Научная статья на тему 'Моделирование антитеррористической политики: дискурсивная стратегия Президента Российской Федерации Д. А. Медведева'

Моделирование антитеррористической политики: дискурсивная стратегия Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
334
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Д.А. Медведев / Президент Российской Федерации / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / дискурс / БЕЗОПАСНОСТЬ / Терроризм / антитеррористические меры / МЕТОДЫ БОРЬБЫ / D.A. Medvedev / President of the Russian Federation / state policy / Discourse / Security / terrorism / antiterrorist measures / methods of struggle

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалевская Евгения Владимировна

Статья посвящена проблеме формирования государственной антитеррористической политики в современной России. Основное внимание уделено роли дискурсивной составляющей политической стратегии, представленной в высказываниях Д.А. Медведева. Приведены результаты исследования стилистической специфики и лексического наполнения высказываний Д.А. Медведева по проблеме терроризма, проведенного автором. Рассматривая антитеррористические концепции, озвучиваемые Президентом РФ, автор сравнивает их с последующей практической деятельностью по их реализации. Показано, что действия, направленные на подавление террористической угрозы, оказывают влияние на повседневную жизнь общества и регламентируют ее. В результате автор приходит к заключению, что борьба с терроризмом на современном этапе все чаще превращается в средство легитимации действий по урегулированию внутригосударственной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ковалевская Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to the formation of state anti-terrorism policy in contemporary Russia. Focuses on the role of discursive element of political strategy, presented in the statements of D.A. Medvedev. The results of the study of stylistic peculiarities and lexical content of statements, D.A. Medvedev on terrorism conducted by the author. Considering the anti-terrorist concept voiced by the President of the Russian Federation, the author compares it with the following practical activities to implement them. It is shown that the action to suppress the terrorist threat, have an impact on everyday life of society and govern it. As a result, for x-by leads to the conclusion that the fight against terrorism on the modern stage is increasingly becoming a means of legitimizing action to resolve the domestic situation.

Текст научной работы на тему «Моделирование антитеррористической политики: дискурсивная стратегия Президента Российской Федерации Д. А. Медведева»

Ковалевская Е.В.

МОДЕЛИРОВАНИЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ:

ДИСКУРСИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д.А. МЕДВЕДЕВА

Современное международное сообщество рассматривает терроризм как мировое зло. В выступлениях и посланиях Президента Российской Федерации Д.А. Медведева все чаще упоминается о необходимости принятия решительных и масштабных мер по устранению проблемы терроризма как в России, так и за ее пределами. Однако, несмотря на объявленную правительствами многих стран войну терроризму, это явление продолжает существовать, оставаясь разновидностью радикального политического давления.

Возможность полного искоренения терроризма на сегодняшний день представляется неосуществимой. Исследования по этой теме показывают, что террористические проявления в большинстве случаев связаны с демонстрацией протеста и несогласия определенных группировок или даже государств с другими акторами международного пространства. Достигнуть абсолютного баланса сил и полного взаимопонимания, которые смогли бы обеспечить полноценный диалог без применения агрессивных методов воздействия, пока не удается. Поэтому следует признать существование постоянной потенциальной опасности того, что терроризм, как, безусловно, действенный метод, будет и дальше применяться силами, не заботящимися о «чистоте» своих действий.

Моделирование антитеррористической политики в Российской Федерации можно проследить на примере политического дискурса Президента РФ. С целью наиболее полного исследования данного вопроса автор провела многоуровневый анализ: обобщила высказывания Д.А. Медведева о терроризме и предлагаемых мерах борьбы с этим явлением; сопоставила эти высказывания с последующими практическими действиями, осуществляемыми на государственном уровне; проанализировала его комментарии и оценку по проделанной работе.

Первоначально следует выделить ряд мер, которые Президент РФ предлагает в качестве антитеррористических. На расширенном заседании коллегии Федеральной службы безопасности 29 января 2009 г. Д.А. Медведев

изложил четкий план по борьбе с терроризмом, обозначив пять обязательных пунктов [2]. Во-первых, это укрепление правоохранительной и силовой составляющей: МВД, ФСБ, других сил правопорядка, помощь суду. Во-вторых, дальнейшее нанесение острых «кинжальных ударов» по террористам, уничтожение их самих и их пристанища. Следующими пунктами своей антитеррористической программы Президент РФ обозначил помощь в решении экономических и социальных вопросов, проблем образования и культуры, а также содействие в укреплении нравственности и духовной составляющей в регионах, решивших порвать с бандитами. Но все же наиважнейшая задача, которая была поставлена правоохранительным органам, - «жёстко

контролировать ситуацию, в случае необходимости вмешиваться и принимать оперативные решения по контролю». Приоритетными признаются постоянный «контроль» ситуации на Северном Кавказе, эффективная оперативно-розыскная работа, повышение надежности антитеррористических мер при проведении массовых мероприятий. Но само понятие «контроля» в случае с террористами просто неприменимо, так как террористическая деятельность стихийна, и государство не может ее регулировать. Значит, здесь речь идет не столько о контроле, сколько о своевременных попытках предотвращения нападений или последующем подавлении активности группировок, что можно считать лишь симптоматическим воздействием на очаги проявления терроризма.

Политический дискурс Президента РФ Д.А. Медведева отличается большим количеством упоминаний о применении жестких силовых методов и необходимости физического уничтожения террористов, которые выдвигаются как основные средства в борьбе с ними. Результативность проведенных антитеррористических операций оценивается в численных показателях уничтоженных. Слово «уничтожить» используется в большинстве его заявлений, касающихся противостояния терроризму. Так, на совещании с постоянными членами Совета безопасности в июне 2009 г. Д.А. Медведев заявил по поводу покушения на Президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова следующее: «Здесь нечего церемониться, надо действовать. Проводились операции, и сейчас они проводятся. Доложите мне, какое количество бандитов уничтожено» [6]. После взрывов в московском метро 29 марта 2010 г. появилось заявление Д.А. Медведева о том, что «линия на подавление террора в нашей стране и борьбу с терроризмом будет продолжена. Мы продолжим операции против террористов без колебаний и до конца» [5]. Сочетание «без колебаний» и «до

конца» подразумевает намерение противостоять терроризму до тех пор, пока не будут уничтожены все террористы, что и позволит в итоге говорить об окончательной победе.

Та же логика прослеживается в президентских речах, звучавших после теракта в Домодедово, совершенного 24 января 2011 г. В качестве примера приведем одно такое высказывание: «Нужно сделать всё для того, чтобы бандиты, совершившие это преступление, были выявлены, изобличены и преданы суду. А гнёзда этих бандитов, как бы они ни назывались, должны быть ликвидированы. С теми же, кто будет сопротивляться, как и принято в таких ситуациях, церемониться нечего. Они должны быть уничтожены на месте» [7]. Как и ранее, снова внимание акцентируется на том, что единственным решением проблемы может стать тотальное уничтожение террористов и их возможных пособников. Однако при таком подходе совершенно не учитывается способность террористов к формированию новых группировок, которые приходят на замену ликвидированным.

Говоря о необходимости ликвидировать «гнезда» бандформирований, Президент РФ условно расширяет сферы и области общественной жизни, которые в ближайшем будущем должны попасть под контроль с целью наведения в них порядка и искоренения террористического зла. Борьба с терроризмом, исходя из слов Д.А. Медведева, должна строиться на двух аспектах. Один из них - это тотальный контроль или, правильнее сказать, полицейский надзор, осуществляемый во всех сферах жизни и деятельности общества. Второй - силовое подавление и физическое уничтожение террористов. Развитие антитеррористической деятельности характеризуется легитимацией новых средств борьбы с террористами. На совещании с руководителями республик Северо-Кавказского федерального округа, территориальных подразделений Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел 1 апреля 2010 г. Президент РФ выступил с предложением расширить перечень допустимых средств противостояния терроризму. «По всей вероятности,

перечень этих средств - не только для нашей страны, а вообще - должен быть расширен, и они должны быть не только более эффективными, но и более жесткими. Если хотите, более жестокими. В превентивных целях, для предотвращения террористических актов» [4].

Из приведенных заявлений следует, что Д.А. Медведев, говоря об антитеррористической деятельности, описывает ее как совокупность

многочисленных «точечных» акций, направленных на борьбу с частными случаями проявления проблемы. Даже при успешном и своевременном принятии мер в одной области, нет никакой гарантии, что очаги терроризма не разгорятся в другой. Получается, что инициируемая Президентом РФ антитеррористическая деятельность имеет симптоматический характер и направлена лишь на то, чтобы бороться с единичными проявлениями терроризма, но не с первопричинами явления.

Из практических действий Д.А. Медведева можно отметить, прежде всего, работу над категориальным аппаратом по закреплению за террористом статуса «нечеловека». Если мы посмотрим на российскую практику борьбы с терроризмом, то увидим, что Президент РФ проводит четкую грань между понятиями «человек» и «террорист». Например, говоря о пострадавших во время взрывов в метро 29 марта 2010 г., Д.А. Медведев делает принципиальное разделение между пострадавшими, в отношении которых «всё будет сделано по-человечески», и теми «нелюдьми», которые совершили теракт: «Мы

действительно за последнее время убедились в том, что эти люди - их и людьми-то нормальными назвать нельзя - это просто звери, и безотносительно к тому, какими мотивами они руководствуются, то, что они делают, является преступлением по любому праву и исходя из любой морали» [3]. Тем самым Президент РФ применяет противопоставление «Мы - они» как «люди - звери (нелюди)». Теракт в Домодедово Д.А. Медведев также называет «зверским и чудовищным преступлением». Оказавшись за условной чертой, совершившие теракт лишаются своего человеческого статуса. В результате «клеймления» и вынесения террористов за пределы «человеческого» происходит фактическое ущемление их прав, а власти получают полномочия действовать по отношению к ним без соблюдения общепринятых принципов и норм. Опираясь на такие рассуждения, Д.А. Медведев призывает всю мировую общественность говорить о террористах исключительно как о преступниках: «Я посмотрел: в ряде газет после совершения этого террористического акта террористы, как и прежде, назывались «rebels» (повстанцы). Мы это принять не можем. Для нас это неприемлемо» [3].

В рамках антитеррористической деятельности Д.А. Медведевым в конце 2009 г. был внесен ряд поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, призванных исключить саму возможность избежания наказания за террористическую деятельность. В январе 2010 г. на встрече с директором ФСБ

А.В. Бортниковым Д.А. Медведев определил цели и дал задание: «В том, что касается бандитов, наша политика остаётся прежней. Их нужно просто уничтожать, делать это жёстко и делать это систематически, то есть регулярно. Нужно методично работать, нужно просто действовать «по всей поляне», если где-то появился след, значит, нужно искать их и уничтожать» [1]. На что А.В. Бортников ответил: «Есть, Дмитрий Анатольевич. Система выстроена, я считаю, что она будет работать эффективно» [1]. Сразу же после взрывов в московском метро 29 марта 2010 г. Д.А. Медведев поручил усилить меры безопасности на транспорте по всей стране и подписал указ о системе комплексной защиты людей на транспорте.

При соотношении сказанного Президентом РФ с предпринятыми по усмирению терроризма действиями во многом заметно соответствие ранее обозначенному курсу на «уничтожение» и «контроль». На совещании в связи с терактами в метро 29 марта 2010 г. Д.А. Медведев отметил, что за последнее время в области борьбы с террором «всё-таки кое-что удалось». Подразумевая под этим то, что «удалось открутить головы наиболее одиозным бандитам. Но, видимо, мало. В любом случае всех найдём в положенное время и всех накажем. Так же, как и предыдущих. Только таким образом» [1]. Во время этого выступления выявляется противоречивость его заявлений. Сначала он говорит о том, что процесс ликвидации террористов ведется весьма успешно, а далее сам отмечает неэффективность применяемой практики, которая не помогает справиться с нарастающей проблемой и констатирует: «Несмотря на всю проделанную работу и резкое уменьшение в 2008 году числа крупных терактов, количество террористических проявлений так и не снизилось» [5]. В своих выступлениях Д.А. Медведев неоднократно подчеркивает необходимость существенно усилить то, что уже делается не только в конкретном пункте, и даже не ограничиваться пределами одного государства. Жесткий политический дискурс, призывы к уничтожению и раньше исходили от первых лиц страны: в 1999 г. - во время контртеррористической операции в Дагестане, в 2001 г. - после успехов в борьбе с чеченскими сепаратистами, в 2004 г. - после происшествий в московском метро и захвата школы в Беслане. Однако это никак не повлияло на уровень террористической активности.

Государство, как управленческий аппарат, работая в целях обеспечения безопасности своих граждан, получает право действовать без ограничений. При этом государство не предоставляет своим гражданам развернутых отчетов по

проведенным, планируемым и осуществляемым операциям. Все, что озвучивается Д.А. Медведевым или представителями ФСБ, - это то, что преступление раскрыто, некоторые боевики задержаны, определенное количество террористов уничтожено. После такого доклада остается открытым большое количество вопросов. Как происходило задержание, кто те люди, почему они совершили теракт и доказана ли их вина? Жесткость действий спецслужб и закрытость демонстрируют колоссальную и практически ничем неограниченную государственную власть. При этом Д.А. Медведев с уверенностью говорит от лица граждан России, которые, по его словам, «ждут от ФСБ активной работы по борьбе с терроризмом, экстремизмом и другими преступлениями» [7].

В своих высказываниях и заявлениях Президент РФ Д.А. Медведев определяет борьбу с террористическими элементами как непримиримую, жесткую и постоянную. При этом отождествление самого феномена терроризма с бандитизмом зачастую осуществляется неверно. Как следствие -антитеррористические действия государства сводятся к борьбе с единичными акциями бандитских формирований и физической ликвидации их участников.

Главной задачей по борьбе с терроризмом Д.А. Медведев называет контроль за ситуацией, силовое обеспечение по поддержанию порядка и расследованию терактов. Акцент при этом делается на жестком и бескомпромиссном подходе к преступникам, совершающим террористические акты. Позиция Президента РФ сводится к тому, что разрешение проблемы терроризма произойдет тогда, когда будет ликвидирован последний террорист. Жесткость и жестокость, с которыми Д.А. Медведев призывает подходить к наказанию представителей «бандподполья» [3], настораживают и заставляют задуматься над их правомерностью, оправданностью и эффективностью. Те, кто причастен к совершению теракта, выносятся за пределы социального и правового поля. Апеллируя к полной деморализации террористов, государство легитимирует любую антитеррористическую деятельность своих подразделений, которая очень часто приводит к ограничению свобод собственных граждан. Ущемление прав людей на частную жизнь и свободу действий проявляется как следствие объявленной государством политики по сохранению безопасности общества. При этом информация о проведенных операциях по раскрытию терактов поступает очень лимитированная. На практике получается, что, несмотря на многочисленные акции по ликвидации террористов, их число не

уменьшается, а значит, под вопрос ставится эффективность предпринимаемых действий.

Потенциальная террористическая угроза приводит к стремлению глав государств повысить уровень безопасности, что, в свою очередь, приводит к ужесточению контроля в различных сферах жизни общества. На определенных этапах выполнения антитеррористической программы может возникнуть опасность систематических нарушений прав и свобод, оправдываемых обеспечением личной безопасности граждан. Ужесточение контроля документов, прослушивание телефонных переговоров, личный досмотр, запрещение забастовок и других массовых выступлений, приостановка деятельности оппозиции - это лишь некоторые меры, которые применяются правительствами ряда стран, в том числе и РФ. При этом непопулярные в другой период политические решения во время существования постоянной террористической угрозы воспринимаются большинством представителей мирового сообщества как необходимые. А на высшем политическом уровне противостояние терроризму становится оправданием тех решений, которые не могли бы быть осуществлены при отсутствии террористической угрозы.

* * *

1. Встреча с директором ФСБ А.В. Бортниковым // Президент России: официальный сайт. ЦКЬ: http://kremlin.ru/news/6597 (дата обращения: 2 августа 2010 г.).

2. Выступление на расширенном заседании коллегии Федеральной службы безопасности // Президент России: официальный сайт. ЦКЬ: http://kremlin.ru/transcripts/2991 (дата обращения: 2 августа 2010 г.).

3. Дмитрий Медведев почтил память жертв взрывов в московском метро // Президент России: официальный сайт. ЦКЬ: http://kremlin.ru/news/7283 (дата обращения: 2 августа 2010 г.).

4. Начало совещания с руководителями республик Северо-Кавказского федерального округа, территориальных подразделений Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел // Президент России: официальный сайт. ЦКЬ: http://kremlin.ru/transcripts/7308 (дата обращения: 2 августа 2010 г.).

5 .Совещание в связи с терактами в метро // Президент России: официальный сайт. ЦКЪ: http://kremlin.ru/news/7265 (дата обращения: 2 августа 2010 г.).

6. Совещание с постоянными членами Совета безопасности в июне 2009 года // Президент России: официальный сайт. ЦКЬ: http://kremlin.ru/news/4632 (дата обращения 2 августа 2010 г.).

7. Терроризм остается главной угрозой безопасности России // Президент России: официальный сайт. ЦКЬ: http://kremlin.ru/news/10145 (дата обращения: 3 февраля 2011 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.