Научная статья на тему 'Модели взаимодействия КемГУ с внешней средой в условиях модернизации высшего профессионального образования'

Модели взаимодействия КемГУ с внешней средой в условиях модернизации высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поварич Илья Прохорович, Сурков Евгений Анатольевич

Рассматриваются различные модели взаимодействия вузов с внешней средой в условиях модернизации высшего профессионального образования на примере Кемеровского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поварич Илья Прохорович, Сурков Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The models of interaction between Kemerovo State University and its environment under the conditions of modernization of educational institutions of higher vocational level

In this article the authors consider different models of interaction between universities and their environment under the conditions of modernization of educational institutions of higher vocational level by the example of Kemerovo State University.

Текст научной работы на тему «Модели взаимодействия КемГУ с внешней средой в условиях модернизации высшего профессионального образования»

И.П. Поварич, Е.А. Сурков

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КемГУ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются различные модели взаимодействия вузов с внешней средой в условиях модернизации высшего профессионального образования на примере Кемеровского государственного университета.

Изменение экономических условий функционирования вузов, глобализация высшего профессионального образования, вхождение в Болонский процесс, постановка новых концептуальных и программных требований перед вузами России Правительством Российской Федерации, Минобрнауки Российской Федерации, Федеральным агентством по образованию, связанных с обеспечением качества образования при минимальных государственных затратах, делает насущным смещение фокусов управленческих проблем с оперативного, повседневного решения задач вузовской жизни на перспективные стратегические цели, связанные с развитием университета, с определением собственного места в образовательном и научном пространстве страны и Кузбасса, с эффективным взаимодействием с внешней конкурентной средой.

Концепция модернизации высшего профессионального образования исходит из того, что вузы должны занять новое место в системе общественного производства. Они должны стать ответственными субъектами рынка труда и рынка образовательных услуг, ориентированными на конкретную региональную социальноэкономическую ситуацию с учетом стратегических задач ее развития.

Проведенный анализ деятельности Кемеровского государственного университета показал, что в вузе существуют серьезные проблемы взаимодействия с внешней средой (главные из них: усиливающаяся конкуренция между вузами на рынке труда и образовательных услуг, демографический спад, отсутствие системного изучения рынка труда и рынка образовательных услуг, разрыв в оценках качества подготовки специалистов у работодателей и вузов, разрыв между структурой спроса на специалистов и структурой их выпуска) и облегченное представление о вызовах, стоящих перед университетом в настоящее время в свете проблем модернизации высшего профессионального образования (в первую очередь, это касается отставания Кемеровского государственного университета от ведущих вузов в реализации Болонских соглашений, отставания по набору рыночно востребованных специальностей и направлений, по представлению платных дополнительных образовательных услуг, отставания в инновационной деятельности, во внедрении в организационную деятельность вуза экономических механизмов, слабой диверсификации внебюджетных источников финансирования).

Причиной этого является затянувшийся переход вуза от прежней, еще советской, модели взаимодействия с внешней средой, к новой - перспективной, в основе которой стратегическое планирование, предполагающее оптимальное использование потенциала вуза и эффективное взаимодействие с окружающей средой,

направленное на опережающее решение возникающих перед вузом проблем.

Кемеровский государственный университет находится в промежуточной стадии своего развития, все еще решая проблемы статусного самоопределения (соответствия/несоответствия критериальным аккредитационным показателям государственного университета).

Подобный вывод требует пояснений. Во-первых, присущая вузу модель взаимодействия с внешней средой означает не столько оценку его деятельности, сколько констатацию факта и особенностей самой модели. Во-вторых, дает информацию к размышлению и возможность принятия управленческих решений, направленных на дальнейшее развитие вуза.

Что характерно для каждой из обозначенных моделей взаимодействия вуза с внешней средой?

Советская модель взаимодействия вуза с внешней средой, характерная для Кемеровского государственного университета (КемГУ) в известный исторический период, фактически означала взаимодействие только с государством и предполагала:

- стабильное и приемлемое бюджетное финансирование основных направлений деятельности вуза, включая заработную плату профессорско-преподавательского состава;

- гарантированный и стабильный контингент бюджетных студентов;

- гарантированное государственное трудоустройство выпускников;

- гарантированного потребителя образовательных услуг, таковым было государство, финансирующее подготовку специалистов с высшим образованием;

- жесткий конкурсный отбор абитуриентов, где основными критериями отбора были способности и знания поступающих;

- патерналистские отношения между государством и вузами.

Государство одновременно выступало защитником и хозяином, требующим неукоснительного выполнения своих приказов и распоряжений по основным направлениям деятельности вузов.

В этом смысле степень свободы и самостоятельности была минимальной, но это компенсировалось отеческой заботой государства о благосостоянии высшей школы.

С переходом страны к рыночным отношениям существенно меняется и модель взаимодействия вузов с окружающей средой. Резко ослабевают патерналистские отношения между государством и вузами. Вузы оказываются лицом к лицу не с государством, гарантирующим стабильную и благополучную жизнь, а с рынком образовательных и научных услуг, диктующим свои правила и требования, не осознающим своей ответственности перед вузами. Резкое сокращение бюд-

жетного финансирования вынуждает вузы заниматься предпринимательской деятельностью, которая в основном сводится к платной подготовке студентов, составляющей основной источник поступления внебюджетных средств.

Получаемых от государства и зарабатываемых средств явно не хватает на достойную заработную плату, осуществление научных исследований, поддержание материально-технической базы образовательного процесса. Тяжелым бременем на плечи вузов ложатся коммунальные и налоговые платежи.

Все это приводит к тому, что профессорско-преподавательский состав вынужден работать не только в университете, но и в других местах, что не могло не сказаться на качестве его деятельности по основному месту работы. Резко сократился приток в вузы талантливой молодежи, что определило старение кадров высшей квалификации (в КемГУ средний возраст доктора наук выше 60 лет, доцента - 50 лет), спад интереса к научной деятельности, особенно в части ее конкурсной оценки (ни один из филиалов и ряд факультетов КемГУ не соответствуют аккредитационному критерию среднегодового объема научно-исследовательских работ на единицу научно-педагогического персонала в денежном выражении).

Происходит постепенное снижение бюджетного контингента студентов по гуманитарным специальностям, что можно считать прямой угрозой существованию классических университетов. Постепенно нас подводят к мысли о прямой зависимости бюджетного контингента студентов от его трудоустройства по специальности, при этом функции по трудоустройству переданы вузам и факультетам. Система государственного распределения ликвидирована. В настоящее время мы наблюдаем ослабление барьеров конкурсного отбора абитуриентов. Частично это связано с отбором по платежеспособности и, к сожалению, с коррупционным отбором. По результатам общероссийских социологических исследований, вузы занимают одно из первых мест в коррупционном списке.

При всем том, что контрольные функции за деятельностью вузов остаются на федеральном уровне, доминирующей тенденцией в образовательной политике государства является децентрализация управления и передача вузам функций самостоятельного планирования и организации своей деятельности. И надо признаться, что грядущие изменения в государственной образовательной политике, которые уже заявлены, не стали еще предметом анализа вузовского менеджмента. Главные из них, на наш взгляд:

- переход от смешанного к нормативно-подушевому финансированию вузов с учетом различных программ высшего профессионального образования;

- введение ГИФО и ЕГЭ (чем лучше сдал экзамены абитуриент, тем больше он принес в вуз денег);

- переход к новым организационно-правовым формам.

Результатом такой государственной политики для вуза, не задумывающегося о ее последствиях, может быть сокращение контингента студентов, а стало быть, финансирования и штатов и, в конечном итоге, - банкротство. Мы обязаны просчитать стратегические по-

следствия этой политики, направленной на развитие конкуренции между вузами за бюджетные средства государства.

Естественно, Кемеровский государственный университет, как и любой другой российский университет, вынужден реагировать на происходящие изменения, формировать собственную модель взаимодействия с внешней средой, исходя из условий своего существования и требований времени.

В настоящее время она сводится к следующим основным моментам, характерным для переходного этапа:

- пониманию необходимости разработки и внедрения стратегического менеджмента и менеджмента качества;

- использованию в планировании своей деятельности элементов маркетинговой политики;

- разработке инновационного регионального аспекта деятельности университета;

- пониманию необходимости эффективной связи с работодателями и властными структурами региона;

- определению политики университета в конкурентной борьбе с другими вузами региона и округа;

- стремлению к усилению международной активности в образовательной, научной и инновационной деятельности;

- пониманию необходимости внедрения в организационную деятельность принципов экономической целесообразности и эффективности;

- пониманию необходимости диверсификации внебюджетных источников финансирования.

Что предполагает перспективная модель взаимодействия с внешней средой?

Как свидетельствует зарубежная и отечественная практика управления вузами, важнейшим инструментом, обеспечивающим его эффективную деятельность, является стратегический менеджмент, включающий в себя стратегическое управление и планирование, в основе которых система менеджмента качества деятельности университета. Если разработка последней в КемГУ была начата несколько лет назад: было создано управление менеджмента качества и прогноза развития, введена рейтинговая оценка эффективности деятельности преподавателей, высшего менеджмента университета и его основных структурных подразделений, то стратегический менеджмент только сейчас вводится в управленческую практику вуза.

Проведенный анализ функционирования университета во внутренней и внешней среде стал основой для разработки миссии КемГУ. Комиссией под руководством ректора был разработан проект миссии университета, в основу которого легли замечания и предложения, полученные в результате его широкого обсуждения в структурных подразделениях вуза.

Представленная миссия (приложение) содержит общие положения о том, чем является в настоящее время университет в образовательном, научном и культурном пространстве России и Сибири и на что делается упор при достижении поставленных вузом стратегических целей.

Для эффективного взаимодействия с внешней средой необходима аналитическая и информационная поддержка в виде соответствующих организационных структур, отвечающих за:

- маркетинговые исследования (регулярный ВШОТ-анализ, мониторинг рынка труда и образовательных

услуг по конкурентам и потребителям, трудоустройство выпускников и т.п.);

- социологические исследования (осуществление обратной связи с работодателями и вузовской общественностью);

- исследование экономической эффективности деятельности вуза по основным его направлениям (определение себестоимости по специальностям и формам обучения, диверсификация внебюджетных источников, минимизация затрат на организацию учебного процесса при сохранении качественных его показателей, затраты на содержание инфраструктуры университета и т.п.);

- прогноз и контроль осуществляемых мероприятий;

- имиджевую и корпоративную политику.

Фактически не менявшаяся на протяжении десятилетий организационно-управленческая структура университета явно перестала отвечать новым требованиям, предъявляемым обществом к вузам. Необходимость модернизации организационной структуры управления КемГУ определяется в первую очередь потребностью ее приведения в соответствие тем условиям и задачам, которые ставят перед собой университет в свете основных направлений реформирования системы образования Российской Федерации, определенных в таких документах, как: «Концепция модернизации российского образования на период 2010 года» (2002), «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ» (2004), «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы» (2005).

С этой целью уже начата работа по совершенствованию организационной структуры управления университетом путем создания новых и реформирования старых подразделений («Центр трудоустройства и маркетинга», «Центр экономико-предпринимательской деятельности», «Отдел по связям с общественностью», «Управление менеджмента качества и прогноза развития»); оптимизации схем их подчиненности и компетенции, обновления нормативно-правового обеспечения их деятельности в соответствии с требованиями менеджмента качества; в ближайшей перспективе определение сети процессов вуза, четкое разделение ответственности, полномочий и взаимодействия для каждого из них, скорректированы старые и введены новые должности в административной иерархии вуза, отвечающие содержанию новых задач, которые ставит перед собой университет (проректор по стратегическому развитию и управлению, проректор по научной и инновационной работе). Решение задач, связанных с инновационной деятельностью вуза, требует создания служб, способствующих доведению результатов научных исследований до их коммерческого использования, и инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, новых подходов в ее осуществлении, первый опыт такой работы уже есть (использование проектного подхода в организации инновационной деятельности).

Необходимость привлечения широкой общественности и работодателей к управлению вузом, поиск новых инвестиционных политик привели к созданию «Положения о попечительском совете» и в настоящий момент к завершению работы по созданию самого совета. Это первый шаг к эффективной общественной системе контроля и оценки качества научно-

образовательной деятельности вуза, к созданию университета как открытой системы, адаптированной к потребностям региона и общества в целом.

Помимо «Попечительского совета» резервом развития внебюджетной деятельности и возможности более эффективного решения задач, стоящих перед университетом, является создание «Ассоциации выпускников КемГУ». Работа над этим проектом начата, проводимые новым отделом по связям с общественностью мероприятия должны укрепить положительный имидж вуза как лидера в образовательной, научной и культурной жизни Кузбасса.

Результатом освоения перспективной модели взаимодействия с внешней средой должно стать превращение университета в саморазвивающуюся открытую систему, эффективно взаимодействующую с конкурентной средой.

Приложение

Миссия Кемеровского государственного университета

Кемеровский государственный университет - ведущий в Кузбассе, динамично развивающийся, с разветвленной сетью филиалов, научно-образовательный университетский комплекс непрерывного образования, осуществляющий подготовку кадров и проведение научных исследований по широкому спектру направлений.

История университета - это часть истории культуры, истории становления системы подготовки высококвалифицированных кадров Кузнецкого края. В статусе высшего учебного заведения Кемеровский государственный университет функционирует с 1954 г., когда был создан его предшественник - Кемеровский государственный педагогический институт (КГпИ), прародителем которого, в свою очередь, были педагогический техникум, основанный в 1928 г., а затем Учительский институт (1949 г.).

В 1974 г. КГПИ был реорганизован в университет. Миссия Кемеровского государственного университета состоит в его дальнейшем развитии как классического университета, ведущего научно-образовательного, инновационного и культурного центра Сибири, дающего качественное, доступное, современное образование, востребованное обществом, на основе гармоничного сочетания научной, фундаментальной и профессиональной подготовки кадров, с использованием лучшего отечественного и мирового опыта в образовании и инноваций во всех сферах деятельности, за счет повышения эффективности управления, создания благоприятных условий для повышения качества жизни преподавателей, сотрудников и студентов во имя процветания университета, Кузбасса, России.

Кемеровский государственный университет считает своим долгом бережно хранить и развивать научные, образовательные и культурные традиции классического образования в Кузбассе, готовить кадры высшей квалификации и поддерживать единство научнообразовательного и культурного пространства России.

Кемеровский государственный университет развивает и углубляет фундаментальные и прикладные научные исследования, инновационную деятельность на

основе сотрудничества с ведущими образовательными, научными и производственными центрами России, внедряет ее результаты в образовательный процесс, формирует и поддерживает научные школы.

Кемеровский государственный университет считает важным в своей деятельности интеграцию в мировое образовательное пространство, развитие международного сотрудничества и участие в международных научно-образовательных и инновационных проектах.

Кемеровский государственный университет в своей деятельности исходит из основополагающего принципа уважения к человеку, его правам и достоинству, создает благоприятные условия для саморазвития и самореализации преподавателей, сотрудников и

студентов, формирует корпоративную среду и культуру университета.

Кемеровский государственный университет внедряет инновационные управленческие практики, эффективно использует информационно-коммуникационные технологии, создает органы общественного управления и контроля, призванные обеспечить открытость и инвестиционную привлекательность университета.

Миссия Кемеровского государственного университета направлена на признание его одним из ведущих классических университетов России, лидером в образовательной, научно-исследовательской, инновационной и культурной жизни Сибири.

Статья представлена научно-редакционным советом журнала, поступила в научную редакцию «Педагогика и психология» 20 ноября 2006 г., принята к печати 27 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.