планов по направлению подготовки (специальности) и программ дисциплин, утверждаемых федеральным органом управления образованием, расписанием учебных занятий и приказов (распоряжений), относящихся к обучению.

Количество квалифицированных преподавателей, уровень финансирования и наличный аудиторный фонд представляют собой главные лимитирующие условия развития каждого вуза. Внедрение элементов информационных технологий в традиционные образовательные процессы способно решить лишь частные задачи интенсификации обучения, особенно в условиях жестких финансовых ограничений.

Основные точки реформирования образовательной деятельности связаны с формированием глобального рынка образовательных услуг и предпринимательского стиля поведения вуза. Более конкретно это проявляется по трем направлениям реформирования. Во-первых, реализация принципов Болонского соглашения, которые существенно видоизменяют бизнес-процессы обучения в Т-вузе. Во-вторых, переход к новому типу бизнес-модели вуза, который становится самостоятельным игроком на рынке профильных образовательных услуг и должен выстраивать стратегию своего развития, опираясь на собственные конкурентные преимущества. В-третьих, активное формирование новой электронной учебной среды на основе информационных технологий. Происходит формирование рынка образовательных услуг, который в условиях широкого использования в учебных технологиях современных информационных технологий постепенно становится глобальным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целесообразно еще раз вернуться к понятию И-вуза. В настоящий момент даже в лучших российских негосударственных вузах преобладает бизнес-модель, которая по ряду важнейших параметров (разработка стратегий развития, финансирование, организация процесса создания новых знаний и др.) отстает от принципов функционирования, распространенных ныне в мировом бизнес-образовании. Основная же масса вузов продолжает действовать в рамках стратегии выживания, которая явно не содействует назревшим переменам [23].

Итак, И-вуз представляет собой образовательное учреждение, способное постоянно совершенствовать, развивать ключевые бизнес-процессы в соответствии с разработанной стратегией и тенденциями рынка образовательных услуг, опираясь на собственные интеллектуальные ресурсы и долгосрочное сотрудничество с партнерами. Моделируя бизнес-процессы И-вуза, мы должны выявить все новые обстоятельства и характеристики, начиная с контекстного уровня (см. рис. 5).

Важнейшей характеристикой И-вуза на контекстном уровне является стратегическое видение, которое можно представить с помощью миссии, стратегических целей и набора бизнес-стратегий. Здесь важ-

но отметить, что указанные моменты выступают определяющими факторами на всех остальных уровнях, ибо они задают долгосрочные направления и приоритетные результаты, ради которых вуз осуществляет свою деятельность.

Разработка миссии и стратегических целей И-вуза есть результат особых бизнес-процессов, которые осуществляются в рамках его управленческой деятельности на высших уровнях иерархии. По сути, формируется особая бизнес-функция «Стратегическое управление», которая становится важнейшим профессиональным приоритетом руководства И-вуза. Иначе говоря, И-вуз в условиях обретения академической свободы и отказа государства от жесткого руководства и финансирования вузов должен учиться поиску своей ниши на рынке образовательных услуг, учитывая долгосрочные тенденции изменения рынка труда, требования и предпочтения потенциальных клиентов, возможности и угрозы со стороны конкурентов, а также свои сильные и слабые стороны.

Каким образом можно отразить стратегические переменные в модели на контекстном уровне? Во-первых, среди управляющих воздействий необходимо выделить миссию и важнейшие стратегические цели, которые должны утверждаться на Попечительском совете вуза (учредителями или на собрании акционеров), определяя главные ориентиры развития И-вуза. Во-вторых, стратегические цели формируют набор целевых результатов (выходные переменные), которые вуз определяет как приоритетные и стремится реализовать их, используя принятые деловые стратегии, в разных сферах своей деятельности. В-третьих, целесообразно выделить (со стороны механизмов) комплексную информационную управляющую систему (КИУС) вуза, от которой зависят его конкурентные преимущества. На данном уровне преждевременно особо выделять использование информационных технологий, которые представляют собой лишь один из элементов (безусловно, важный) деловой стратегии вуза.

Трансформация Т-вуза в И-вуз связана также с появлением двух новых видов деятельности, которые реализуют новые цели высшего образования: предоставление разнообразного «образования в течение всей жизни» (LLL, Lifelong Learning) и умение качественно обучать специалистов высшей квалификации в условиях рынка образовательных услуг, доказывая свои преимущества перед конкурентами.

Речь идет, во-первых, о необходимости постоянного совершенствования бизнес-процессов, в первую очередь определяющих сильные стороны вуза, являющихся основой его конкурентных преимуществ, а также устранения слабых сторон, неэффективных процессов, которые ослабляют его конкурентоспособность. Регулярное решение указанных задач формирует потребность новых бизнес-процессов, являющихся исключительно важными для И-вуза, формирующих особую деятельность по развитию вуза.

Во-вторых, потребность «образования в течение всей жизни» порождает необходимость устойчивых,

Рис. 7. Функции деятельности по развитию И-вуза

долгосрочных, взаимовыгодных партнерских отношений вуза с основными клиентами как корпоративными, так и гражданами, желающими получить специальность и поддерживать свою квалификацию в период своей профессиональной деятельности. Указанные бизнес-процессы образуют особый вид деятельности — партнерское сотрудничество (см. рис. 6).

В Т-вузе процессы развития и партнерские отношения также существуют, но в ином качестве — как отдельные, распределенные по разным видам и функциям деятельности бизнес-процессы или нерегулярно выполняемые работы.

В процессе создания модели И-вуза целесообразно уточнить также традиционные названия видов деятельности в модели Т-вуза, чтобы подчеркнуть новые содержательные характеристики соответствующих бизнес-процессов. Например, образовательная деятельность в И-вузе в результате реформирования все больше становится деятельностью по оказанию разнообразных образовательных услуг. Это означает, что возникают новые функциональные блоки и отдельные бизнес-процессы в образовательной деятельности, которые не требовались в Т-вузе. Аналогичным образом следует уточнить название «научная и консультационная деятельность», учитывая возрастающую роль второй составляющей — практического применения научных знаний.

Первым фокусом реформирования, требующим особого внимания руководства, становится формирование современных бизнес-процессов развития вуза. Это ключевая позиция реформирования, определяющая темпы, масштабы и успех преобразований, включая применение информационных технологий в образовательных процессах.

Ситуация с процессами развития двойственна. С одной стороны, указанные процессы составляют

внутренний момент любой деятельности вуза, и поэтому кажется, что нет необходимости их особо выделять и обособлять. С другой стороны, занимаясь совершенствованием, например образовательной деятельности, как и любой другой, мы не осуществляем непосредственно те бизнес-процессы, которые пытаемся усовершенствовать.

Какие процессы развития характерны для Т-вуза? На первом плане — капитальное строительство, т. е. создание новых учебных площадей, зданий, монтаж нового оборудования. Это отдельная сфера, в которой чаще всего действуют специализированные организации. Во-вторых, создание новых факультетов, кафедр, новых образовательных программ для подготовки новых специалистов. В-третьих, сюда можно отнести учебно-методическую работу — совершенствование существующих образовательных программ.

В Т-вузе деятельность по развитию еще не выделена, не структурирована, не является устойчивой. Решение подобных задач осуществляется нерегулярно, нет соответствующих технологий, организационных форм. Только в период реформ в сфере высшего образования начинает интенсивно формироваться регулярная, устойчивая деятельность по совершенствованию вуза: сначала отдельные бизнес-процессы, затем формируются особые функции, которые агрегируются в особый вид деятельности. Все сказанное в полной мере относится только к модели И-вуза, в котором деятельность по развитию становится доминирующей.

Основная форма деятельности по развитию — разработка и реализация большого количества проектов совершенствования старых и проектирования новых бизнес-процессов на основе знаний собственных сотрудников. В модели И-вуза соответствующую

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

деятельность можно представить в виде шести бизнес-функций. Особую роль в деятельности по развитию играет бизнес-функция «Формирование базы знаний», которая постепенно подготавливает условия для формирования в И-вузе системы управления знаниями (см. рис. 7).

Но что такое знания? Как их определять, измерять, всемерно развивать и эффективно использовать для успешной деятельности вуза? Главная трудность в управлении знаниями состоит в управлении людьми, которые содержат самые ценные ресурсы (компетенции, неявные знания) у себя в голове, склонны заниматься творческой и интересной работой, угрожая в противном случае уйти к конкурентам.

Естественно, управление знаниями нельзя рассматривать вне связи со стратегией развития высшей школы и совершенствованием основных бизнес-процессов вуза на базе информационных технологий. Система управления знаниями должна давать четкие ответы на вопросы: как и какие знания следует использовать для повышения конкурентоспособности вуза? Какие процессы здесь являются определяющими, какие знания приобретают для вуза ключевую роль и как их сохранять?

Деятельность по развитию и совершенствованию бизнес-процессов на основе управления знаниями и интеллектуальным потенциалом работников в вузах, учитывая опыт стратегии Six Sigma [5], может осуществляться в проектной форме под руководством специально обученных и временно освобожденных от других обязанностей наиболее способных сотрудников. Решающее значение при этом подходе играет вовлеченность в процессы развития высшего руководства, массовое обучение сотрудников методологии и основным методам проектной работы, подготовка необходимого количества ключевых руководителей проектных команд (чемпионов и «черных поясов»), а также фокусирование ресурсов на реализации отобранных проектов в целях создания эффективных бизнес-процессов.

В состав проектных команд в вузах следует включать наиболее способных сотрудников и студентов (особенно магистрантов), дополнительно подготовленных для коллективной групповой работы. Команда осуществляет проект под руководством преподавателя, временно освобожденного от основной деятельности, также прошедшего необходимую для работы подготовку.

Основными критериями выбора проектов могут быть: соответствие бизнес-процессов международным стандартам, уровень качества и соответствие перспективным потребностям рынка труда, использование прогрессивных информационных технологий обучения. При успешном завершении проекта студенты-участники проекта могут претендовать на получение гранта, оформление диссертационной или дипломной работы, включение в кадровый резерв факультета (аспирантура).

Участие большинства сотрудников и студентов в совершенствовании образовательных бизнес-процессов сформирует определенную культуру обмена зна-

ниями внутри вуза, позволит развивать и закреплять важные навыки групповой работы будущих специалистов, которые будут преобладать в компаниях в ближайшей перспективе.

Вторым фокусом реформирования становятся процессы партнерского сотрудничества, которые реализуют долгосрочные и взаимовыгодные отношения двух и более партнеров, признающих общие цели и ценности и готовых совместно действовать для их достижения, выделяя для этого необходимые ресурсы и создавая (используя) общие стержневые компетенции. Есть все основания утверждать, что возрастающая роль указанных процессов для любого вуза, их новизна, сложность и разнообразие создают реальную основу для их агрегирования на уровне особого вида деятельности. Это означает формирование новых бизнес-процессов, ориентированных на создание ценностей для постоянных партнеров, оказание им особых услуг на взаимовыгодных условиях. К основным бизнес-функциям партнерского сотрудничества, по нашему мнению, следует относить: поиск потенциальных партнеров, реализацию совместных программ и проектов, сопровождение карьерного роста выпускников, оказание корпоративных партнерских услуг, привлечение спонсорской поддержки и управление стратегическим партнерством.

Формы партнерства могут быть весьма разнообразными в зависимости от конкретных целей и задач, которые партнеры ставят перед собой. Участниками партнерства могут быть как юридические, так и физические лица, официально подтвердившие свою заинтересованность в одной или нескольких формах сотрудничества.

Указанные отношения существенно отличаются от обычных рыночных отношений, при которых вуз, продавая образовательные услуги, должен подстраиваться под текущие запросы, предпочтения и интересы клиентов, не всегда представляющих себе перспективные тенденции рынка труда. Между тем, многие авторы предлагают применять в качестве основы управления вузами маркетинговую идеологию и инструменты для успешного продвижения образовательных услуг [7, 8, 16, 28, 35].

Аналогичную позицию отстаивает GATS, который причисляет высшее образование к услугам и пытается распространять на данную сферу принципы обычной торговли услугами. Обращает на себя внимание тот факт, что в международных программных документах, относящихся к развитию высшего образования, используется понятие единого образовательного пространства, а не рынка образовательных услуг [10, 11, 38]. Так, в Болонской декларации подчеркивается, что высшее образование — это общественное достояние, поэтому важно признавать, что не только в условиях бюджетного финансирования образовательная услуга не является возмездной (платной), но и вне зависимости от источника финансирования она не может быть полностью приравнена к продаваемым/покупаемым услугам и подпадать под действие торговых соглашений.

Иначе говоря, при продаже образовательных услуг неправомерно исходить только лишь из соотношения спроса и предложения на соответствующем рынке и принимать решения о свертывании или подготовке новых образовательных программ исходя из конъюнктурных соображений.

Третий фокус реформирования связан с инновациями в бизнес-процессах управленческой деятельности. Длительный период оказания многих образовательных услуг, отсутствие у большинства клиентов реальных представлений о будущей профессии и наборе компетенций, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности, сложности в определении перспективных сдвигов на рынке труда — все это неизбежно заставит вузы управлять своей деятельностью на основе знаний, используя маркетинговый инструментарий в качестве важного, но лишь вспомогательного средства.

Главная характерная особенность вуза как объекта управления состоит в том, что природа основных бизнес-процессов (образовательных, научных исследований и консультирования) имеет единую основу — создание, накопление, передачу и использование знаний. В условиях реализации изложенной нами стратегии внедрение управленческих инноваций должно быть направлено на более эффективное развитие и использование интеллектуального потенциала вуза.

Последний представляет собой системную характеристику возможностей или способностей вуза эффективно разрешать главные проблемы на основе имеющихся интеллектуальных ресурсов, включая накопленные знания, компетенции персонала и качество менеджмента. Это единственный вид ресурса, который в процессе своего потребления сохраняется. Более того, чем интенсивнее используются данные ресурсы, тем быстрее растет величина интеллектуального потенциала вуза, проявляющая себя в накопленных неявных знаниях сотрудников, а также явных знаниях, воплощенных в учебниках, монографиях, учебно-методических материалах и других результатах их деятельности

Особенно интересными и перспективными управленческими инновациями могут стать создание единых баз знаний, доступных для любого сотрудника, поощрение инициативы работников по включению своих собственных знаний в единые базы, механизмы и процедуры работы виртуальных проектных команд, отказ от внутреннего бумажного документооборота и перевод всех прежних документов в цифровую форму, использование возможностей Интранета для эффективного взаимодействия сотрудников.

Предлагаемый механизм активного использования интеллектуального потенциала вуза целесообразно сделать одним из ключевых факторов формирования новой инновационной культуры вуза, для которой будут характерны возможность творческой реализации сотрудников, признание и оценка вклада каждого, высокая самооценка, регулярная профессиональная переподготовка, проектные формы сотрудничества и профессиональный рост.

Новая инновационная культура и образовательные процессы

Наиболее значимыми для формирования И-вуза становятся инновационные изменения в образовательных бизнес-процессах, которые основаны на возможностях информационных технологий, позволяющих изменять характер развития, приобретения и распространения знаний, обновления содержания обучения и методов преподавания, а также расширения доступа к рассматриваемым услугам в И-вузе.

Главной целью обучения становится формирование определенного набора компетенций, которые необходимы будущему специалисту. В отличие от знаний, которые можно заучить, запомнить, в крайнем случае, списать, компетенции представляют собой активные знания, которые студент научился применять при решении определенных учебных ситуаций и реальных проблем. Самостоятельная работа, часто исследовательского характера, связанная с решением реальных проблем, становится центральным моментом процесса обучения, а студент в полной мере превращается в главное действующее лицо, от усилий которого зависит уровень и качество компетенций и навыков. Лекционная работа утрачивает значение ведущей, определяющей формы обучения. Новые методы образования неизбежно потребуют новых учебно-методических подходов, материалов и методов тестирования, которые будут ориентированы на проверку способностей к пониманию, навыков коллективной практической работы и творчества.

Важнейшее направление в стратегии развития образовательных процессов — формирование условий, обеспечивающих переход вузов к полномасштабному электронному образованию, которое позволит преодолеть основные ограничения и недостатки традиционных образовательных технологий. В настоящее время во многих странах интенсивно формируется новый рынок образовательных мультимедийных программ, особенно ориентированных на Интернет-обучение, получает распространение дистанционное обучение вне стен факультета как часть обучения в вузе.

Создание учебных мультимедийных курсов и электронных учебников можно считать наиболее масштабной, сложной и трудоемкой инновационной задачей, стоящей перед каждым вузом. С одной стороны, важно сохранить все ценное из имеющихся учебных курсов, что привлекало студентов, создавало особый имидж вузу. С другой — требуется развитие, обогащение содержательной стороны курсов, включение проблемных ситуаций, элементов контроля за процессом понимания тех знаний, которые студент должен усвоить и превратить их в свои компетенции.

Во Всемирной декларации четко сформулирована задача переработки всех учебных программ с использованием новых методических и дидактических подходов, ограничивающих когнитивное освоение знаний и обеспечивающих формирование навыков, развитие компетентности и способностей, связанных

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

с коммуникациями, творческим и критическим анализом, независимым мышлением и коллективным трудом [10, ст. 9].

Роль и функции преподавателей в процессе внедрения и широкого использования информационных технологий кардинально изменяются: в переходный период они становятся основными действующими лицами происходящих изменений. Традиционные университеты и вузы должны пройти этот трудный путь самостоятельно, не надеясь на чудесное воскрешение в мире электронного обучения. Единственно реальной основой их выживания и сохранения конкурентоспособности может быть постоянное совершенствование основной деятельности факультета в соответствии с международными стандартами, используя накопленные знания, интеллектуальный потенциал собственных сотрудников и возможности партнерского сотрудничества.

Разработку новых учебных программ целесообразно осуществлять в новом формате, используя работу проектных команд, в состав которых включаются преподаватели и необходимые специалисты. Решающим фактором успеха в работе над учебными интерактивными курсами мы считаем официальное признание ее приоритетной формой учебно-методической работы, включая придание основным ее результатам статуса учебников, учебно-методических работ и публикаций.

Немаловажную роль здесь может сыграть лично-стно ориентированное образование и кредитная система организации учебного процесса, предусмотренная Болонской декларацией, ориентированные на результаты обучения или компетенции, что неизбежно повлечет гибкий индивидуальный график обучения и модульное образование как условие реализации кредитной системы. В этих условиях наличие учебных интерактивных курсов и дистанционное обучение становятся для И-вуза жизненной необходимостью.

Дистанционное обучение прочно утвердилось в качестве своеобразной альтернативы традиционному высшему образованию, хотя официально его рассматривают как разновидность заочного образования. Не вдаваясь в споры о месте дистанционного обучения, подчеркнем вывод, что оно представляет собой одно из ключевых направлений использования информационных технологий в процессе кардинальных преобразований высшего образования.

Дистанционные технологии обучения можно осуществлять разнообразными способами. Наиболее распространенный — Интернет-обучение, которое реализуется либо в открытом варианте, использующем Интернет в обычном режиме, либо закрытом, или Экстранет, доступном только определенному кругу пользователей. Так, например, более 200 университетов США являются постоянными пользователями закрытой сети «Интернет-2», созданной для учебных целей с использованием более совершенных информационных технологий, обеспечивающих сверхскоростной доступ и передачу огромных объемов учебной информации между универ-

ситетами. Дистанционное обучение осуществляется также на основе выделенных спутниковых каналов для обеспечения работы мобильных филиалов вуза.

Возможен вариант использования дистанционных технологий обучения внутри вуза на базе компьютерных классов или специально создаваемых центров дистанционного обучения. Тогда в одной аудитории могут работать студенты, самостоятельно изучающие совершенно разные учебные курсы.

Завершающая фаза трансформации Т-вуза в учреждение высшего образования И-типа связана с объединением относительно самостоятельных, часто разрозненных элементов образовательных информационных технологий в единый обучающий комплекс, включающий как реальные учебные заведения, перестроившие свои основные бизнес-процессы, так и полноценные «виртуальные» вузы, созданные на базе региональных, континентальных или глобальных обучающих сетей. В данной статье нет возможности детально рассматривать варианты такой системы, тем более, что не все необходимые элементы и информационные технологии уже созданы и используются.

Выводы. Анализ проблем трансформации традиционных процессов работы в высшей школе на основе инновационного подхода позволяет нам сделать ряд важных выводов, имеющих практическое и теоретическое значение.

Во-первых, необходимость системного реформирования высшей школы, в основе которого лежат новые потребности общественного развития, из предмета дискуссии превращается в реальные процессы кардинальных преобразований образовательной сферы. Цели и стратегия ее реформирования во многом определены и зафиксированы в международных соглашениях, в том числе во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (Париж, 1998) и в Болонской декларации (Болонья, 1999). По сути, на смену стратегии своеобразной элитарности высшего образования идет стратегия массового, равноправного и справедливого доступа к высшему образованию на протяжении всей жизни граждан, опирающаяся на возможности информационных технологий обучения, которые позволяют преодолеть основные ограничения и недостатки традиционных образовательных процессов. Активно формируется рынок образовательных услуг, который в условиях широкого использования информационных и коммуникационных технологий постепенно становится глобальным.

Во-вторых, новая парадигма высшего образования определяет задачи не только государственных органов, но и каждого вуза в отдельности. Формируется новый тип «бизнес-модели» инновационно ориентированного вуза, который является самостоятельным игроком на рынке профильных образовательных услуг и выстраивает стратегию своего развития, опираясь на собственные конкурентные преимущества либо на преимущества сетевых форм партнерства. Традиционные университеты и вузы должны самостоятельно выявить ключевые точки реформирова-

ния собственных бизнес-процессов, требующих инновационных подходов, и приложить максимальные усилия своего персонала для успешной их трансформации, не надеясь на чудесное вмешательство вышестоящих сил или спонсоров.

В-третьих, помимо очевидных задач и направлений инновационного реформирования образовательных и управленческих бизнес-процессов, доминирующую роль начинают играть два новых вида деятельности — по развитию вуза и партнерскому сотрудничеству.

Особого внимания и поддержки руководства требует формирование деятельности по развитию на основе управления знаниями и интеллектуальным потенциалом работников — основы основ создания и укрепления стержневых компетенций И-вуза. Эффективным организационным механизмом совершенствования бизнес-процессов в вузах, по нашему мнению, может стать массовое участие специально подготовленных сотрудников и студентов в осуществлении инновационных проектов развития под руководством наиболее способных сотрудников, временно освобожденных от других обязанностей.

Это позволит добиться кардинальных результатов на пути трансформации традиционного вуза в инновационно ориентированный вуз, а также сформировать в последнем новую инновационную культуру, отличающуюся приоритетом творческих задач развития конкурентных преимуществ, инициативой и коллективными формами совместного труда, открытостью и доминирующей ролью знаний в управлении ключевыми бизнес-процессами.

В-четвертых, генеральным направлением использования информационных технологий в образовательных процессах становится развитие разнообразных форм полноценного электронного обучения на основе реформированных образовательных бизнес-процессов, способного реализовать те стратегические цели развития высшей школы, которые были изложены в начале статьи.

Литература

1. Л. Акофф Рассел. Планирование будущего корпорации. М.,

2002.

2. И. Ансофф. Стратегическое управление. М., 1989.

3. В. И. Байденко. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский новый университет, 2002.

4. Г. А. Балыхин. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М., 2003.

5. Г. Брю. Шесть сигм для менеджеров. / Пер. с англ. В. Н. Егорова. М.:ФАИР-ПРЕСС, 2004.

6. Ю. С. Васильев и др. Управление развитием вуза. СПб., 1998.

7. А. Вифлеемский. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе. // Вопросы экономики. 2002. № 8.

8. А. А. Воронин. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. М., 1999.

9. Т. Воронина, О. Молчанова, А. Абрамешин. Управление инновациями в сфере образования. // Высшее образование в России. 2001. № 6. С. 3-12.

10. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. Париж, 1998.

11. Всемирный доклад по образованию 2000 г. Право на образование: на пути к образованию для всех в течение жизни. М., 2000.

12. Ю. Горин, Б. Свистунов. К иной парадигме. // Высшее образование в России. 1999. № 3.

13. Питер Ф. Друкер. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

14. Дэвид Кэмбелл и др. Стратегический менеджмент: Учебник. / Пер. с англ. Н. И. Алмазовой. М.: ООО «Издательство Проспект», 2003.

15. А. Марка Дэвид, Клемент МакГоун. SADT-методология структурного анализа и проектирования. М.: Метатехнология, 1993.

16. А. П. Егоршин. Перспективы развития образования в России в XXI веке. // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 4.

17. В. Г. Елиферов, В. В. Репин. Бизнес-процессы: регламентация и управление. М.: Инфра-М, 2005.

18. В. А. Ивлев, Т. В. Попова. Реорганизация деятельности предприятий: от структурной к процессной организации. М.: ООО Издательство «Научтехлитиздат», 2000.

19. Идея образования: Российская идея образования как основа государственной политики в XXI веке. М., 1999.

20. Инновационные стратегии развития сферы сервиса. СПб.,

2003.

21. Г. Н. Калянов. Консалтинг при автоматизации предприятий: Научно-практическое издание. М.: СИНТЕГ, 1997.

22. В. Б. Касевич, Р. В. Светлов, А. В. Петров, А. А. Цыб. Болонский процесс в вопросах и ответах. СПб.: Издательство СПбГУ,

2004.

23. В. С. Катькало. Стратегии, структуры и новые задачи адаптации российских университетов. Тезисы выступления на секции Международной научной конференции «Модернизация экономики и выращивание институтов». 5-7 апреля 2005. М.: ГУ ВШЭ. http:// www.hfe.ru

24. С. В. Маклаков. Моделирование бизнес-процессов с BPWin 4.0. М.: Диалог-МИФИ, 2002.

25. Методология IDEF0. Перевод стандарта.

26. Б. З. Мильнер. Управление знаниями. М.: Инфра-М, 2003.

27. Модернизация российского образования: документы и материалы. / Редактор-составитель Э. Д. Днепров. М., 2002.

28. Модернизация российского образования: стратегические разработки. / Под редакцией Я. И. Кузьминова. М., 2002.

29. Л. Г. Можаева. Эволюция концепции образования в современном мире. // Экономика образования. 2001. № 6.

30. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под редакцией Е. С. Полат. М., 2000.

31. Образование в XXI веке: Информационные и коммуникационные технологии. / Отв. ред. В. Г. Кинелев. М., 1999.

32. Россия в Болонском процессе. Материалы международной рабочей встречи. М.: МАЭП, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. М. К. Румизен. Управление знаниями: Пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

34. Е. И. Рыбное. Стратегическое планирование системной трансформации высших учебных заведений. СПб., 2001.

35. А. Я. Савельев. Высшее образование: состояние и проблемы развития. М., 2001.

36. В. А. Садовничий. Высшая школа России: ориентиры на будущее. // Alma Mater. 2000. № 12.

37. И. Ф. Феклистов. Инновационное управление качеством вузовских ресурсов: методологии и методы. СПб.: Изд-во С-Пе-терб. ун-та, 2004.

38. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. Аналитический обзор. М.: ГУ ВШЭ, 2004.

39. М. Хаммер, Дж. Чампи. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе: Пер. с англ. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997.

40. С. В. Черемных и др. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. М.: Финансы и статистика, 2001.

41. Katz, Richard N. and Associates. Dancing With the Devil: Information Technology and the New Competition in Higher Education. San Francisco, CA: Jossey Bass, 1999.

42. Martin Irvine. Net Knowledge: The Coming Revolution in Higher Education. Georgetown University, 2001.

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.