Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЛЬТРАЦИИ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ БИНС'

МОДЕЛИРОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЛЬТРАЦИИ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ БИНС Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
22
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ползуновский вестник
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / SIMULINK-МОДЕЛЬ / АДАПТИВНЫЙ ФИЛЬТР / ЭТАЛОННЫЙ СИГ- НАЛ / ПОГРЕШНОСТЬ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ледовской М. И.

Рассмотрена возможность использования адаптивной фильтрации для компенсации по- грешностей инерциальных измерителей БИНС. Приведен способ получения эталонного сигнала для адаптивного фильтра, а также алгоритм интегрирования уравнений инерциальной навига- ции с использованием адаптивной фильтрации. Представлена структура Simulink-модели для исследования адаптивного фильтра в составе БИНС и результат адаптивной фильтрации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Ледовской М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЛЬТРАЦИИ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ БИНС»

УДК 681.3:519.6

МОДЕЛИРОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЛЬТРАЦИИ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ БИНС

М.И. Ледовской

Рассмотрена возможность использования адаптивной фильтрации для компенсации погрешностей инерциальных измерителей БИНС. Приведен способ получения эталонного сигнала для адаптивного фильтра, а также алгоритм интегрирования уравнений инерциальной навигации с использованием адаптивной фильтрации. Представлена структура Simulink-модели для исследования адаптивного фильтра в составе БИНС и результат адаптивной фильтрации.

Ключевые слова: моделирование, Simulink-модель, адаптивный фильтр, эталонный сигнал, погрешность

Введение

При разработке недорогих навигационных систем гибридного типа (GPS/БИНС, ГЛОНАСС/БИНС) для подвижных объектов (автомобилей) используются дешевые инер-циальные измерители БИНС [1]. Это приводит к тому, что интервал получения приемлемого по точности решения БИНС ограничивается несколькими секундами. Причиной данного обстоятельства являются погрешности инерциальных измерителей, которые быстро накапливаются в алгоритме БИНС. Это дрейф нуля, который подвержен влиянию ряда трудно учитываемых факторов, а также шум, уровень которого превышает полезный сигнал инерциальных измерителей.

Получение эталонного сигнала

Решение данной задачи стало возможным, благодаря использованию алгоритма БИНС [3], в котором используется геодезическая система координат OENh и система OXYZ, связанная с подвижным объектом, а источниками сигналов являются три акселерометра и три датчика угловых скоростей.

С целью получения эталонного сигнала выполняются независимые измерения навигационных параметров. В частности, скорость автомобиля измеряется с помощью датчиков ABS, а курс - трехкомпонентным электронным векторным компасом. Эти измерения дают опорные значения скорости VoП и курса Коп, относительно которых определяются невязки AV, AK для значений V и К, вычисленных в алгоритме БИНС. После этого невязки AV, AK отображаются из системы

OENh в систему OXYZ и преобразуются в соответствующие погрешности инерциальных измерителей. Например, исходя из невязок AV, AK, можно найти приближенные по-

грешности Дпх, Апу, с которыми акселерометры измеряют проекции ускорения подвижного объекта пх, пу на оси X, Y соответственно.

Найденные погрешности Дпх, Дпу являются искомыми эталонными сигналами, которые можно использовать в адаптивном фильтре. Для успешной фильтрации достаточно обеспечить корреляцию эталонных сигналов с реальными погрешностями инер-циальных измерителей. Поэтому на точность независимых измерений скорости и курса жесткие условия не накладываются.

Адаптивная фильтрация погрешностей инерциальных измерителей с использованием изложенного способа получения эталонного сигнала приводит к необходимости перестройки процесса интегрирования уравнений инерциальной навигации.

Интегрирование уравнений инерциальной навигации

Алгоритм интегрирования уравнений инерциальной навигации с адаптивной фильтрацией погрешностей инерциальных измерителей организуется по принципу «прогноз-коррекция» и состоит из следующих этапов:

• Получение текущих значений ускорений

Пх, Пу.

• Пробное интегрирование уравнений инерциальной навигации на текущем шаге с целью прогноза значений скорости V и курса К.

• Получение опорных значений скорости Vоп и курса Коп по результатам независимых измерений.

• Вычисление невязок скорости и курса относительно опорных значений:

ПОЛЗУНОВСКИИ ВЕСТНИК № 2/1, 2012

МОДЕЛИРОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЛЬТРАЦИИ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ

БИНС

AV = Von - V, AK = Kon - K.

• Приближенное вычисление погрешностей ускорений Anx, Any, вызвавших невязки

скорости и курса AV, AK .

• Адаптивная фильтрация погрешностей

Anx, Any.

Повторное интегрирование уравнений инерциальной навигации на текущем шаге с

использованием уточненных значении ускорений пх, пу.

Приведенный алгоритм реализован в виде Simulink-блока БИНС, функциональность которого обеспечивается С-кодом по аналогии с [4]. Данный Simulink-блок входит в состав общей Simulink-модели для анализа погрешностей БИНС (рисунок.1).

Рисунок 1 - Структура Simulink-модели для анализа погрешностей БИНС

Моделирование адаптивной фильтрации

В качестве адаптивного фильтра в Simulink-блоке БИНС используется RLS-фильтр, реализующий рекурсивный метод наименьших квадратов на растущем окне с экспоненциальным взвешиванием [5]. Алгоритм данного фильтра имеет следующий вид:

е^) = у(Ю - и^ЮН^ -1), Р^ - 1)и(Ю

K(k) =

Х + uTP(k - 1)u(k)'

P(k) =1 [p(k -1) - ^»Р^ -1)],

л

Н(Ю = H(k -1) + K(k)e(k), где uT(k) - вектор-строка отсчетов входного сигнала; у(^ - отсчет эталонного сигнала; е(^ - отсчет выходного сигнала, Н(^ - вектор-столбец коэффициентов фильтра, -обратная корреляционная матрица входного сигнала, - вектор-столбец коэффициентов усиления; 0<Л<1 - коэффициент экспоненциального взвешивания, учитывающий изменение статистических свойств входного сигнала во времени; k - номер отсчетов. Начальные значения Н(0) и Р(0) выбираются в

соответствии с рекомендациями, приведенными в [5].

RLS-фильтр используется в Simulink-модели для адаптивной фильтрации погрешностей инерциальных измерителей БИНС. Сигналы инерциальных измерителей формируются в специальном Simulink-блоке модели для заданной траектории движения объекта в виде идеальных значений. Затем к этим значениям добавляются шум и дрейф нуля для имитации реальной погрешности инерциальных измерителей.

В этом же блоке вычисляются эталонные значения навигационных параметров объекта, которые используются для получения результирующей погрешности БИНС. Эти значения используются также в Simulink-блоке БИНС в качестве результатов независимых измерений вместе с добавленной погрешностью.

На рисунке 2 в качестве примера представлены полученные графики ускорения пу трех видов: идеальный сигнал пу в диапазоне от 0 до 5-10-10 м/сек2; сигнал пу с добавленным шумом и дрейфом нуля; восстановленный сигнал пу после выполнения адаптивной фильтрации

М.И. ЛЕДОВСКОЙ

79

Рисунок 2 - результат адаптивной фильтрации погрешности ускорения пу

Как показывают результаты моделирования, адаптивная фильтрация расширяет интервал получения приемлемого по точности решения БИНС, который в данном случае может составлять минуты.

Результаты исследований изложенные в данной статье получены при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках реализации проекта "Создание высокотехнологичного производства по изготовлению информационно-телекоммуникационных комплексов спутниковой навигации ГЛОНАСС/ GPS/Galileo" по постановлению правительства №218 от 09.04.2010.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Синютин С.А. Комплексный стенд для отладки автомобильной гибридной навигационной системы// Измерение. Контроль. Информатизация: материалы двенадцатой Международной научно-технической конференции. - Барнаул, АлтГТУ, 2011. - С. 131-135.

2. Уидроу Б. Адаптивная обработка сигналов/ Б. Уидроу, С.Д. Стирнз. - М.: Радио и связь, 1989. - 440 с.: ил.

3. Щербань И.В. Алгоритм решения навигационной задачи БИНС И.В. Щербань, И.А. Литвя-ков, С.А. Толмачев // Измерение. Контроль. Информатизация: материалы двенадцатой Международной научно-технической конференции. - Барнаул, АлтГТУ, 2011. - С. 27-30.

4. Ледовской М.И. Моделирование алгоритма инерциальной навигации в MATLAB-SIMULINK// Ползуновский вестник. - 2011. -№3/1. - С. 9-11.

5. Адаптивные фильтры: Пер. с англ./ Под ред. К.Ф.Н. Коуэна, П.М. Гранта. - М.: Мир, 1988. -392 с.: ил.

Доцент Ледовской М.И. тел. 8-8634-32-8025, kafmps@ttpark.ru - каф. микропроцессорных систем Технологического института Южного федерального университета в г. Таганроге

УДК 681.518.22

МЕТОДЫ АНАЛИЗА МОДЕЛЕЙ ПРОЦЕССОВ СБОРА И ОБРАБОТКИ СИГНАЛОВ NTC ТЕРМОРЕЗИСТОРОВ

А.О. Беляев

Рассматривается подход к разработке измерительного канала температуры информационно-измерительных систем на базе терморезисторов с отрицательным ТКС (ЫТС) основанный на сквозном моделировании его характеристик. Интегральная модель измерительного канала включает в себя дискретные модели процессов сбора и обработки сигналов чувствительных элементов, и для анализа результатов моделирования должны быть сформулированы методы их оценки

Ключевые слова: терморезистор, ЫТС, обработка, анализ, измерение, температура

Введение

Использование для создания радиоэлектронной аппаратуры САПР сквозного проектирования предполагает разработку устрой-

ства или прибора в единой информационной среде с промежуточным моделированием его узлов и алгоритмов, с целью сокращения сроков разработки и исключения ряда воз-

ПОЛЗУНОВСКИЙ ВЕСТНИК № 2/1, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.