И.П. Поварич, Е.А. Сурков
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КемГУ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются различные модели взаимодействия вузов с внешней средой в условиях модернизации высшего профессионального образования на примере Кемеровского государственного университета.
Изменение экономических условий функционирования вузов, глобализация высшего профессионального образования, вхождение в Болонский процесс, постановка новых концептуальных и программных требований перед вузами России Правительством Российской Федерации, Минобрнауки Российской Федерации, Федеральным агентством по образованию, связанных с обеспечением качества образования при минимальных государственных затратах, делает насущным смещение фокусов управленческих проблем с оперативного, повседневного решения задач вузовской жизни на перспективные стратегические цели, связанные с развитием университета, с определением собственного места в образовательном и научном пространстве страны и Кузбасса, с эффективным взаимодействием с внешней конкурентной средой.
Концепция модернизации высшего профессионального образования исходит из того, что вузы должны занять новое место в системе общественного производства. Они должны стать ответственными субъектами рынка труда и рынка образовательных услуг, ориентированными на конкретную региональную социальноэкономическую ситуацию с учетом стратегических задач ее развития.
Проведенный анализ деятельности Кемеровского государственного университета показал, что в вузе существуют серьезные проблемы взаимодействия с внешней средой (главные из них: усиливающаяся конкуренция между вузами на рынке труда и образовательных услуг, демографический спад, отсутствие системного изучения рынка труда и рынка образовательных услуг, разрыв в оценках качества подготовки специалистов у работодателей и вузов, разрыв между структурой спроса на специалистов и структурой их выпуска) и облегченное представление о вызовах, стоящих перед университетом в настоящее время в свете проблем модернизации высшего профессионального образования (в первую очередь, это касается отставания Кемеровского государственного университета от ведущих вузов в реализации Болонских соглашений, отставания по набору рыночно востребованных специальностей и направлений, по представлению платных дополнительных образовательных услуг, отставания в инновационной деятельности, во внедрении в организационную деятельность вуза экономических механизмов, слабой диверсификации внебюджетных источников финансирования).
Причиной этого является затянувшийся переход вуза от прежней, еще советской, модели взаимодействия с внешней средой, к новой - перспективной, в основе которой стратегическое планирование, предполагающее оптимальное использование потенциала вуза и эффективное взаимодействие с окружающей средой,
направленное на опережающее решение возникающих перед вузом проблем.
Кемеровский государственный университет находится в промежуточной стадии своего развития, все еще решая проблемы статусного самоопределения (соответствия/несоответствия критериальным аккредитационным показателям государственного университета).
Подобный вывод требует пояснений. Во-первых, присущая вузу модель взаимодействия с внешней средой означает не столько оценку его деятельности, сколько констатацию факта и особенностей самой модели. Во-вторых, дает информацию к размышлению и возможность принятия управленческих решений, направленных на дальнейшее развитие вуза.
Что характерно для каждой из обозначенных моделей взаимодействия вуза с внешней средой?
Советская модель взаимодействия вуза с внешней средой, характерная для Кемеровского государственного университета (КемГУ) в известный исторический период, фактически означала взаимодействие только с государством и предполагала:
- стабильное и приемлемое бюджетное финансирование основных направлений деятельности вуза, включая заработную плату профессорско-преподавательского состава;
- гарантированный и стабильный контингент бюджетных студентов;
- гарантированное государственное трудоустройство выпускников;
- гарантированного потребителя образовательных услуг, таковым было государство, финансирующее подготовку специалистов с высшим образованием;
- жесткий конкурсный отбор абитуриентов, где основными критериями отбора были способности и знания поступающих;
- патерналистские отношения между государством и вузами.
Государство одновременно выступало защитником и хозяином, требующим неукоснительного выполнения своих приказов и распоряжений по основным направлениям деятельности вузов.
В этом смысле степень свободы и самостоятельности была минимальной, но это компенсировалось отеческой заботой государства о благосостоянии высшей школы.
С переходом страны к рыночным отношениям существенно меняется и модель взаимодействия вузов с окружающей средой. Резко ослабевают патерналистские отношения между государством и вузами. Вузы оказываются лицом к лицу не с государством, гарантирующим стабильную и благополучную жизнь, а с рынком образовательных и научных услуг, диктующим свои правила и требования, не осознающим своей ответственности перед вузами. Резкое сокращение бюд-
жетного финансирования вынуждает вузы заниматься предпринимательской деятельностью, которая в основном сводится к платной подготовке студентов, составляющей основной источник поступления внебюджетных средств.
Получаемых от государства и зарабатываемых средств явно не хватает на достойную заработную плату, осуществление научных исследований, поддержание материально-технической базы образовательного процесса. Тяжелым бременем на плечи вузов ложатся коммунальные и налоговые платежи.
Все это приводит к тому, что профессорско-преподавательский состав вынужден работать не только в университете, но и в других местах, что не могло не сказаться на качестве его деятельности по основному месту работы. Резко сократился приток в вузы талантливой молодежи, что определило старение кадров высшей квалификации (в КемГУ средний возраст доктора наук выше 60 лет, доцента - 50 лет), спад интереса к научной деятельности, особенно в части ее конкурсной оценки (ни один из филиалов и ряд факультетов КемГУ не соответствуют аккредитационному критерию среднегодового объема научно-исследовательских работ на единицу научно-педагогического персонала в денежном выражении).
Происходит постепенное снижение бюджетного контингента студентов по гуманитарным специальностям, что можно считать прямой угрозой существованию классических университетов. Постепенно нас подводят к мысли о прямой зависимости бюджетного контингента студентов от его трудоустройства по специальности, при этом функции по трудоустройству переданы вузам и факультетам. Система государственного распределения ликвидирована. В настоящее время мы наблюдаем ослабление барьеров конкурсного отбора абитуриентов. Частично это связано с отбором по платежеспособности и, к сожалению, с коррупционным отбором. По результатам общероссийских социологических исследований, вузы занимают одно из первых мест в коррупционном списке.
При всем том, что контрольные функции за деятельностью вузов остаются на федеральном уровне, доминирующей тенденцией в образовательной политике государства является децентрализация управления и передача вузам функций самостоятельного планирования и организации своей деятельности. И надо признаться, что грядущие изменения в государственной образовательной политике, которые уже заявлены, не стали еще предметом анализа вузовского менеджмента. Главные из них, на наш взгляд:
- переход от смешанного к нормативно-подушевому финансированию вузов с учетом различных программ высшего профессионального образования;
- введение ГИФО и ЕГЭ (чем лучше сдал экзамены абитуриент, тем больше он принес в вуз денег);
- переход к новым организационно-правовым формам.
Результатом такой государственной политики для вуза, не задумывающегося о ее последствиях, может быть сокращение контингента студентов, а стало быть, финансирования и штатов и, в конечном итоге, - банкротство. Мы обязаны просчитать стратегические по-
следствия этой политики, направленной на развитие конкуренции между вузами за бюджетные средства государства.
Естественно, Кемеровский государственный университет, как и любой другой российский университет, вынужден реагировать на происходящие изменения, формировать собственную модель взаимодействия с внешней средой, исходя из условий своего существования и требований времени.
В настоящее время она сводится к следующим основным моментам, характерным для переходного этапа:
- пониманию необходимости разработки и внедрения стратегического менеджмента и менеджмента качества;
- использованию в планировании своей деятельности элементов маркетинговой политики;
- разработке инновационного регионального аспекта деятельности университета;
- пониманию необходимости эффективной связи с работодателями и властными структурами региона;
- определению политики университета в конкурентной борьбе с другими вузами региона и округа;
- стремлению к усилению международной активности в образовательной, научной и инновационной деятельности;
- пониманию необходимости внедрения в организационную деятельность принципов экономической целесообразности и эффективности;
- пониманию необходимости диверсификации внебюджетных источников финансирования.
Что предполагает перспективная модель взаимодействия с внешней средой?
Как свидетельствует зарубежная и отечественная практика управления вузами, важнейшим инструментом, обеспечивающим его эффективную деятельность, является стратегический менеджмент, включающий в себя стратегическое управление и планирование, в основе которых система менеджмента качества деятельности университета. Если разработка последней в КемГУ была начата несколько лет назад: было создано управление менеджмента качества и прогноза развития, введена рейтинговая оценка эффективности деятельности преподавателей, высшего менеджмента университета и его основных структурных подразделений, то стратегический менеджмент только сейчас вводится в управленческую практику вуза.
Проведенный анализ функционирования университета во внутренней и внешней среде стал основой для разработки миссии КемГУ. Комиссией под руководством ректора был разработан проект миссии университета, в основу которого легли замечания и предложения, полученные в результате его широкого обсуждения в структурных подразделениях вуза.
Представленная миссия (приложение) содержит общие положения о том, чем является в настоящее время университет в образовательном, научном и культурном пространстве России и Сибири и на что делается упор при достижении поставленных вузом стратегических целей.
Для эффективного взаимодействия с внешней средой необходима аналитическая и информационная поддержка в виде соответствующих организационных структур, отвечающих за:
- маркетинговые исследования (регулярный ВШОТ-анализ, мониторинг рынка труда и образовательных
услуг по конкурентам и потребителям, трудоустройство выпускников и т.п.);
- социологические исследования (осуществление обратной связи с работодателями и вузовской общественностью);
- исследование экономической эффективности деятельности вуза по основным его направлениям (определение себестоимости по специальностям и формам обучения, диверсификация внебюджетных источников, минимизация затрат на организацию учебного процесса при сохранении качественных его показателей, затраты на содержание инфраструктуры университета и т.п.);
- прогноз и контроль осуществляемых мероприятий;
- имиджевую и корпоративную политику.
Фактически не менявшаяся на протяжении десятилетий организационно-управленческая структура университета явно перестала отвечать новым требованиям, предъявляемым обществом к вузам. Необходимость модернизации организационной структуры управления КемГУ определяется в первую очередь потребностью ее приведения в соответствие тем условиям и задачам, которые ставят перед собой университет в свете основных направлений реформирования системы образования Российской Федерации, определенных в таких документах, как: «Концепция модернизации российского образования на период 2010 года» (2002), «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ» (2004), «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы» (2005).
С этой целью уже начата работа по совершенствованию организационной структуры управления университетом путем создания новых и реформирования старых подразделений («Центр трудоустройства и маркетинга», «Центр экономико-предпринимательской деятельности», «Отдел по связям с общественностью», «Управление менеджмента качества и прогноза развития»); оптимизации схем их подчиненности и компетенции, обновления нормативно-правового обеспечения их деятельности в соответствии с требованиями менеджмента качества; в ближайшей перспективе определение сети процессов вуза, четкое разделение ответственности, полномочий и взаимодействия для каждого из них, скорректированы старые и введены новые должности в административной иерархии вуза, отвечающие содержанию новых задач, которые ставит перед собой университет (проректор по стратегическому развитию и управлению, проректор по научной и инновационной работе). Решение задач, связанных с инновационной деятельностью вуза, требует создания служб, способствующих доведению результатов научных исследований до их коммерческого использования, и инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, новых подходов в ее осуществлении, первый опыт такой работы уже есть (использование проектного подхода в организации инновационной деятельности).
Необходимость привлечения широкой общественности и работодателей к управлению вузом, поиск новых инвестиционных политик привели к созданию «Положения о попечительском совете» и в настоящий момент к завершению работы по созданию самого совета. Это первый шаг к эффективной общественной системе контроля и оценки качества научно-
образовательной деятельности вуза, к созданию университета как открытой системы, адаптированной к потребностям региона и общества в целом.
Помимо «Попечительского совета» резервом развития внебюджетной деятельности и возможности более эффективного решения задач, стоящих перед университетом, является создание «Ассоциации выпускников КемГУ». Работа над этим проектом начата, проводимые новым отделом по связям с общественностью мероприятия должны укрепить положительный имидж вуза как лидера в образовательной, научной и культурной жизни Кузбасса.
Результатом освоения перспективной модели взаимодействия с внешней средой должно стать превращение университета в саморазвивающуюся открытую систему, эффективно взаимодействующую с конкурентной средой.
Приложение
Миссия Кемеровского государственного университета
Кемеровский государственный университет - ведущий в Кузбассе, динамично развивающийся, с разветвленной сетью филиалов, научно-образовательный университетский комплекс непрерывного образования, осуществляющий подготовку кадров и проведение научных исследований по широкому спектру направлений.
История университета - это часть истории культуры, истории становления системы подготовки высококвалифицированных кадров Кузнецкого края. В статусе высшего учебного заведения Кемеровский государственный университет функционирует с 1954 г., когда был создан его предшественник - Кемеровский государственный педагогический институт (КГпИ), прародителем которого, в свою очередь, были педагогический техникум, основанный в 1928 г., а затем Учительский институт (1949 г.).
В 1974 г. КГПИ был реорганизован в университет. Миссия Кемеровского государственного университета состоит в его дальнейшем развитии как классического университета, ведущего научно-образовательного, инновационного и культурного центра Сибири, дающего качественное, доступное, современное образование, востребованное обществом, на основе гармоничного сочетания научной, фундаментальной и профессиональной подготовки кадров, с использованием лучшего отечественного и мирового опыта в образовании и инноваций во всех сферах деятельности, за счет повышения эффективности управления, создания благоприятных условий для повышения качества жизни преподавателей, сотрудников и студентов во имя процветания университета, Кузбасса, России.
Кемеровский государственный университет считает своим долгом бережно хранить и развивать научные, образовательные и культурные традиции классического образования в Кузбассе, готовить кадры высшей квалификации и поддерживать единство научнообразовательного и культурного пространства России.
Кемеровский государственный университет развивает и углубляет фундаментальные и прикладные научные исследования, инновационную деятельность на
основе сотрудничества с ведущими образовательными, научными и производственными центрами России, внедряет ее результаты в образовательный процесс, формирует и поддерживает научные школы.
Кемеровский государственный университет считает важным в своей деятельности интеграцию в мировое образовательное пространство, развитие международного сотрудничества и участие в международных научно-образовательных и инновационных проектах.
Кемеровский государственный университет в своей деятельности исходит из основополагающего принципа уважения к человеку, его правам и достоинству, создает благоприятные условия для саморазвития и самореализации преподавателей, сотрудников и
студентов, формирует корпоративную среду и культуру университета.
Кемеровский государственный университет внедряет инновационные управленческие практики, эффективно использует информационно-коммуникационные технологии, создает органы общественного управления и контроля, призванные обеспечить открытость и инвестиционную привлекательность университета.
Миссия Кемеровского государственного университета направлена на признание его одним из ведущих классических университетов России, лидером в образовательной, научно-исследовательской, инновационной и культурной жизни Сибири.
Статья представлена научно-редакционным советом журнала, поступила в научную редакцию «Педагогика и психология» 20 ноября 2006 г., принята к печати 27 ноября 2006 г.