Научная статья на тему 'Моделирование акустической неустойчивости в камере ракетного двигателя твердого топлива'

Моделирование акустической неустойчивости в камере ракетного двигателя твердого топлива Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
325
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Мырзакулов Р., Козыбаков М. Ж., Сабденов К. О.

Изучается возникновение, развитие и последствия акустической неустойчивости в камере ракетного двигателя с твердотопливным зарядом. Рассматриваются относительно низкочастотные колебания с периодом, намного превышающим период собственных колебаний камеры. Но частота изменения термодинамических параметров находится в широких пределах и может быть сравнима с собственной частотой зоны горения. Неустойчивость может приводить к автоколебательному горению, или к хаотическому режиму, или к погасанию горения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Мырзакулов Р., Козыбаков М. Ж., Сабденов К. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modelling acoustic instability in rocket chamber of solid fuel

The appearance, development, and consequences of acoustic instability in rocket chamber with solid fuel have been studied. Relatively lowfrequency oscillations with the period of much more than that of proper oscillations of the chamber are considered. But the frequency of thermodynamic parameters change is in the wide range and can be compared with proper frequency of burning zone. Instability can result in auto-oscillatory burning, or to chaotic conditions, or to burning failure.

Текст научной работы на тему «Моделирование акустической неустойчивости в камере ракетного двигателя твердого топлива»

5. Iglesias M., Tojo J., Dominguez A. Rectification de sistemas multi-componentes. 1. Simulacion de una columna empleando contribu-cion de grupos // Afinidad. - 1995. - V. 52. - № 455. - Р. 12-18.

6. Леонтьев В.С. Компьютерное моделирование процессов ректификации // Химическая промышленность. - 2005. - № 7. -С. 334-346.

7. Карапетьянц М.Х. Химическая термодинамика. - М.: Химия, 1975. - 582 с.

8. Рид Р., Праусниц Дж., Шервуд Т. Свойства газов и жидкостей: Справочное пособие. - Л.: Химия, 1982. - 592 с.

9. Рабинович ГГ., Рябых П.М., Хохряков П.А. и др. Расчеты основных процессов и аппаратов нефтепереработки: Справочник / Под ред. Е.Н. Судакова. - М.: Химия, 1979. - 568 с.

10. Холланд Ч.Д. Многокомпонентная ректификация. - М.: Химия, 1969. - 348 с.

11. Хиао-Мин Ху, Фу Шен. Применение оценки скорости переноса для расчета бинарных коэффициентов массопередачи и моделирование многокомпонентной ректификации // Теоретические основы химической технологии. - 1992. - Т. 26. - № 4.

- С. 486-493.

12. Платонов В.М., Берго Б.Г. Разделение многокомпонентных смесей. Расчет и исследование ректификации на вычислительных машинах. - М.: Химия, 1965. - 368 с.

13. Taylor R., Achuthan K., Lucia A. Complex-domain distillation calculations // Comput. and Chem. Eng. - 1998. - V. 22. - № 12. -Р. 1731-1732.

14. Петлюк Ф.Б., Серафимов Л.А. Многокомпонентная ректификация. Теория и расчет. - М.: Химия, 1983. - 304 с.

15. Diwekar U.M., Malik R.K., Madhavan K.P. Optimal reflux rate policy determination for multicomponent batch distillation columns // Comput. and Chem. Eng. - 1987. - V. 11. - № 6. - Р. 629-637.

16. Ульянов Б.А., Щелкунов Б.И. Процессы и аппараты химической технологии: Гидравлика контактных тарелок. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1996. - 160 с.

17. Павлечко В.Н. Комплексная модель эффективности ректификационных тарелок. 5. Перекрестное движение фаз при перемешивании жидкости // Инженерно-физический журнал. -2001. - Т. 74. - № 3. - С. 177-180.

18. Павлечко В.Н. Комплексная модель эффективности ректификационных тарелок. 7. Взаимосвязь отдельных параметров // Инженерно-физический журнал. - 2002. - T. 75. - № 1. - С. 112-116.

19. Pamfil V. Modele matematice ale corelatiei Gilliland // Rev. Chim.

- 1983. - V. 34. - № 11. - Р. 1022-1024.

20. Rooney J.M. Simulating batch distillation // Chem. Eng. - 1984. -Т 91. - № 10. - P. 61-64.

21. Alopaeus V., Aittamaa J. Appropriate simplifications in calculation of mass transfer in a multicomponent rate-based distillation tray model // Ind. and Eng. Chem. Res. - 2000. - V. 39. - № 11. -Р. 4336-4345.

22. Sharif M., Shah N., Pantelides C.C. On the design of multicomponent batch distillation columns // Comput. and Chem. Eng. -1998. - V. 22. - Appl. - Р. 69-76.

23. Анисимов И.В., Бодров В.И., Покровский В.Б. Математическое моделирование и оптимизация ректификационных установок. - М.: Химия, 1975. - 214 с.

24. Дьяконов С.Г, Лаптев А.Г., Данилов В.А. Определение объемных коэффициентов массоотдачи с помощью математической модели при расчете тарелок с прямоточными клапанами // Химическая промышленность. - 1991. - № 8. - С. 499-501.

25. Jimenez L., Basualdo M. S., Gomez J.C., Toselli L., Rosa M. Nonlinear dynamic modeling of multicomponent batch distillations: a case study // Braz. J. Chem. Eng. - 2002. - V. 19. - № 3. - Р. 307-317.

УДК 536.46

МОДЕЛИРОВАНИЕ АКУСТИЧЕСКОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ В КАМЕРЕ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ

ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Р. Мырзакулов*, М.Ж. Козыбаков**, К.О. Сабденов

*Евразийский национальный университет, г. Астана **Шымкентский социально-педагогический университет, г. Шымкент Томский политехнический университет E-mail: sabdenovko@mail.ru

Изучается возникновение, развитие и последствия акустической неустойчивости в камере ракетного двигателя с твердотопливным зарядом. Рассматриваются относительно низкочастотные колебания с периодом, намного превышающим период собственных колебаний камеры. Но частота изменения термодинамических параметров находится в широких пределах и может быть сравнима с собственной частотой зоны горения. Неустойчивость может приводить к автоколебательному горению, или к хаотическому режиму, или к погасанию горения.

Введение

Еще в конце 30-х гг. прошлого века разработчики системы залпового огня «Катюша» столкнулись со странным явлением. Как оказалось, ряд оригинальных технических решений, который позволил бы достичь больших скоростей реактивных снарядов, не осуществим из-за особенностей горения топлива. Оно, превосходно сгорая на открытом воз-

духе, при определенных условиях «не желало» гореть в камере, или же горело настолько нестабильно, что совершенно приводило в негодность двигатель. Как оказалось, наличие окислителя и горючего в составе топлива не гарантирует равномерное протекание химической реакции, необходимо еще, чтобы внутренние закономерности механизма горения оптимально сочетались с конструкционными особенностями самого двигателя ракеты. Даль-

нейшие теоретические и экспериментальные исследования, проведенные в основном в СССР и США [1-9], позволили понять основные причины нестабильного горения в ракетном двигателе твердого топлива (РДТТ) и сформулировать простые критерии для избегания проявления неустойчивости. Но многогранность и сложность явления горения показывает, что эти критерии имеют весьма узкую границу применимости [1]. Особенно это начинает ярко проявляться по мере продвижения в высокочастотную область, при горении веществ со сложной кинетикой разложения и ее изменчивости при различных температурах и давлениях [2].

Поэтому дальнейшие усилия должны быть направлены на раскрытие детального механизма горения, установление его связи с конструкционными особенностями РДТТ при возникновении неустойчивости. Настоящая работа является продолжением комплекса теоретических исследований [3-5], направленных на выявление такой модели нестационарного горения, которая содержала бы минимум параметров и описывала максимум наблюдаемых эффектов.

Математическая модель

нестационарного горения в РДТТ

При возникновении неустойчивого горения в РДТТ, как правило, звуковые колебания давления происходят на основной моде. При этом не обязательно, чтобы частота звуковой волны совпадала или была близка к собственной частоте горящего топлива: при нарушении баланса массы продуктов горения в камере сгорания колебания могут происходить и на частоте, близкой к обратной величине характерного времени истечения газа из сопла. В таком случае длина волны звука много больше длины камеры, все термодинамические и гидродинамические параметры газа можно считать не зависящими от пространственных переменных. Это, конечно, не относится к процессам горения, которые протекают на масштабах порядка нескольких десятков мкм. Здесь рассматриваются такие изменения физических величин, которые характеризуют двигатель в целом, и их с удовлетворительной точностью можно считать зависящими только от времени. Это существенно упрощает теоретический анализ.

Пусть - площадь поверхности горения; и -скорость горения; / - время. Обычно (наибольшее) характерное время протекания нестационарных процессов таково, что поверхность горения за этот промежуток времени меняется слабо. Поэтому можно считать ¿р«сош1. Скорость изменения массы т=р¥с газа с плотностью р в камере объема ¥с определяется разностью поступающего за счет горения и покидающего камеру через сопло количества вещества [1]:

— =Рси8р - АРРт! (1)

й

где р - плотность топлива; Лс - коэффициент истечения; Еп - минимальное (критическое) сечение сопла. Плотность газа можно определять по уравнению состояния идеального газа р=р/В?Тр. Здесь р - давление; В - газовая постоянная; Тр -температура продуктов сгорания. В широких пределах изменения плотности и давления газа незначительными колебаниями температуры продуктов сгорания можно пренебречь (изотермическое приближение) [1]. Тогда ур. (1) можно записать как

V йр

RgTP dt

= PcUSp - AcPFm ■

(2)

Начальным условием для этого уравнения служит

0 о

0 Рси 8Р

P(t = 0) = p0

P =-

AF

Волну горения твердого ракетного топлива, движущуюся в отрицательном направлении координаты х, представим следующей моделью [4, 5]:

-»<*<х,(О: рЛ = ¿(4. Ц) (3)

х (г) < х <+<ю : др + -^ру = 0, д г 3х

РШ+%)=дх [ °ртх}- ■рП°ехр(-

I d T д T | 9^3 T |

pcp\~dT+v J = 99X [Л9Х l +

+РбгаоехР(-~E) + pc

яг ^ р у р йг р = ряТ •

Граничные условия:

Tc =To,

dxs d x s

x = x (t): -p-r1- = -p—rL + pv, Hc dt И dt И ’

dx dx дY

-Pcd = -pd+PvY - dp-

dt

dxs д Tc .9 T + L dxs

-d-=U(TP)■T=Tc,. axr=Aax-+Lp-4t

u = const • p ° exp I -

x ^+co: = 0.

dx

2 RT dY

dx

= 0.

Здесь х, - поверхность разложения топлива; сс, Хс - теплоемкость и коэффициент теплопроводности материала топлива с температурой Тс, Т(х=х)= Т; Т0 - начальная температура топлива; У, Б - массовая концентрация (доля) и коэффициент диффузии реагирующего вещества; к0 - предэкспо-ненциальный множитель в законе Аррениуса; Ес, Е - эффективные энергии активации химической реакции в твердой и газовой фазах; Т- температура газа; В - универсальная газовая постоянная; X - ко-

эффициент теплопроводности газа; 2 - суммарный тепловой эффект химической реакции в газе; у- показатель адиабаты; Ь - тепловой эффект разложения топлива на газообразные компоненты; у0=сош1 В качестве начальных условий к ур. (3) должны быть взяты их стационарные решения. Дальнейшие упрощения для решения ур. (2), (3) сводятся к переходу к лагранжевой координате. Ур. (3) в безразмерных переменных приведены в работах [4, 5]. В частности, весь процесс горения в модели определяется следующими параметрами:

Т

й —

о т о ’

ято

ч—О-

СТО '

а —

в

В —-

1

йх.

Кс рс

1 = —Ъ.

в

Р

П — —

Р

йг

X

ЯТ_

Е ’ (и °)2

сТ0

с ,

ак к,

г,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к, — •

рс

Ко —

(и °)2

Здесь ноль вверху символов означает их стационарные значения. Отрицательное I означает экзотермическую реакцию на поверхности разложения топлива, положительное - эндотермическую.

Результаты исследования и их анализ

Как выяснилось в процессе решения ур. (2, 3), частота реализующихся в системе колебаний имеет порядок обратной величины т.н. аппаратурной константы х:

V (и •)=

%

яТ АЛКс

(4)

представляющей собой отношение %=^Д, где Ц^ЛВТРЛРХ 4=к,/(и0)2 - характерные времена истечения газа из сопла и тепловых процессов в твердой фазе топлива. Стационарная скорость горения и0 определяется рабочим давлением р° в камере, р°~107 Па.

Существует критическое значение %=%, ниже которого стационарный режим работы двигателя невозможен [1]. Как удалось установить, это критическое значение % сильно зависит от параметров, определяющих механизм горения. Причем, уменьшение его значения означает появление все более высокочастотных колебаний с началом потери устойчивости (рис. 1-4). Для всех рисунков а=0,01; ^=1,0; 7=1,4. На рис. 1 %*«2,4. Феноменологические коэффициенты к, г рассчитывались по формулам, приведенным в [4, 5].

За границей устойчивости %<х*«2,4 сначала наступает автоколебательное горение (рис. 1, а). По мере дальнейшего продвижения вглубь области неустойчивости, т. е. с уменьшением %, колебания становятся более жесткими, с глубокими падениями скорости горения. В дальнейшем выхода на автоколебание не происходит: амплитуда скорости горения становится настолько большой, что реагирующая среда переходит к другому устойчивому состоянию - отсутствию горения. Проще говоря, наступает самопроизвольное погасание (рис. 1, б).

Рис. 1. Потеря устойчивости, выход на автоколебательное горение (а, %=1,0) и погасание (б, %=0,08): й0=0,3; =-0,3; д=2,0; =0,09; к=1,04

Как известно [6], горящее топливо как самостоятельная система при неизменных внешних условиях имеет свой внутренний механизм, регулирующий его устойчивое состояние. Если этот механизм не сбалансирован, то наступает неустойчивое горение, приводящее или к автоколебательному горению, или к погасанию [4]. Удаленность от границы устойчивости (назовем ее (/„-границей) может быть охарактеризована двумя параметрами к и г. Замечено, что величина % тем больше, чем дальше располагается состояние горения от С0-гра-ницы. Например, стоит только немного отодвинуться (по сравнению с рис. 1) от этой границы, наблюдается быстрое снижение % (рис. 2). Здесь уже %*«0,63.

Дальнейшее удаление от (/„-границы приводит к еще большему снижению %. Такое уменьшение сопровождается появлением новых качественных свойств: относительное небольшое изменение (в сторону уменьшения) % в неустойчивой области сразу же приводит к погасанию (рис. 3). Т е. область существования по параметру % автоколебательного режима горения сужается. Периодический режим горения сосредоточен в очень узком интервале изменения %, например, при %=8.10-3 горение еще устойчиво.

Варьирование параметром % показало возможность реализации нерегулярного режима горения, который может быть охарактеризован как динамиче-

а

ский хаос (странный аттрактор). Действительно, по мере уменьшения аппаратурной константы растет амплитуда автоколебаний и все сильнее проявляется нелинейность системы. Если еще уменьшать %, то происходит удвоение периода колебаний. Над увеличением периодов в дальнейшем проследить трудно: малое изменение % приводит к нерегулярному режиму горения, подобно приведенному на рис. 4. Таким образом, переход к хаотическому режиму горения соответствует сценарию Помо-Манневила [7]. При больших значениях % хаотического колебания не удалось обнаружить. Хотя, конечно, это не говорит о его невозможности появления. Возможно, варьирование параметрами произведено недостаточно.

1,81,61,41,21,00,8- ^^*Ал/ч/\ллллдЛДДДДДД/

В

в*

■««ллллллаллааал/уа/

у*

Рис. 3. Автоколебательное горение (а) х=7103 и наступление погасания (б) %=5- 1Сг3 при потере устойчивости: 00=0,43; =-0,23; q=2,7; к=0,63; г=0,11

1.6

В

1.2

Рис. 2. Потеря устойчивости и выход на автоколебательное горение: х=0,2; в0=0,3; ¡=-0,23; q=2,2; г=0,13; к=1,17. Обозначены: ^ - положение фронта пламени в газе; 6, У5 - температура и концентрация на поверхности разложения

Для надежной идентификации странного аттрактора следовало бы произвести расчет энтропии Колмогорова-Синая или спектра реализующихся колебаний. Но это отдельная и довольно сложная задача. Но грубо наличие динамического хаоса можно определить визуально, представив колебательный режим горения в фазовых переменных, например, в плоскости В - ёВ/ёт. Если зависимость В(т) периодическая функция, то на фазовой плоскости ей будет соответствовать замкнутая кривая. Если же периодичности нет, то на фазовой плоскости траектория будет «заметать» область [7]. Соответствующее построение приведено на рис. 5.

Рис. 4. Нерегулярные колебания скорости горения (а) и основных параметров границ разделов фаз (б) при эндотермической реакции разложения топлива: 6=0,43; ¡=0,23; q=3,С; к=0,70; г=0,12; %=4-Ш3

а

а

1.6'

B

1.2'

0.8'

-40"

"40"

"80"

i2o

dB/dт

Рис. 5. Фазовая кривая режима горения, приведенного на рис. 4

Такому «визуальному» анализу аналогичен по своей сути подход, основанный на построении отображения Пуанкаре: периодической кривой на плоскости Пуанкаре отвечает изолированный набор точек, а странному аттрактору - множество точек, которое может быть охарактеризовано своей размерностью, обычно дробным числом.

Потеря устойчивости не всегда приводит к автоколебательному горению. Существуют такие параметры, например, 60=0,6; /=-0,23; #=2,41; в=0,06; в=0,02; К>=3,8.108; о=0,01; Ье=1,0; 7=1,4; г=0,14; к=0,95, когда за границей устойчивости % возрастающие возмущения приводят к погасанию.

Говорить о какой-либо конкретной частоте колебаний на рис. 4, 5 не приходится. Но интервал (безразмерного) времени между двумя максимумами колебаний составляет около 0,07, т. е. сравним с безразмерным временем релаксации о процессов в газовой фазе. Если этот промежуток времени принять за период колебаний, то при давлении около 107 Па и в размерных единицах их частота составляет примерно 103 Гц, т. е. относится к области высоких частот. Для сравнения заметим, параметры на рис. 1, 2 имеют частоту колебаний примерно 40 и 100 Гц.

Заключение и основные выводы

Моделирование нестационарного горения твердых ракетных топлив в камерах ракетных дви-

гателей показало возможность проведения описания рассматриваемого явления на основе ур. (2, 3). Возникновение потери устойчивости при уменьшении аппаратурной константы, реализация вслед за этим автоколебательного и нерегулярного режима горения или же погасания горения наблюдалось в многочисленных экспериментах, которые хорошо отражены в обзорной литературе [1, 8, 9 и др.]. Показанная в работе единая акустическая природа низкочастотной и высокочастотной неустойчивостей согласуется со сложившимися современными представлениями [1].

Возникновение акустической неустойчивости может приводить (если нет погасания) к росту или небольшому падению среднего давления в камере. В проведенных расчетах среднее давление всегда немного падает, несмотря на рост средней скорости горения. Это происходит из-за запаздывания давления относительно скорости горения (рис. 1, а), т. к. изменение скорости горения зависит от давления опосредованно через изменение температуры. Отсюда следует вывод, что среднее давление в камере будет повышаться при снижении сдвига фаз между давлением и скоростью горения. Показатель у0 в скорости горения в приведенных выше расчетах полагался равным нулю. В противном случае принципиальных изменений в физической картине развития неустойчивости не наблюдается, но ярче проявляется нелинейный характер возникающих колебаний. Это обычно приводит к нерегулярным изменениям во времени физико-химических параметров, характеризующих горение.

Более подробное сравнение с имеющимися экспериментальными данными не представляется возможным из-за отсутствия в литературе сведений по кинетике химических реакций, протекающих в камерах ракетных двигателей. В настоящей работе при проведении расчетов ориентиром служили коэффициенты к и г, числовые значения которых меняются для большинства топлив в относительно небольших интервалах [1, 6]: г=0,05...0,3; к=0,8...1,5. Соответственно, параметры 00, /, q, в, в, К брались так, чтобы коэффициенты к и г попадали в указанные интервалы или же были близки к ним.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Присняков В.Ф. Динамика ракетных двигателей твердого топлива. - М.: Машиностроение, 1987. - 248 с.

2. Теория взрывчатых веществ: Сб. статей / Под ред. А.А. Андреева. - М.: Высшая школа, 1967. - 384 с.

3. Сабденов К.О., Миньков Л.Л. Особенности горения ракетного топлива при не равном единице числе Льюиса в газовой фазе // Инженерно-физический журнал. - 2001. - Т 74. - № 6. -C. 61-72.

4. Сабденов К.О. Режимы горения твердого ракетного топлива, распадающегося на газ по механизму пиролиза // Известия Томского политехнического университета. - 2006. - Т. 309. -№ 3. - С. 120-125.

5. Мырзакулов Р., Козыбаков М.Ж., Сабденов К.О. Погасание твердых ракетных топлив и взрывчатых веществ при переменном давлении // Известия Томского политехнического университета. - 2006. - Т. 309. - № 5. - С. 122-130.

6. Новожилов Б.В. Нестационарное горение твердых ракетных топлив. - М.: Наука, 1973. - 176 с.

7. Лоскутов А.Ю., Михайлов А.С. Введение в синергетику. - М.: Наука, 1990. - 212 с.

8. Исследования ракетных двигателей на твердом топливе / Пер. с англ. Под ред. И.Н. Козловского. - М.: Иностранная литература, 1963. - 440 с.

9. Абугов Д.И., Бобылев В.М. Теория и расчет ракетных двигателей твердого топлива. - М.: Машиностроение, 1987. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.